Главная страница
qrcode

ТГП. Шпоры. Сжатый вариант под шрифт 4. 1. Понятие и предмет теории государства и права


Название1. Понятие и предмет теории государства и права
АнкорТГП. Шпоры. Сжатый вариант под шрифт 4.doc
Дата24.01.2017
Размер0,52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTGP_Shpory_Szhaty_variant_pod_shrift_4.doc
ТипДокументы
#15930
страница2 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

9. Теологическая теория происхождения государства

Многообразие теорий можно объяснить:

  1. те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;

  2. ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

  3. многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства  односторонность;

Теологическая теория является одной из самых ранних Еще в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи (Древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми. Но особенно широкое распростронение данные идеи получили в средневековой Европе VI-ХIII вв. Авторами теологический теории явились средневековые богословы Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский. Согласнотеологической теории, процесс возникновения государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Божественный разум уп равляет всем миром, устанавливает на земле порядок и гармонию, следовательно, и государство — это результат «божественного промысла». Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

Государство появляется одновременно с монорелигией, которая имела большое положительное значение и позволяла установить в обществе порядок. Она объективно отражало реалии того времени. Царствование освещалось церковью, что давало власти авторитет, а позже укрепляло власть самодержца. Эту теорию нельзя доказать или опровергнуть.

10. Патриархальная теория происхождения государства

Многообразие теорий можно объяснить:

1) те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;

2) ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

3) многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства  односторонность;

Патриархальная теория рассматривает возникновение

сударства из разросшейся семьи, в которой власть монарха

представляет собой продолжение власти отца над членами его

семьи. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обя-

заны повиноваться правителю. Эта теория получила свое обо-

снование в трудах древнегреческого философа Аристотеля (IV в.

до н. э.) и была развита английским мыслителем XVIII в. Р. Филь-

мером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Пред-

ставители патриархальной теории считали, что государство воз-

никает в результате соединения родов в племена, затем союзы

племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате

объединения семьи в государство становится государственной.

Патриархальная концепция в определенной степени отража-

ла важнейшие моменты перехода человечества от социально-орга-

низованной жизни в первобытном обществе к государственным

формам в раннеклассовом обществе. В частности, в городах-по-

лисах объединение семей было определяющим в возникнове-

нии государства. Однако эта теория преувеличивала их роль,

что было неверным в историческом и теоретическом плане.

Идеалистически трактовала отношения правящих и подданных,

отрицала качественное отличие государства и государственной

власти от семьи и отцовской власти. К недостаткам патриар-

хальной теории относят также архаический характер представ-

лений о государственной власти, которые могут использоваться

для оправдания различных форм деспотической и тираничес-

кой власти.

11. Договорная теория происхождения государства

Многообразие теорий можно объяснить:

1) те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;

2) ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

  1. многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства  односторонность;

Государству предшествует естественное состояние человека. Каждый человек наделен естественными правами. Люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради соблюдения права и общей пользы. В результате люди отказались от части прав и передали эти права государству. Государство на основе договоренности приобрело право издавать законы, принимать меры принуждения. Этот общественный договор можно назвать договором подчинения или вторичным договором. Государство – порождение разумной воли народа или изобретение человечества. Авторы теории отметили страх и чувство самосохранения человека. Это и толкает к объединению и стабильности в обществе.

13. Органическая теория происхождения государства

Многообразие теорий можно объяснить:

1) те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;

2) ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

  1. многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства  односторонность;

Органическая теория происхождения государства получила широкое распространение во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Р. Вормса, Г. Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином. По мнению представителей данной доктрины, государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. То есть государство — продукт социальной эволюции, которая выступает в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных). Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически уравнивается с биологическим организмом. Отрицать влияние биологических факторов на процесс происхождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы. Вместе с тем нельзя механически распространять все закономерности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к проблемам биологическим. Это хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономерностям и имеющие в своей основе различные причины возникновения. Ее появление обусловлено успехами развития естествознания. Государство якобы во многих отношениях напоминает человеческий организм. Спенсер, обладая обширными знаниями биологии, психологии, рассматривал государство появление как эволюцию. Правительство выполняет функцию мозга, а импульсы являлись правом. Низшие классы, занимающиеся земледелием, ремеслом – внутренние функции организма. Торговля, транспорт и другие средства сообщения – кровеносная система. Господствующие классы обеспечивали оборону – внешние функции организма. Биологическим и социальным системам все же присущи одинаковые законы. Социальным законам предшествуют естественные законы. Исчезновение человека как биологического вида будет означать гибель всего общества, государства. Государство это не продукт, навязанный извне, а результат постепенного развития, эволюции. Эта теория не объясняет других моментов, а лишь идет сравнение с человеческим организмом.
12. Теория насилия по вопросу о происхождении государства

Многообразие теорий можно объяснить:

1) те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;

2) ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

  1. многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства  односторонность;

Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX—XX веках. Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумлловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления — это следствие политических актов.

собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой. Австрийский социолог и государствовед Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоеваний возникает рабство: одно племя, победившее борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов.

Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактом существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс возникновения любого государства (римское, древнегерманское государство. Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют полностью игнорировать ее научные положения.


14. Материалистическая теория происхождения государства

Многообразие теорий можно объяснить:

1) те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;

2) ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

  1. многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства  односторонность;

Представителями материалистической теории происхождения государства являются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, объясняющие возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. Первостепенное значение для развития экономики, а следовательно, и для появления государственности имели три крупных разделения труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который в конечном счете и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль перехолит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое прежде всего выступает как инструмент проведения воли имущих. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма. Для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.

15. Психологическая теория происхождения государства

Многообразие теорий можно объяснить:

  1. те мыслители, которые предлагали объяснения, жили в разные периоды времени и использовали ту информацию, которая была характерна в тот период времени;

  2. ученые брали для иллюстраций те регионы, в которых они проживали, игнорируя другие регионы;

  3. многие мыслители, основываясь на тех или иных достижениях, применяли их к теориям происхождения государства  односторонность;

Среди наиболее известных представителей психологической теории происхождения государства можно выделить Л. И. Пет- ражицкого, Г. Тарда, 3. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т. п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная. Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют тс или иные агрессивные устремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство. Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повиновении определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессивных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства — психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной теории, продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения. Бесспорно, психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты, который ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом. Вместе с тем не следует преувеличивать роль психологических свойств личности (иррациональных начал) в процессе происхождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться лишь в качестве моментов государствообразования, ибо сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

16. Социальные нормы первобытного общества: понятие и виды.

На всех этапах развития первобытного общества все отношения регулировались определенными правилами поведения, то есть существовали регуляторы общественных отношений. Человек вырабатывает для регулирования отношений социальные регуляторы, которые выполняли две функции: 1) позволяли первобытным людям освободить свою психическую энергию от страха перед природой и направить ее на производственную деятельность; 2) установление в обществе стабильных отношений.

Стабильность отношений и понятность вело к обеспечению гарантий безопасности всех членов общества. С развитием человека вырабатывались правила поведения, которые вошли в привычку и передавались по наследству. Социальные нормы – это правила поведения, определяющие взаимные отношения между людьми. Они необходимы, чтобы поддерживать мирное сосуществование людей. Признаки: 1) социальные нормы регулируют отношения между людьми; 2) регулируют повторяющиеся или типичные ситуации; 3) рассчитаны на многих людей, т.е. социальные нормы не персонифицированы; 4) социальные нормы – это правила поведения, которые имеют определенную форму. (Первые социальные нормы – ритуалы, обряды; позже это словесные выражения); 5) каждая социальная норма имеет санкцию (это предстоящее неблагоприятное последствие, применяемое к нарушителю этой нормы). С развитием человеческого общества вводились новые социальные нормы, которые со временем усложнялись.

Очередность: 1) ритуалы; 2) обряды, которые выделяются из ритуалов; 3) когда человек перешел к членораздельной речи появляются мифы; 4) обычаи; 5) религиозные нормы укрепляли духовный союз человека с божественной силой;

В далекий от нас период возникновения человека им руководили прежде всего инстинкты, и в этом смысле праисторические люди мало чем отличались от других животных. Инстинкты действую!; как известно, независимо от воли и сознания живого существа. Природа посредством генов передает от поколения к поколению инстинктивные правила поведения отдельных особей. Со временем, по мере роста сознания, у наших предков инстинкты постепенно стали трансформироваться в социальные нормы. Они возникли на самых ранних ступенях развития человеческого общества в связи с необходимостью урегулирования поведения людей таким образом, чтобы достичь целесообразного их взаимодействия для решения общих задач. Социальные нормы создали положение, когда поступки человека уже не состояли из инстинктивных реакций на раздражители. Между ситуацией и порождаемым ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с наиболее общими принципами общественного бытия. Социальные нормы — это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе. Обычаи — это исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного варианта поведения. Многократная повторяемость такого поведения делала его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение. Нормы нервобыгной морали — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают значительно позже обычаев, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения морали. Религиозные нормы — это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Так, особое место в их жизни начинает занимать отправление религиозных культов, жертвоприношение богам, заклание животных (иногда людей) на жертвенниках.

17. Возникновение права и его отличительные признаки

Право возникает на ранней стадии становления классового общества как способ регулирования общественных отношений. Становление права идет путем образования определенных правил.

Признаки правовых отношений: 1)социальность, т.е. такие правила поведения, которые регулируют отношения между людьми в различных сферах; 2)нормативность, т.е. каждая норма имеет определенную структуру; установление масштаба меры поведения, определяющих границы дозволенного, запрещенного и предписанного; 3)обязательность, т.е. правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения; 4)формализм, т.е. правовые нормы фиксируются в письменном виде специальных форм (законы, сборник законов и т.д.); 5)процедурность: право как система норм, включает в себя четкие процедуры создания, применения и защиты, т.е. для создания закона необходима определенная процедура, проводимая государством; 6)неперсонифицированность: нормы права распространяются на всех членов общества; 7)институциональность, т.е. появление права связано с определенным процессом создания норм права, т.е. правотворчеством, которое осуществляется определенными органами государства; 8)объективность: законодательный характер появления права на этапе перехода к производящей экономике, т.е. право не является навязанной извне силой, а появляется в результате закономерного взаимодействия условий.

18. Государственная власть как особая разновидность социальной власти

Принято различать виды власти: власть рода, племени, общины; власть государственная; власть политическая; власть семейная и т.д. Власть представляет собой совокупность или свойство некоторого субъекта: индивида, коллектива или организации подчинять себе волю или поведение другого субъекта в своих собственных интересах или в интересах других лиц. Признаки власти: 1)Власть – это явление социальное, то есть общественное. 2)Власть является неотъемлемым компонентом общества на всех этапах его развития, т.е. на любом этапе человеческого развития всегда существует власть. 3)Власть может существовать и функционировать лишь в рамках общественного отношения, т.е. такого отношения, которое существует между людьми. 4) Власть всегда базируется на силе, именно на наличии силы. Сила власти может иметь различную природу: физическую, авторитета, эстетическую.

Выделяют также политическую и неполитическую власть.

Политической является власть, которая способна выступить средством решения политических задач, средством защиты больших социальных групп.

Разновидности политической власти: 1)власть одной социальной группы над другой; 2)государственная власть; 3)власть партийная; 4) власть политических лидеров.

Неполитическая власть – это власть, которая связана с решением неполитических задач.

Свойства государственной власти: 1)Сила, на которой базируется государственная власть, является государство с его средствами воздействия. 2)Государственная власть является публичной, т.е. осуществляется профессиональным аппаратом, отделенного от общества как объекта власти. 3)Государственная власть является суверенной, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри государства. 4)Государственная власть универсальна, т.е. распространяет свою силу на всю территорию и все население страны. 5)Государственная власть обладает исключительным правом на издание юридических норм, т.е. есть общеобязательных правил поведения.
19. Понятие, основные признаки и сущность государства

Государство – это политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим., причем меньшинства над большинством и сущ-ть такого гос-ва заключается в диктатуре эк. И пол. Господст-го класса.

Основные признаки государства:

1) территориальное деление населения (принадлежность общества определенной части земли, а также границы территорий, их режим);

2) наличие публичной (государственной) власти (руководство общества при помощи гос.аппарата. Публичная власть-это власть не всего общества, а лишь его части, которая стоит над обществом, отделена от него);

3) налоги – это добровольные или принудительные сборы средств с населения;

4) суверенитет – это свойство гос.власти, которое выражается в верховенстве и независимости государства по отношению к любым другим властям внутри страны. Гос.суверенитет имеет две стороны своего отражения: внутренняя и внешняя. Внутренняя – исключительное право на законодательное, управленческое и юрисдикционное осуществление приоритетов в пределах своей гос.территории. Внешняя – самостоятельность и независимость во внешних делах страны и недопустимость вмешательства во внутригос.дела. Виды суверенитетов: народный (верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов; национальный (право нации на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства);

5) правотворческая деятельность (государство показывает его способность издавать законы и подзаконные норм.акты, обладающие высшей юр.силой).

Сущность государства – это определенная управляющая система, состоящая из взаимосвязанных внутренних и внешних сторон. Общество не может существовать и развиваться без государства. В ТГП выделяют классовую и общесоцильную сущность государства.

Классовая сущность (государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством).

Общесоциальная сущность (предназначение государства быть инструментом социального компромисса смягчения и предотвращения противоречий поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения).

20. Формационный подход к типологии государства

Типология – это учение о типах, т.е. о больших группах, классах, тех или иных объектах, обладающих набором общих характерных для каждого типа признаков.

В настоящее время в ТПГ выделяют формационный и цивилизационный подход к типологии государства. До последнего времени приоритет отдавался формационному. В основе формационного подхода лежит категория общественно-экономической формации (ОЭФ), основанной на том или ином способе производства, которая отражается в качестве базиса и надстройки. Этот подход был разработан в марксистской теории. Маркс делил мировую историю на три макроформации: 1)первичную или архаичную; 2)вторичную или экономическую; 3)третичную или коммунистическую. Основным критерием такой классификации является наличие или отсутствие: 1)частной собственности; 2)противоположных классов; 3)товарного производства.

В этой триаде выделяется 5 ОЭФ, т.е. в дальнейшем эта триада была усовершенствована: 1)первобытнообщинная; 2)рабовладельческая; 3)феодальная; 4)буржуазная; 5)коммунистическая.

Тем формациям, к которым относится та или иная ОЭФ, соответствует тип государства. Переход от одной формации осуществлялся на основе объективных предпосылок (политических, экономических, идеологических и психологических). Происходят политические революции, которые переводят государство от одного типа к другому. Возникают несоответствия производственных отношений, возникновение различных противоречий. Каждое государство развивается в конкретных условиях, тип государства абстрагируется от этих условий, включает определенные черты возникновения, функционирования и исчезновения государства.
21. Цивилизационный к типологии государства

Типология – это учение о типах, т.е. о больших группах, классах, тех или иных объектах, обладающих набором общих характерных для каждого типа признаков. В настоящее время в ТПГ выделяют формационный и цивилизационный подход к типологии государства.

В основе цивилизационного подхода лежит соотношения государства и общественно-экономического строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов. В основе этого подхода лежит категория цивилизация. Цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную систему материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества, жизнедеятельность человека. При цивилизационном подходе тип государства определяется идеально-духовными, культурными факторами. Этот подход в большей степени характеризует общество, а не государство.

Цивилизация – это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, психологических, географических и других признаков. Рассматривая цивилизационный подход нужно иметь в виду: 1)принадлежность политической власти; 2)данный подход не достаточно разработан, где свидетельствует о множестве оснований для выделения самих цивилизаций, а следовательно и типов государств. Поэтому в основе типологии государства рассматривается принадлежность властеотношений.

22. Понятие и классификация функций государства

Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, ч/з кот. выражается и осущ-ся классовая и общечеловеческая сущность гос.

Основные свойства функций государства:

1) они обусловлены необходимыми целями и задачами современного демократического общества;

2) они проявляются в фактической его деятельности по управлению обществом с учетом явлений всемирной интеграции стран, информатизацией, борьбы с природными катаклизмами, болезнями и другими социальными явлениями;

3) они юр.регламентированы и организационно обеспечены, т.к. в процессе их осуществления задействована большая часть механизма государства.

Основные признаки функций государства:

1) они непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность;

2) в них воплощается и раскрывается его деятельность внутри страны и на международном уровне;

3) они возникают и развиваются сообразно его историческим целям и задачам;

4) в них в различные истор. Типов проявляются присущие им особ-ти и закон-ти раз-я, динамика соц-эк и дух преобраз-ий в жизни об-ва.

Дополнительные признаки функций государства:

1) они композиционный характер т.е. сходные стороны гос.деятельности объединяются в одну функцию, исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они рассчитаны;

2) они отражают общий характер его деятельности;

3) они носят комплексный характер;

4) они осуществляются в определенных формах и определенными методами, в зависимости от условий деятельности государства, а также системы внутренних и внешних факторов.

Виды функций государства:

- по сфере деятельности государства:

обеспечительная (создание на основе норм права стабильных и устойчивых условий для нормальной жизнедеятельности людей и развития общества);

охранительная (пресечение нарушений в обществе, воздействие на нарушителей и восстановление нарушенного права);

- по сфере осуществления:

Законодательная; исполнительная; судебная;

- по форме осуществления:

внутренняя (управление внутренней жизнью общества);

внешняя (…на международной арене).

23. Характеристика основных внутренних функций российского государства

Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, ч/з кот. выражается и осущ-ся классовая и общечеловеческая сущность гос.

1. Обеспечение народовластия (создание условий для осуществления конституционных прав граждан по воплощению своей власти).

2. Защита прав и свобод граждан.

3. Экономическая (выработка и координация государством направлений развития экономики в решении основных вопросов в условиях рыночных отношений).

4. Социальная (обеспечение социальной защищенности личности, нормальных условий жизни, охрана труда и здоровья людей, гос.поддержка семьи, материнства, инвалидов и пожилых граждан).

5. Экологическая (природоохрана законодательства).

6. Охрана правопорядка (обеспечение осуществления законодательных предписаний, предупреждение и сокращение правонарушений).

Формы осуществления функций государства:

1. Правовые (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность государства).

2. Организационные: организационно-регламентирующая деятельность (текущая, организационная работа по решению конкретных задач, обеспечению функционирования различных звеньев гос.механизма); организационно-хозяйственная деятельность (оперативно-техническая текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных гос.функций); организационно-идеологическая деятельность (повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение законов, работа СМИ и т.д.)).

24. Характеристика основных внешних функций российского государства

Функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, ч/з кот. выражается и осущ-ся классовая и общечеловеческая сущность гос.

1. Оборона страны (система гос.мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время).

2. Поддержание мира и порядка (недопущение войн).

3. Интеграция в мировую экономику (развитие на основе производства партнерства, взаимодействие с другими государствами в области экономики, торговли и бизнеса).

4. Культурное и научно-техническое сотрудничество (совместное решение вопросов в области образования, науки и культуры в целях осуществления обмена научной информацией).

5. Сотрудничество с другими государствами в решении любых глобальных проблем современности (решение проблем охраны растительного и животного мира, борьба с эпидемиями, ликвидация последствий катастроф).

Формы осуществления функций государства:

1. Правовые (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная деятельность государства).

2. Организационные: организационно-регламентирующая деятельность (текущая, организационная работа по решению конкретных задач, обеспечению функционирования различных звеньев гос.механизма); организационно-хозяйственная деятельность (оперативно-техническая текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных гос.функций); организационно-идеологическая деятельность (повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение законов, работа СМИ и т.д.)).

25. Формы осуществления функций государства

Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм: на правотворческую деятельность; исполнительную (управленческую) деятельность; судебную деятельность. Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей. Некоторые авторы (например, М.И. Байтин) к этому перечню добавляют контрольно-надзорную деятельность государства. В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются: на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;

правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти. Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:

на организационно-регламентирующие; организационно-хозяйственные; организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность - оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.); Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта); Организационно-идеологическая деятельность - повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу).

26. Механизм (аппарат) государства: понятие и структура

Механизм государства – специально созданная и постоянно действующая система органов, учреждений, предприятий, по средствам которых осуществляется управление обществом и происходит защита основных интересов.

Механизм государства обладает следующими основными признаками:

1. Состоит из особой группы людей, профессионально занимающихся управлением.

2. Первичными элементами механизма являются гос.органы и учреждения, в которых работают гос.служащие.

3. Каждый гос.орган обладает властными обязанностями для всех полномочий.

4. Для обеспечения властных велений гос.органы имеют возможность использовать организационные и материальные средства, соответствующие техническому уровню каждой эпохи.

5. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан.

Элементы механизма государства: гос.органы; гос.учреждения; гос.предприятия.

Система органов гос.власти: Президент РФ; правительство (орган исполнительной власти); федеральное собрание (орган законодательной власти); органы судебной власти.

27. Государственный орган: понятие, признаки, классификация.

Структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, обладающее следующими признаками:

1.Осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности. 2.Обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. 3.Имеет определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, прав и обязанностей. 4.Характеризуется определенной структурой, т.е. каждый орган имеет свою структуру, имеет строение отдельных служб и численный состав. 5.Имеет территориальный масштаб деятельности. 6.Образуется в порядке, установленным законом. 7.Устанавливает правовые связи личного состава, может издавать юридические акты, обязательные для всех, применять меры убеждения, принуждения и осуществлять контроль за их выполнением.

Классификация:

  • По форме реализации государственной деятельности: а)представительные; б)исполнительно-распорядительные; в)судебные; г)прокурорские и иные контрольно-надзорные органы.

  • Принцип разделения властей: а) законодательные; б)исполнительные; в)судебные.

  • По иерархии: 1)федеративные: а)республиканские; б)местные.

  • По срокам полномочий: а)постоянные; б)временные, создаются для достижения краткосрочных действий.

  • По порядку осуществления компетенции: а)коллегиальные; б)единоначальные.

  • По правовым формам деятельности: а)правотворческие; б)правоприменительные; в)правоохранные.

  • По характеру компетенции: а)общей компетенции; б)специальной компетенции.

Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.

28. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Аппарат государства – система государственных органов, которые взаимосвязаны между собой принципами.

Принципы – это исходные идеи, определяющие основные подходы к организации и формированию, и функционированию государственных органов.

  1. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, который предполагает соответствующие государственные органы должны признавать и осуществлять права и свободы.

  2. Принцип демократизма, который выражается в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов.

  3. Принцип разделения властей. Он создает механизмы, исключающие произвол со стороны государственных органов и должностных лиц.

  4. Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов.

  5. Принцип гласности обеспечивает информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов.

  6. Принцип федерализма выражается в единстве системы государственной власти, то есть разграничении предметов ведения между федерацией и субъектами федерации.

  7. Принцип профессионализма: в формировании деятельности должны принимать участие только профессионалы.

  8. Принципы иерархичности в построении и субординации государственного аппарата, которые выражаются в подчиненности и подотчетности нижестоящего вышестоящему органу.

  9. Принципы сочетания коллегиальности и единоначалия, сочетание выборности и назначаемости.


29. Понятие и элементы формы государства

Форма гос.-это орг-я и устройство гос.вл.,отраж-я специфику террит. Обособ-ти, хар-р взаимоот-я людей м/у собой и гос., и способы для осущ-я орг-ой и управ-ой д-ти.

Формы государства выступают как непосредственное выражение его сущности и содержания, т.е. каковы функции государства, такова в конечном итоге его форма.

В форме государства выделяются три основных блока:

  1. Форма правления.

  2. Форма государственного устройства.

  3. Политический или государственный режим.

Форма правления отвечает на вопрос кто и как правит, осуществляя государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственные структуры.

Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории и связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

Политический или государственный режим как, каким способом осуществляется государственная власть в данном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое назначение.

Таким образом, форма государства – это такое устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе организацию гос.власти; методы, приемы и способы осуществления гос.власти, территориальную организацию населения.

На форму государства влияют факторы: тип государства; исторические традиции; национальный состав населения; территориальные размеры государства и т.д.

По форме гос. м. судить о: 1) способе формир-я высш. Органов гос.вл.; 2) их струк-ре4 3) каким субъектом осущ-ся вл.(коллег/индивид) 4) как разграничена компетенция м/у органами 5) степень участия нас-я в формир-я высш. Орг.гос.вл.
30. Форма государственного правления: понятие и виды

Форма правления-это элемент формы гос-ва, хар-ий орг-ю верх-ой гос.вл., порядок образования ее органов и их взаимодействия с населением.

Виды форм правления: монархия и республика.

Монархия – т.е. вся полнота гос.власти сосредоточена в руках одного человека. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) власть осуществляется бессрочно; 3) монарх не несет ответственности за совершенные им противоправные действия; 4) монарх н/з от насел-я.

Виды монархии: абсолютная (неограниченная); конституционная (ограниченная).

Абсолютная – т.е. вся полнота гос.власти (законодательная, исполнительная, судебная) сосредоточены исключительно в руках монарха.

Ограниченная – т.е. власть монарха ограничена выборным органом. Виды ограниченной: дуалистическая (форма правления, в которой действует двухпалатный парламент, где нижняя палата формируется выборным путем, а верхняя назначается монархом); парламентарная (монарх формально наделен широкими полномочиями по управлению страной, но фактически не обладает полномочиями в проведении политики государства).

Республика – форма правления, при которой верховная власть в стране принадлежит избранному на определенный срок коллегиальному или единоличному органу гос.власти.

Признаки: 1) ограничение власти главы государства законодательным и исполнительным органом гос.власти конкретным сроком; 2) выборность главы государства и других верховных органов гос.власти; 3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом; 4) представительство государства в международных отношениях по поручению своих избирателей; 5) обязательность решений гос.власти для всех других гос.органов и населения страны; 6) преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республик:

1) президентская (форма правления, при которой населением избираются как высшие законодательные органы гос.власти, так и глава государства. Президент в своих действиях независим от парламента).

2) смешанная или полупарламентская (т.е. отсутствие прямой юр.связи между президентом и правительством, а также закрепленной в основном законе государства возможности роспуска парламента по инициативе президента в случае непреодолимого конфликта).

3) парламентская (т.е. верховенство парламента, при котором правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах, и члены правительства за свою деятельность несут ответственность перед парламентом. Парламент может объявить недоверие правительству и отправить его полностью, или отдельных его членов в отставку).

4) народно-демократическая (возникла после 2-ой мировой войны как форма диктатуры пролетариата, характеризующаяся руководящей деятельностью коммунистических и рабочих партий, осуществляющих функции гос.управления и контроля, предостав-е нас-ю всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании в органы гос.вл.).


31. Форма государственного устройства: понятие и виды

Это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, определяющих взаимоотношения органов всего государства с его составными частями.

Виды: унитарное; федерация; конфедерация; империя.

Унитарное государство – это единое государство не разделенное на более мелкие гос.образования, а состоящие, как правило, из административно-территориальных единиц (обл., провинции и т.д.).

Федерация – это сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования, при этом субъекты федерации обладают значительной степенью самостоятельности. Выделяют: договорные и конституционные. Договорные возникают на основе договора, соглашения или учредительного пакта, заключенного между самостоятельными государствами. Конституционные создаются в результате принятия актов гос.власти.

Конфедерация – это союз суверенных государств, образованных для решения совместных политических, экономических или военных задач.

Империя – это сложное национальное государство, создаваемое с помощью захвата и насильственного удержания в своем составе соседних суверенных государств.


32. Политический (государственный) режим: понятие и виды

Это элемент формы государства, характеризующий совокупность приема и методов, способов и средств, с помощью которых гос.органы осуществляют принадлежащую им власть.

Виды режима: демократические и недемократические (антидемократические).

Демократический – это форма политического режима государства, власть в котором осуществляется избираемым народом коллегиальным органом.

Недемократический – это форма политического режима государства, основанная на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека или группы лиц. Виды: автократический (характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий, ограничением роли выборных гос.органов и организаций, усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента до положения формальных институтов); тоталитарный (предполагает господствующую роль единой партийной идеологии, отстранением населения от управления обществом и государством, существенным ограничением их прав, свобод и законных интересов); фашистский (представляющий наибольшую опасность для демократических сил, основанная на сочетании репрессивных методов правления с щирокой соц. И полит. Демагогией по защите прав чел., основ. На категории-нация при режиме единственно правящей партии, возглав. Вождем, лидером орг-и и гос-ом с реально сущ-ми огранич-ми в полит. И личн. Жизни граждан.).

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом