Главная страница

Семинар макроэкономика. 1. макроэкономическая наука


Скачать 40.51 Kb.
Название1. макроэкономическая наука
АнкорСеминар макроэкономика.docx
Дата17.09.2017
Размер40.51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар макроэкономика.docx
ТипДокументы
#27003
Каталогserjgorelai

С этим файлом связано 14 файл(ов). Среди них: Экономика семинар.docx, POLOZhENIE.pdf, Пересказ юнита 2.docx, юнит 4.docx, согласие на обработку данных.doc, Заявка.docx, ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА ФОТОГРАФИЙ.doc, Fedosova_I_E_Ctudentu_i_shkolniku_Shpargalki.pdf, заявка .doc и ещё 4 файл(а).
Показать все связанные файлы

Тема к семинару по экономике: 
1. Понятие, предмет макроэкономики. Методы макроэкономики
2. Система национальных счетов и ее показатели
3. ВВП и ВНП – понятие, методы расчета.
4. Национальная экономика и ее составляющие
5. Структура и динамика ВВП в России
6. Россия в мировой экономике

 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

2. Предмет макроэкономики

Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.

Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.

Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

1)      определение объема и структуры национального продукта и НД;

2)      выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;

3)      анализ природы инфляции;

4)      изучение механизма и факторов экономического роста;

5)      рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

6)      исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

7)      теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Несмотря на существующее разделение вопросов на микро– и макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой . Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается. По сути, все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа). В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.

Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

·        он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;

·        в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;

·        расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран)

2

Система национальных счетов (СНС) – это согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с четкими правилами ведения счетов и учета на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.

Система национальных счетов — это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условияхрыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объемы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представитьВВП(ВНП) на всех основных стадиях:производство,распределение,перераспределение,пользование. Счета СНС представляют собой больше, чем моментальный снимок состояния экономики на некоторый момент времени, поскольку на практике счета составляются для последовательно сменяющих друг друга периодов времени, обеспечивая таким образом непрерывный поток информации, который незаменим для мониторинга, анализа и оценки экономических результатов во времени. СНС предоставляет информацию не только об экономической деятельности за тот или иной период времени, но также об уровнях активов и обязательств экономики на некоторые моменты времени и, таким образом, о богатстве жителей страны. Кроме того, СНС включает счет внешних операций, отражающий связи между национальной экономикой данной страны и остальным миром.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

  • измерение объемов производства за определенный промежуток времени

  • выявление существующих тенденций в экономике

  • организация экономической политики государства.

К показателям, связанным с СНС, относят: Валовой внутренний продукт (ВВП), Валовой национальный продукт(ВНП), валовой национальный располагаемый доход, конечное потребление, валовое накопление, национальное сбережение; чистое кредитование и чистое заимствование (см. Счет финансовых операций),Национальное богатство, Сальдо внешней торговли.

3

Методы расчета валового внутреннего продукта

Валовой внутренний продукт может быть исчислен следующими тремя методами: как сумма валовой добавленной стоимости (производственный метод) как сумма компонентов конечного использования (метод конечного использования) как сумма первичных доходов (распределительный метод)

При расчете производственным методом ВВП исчисляется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех производственных единиц - резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам.

В СНС показатель добавленной стоимости оценивается в так называемых основных ценах, включающих субсидии на продукты, но за вычетом налогов на продукты (например, налог на продажи, НДС и т.п.). Такой подход позволяет более точно измерить вклад каждой отрасли в создание ВВП. Надо отметить, что взаимосвязь между валовой добавленной стоимостью и ВВП принимает следующий вид:

GDP = D + N - U, (2)

где D - добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах;

N - налоги на продукты;

U - субсидии на продукты.

В соответствии с принятой в СНС трактовкой границ сферы производственной деятельности включает: все товары независимо от их использования услуги, предоставленные другим институциональным единицам, в частности, нерыночные услуги органов государственного управления и некоммерческих организаций услуги домохозяйств по проживанию в собственном жилище и домашние услуги, оказываемые оплачиваемой домашней прислугой. Бесплатные домашние услуги, оказываемые членами домашних хозяйств друг другу (приготовление пищи, стирка, уборка, ремонт домашнего оборудования), не включаются в границы сферы производства в СНС.

В границы сферы производства должны включаться также производство товаров и оказание услуг теневой экономикой, т.е. производство товаров и оказание услуг, запрещенные законом (незаконное производство), и производство товаров и оказание услуг, в принципе разрешенные законом, но скрываемые от государственных органов с целью сокрытия доходов (скрытое производство).

Различаются два типа выпуска: рыночный и нерыночный. Рыночный выпуск включает товары и услуги:

1) реализуемые по экономически значимым ценам путем продажи или бартера;

2) предоставляемые работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме;

3) производимые одним заведением предприятия(подразделением, находящимся на самостоятельном балансе или являющимся отдельной учетной единицей) и поставляемые другим заведениям того же предприятия для использования в производстве в том же или последующих периодах (например, продукты питания, переданные подсобными хозяйствами предприятия в столовые, детские учреждения, дома отдыха, принадлежащие данному предприятию, и т.п.);

4) готовую продукцию и незавершенное производство, поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя и предназначенные для рыночного использования, то есть на перечисленные выше цели.

Нерыночный выпуск включает товары и услуги:

1) производимые экономическими единицами для их собственного конечного потребления или накопления (например, сельскохозяйственные и другие продукты, произведенные для этих целей в фермерских, крестьянских или подсобных хозяйствах населения, строительство хозяйственным способом, услуги по проживанию в собственном жилище, услуги оплачиваемой домашней прислуги и т.п.)

2) предоставляемые бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим институциональным единицам, включая услуги, оказываемые обществу в целом (например, бесплатное образование и медицинское обслуживание, услуги государственного управления, обороны и др.);

3) готовую продукцию и незавершенное производство, предназначенные для нерыночного использования и поступающие в запасы материальных оборотных средств у производителя.

Товары и услуги, произведенные для собственного конечного использования, оцениваются в основных ценах на аналогичные рыночные товары и услуги. Нерыночные услуги, оказываемые учреждениями государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, оцениваются исходя из текущих затрат этих организаций, включая потребление основного капитала.

Расходы на промежуточное потребление - это стоимость товаров (за исключением основных фондов) и рыночных услуг, потребленных в течение данного периода с целью производства других товаров или услуг. Они включают:

1) затраты сырья, материалов, топлива, энергии, семян, кормов

(покупных и собственного производства), продуктов питания, медикаментов, канцелярских принадлежностей, спецодежды и т.п.;

2) оплату работ и услуг, предоставленных другими предприятиями и отдельными лицами (ремонт, услуги транспорта, связи, вычислительных центров, коммунальные услуги, услуги рекламы, банков, юристов, консультантов, страхование и т.п.);

3) расходы на командировки в части оплаты проезда и гостиниц.

Промежуточное потребление оценивается по ценам покупателей, действующим на момент поступления товаров и услуг в процесс производства и включающим торгово-транспортную наценку и налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость) за вычетом субсидий на продукты.

При исчислении валовой добавленной стоимости должны учитываться также расходы на промежуточное потребление косвенно измеряемых услуг финансового посредничества, которые определяются как разница между процентами, полученными и выплаченными финансовыми посредниками (например, банками), и относятся ко всем их клиентам, то есть к предприятиям и домашним хозяйствам, резидентам и нерезидентам. Поэтому они должны быть распределены между ними и показаны, соответственно, в промежуточном потреблении производственных единиц, конечном потреблении домашних хозяйств и экспорте услуг, что соответствует требованиям СНС 1993 года. Однако данная методика расчета находится в стадии рассмотрения, а пока большинство стран использует метод СНС 1968 года, согласно которому все косвенно измеряемые услуги финансового посредничества относятся к расходам на промежуточное потребление условной единицы, выпуск которой равен нулю. Таким образом, сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов должна быть уменьшена на величину стоимости услуг финансового посредничества.

Однако для оценки ВВП в рыночных ценах этого недостаточно. Необходимо учитывать также чистые налоги на продукты, т.е. добавить налоги на продукты, не включенные в оценку валовой добавленной стоимости отраслей или секторов, и вычесть субсидии на продукты, включенные в оценку валовой добавленной стоимости. К таким налогам на продукты относятся, прежде всего, налоги на импорт и налог на добавленную стоимость, которые не учитываются в валовой добавленной стоимости. Кроме того, если валовая добавленная стоимость исчисляется в основных ценах, как это рекомендует

СНС 1993 года, то необходимо добавить и все остальные налоги на продукты (акцизы, налоги на экспорт, налог с продаж, налог с оборота и т.п.), так как в этом случае они не учитываются в валовой добавленной стоимости.

Субсидии на продукты (кроме субсидий на импорт), напротив, включаются в оценку валовой добавленной стоимости отраслей или секторов в основных ценах и поэтому должны быть исключены из общего итога ВВП в рыночных ценах.

Согласно методу конечного использования ВВП определяется как сумма следующих компонентов: расходы на конечное потребление товаров и услуг; валовое накопление; сальдо экспорта и импорта товаров и услуг.

Формула расчета ВВП данным методом выглядит следующим образом:

GDP = C + I + E, (3)

где GDP - валовой внутренний продукт;

C - конечное потребление;

I - инвестиции (валовое накопление основных фонов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистое приобретение ценностей);

E - чистый экспорт.

Под расходами на конечное потребление товаров и услуг понимают расходы домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, а также расходы учреждений государственного управления (бюджетных организаций) и некоммерческих организаций на товары и услуги для индивидуального и коллективного потребления. Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают: расходы на покупку потребительских товаров и услуг потребление товаров и услуг, полученных в натуральной форме в порядке оплаты труда и так далее потребление товаров и услуг, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления

Расходы на конечное потребление учреждений государственного управления и некоммерческих организаций определяются следующим образом: текущие расходы на содержание этих учреждений минус поступления этим учреждениям от продажи товаров и услуг по рыночным ценам плюс стоимость потребительских товаров и услуг, купленные этими учреждениями у рыночных производителей для передачи домашним хозяйствам бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, плюс возмещение расходов домохозяйствам на приобретение товаров и услуг за счет государственных фондов социального страхования.

Бюджетные организации здравоохранения, социального обеспечения и т.д. представляют товары и услуги для индивидуального потребления, которые используются домашними хозяйствами для удовлетворения личных потребностей.

Услугами для коллективного потребления являются услуги бюджетных организаций управления, обороны.

Под валовым накоплением понимается чистое приобретение (приобретение за вычетом выбытия) резидентами товаров и услуг, произведенных и оказанных в текущем периоде, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве. Валовое накопление основного капитала определяется как приобретение активов за вычетом выбытия новых и существующих основных фондов. Приобретение активов включает покупки, бартер, получение капитального использования, капитальный ремонт. Выбытие активов показывается как отрицательное приобретение.

Изменение запасов материальных оборотных средств - это изменение стоимости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Изменение стоимости запасов материальных оборотных средств должно определяться как разница между поступлениями продукции в запасы и изъятия из них, при этом продукция должна оцениваться в рыночных ценах, действующих соответственно в момент поступления или изъятия. Однако на практике трудно получить информацию о всех поступлениях и изъятиях продукции в течение отчетного периода, поэтому изменение запасов обычно рассчитывается как разница между стоимостью запасов на конец и начало периода по данным бухгалтерских отчетов предприятий. В этом случае необходимо исключить влияние изменения стоимости продукции в результате изменения цен за время нахождения её в запасах.

Чистое приобретение ценностей - новая категория, появившаяся в СНС 1993 года. Ценностями являются предметы, которые приобретаются не для производственных или потребительских целей, а для сохранения стоимости, т.е. предметы, ценность которых со временем увеличивается: драгоценные металлы и камни (кроме монетарного золота, а также золота и камней, предназначенных для промышленного использования), ювелирные изделия, антиквариат, коллекции и т.п. В СНС 1968 года они учитывались в ВВП в составе конечного потребления.

Экспорт и импорт товаров и услуг - экспортно-импортные операции данной страны со всеми странами (туризм, транспортные услуги, строительные, страховые, финансовые, компьютерные услуги, реклама и другие услуги).

Экспорт и импорт представляет собой стоимость вывезенных из страны или ввезенных в страну товаров.

При определении распределительным методом ВВП включает следующие виды первичных доходов: оплату труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт), валовую прибыль и валовые смешанные доходы.

GDP = W + Q + R + P + T, (4)

где GDP - валовой внутренний продукт

W - заработная плата, выплаченная предприятиями и

организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны;

Q - отчисления на социальное страхование;

R - валовая прибыль;

P - валовой смешанный доход;

T - налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).

Оплата труда наемных работников - это сумма всех вознаграждений в денежной или натуральной форме, выплачиваемых работодателями наемному работнику в обмен на работу, выполненную в течении отчетного периода. Она складывается из двух компонентов: а) заработная плата. Охватывает все виды заработков, включая различные премии, надбавки, начисленные в денежной или натуральной форме за счет себестоимости и прибыли. А также денежные суммы, начисленные в соответствии с законодательством за непроработанное время (отпуск, праздничные дни и т.п.). Заработная плата учитывается до вычета налогов и других удержаний, взимаемые с наёмных работников. б) отчисление работодателей на социальное страхование производится работодателями, чтобы обеспечить работникам в будущем право на получение социальных пособий.

Различают фактические (платежи, производимые работодателями третьей стороне, то есть организации социального страхования в соответствии с программой социального страхования и обеспечения) и условно исчисленные (эквивалент социальным пособиям, выплачиваемым работодателями непосредственно их работникам или бывшим работникам).

Налоги на производство и импорт - это обязательные платежи, взимаемые органами государственного управления с предприятий в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Сюда входят налоги, такие как: НДС, акцизы, налоги на продажи, налог с оборота, налоги на отдельные виды услуг, прибыли фискальных монополий, налоги на импорт, экспорт, таможенные пошлины, налоги на землю, средства производства и рабочую силу.

Субсидии на производство и импорт - это текущие безвозмездные невозвратные платежи, которые государство производит предприятиям в связи с производством, продажей или импортом товаров и услуг.

Валовая прибыль и валовые смешанные доходы - прибыль и доходы представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остаётся у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наёмных работников и чистых налогов на производство и импорт. В данном случае измеряется прибыль (или убыток), полученный от производства, до учёта доходов от собственности. Для некорпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам, этот вид дохода содержит элементарное вознаграждение за работу, который не может быть отделён от дохода владельца или предпринимателя. В этом случаи она называется смешанным доходом.

Особенность распределительного метода расчета ВВП заключается в том, что один из его компонентов (валовая прибыль и валовые смешанные доходы) представляют собой балансирующую статью счета образования доходов и рассчитывается сальдовым путем, то есть как разница между ВВП и другими компонентами первичных доходов (оплата труда и чистые налоги на производство и импорт). Таким образом, по сравнению с двумя другими методами он носит подчиненный характер.

Для исчисления индексов физического объема ВВП и его компонентов показатели ВВП, первоначально оцененные в текущих ценах, должны быть переоценены в постоянные цены, в качестве которых обычно используются текущие цены какого-либо периода, принятого за базу сравнения, т.е. базисного периода.

Существует несколько методов исчисления ВВП и его компонентов в постоянных ценах, наиболее важными из которых являются: метод дефлятирования с помощью индексов цен; метод двойного дефлятирования; метод экстраполяции показателей базисного периода с помощью индексов физического объема; метод переоценки элементов затрат.

Например, метод экстраполяции предполагает исчисление показателей в постоянных ценах путем умножения стоимости в текущих ценах в базисном периоде на индекс физического объема, выражающий отношение физического объема в текущем периоде к физическому объему в базисном. Эта процедура расчета описывается с помощью следующего равенства:

q0p0Iq = q1p0, (5)

где q0p0 - показатель в базисном периоде в текущих ценах базисного периода;

Iq - индекс физического объема;

q1p0 - показатель в текущем периоде в постоянных ценах (ценах базисного периода).

4

Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг,рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны:

  • Межстрановый уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации (РФ) со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.

  • Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.

  • Региональный уровень, т. е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.

  • Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.

  • Комплекс отраслей национальной экономики: Агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.

  • Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.

  • Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т. д.

  • Уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций, всех видов промышленно-финансовых групп.

  • Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, ее Гражданским кодексом (акционерные общества — АО, союзы, товарищества и общества всех видов и др.).

  • Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т. п.

  • Личностный уровень, включая его коллективные (артель, бригада) и индивидуальные (отдельные граждане и семьи) формы.

В составе национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные и другие изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы и характеризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития.

Все уровни функционирования национальной экономики страны, сегменты национального рынка и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи между уровнями национальной экономики и внутри них опосредованы:

  • формами собственности;

  • движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном (воспроизводственном) процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов;

  • потоками денежной массы (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции,облигации, векселя и т. п.).

Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.

Деятельность отдельных составляющих национальной экономической системы страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в видеитоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена.

В настоящее время в национальной хозяйственной системе России действует примерно 2 млн. предприятийразличных отраслей, в которых занято более 64,9 млн. человек, создающих валовой внутренний продукт государства. Это говорит о масштабах нашей национальной экономики. При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО всех типов, банков, страховых и других учреждений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с ликвидацией и перепрофилированием деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов.

Все социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе страны, охватываютматериальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:

  • производство;

  • распределение;

  • обмен;

  • потребление.

В реальной практике национального хозяйствования все процессы воспроизводства:

  • развиваются в единстве и взаимосвязи, по объективным экономическим законам хозяйствования;

  • не терпят волюнтаризма, т.е. волевого вмешательства в их содержание и развитие;

  • находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения;

  • поддаются научному познанию, изучению, а следовательно, и управлению в интересах достижения ближайших и более отдаленных целей развития общества и государства;

  • не допускают разрыва в процессе непродуманного реформирования, когда нет четко поставленных задач, программ и сроков реализации, нет скоординированных по всем звеньям и параметрам осуществляемых хозяйственных решений;

  • требуют комплексного, профессионального подхода в своем познании и управлении.

Весь воспроизводственный процесс, протекающий в национальной экономике любой страны, можно свести к трем основным параметрам (показателям), характеризующим количественную меру развития самих процессов. Это:

  • объем (масштаб) процесса как в натуральном, так и стоимостном выражении;

  • темп развития (спад или подъем);

  • пропорция (соотношение) в развитии данного социально-экономического, технологического или иного процесса с другими процессами, протекающими технологически сопредельно или параллельно. Например, объем выплавки стали кислородно-конвертерным способом в 1999 г. достиг 30,3 млн. тонн, составив 58,8% от общего объема выплавки стали в стране.. Производство хлопчатобумажных тканей в 1999 г. достигло 1263 млн. кв. м или 76,2% от общенацио-нального объема производства тканей.

Несмотря на наличие многих уровней, элементов и звеньев хозяйствования в национальной экономической системе любой страны наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэкономический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет получить характеристику национальной экономики, ее состояния и содержания, проблем и задач, факторов и перспектив совершенствования. Особый интерес представляют макроэкономические показатели, когда они сравниваются с аналогичными данными по другим странам (так называемые международные сравнения), с показателями некоего «стандарта» благополучной хозяйственной системы. В эффективном управлении развитием хозяйства с учетом интересов государства и общества большую роль играет экономическая наука, которую можно рассматривать как отрасль национальной экономики, так как экономическая наука решает ряд важнейших задач.

1. На основе изучения объективных экономических законов она исследует специфические формы их проявления в виде закономерностей, объемов, темпов и пропорций развития социально-экономических процессов расширенного воспроизводства.

2. Это область человеческой деятельности, которая на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики исследует тип национальных хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуя эти решения на самом высшем (макроэкономическом) уровне с учетом протекающих социально-экономических процессов и явлений воспроизводства.

3. Экономическая наука отражает макроэкономический (интегральный) подход к воспроизводственному процессу, рассматривает национальную экономику в наиболее общем виде и в таком аспекте характеризует экономическую жизнь страны, оценивает ее потенциалы, рынки, состояние, достижения, недостатки, проблемы и перспективы развития. Полученные данные дают возможность осуществлять межстрановые сравнения.

4. Наука — это и область хозяйственной практики, которая имеют дело с социально-экономическими процессами прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем.

5. Наука призвана изучать факторы, определяющие состояние, закономерности и тенденции развития национальной хозяйственной системы страны, что бы вносить соответствующие коррективы в хозяйственные решения по стабилизации, восстановлению, развитию и совершенствованию экономики страны, в содержание и характер социальной, демографической, экономической, структурной, технико-технологической, инвестиционно-инновационной, денежно-кредитной, валютной, таможенной и другой политики государства.

6. Анализируя обобщающие (интегральные) показатели воспроизводственного процесса в стране, показатели, характеризующие «лицо» хозяйственной системы страны, ее состояние и перспективы развития.

В конечном счете национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей сводится к тому, чтобы на основе объективного научного анализа обосновывать стратегию и тактику социально-экономической политики государства, создать нормальные условия социального развития, роста доходов и потребления населения, обеспечить социальную защиту и социальную поддержку граждан страны в целом, каждого гражданина в отдельности.

Национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей включает в себя следующие составные части:

  • Объект науки.

  • Предмет науки.

  • Методологический инструментарий науки.

  • Субъект науки.

Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

Субъект национальной экономики — органы управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслей и регионов, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед национальной экономикой как наукой и областью национальной практики хозяйствования.
перейти в каталог файлов
связь с админом