Главная страница
qrcode

07. Особенности античной науки. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью


Скачать 129,03 Kb.
Название07. Особенности античной науки. Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью
Дата20.11.2020
Размер129,03 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файла07.rtf
ТипДокументы
#113259
Каталог

07. Особенности античной науки.

Почему зарождение первых форм теоретического знания связывают с античностью?

Зарождение первых форм теоретического знания традиционно свя­зывают с античностью. Хотя
Так как любая хозяйственная деятельность была связана с


Для выполнения отождествления необходимо было овладеть опе­рацией выделения «существенных» признаков, а также научиться со­поставлять различные предметы, явления по выделенным признакам. Указанные особенности в дальнейшем сыграли заметную роль в фор­мировании научной методологии, так как нацеливали на выявление внутренних инвариантных «причин» явлений, т.е. нацеливали челове­ка на разграничение мира явлений и мира их глубинных структур.


Рассматривая переход от традиционного общества к нетрадицион­ному, в котором возможно
По мнению М.К. Петрова, такой причиной стал
В других концепциях упор делается на особенности общественной психологии древних греков, обусловленные
В чем заключается специфика основных натурфилософских идей античности?

Представления древних греков о мире, его возникновении, разви­тии и строении получили название натурфилософских.
Особенности
Для создания моделей Космоса нужен был достаточно
Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпиричес­кого познания количественных отношений к теоретическому исследо­ванию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.

К началу IV в. до н. э. было представлено первое в истории человечества изложение основ (IV в. до н.э.) и получи­ла название модели гомоцентрических сфер. Последним этапом в со­здании гомоцентрических моделей была модель, предложенная Ари­стотелем. В основе всех этих моделей лежит представление о том, что Космос состоит из ряда находящихся в непрерывном движении сфер или оболочек, обладающих общим центром, совпадающим с центром Земли.

Среди значимых натурфилософских идей античности представля­ют интерес . Как считал (около 540—450 гг. до н. э.). Если проинтерпретировать мысль Парменида, то проблема будет зву­чать так:
Согласно первому, (V в. до н. э.) и. (около 460—370 гг. до н. э.). Бытие для них не едино, а представляет собой бесконечные по числу невидимые вследствие малости объемов частицы, которые движутся в пустоте; когда они соединяются, то это приводит к возникновению вещей, а когда разъединяются, то — к их гибели. Основа качественного много­образия мира — это многообразие геометрических форм и простран­ственных положений атомов.

Второй путь решения проблемы Парменида связывают с (около 490—430 гг. до н. э.). По его мнению,
(427—347 гг. до н. э.) (384—322 гг. до н. э.)
Чтобы объяснить процессы движения, изменения развития, кото­рые происходят в мире, Аристотель вводит
Велика заслуга Античная Греция и становление науки

Решающим этапом в становлении рационального проекта познания мира явилось культурное развитие Древней Греции. Античная греческая культура в известном смысле оказалась уникальной средой для становле­ния философии и науки.

Вообще, происхождение науки не является самоочевидным результатом развития человеческого общества. Скорее, наоборот, для становления пол­ноценной науки необходимо достаточно сложное и редкое сочетание усло­вий. Поэтому, хотя в традиционалистских обществах Азии, Африки и доко-лумбовой Америки и накапливались различные, порой весьма серьезные знания, общий ход цивилизационных процессов не привел к возникновению в этом обществе науки как автономного предприятия. Только Древняя Гре­ция обладала соответствующим культурным потенциалом, необходимым для появления науки. В древнегреческой культуре возникает научно-фило­софское мировоззрение, ставшее для науки мировоззренческим фундамен­том. Древняя Греция создает теоретический фон познавательного поиска (§ 2.1), благодаря которому рациональный проект,
нацеленный на постижение устройства мира, его характеристик и закономерностей.

Если мифология задает человеку нерасчлененное видение мира как целого, схваченное в нарративных (т.е. рассказанных) сюжетах о происхож­дении мира, человека, народов, профессий и т.п., то теоретическое сознание пытается различить в мире его элементы, внутренние закономерности, произ­водя знание улучшаемое, уточняемое, подлежащее обоснованию.

К числу условий, способствовавших становлению научно-рациональ­ного проекта, относится прежде всего мыслительная свобода древних греков, связанная с тем, что религиозность античной Греции была весьма специфична: в отличие от восточных деспотий, в Древней Греции религи­озные верования не были связяны с жесткой регламентацией индиви­дуальной и общественной жизни. У греков отсутствовала каста жрецов, столь влиятельная в восточных государствах. Древнегреческие верования не задавали столь же консервативного, как на Востоке, жизненного укла­да. Наоборот, они оставляли достаточно пространства для самостоятель­ного интеллектуального поиска —
Интересно также, что для древних греков с начала архаического перио­да была характерна повышенная активность, выразившаяся, помимо про­чего, в их интенсивном колонизационном расселении (с VII в. до н.э.). По сравнению с окружавшими их оседлыми народами греки ярко выделялись своим деятельным характером, предприимчивостью, миграционной по­движностью. Они привыкли полагаться на себя, на свои способности, про­являя при этом живой интерес к окружающему миру. Важную роль играло , тоже играл огромную роль в становлении античной ментальности. Интерес древних греков к окружающему миру оформился в рационально-фило­софское мировоззрение в целом, которое в свою очередь явилось концеп­туальным фундаментом собственно научного проекта. Современное понятие научного исследования как свободного состязательного поиска истины сообществом критично мыслящих людей связано прямыми род­ственными узами именно с античной ментальностью.

К совокупности предпосылок, способствовавших становлению рацио­нального мировоззрения, следует также отнести то, что, как показал М.К. Петров, древнегреческому обществу был присущ особый тип трансля­ции социального опыта. Там человеческая деятельность понималась универ­сализирование, в рационально-понятийных категориях, что способствовало становлению универсализированных структур научного знания. В традици­онных же культурах, для которых характерен именно профессиональный способ трансляции социального опыта (т.е. жесткое закрепление профессиональных групп в рамках каст), становление полноценной науки оказывает­ся невозможным. Кроме того, для науки необходима развитая письменная культура, поддерживающая рационалистический проект. Важны и тонкие лингвистические особенности того языка, который служит исходной сре­дой концептуального продвижения. М.К. Петров показывает, что как раз лингвистические структуры древнегреческого языка удачно поддерживали проект рационально-понятийного освоения действительности1.

Итак, достижением античной ментальности явилось становление ра­ционального проекта в целом. Освобождаясь от схем мифологического мышления, познающий человек ищет обобщающие категории, фиксирую­щие и упорядочивающие многообразие чувственного опыта, и теорети­ческие, структуры, способные объяснить строение мира, его устойчивые основы, смысл и причины его изменений. этический
интерес. закона природы, пришло из социаль­но-юридической практики полисной демократии. Того же происхожде­ния важнейшее для науки понятие причинности.

Представления о неизменном, объективном и разумном миропорядке (логосе) легли в основу и представлений об : таковым является
Досократический период

В VI в. до н.э. в греческих колониях на малоазийском побережье воз­никает т.н. естественные причины происходящего, выдви­гает положение о том, что сгущения
и разрежения.

Примерно в это же время работает . и может быть поэтому познан и описан с помощью математических методов.

, основателем которой принято считать , в своих космологических исследованиях пытается предельно абстрагиро­ваться от чувственных качеств материи. . Оно актуально, т.е. присутствует пол­ностью в настоящем времени, неделимо, неподвижно, неизменно. Бытие не эмпирический феномен, а умопостигаемый (или, говоря современным язы­ком, абстрактный) объект. Лишь то познание обладает истиной, которое приводит нас к абсолютному упомостигаемому бытию. Учение Парменида продолжил
Если элеаты акцентировали момент устойчивости мира, то их совре­менник (примерно 535—470 гг. до н.э.) утверждает, что, наоборот, изначальным состоянием мира является само , изменение. Оно-то и есть всеобщий мировой принцип. Гераклит подчер­кивает, что
Среди последующих мыслителей V в. до н.э. выделяются . (А92-Л32 гг. до н.э.) развивает бесконечное
число разнородных первоэлементов (позже названных гомеомериями). Из исходного хаотического состояния перво­элементы выделяются и упорядочиваются в макроструктуры неким естест­венным упорядочивающим началом (его называют «Нус»). неделимые, качественно однородные элементы, отличающиеся между собой лишь геометрической формой. Двигаясь в пустоте, атомы вступают в комби­нации друг с другом, что и порождает все многообразие чувственных ка­честв. Атомизм Демокрита, т.о., интегрирует представления и о неизмен­ности свойств первовещества, и о его движении, а также о многообразии первоэлементов и одновременно об их качественном единстве.

Классический период

Динамика научно-философских размышлений VI-V вв. показывает, как античная мысль последовательно продвигалась в своих попытках рациональ­ного объяснения устройства мира, справляясь на своем пути с возникающи­ми новыми сложностями. Но наибольшая интенсивность научно-философ­ских изысканий характерна для т.н. классического периода античного мышления, связываемого с именами .

К началу VI в. до н.э. весьма активной была деятельность школ . Софистов без преувеличения можно назвать . Благодаря софистам в центр научно-философских изысканий была поставлена гуманитарная проблематика — проблемы человека и культуры. Тем самым от абстрактных космологических поисков антич­ные мыслители обратились к насущным социально-культурным вопросам. (469-399 гг. до н.э.) многому научился у софистов. Однако к тому времени софистика стала вырождаться в бес­плодную, а порой и явно ангажированную игру ума. Сократ занял реши­тельную позицию, направленную на сохранение лучших достижений античной мысли. Его учение и трагическая судьба вошли в историю как пример верности нравственным принципам и неустанного поиска истины. Для дальнейшего развития научного мышления важную роль сыграл осо­бый метод Сократа, состоявший в диалогическом поиске ответа на тот или иной вопрос. Последовательно отбрасывая неудачные решения, сущности того или иного изучаемого предмета или во­круг способа, каким можно составить понятие о том или ином предмете. Величайший мыслитель Античности, ученик Сократа — (427-347 гг. до н.э.)- Учение Платона, охватывающее темы и внутреннего мира человека, и космологических начал, и методологии познания, и со­циально-политического устройства общества, оказалось первой в исто­рии философии универсальной системой представлений. Но его работы сложны для изучения: в них используются диалогические формы, поэти­чески-мифологические конструкции. Платон ищет абсолютные ориентиры истинного знания, нравственности, принципов государственно-политиче­ского правления. Следуя за Сократом (который становится персонажем многих его произведений), он считает необходимым постичь сущность изучаемого предмета. . Он решительно отстраняется от мира чувственно вос­принимаемых феноменов. Платон, продолжая ценимого им Парменида, создает представление об особой реальности, которая может быть постиг­нута только умом. Ее содержание — . Это не мысли, а то, что является их объективным коррелятом. К сфере умопостигаемого относятся идеаль­ные сущности, например абстракции числа, материальной точки, геомет­рической линии, а также идеи справедливости, красоты и т.п. Истинное познание, по представлениям Платона, работает в абстрактном, отвлечен­ном режиме, двигаясь от идеи к идее.

В 387 г. до н.э. Платон создает собственную научную школу —, которую, пожалуй, можно назвать первой институционализирован­ной научной структурой, с собственным помещением и продуманной системой преподавательской и научной деятельности. Академия стала примером для последующих научных объединений.

Так называемая платоновская традиция сыграла огромную роль в даль­нейшем развитии науки. Выход научного мышления в сферу идеальных предметов следует расценить как его решающее достижение. Например, ста­новление точного естествознания в начале Нового времени является преж­де всего своеобразным возвращением к платоновской традиции (А. Кой-ре). Выход новейшей фундаментальной физики к первоначалам мира как математическим гармониям тоже во многом есть современная трактовка платоновско-пифагорейской темы (В. Гейзенберг и др.).

Ученик (384-322 гг. до н.э.) — всеобъемлющий ум Античности, учитель последующих мыслителей. Его работоспособ­ность, широта интересов и тщательность исследований поражают вообра­жение. За время своей научной деятельности Аристотель либо способство­вал активному развитию, либо вообще стал основоположником целого ряда дисциплин —
Так, некоторые биологические наблюдения и открытия Аристотеля, пере­жив века осмеяния, были блестяще подтверждены лишь в XIX-XX вв.

Фундаментально-философские взгляды Аристотеля, дошедшие до нас в виде суммы фрагментов под названием «физиче­ского
учения; это была качественная физика, отталкивающаяся от представ­лений о круговом характере всякого движения, наличии у каждой вещи ее естественного места и т.п. Натурфилософская система Аристотеля в целом господствовала весь период Средневековья (более тысячелетия), став фун­даментом т.н. аристотелевско-схоластического мировоззрения. Вплоть до начала Нового времени идейное наследие Аристотеля было скреплено его непререкаемым авторитетом. Как известно, новоевропейская наука начала свой разбег с критики аристотелевской онтологии. Но не следует забывать и о том, сколь многим обязаны европейские народы своему учителю — Арис­тотелю. Его научное и вообще культурное влияние неизмеримо.

Эллинизм

Следующий период, называемый (III в. до н.э. — III—IV вв. н.э.), характеризуется . Некоторые открытия были прямым предвосхищением новоепропей-ской науки (изобретение Героном паровой турбины, гелиоцентрическая гипотеза астронома Аристарха Самосского). Расцвет эллинистической науки был относительно недолог (примерно начиная с I в. н.э. начинается ее упадок), но он стал яркой страницей в истории античной мысли.

Достижения и границы античного проекта

Подводя итог достижениям античной мысли, следует еще раз подчерк­нуть, что именно Античности мы обязаны самим познавательным . Идеи теоретической науки, доказательного знания, универсальных логических и общенаучных понятий, абстрактных объектов, а также множество блестящих эмпирических наблюдений, находок и открытий есть результат работы пытливых и неутомимых умов Античности. Трудно сказать, во что бы претворилась . В античной философии сложилось известное противопостав­ление сферы чувственного мира и сферы сверхчувственного мира идей. Это отразилось в раздельном существовании наук , ориенти­рованных на накопление описательных, сугубо качественных знаний (эксперимента как полноцен­ной методологической структуры Античность не знала.

Требовалось решительное преодоление разрыва между созерцатель­ным абстрактным теоретизированием (образцом которого выступали математика и метафизика) и эмпирическим поиском, еще не оформив­шимся в последовательный экспериментальный замысел.
перейти в каталог файлов


связь с админом