Главная страница

Русский костюм. 1 7 5 0 1 9 1 7 в пяти выпусках всероссийское театральное общество


Скачать 6.48 Mb.
Название1 7 5 0 1 9 1 7 в пяти выпусках всероссийское театральное общество
АнкорРусский костюм.pdf
Дата12.05.2017
Размер6.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_kostyum.pdf?extra=B_ZzexIHKkGoeq6x5Uex0uLoV4CxDMu6tXi39_
ТипДокументы
#33468
страница3 из 10

С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: North_American_Indian_Motifs_2002.pdf, vk_gettoken, vk_gettoken, Sheyla_Dzhexon_Kostyum_dlya_stseny.pdf, vk_gettoken, Li_Beygan_Grim_dlya_teatra_kino_i_televidenia.pdf, Russkiy_kostyum.pdf?extra=B_ZzexIHKkGoeq6x5Uex0uLoV4CxDMu6tXi39_, Skachat_Bendler_Richard__Rukovodstvo_po_izmeneniyu_lichnosti.doc, Conversations_With_A_Butterfly_-_RhymesPunches.rar, avtor_byl.pdf и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
# # * Стремление придать своему туалету богатый вид привело к тому, что очень многие женщины, особенно недавно разбогатевшие, надевали одновременно множество ювелирных украшений, не подчиняясь настойчивым указаниям модных журналов, неоднократно разъяснявшим, что дорогие блестящие украшения можно носить только вечером при большом наряде, а в другое время следует довольствоваться самыми на вид скромными ив небольшом количестве. С дневным платьем разрешались брошь и серьги, часовая цепочка, одно или два кольца, один или два браслета. Все это могло быть золотым или даже платиновым, ноне сверкающим. Бриллианты, изумруды, сапфиры, жемчуг следовало надевать только с парадным туалетом. В перечне драгоценных камней, модных в эти годы, рубины не упоминаются. Среди ювелирных изделий, модных в 1870 их годах, встречались появившиеся в предыдущие десятилетия овальные и круглые черные броши с жемчужиной в центре или с венецианской мозаикой, золотые медальоны или крестики на черной бархатной ленте, черные агатовые уборы (серьги, брошь, кольцо и ожерелье, серьги с подвесками и серьги, состоявшие из одного или двух (вставленных одно в другое) колец, осыпанных мелкими драгоценными камнями, кораллами, жемчугом, всякого рода бусы, изредка носили и камеи. Такие украшения, а также вновь появившиеся маленькие серьги в мочке уха, серебряные с чернью или никелевые ожерелья, броши из резной кости можно было носить с любым дневным платьем. К вечернему или бальному туалету модно было прикалывать бриллиантовую брошь в виде якоря или звезды. Парадную прическу украшали декоративными шпильками в виде бабочки, стрекозы, птички, цветка, в х годах также ив виде стрелы или эфеса шпаги. Шпильки были усеяны драгоценными камнями. Более скромные шпильки делали из серебра или золота, иногда филигранной работы. Филигранные изделия пользовались большой популярностью, например широкие браслеты, надеваемые на середину руки (поверх перчатки или рукава, станки для вееров, пряжки, пуговицы и т. д. В моде были и неширокие золотые браслеты, круглые или плоские, отделанные камнями или покрытые гравированным узором, и золотые или платиновые браслеты в виде змеи, обвивавшие руку четыре-пять раз, то есть до локтя. Мода на все блестящее и богатое породила или возродила производство поддельных драгоценных камней из хрусталя ( стразы) истекла. Это давало и небогатым модницам возможность украшаться сверкающими ожерельями, серьгами, брошами и т. д.
18
В х годах носили кроме тех же ювелирных украшений, что и раньше, броши в виде полумесяца, подковы, бантика или букета из золота и камней, жемчуга, кораллов, золотые броши из нескольких звеньев цепи или в виде двух параллельных палочек, а также оправленные в золото старинные монеты и медали. В моде были узкие золотые браслеты со свисающими на тонких цепочках двумя филигранными шариками или с миниатюрным замком, а в конце х годов носили десять-пятнадцать тонких браслетов с разными цветными камнями. С глубоко декольтированным бальным платьем надевали множество украшений, преимущественно бриллиантовых. Новостью были высокий воротник (ошейник) из бриллиантов или жемчуга и серьги с крупной жемчужиной, сапфиром или изумрудом, в осыпанной бриллиантами оправе. Ювелиры этого времени часто пользовались образцами драгоценных украшений X V I I I века, а в х годах также и мотивами старинных русских изделий. Все русское в страшной моде, — писали модные журналы. За редким исключением, эти реконструкции из цветных камней или стразов и оксидированного или золоченного под старинное серебро былине художественны и грубы, несмотря на то, что техника обработки камней и металла была неизмеримо выше, чем в старину. ВЕРХНЕЕ ПЛАТЬЕВ начале х годов носили еще много пелерин с декоративным капюшоном, отложным воротником и прорезами для рук, как в предыдущие десятилетия. Пелерины были сзади длиннее, чем на боках и спереди. Отделывали их по воротнику, капюшону, спереди и на спине вышивкой и плетением из сутажа или синели аграмантом, а по подолу аграмантом и шерстяным кружевом, гипюром, бахромой, бие. Зимние пелерины обшивали мехом. В моде также были казаки, длинные или полудлинные жакеты с баской, заложенной складками и с отделкой, как на пелеринах. Носили и пальто-рединготы.
Рединготы однобортные и двубортные прилегали до талии на боках и сзади они были задрапированы складками. Застегивали их спереди
( дота ли и ) на большие пуговицы. Шили их с прямыми длинными рукавами, отложным воротником, иногда с пелеринкой, доходящей до края плеча. Примерно с 1874 года пальто всех фасонов шили с выгибом сзади на талии ( для турнюра. Выгиб уплотняли жесткой парусиной или волосяной тканью. Пальто прилегало сзади до талии, заложенные на выгибе складки расходились книзу, перед был ровный, рукава прямые или расклешенные. Пальто из драпа или другой плотной шерстяной материи отделывали отложным воротником, иногда и капюшоном, карманами (иногда из бархата) и двумя рядами нарядных пуговиц — серебряных с чернью, бронзовых, перламутровых или стеклярусных. Зимние пальто с меховым воротником и меховой оторочкой внешних карманов не имели. Меховые или матерчатые с меховой отделкой муфты, небольшие круглые, бочонком, были в моде ив хи в х годах. Спинку прилегающего в талии пальто или жакета шили с центральными двумя боковыми швами (спинка стремя швами, бока из двух частей. В 1877—1882 годы носили более длинные пальто (сантиметров на 2 0 — 3 5 не доходящие до подола платья, спереди прямые, с прилегающей до талии спинкой, слегка расклешенные книзу или с заложенными на заниженной талии складками (см. стр. 71, рис. слева. Однобортные и двубортные пальто шили с отложным или стояче-отложным воротником, прямыми свободными рукавами с обшлагами, большей частью без внешних карманов. Нарядные пальто были расшиты сутажом и стеклярусом и обшиты по краям полосой бархата, бахромой, мехом. Узкие, прилегающие в талии пальто-каррик с двумя-тремя пелеринками по плечам, с воротником и отворотами, как на мужских костюмах, были сзади вовсю длину заложены складкой, зашитой примерно до уровня края кирасы платья. Кар р и к застегивали на большие металлические или перламутровые пуговицы. Такими же пуговицами отделывали обшлага прямых рукавов, клапаны настроченных карманов, иногда и боковые швы на юбке спинки. Пальто-каррик полагалось носить с платьем без трена. Молодые женщины надевали к нему иногда шляпу, напоминающую цилиндр. В моде также были несколько более короткие, прилегающие сзади в талии прямые пальто с расширяющимися книзу рукавами. Их обычно отделывали спереди и на спине вышивкой сута­
жом со свисающими шелковыми кисточками или шариками, обшивали по краям бархатом, воланами, гипюром, бахромой, зимой мехом. Пелерины этих лет были чрезвычайно узки и тесно облегали плечи (см. стр. 75, рис. в центре. В конце х годов мода создала новый фасон верхнего платья с рукавами-пелеринами. Рукава выкраивали вместе с частями спинки или пришивали их сзади по боковому шву спинки, на плечах по линии проймы, спереди — по линии бокового шва до талии. Манто с рукавами- пелеринами иногда носили ив х годах, особенно с визитным туалетом. В 1882—1889 годы с возвращением турнюра всю верхнюю одежду, кроме пелерины (или зимней ротонды, вновь шили с выгибом (см. стр. 113). Поскольку турнюр стал больше, выгиб уплотняли парусиной с вшитыми в нее косточками из китового уса или простеганной ватой. Носили те же длинные и полудлинные пальто и манто с заложенными под выгибом складками, расходящимися на турнюре. Костюмные жакеты шили без выгиба с круглой или заложенной складками баской, которая ложилась поверх драпировки юбки на турнюре. В зависимости от времени года и от степени нарядности верхнюю одежду шили из бархата гладкого или рубчатого, из сукна (в х годах также из мохнатого, из букле, шерстяного фая, из обыкновенного и непромокаемого драпа и других шерстяных материй, большей частью одноцветных. Лишь в середине х годов были в моде клетчатые и полосатые материи для демисезонных пальто. Верхняя одежда должна была по цвету гармонировать с платьем и шляпкой, но черные пальто при шляпке с черной отделкой носили со всяким туалетом. Кроме верхнего платья с рукавами в гардеробе женщины были и разнообразные накидки для выхода на улицу в теплое время года. Накидки не носили, когда надевали платье с полонезом или костюм. В те годы, когда носили турнюры, накидки- пелерины ( « таль мы, мантильи, шали и косынки были короткие, то есть не доходили до локтей на ширину ладони. С платьями без турнюра носили и длинные шали, доходившие сзади почти до подола платья, и пелеринки длиной до конца кирасы. Накидки делали из легкой шерстяной материи, одноцветной или с пестрым турецким или персидским узором, из гладкого или тисненого бархата, из рубчатого и гладкого шелка, а пелеринки также из перьев и меха. Таль мы шили с вытачками, чтобы они плотно охватывали плечи книзу они были расклешены. В 1884 году появились пелеринки с оплечьями», то есть боковые части, покрывающие плечи и руки, были пришиты к прямому переду и спинке. Над плечами материю также присобирали, как на рукавах. Носили их состоя чим или отложным воротником и застегивали спереди по всей длине. Украшали накидки всевозможной отделкой, какая была в моде для платьев и верхней одежды. МОДНЫЙ МУЖСКОЙ КОСТЮМ Мужские моды хи х годов сохранили основные покрои костюмов, созданные в предыдущие десятилетия. Выработанные стандарты оставляли весьма ограниченные возможности для индивидуализации костюма. Личный вкуси материальное положение могли проявиться лишь в выборе материи, в цвете жилета и галстука и тому подобных деталях. Пальто, сюртуки и фраки шили с заниженной талией. В х годах талия была ниже нормального уровня на 3—3,5 см в х годах встречаются сюртуки и пальто с еще более удлиненной талией (см. стр. 83 и 149). Рукава были умеренно широки, сужались к кисти и были отделаны настроченными обшлагами. Вшивали рукава в пройму вгладь.
20
Сюртуки и визитки (сюртуки со скошенными передними полами) были большей частью без внешних карманов, иногда имели слева небольшой нагрудный карман, какой встречался изредка и на фраках. Пиджаки и пальто шили обычно с прорезанными или настроченными карманами на боках и одним нагрудным карманом слева. Обычный дневной костюм состоял из пиджака или сюртука, брюки жилета. Такой костюм мог весь быть сшит из одной материи, но мода разрешала носить пиджак или сюртуки брюки из одной материи, а жилет из другой, а также полосатые, клетчатые или более светлые брюки к пиджаку или сюртуку и жилету из одной материи. Люди, нестрого придерживавшиеся моды, носили и все три части костюма разного цвета и из разной по фактуре ткани. Пиджак (см. стр. 83, последний рис. во втором ряду) и сюртук (см. стр. 151, рис. 2 в первом ряду) повседневного костюма однобортные или двубортные, с низким, плоско лежащим воротником и отворотами застегивали высоко, на 3—4 см ниже шеи (однобортные часто застегивали только на верхнюю пуговицу. Спинка пиджака была большей частью ровной, без шва, спинка сюртука — стремя швами, в х годах с приставной баской ( юбкой) (как на стр. 8 3 ) , в х годах баска либо такая же, либо же спинка была подрезана (как на стр 151, на последнем рисунке. Более нарядные, преимущественно черные суконные сюртуки были более открытые, с цельными передними полами (с вытачка­
ми) и более длинными отворотами, которые на перегибе могли быть покрыты черным шелком. Носили сюртуки модного покроя разной длины самые длинные доходили доколе н ) . Существовало еще два вида сюртуков, считавшихся более нарядными, чем вышеописанные. Эти сюртуки были со скошенными передними полами — визитки. На однобортных полы были, кроме того, округлены, как показано на стр. 83 (рис. в центре нижнего ряда) и на стр. 79 (предпоследний рисунок, на двубортных полы былина боках и сзади обрезаны прямо (стр. 83, последний рисунок и стр. 79, рис. 1 ив нижнем ряду. В х годах некоторые франты носили короткие, как пиджак, сюртуки с левой передней полой, вырезанной на груди углом (как показано на стр. 79, рис. 4 ) . Сюртуки, пиджаки и жилеты обшивали иногда по краям тесьмой в цвет материи или черной. Черный суконный фрак с брюками из той же материи был наиболее нарядной одеждой, которую носили лишь в особых случаях, например на балах и больших вечерах, на официальных приемах, на торжественных заседаниях и обедах и т. д. Фрак был глубоко вырезан на груди, полочки обрезаны прямо, талия занижена, как на сюртуках, спинка стремя швами (плечевой шов проходил поспи н к е ) . Фалды модного фрака не доходили до колен сантиметров над в ад ц ать двадцать два, но встречались фраки с более длинными фалдами. Не было однообразия ив фасоне отворотов. На некоторых фраках отвороты сужались книзу (сходили на нет, на других — воротники отвороты образовали шаль, узкую вверху у шеи, округленную и расширяющуюся книзу (см. стр. 151, рис. 1 вверху и стр. 157). Умеренно узкие рукава отделывали настроченным обшлагом. Пуговицы были обтянуты сукном, реже шелком. Карманы находились в фалдах, на некоторых фраках имелся нагрудный карман. Фраки шили на черной шелковой подкладке. С высоко застегивающимся пиджаком или сюртуком носили мало вырезанные жилеты, при более длинных отворотах сюртука или с фраком необходим был жилет с глубоким вырезом. Вырез жилета (особенно глубокий) отделывали отворотами или шалью. Отвороты иногда покрывали черным шелком. Фрачный жилет мог быть только белым или черным — обычно однобортным, фасоны и цвет других жилетов небыли строго регламентированы. Корректно одетые мужчины не носили ярких или очень пестрых жилетов, столь любимых второсортными франтами. В х годах брюки были вверху умеренно широки, у колен сужены, ниже либо спадали прямо на ступню, либо же были слегка заужены над ступней и образовали напуск (см. стр. 8 5 ) . Сзади на талии брюки стягивали пряжкой. Карманы находились в боковых швах или были прорезаны спереди, немного ниже края жилета. На брюках из гладких по фактуре материй были нашиты узкие лампасы, черные или в цвет брюк, на брюках из шерсти типа букле вместо лампасов был застроченный шов. В конце х годов появились первые упоминания об отворотах внизу на брюках, но эта английская мода успеха не имела. Лишь в х годах стали чаще встречаться брюки с отворотами. В х годах оставались те же покрои брюк для повседневного костюма и появились новые, несколько более узкие фасоны для элегантных костюмов (см. стр. 153). Брюки вверху несколько теснее облегали ноги, они были по-прежнему слегка сужены у колен, ниже достаточно узки, чтобы обрисовать икры. Лампасы оставались в моде. Для того чтобы брюки меньше мялись, их подбивали шелковой подкладкой. Костюмы с пиджаком или сюртуком шили из темных материй, черных, синих, серовато-корич­
невых, серых, гладкой фактуры или с косой нитью (шевиот или диагональ, материя типа букле. Носили и ткани в мелкую или тонкую клетку, например коричневую шерсть в черную клетку, черную—в серую клетку, а также темные ткани в узкую черную, синюю, лиловую, серую полоску. Для брюк, которые можно было носить с черным сюртуком, продавалась специальной выработки материя в серую и черную полоску ширина полос около трех-пяти миллиметров. Летом носили более светлые костюмы или хотя бы брюки и жилеты, а в х годах появились материи в мелкую черно-бело-серую клетку ( квадратиками, из которой шили весь костюм или же только брюки. В жаркие дни мода разрешала сюртуки, пиджаки и жилеты из белого или желтоватого полотна и из чесучи, а дачные костюмы шили целиком из полотна, парусины и чесучи. Брюки таких костюмов носили без лампасов, с отстроченным боковым швом. Пальто, однобортные и двубортные, иногда со скрытой застежкой, шили прямым покроем, лишь на исходе х годов вновь появились пальто в талию, но эта мода не удержалась, она противоречила основному характеру мужской одежды этих лет. Носили пальто разной длины. Наиболее короткие не доходили до колен сантиметров на двадцать, более распространены были пальто до колен или немного длиннее, встречались и длинные, которые носили с поясом. От предыдущих лет сохранились и пальто с большой пелериной см. стр. 149, последний рисунок. Пальто прямого, свободного покроя, со спинкой с центральным швом и разрезом внизу шили с небольшим воротником и отворотами, иногда бархатными. На некоторых, особенно летних и демисезонных пальто, края были обшиты шелковой или шерстяной тесьмой. Длинные зимние пальто отделывали меховым воротником и отворотами, более короткие можно было, кроме того, обшить по краям полоской меха, например черным каракулем. Легкие пальто принято было шить из светлых и среднего тона материй, светло-серых, серовато-зеленых, светло- кофейных, дымчато-серых, серовато-синих и т. п. Пуговицы подбирали в цвет материи или в цвет тесьмы, которой обшивали края. Самым корректными нарядным головным убором был по-прежнему черный шелковый цилиндр, высокий и узкий в х годах и низкий в х (см. стр. 85 и 153). Оставались в моде также котелки — фетровые шляпы с жесткой, овальной формы тульей и небольшими жесткими полями (см. стр. 149, рис. 4, в верхнем ряду) и фетровые шляпы с полужесткой круглой тульей и большими, по бокам слегка отогнутыми вверх полями. Котелки и шляпы с полями были черного, коричневого и серого цвета, шляпы еще и темно-синего, с лентой того же цвета вокруг тульи. Поля котелков также были обшиты узкой лентой. Котелки и фетровые шляпы носили со всеми разновидностями костюма, кроме фрака. Зимой надевали непредусмотренные парижской модой меховые шапки всевозможных фасонов, а летом можно было фетровые головные уборы заменить соломенными шляпами типа канотье и типа панама, то есть с жесткой круглой тульей и жесткими прямыми полями исполу жесткой тульей и отогнутыми по бокам вверх большими полями. Те и другие были вокруг тульи отделаны черной или цветной лентой. Летом ив дороге можно было носить фуражки, белые или цветные, в зависимости от времени года. Мужская обувь была обычно черного цвета, лишь летом при светлом костюме разрешались коричневые ботинки или ботинки с цветным суконным верхом и черными носками и каблуками. В х годах и начале х в моде были округленные или квадратные носки, в середине х годов, почти одновременно с узкими брюками, появились длинные остроносые ботинки. Черные лакированные или тонкой кожи ботинки на пуговицах или со шнуровкой носили с фраком и нарядным сюртуком, туфли-лодочки прежних лет надевали только (и тоне всегда) танцующие на балах молодые люди. С туфлями носили черные шелковые носки. При ботинках цвет носков роли не играл, но все же провинциальные франты любили надевать красные носки и старались их выставить напоказ. За исключением рубашек, к спортивному, дорожному или дачному костюму, которые могли быть с цветными полосками, мужчины носили только белые полотняные рубашки с накрахмаленными грудью, воротничком и манжетами. Большинство мужчин носили рубашки с пристегивающимися воротничком и манжетами. Воротнички были невысокие, стоячие и стояче- отложные, нескольких фасонов стоячие с отогнутыми углами, со смыкающимися краями, с раздвинутыми краями, стояче-отложные с округленными углами разной величины см. стр. 85 и 8 9 ) . Галстуки были обязательны при любом костюме. Носили галстуки черные и цветные, гладкие ив узкую полоску или с мелким узором. Только с вечерним фраком необходим был белый батистовый галстука в некоторых случаях черный атласный галстук в виде маленького банта бабочкой. Носили готовые галстуки и само­
вязы с большим или маленьким бантом, с узлом, затянутым, как в наше время, и галстуки-пла­
строны, которые скалывали булавкой. Изредка встречались и цветные галстуки-шарфы, продетые сквозь кольцо. При летнем белом костюме повязывали обычно светлый галстука в конце х годов модные журналы настаивали на темном галстуке, завязанном маленьким прямым бантом. До выхода из дому, мужчины, принадлежавшие к привилегированным слоям общества, проводили утро в халате. Модные журналы этих лет не сообщают о каких-либо новых фасонах халатов. Всякий носил халат сообразно своему вкусу и достатку. В зависимости от времени года и погоды на улицу выходили в пальто или без пальто ив цилиндре, котелке или шляпе с полями, с тростью, а в пасмурную погоду с черным шелковым зонтиком в чехле. Перчатки небыли столь обязательны в эти годы, как раньше, но все же большинство одевающихся по моде мужчин носило перчатки и летом. Пиджачный костюм был самой обычной одеждой молодых людей всех сословий и во всех городах. Носили его и люди средних лет, если положение, занимаемое ими в деловом мире, не требовало более солидного костюма, каким считался костюм с сюртуком. Большинство молодых людей, не принадлежавших к золотой молодежи и не служивших в некоторых крупных коммерческих предприятиях, надевало сюртук лишь в исключительных случаях, например названый вечер, для официального визита. В те годы, когда была отменена обязательная студенческая форма ( 1 8 6 3 — 1 8 8 5 ) , студенты шли на экзамены в черном сюртуке. Признаком дешевого франтовства стиляг хи х годов были крупноклетчатые пиджачные костюмы и воротнички рубашек с сильно раздвинутыми углами (на 8 — 9 еж, оставлявшие шею спереди открытой. С пиджачным костюмом, в пальто или без пальто, носили котелок или шляпу с полями, а в дороге фуражку. Старые люди еще ив х годах предпочитали появляться в цветном или черном сюртуке, в цилиндре или в котелке. Идя с визитом или на заседание, вечером в гости, в театр или на концерт, надевали черный сюртук либо черную или темно-синюю визитку.
( На театральные премьеры, если занимали места в первых рядах или в ложах, многие приходили во фраке) С черным сюртуком или с визиткой принято было носить брюки из той же материи или из шерсти в черную и серую полоску, а днем, в хорошую погоду, светло-серые или светло-кофей­
ного цвета. В х годах носили также брюки в мелкую черно-серо-белую клетку. С более нарядным сюртуком, на котором отвороты были покрыты шелком и который обычно не застегивали, можно было надеть белый глубоко вырезанный жилет и черный галстук. ( Белый жилет
23
и белый галстук делали костюм более парадным) Вообще же с сюртуком и визиткой, как и с пиджаком, носили галстуки всех цветов, ноне ярких оттенков. Мужчины, пришедшие с визитом, входили в гостиную с шляпой в руке (не только с цилиндром, но и с котелком или с шляпой с полями когда садились, шляпу клали на колени, трость и верхнее платье оставляли в передней. В зрительный зал также обычно брали с собой шляпу. Когда же приходили вечером в гости по приглашению или запросто к близким знакомым, шляпу оставляли в передней. В вечернем фраке, при белом жилете и белом галстуке, в котором являлись на бал или на вечер с танцами, приходили с шапокляком — складным шелковым цилиндром, который, как правило, не выпрямляли и не надевали, в белых лайковых перчатках, которые вовремя танцев не снимали (их снимали, садясь за стол. Носовой платок должен был быть белый батистовый или полотняный, в то время как с пиджаком и сюртуком можно было пользоваться цветными или клетчатыми фуляровыми платками. На торжественные заседания, на юбилейные обеды, которые в те годы были в обычае, ив подобных случаях также являлись во фраке, в белом или черном жилете и белом галстуке. Вместо шапокляка приходили в цилиндре, который оставляли в прихожей. Правила выбора одежды для того или иного случая небыли столь строго регламентированы, как в предыдущие и последующие десятилетия. В обществе, одевавшемся по моде, было много людей, лишь недавно приобщившихся к привилегированным слоями еще неискушенных в тонкостях светских обычаев. А интеллигенция, в частности разночинная, сознательно пренебрегала салонными условностями. Скромный по цвету и фасону мужской костюм разрешалось украсить драгоценной булавкой в длинном галстуке и пластроне изо лотой, платиновой или серебряной часовой цепочкой. Тонкую цепочку продевали сквозь петлю жилета, более широкую прикрепляли к ней колечком с замком, часы помещали в нижнем кармане жилета. Некоторые мужчины прикрепляли к цепочке брелоки, печатку, карандашик в серебряном футляре и т. п, но признаком хорошего вкуса это не считалось. Как ив прежние годы, некоторые франтоватые мужчины носили монокль. Прямоугольный или круглый монокль в тонкой черепаховой оправе с колечком носили на черном шелковом шнурке, надетом на шею. Монокль можно было опустить в нагрудный карман, который находился слева, но обычно он свисал на шнурке на грудь. На таком же шнурке, надетом на шею, носили и пенсне в черепаховой или металлической оправе. ПЛАТЬЕ КРЕСТЬЯН Крестьянская одежда, в которой дольше, чем в платье других сословий, удерживались покрои русского национального костюма и домотканые материи, стечением времени все же частично изменялась. Во второй половине X I X века изменения проходили быстрее, чем впервой, и были существеннее. По сравнению с предыдущими десятилетиями, в х годах в мужское деревенское платье проникает больше фабричных материй, картузов, ситцевых и кумачовых косовороток городского покроя (короче деревенских, с ворот­
ником-стойкой), больше различных жилетов, курток, готовых поддевок и обуви. Кроме того, в ряде деревень наряду с платьем, сшитым согласно местным традициям, одежду стали шить фасонами, приближенными к городским, а также и заимствованными в соседних местностях. В это же время в одежде крестьян резче проступало их имущественное неравенство. Фабричные материи и другие покупные товары (кроме картузов, почти повсеместно вошедших в будничную деревенскую одежду, носили главным образом в праздники. Обычная одежда крестьян в основном сохраняла свои покрои и домотканые материи.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10