Главная страница

Русский костюм. 1 7 5 0 1 9 1 7 в пяти выпусках всероссийское театральное общество


Скачать 6.48 Mb.
Название1 7 5 0 1 9 1 7 в пяти выпусках всероссийское театральное общество
АнкорРусский костюм.pdf
Дата12.05.2017
Размер6.48 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRusskiy_kostyum.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#33468
страница9 из 10

С этим файлом связано 23 файл(ов). Среди них: North_American_Indian_Motifs_2002.pdf, Sheyla_Dzhexon_Kostyum_dlya_stseny.pdf, Слезина Т.В., Халюзова С._Словарь терминов исторических названий, Li_Beygan_Grim_dlya_teatra_kino_i_televidenia.pdf, Russkiy_kostyum.pdf, Skachat_Bendler_Richard__Rukovodstvo_po_izmeneniyu_lichnosti.doc и ещё 13 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
114
ПРИЧЕСКИ х ГОДОВ После того как в течение длительного времени (со второй половины х годов) модны были прически с длинными локонами и большими шиньонами, которые многие женщины могли делать лишь с помощью фальшивых волос, появились маленькие скромные прически с мягким пучком или со свернутыми на темени косами, с гладкой или завитой челкой. Вместо челки, если лоб был невысок, завивали одну или две подрезанные пряди волос, как на рисунке вверху справа. Волосы над лбом причесывали на прямой пробор или слегка взбивали и укладывали небольшим валиком, волосы на висках и на затылке зачесывали вверх. Пучок закалывали роговыми шпильками. В большой моде были разного рода декоративные шпильки и гребни из резной слоновой или моржовой кости, черепаховые, золотые и серебряные филигранной работы, а для бальной прически — гребни и шпильки, усыпанные драгоценными камнями. Дома, то есть когда не надевали шляпу, можно было носить в волосах ленту, обвязанную вокруг пучка, с бантом над лбом или без банта, как на нижнем рисунке. Пожилые женщины носили дома черные кружевные наколки-косынки со спускающимися на спину концами. Наколку прикалывали к пучку. Парадную прическу к вечернему и бальному туалету украшали небольшим страусовым пером и кружевной, бархатной или шелковой розеткой, к которой перо прикалывали брошью. Вместо страусового пера или вместе с ним носили белое или черное эспри. Эти наколки помещали сбоку на пучке. Рис. по фотографиям из собрания Гос. Исторического музея.
116
КОСТЮМ ДЛЯ ПРОГУЛКИ И ДЛЯ КАТА Н Ь ЯН А КОНЬКАХ год Платье комбинировано из шерстяной материи сукна, диагонали, шевиота) и шелка, жакет суконный или бархатный гармонирующего с платьем цвета, отделан мехом бобра, норки, котика или плюшем. Платье с удлиненным, обтягивающим фигуру лифом, с белой вставкой, белым воротничком и белым галстуком. Юбка из той же материи, что лиф, обшита по подолу плиссированным воланом в 20 см высоты. Сверх волана положена полоса плиссированного шелка того же цвета, что и платье, но более темного оттенка. Туника из того же шелка. Верхний край туники подшит под лиф платья. Туника задрапирована сзади на небольшом турнюре, на левом боку драпировка выше, чем на правом. Жакет из сукна или бархата цвета платья или цвета туники. Длина жакета 70 см он прилегает в талии. Сзади на талии заложена поперечная полукруглая вы­
тачка достаточной величины, чтобы баска жакета лежала на турнюре. Рукава слегка присоб­
раны у плеча. Жакет отделан мехом на воротнике, полах, манжетах и по краю баски. Шапочка фетровая, в цвет платья или жакета, отделана спереди полосой меха или плюша, шириной в
7 см сзади более узкой. Суконная муфта подбита мехом, украшена двумя меховыми шариками на шнурках. Перчатки замшевые палевые с черными нашивками. Ботинки черные кожаные, сбоку на пуговицах. Такие костюмы носили молодые девушки и молодые дамы. В эти годы в моде подобные костюмы серо­
вато-синие, а также коричневые или зеленые всех оттенков. Рис. по фотографии из собрания Гос. Исторического музея.
118
ВЕЧЕРНИЕ ИВ ИЗ И Т Н Ы Е ПЛАТЬЯ год Слева платье, комбинированное из плотного одноцветного шелка, шелка с бархатным узором типа современного панбархата) и шифона. Верхняя часть платья ( полонез) состоит из лифа с длинным мыском и пришитой к нему юбки, разрезанной спереди и на левом боку. Лиф на подкладке, зашнурован на спинке, вырез закрыт шифоновой вставкой, пришитой к подкладке. Вставка присобрана вокруг шеи и отделана узким кружевом. Лиф украшен на груди пластроном из панбархата, вырезанным овалом и окаймленным бархатной лентой. Рукава 3/4, облегают руку, отделаны наложенной гофрированной оборкой, над которой нашита бархатная лента. Юбка полонеза подбита тафтяной подкладкой. Переднее полотнище подобрано мешком к краю лифа с левой стороны. Справа юбка, задрапированная складками, подобрана выше, чем слева, сзади она образует пуф, концы которого свисают до воланов основной юбки. Разрезанная туника и основная юбка сшиты из шелка с бархатным узором. Туника подобрана на боках под юбкой полонеза и задрапирована на турнюре под пуфом верхней юбки. Основная юбка, также на тафтяной подкладке, кроится длиной почти до пола. Спереди подол юбки завернута сзади слегка задрапирован над гофрированными воланами из шифона, пришитыми к подкладке. Если гофрированные воланы заменить кружевными, то вместо панбархатного пластрона перед лифа отделывают кружевным жабо. Справа платье из штофного шелка или парчовой материи с основной юбкой из кружевных или шелковых воланов. Платье сшито как распашное. Лиф-кираса и драпированная на боках и сзади юбка с треном сделаны из штофного шелка или из парчовой материи. Прямоугольный вырез лифа закрыт вставкой из кружева или из тонкого шелка. Вставка пришита к подкладке лифа. Умеренно узкие, полудлинные рукава слегка присобраны у плеча, отделаны откидным обшлагом. Обшлага обшиты по краю присобран­
ным кружевом или плиссированной полоской шелка. Юбка распашного платья задрапирована на боках, подобрана сзади пуфом и образует длинный трен. Т ре н подшит узкими гофрированными кисейными оборками. Основная юбка состоит из кружевных или заплиссированных шелковых оборок, нашитых на шелковую подкладку юбки. Оборки обшиты узкой парчовой или шелковой лентой. Т ре н распашного платья скреплен с основной юбкой до высоты нижнего волана. В эти годы носили платья из тканей двух- трех цветов. Сочетали как контрастные цвета, таки различные оттенки одного цвета. Рис. по модному журналу.
120
БАЛЬНЫЕ ПЛАТЬЯ И ТУАЛЕТ ДЛЯ ПРОГУЛКИ ИЛИ ВИЗИТА
1 8 8 3 — 1 8 8 5 ГОДОВ Слева направо. Бальное платье для молодой девушки. Платье из светлого атласа, отделано кружевом или тюлем и цветочными гирляндами. Удлиненный лиф кираса) застегивается на спинке скрытой застежкой. Вырез отделан драпированной полосой плиссированного тюля или кружева. На плечах отделка схвачена бантами. Сзади на кирасу нашита вырезанная фестонами из а ложен на я складками баска. Юбка покрыта пятью воланами, между ними положены гирлянды креповых роз. Спереди от середины лифа расходятся в обе стороны заложенные складками атласные шарфы, обшитые таким же воланом. Сзади концы шарфов уходят под трен. Т ре н прикреплен под край кирасы, драпирован на турнюре и накреп- лен по бокам на юбку. Ниже подола платья трен с изнанки обшит несколькими рядами плиссированных воланов. Платье надето на нижнюю юбку с турнюром. Бальное платье без трена. Платье комбинировано из блестящего черного шелка и черной кружевной материи, отделка из розового шелка.
Лиф-кираса с мыском из черного шелка. По вырезу положена гирлянда мелких розовых цветов. Лиф зашнурован сзади. Юбка из черного кружева на черном или розовом шелковом чехле, сзади задрапирована пуфом. Подол юбки обшит двойной кружевной оборкой, подложенной розовым шелком. Спереди на юбке два шарфа из заложенного складками розового шелка. Шарфы обшиты оборкой и прикреплены к юбке под розовыми шелковыми бантами. Верхний шарф задрапирован сзади поверх пуфа юбки. Нижний шарф доходит слева до бокового шва юбки, его правый конец подшит под пуф. Слева на боку под край кирасы подшита шелковая лента, завязанная свисающим бантом укр а я нижнего шарфа и несколькими такими же бантами, положенными сзади на юбке полукругом до середины юбки, где последний бант уходит под край нижнего шарфа. Платье для прогулки и визита. Лиф платья и драпировка в виде панье из светлой шерстяной материи. Юбка и передник из узорного фая гармонирующего цвета. Лиф с круглой баской отделан двумя белыми креповыми полосами и застегивается спереди скрытой застежкой. Рукава присобраны у плеча, отделаны над локтем двумя рядами крепового рюша. Буф ч ат ы е под- рукавники, воротничок и галстук из белого крепа. Юбка из узорного фая по подолу обшита тремя заложенными в складки воланами, окантованными синелевым шнурком. Передник подобран справа лентами в цвет узора фая. Драпировка в виде панье обшита по краю синелевым шнурком, сзади подобрана пуфом и уложена на турнюре. Шляпа с темной бархатной тульей отделана белыми страусовыми перьями и цветком в цвет платья. Такой же цветок приколот слева к лифу. Перчатки белые лайковые, зонтик отделан креповой оборкой и атласным бантом. Рис. по модным журналам.
122
ДНЕВНЫЕ ПЛАТЬЯ ГОДЫ Вверху платье для молодой девушки. Платье комбинировано из тонкой шерсти одного цвета, но двух оттенков (светло- и темно-коричневой, светло- и темно-синей и т. д . ) . Лиф и верхняя юбка-туника темные, основная юбка более светлого оттенка. Удлиненный обтянутый лиф (на подкладке, с небольшим треугольным вырезом на груди застегивается спереди на небольшие пуговицы. Рукава полудлинные, узкие. Косынка у выреза лифа и плиссированные манжеты из легкого шелка цвета крем, обшиты узким кружевом. Юбка-туника состоит из двух частей. Передняя часть длиной 180 см скошена с обеих сторон, заложена поперечными складками, подшита под край лифа и прикреплена на правой стороне к основной юбке. Задняя драпировка состоит из прямых полотнищ, заложенных продольными складками, они слегка приподняты на турнюре и спадают до подола основной юбки. На левой стороне драпировка отвернута и отделана большими пуговицами. Основная юбка из гофрированной шерсти. Под ее подол к подкладке юбки подшит мелко заплиссированный волан из той же шерсти. Внизу слева платье из светло-желтой тафты, отделанное черным гипюром и черными бархатными лентами. Лиф с глубоким треугольным вырезом на груди, под который подметана белая шелковая вставка со стоячим воротничком, заканчивается спереди длинным мыском. По обе стороны от вставки положены реверы, покрытые черным гипюром. Узкие длинные рукава слегка присобраны у плеча, у кисти отделаны бархатным манжетом, под который подметан белый шелковый волан. Пояс черный бархатный с бантом на мыске. Юбка прямая, обшита несколькими рядами черной бархатной ленты. Короткая драпировка спереди заложена двумя напусками, сзади образует двойной пуф, отделанный бархатными лентами с длинными концами (драпировку накрепляют на юбку. Шляпа и зонтик из коричневой тафты. Шляпа украшена пером и лентой, положенной вокруг тульи. Завязки бархатные. Зонтик обшит двойной оборкой из оранжевого шелка. Справа костюм для прогулки и визита. Костюм комбинирован из бархата и шелка одного цвета двух оттенков, например зеленого, синего, коричневого. Платье из шелкового репса. Лиф облегающий, с мыском, закрытый, воротничок стоячий, застежка спереди на обтянутые бархатом пуговицы. Перед верхней юбки задрапирован мягкими поперечными складками. На правом боку драпировка прикреплена к основной юбке, шов прикрыт драпированным задним полотнищем. Справа верхняя юбка доходит до пола. Боковой шов закрыт темной бархатной лентой с бантом. Основная юбка гладкая, узкая, обшита по подолу гофрированным воланом, сверх волана вышивка из стекляруса в цвет материи. Жакет темный бархатный с баской, заложенной сзади двойной байтовой складкой. Рукава, присобраны у плеча, обшлага меховые. Из- под них выступает шелковая гофрированная оборка платья. Жакет оторочен полосой меха ( каракуля, бобра, котика. Шляпа сиреневая шелковая с розоватыми и сиреневыми перьями, бант из а вязки коричневые бархатные. Зонтик красный шелковый с оборкой. Длинные замшевые перчатки серые или палевые. Рис. по модному журналу.
124
ВИЗИТНОЕ ПЛАТЬЕ год Платье из бархата и блестящего шелка одного цвета отделано шелком более светлого оттенка. Лиф и туника шелковые, юбка бархатная. Лиф на шелковой подкладке, застегивается сзади на скрытую застежку, отделан светлым шелком. Рукава слегка присобраны у плеча, обтягивают руку, у кисти отделаны узким гипюровым манжетом. Белая гипюровая вставка со стоячим воротничком нашита на подкладку лифа. На шее шарфик из гипюра в цвет платья застегнут брошью. Туника состоит из двух частей. Передняя часть справа длиной 140 см, слева 165, внизу ширина 86 см вверху полотнище скруглено (по кривой 123 см Скругленный верхний край заложен складками также, как и верхняя часть ( 8 0 — 9 0 см левой стороны. Туника подшита под края лифа. Задняя сторона туники представляет собой прямоугольник длиной
142 и шириной 150 см драпированный натур нюре и основной юбке (драпировку закрепляют стежками на основной юбке. Основная юбка бархатная, с небольшим треном, на правом боку заложена мягкими односторонними складками. Перчатки белые лайковые. Веер из белого гипюра на станке из слоновой кости. Туфли на высоком каблуке. Платье надето сверх корсета и нижней юбки, вверх заднего полотнища которой вшиты три стальные дуги шириной в 2 см так называемая юбка с вкрепленным турнюром. Сверх обручей нашиты оборки из волосяной ткани. Для поддержки трена из тяжелой материи нижняя юбка делается также с треном. Рис. по модному журналу.
126
ТУАЛЕТЫ ДЛЯ ПРОГУЛКИ И ДЛЯ ВИЗИТА год Слева направо. Костюм для девочки 10—12 лет, сшит из темно-красной шерстяной материи и шелка того же цвета. Шерстяное платье с удлиненным лифом, короткими рукавами и расклешенной юбкой отделано шелковыми оборками, вышитыми синелью. Передние части шелкового жакета выкроены вместе с бочками. Вместо рукавов сделаны прорезы для рук ( как на пелеринках). Спинка подрезана, короткая баска заложена складками. Оборка, окаймляющая баски передней части жакета, доходит сзади до этих складок. По плечам жакет отделан круглым воротником, вышитым синелью. Жакет застегивается спереди сверху до нижнего края воротника, воротник застегнут на левом плече. Шляпа красная, бант из а вязки цвета беж или серые. Ботинки серые с лакированными черными носками. Чулки и перчатки серые. Платье с полонезом из серовато-зеленого сукна с отделкой из темно-зеленого бархата. Полонез подрезан только сзади на заниженной талии. Обтянутый лиф полонеза отделан бархатными реверами и бархатным жилетом с мыском. Жилет пришит справа и застегивается на левой стороне. Вставка суконная с бархатным стоячим воротничком. Верхние короткие суконные рукава разрезаны, нижние рукава бархатные, очень узкие, застегиваются на крючки или на мелкие пуговицы, обшиты уза пясть я кружевом. Распашная юбка полонеза немного короче основной юбки, отделана по краю передних пол и на карманах бархатом. Сзади она заложена крупными складками ( за счет вставных полотнищ, приподнятыми турнюром. Основная юбка из того же сукна спереди и на боках гладкая, сзади заложена глубокой складкой, по подолу обшита бархатом, заложенным складками (ширина подола платья для улицы 2,1—2,3 м. Платье застегивается спереди на небольшие темно-зеленые пуговицы. Полонез и основная юбка на шелковой подкладке. Зеленая или серая шляпа отделана розовыми цветами. Перчатки белые. Платье с полонезом. Распашной полонез сшит из коричневой шерстяной материи, отделан суконной полосой песочного цвета с коричневой аппликацией. Основная юбка из шерстяной материи с полосами песочного цвета и коричневыми. Коричневые полосы шире песочных и заложены складками. Вставка со стоячим воротником и подкладка раструбов на рукавах из блестящего шелка кремового цвета. Длинный лиф полонеза застегнут от выреза доза ниже н ной) талии. Рукава слегка присборены у плеча, длинные, умеренно узкие до локтя, книзу расширяются. Спинка стремя швами подрезана на талии. Стоячий воротник открыт спереди, под ним шелковый воротничок вставки. Под баску лифа подшита распашная юбка с короткой драпировкой из прямоугольного куска материи. Юбка на боках гладкая, сзади заложена незаглаженными складками. Полонез обшит по краям полосой с аппликацией. Основная юбка из полосатой шерсти заложена через равные промежутки складками. Сзади юбка заложена глубокой складкой. Полонез и основная юбка на шелковой подкладке. Платье надето сверхбольшого турнюра из согнутых дугой стальных полосок. Шляпа из а вязки из шелка песочного или кремового цвета, по краю узких полей обшита красной бархатной лентой, на тулье красные бархатные цветы. Зонтик коричневый, перчатки белые или светло-желтые. Рис. по модному журналу.
128
ПЛАТЬЕ ДЛЯ ПРОГУЛКИ год Платье комбинировано из светло-лилового фая (цвет гелиотроп, темно-зеленой легкой шерсти и легкого блестящего шелка в цвет шерсти, например, тафты. Обтяжной закрытый лиф из фая застегивается спереди до конца мыска на мелкие пуговицы. Стоячий воротник отделан продернутой бархоткой темно-зеленого цвета и белым рюшем. Рукава 3/4 приподняты у плеча, обтягивают руку, отделаны продернутой бархоткой и гофрированной фаевой оборкой. Основная юбка узкая, сшита из темно-зеле­
ной тафты, на уровне колен к ней пришит заложенный складками волан из темно-зеленой шерсти. Верхняя юбка ( туника) темно-зеленая, шерстяная, также заложена складками, спереди обшита заложенным в складки воланом из фая цвета гелиотроп. Справа юбка почти доходит до подола основной юбки, слева она немного короче. Круговая драпировка из легкого зеленого шелка подшита вверху под край лифа, укреплена на шелковой или тюлевой подкладке, сзади из- под пуфа спадают заложенные складками концы драпировки. Шляпа обшита фаем, поля подбиты темно- зеленым бархатом. На тулье цветы и перо, спадающее назад. Шарфик на шее белый газовый. Перчатки шелковые темно-зеленые или лиловые. Зонтик зеленый шелковый с фаевой оборкой и шелковым бантом, ручка и наконечник белые костяные. Чулки в цвет лифа, туфли черные лакированные с бантами. Платье надето сверх корсета и нижней юбки с большим вкрепленным турнюром. Рис. по модному журналу.
130
ЛЕТНИЕ ТУАЛЕТЫ ДЛЯ ПРОГУЛКИ ГОД Слева шелковое платье с шифоновой отделкой и атласными бантами. Платье с двойной юбкой ( туникой. Лиф с разрезной баской застегнут спереди на мелкие обтянутые пуговицы, сзади баска той же длины, что спереди, разрезана до талии. Воротник стоячий бархатный, справа отделан атласным бантом, темнее цвета материи. Рукава присобраны у плеча, до локтя узкие, у локтя вырезаны мыском и обшиты шифоновой оборкой в цвет платья. Основная юбка и туника шелковые. Туника подобрана слева выше, чем на правом боку. Справа она украшена большим атласным бантом с концами. Сзади туника драпирована на турнюре, концы разрезной баски лежат сверх драпировки. Перед туники и подол платья обшиты рюшем в цвет шелка. Оборка на тунике подобрана полукругом. Шляпа из сосворенного шелка того же цвета, что и платье, отделана атласными лентами и букетом бело-розовых цветов. Зонтик в цвет платья отделан шифоновой оборкой. Ботинки черные. Модель сделана из серо-зеленого шелка с зелеными атласными лентами. Журналы рекомендуют блекло-синий, оливковый, ржаво-корич­
невый цвета для подобных костюмов. Справа летний костюм из светлого гладкого или узорного шелка. Лиф со стояче-отложным воротником спереди доходит до талии, сзади баска длинная, драпирована на турнюре. На левой поле нашиты 6 больших пуговиц в цвет материи или в цвет узора. Жилет-вставка из яркого сосборенного шелка, баска жилета на ладонь находит на тунику. Рукава узкие, длинные. Основная юбка плиссирована группами (ширина плиссировки 3 см промежуток 20 см Туника из той же материи. Спереди она образует передник, подобранный с левой стороны, сзади задрапирована. Модель сделана из узорного шелка, по кремовому фону мелкие красные и синие цветы. Жилет, воротники бантик красные шелковые. Жилет отделан красным шнурком с кистями. Перчатки палевые, ботинки светлые с лакированными носками. Шляпа из крепа кремового цвета, отделана красными синим, завязки красные бархатные. Модны были такие платья с лифом и туникой одного цвета на юбке другого цвета. Рис. по модному журналу.
132
БАЛЬНОЕ ИВ ИЗ И Т НО Е ПЛАТЬЕ ГОД Слева бальное платье для молодой девушки. Платье из светлой тафты и кружевной материи. Лиф на шелковой подкладке, шнуруется на спинке. Лиф комбинирован из кружевной материи и тафтяного корсажика с двумя мысками и с бретелями. На правом плече бретели завязаны бантом. Основная юбка, заплиссированная спереди, сшита из тафты. Туника в виде длинного прямоугольника обшита по краям кружевом. Вверху туника отогнута сантиметров на 25, при­
собрана и подшита под край корсажика. На правом боку туника подобрана, место прикрепления драпировки декорировано цветами. Такие же цветы слева на корсаже. Справа туника доходит до середины заднего мыска, место прикрепления скрыто под атласными бантами с длинными концами. Слева она свободно спадает почти до подола юбки. Край доходит до бокового шва корсажа. Модель сделана из тафты цвета перванш и белого кружева. Туфли и чулки также цвета перванш. Справа визитное или вечернее платье. Платье из коричневого тисненого бархата. Обтяжной удлиненный лиф с баской, разрезная туника и трен из бархата. Основная юбка комбинирована из коричневого и желтого фая. Лиф со стоячим воротником застегивается сзади на скрытую застежку или шнуруется снизу вверх. Рукава, присобраны у плеча, книзу сужаются, отделаны желтыми фаевыми манжетами. Основная юбка из коричневого фая заложена складками. На левом боку вшито полотнище желтого гофрированного фая. Туника, трен и баска подбиты желтым фаем. На левом боку часть туники срезана короче и завернута подкладкой наружу. Узкое переднее полотнище бархатной туники прикреплено к юбке тремя желтыми фаевыми бантами. Сзади туника задрапирована на турнюре и переходит в трен. К корсажу прикреплен справа пучок желто-коричневых страусовых перьев. В прическе такие же коричневые и желтые перья и желтое эспри. Туфли коричневые, атласные, чулки и перчатки палевые. Оба платья надеты сверх корсета и нижней юбки с турнюром. Рис. по модным журналам.
134
ТУАЛЕТЫ ДЛЯ ПРОГУЛКИ ГОД Слева дама в платье, комбинированном из темно-коричневого бархата с коричневым муаром, ив коричневом шерстяном или бархатном жакете, отделанном перьями или мехом. Лиф удлиненный, бархатный, спереди мысок, сзади короткая баска с байтовой складкой, заложенной вчетверо ( фра ч о к ) . Лиф разрезной, вставка муаровая, со стоячим воротничком, застегнута на мелкие пуговицы из дымчатого топаза. Рукава 3/4, муаровые, присобраны у плеча, от локтя облегают руку. Юбка бархатная, сзади заложена глубокими мягкими складками, спереди украшена двумя вертикально нашитыми широкими полосами муара ( 2 5 — 3 0 см. Жакет, прилегающий в талии, с баской. Спереди баска доходит почти до уровня колен, полы обрезаны косо. Спинка выкроена вместе с бас­
кой и широким рукавом-пелериной. Рукав-пеле­
рина нашит на плече по линии проймы, на спинке (стремя швами) по боковому шву, спереди до талии по боковому шву лифа. Низ рукава сантиметров на 15, считая от угла, зашит мешком. Подкладка шелковая, светло-зеленая. Жакет отделан широкой каймой из коричневых перьев или из меха. Шляпа темно-зеленая бархатная, отделана темно-зеленой гофрированной лентой и коричневыми перьями. Ленты- завязки светло-зеленые. Вуалетка черная с мушками. Перчатки палевые. Зонтик коричневый. Туфли темно-коричневые с бронзовыми пряжками. Справа дама в платье с двойной юбкой, комбинированном из серовато-синего бархата и серовато-синего плотного рубчатого шелка. Обтяжной, удлиненный лиф заканчивается спереди мыском, сзади прямо. Лиф разрезан на груди, реверы заложены продольными складками. Низ лифа зашнурован шелковым шнуром. Вставка с высоким воротничком — синяя бархатная, подворотничок подметано узкое розовое кружево. Рукава присобраны и приподняты у плеча, сужаются к локтю, от локтя до кисти обтягивают руку, внизу отделаны шнуром и бархатным обшлагом, из-под которого выступает узкая полоса розового манжета. Основная юбка бархатная. Подол украшен узким шелковым воланом. Верхняя юбка шелковая, правая сторона ее задрапирована, на левой разрез, зашнурованный вверху синим шелковым шнуром. Шляпа темно-синяя бархатная, отделана синим страусовым пером и бантами из розовой муаровой ленты. Перчатки палевые. Сверх них парные браслеты из дутого золота. Туфли и чулки синие. Рис. по модным журналам.
136
ДНЕВНЫЕ ТУАЛЕТЫ ГОД Слева вверху платье для дороги и для прогулки. Платье комбинировано из сукна, шелка и клетчатого бархата. Прилегающий суконный лиф отделан скругленными внизу реверами, застегивается спереди на пуговицы. Рукава 3/4, с небольшим буфом из шелка. Из того же шелка вставка со стоячим воротничком. Основная юбка сделана из клетчатого бархата. На левом боку и на спине ее прикрывает драпированная суконная юбка, подбитая шелком немного более светлым, чем сукно. Клевой половине лифа прикреплен подбитый тем же шелком небольшой кусок бархата с внутренним карманом. Дорожные туалеты шили из синего, серого, зеленого, коричневого сукна, комбинируя его с клетчатым бархатом или шерстью. Клетки или фон были в цвет сукна. Шляпа фетровая, поля подбиты драпированным бархатом, отделка из перьев и лент. Туфли из кожи бронзового цвета, чулки в цвет платья или его отделки. Перчатки замшевые. Справа вверху нарядное летнее платье для прогулки. Платье комбинировано из черного тюля и желтой тафты. Черный тюлевый полонез (верхнее разрезное платье) подбит желтой тафтой. Лиф с мыском, с небольшим вырезом отделан черным кружевным воротником-пелериной, застегивается спереди на черные стеклярусные пуговицы. Рукава длинные, обтяжные, с небольшим буфом у локтя. Перед юбки полонеза отделан полосами черной стеклярусной вышивки. Юбка разрезана на левом боку, перед юбки не пришит к лифу, а пристегивается к пояску юбки под мыском и на левом боку. Вдоль разреза юбка отвернута подкладкой наружу, подкладка обшита внизу полосой плиссированной желтой тафты. Основная, более длинная юбка сшита из желтой плиссированной тафты. На шее завязан черный тюлевый бант. Шляпа светло-желтая, креповая, отделана серым страусовым пером. Веер черный тюлевый. Туфли черные, чулки и перчатки светло-желтые. Внизу платье для домашнего приема или визитов. Платье из светло-синего и белого легкого шелка, отделано черным кружевом. Лиф и юбка из светло-синего шелка, вставка, передники манжеты белые. Удлиненный открытый лиф на белой шелковой подкладке, на которую нашита вставка с бантиком, заканчивается мыском. Ре- веры заложены складками. Узкие рукава 3/4, отделаны белыми манжетами, вырезанными зубчиками. Юбка заложена мягкими складками, спереди украшена белым передником, обшитым черным кружевом и двумя черными кружевными оборками, подбитыми белым шелком. Туфли черные бархатные, чулки светло- синие. Ридикюль белый муаровый с вышитыми бисером пестрыми цветами. Все три платья надеты сверх нижних юбок с вкрепленным турнюром. Платья этого времени шили на чехле из легкого скользкого шелка. Рис. по модным журналам.
138
ПЛАТЬЕ ДЛЯ ПРОГУЛКИ И ДЛЯ ВИЗИТА И МУЖСКОЕ ПАЛЬТО КОНЕЦ х ГОДОВ Платье комбинировано из бархата и атласа одного цвета (черного, винно-красного, синего, отделано вышивкой и белым креповым рюшем. Бархатный лиф, спереди длинный, сзади с короткой баской, заложенной двойной байтовой складкой. Воротник стоячий. Рукава присобраны и приподняты у плеча, сужены к кисти. Лиф застегнут слева на воротничке, плече и на боку на мелкие пуговицы в цвет материи. Юбка атласная. Переднее полотнище сужено кверху до 20 см, боковые и задние полотнища заложены складками. Складки скреплены с изнанки. На переднем полотнище вышиты гладью ласточки (в моде вышивка в китайском стиле. С правой стороны из-под корсажа спускается широкая лента, вышитая золотым или серебряным бисером, на конце ленты золотая или серебряная бахрома или кисть. Под стоячий воротничок и под манжеты подметан узкий рюш из белого крепа. Прическа высокая, с пучком на темени. Шляпа-ток из черного бархата с эгреткой. Бархат драпирован складками, сзади под драпировкой прикреплены бархатные ленты-завязки (ширина ленты
5 см Ботинки черные лакированные, застегнуты сбоку на пуговицы. Платье надето сверх корсета и шелковой нижней юбки. Турнюр в эти годы заменяют небольшой волосяной подушечкой, которую прикрепляют на нижней юбке. Справа мужчина в черном или темно-синем суконном пальто. Пальто двубортное, закрывает колени. Воротники реверы суконные или бархатные, обшлага суконные, настроченные. Полы цельные, спинка с одним швом и разрезом внизу. Карманы прорезные. Брюки черные с черным шелковым лампасом. Ботинки черные, шнурованные. Цилиндр черный шелковый с черной лентой вокруг тульи. Палка камышовая с костяным или серебряным набалдашником. Рис. по фотографии из частного собрания.
140
БАЛЬНОЕ ИЛИ ЭСТРАДНОЕ ПЛАТЬЕ ГОД Платье комбинировано из плотного блестящего шелка и более легкого светлого шелка, затканного пестрыми цветами. Шелковый удлиненный корсаж на тафтяной подкладке со встреченными в нее косточками китового уса шнуруется сзади снизу вверх. Перед лифа и бретели расшиты золотой нитью и стеклярусом. Такая же вышивка окаймляет края корсажа. Шелковая юбка спереди заложена глубокими складками, сзади задрапирована натур нюре крупными складками и переходит в трен. Передник из светлого шелка, затканного пестрыми гирляндами и букетами, кроится немного длиннее юбки. Верхний край передника присоб­
ран и подшит под краем корсажа. Справа и слева передник слегка вздернут и отделан золотым шнуром и блестками. Перчатки белые лайковые, веер расписной. В прическе белое страусовое перо и фигурные шпильки, украшенные бриллиантами. Туфли атласные в цвет платья, пряжки золотые. Серьги и колье бриллиантовые. Платье надето сверх корсета и узкой нижней юбки с большим турнюром и треном. Турнюр состоит из вшитых в верхнюю часть заднего полотнища стальных дуг ( 3 — 4 ) , сверх которых нашиты оборки из волосяной материи. Т ре н нижней юбки обшит несколькими рядами цветных та ф т я н ы х или кисейных оборок, гармонирующих по цвету с платьем. Чтобы перед юбки платья падал прямо, к боковым швам юбки пришивали с изнанки тесьму, которую связывали с тесьмой, пришитой к лицевой стороне нижней юбки на том же уровне ( 4 0 — 5 0 см от пола. В эти годы в моде контрастные сочетания цветов, например винно-красный с золотисто- желтым, изумрудно-зеленый с палевым, бирюзовый и красный с белыми т. п. Рис. по модному журналу.
142
ДНЕВНЫЕ ПЛАТЬЯ ГОДОВ Слева платье из тонкого глянцевитого сукна, отделанное белым или кремовым сукном, вышитым сутажом. Облегающий лиф удлинен небольшой круглой баской. Рукава сосборены по окату, доходят до локтя. Спинка стремя швами, как на рисунке справа. Вставка со стоячим воротником, подру- кавники и край баски из белого (кремового) сукна. Застегивается лиф спереди. Перед юбки задрапирован несколькими складками, вшитыми в боковые швы под продольными складками. Подол вырезан спереди зубцами. Белая кремовая) суконная отделка юбки нашита на шелковую нижнюю юбку. Сзади юбка заложена выпуклыми складками и слегка задрапирована. Шелковая шляпа в цвет платья отделана цветами и лентами. Завязки белые или кремовые. Зонтик светлый, на длинной палке, ручка костяная, резная. Перчатки светлые, ботинки или туфли с лакированными носками. Справа платье из шелкового фая или мягкой шерстяной ткани. Облегающий удлиненный лиф с узким длинным разрезом, закрытым кружевной вставкой, и бархатными реверами. Узкий двухшовный рукав длиной 3/4 отделан у плеча тремя бархатными «руло» и бархатным откидным обшлагом. Юбка спереди гладкая, на боках и сзади заложена плоскими складками. Лиф и юбка соединены под бархатным кушаком, завязанным сзади широким узлом с длинными концами. Концы кушака подбиты светлым шелком. Платье надето сверх шелковой нижней юбки. Шляпа из светлой тафты, вышитой мушками, и крепдешина отделана лентами из а вязками в цвет платья. Перчатки светлые лайковые, ботинки черные замшевые. В конце х годов в моде блеклые тона серовато-синий, тускло-красный, блекло-голу­
бой, блекло-розовый и т. п. Рис. по модным журналам.
144
ПЛАТЬЯ ДЛЯ ДОМА ГОД Слева утреннее платье для молодой девушки или дамы. На вышитую сутажом белую юбку из легкой шерсти или из шелка надето распашное платье из такой же материи, но цветной (серо­
вато-голубой, тускло-розовой, зеленовато-серой и т. п . ) . Облегающий лиф с удлиненной талией пришит к заложенной плоскими складками распашной юбке. Вставка и реверы из белого батиста или органди нашиты на лиф так, что оставляют узкую полоску лифа открытой. Реверы вышиты мелким узором. Стоячий воротник из материи платья завязан сзади бантом. Рукава 3/4, сужены вытачкой от плеча до локтя, ниже образуют буф, высокие манжеты облегают руку. Кушак с длинными петлями и бантом справа на талии сделан из бархатной ленты подходящего к платью цвета, такого же цвета бархат нашит на подол белой юбки. Туфли или ботинки черные. В пучке подобранных на темени волос золотая стрела. На правой руке золотой браслет. Справа дневное домашнее платье для молодой дамы. Прилегающий удлиненный лиф и драпировка юбки сделаны из светлого фая, юбка и отделка лифа из мягкой шерстяной ткани того же цвета, но более темного оттенка, подшитый жилет из тонкого белого сукна, вышитого в цвет фая. Жилет нашит на подкладку корсажа, застегнут наряд мелких перламутровых пуговиц. Отделка лифа спереди наподобие короткого болеро, сзади округлена и доходит до половины спины. Реверы подбиты фаем. Стоячий воротник может быть из фая или из шерстяной материи. Юбка спереди гладкая, на боках заложена плоскими складками, сзади выпуклыми складками. Драпировка понизу вырезана острыми зубцами, вверху подшита под лиф, правую сторону юбки она оставляет открытой. Ботинки и чулки черные. На руках браслеты. Рис. по модному журналу.
146
СЮРТУКИ, ФРАКИ ВЕРХНЕЕ ПЛАТЬЕе ГОДЫ Верхний ряд. Нарядный костюм с коротким сюртуком со скошенными и округленными передними полами. Костюм сшит из черного или темно-серого сукна, жилет может быть из того же сукна или светлый. Брюки слегка сужены у колени внизу. Цилиндр черный шелковый. Дневной костюм с фраком и светлыми (белыми, светло-серыми) брюками. Фраки жилет из тонкого черного сукна обшиты по краям узкой черной шелковой тесьмой. Фрак однобортный носили незастегнутым, фалды короткие. Рукава умеренно узкие, обшлага настроченные, круглые. Брюки суконные, прямые. Галстук черный шелковый, воротничок стоячий, накрахмаленный. Ботинки черные лакированные. Цилиндр черный шелковый. Перчатки светлые, замшевые или лайковые. Двубортный сюртук из сукна черного или темного цвета. Брюки черные или черные в тем­
но-серую полоску, слегка сужены у колен. Спинка сюртука стремя швами, талия занижена, как на рисунке справа. Галстук черный или в цвет сюртука. Цилиндр и ботинки черные, перчатки светлые. Черный суконный костюм с сюртуком. Шляпа черная фетровая с твердой тульей и твердыми полями. Перед сюртука, как на рисунке слева. Светлое летнее или демисезонное пальто. Пальто двубортное, из сукна или шевиота. Воротник, отвороты, нагрудный карман и верхний край круглых обшлагов обшиты узкой черной шелковой тесьмой. Спинка с одним швом, внизу небольшой разрез. Пуговицы костяные. Второй ряд. Черное драповое пальто с отложным воротником и скрытой застежкой. Спинка с одним швом, внизу небольшой разрез. Умеренно широкие рукава сужены к кисти, обшлага настрочены. Спинка пальто. Спинка с одним швом, плечевой шов проходит, как и на сюртуках и фраках этого времени, позади плеча по спинке. Воротник черный бархатный. Короткое черное или темно-синее драповое пальто с воротником шалью и скрытой застежкой. Спинка с одним швом. Рукава свободные, обшлага настрочены. Демисезонное полупальто из цветного драпа, отделано черным каракулем. Пальто двубортное, свободного покроя. Карманы прорезаны косо в передних полах. Пуговицы черные костяные.
Пальто-крылатка. Двубортное драповое пальто свободного покроя с пелериной вместо рукавов. Воротник-шаль из черного бархата. Пуговицы обтянутые. Подкладка пальто и пелерины в цвет драпа. Рис. по модным журналам.
148
ФРАК, СЮРТУКИ И ПАЛЬТО е ГОДЫ Верхний ряд. Фрак из черного сукна на черной шелковой подкладке. Фрак двубортный, с обтянутыми сукном пуговицами, с прямыми полами, слегка прилегает в талии. Спинка стремя швами подрезана немного ниже уровня талии. Плечевой шов проходит позади плеча по спинке. Над фалдами пришиты две обтянутые сукном пуговицы. Рукава умеренно узкие, круглые обшлага настрочены, отделаны одной пуговицей. Двубортный сюртук из темного сукна. Сюртук слегка прилегает в талии, юбка пришита немного ниже линии бедра. Спинка состоит из двух частей, как показано на рисунке в нижнем ряду справа. Плечевой шов проходит позади плеча по спинке. Воротники отвороты узкие, круглые обшлага настрочены, отделаны одной пуговицей. Карманы сзади в фалдах. Двубортное короткое пальто. Демисезонное пальто из драпа черного, темно-синего или рыжевато-коричневого цвета, пуговицы костяные. Спинка с одним швом. Плечевой шов проходит позади плеча по спинке. Карманы прорезаны, без клапанов, по краю прострочены дважды, как и круглые настроченные обшлага рукавов. Воротник бархатный черный или в цвет драпа. Нижний ряд. Двубортный сюртук из темного сукна. Сюртук с низко пришитыми нижними частями передних полба с кой. Спинка из двух частей. Плечевой шов проходит позади плеча по спинке см. последний рисунок. Узкий воротники отвороты, клапаны карманов и круглые обшлага прострочены дважды. Пуговицы обтянуты сукном. Однобортный сюртук из темного сукна. Нижние части передних полба с к и ) пришиты на уровне бедра. Воротники отвороты с округленными углами. Спинка и плечевой шов, как на рисунке справа. Воротник, отвороты, верхний край круглых обшлагов и нагрудный карман прострочены дважды. Спинка сюртука. Рис. по модным журналам.
150
ЦИЛИНДРЫ И БРЮКИ е ГОДЫ Верхний ряд. Черные шелковые цилиндры с низкой тульей и небольшими полями. Этот фасон цилиндра появился уже на исходе х годов, но цилиндры с высокой тульей (см. стр. 8 7 ) многие носили еще ив х годах. Второй ряд. Брюки узкие, почти облегают ноги выше колену колен слегка сужены, ниже обрисовывают линию икр, внизу обрезаны косо, лежат на подъеме ступни, сзади на одну треть закрывают каблуки. Лампасы на одноцветных и полосатых брюках шелковые, черные или в цвет материи, на клетчатых брюках или брюках из материи типа букле обычно вместо лампасов отстроченный шов. На узких вверху брюках карманы прорезаны спереди. Брюки, почти облегающие ноги до колену колен сужены, ниже спадают почти прямо. Брюки более просторного покроя. Они также сужены у колен. Карманы в боковых швах. Лампасы двойные. Все брюки стягивали сзади пряжкой и носили с подтяжками. Хорошо сшитые брюки былина шелковой подкладке. С повседневным сюртучным или пиджачным костюмом носили брюки более свободного покроя. Снарядным сюртуком и фраком полагались более узкие брюки. Молодые франты носили чрезмерно узкие брюки и длинноносые башмаки, в то время как люди солидные предпочитали просторные брюки и обувь с округленными носками. Рис. по модным журналам.
152
ПИДЖАЧНЫЙ КОСТЮМе ГОДЫ Пиджак из шерстяной материи синего, серого, темно-зеленого цвета на черной шелковой подкладке, жилет и брюки из черного сукна. Однобортный пиджак с округленными передними полами, с узким отложным воротником и небольшими отворотами. Спинка гладкая или с одним швом. Пиджак книзу несколько заужен. Рукава прямые, без обшлагов. Карманы прорезаны в передних полах. Воротник, отвороты и борт обшиты шерстяной тесьмой в цвет пиджака или черной. Пуговицы небольшие (диаметром около 2 см Черный однобортный жилет сне большим вырезом застегнут на мелкие пуговицы. Брюки, умеренно узкие вверху, слегка сужены у колени внизу над ступней. Лампасы черные шелковые. Карманы в боковых швах. Рубашка полотняная, накрахмаленная, воротничок низкий, стояче-отложной, манжеты гладкие. Галстук-пластрон из черного или темного цветного шелка заколот булавкой. Монокль в черепаховой оправе висит на черном шелковом шнурке, надетом на шею. Черные кожаные ботинки заменяли летом ботинки с цветным суконным верхом и черными носками и каблуками. В х годах большинство мужчин носило усы и бороду, носить их не запрещалось и чиновникам, которым в хи х годах, когда борода и усы были уже в большой моде, разрешалось носить только бакенбарды. Рис. по фотографии из собрания Гос. Исторического музея.
154
ПАРАДНЫЙ ВЕЧЕРНИЙ КОСТЮМ, ПАЛЬТО И ДНЕВНОЙ КОСТЮМ
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

перейти в каталог файлов