Главная страница

Русский костюм. 1 7 5 0 1 9 1 7 в пяти выпусках всероссийское театральное общество


Скачать 6.48 Mb.
Название1 7 5 0 1 9 1 7 в пяти выпусках всероссийское театральное общество
АнкорРусский костюм.pdf
Дата12.05.2017
Размер6.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_kostyum.pdf?extra=B_ZzexIHKkGoeq6x5Uex0uLoV4CxDMu6tXi39_
ТипДокументы
#33468
страница10 из 10

С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: North_American_Indian_Motifs_2002.pdf, vk_gettoken, vk_gettoken, Sheyla_Dzhexon_Kostyum_dlya_stseny.pdf, vk_gettoken, Li_Beygan_Grim_dlya_teatra_kino_i_televidenia.pdf, Russkiy_kostyum.pdf?extra=B_ZzexIHKkGoeq6x5Uex0uLoV4CxDMu6tXi39_, Skachat_Bendler_Richard__Rukovodstvo_po_izmeneniyu_lichnosti.doc, Conversations_With_A_Butterfly_-_RhymesPunches.rar, avtor_byl.pdf и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1884 ГОД Слева вечерний парадный костюм из тонкого черного сукна. Фрак с цельной шалью, окаймляющей глубокий вырез на груди. Шаль у шеи узкая, расширяется и округляется книзу. Фрак застегнут на внутреннюю пуговицу, пришитую к шелковому шнурку, или на две, обтянутые сукном, пуговицы, соединенные шелковым шнурком. Рукава умеренно узкие, обшлага нашиты. Фалды фрака сантиметров на 20—22 не доходят до уровня колен. Спинка фрака кроится как показано на стр. 83, на первом рисунке в нижнем ряду. Фрак подбит черным шелком. Брюки умеренно узкие, слегка сужены у колен. Глубоко вырезанный однобортный жилет, без шали или отворотов, сделан из белого пике, пуговицы гладкие перламутровые. Рубашка из тонкого полотна, накрахмаленная, край манжет виден из- под рукавов фрака, воротничок невысокий, стоячий, галстук белый батистовый, завязан бабочкой. Перчатки лайковые белые, шапокляк шелковый, ботинки из лакированной кожи, застегнуты сбоку на пуговицы. Фрак носили и с черным суконным жилетом, также глубоко вырезанным, с низким отложным воротничком и черным галстуком. Справа пальто из темного драпа или сукна, с черным бархатным воротником. Пальто однобортное, с маленьким отложным воротником, застегнуто от воротника до талии. (Перед пальто см. на стр. 99, последний рисунок в нижнем ряду. Цилиндр черный фетровый или шелковый, низкий, с небольшими полями. Перчатки замшевые, палевые или серые. В центре костюм с коротким двубортным сюртуком. Сюртук, жилет и брюки сшиты из одной материи, коричневого, серого или синего сукна (воротник может быть бархатный, из шерстяной материи типа букле, летом из бумажной ткани, из шерстяной фланели и т. п. Сюртук слегка прилегает в талии, карманы прорезные, рукава прямые, обшлага настрочены. Пуговицы костяные, в цвет материи или черные. Покрой спинки см. на стр. 151). Брюки прямые, карманы в боковых швах. Рис. по модному журналу.
156
КОСТЮМЫ ДЛЯ ПРОГУЛКИ год Вверху слева летний пиджачный костюм и платье с полонезом. Пиджаки жилет) из темной цветной шерстяной материи, брюки клетчатые, по темному фону мелкая светлая клетка. Пиджак однобортный, с узким воротником и небольшими отворотами, прилегает в талии. Карманы прорезные, без клапанов. Умеренно узкие рукава заканчиваются настроченным обшлагом. Спинка пиджака с одним швом, в талии прилегает. Брюки несколько сужены книзу, сзади закрывают до половины каблук. Воротничок накрахмаленной рубашки низкий, стоячий, галстук черный или цветной, завязан бабочкой. Шляпа соломенная (канотье, вокруг низкой тульи черная репсовая лента с плоским бантом на левой стороне. Перчатки серые или желтоватые. Ботинки с лакированными носками и цветным суконным верхом застегиваются сбоку на пуговицы. Дама в платье, комбинированном из переливающейся двумя цветами тафты и фая в цвет одного из оттенков тафты (например, сине-зеле­
ная или сине-серая тафта с синим фаем, корич­
нево-красноватая или коричнево-серая тафта с коричневым фаем и т. д . ) . Верхняя часть платья — полонез из фая — состоит из лифа и юбки на светлой шелковой подкладке. Перед юбки выкроен вместе с частями лифа, сзади юбка может быть и пришита. Удлиненный ( как кираса) лиф полонеза застегнут спереди почти до талии, отделан гофрированной фаевой оборкой, заменяющей воротники реверы. Ниже застежки из-под лифа виден подшитый жилет, расшитый шнурком и стеклярусом, на концах вшитых полосок прикреплены шелковые кисти. Рукава 3/4, свободные, слегка расклешены книзу, подшиты узким гофрированным воланом из тафты. Спереди распашная юбка полонеза, задрапированная складками, драпировки подобраны на боках. К свисающим концам пришиты шелковые кисти. Сзади юбка полонеза задрапирована на турнюре. Полонез надет сверх юбки из тафты. Юбка облегает бока, книзу расклешена. Под ней заменяющая подкладку юбка из легкого шелка, к подолу которой пришит узкий гофрированный волан (высота его 5—10 см. Эта юбка пришита к одному пояску с тафтяной юбкой. Светлая шляпа из соломки или из крепа отделана бархатной лентой в цвет фая, светлыми цветами или перьями и лентами-завязками. Перчатки светлые шелковые или лайковые, туфли черные лакированные. Зонтик с белым костяным кончиком и такой же ручкой отделан гофрированной оборкой и шнурком с кистью в цвет шелка зонтика. Внизу справа демисезонные костюмы. Мужчина в коротком голубовато-сером или светло-бежевом суконном пальто с черным бархатным воротником. Пальто двубортное с прорезанными карманами, обшлага умеренно узких рукавов настрочены. Спинка с центральным швом (как на стр. 49, рис. 2 нижнего ряда. Брюки черные суконные с черным шелковым лампасом. Воротничок накрахмаленной рубашки стоячий, низкий, галстук черный шелковый, завязан плоским бантом. Цилиндр черный шелковый с небольшими полями и низкой тульей, вокруг которой положена узкая черная шелковая лента. Ботинки черные с шнуровкой или на пуговицах. Перчатки светло-серые или желтоватые, замшевые. Дама в манто из золотистого плотного шелка, затканного более темным бархатным узором. Лиф манто с прямыми передними полами застегивается спереди нарезные бронзовые пуговицы. Спинка стремя швами удлинена полукруглой баской. Спинку шьют с полукруглой поперечной вытачкой на талии выгибом. Баска на месте турнюра подложена накрахмаленной простроченной парусиной или волосяной тканью в форме полумесяца. Рукава-пелерина пришиты на спинке по боковому шву, на плече по линии проймы, спереди по линии бокового шва до талии. Юбка манто заложена сзади мягкими складками, полы прямые. Подкладка манто шелковая, в цвет материи, но более светлого тона. Воротник, рукава-пелерина и баска обшиты дымчатым песцом. Платье красновато-коричневое. Шляпа темно-коричневая бархатная, отделана красновато-оранжевым страусовым пером. Перчатки палевые. Рис. по модным журналам.
158
ФОРМА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ е ГОДЫ Слева гимназист. Для учащихся казенных и частных гимназий, прогимназий и городских училищ, в том числе и коммерческих, была введена единая форма, которая различалась по цвету воротника, фуражки и брюк. Парадная форма состояла из однобортного полукафтана (как на рисунке) черного сукна, застегнутого на девять металлических гладких пуговиц по цвету галуна (белого или желтого металла. Полукафтан не доходит до колен, воротник стоячий, скошенный, обшит узким золотым или серебряным галуном, петлицы из того же галуна, обшлага разрезные с двумя маленькими пуговицами, обшиты таким же галуном. Спинка подрезана, юбка заложена складками, карманы вертикальные, с клапанами. На концах клапанов по пуговице (всего 4 пуговицы. Брюки черные или темно-серые, суконные. Фуражка черного сукна с околышем по цвету воротника синим или темно-зеленым, бархатным или суконными такой же выпушкой вокруг тульи. На околыше, над козырьком, серебряный или золотой знак с заглавными буквами училища. ( Пальто черного сукна, двубортное, пуговицы, как на мундире, петлицы в цвет воротника, с пуговицей. Пальто доходит до середины икры) Парадная форма предназначена для ношения в обществе и обязательна для всех учеников в торжественных случаях. Повседневная форма для классов и для дома в холодное время года состоит из однобортного пиджака темно-серого сукна, с отложным воротником, застегнутого на 6 костяных пуговиц, и брюк из того же темно-серого сукна. В летнее время носят блузу из сурового полотна с черным ременным поясом и фуражку из белого полотна с установленным значком. Справа институтка (Московского николаевского сиротского института. Платье институток шили из плотной шерстяной материи ( ка мл от ас открытым лифом, короткими рукавами и длинной юбкой. Различались формы по цвету. В некоторых институтах, например в Смольном, в младших классах платья были кофейного цвета, в средних — голубые или синие, в старшем классе — зеленые. Парадные платья были белые. В Московском сиротском институте для благородных девиц форма была изумрудно-зеленая, в старших классах — серая. Сверх открытого платья носили белую пелерину, белый фартук, под короткий рукав подвязывали тесемками, пришитыми к изнанке рукава, длинные белые подрукавники. Завивать волосы и носить украшения институткам не разрешалось. Рис. по фотографии из собрания Гос. Исторического музея.
160
ФОРМА ПОЛИЦЕЙСКОГО УРЯДНИКА, ВВЕДЕННАЯ В 1884 ГОДУ Шапка черной мерлушки с околышем в
2 1/4 вершка (около 10 см, верх шапки темно- зеленого сукна. На околыше посеребренная бляха с гербом губернии. Летом разрешены фуражки (см. рис. справа) общеофицерского образца. Фуражка из темно-зеленого сукна с оранжевыми выпушками по краям околыша и тульи. Мундирный кафтан темно-зеленого сукна, русского покроя, с прямыми бортами. Борта закладываются левый на правый. Воротник стоячий с округленными концами. Обшлага и воротник обшиты оранжевым кантом. Юбка кафтана отрезана только с боков. Сзади заложены четыре складки. Длина кафтана до верха колена. Карманы по бокам кафтана ниже пояса. Воротники рукава обшиты узким серебряным галуном. Летом разрешен китель из небеленого холста с установленными знаками. На погоне серебряный галун в 1 дюйм (2,5 см ширины. Галстук шерстяной или полушерстяной черный, военного образца. Кушак черного сукна окаймлен оранжевым кантом (при револьвере кожаный. Шаровары серовато-синего сукна с оранжевой выпушкой, носят в сапоги. Сапоги черные, до колен. Шашка (см. рис. справа) на портупее. Перчатки белые или серые. Шинель серого сукна (солдатского образца, на воротнике одна петлица темно-зеленого сукна с оранжевым кантом. Такая же форма у городового и околоточного, нона шапке или фуражке под гербом прикреплен номер на металлической ленте воротник кафтана обшит оранжевой тесьмой шириной в
6 мм на воротнике одна петлица из белого бас- сона, плечевые знаки — жгуты оранжевого шнура с серебряными гомбочками. Рис. и текст по Собранию законов 1884 г. Закон № 2097.
162
ИГУМЕНЬЯ ИЖЕ Н ЩИ НА В САЛОПЕ е ГОДЫ Слева игуменья в каждодневной одежде. Белый апостольник закрывает голову и плечи. Апостольник может быть длиннее, тогда распятие надевается сверх него. В парадных случаях полагалось надевать черный апостольники сверх него камилавку, круглую или треугольную «шлычком» (треугольный шлычок более древний, идет св. Камилавку покрывают наметкой — черной матовой тканью. Наметку обертывают вокруг камилавки, скрепляют сзади, концы ее спадают на спину. На улицу монахини выходили в черном апостольнике. Можно было сверх рясы надеть черное светское пальто, приближенное по покрою к рясе, ив таком случае сверх апостольника надевали темный платок. Также одевались настоятельницы и учредительницы общин сестер милосердия, но апостольник они ив парадных случаях и на улице носили белый. Справа женщина в салопе и капоре. Капор из бархата, плюша или вязаный из гаруса, для зимы подбит стеганой ватой, концы завязаны узлом. Салоп из светлого сукна табачного, песочного или серого цвета отделан узким меховым воротником (соболь, куница, котик. Салоп х годов — пальто свободного покроя с широкими длинными рукавами и круглой пелериной. Воротник отложной из той же материи или узкий меховой. Зимний салоп подбивали мехом или ватой. Шили салопы из цветных сукон, из плиса, бархата, плюша, шерстяного и шелкового репса. Мужчина в черном суконном костюме с сюртуком. Галстук черный шелковый. Слева на груди университетский значок. Рис. по фотографии из собрания Гос. Исторического музея.
164
КРЕСТЬЯНИН ВЛЕТ НЕЙ ОДЕЖДЕ Рубаха из холста или из пестряди подпоясана узким тканым или плетеным пояском. Штаны из домотканого белого или окрашенного холста или из пестряди. Картуз с козырьком, обтянутым той же материей, что и тулья. Рубаха сшита старым фасоном длинная, без воротника, ворот застегнут на одну круглую металлическую пуговицу, рукава прямые, без манжет. Одним из наиболее распространенных покроев рубахи был следующий среднее, перекинутое через плечи полотнище составляет основу передка и спинки рубахи. В нем прорезана горловина. Вороти разрез на левой стороне груди обшиты бейкой. Бока (вставные) представляют собой перегнутое вдоль основы полотнище, пришиваются к передку и к спинке по прямой, бочка доходят до низа рукава. Рукав также представляет собой перегнутое по основе полотнище, головка его не скруглена, пришивается к центральному полотнищу по прямой (пройму не вырезают. По внутреннему шву рукав сшит почти до бочков. Подмышку вставляется ластовец. ( Таким образом рукав пришит выше плечевого сгиба сантиметров на 5 — 1 0 ) . При другом покрое рубахи перед и спинка состоят из двух сшитых по средней линии и по бокам, перекинутых через плечи полотнищ. При этом покрое плечо бывает шире, чем требуется, испускается на руку так, что линия, по которой пришивают рукав, проходит ниже уровня плеча сантиметров на 5—10. Рукав, пришитый низко, обычно присобирали вверху. В х годах рубахи старого покроя носили главным образом старики и жители дальних деревень. Люди молодые предпочитали рубахи более короткие, с воротником-стойкой, с манжетом, застегнутым на пуговицы. Рис. по фотографии из собрания Гос. Исторического музея.
166
ВЕРХНЯЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОДЕЖДА Вверху слева крестьянин Вольского уезда, Саратовской губернии в зимней одежде. «Чапан» неотрезной в талии, с прямой спинкой, прямыми передними полами и большими боковыми клиньями надет сверх поддевки или сверх полушубка. Сшит из черного, коричневого или неокрашенного домашнего сукна или у более зажиточных крестьян — из «армячины» — толстого сукна верблюжьей шерсти, желтого цвета, или из черного и темно-зеленого толстого армейского сукна. Шапка зимняя с цветным суконным верхом и меховым околышем. Сапоги черные кожаные. Одежду этого же покроя носили во многих губерниях, где она имела разные названия. В Олонецкой губернии, например, подобный кафтан называли «чуйкой» или халатом. Богатые олонецкие крестьяне шили «чуйки» из черного или синего фабричного сукна с плисовым воротником, менее состоятельные — из «армячи­
ны» и обшивали их по краям черной тесьмой, а бедные — из домотканого сукна. С чуйкой почти совпадает по покрою псковский армяку которого, в отличие от саратовского, воротники отвороты немного уже и запахивается он не так глубоко. По краю воротника, отворотов и пол псковские праздничные армяки обшиты полосой плиса. «Чекмень» или зипун Тамбовской губернии и «азям» Казанской отличаются от псковского армяка только узким шалевым воротником, который у «азяма» покрыт или окантован плисом. Вверху справа крестьянин Тамбовской губернии в поддевке. Поддевка отрезная по талии, сзади присобра­
на. Сшита из сукна или нагольная (овчинная, телячья, застегивается на крючки. Кушак цветной однотонный (красный, синий) или полосатый красный с синими желтыми пр, длиной около 180 см Шапка-«ушанка» с суконным верхом. Штаны из домотканого сукна или из фабричного, если поддевка также из фабричного. ( На штаны шло около 3,5 м сукна при ширине около
4 0 — 4 1 см Сапоги черные кожаные. Внизу слева тульский мещанин в кафтане. Кафтан сшит по-городски, прилегает в талии, рукава узкие с круглым окатом, вшиты вкруг лую пройму. Кафтан надет сверх мехового полушубка, украшенного цветной строчкой и подпоясанного цветным кушаком. Шапка-«кубан- ка из мерлушки. На шее цветной гарусный шарф или ситцевый платок. Сапоги черные кожаные. Внизу справа крестьянин Нижегородской губернии в летней праздничной одежде. Кафтан или «чапан» из верблюжьего желтоватого сукна, неотрезной в талии, с небольшими клиньями по боками широким (около 2 0 — 2 5 см спереди и сзади) откидным воротником. До половины кафтан подбит толстым темным сукном. Кафтан надет сверх «полукафтанья» из того же сукна. Кафтан и полукафтанье могли быть из черного или коричневого домашнего сукна, убога тых из фабричного. Кушак одноцветный, полосатый шерстяной или бумажный. Рубашка красная из холста или из александрийки. Шаровары плисовые, заправлены в черные сапоги. Шляпа черная поярковая, отделана цветной лентой
( украшали шляпы также пряжками, павлиньим пером и т. д. Зимой в Нижегородской губернии носили суконные шапки связаны м шерстяным околышем. Покрой нижегородского кафтана один из самых распространенных. Совершенно также выглядит кафтан Новгородской, Архангельской,
Симбирской, Тульской и других губерний, нов каждой местности есть свое название. Чаще одежда этого видана з ы вала с ь армяк. Рис. по фотографиям, хранящимся в библиотеке им. Ленина (альбом Фотографические снимки народной одежды в Великороссийских губерниях, 1887 г.
168
МОСКОВСКАЯ КУПЧИХА е ГОДЫ Платье из тафты песочного, коричневого, синего, фиолетового или зеленого цвета, состоит из кофты и юбки. Кофта сшита по моде х годов. Кофта на подкладке, застегивается спереди на мелкие стеклянные или обтянутые пуговицы. Баска выкроена вместе с частями лифа. Рукава 3/4, под- рукавники шелковые. Низ баски и рукава отделаны полосой плиссированной тафты, настроченной с двух сторон, и оборкой из той же тафты. Воротничок белый батистовбш, заколот брошью из дутого золота. Юбка широкая и длинная, также сшита по моде х годов с большим количеством сбор сзади и на боках, но отделана она по моде х годов передником. Передник обшит такой же плиссированной полосой тафты и таф­
т я н ы м воланом. Такая же полоса плиссированной тафты нашита на юбке углом, параллельно краю передника. Справа и слева углы передника отделаны розетками из стекляруса. Платье надето сверх корсета и широкой волосяной нижней юбки, обшитой воланами. Причесана по-русски, на прямой ряд, волосы подобраны под синелевую сеточку, стянутую черной бархоткой. Серьги жемчужные или золотые с яркими камнями. Кольца золотые. Рис. по фотографии из собрания Гос. Исторического музея.
170
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ КУПЧИХА И КУПЕЦ (ЖИТЕЛИ г. ГАЛИЧА) е ГОДЫ
Купчиха-галичанка в белой кисейной рубахе с широкими и длинными рукавами, сосборенны- ми вверху и у кисти. Кисея подбита плотной белой материей. Воротник белый кружевной. Короткая душегрея (полушубок) из золотой парчи спереди застегивается на крючки. Лямки из золотого галуна. Сарафан из штофного цветного шелка с крупным узором, старинного открытого покроя (без застежки спереди, по верхнему краю и по подолу обшит золотым галуном или золотым кружевом. Парчовый кокошник надет сверх повойника. Поднизь (ряски) жемчужная из бус или из бисера надета под кокошник или пришита к нему. Серьги старинные, жемчужные с длинными подвесками, на шее 5—6 рядов жемчуга. Запястье бархатное, расшитое жемчугом и золотой нитью, пряжка золотая с жемчугом. На каждой руке по нескольку колец. Купец в двубортном купеческом сюртуке из темного сукна, брюки черные суконные. Цилиндр черный шелковый. Сапоги черные кожаные с высокими каблуками (по городской моде. Стрижка русская. По свидетельству современников, в семьях купцов-галичан, даже торговавших в столицах, ив конце X I X века еще придерживались старины в одежде ив бытовом укладе. Среди купчих сохранялся обычай надевать в праздничные дни платье, оставленное им в наследство бабкой или матерью. В этой же среде было принято венчаться в старинном русском наряде. Многие жительницы Галича ив будни носили русское платье. Рис. по фотографии, приведенной в книге Живописная Россия.
172
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ КУПЕЦ ИК У П ЧИХА е ГОДЫ Купец в долгополом суконном кафтане старинного покроя. Кафтан черный или темно- синий с цельной спинкой и полами, расширенный за счет вставных клиньев. Кафтан застегивается на левой стороне грудина крючках. Рукава сужаются к кисти. Кафтан надет сверх русской рубахи и плисового жилета. К пуговице жилета прикреплена золотая или серебряная цепочка от часов, часы заложены в карман жилета. Штаны синие суконные, заправлены в сапоги. Купчиха одета в платье из темной тафты. Лиф заложен продольными складками, перед застегивается на мелкие пуговицы. Рукава длинные, у кисти отделаны заложенной складками оборкой из материи платья. Юбка по подолу обшита двумя рядами более широкой и также заложенной складками оборки. Выше оборок на юбку нашиты три ряда узкого рюша из той же материи. Платок из плотной шелковой материи, затканный золотым или серебряным узором, сколот под подбородком. Зонтик черный шелковый. К пуговице лифа прикреплена цепочка от часов, приколотых маленькой брошью на левой стороне лифа у пояса. Обручальное кольцо надето по старинному обычаю на указательный палец правой руки. На других пальцах перстни с цветными камнями или с жемчугом. Обута в черные кожаные коты. Рис. по фотографии из собрания Гос. Исторического музея.
174
МОСКОВСКИЕ КУПЕЦ ИК У П ЧИХА СЕРЕДИНА х ГОДОВ Купец одет в модный двубортный сюртук из черного сукна. Жилет и брюки черные суконные. Рубашка белая полотняная, стояче-отложной воротничок, манишка и манжеты накрахмалены. Запонки золотые. Обручальное кольцо надето, по старинному обычаю, на указательный палец. Ботинки черные кожаные. Купчиха в платье из тонкой шерстяной или плотной шелковой материи и легкого шелка песочного или светло-лилового цвета. Лиф из более плотной материи) выкроен вместе с передником, сзади заканчивается на линии талии. Спинка стремя швами, застежка скрытая. Вырез треугольный. Лиф отделан четырехугольным фишю из белого или кремового кружева. Длинные рукава закончены несколькими рядами гофрированной оборки из легкого шелка и атласным бантом. Передник присобран по средней линии и отделан рядом мелких стеклярусных пуговиц. По подолу передник обшит стеклярусной бахромой и двумя рядами гофрированной оборки из легкого шелка. Юбка из легкого шелка драпирована сзади на небольшом турнюре. Спереди подол юбки обшит тремя гофрированными воланами ( 6 — 8 см высоты, сзади воланы выше ( 1 0 — 1 5 см нашиты в пять рядов. Т ре н длиной в 6 0 — 7 0 см. Платье надето сверх нижней юбки с турнюром и треном. Т ре н нижней юбки обшит несколькими рядами накрахмаленной кисейной оборки. Медальон золотой в форме цветка надет на черную бархатную ленту. Обручальное кольцо надето наука за тельный палец правой руки. Прическа высокая, сзади на шею спускаются
2 — 4 локона. Рис. по фотографии.
176
БОГАТЫЕ МОСКОВСКИЕ КУПЧИХИ, ОДЕТЫЕ ПОМ ОДЕ ГОДОВ Слева платье для прогулки и для визита. Платье из мягкой шерсти и шелкового фая одного цвета, но двух оттенков (например, коричневого, зеленого, фиолетового. Корсаж-кираса и основная юбка из шерсти более темного оттенка, рукава и драпированный передник из фая. Обтяжной удлиненный корсаж зашнуровывается сзади одним шнурком снизу вверх. Рукава из фая присобраны у плеча, сужаются к кисти. У кисти отделаны нашивками из шерстяной материи и белого или кремового шифона и гофрированной оборкой из шифона. По вырезу положен шифоновый рюш в цвет шерстяной ткани. По нижнему краю корсаж обшит белыми или кремовыми кружевными зубцами. Юбка с небольшим треном обшита по подолу спереди двумя воланами, на трене — четырьмя. Подол подшит узкой полоской заложенного мелкими складками фая. Драпированный передник обшит рядом кружевных зубцов и оборкой. Сзади концы передника подшиты под край кирасы. Шляпа бархатная, яркая, отделана страусовым пером. Зонтик в цвет шляпы, с шифоновой оборкой. Ручка зонтика с золотым набалдашником. На шее нить крупного жемчуга, серьги жемчужные (браслет и кольца просвечивают сквозь филейные перчатки. Туфли в цвет платья или цвета бронзы. Справа купчиха в летнем платье с жакетом. Платье из фая песочного цвета отделано туникой из легкого шелка того же цвета. Туника образует спереди передник, сзади драпирована на небольшом турнюре. Сверх драпировки прикреплены атласные или муаровые ленты зеленого цвета. Жакет из шерстяной материи болотно- зеленого цвета отделан темно-зеленым бархатом. Пуговицы золотые или обтянутые бархатом. Шляпа темно-зеленая бархатная отделана страусовым пером. Веер шелковый расписной, станок перламутровый. Рис. по фотографиям из собрания Гос. Исторического музея.
178
СОДЕРЖАНИЕ Русский костюм. 1870—1890 5 Модный женский костюм 7 Модный мужской костюм 20 Платье крестьян 24 Платье рабочих 29 Одежда слуг 32 Одежда мещан 34 Одежда купцов 37 РИСУНКИ И ОПИСАНИЯ КОСТЮМОВ Дневные платья началах годов 44 Дневное платье и костюм. Начало х годов 46 Визитные платья. Начало х годов 48 Дневные платья первой половины х годов . 50 Нарядные дневные платья. Начало х годов 52 Дневное платье для дома и для прогулки. Начало х годов . . 54 Костюм для прогулки и для визита. 1873 год 56 Визитное или вечернее платье. 1873 год 58 Бальные платья. 1873—1875 годы 60 Подвенечное платье, вечернее и визитное платья. 1875—1876 годы . 62 Нижние юбки и корсет. 1877—1878 годы 64 Визитное платье. 1878 год 66
181
Визитное или вечернее платье. 1878 год 68 Пальто и амазонка. 1878 год 70 Верхняя одежда. 1878 год 72 Верхняя одежда. 1878 год 74 Вечерние и визитные платья. 1879 год 76 Мужские моды х годов 78 Мужские костюмы х годов 80 Покрой сюртуков, фрака, пиджака и головные уборы. е годы . 82 Шляпы, крахмальные воротнички, галстуки и брюки х годов . 84 Жилеты. е годы 86 Мужские воротнички и галстуки х годов. Юбка женского костюма 1878 года 88 Дневные костюмы. Начало х годов 90 Дневные костюмы. Конец х годов 92 Дневные костюмы для улицы и для визита. 1874 год 94 Мужские дневные костюмы. 1878 год 96 Мужские пальто. е годы 98 Мужское пальто и нарядные дамские туалеты. Около года . . 100 Дневные платья. Начало х годов 102 Нарядное платье. 1881 год 104 Вечернее платье. 1881 — 1 8 8 2 годы 106 Нарядные дневные костюмы. 1880—1882 годы 108 Дневные и вечерние платья. 1882—1883 годы 110 Верхняя одежда и шляпы. Начало х годов 112 Шляпы второй половины х годов 114 Прически х годов 116 Костюм для прогулки и для катанья на коньках. 1883 год . . . . 118 Вечерние и визитные платья. 1884 год 120 Бальные платья и туалет для прогулки или визита 1883—1885 годов 122 Дневные платья. 1884—1885 годы 124 Визитное платье. 1884 год 126 Туалеты для прогулки и для визита. 1884 год 128 Платье для прогулки год 130 Летние туалеты для прогулки. 1885 год 132 Бальное и визитное платье. 1885 год 134 Туалеты для прогулки. 1885 год 136 Дневные туалеты. 1887 год 138 Платье для прогулки и для визита и мужское пальто. Конец х годов 140 Бальное или эстрадное платье. 1888 год . . . . 142 Дневные платья 1888—1889 годов 144 Платья для дома. 1889 год 146 Сюртуки, фраки верхнее платье. е годы . . . . 148 Фрак, сюртуки и пальто. е годы . . . . 150 Цилиндры и брюки. е годы 152
182
Пиджачный костюме годы 154 Парадный вечерний костюм, пальто и дневной костюм. 1884 год . 156 Костюмы для прогулки. 1886 год 158 Форма учащихся средних учебных заведений. е годы . 160 Форма полицейского урядника, введенная в 1884 году 162 Игуменья и женщина в салопе. е годы 164 Крестьянин в летней одежде 166 Верхняя крестьянская одежда 168 Московская купчиха. е годы 170 Провинциальные купчиха и купец (жители г. Галича. е годы . 172 Провинциальные купец и купчиха. е годы 174 Московские купец и купчиха. Серединах годов 176 Богатые московские купчихи, одетые по моде 1880—1881 годов . . 178
РУССКИЙ КОСТЮМ
1750—1917 В ПЯТИ ВЫПУСКАХ) ВЫПУСК ЧЕТВЕРТЫЙ 1870—1890 Владимир Иванович Коз ли нс кий Елизавета Максимовна Б ер м ан Елена Дмитриевна Кур б ат о в а Редактор А. В. Беляев Художник В. В. Аазурский Художественный и технический редактор ИМ. Мотов Корректор А. А. Позина ВСЕРОССИЙСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО Москва, К, ул. Горького, 16 Подписано к печати 16/11 1965 г. Формат 60X92/8. Печати, листов 23. Учетно-изд. листов 13,0. Зак. изд. № 171. Л 106578. Зак. тип. 62-6229. Тираж 10000. Цена 3 руб. Московская типография Гознака.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10