Главная страница

ТГП. Шпоры. Сжатый вариант под шрифт 4. 1. Понятие и предмет теории государства и права


Скачать 0,52 Mb.
Название1. Понятие и предмет теории государства и права
АнкорТГП. Шпоры. Сжатый вариант под шрифт 4.doc
Дата24.01.2017
Размер0,52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTGP_Shpory_Szhaty_variant_pod_shrift_4.doc
ТипДокументы
#15930
страница1 из 8
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8

1. Понятие и предмет теории государства и права.

Предмет ТГП – это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. В предмет входят: право, гос., сущность и соц.назначение гос., прав. явлений. Предмет постоянно расширяется в связи с новыми явлениями. Объект – гос-во и право. ТГП вырабатывает основной понятийный аппарат. ТГП обладает дуализмом: общая теория гос-ва и отдельно теории права. ТГП изучает общие специфические закономерности государства и права: возникновения, исторического движения и функционирования государства и права; единства и соответствия типа государства и права, перехода одного типа государства и права к другому; соотношения типа и формы государства и права; формирования и функционирования государственного механизма и системы права; правотворческой и правоприменительной деятельности государства; соотношения нормы права и правоотношения; развития демократии, законности и правопорядка; формирования правового государства. Тем самым ТГП раскрывает взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека.

ТГП – это единая наука, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии. Взаимосвязь проявляется в том, что: а) государство и право возникают одновременно вследствие одних и тех же причин; б) в процессе своего исторического развития тип государства и тип права совпадают, соответствуя определенной социально-экономической формации. Переход их от одного типа к другому происходит одновременно и в силу одних и тех же причин; в) государство и право органически связаны и тесно взаимодействуют в процессе своего функционирования, практически они не могут существовать раздельно.

2. Теория государства и права в системе юридических наук.

ТГП взаимосвязана с юридическими науками. Юридическая наука относится к общественным наукам. Объектом является государство и право. Выделяют 5 основ групп юр наук: 1- общеюридич(ТГП, ИГПР,ИГПЗС), 2- отраслевые (констит, уголов, админист, граждан, 3- специальн (правоохран органы, право соц обеспечения), 4- приклад(криминалистика, суд психиатрия), 5-международ право(публич и част).

Отношения ТГП с юридическими науками двойственны: с одной стороны ТГП выполняет по отношению к юридическим наукам методологическую функцию, а с другой – ТГП использует теоретические данные других отраслевых наук. ИГП тесно связана с ТГП. ИГП изучает ГП в хронологическом порядке, а ТГП лишь обобщает данные ИГП и выводит общие закономерности. ТГП взаимодействует с философией , социологией права, сравнительным правоведением, юридической конфликтологией. Прослеживается общность объектов, близость предметов их изучения, сходство методов их изучения. Для юридических наук ТГП выводит основные положения, которые используются отраслевыми юридическими науками.

Если рассматривать взаимосвязь с философией, то они органически сочетаются друг с другом, дополняют друг друга, но не взаимозаменяют.Если ТГП занимается выявлением общих закономерностей развития ГИП, то философия занимается процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского обяъснения правового бытия. Объектом сравнительного права является правовые системы разных стран и народов. Цель выявить общие законы развития права у разных народов. Общий понятийный аппарат. Юридическая конфликтология занимается изучением конфликтов в рамках внутригосуд и международного права. История правовых и политических учений. Эта наука, это история самой ТГП в её развитии, т.к. она знакомит с эволюцией различных точек зрения на такие явления как государство и право. С отраслевыми науками. Отраслевые науки дают ТГП фактический материал, в отраслевых науках понятия теории государства и права приобретают конкретное содержание. Отраслевые науки иногда вынуждены работать за ТГП, к примеру, такие понятия как "юридическое лицо" (разрабатывалось гражданским правом); "вина" (уголовным правом).

3. Теория государства и права в системе гуманитарных наук

Теория государства и права относится к общественным наукам, которые, как известно, изучают общество, человека, сознание. Все науки в той или иной мере затрагивают вопросы государственной власти, государства, права. И отсюда их тесное взаимодействие. Например, используя законы материалистической диалектики, теория государства и права изучает специфические стороны государства и права. ТГП широко использует понятия , выработанные философией. Опираясь на положения экономической науки, теория государства и права исходит из того, что государство и право — это важнейшие элементы надстройки, возвышающейся над экономическим базисом общества. Экономика — основной объект государственного управления. Эффективное проведение экономических реформ невозможно без участия государства. Эконом науки занимаются изучением различ средств и способов произ-ва, форм собст-ти, методов управ-я экономикой и тд.

Тесные контакты имеет теория государства и права с политологией. У них общие объекты исследования, но подходы разные. Теория изучает государство и право с точки зрения их внутреннего строения, политическая наука рассматривает государство как элемент политической системы общества. Это позволяет теории удачно использовать положения и выводы, сделанные политологией, и наоборот. Теория государства и права взаимодействует и с другими гуманитарными науками ( историей, социологией). Такие тесные контакты обогащают научную деятельность, поднимают ее социальную ценность, помогают проверить на практике.


4. Функции теории государства и права

Функция – самостоятельное направление познания гос-правов явлений. .1) методолог (ТГП вырабатывает принципы., способы к изучению правов явлений, кот используются всеми юр науками), 2) онтолог (что такое право, гос-во, паричины их возник-я, т.е. раскрывает сущн-ть), 3) гносеолого, познават (ТГП вырабат в процессе познания теор констр-ции, формул теория и понятия, обеспечивает разв-е знаний о гос-ве и праве), 4) эвристич (открывает нов законом-ти в развитии гос-ва и права), 5) идеолог( создает науч основу для формир-я полит и правов мировоззрения), 6) практикоприклад ( ТГП вырабатывает практ рекомен-и по совершению правотвор, правопримен и иных видов прав дея-ти), 7) прогнозтич (обосновывает прогнозы, сост-яполитико-правов явлений), 8)воспитат (формируется законопослуш граждан) Но это не все ученый выделяют.

Цель ТГП: дать методологическую базу для познания государственно-правовых институтов.

Задачи ТГП: выработать навыки и умения:

  • использование методологии и различных методов в анализе государственно-правовых явлений;

  • способность логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения;

  • использование государственно-правовых законностей, правильно оценивать их с общечеловеческих позиций;

  • самостоятельная работа с нормативными актами, определение их структуры и вида правоотраслевой принадлежности;

  • толкование правовых норм с использованием методов, выработанных наукой;

  • свободное оперирование юридическими понятиями и категориями.



5. Методы теории государства и права: понятия и их классификация

Метод ТГП – это совок-ть приемов и способов с помощью кот, познается предмет и получается знание. Методология- система методов, учение о методах, использ для познания явлений. В основе методологии ТГП лежит философия (всеобщие методы).

  • Всеобщ- мировоззренч подходы, выражающ наиб универсал принципы мышления Выделяют метафизику и диалектику. С позиции метафизики государство и право рассматриваются как вечные и неизменные институты, которые не связаны друг с другом и иными общественными явлениями. Диалектика подразделяется на материалистическую и идеалистическую. Идеалистическая рассматривает государство и право с позиции божественной силы, либо государство и право созданы идеальным разумом. Материалистическая диалектика – всякое явление связано с социально-экономическими изменениями в обществе.

 Общенаучный метод – на отдел этапах развития 1) Метод анализа: условное разделение явления на отдельные части. 2) Метод синтеза: изучение явления путем условного объединения составных его частей. 3) индукция 4) дедукция 5) восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот

Специальные методы: 1)Системный метод: деление явления на структурные части и выявление его многообразия. 2) Функциональный метод: выявление функций одних социальных явлений по отношению к другим. 3) Сравнительный 4) Статистический

 Частнонаучный метод – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. Виды 1. сравнительного правоведения(сопоставл-е разл систем, 2.прав.эксперемент(опробация законодат актов) 3.прав.прогнозирование(перспективы разв-я правов явлений) 4.формально-юр.метод( определение юрид понятия, признаки, класс-ция)
6. Общая характеристика первобытного (догосударственного) общества

Общество – продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, сущность которой заключается в многообразных связях и отношениях между людьми.

Существовало общество тогда, когда не было государства, - это первобытное общество.

Экономика первобытного общества была основана на общественной собственности. Этот принцип назывался рецепроктность: все сдавалось в общий котел. Редистрибуция – все добытое распределялось поровну между членами общества. Органы управления (структура власти):

  1. Старейшины – предводители или главы семей. Зрелый человек, обладающий опытом, физическими силами, умеющий организовать жизнь в общине. Его власть основывалась на уважении. Он руководил повседневной общественной и хозяйственной жизнью.

  2. Совет старейшин появляется на более поздней стадии развития. Разрешал споры между родами, согласовывал действия между общинами.

  3. Военные предводители – главы (вожди) племен. Объединение родов для защиты от набегов или организации военных походов.

  4. Советы военных предводителей. Когда надо было решать военный вопрос о затянувшейся осаде или разработка стратегии и т.д.


7. Общие закономерности и формы возникновения государства

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется.

Можно указать следующие признаки государства.

1.Наличие отделенной от общества публичной власти. 2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства. 3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Основными причинами появления государства были следующие:

- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением.

- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. - необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых.

- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен.

- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

Сторонники одной точки зрения выделяют три наиболее яркие формы:

азиатская; рабовладельческая; прафеодальная.

Азиатская форма («азиатский способ производства») наибольшее распространение получила на Востоке — Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п. Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная обшина, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.

В Азии формированию государства способствовал климат, обусловивший необходимость выполнения грандиозных ирригационных и строительных работ. К этим работам привлекались огромные массы людей, совместная деятельность которых нуждалась в скоординированном управлении. При этом родо- племенная знать, обеспечивающая управление тысячами рабов, постепенно трансформировалась в государственные органы. Политическое господство возникло из выполнения общественной функции. Выросла численность аппарата управления, стабилизировались специализация и профессионализм управления. Государство стало организатором производства. Коллективная собственность превратилась в государственную, и только потом появились ее частные формы (которые первоначально были неустойчивы, так как собственность терялась при потере должности) и классовое разделение общества.

По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собствен ности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. Формированию Афинского государства предшествовало образование целой серии городов-государств. Эти города имели четкую социальную и имущественную дифференциацию населения. Они обеспечивали политическое, административно-хозяйственное и религиозное управление не только городской общиной, но и прилегающим сельским населением с помошью специализирующихся на этой деятельности людей.

В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Ряд ученых считают, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности — закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

Сторонники другой точки зрения, исходящие преимущественно из евроцентристских позиций, выделяют тоже три формы, но несколько иные: древнегреческая; древнеримская; древнегерманская (возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена).


8. Признаки государства, отличающие его от первобытного (догосударственного) общества

Признаки, включающиеся в понятия: 1) власть; 2) население; 3) территория.

1) при зарождении государства в результате экономических преобразований часть лиц освобождаются от материального производства и занимаются только управлением. Органы управления первобытного общества постепенно преобразуются в бюрократический аппарат. Выделяется новая прослойка лиц, не совпадающая с основным населением, а стоят как бы над ним, управляя им. В дальнейшем, общество переходит к взиманию дани, а позже налогов для существования публичной власти.

  1. население: оно существенно возросло по численности, увеличилось географическое освоение территорий; качественно увеличилась плотность населения, что порождало взаимодействие, соприкосновение людей и конкуренцию между ними; оно стало дифференцироваться по имущественным положениям, это послужило результатом разграничения по имущественному положению; формирование единого языка, но это не означало, что вытесняются другие языки общения.

  2. территория: возникновение городов, потому что именно в город переселялись ремесленники, торговцы и т.д.; управленческий аппарат распространял свои полномочия на определенной территории; войны ведутся за завоевание чужих территорий  охрана границ, создание армии. Главной предпосылкой стала экономическая основа, так как необходимо было содержать управленческий аппарат управления.

Способы (пути) образования государства

В истории известно два пути образования государства, они условно называются:

государство – собственность;

государство – власть.

1) Тот, кто обладал большей собственностью получал место в управлении государством. Но в дальнейшем должности стали распределяться по имущественному цензу, затем эти должности передавались по наследству. Поэтому вся государственная структура была направлена на защиту частной собственности.

2) Задолго до появления частной собственности, выделился слой людей, занимающийся общественными функциями. Они сосредотачивали у себя всю полноту власти.

Общественные функции: контроль за инцестом; контроль за принуждением; строительство прегационных сооружений, то есть для повышения плодородия почв (их орошения и т.д.); распределительные функции.

По мере совершенствования средств производства и накопления материальных богатств добавляется функция экономического регулирования. Возникает явление власть – собственность. Занимаясь управлением, люди имели собственность, но, уходя с должности, он терял собственность. Собственность была государственно-общинной. Частная собственность распространялась на дворцы, предметы роскоши и т.д.
  1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом