Главная страница

Тема 2. 1. Государство в системе охраны окружающей природной среды Говоря об экологии и природопользовании, невозможно оставить без внимания тему государство и экология


Название1. Государство в системе охраны окружающей природной среды Говоря об экологии и природопользовании, невозможно оставить без внимания тему государство и экология
АнкорТема 2.doc
Дата13.04.2019
Размер59 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаТема 2.doc
ТипДокументы
#87085
Каталог
Тема 2. Хозяйственный механизм природопользования
Государство в системе охраны окружающей природной среды
Управление природопользованием и охраной окружающей среды

1. Государство в системе охраны окружающей природной среды

Говоря об экологии и природопользовании, невозможно оставить без внимания тему «государство и экология». А это, прежде всего, такие вопросы как экологическая политика и экологическая безопасность, законодательство и государственный экологический контроль, экологическая экспертиза и экологический мониторинг, экономическое сотрудничество и достижения науки и техники, информационное обеспечение природоохранной деятельности и экологическое образование, общественное экологическое движение и т.д. и т.п.

Опыт многих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формировании рыночной экономики, так и в обеспече­нии её эффективного функционирования важная роль принад­лежит государству. Даже в тех странах, где официально провоз­глашается принцип невмешательства государства в хозяйствен­ные процессы (например, в США), на деле оно активно влияет на развитие экономики. Особенно это относится к такой ее неор­динарной сфере, как природопользование, где диапазон госу­дарственного воздействия может быть весьма широким.

Хозяйственный механизм природо­пользования представляет собой систему форм и методов организации и регулирования процессов природопользо­вания, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в сырье и ма­териалах, в чистоте и разнообразии окружающей среды.

Хозяйственный механизм природо­пользования включает в себя:

- организацию управления охраной окружающей среды и использованием природных ресурсов;

- эколого-экономическое прогнозирование и планирование;

- финансирование при­родоохранных мероприятий;

- экономическое стимулирование рационального природопользования;

- контроль и учет в экологи­ческой сфере;

- экологическое нормирование,

- правовое регулиро­вание и т.п.

В настоящее время, когда говорят о механизмах реализации государственной экологической политики, выделяют уже три подхода:

1) прямое регулирование, связанное с воздействием государства: нормативно-правовые, административно-контроль­ные меры, прямое регламентирование и т.д.;

2) экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;

3) смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода.

При этом все-таки необходимо отметить, что пока экологическое законодательство оказывает наиболее действенное влияние на эффективность хозяйственного механизма природо­пользования.

В России существуют три уровня правового регулирования и управления. Соответственно и экологическое законодательство развивается на трех уровнях: федеральный; субъектов РФ; местное самоуправление.

В России процесс формирования экологического законодательства идет довольно активно. С начала 90-х г. в этой области приняты законы «Об экологической экспертизе» (1995), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «Об использовании атомной энергии» (1995), «О недрах» (1992), «О животном мире» (1995), «Об отходах производства и потребления» (1998) новый закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002), «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002), «О плате за землю» (2005), Водный кодекс РФ (2006), Лесной кодекс РФ(1997), Земельный кодекс (2001) и др.

Наряду с собственно правовыми актами в области охраны окружающей среды нормы экологического права содержатся и в других отраслях российского права: Конституции РФ, Гражданском кодексе, Уголовном кодексе РФ, Административном кодексе и т.д.

При наличии довольно обширного экологического законодательства в России основной проблемой является его применение, привлечение экологических правонарушителей к юридической ответственности. Проблема здесь не только в недостаточных санкциях, а в неэффективности механизмов их применения и неотвратимости наказания. Сейчас общая латентность преступности в России оценивается в 75%, при этом в области охраны окружающей среды она намного выше (по некоторым оценкам - до 90%). Велико число неучтенных и невскрытых экологических административных и дисциплинарных правонарушений. Значительная часть правовых санкций не используется (крупный штраф, налагаемый в уголовном порядке; остановка предприятий, цехов, устаревших технологий из-за их экологической вредности; иски граждан и общественных организаций по возмещению экологического вреда).

    Управление природопользованием и охраной окружающей среды
    Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде.

    Применительно к предмету данной отрасли речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды, соблюдения, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

    Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами.

    Функции управления природопользованием и охраной окружающей среды:
    создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;
    подзаконное нормотворчество;
    координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;
    распоряжение (управление) природными ресурсами;
    планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния окружающей среды;
    экологическое нормирование;
    экологическая экспертиза;
    экологическое лицензирование;
    экологическая сертификация;
    экологический аудит;
    наблюдение за состоянием окружающей среды;
    учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;
    экологическое воспитание и образование;
    контроль за использованием и охраной объектов природы;
    разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.
    Общественное управление охраной окружающей среды и природопользованием - проявление демократизации экологического права. Масштабы и эффективность осуществления данного вида управления свидетельствуют, с одной стороны, об уровне самосознания граждан, с другой - о степени демократизации власти в государстве. Данный вид управления осуществляется общественными формированиями и гражданами. Участие общественных формирований и граждан в управлении регулируется рядом законодательных и подзаконных актов, уставами общественных формирований. Наиболее значимыми функциями общественного управления является участие граждан и общественных формирований в подготовке экологически значимых хозяйственных решений в рамках оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, в принятии таких решений посредством проведения общественной экологической экспертизы, экологический контроль.

    Содержание производственного управления природопользованием и охраной окружающей среды определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему правовых экологических требований (обеспечение рационального использования недр, лесных ресурсов, с охраной водных объектов, атмосферного воздуха, обращением с производственными отходами и др.). Специфическими функциями производственного управления являются планирование, учет вредных воздействий на природу, координация природоохранительной деятельности различных подразделений, экологический контроль. Управление осуществляется как функциональными службами (инженера, механика, технолога, энергетика, сбыта, контроля), руководителями производственных подразделений, так и специально создаваемыми отделами (службами) по охране природы.

    Отраслевое (ведомственное) управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности, если такая деятельность связана с природопользованием или вредным воздействием на окружающую среду. Содержание отраслевого управления определяется спецификой отрасли или сферы деятельности, характером предприятий, входящих в ее систему, масштабами и видами воздействий на природу.

    В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды.

    Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется на основе ряда методов:

    - административных (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения);

    - экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений);

    - моральные (награждение государственными наградами, присвоение почетных званий и т.п.).
    перейти в каталог файлов
связь с админом