Главная страница
qrcode

вар 2. 1. Перестройка экономики и управления в ссср в 1985 г


Название1. Перестройка экономики и управления в ссср в 1985 г
Дата20.11.2020
Размер78 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлавар 2.doc
ТипРеферат
#113269
Каталог




Содержание
1. Перестройка экономики и управления в СССР в 1985 г……………..3

2. Планы перехода к рынку в СССР в середине 1990 г……………..…13

3. Тест………………………………………………………………….….15

Список литературы………………………………………………………16

1. Перестройка экономики и управления в СССР в 1985 г.
Перестройка — общее название нового курса советского партийного руководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР с 1985 по 1991 годы.

Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.

Перестройку условно можно разделить на три этапа:

Первый этап (март 1985 — январь 1987)

Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Николай Рыжков вспоминал (в газете «Новый Взгляд», 1992):

В ноябре 82-го года меня — совершенно неожиданно — избрали секретарём ЦК, и Андропов ввёл меня в команду, готовившую реформы. Туда входили и Горбачёв, Долгих… Мы стали разбираться с экономикой, а с этого началась перестройка в 85-м году, где практически были использованы итоги того, что сделали в 83—84-х годах. Не пошли бы на это — было бы ещё хуже.

Второй этап (январь 1987 — июнь 1989)

Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989—1991)

Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестает быть сверхдержавой, еще несколько лет назад контролировавшей половину мира. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Закономерным итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза.

Итак, апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трёх последующих лет, отдалённо напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы её над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося "ремонта" стало отставания от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу "звёздных войн" убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям.) Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне устраивала правящие круги. Систему эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего международным условиям. Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль "человеческого фактора".

Причины наступившего кризиса в экономике, надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки.

После смерти К.У. Черненко в марте 1985г. на пленуме ЦК КПСС новым генеральным секретарем стал М.С. Горбачев. Избрание молодого, энергичного лидера опосредованно отражало стремление общества в целом и непосредственно правящей элиты к давно назревшим переменам. Никто со времён Хрущёва не общался так с народом: Горбачёв ездил по стране, запросто выходил к людям, в неформальной обстановке беседовал с рабочими, колхозниками, интеллигенцией. С приходом нового руководителя, воодушевлённого планами рывка в экономике и перестройки всей жизни общества, у людей возрождались надежды и энтузиазм.

Проработанного плана реформирования у Горбачева и его единомышленников вначале не было, но их объединяло желание разгрести накопившиеся "завалы", преодолеть стагнацию, придать былой динамизм построенной в СССР общественной системе, ускорить социально-экономическое развитие страны. Осуществить это предполагалось путем перегруппировки и концентрации сил и средств на главных направлениях развития.

Основой экономических программ стала стратегия ускорения, то есть использование всех резервов для повышения производительности труда. Предполагалось сконцентрировать ресурсы для проведения модернизации производства, значительно расширить выпуск машин и оборудования. Однако о создании новых экономических стимулов для улучшения работы предприятий речь не шла. Поставленные цели планировалось достичь, ужесточая трудовую дисциплину, повышая ответственность руководителей предприятий за хозяйственные нарушения. Вводилась система государственной приёмки – вневедомственного контроля за качество выпускаемой продукции.

Различные варианты реформы обсуждались и в научных кругах, и в недрах партийного аппарата. Однако целостной концепции перестройки экономики к 1985 г. еще не сложилось. Большинство ученых и политиков искали выход в рамках сложившейся системы: в переводе народного хозяйства на путь интенсификации, создании условий для внедрения достижений НТР. Этой точки зрения придерживался в то время и М.С. Горбачев.

Таким образом, для укрепления позиций страны на международной арене, улучшения условий жизни населения страна действительно нуждалась в интенсивной высокоразвитой экономике. Уже первые выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС показали его решимость приступить к обновлению страны.

На апрельском Пленуме ЦК КПСС (1985 года) был провозглашен курс на ускорение социально – экономического развития страны. Цель его было повысить качественные показатели экономики. В стратегии ускорение были намечены три главных направления. Первое направление – резкое усиление социальной ориентации в развитии народного хозяйства, поворот в сторону приоритетного, первоочередного решения задач по повышению уровня жизни населения. Второе – перевод народного хозяйства на путь интенсивного развития, прежде всего на основан ускорения научно – технического прогресса. Третье направление – проведение радикальной реформы управления. Курс на ускорение был поддержан на XXVII съезд КПСС в феврале 1986 года.

На этом же съезде был провозглашен курс на перестройку. Он включал в себя определенные структурные и организационные изменения в хозяйственных, социальных, политических механизмах и идеологии.

Для осуществления перестройки и ускорения предполагалось, прежде всего, изменить структурную и инвестиционную политику, перенести "центр внимания с количественных показателей на качество и эффективность, с промежуточных – на конечные результаты, с расширением производственных фактов – на их обновление, с наращивания топливно–сырьевых ресурсов – на украшение их использования, на ускоренное развитие наукоемких отраслей, производственной и социальной инфраструктуры. На реконструкцию и техническое перевооружение производства предусматривалось истратить за 5 лет больше чем за предыдущие десять – 200 млрд. рублей. Ключевая роль в деле модернизации экономик отводилось машиностроению. Предполагалось ускорить электронизацию и автоматизацию производства, широко использовать компьютерную технику. В области сельского хозяйства ставилась задача обеспечить страну продовольствием. Заявлялось, что в области управления экономикой необходима радикальная реформа и предусматривалось решительно раздвинуть границы самостоятельности объединений и предприятий, поднять их ответственность за достижением наивысших конечных результатов. Для этого перевести их на подлинный хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, поставить уровень доходов коллективов в прямую зависимость от эффективности работы; перейти к экономическим методам руководства на всех уровнях народного хозяйства, а также сделать более четким цены, шире использовать договорные цены. Был принят ряд законов, предусматривавших повышение роли трудовых коллективов в жизни предприятий внедрении аренды в сельском хозяйстве и сфере услуг. С 1 января 1988 года все предприятия были официально переведены на хозрасчет.

Суть хозрасчета состояла в том, чтобы предприятия "полностью отвечали за безубыточности своей работы", а государство "не несло ответственности по их обязательствам". Крупных успехов предполагалось добиться и в социальной сфере. Было принято решение об обеспечении всех советских благоустроенными квартирами и товарами широкого потребления к 2000 году. Национальный доход к этому времени планировалось увеличить почти в два раза.

Многочисленные поездки Горбачева по стране, его встречи с людьми способствовали росту популярности, провозглашенного Генсеком курса.

Однако конкретные шаги нового руководства носили традиционный характер. Ближайшим резервом оздоровления экономической ситуации были названы на ведение порядка, укрепление дисциплины, повышение организованности и ответственности, борьбы с нарушениями принципов социалистической справедливости. В совокупности эти меры по преодолению кризиса получили наименование "Человеческого фактора". Заявлялось, что реформы не будут успешными, если люди не проникнуться пониманием остроты переживаемого момента, не изменят свои представление и привычки усвоенные в годы "застоя" не начнут жить по истинным социалистическим принципам, если не будет преодолено отчуждение "простых" людей от управления государством и хозяйственными предприятиями, если люди не почувствуют себя их хозяевами. Возникла идея выборности трудовыми коллективами хозяйственных руководителей – бригадиров, мастеров, начальников смен, участков, цехов, управляющих отделениями совхозов.

На XXVII съезде КПСС были внесены существенные изменения в программу КПСС, принятую при М. С. Хрущеве: исключено все, что было связано с конкретизацией и сроками строительства коммунизма, М. Горбачев говорил: "Вся наша программа перестройки полностью базируется на принципе: больше социализма, больше демократии!".

Партией ставилась задача – раскрыть и реализовать потенциал социализма путем демократизации всей жизни общества. М. Горбачев говорил: "мы будем твердо стоять на том, что только через последовательное развитие демократических форм, присущих социализму, через расширение самоуправления возможно наше продвижение вперед: во всех сферах общественной жизни: Только через демократию и благодаря демократии возможно сама перестройка". В официальных документах, в средствах массовой информации постоянно подчеркивалось, что хотя перестройка носит революционный характер речь не идет об отказе от социализма, руководящей роли партии. По словом М. Горбачева, перестройка – это очередной этап революционного преобразования общества, начатого в октябре 1917 года. Ссылаясь на труды В. И. Ленина, Горбачев делал акцент на том, что социализм "должен пройти несколько революционных перевалов, чтобы выявить все свои потенции и окончательно откристаллизоваться как принципиально новая формация". "Перестройка– это не уступка капитализму и не отказ от социализма, а наоборот– "…развитие, улучшение, модернизация социализма. Перестройка – это переход к новой, современной модели социализма".

В рамках демократизации был провозглашен курс на гласность. Официально гласность определялось как "механизм публичной реализации политических свобод, формирования и публичного выражения общественного мнения", и включала в себя: свободу публичного выражения мнений по любому общественно значимому вопросу и внесения предложений в соответствующие органы; свободу публичной критики действий и решений руководящих органов и отдельных руководителей; свободу творчества; свободу получения информации прессой, радио, телевидением, общественными организациями и гражданами у государственных, партийных и других общественных органов. В частности виден "необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, способ сопоставления и объединения всего многообразия существующих в советском обществе интересов".

Гласность предполагала наличие политического плюрализма. Но добиться его пытались в рамках однопартийной системы путем "последовательного изменения функций и методов деятельности партии в направлении ей глубокой демократизации".

В обстановке гласности развернулась критика существовавшей в стране авторитарно-тоталитарной системы, разоблачение преступлений сталинского режима, реабилитация жертв репрессии, критика идейных и организационных отцов коммунистической партии. В стране началось компания по обновлению, "самосожжению" партии. За 1985–1986 годы сменилось 70 % членов политбюро ЦК КПСС, 60 % первых секретарей республиканских, краевых и областных комитетов партии.

Об ограничения партийного вмешательства в хозяйственные и государственные дела, повышении роли Советов народных депутатов шла речь на XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 года. В революции конференции говорилось: "Решающее направление реформы политической системы обеспечение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране". Вообще, возвращение Советом власти потерянной ими в результате возникновения административно-командной системы, считалось М.Горбачевым и его окружением одной из основных задач перестройки. В своем докладе XXVII съезду КПСС М. Горбачев говорил, что Советы "могут и должны стать одним из наиболее эффективных звеньев мобилизации масс на ускорение социально-экономического развития страны". По мнению Генерального секретаря, отстранение Советов от решения многих вопросов, падение их авторитета явилось отправной точной торможения в развитии социалистической демократии, отчуждения трудящихся от права участвовать в государственных делах. Выполнение функций Советов и других государственных и административных органов партийными структурами привело к деградации партии в качестве идеологического лидера, вожака масс. Этот перекос в функционировании государственного механизма и привел к переживаемому страной кризису.

Следовательно, чтобы преодолеть кризис и восстановить демократические формы управления, нужно, прежде всего, повысить статус Советов, их независимость от компартии, а также усилить контроль со стороны Советов за деятельностью других государственных органов. На XIX партконференции в докладе Генсека говорилось о необходимости разделения функций партии и Советов: партии отводилось авангардная политическая роль в обществе, в подборе и работе с кадрами, экономическая, социальная сферы передавались Советом. Но одновременно предполагалось ставить во главе Советов первых секретарей соответствующих партийных комитетов. Это противоречие М. Горбачева объяснял необходимостью плавного передачи властных функций от партийных структур к Советам.

2. Планы перехода к рынку в СССР в середине 1990 г.
Экономическая ситуация в начале 90-х имела постоянную тенденцию к ухудшению. Поэтому руководство СССР вынуждено было разрабатывать новую программу экономического развития. Выход виделся в дальнейшем либерализации экономики. Так в программном заявлении XXVIII съезда КПСС 1990 г. говорилось о "переходе к свободному ценообразованию" при "поддержании твердых цен на ряд товаров первой необходимости", о праве "коллективов трудящихся приобретать объекты промышленности, торговли сферы услуг; использовать акционерную форму организации предприятий", о "трудовой частной собственности". В заявлений говорилось также, что КПСС считает альтернативой "изменившей точность себя административно-командной системе управления народным хозяйством" рыночную экономику и выступает за поэтапный переход к рынку. В связи с этим предлагалось… способствовать развитию здоровой… конкуренции, осуществить демонополизацию производства, банковского и страхового дела, торговли, научных разработок, оказать поддержку развитию сети малых и средних предприятий, в системе планирования перейти: к косвенному регулированию экономики…, обеспечить переход к конвертируемости рубля, открытость экономики мировому рынку, созреть благоприятные условия для… привлечения иностранного капитала в целях скорейшего внедрения прогрессивных технологий и насыщения рынка". Рынок стал рассматриваться как "имманентные социализму отношения обмена, а не как нечто, привнесенное извне и заключающее в себе опасность для социалистических завоеваний", "незаменимое средство гибкого экономического согласования производства с постоянно из меняющимися общественными потребностями, военный инструмент общественного контроля за качеством товаров и издержками их производства, как "одно из крупных достижений развития человеческой цивилизации", от которого "крайне неразумно и абсурдно отказаться…, только на том основании, что он используется и другой общественной системой".

В октябре 1989 г. созданная при Совете Министров СССР государственная комиссия по экономической реформе во главе с академиком А. Абалкиным представила программу, в которой сформулировала отказ от многих прежних догм: был признан приоритет рынка над планом, необходимость свободных цен, конкуренции и конвертируемости валюты. Однако ее осуществление предполагало постепенность преобразований и политическую стабильность, что явно не отвечало сложившимся в стране условиям.

В феврале 1990 г. появилась более радикальная ''Программа 400 дней'', в которой авторы предусматривали переход к рынку за 400 дней путем массовой приватизации, немедленной либерализации цен и т. д. Летом эта программа была переработана в ''500 дней''.

В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О концепции перехода к рыночной экономике», а в октябре 1990 г. «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

Тест



  • Список литературы

    Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.05.1986 N 540 «О мерах по коренному повышению качества продукции»
  • Барсенков А. С. Введение в современную российскую историю 1985—1991. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 367 с.
  • Безбородов А. Б., Елисеева Н. В., Шестаков В. А. Перестройка и крах СССР. 1985—1993. — СПб.: Норма, 2010. — 216 с.
  • Безбородов А.Б. История России в новейшее время, 1985-2009 гг. Учебник. М., 2010.
  • Полынов М. Ф. Исторические предпосылки перестройки в СССР. 1946—1985 гг. — СПб.: Альтер Эго, 2010. — 511 с.
  • Романовский В.К. Новейшая история России: конец XX - нача­ло XXI вв. Учебное пособие. Н.Новгород, НИРО, 2011.
  • Сахаров А.Н. Новейшая история России. Учебник. М., 2010.

    перейти в каталог файлов


  • связь с админом