Главная страница

Русский костюм. 1 7 5 0 1 9 1 7 в пяти выпусках всероссийское театральное общество


Скачать 6.48 Mb.
Название1 7 5 0 1 9 1 7 в пяти выпусках всероссийское театральное общество
АнкорРусский костюм.pdf
Дата12.05.2017
Размер6.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_kostyum.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33468
страница4 из 10

С этим файлом связано 23 файл(ов). Среди них: North_American_Indian_Motifs_2002.pdf, Sheyla_Dzhexon_Kostyum_dlya_stseny.pdf, Слезина Т.В., Халюзова С._Словарь терминов исторических названий, Li_Beygan_Grim_dlya_teatra_kino_i_televidenia.pdf, Russkiy_kostyum.pdf, Skachat_Bendler_Richard__Rukovodstvo_po_izmeneniyu_lichnosti.doc и ещё 13 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
24
Летняя, каждодневная одежда крестьян большинства центральных губерний состояла в эти годы из холщовой или пестрядинной рубахи (реже ситцевой или набойчатой) и холщовых или пестрядинных штанов. Рубаху, почти всегда сшитую традиционным покроем (см. стр 167), надевали навыпуск и подпоясывали узким пояском в неподпоясанной рубахе иногда ходили дома, иногда работали. В прохладные дни, уходя из дому на более или менее длительное время, крестьяне обязательно надевали короткий или длинный кафтан и непременно картуз или валяную шапку. Зимой рубахи носили также холщовые или пестрядинные, а штаны по возможности суконные. У зажиточных крестьян штаны, кафтана иногда и верхний армяк были сшиты из одного итого же сукна, у бедных — как придется. Обувь всех разновидностей (лапти, постолы, сапоги, валенки) зимой носили большей частью с суконными онучами, летом с холщовыми.
' Верхнее платье подразделялось на кафтаны другие названия поддевки, полукафтаны,
«чекмени», зипуны, армяки и пр, которые в теплое время года носили как основную верхнюю одежду, и на армяки (другие названия халаты, «чуйки», «чапаны», «азямы», кафтаны и пр, которые зимой ив особо ненастные дни надевали сверх первых или сверх нагольных полушубков. Существовало два основных покроя верхней одежды. Более старый — неотрезной халато- образный, с прямыми полами и спинкой, с втач­
ными клиньями по бокам более новый покрой отрезной в талии, с прилегающим лифом и при­
шивной юбкой.
Халатообразным покроем шили главным образом длинные, просторные армяки и меховые дорожные тулупы, которые надевали сверх кафтана или полукафтана. В ряде местностей, преимущественно глухих, этот покрой сохранялся и для кафтанов, которые надевали под армяки. Отрезные кафтаны бывали разной длины — одни не доходили до колен, другие их прикрывали или доходили до лодыжки. Складки или сборки юбки кафтана пришивали к лифу, иногда распределяя их равномерно вокруг всего лифа, иногда группируя на спинке, иногда — на боках, иногда в спинку ив бока вшивали небольшие клинья, придававшие юбке фалди- стость. Почтив каждой местности верхнее платье того и другого покроя имело свои особенности, свою глубину запаха, застежку, форму воротника, длину, свое распределение складок или сбор, излюбленные Материалы, свою отделку, свое название (см. стр. 169). Кроме основных традиционных покроев в крестьянской одежде появился новый, смешанный покрой, в котором были соединены покрой отрезного кафтана и купеческого двубортного сюртука (подобные сочетания были характерны для платья мещан и низших купцов. Воротник, отвороты, полы, застегнутые на пять, четыре или две пары пуговиц, шили, как у двубортного сюртука, а отрезную спинку с мелко сосворен­
ной юбкой, как у щегольского отрезного кафтана. Рукава, скругленные и присобранные по окату, также были ближе к городской одежде, чем к деревенской. Наиболее распространенным названием такого модернизованного кафтана были поддевка или «сибирка», хотя поддевкой в это время продолжали называть все виды кафтанов и полукафтанов, которые надевали под армяка сибиркой — русский отрезной кафтан без воротника, застегнутый слева на крючки. Этим городским покроем шили преимущественно праздничную одежду, и больше в пригородных деревнях, чем в дальних. В будни кафтаны этого покроя носили наиболее зажиточные крестьяне. В промышленных губерниях, таких, как Петербургская, Московская, Ярославская, Нижегородская и другие, примерно в х годах, у крестьян появилась верхняя одежда фабричного типа, так называемые ватные пиджаки или «полупальто», продававшиеся в готовом виде. После войны 1877—1878 годов в деревне донашивали солдатские шинели, ремни, сапоги, шапки, сочетая их с крестьянской одеждой. Верхнее платье всех разновидностей шили и из домотканых и из фабричных сукон, из чистошерстяных и из полушерстяных. В ряде деревень летние кафтаны продолжали шить из холста или из крашенины. Цветовая гамма верхней одежды несколько изменилась. Обычай отдавать домашние сукна не только в валку, но ив окраску в эти годы
25
распространился шире, и домотканая одежда черного цвета и разных оттенков коричневого стала встречаться не реже сероватой и желтоватой. Из покупных сукон наиболее употребительным было дешевое армейское сукно черного и темно-зеленого цветов и «армячина» — грубое сукно из неокрашенной верблюжьей шерсти. Для праздничного платья и для каждодневного зажиточные крестьяне покупали большей частью синее сукно, реже темно-зеленое, но оттенки, по сравнению с началом X I X века, выбирали более темные. Спокойнее становятся также цвета тканых кушаков и зимних шапок. Цветные тканые кушаки в эти годы носят реже, чем в прежние многие крестьяне заменили их широкими ремнями с пряжкой. Модернизованные кафтаны носили неподпоясанными. Наиболее распространенным летним головным убором стал картуз. Картузы в эти годы носили суконные и из бумажных материй, черные или темные цветные, с кожаными, лакированными или обтянутыми сукном козырьками. Но многие крестьяне, особенно жители более глухих деревень, продолжали носить валяные шапки традиционной для данной местности формы. Шапки бывали иногда в виде цилиндра с маленькими полями или цилиндра с расширяющейся или суженной кверху тульей («гречушники»,
«кашники», шапки с перехватом, низкие ивы сокие. Обычными цветами шапок остались черный, коричневый и сероватый. Праздничные шапки были той же формы, но свалянные из лучшей шерсти, обычно поярковые. Украшений на праздничные шапки стали прикреплять меньше. Зимой носили или те же, что и летом, валяные шапки или специально зимние. Большая часть зимних шапок, как ив прежние годы, была с цветным суконным или плисовым верхом и меховым, чаще всего барашковым околышем. Кроме меховых околышей бывали околыши из плиса, трипа (шерстяной бархат, плюша и вязаные шерстяные. В северных губерниях носили меховые шапки, подбитые мехом, в центральных их подбивали ватой или куделью. Праздничное платье, как ив прежние годы, отличалось от будничного главным образом качеством материалов и более яркой расцветкой. Праздничные кафтаны, не только богатые, но и менее состоятельные крестьяне шили из окрашенного сукна, домашнего или покупного. Штаны в праздник надевали либо суконные в цвет кафтана, либо плисовые, или из бумажного трико, и только у самых бедных были холщовые или пестрядинные. Праздничные рубашки шили из яркого ситца, кумача, александрийки, полушел­
ка, а белые вышивали цветными нитками или украшали цветными нашивками. В отличие от прошлых лет крестьяне стали надевать в праздники гораздо больше, чем прежде, городской одежды — готовых рубах, глухих жилетов из гладкого или узорного цветного сукна, или из плиса, поддевок, сшитых по- городски, картузов, сюртуков купеческого покроя, пиджаков. Меньше стали носить шляп, белых рубахи одежды, сшитой из набойки. От старых времен в крестьянстве сохранился обычай в праздник надевать на себя больше теплой одежды, чем того требовала погода. Даже летом, в жару, крестьянин мог надеть суконный или плисовый жилет, суконный кафтан, сверх него суконный армяк нараспашку и сапоги с галошами. Привычка одеваться в праздники по-город­
ски только складывалась, и городское платье носили крестьяне, жившие в деревнях, расположенных недалеко от больших городов, заводов, железнодорожных узлов и т. д, во многих же местностях еще продолжали одеваться согласно старым традициям или незначительно отступая от них. Этнограф конца X I X века, профессор Исаев, пишет в статье Великорусское племя Московской области, что в богатых подмосковных селах многие крестьяне стали вместо традиционного костюма шить для праздников двубортные сюртуки купеческого покроя. К ним надевали цветную (преимущественно красную) косоворотку со стоячим воротником, суконные или плисовые штаны, суконный или плисовый жилет с двумя рядами металлических пуговиц и высокие блестящие сапоги с галошами. Вас. И. Немиро­
вич-Данченко в очерках об Архангельске говорит о том, что в окрестностях Архангельска деревенские парни ходили по праздникам в черных сюртуках, в калошах, с дождевыми зонтиками в руках при совершенно сухой и ясной погоде, в необыкновенных галстуках, давивших им горло. В деревнях, прилегавших к промышленным городам, вроде Орехово-Зуева, Иваново-Вознесен- ска, зажиточные крестьяне также носили купеческие сюртуки с цветными косоворотками и сапогами или модернизованные кафтаны. В ремесленных селах, где кустарный промысел шел еще с дедов (Горбатовский уезд, Нижегородской губернии, Муромский, Владимирский уезды и др, натуральное хозяйство было полностью заброшено и быт сельских кустарей приблизился к городскому мещанскому. В подобных селах не только праздничную, но и будничную одежду шили из фабричных тканей, стоивших дешевле домотканых, и носили готовое платье. В селе Павловском, например, женщины ходили по будням в ситцевых платьях, мужчины в камлотовых шароварах и камлотовых пиджачках. В праздничные дни павловские старики одевались в долгополые сюртуки купеческого покроя и старомодные широкие цилиндры, а молодые люди носили рубашки, заправленные по-городскому в брюки, узкие короткие пиджачки и картузы. Но сюртуки и пиджаки носили в эти годы сравнительно немногие крестьяне. Модернизованный кафтан и кафтан на крючках, сшитый из фабричного синего сукна, встречались на деревенских щеголях значительно чаще, чем городское платье. В ряде губерний, таких, как Рязанская, Тульская, Орловская и др, ив праздники одевались в традиционное платье, но чаще, чем в прошлые годы, сшитое из фабричных материй. В дальних губерниях продолжали носить одежду без каких-либо добавлений городского костюма. На ярмарке в Саранске, например, в 1876 году, как видно на рисунке академика живописи Н. Дмитриева-Оренбургского, все крестьяне были одеты в одинаковые длинные кафтаны, подпоясанные широкими кушаками, и валяные шляпы с перехватом. В женской крестьянской одежде продолжали развиваться тенденции, наметившиеся еще впервой половине X I X века. В губерниях, где основной женской и девичьей одеждой были сарафаны, появляется городское мещанское платьев тех же губерниях, где женщины носили понёвы, а девушки до свадьбы одевались в длинные подпоясанные рубахи из холста, — сарафаны московского покроя и юбки. Как это бывает обычно, новые виды одежды вошли главным образом в праздничный костюм, в то время как будничную одежду большей частью продолжали шить привычными фасонами и из домотканых материалов. Даже подмосковные зажиточные крестьянки, праздничный наряд которых изменился особенно заметно, работали летом босиком, в холщовых рубахах, в ситцевых или домотканых юбках, повязанные ситцевыми платками. В глухих земледельческих губерниях рабочая крестьянская одежда изменялась еще медленнее. Во многих деревнях Орловской губернии даже вначале века девушки ходили по будням в одних холщовых рубахах. В Тульской, Рязанской, Калужской и других губерниях в годы, когда сарафан только проник туда, он был праздничным нарядом девочек и девушек, затем стал их каждодневной одеждой, а во второй половине X I X века в ряде деревень Тульской и Калужской губерний сарафаны, вопреки традиции, стали носить также и замужние крестьянки. В соседних же деревнях этих губерний ив Рязанской губернии женщины после венчания надевали понёвы и кички, с платком или сорокой, и не изменяли этого наряда даже ради праздника. Головные уборы в эти годы заметно упрощаются. Во многих местностях, где женщины надевали под платок или под сороку фигурные кички или фигурные повойники, стали носить простые повойники, напоминающие шапочку, гладко охватывающую голову. Сложные головные уборы с рогатыми кичками, с громоздкими кокошниками постепенно исчезают и из праздничного костюма. Праздничная одежда крестьянок в 1 8 7 0 — е годы чрезвычайно разнообразна. В одних деревнях крестьянки одевались по-городски, в костюме других деревень были смешаны городские покрои с местными деревенскими, фабричные материи с домоткаными, в третьих — платье традиционного покроя шили из фабричных материй, в четвертых — полностью сохранялись традиционные покрои, традиционные материи и традиционные головные уборы. Перемены, которые близость большого города вносила в праздничный наряд крестьянок из ближних и дальних деревень, можно проследить поуже упоминавшейся статье профессора Исае­
ва. Он пишет, что в подмосковных селах по
праздникам можно встретить крестьянок в городских платьях, шляпках, нитяных перчатках и с зонтиками в руках. Верст за пятьдесят от Москвы, в уездах Богородском, Бронницком и других, крестьянки не носят шляп и зонтиков, но вместо сарафанов надевают праздничные платья с высоким воротом и длинными рукавами по городской моде юбки этих платьев сосборены и пришиты выше линии талии, как у сарафанов с лифом. В части районов Владимирской, Ярославской,
Иваново-Вознесенской и других промышленных губерний русская крестьянская одежда также начала отступать перед мещанской городской. Носили городское платье и крестьянки части деревень, окружающих Архангельск, в то время как в соседних сними деревнях сохранялся полный русский наряд со старинными головными уборами. Городское или смешанное городское с местным деревенским платье первыми в деревнях обычно надевали дочери местных лавочников, богатых кустарей, кулаков и девушки, работавшие какое-то время в городе. Но почти всегда на модном платье деревенских щеголих лежал отпечаток местного костюма, а в традиционном платье появлялись материи и отделки, принятые в городе. На фотографии А. Карелина, например, снятой в х годах в праздничный день водной из деревень Новгородской губернии, из трех девушек две — в сарафанах местного покроя, сшитых из набивной городской материи, в традиционных рубахах с пышными короткими рукавами, в нарядных фартучках, пришитых к широкой ленте, завязанной сзади узлом с длинными концами. Ленты с длинными концами вплетены в косу. Третья девушка одета в белое платье со светлыми мушками, но широкая, сосбо- ренная юбка и буфчатые короткие рукава соответствуют немодному покрою х годов, а местному, деревенскому. На ней такой же фартучек, концы которого завязаны бантом, бантом же завязана лента в косе. Подолы сарафанов и подол платья отделаны одинаково несколькими рядами цветной бейки. ( Мужчины на этой фотографии все в картузах, в белых или цветных рубашках
* Фотография хранится в фондах Гос. Исторического музея. городского покроя, подпоясаны ремнями с пряжками, штаны у всех одноцветные, заправлены в сапоги. Пожилые мужчины, несмотря на летнее время, в теплых ватных пиджаках, как у городских рабочих) Кроме цельного платья в женском деревенском костюме появляются сарафаны с кофтами — парочки, сшитые из одной материи. Кофты, напоминающие покроем шугаи или свободные, надеты сверх сарафана. Входят также в деревенское нарядное платье прилегающие в талии полупальто длиной до колен, чаще встречаются кожаные полусапожки, больше стали носить вещей, сшитых из фабричной материи, фабричных полушалков, платков и т. д. В дальних деревнях земледельческих губерний эти нововведения еще не появлялись. Так, например, в Курской губернии, по словам корреспондента журнала Всемирная иллюстрация, крестьянки в пасхальный день в золотых высоких кокошниках, обвязанных красными платками, ткаными золотом, в синих шерстяных сарафанах, обшитых галунами. На девушках были цветные сарафаны и такие же платки, из-под которых они выпускали косы с яркими лентами. Сохранился местный праздничный наряд почти во всех деревнях, лежавших вдали от крупных городов, больших заводов, железной дороги. Продолжали носить традиционную одежду ив близких к Москве губерниях. В большинстве деревень Тульской губернии, например, замужние крестьянки по праздникам наряжались в белые льняные рубахи, вышитые красной нитью навороте и на рукавах, с красной шерстяной тесьмой на подоле. Надевали красно-бурые или синие клетчатые понёвы из домотканой шерсти, украшенные рядами цветной ленты, галуна и тесьмы (настрочены по подолу сантиметров на 10), белую занавеску-передник, перекинутый через плечи, длинный спереди, короткий сзади, который также был вышит красными плисовую безрукавку. Замужние женщины надевали сверх кички шитую красной шерстью и блестками сороку или повязывали шитый золотом платок. Девушки носили сарафаны, платки без кички, иногда повязки, иногда ленту вокруг головы. Обувались в праздники женщины и девушки ввязаны е шерстяные чулки икоты с цветной оторочкой.
28
ПЛАТЬЕ РАБОЧИХ На протяжении х годов в России резко увеличилось население городов, причем главным образом за счет рабочих. Русский пролетариат, который формировался из крестьян и потомственных фабричных, а отчасти из бывших дворовых и из ремесленников, был неоднороден не только по своему составу, но и по одежде, несмотря на то, что именно в эти годы среди столичных рабочих и рабочих крупных промышленных городов сложился костюм, который надолго стал традиционной одеждой фабричного. Состоял фабричный костюм из косоворотки со стоячим воротником, надетой навыпуск, под ремень или кушак, темных брюкв сапоги или навыпуск, жилета, пиджака, сапог, картуза. Появилось в эти годы и прочно вошло в быт суконное, драповое или бобриковое полупальто на вате, так называемый ватный пиджак. Высококвалифицированные рабочие, преимущественно из потомственных фабричных или ремесленников, носили и пиджачные костюмы и долгополые суконные сюртуки и сибирки ( тоже поддевки. Особенно нравились в это время си­
бирки, напоминавшие казачьи чекмени — однобортные, с прилегающим лифом, неотрезными передними полами, отрезной сзади юбкой, заложенной ровными складками ( 5 — 7 см шириной, по длине доходящие примерно до колен. К ним надевали брюки, заправленные в сапоги. Теплые сибирки носили в холодное время года наряду с ватными пиджаками. Кроме короткой верхней одежды рабочие носили обычные городские пальто, суконные чуйки халатообразного покроя, шубы, крытые полушубки. Рабочие, также как и крестьяне, особое значение в праздничном платье придавали хорошим сапогам. Щеголи носили лакированные сапоги или черные кожаные с лакированными отворотами и медными подковками. Многие из них покупали дорогие меховые шапки, часы, цепочку от которых выставляли напоказ. Молодые франты из мастеровых надевали с праздничным пиджачным или сюртучным костюмом шелковую цветную косоворотку, а иногда и модную белую рубашку сна крахмаленной манишкой и манжетами, модный галстука брюки (в большинстве случаев) заправляли в сапоги. Будничное платье верхней прослойки рабочих было, конечно, прощено часто сшито теми же фасонами и почти всегда из фабричных тканей. В цеху пиджак или сюртук обычно снимали, но застегнутый до горла жилет оставляли. Вместо жилетов некоторые рабочие носили короткие куртки с рукавами (спенсеры, шведские куртки. Фартуки в зависимости от условий работы надевали холщовые или кожаные. Рабочие-ино­
странцы, работавшие наряде предприятий, предпочитали пиджаками сюртукам темные блузы свободного покроя. Основная масса рабочих носила одежду тех же покроев, что и квалифицированные рабочие, но сшитую из более дешевых материалов. Пиджаки и жилеты многие рабочие застегивали до самого горла, так что из-под ворота выступал только воротничок ситцевой косоворотки или недорогой шейный платок. На работу, если характер работы не требовал специального платья, приходили в недорогих пиджаках или куртках, а в теплом помещении работали в рубахе и штанах. У некоторых рабочих рубахи и штаны были сшиты из прочных домотканых материй. Холщовый фартук был почти обязательной принадлежностью рабочего костюма. Примерно также одевались городские ремесленники, разносчики из мещан, работники в торговых и ремесленных заведениях. (В некоторых небольших мастерских ученики и подмастерья еще работали в тиковых халатах) В платье рабочих, недавно приехавших из деревни, а также сезонных рабочих преобладала деревенская одежда. Вначале х годов пиджачные костюмы носили московские и петербургские рабочие, но они еще небыли приняты рабочими в других крупных промышленных городах.
Иваново-вознесенский рабочий (герой рассказа иваново-вознесенского писателя Ф . Нефе до в а ) , поработавший на подмосковной фабрике,
29
удивляет своих земляков недолго прожила уж перемена жизни в нем сказалась в пиджаках дав светлых сапогах щеголяет, а через несколько лет московской жизни он щеголем таким явился в суконном дипломате (длинном пальто в талию, сапоги высокие с калошами, при жилетке и часах, с цепочкой навыпуск. В х годах кадровые рабочие большинства крупных промышленных городов Центральной России уже одевались «по-фабричному», и только люди пожилые предпочитали русскую одежду. Характерная в этом отношении фотографиях годов хранится в фондах Гос. Исторического музея. На ней изображена семья орехово- зуевского прядильщика, который одет в суконный пиджачный костюм с брюками навыпуск и фабричную косоворотку, он коротко подстрижен, в карман пиджака заложены часы. Его отец, кочегар, одет в старинный кафтан ив сапоги. Жена — в парочке ( сарафан без разреза, по подолу обшит оборкой, кофточка прилегает в талии, застегнута наряд цветных пуговок, по краю обшита оборкой. В дальних районах страны праздничная и каждодневная одежда рабочих вначале х годов оставалась русской. Красные рубахи, накинутые на плечи чекмени и лихо надвинутые на ухо войлочные шляпы придавали фабричным вид записных щеголей, которые умеют поставить последнюю копейку ребром, — пишет Мамин-Си­
биряк о праздничном костюме уральских рабочих. В будни уральские рабочие носили холщовые или пестрядинные рубахи, холщовые или пестрядинные штаны, лапти или пеньковые «прядени- кии светлые войлочные шляпы-«катанки». Существовала профессиональная одежда, например рабочие горячих цехов одевались в белые посконные рубахи и штаны, кожаные фартуки-
«защитки», кожаные варежки-«вачиги», к лаптям или пряденикам накрепко приделывали деревянные колодки. Рудничные рабочие опускались под землю в специальных холщовых балахонах или холщовых куртках ив высоких картузах с двойным дном и т. д.
По-русски одевались в это время и привилегированные рабочие уральских заводов. Они также носили пестрядинные или холщовые рубахи, синие, черные или темно-зеленые полукафтаны, подпоясанные красными шерстяными кушаками, и войлочные шляпы. В холодное время года ив дождь сверх полукафтана они надевали кафтан того же сукна, что и полукафтан. В торжественных случаях особо привилегированные рабочие — заслуженные мастера плотинные, уставщики огненных работ и т. дна р я жались в жалованные господские кафтаны старинного покроя, сшитые из цветного сукна и обложенные галуном.
« Фабричный костюм среди уральских рабочих появляется примерно во второй половине х годов. В это же время он значительно шире распространяется и по дальним городкам России, небольшим заводами фабрикам. Наряде государственных предприятий, или таких, как железная дорога, конка и т. п, рабочие носили форменную одежду.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов