Главная страница
qrcode

08. Западноевропейская наука в средние века


Скачать 91,28 Kb.
Название08. Западноевропейская наука в средние века
Дата20.11.2020
Размер91,28 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файла08.rtf
ТипДокументы
#113260
Каталог

08. Западноевропейская наука в средние века

Совершенно новые мировоззренческие горизонты были открыты
Влияние Аристотеля и Платона на средневековое мышление

Определяющую роль для становления средневекового европейско­го мышления сыграли две концептуальные линии — наследие Аристо­теля; идущее через христианское осмысление Платона. . Сейчас слово «схоластика» является синонимом бесплодного умствования. Однако не следует забывать о том, что схоластика была рационалистическим, интеллектуальным пред­приятием.
На заре Средневековья блаженный платоновскую традицию. С его именем связано средневековое течение христианского платонизма (или августинианства). Его влияние на западную культуру колоссально. Им был создан огромный массив работ по самым разным вопросам — уни­кальной человеческой личности.


Высокое Средневековье

Существенная активизация средневековой науки начинается в эпоху Высокого Средневековья, . Освоение расширенного и др.). Универсальный рацио­налистический синтез католического мировоззрения (вопросов догматики
Средневековые университеты замечательны тем, что в них были выра­ботаны базовые ориентиры европейского образования, сохранившиеся до наших дней. Такие понятия, как лекции, экзамены, диспуты, университет­ские должности, ученые звания, диссертации и даже практика деления научных текстов на главы и подглавы (прямо связанная с канонами схола­стики), пришли из средневекового университета. Образовалось целое сословие университетских интеллектуалов со своими традициями и обра­зом жизни.

Оплотом эмпирической науки явились
Позднее Средневековье

Но самая серьезная трансформация средневекового мышления начинает­ся в позднем Средневековье, т.к. nomen
— «имя»). Появление оккамизма означало, по сути дела разрушение средневе­ковой аристотелевской онтологии. Исследовательские акценты сдвигаются с умопостигаемого бытия к эмпирическим феноменам.
Новаторское учение У. Оккама, несмотря на запреты, завоевывает при­знание и в Англии, и на континенте. Во многом под влиянием оккамистского эмпиризма начинается новое оживление научной деятельности. Од­ной из центральных тем физики XIV в. оказывается проблема движения. Знаменитый физик движения в пустоте, несовместимая с традиционной аристотелевской онтологией. Гипотеза движения, предложенная Ж. Буриданом, является, по сути, идейным предвестником современной концепции механического (в т.ч. инерциального) движения. Оживленно рассматрива­ются методологические устои науки — принципы оценки гипотез, вопросы эмпирического подтверждения. , помимо прочего, высказы­вает соображения в пользу гипотезы движения Земли.

В свете последующих открытий новой науки мыслители XIV в. порой кажутся нам уже знающими почти все, к чему значительно позже придет
Значение средневековой науки

Итак, Средневековье нельзя рассматривать как
Каковы характеристики системы знаний в средневековой Европе?

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как «мрачный», имея при этом в виду общий упадок цивилизации, круше­ние Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры. Возникшее в I в. среди простолюди­нов христианство сравнительно быстро овладело умами образованных передовых государственных деятелей. В 325 г. Римская империя была разделена на две части: западную и восточную со столицами Рим и Византия (позже переименованная в Константинополь). Западная Рим­ская империя прекратила свое существование в 476 г. н.э., а Византия существовала еще около тысячи лет.


В центры научных знаний превращались
Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого ха­рактерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание — это знание всеобщее, аподиктическое (доказательное). Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. В этой парадигме нет места знанию неточно­му, частному, относительному, неисчерпывающему.

Так как все на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно, она не может быть несимволичес­кой. Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отож­дествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятиями, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которая производна от понятий. Познавательная деятельность сводится к исследо­ванию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.

Все «вещи видимые» воспроизводят, но не в равной степени «вещи невидимые», т.е. являются их символами. И в зависимости от прибли­женности или отдаленности от Бога, между символами существует оп­ределенная иерархия. Характеризует систему знаний Средневековья и телеологизм, выражающийся в том, что все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей.

Как же, исходя из таких установок, может осуществляться позна­ние? Только под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так,
В мире, сотворенным Богом и по его планам, нет места объектив­ным законам, без которых не могло бы формироваться естествозна­ние. Но в это время существуют уже области знаний, которые подго­тавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию и др. Многие исследователи расце­нивают существование этих дисциплин как промежуточное звено меж­ду натурфилософией и техническим ремеслом, так как они представ­ляли сплав умозрительности и грубого наивного эмпиризма.

Средневековая западная культура — специфический феномен. С одной стороны, продолжение традиций античности, свидетельство тому — существование таких мыслительных комплексов, как созер­цательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизированию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным. С другой стороны, разрыв с античными традициями: Каковы особенности интеллектуальной атмосферы Средневековья и кто являлся основными представителями средневековой науки?

Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв. Средневековье опирается на теологические ценности. Цер­ковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Поло­жения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.

Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скован­ное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.

В Средние века постулаты о творении предполагали выделение
Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских уни­верситетов, свое знание называли (от лат. патер — отец) — учение отцов церкви — выступила первым эта­пом развития средневековой философии. С I по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к опре­деленной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ, а умопостигаемая при­рода возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.

Классик средневековой патристики Вера не нуждает­ся в рационально-теоретической аргументации, истины веры
откры­ваются в акте откровения. Его кредо —" «Верую, ибо абсурдно» показывает, что когнитивно-рациональные структуры не имеют силы в сфере притяжения веры.

Представитель ранней патристики Оригена (около 185—253/254) обращал внимание на то, что Природа превосходит самый ясный и чистый человеческий ум. Мироздание является совечным Богу, до на­шего мира и после него были и будут другие миры. Процесс измене­ния мира в его христологическом учении связывался с глубиной паде­ния духов, их возвращением (спасением) в первоначальное благостное состояние, что не являлось окончательным, поскольку духи и в силу свободной воли могли испытать новое падение.

Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значе­ние придается логике рассуждений, в которой они видят путь пости­жения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачива­ние логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргу­менты. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподава­тельской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинс-кий, Абеляр, Ансельм Кентерберийский.

Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, на­уки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священ­ного писания, должны быть забыты или отвергнуты. Абеляр (1079— 1142) стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные ис­тины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадле­жит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить». В от­личие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума.

Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий «универса­лий». Соответствуют ли им объективная реальность или универсалии — лишь слова и имена?Номиналисты отрицали онтологическое (бытий­ное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предме­том познания могут быть только единичные вещи — индивидуальности. Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивав­шее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные кар­тины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с бо­жественным откровением, вторая — с естественным разумом.

Арабский философ, ученый и врач единого интеллекта и космического детерминизма. Ак­тивный интеллект, существуя вне и независимо от индивидуумов, есть вечный коллективный разум рода человеческого, который не возни­кает, не уничтожается и заключает в себе общие истины в обязатель­ной для всех форме.

Знаменитый ученый
Для
В учении
Интересны представления о процессе познания, развиваемые анг­лийским философом и логиком терминизм.
Естественные поня­тия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «терминами пер­вой интенции», а искусственные, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, называются «терминами второй интенции». Именно они становятся объектом анализа в логике. Оккам ограничи­вал применение понятия причинности сферой эмпирической конста­тации. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.

К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ори­ентацию на совокупность правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуж­дая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характер­ную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренчес­кой и культурной атмосферой этой эпохи. .
перейти в каталог файлов


связь с админом