Главная страница
qrcode

ТГП. Шпоры. Сжатый вариант под шрифт 4. 1. Понятие и предмет теории государства и права


Название1. Понятие и предмет теории государства и права
АнкорТГП. Шпоры. Сжатый вариант под шрифт 4.doc
Дата24.01.2017
Размер0,52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTGP_Shpory_Szhaty_variant_pod_shrift_4.doc
ТипДокументы
#15930
страница3 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

33 Форма российского государства


Форма государства - это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства и политическом (государственном) режиме. Современная наука считает форму государства состоящей из трёх элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Статья 1 К. РФ определяет Россию как республику. Обычно выделяют три основных вида республики: президентскую, парламентскую и смешанную. Полномочия Президента РФ по формированию Правительства и контролю за ним являются решающими и позволяют считать Россию президентской республикой. Некоторые учёные считают, что Россия является смешанной республикой, так как у Федерального собрания (Гос. Думы) имеются важные полномочия в отношении правительства. Во-первых, Гос. Дума даёт согласие П. на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103,111). Во-вторых, Гос. Дума утверждает разработанный Правительством федеральный бюджет, а также отчёт Правительства о его исполнении (ст. 114). В-третьих, самое важное – Гос. Дума может выразить недоверие Правительству, в результате которого Правительство может быть отправлено в отставку (ст. 117). Форма государственного устройства. Статья 1 К. РФ закрепляет федеративную форму её устройства. РФ состоит из 89 весьма разнообразных субъектов. К. РФ устанавливает, что во взаимоотношениях с ФОГВ и между собой все субъекты равноправны. В то же время нормы самой К. РФ закрепляет определённое неравенство. Во-первых, республики имеют статус государства, тогда как другие субъекты - лишь государственные образования. Во-вторых, в республиках принимаются конституции, а в других субъектах - уставы. В силу изложенного многие характеризуют Россию как ассиметричную федерацию. Федерация в России дейст вует на основе ряда принципов: государственная целостность РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ и ОГВ, равноправие и самоопределение народов в РФ. Важнейшее значение имеет принцип разграничения предметов ведения. В ведении РФ находятся наиболее важные вопросы, которые обеспечивают единство, целостность, суверенность России. Политический режим. Политический режим современного российского государства характеризуется переходом от тоталитарного прошлого к демократическим институтам. На сегодняшний день существует достаточно развитая правовая основа, позволяющая характеризовать Россию как демократическое государство. В России, как и в других демократических государствах, осуществляется разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Как демократическое государство Россию характеризует отсутствие официальной обязательной для всех идеологии. Для демократического государства характерно наличие в обществе множества создаваемых населением организаций. Особую роль среди общественных объединений играют политические партии. Они призваны выражать политические интересы различных слоев и групп общества. В условиях идеологического многообразия, отсутствия государственного диктата политические парии в России действительно могут активно участвовать в политической жизни страны: свободно разрабатывать и пропагандировать свои программы экономического, политического, социального развития страны, бороться за их реализацию на практике. Государство — это политико-территориальная суверенная организация всего общества, имеющая характер публичного властного управления и служащая главным орудием обеспечения его интересов.
34 Политическая система общества: понятие и структура

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, которые подчинены кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не институциональных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами, такими как демографическими, пространственно – территориальными, а также внешнеполитическим оружием. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно - контрольной ролью самой политики.

Политическая система конкретного общества определяется:

  • его классовой природой,

  • социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.),

  • типом государства (монархия, республика),

  • характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.),

  • социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро конфликтных либо консенсунсных и т.п.),

  • политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами),

  • характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых),

  • историческим типом государственности (централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.),

  • исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с кровно - родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений:

*двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень),

*среднего или промежуточного ( мезоуровень )

*не институционального - нижнего, массового (микроуровень).

В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые.

Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих ) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти, разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную.

35. Место и роль государства в политической системе общества

Это система всех политических явлений, которые осуществляют свою деятельность в сциально неоднородном обществе, это система всех гос.органов, коммерческих организаций, общественных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.

Элементы политической системы общества: государство, гос.органы, политические партии, общественные объединения, трудовые коллективы, негосударственные коммерческие структуры.

Особенности государства в политической системе общества:

1) государство выступает официальным представителем всего общества;

2) государство обеспечивает и защищает основные права человека на всей территории и во всех сферах жизнедеятельности;

3) государство содержит специальный аппарат, обеспечивающий выполнение функций государства;

4) государство реализует суверенитет народа;

5) государство устанавливает на своей территории общеобязательные правила поведения;

6) гос. вып-ет общесоц-е функции.

Политические партии – это добровольные объединения людей, которое выражает волю определенной социальной группы и стремится завоевать или удержать гос.власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Виды политических партий: 1) классовые (представляют интересы определенных социальных слоев (аграрная, партия пенсионеров)); 2) национальные или религиозные; 3) проблемные (экологическая партия или партия зеленых); 4) государственно-патриотические; 5) самобытные или гротескные (партия любителей пива); 6) личностные партии (личная преданность лидеру.

36 Государство и политические партии.

Государство характеризуется следующими основными признаками: 1. территориальная организация власти. 2. наличие особой публичной власти, обладающей специальным аппаратом принуждения (армия, полиция, суд и т. д.). 3. система налогов – денежных средств, необходимых для осуществления функций государства и содержания государственного аппарата. Государство - это политическая система общества своеобразная для каждой отдельно взятой страны. Оно выступает представителем всего гражданского общества, обладает суверенитетом, т. е. верховенством в пределах государственных границ и независимостью вовне.

Государство состоит, прежде всего, из институтов (организации, учреждения), связанных с функционированием политической власти. Учитывая степень их вовлеченности в политическую жизнь, реализацию власти, можно выделить три вида организаций: собственно политические, не собственно политические и неполитические.

Собственно политические организации прямо и непосредственно осуществляют политическую власть в полном объеме, либо, по крайней мере, к этому стремятся. Осуществление власти или борьба за власть это главное в их деятельности. Собственно политическими организациями являются само государство  и политические партии.

Политическая партия - это добровольное объединение граждан государства, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Содержание деятельности и внутреннее устройство политической партии должны соответствовать демократическим принципам.

Цели и задачи политической партии отражаются в ее уставе и программе, которые публикуются для всеобщего сведения. Запрещается использовать наименование, оскорбляющее расовые, национальные и религиозные чувства, нарушающее общепризнанные нормы морали.
Политическая партия может иметь свою эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика  политической партии не должна совпадать с государственной, символикой субъектов государства, если таковые имеются, муниципальной символикой, а также с символикой иностранных государств  или иметь существенные элементы указанной символики.

37. Взаимодействие государства с общественными объединениями и иными субъектами политической системы

Политическая партия – это наиболее активная или организационная часть общественного слоя или класса, формирующая и выражающая его интересы.

Политическая партия – это специализированная, организационно-управляющая группа, объединяющая наиболее активных приверженцев в тех или иных целях и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе.

Первые политические партии появились в Древней Греции.

К партиям предъявляется строгое соблюдение конституции. Партии не могут присваивать себе функции государства, т.к. они – негосударственные объединения.

В России правовое положение партий с международными стандартами:

  • конкуренция в борьбе за власть посредством завоевания голосов избирателей;

  • политический плюрализм;

  • исповедующие насилие партии запрещены;

  • организуется по инициативе учредителей, начало деятельности – регистрация ее устава в министерстве юстиции РФ;

  • если нарушает конституцию, правовые нормы, тогда ее деятельность прекращается.

Партии:

  • классовые, то есть представляющие интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений;

  • национальные – специфические, интересы той или иной национальной группы, этнической группы;

  • религиозные – интересы той или иной конфессии;

  • проблемные – деятельность которых направлена на решение той или иной социальной задачи, которая считается является наиболее острой в данный момент, и она требует безотлагательного решения;-государственно-патриотические – ориентируют на обеспечение целостности государства, сохранение его стабильности;

  • гротескные – (партия любителей пива) не претендуют на власть;

  • легальные, нелегальные;

  • правящие, оппозиционные.



38. Понятие и признаки правового государства

Признаки правового государства: 1.Идея правового государства сориентирована на утверждении, что взаимоотношения личности и государства стоят на строгих основах права и исключают их взаимный произвол, т.е. определяет сферы деятельности человека и пределы вмешательства государства. 2.Не существует общепризнанного правового государства.

Черты правового государства: 1.максимальное обеспечение прав и свобод человека, ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством; 2.возвышение авторитета закона и строгое его соблюдение государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами; 3.эффективная работа правоохранительных органов.

Деятельность государства должна осуществляться в правовых формах и согласно с правом. Существование правового государства: реальное господство закона во всех сферах человеческой деятельности, т.е. расширение сферы действия закона. Но существование подзаконных актов неизбежно и обусловлено теми общественными отношениями, на урегулирование которых они направлены. Но следует учитывать, что не должно быть доминирования подзаконных актов над законами.

Важно, чтобы деятельность гос.власти осуществлялась в правовых нормах. Следует иметь в виду функционирование властей: общественной, контрольной (армии, полиции) и др. 1.Обеспечение прав и свобод личности: лучшей гарантией прав человека может быть закон, который охраняет важнейшие интересы личности. 2.Наличие развитого гражданского общества. 3.Создание институтов полной демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа. 4.Верховенство конституционного закона. 5.Установление в законе и проведение на деле гос.власти. 6.Возвышение суда как важнейшего из средств достижения государственности. 7.Соответствие закона праву и др.

Учитывая вышеперечисленные черты правового государства, можно привести следующее определение: Правовое государство:

  • это государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связания с помощью права политической власти с целью недопущения злоупотребления (Малько);

  • правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами, как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина;

это форма осуществления народовластия, полная организация граждан, функционирующая на основе права, это инструмент защиты и обеспечения прав и свобод и обязанностей каждой личности (Хомаров).


39. Понятие, признаки и элементы гражданского общества

Гражданское общество представляет собой трудом опосредованную систему потребностей, которая покоится на отношении собственности и формального равенства людей. В юридической литературе гражданское общество – совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которой удовлетворяются интересы индивидуумом и их групп.

Структура гражданского общества:

  • Негосударственные социально-экономические отношения и институты, то есть собственность, труд, предпринимательство.

  • Совокупность независимых от государства производителей, фирм.

  • Общественные объединения и организации, политические партии и движения, семья, церковь, система негосударственных средств массовой информации, сфера воспитания и негосударственного образования и т.д., то есть негосударственные институты.

Главная предпосылка правового государства – наличие гражданского общества.

Признаки гражданского общества:

  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

  • самоуправляемость;

  • свободно формирующиеся мнения и плюрализм;

  • конкуренция образующих данное общество структур и различных групп людей;

  • всеобщая информативность;

  • принцип жизнедеятельности, основанный на координации.


40. Формирование правового государства в России

  • Правовое государство возникает там, где имеет стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции.

  • ПГ – продукт общества, т.е. возникло и развивается по инициативе общества. Поэтому изменения в обществе влияют на изменение государства.

  • Высокий уровень общей культуры всего общества и правовой культуры каждого человека. Культура – выработанная человечеством совокупность духовных и материальных ценностей.

  • Определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Право и мораль должны соответствовать друг другу.

Факты, характерные для формирования правового государства:

  • Наличие мощного экономического базиса, доминирование среднего класса в социальной структуре общества.

  • Свободный доступ, обмен и получение информации, который затрудняет превращение властных структур во властвующий институт.

  • Сбалансированность всех усилий, т.е. все реформы должны идти

  • параллельно друг с другом во всех сферах, а не отдельно.


41. Понятие, основные признаки и сущность права

Право – это общественное правило поведения, которое санкционировано государством в виде законов, постановлений и т.д.

Признаки права:

  • Явление общественное, выработано обществом и появляется на определенной ступени его развития.

  • Это регулятор социально-значимого поведения человека, т.е. право имеет дело с социальной сферой, в которую включаются люди, объединения и отношения.

  • Потребность общественного развития, интересами участников общественных отношений определяется содержание права.

  • По своей природе право – средство социального компромисса в масштабе всего общества, мера социальной свободы индивида.

  • Действие права основано на принципе применения равных мер к участникам общественных отношений, независимо от их индивидуальных особенностей, т.е. применение равных мер к неравным субъектам.

  • Нормы права фиксируются в источниках права в формальном смысле: НПА, нормативных договорах и т.д.

  • Внутренняя организация: право – система, состоящая из элементов, связанных между собой и взаимодействующих друг с другом.

  • Общеобязательность: единая общегосударственная нормативная система, которая распространяется на всех членов общества.

  • Право тесно связано с государством, т.к. государство выявляет те необходимые правила поведения и закрепляет их законом.

  • Право охраняется государственным принуждением.

Исходя из признаков, перечисленных выше, право – система, призванная регулировать социально-значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов согласования воли и правовых притязаний всех слоев общества.

Сущность права – это главная, внутренняя относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает, его истинную природу и назначение в обществе.

42. Основные концепции правопонимания (естественно-правовая, историческая, нормативистская, марксистская, психологическая, социологическая). Основные теории и школы права:

Естественно-правовая (17-19 вв.) Гоббс, Радищев и другие. Существует высшее право (естественное), свойственное человеку от рождения – естественные и неотъемлемые права человека. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе, т.е. приобретаются от рождения. В теории замечено, что законы могут быть не правовыми, которые должны приводиться в соответствии с правом, т.е. с такими ценностями: справедливость, равенство, свобода. (+ источник прав явл. Природа, неписан законы от рожд, от бога; законы м б неправовыми, д приводится в соответ-вии с законами (свобода и тд), провозглашала челов природу, прогрессив, тк обозначала права и свободы человека) ( - нельзя выявить правов и неправов, уменьшение формально-юридич, более связано с правосознанием, не учитывала юрид форм св-в права, нет четких критериев, что закон, а что не явл законом)

Историческая школа права (конец 18 - начало 19 вв.) Савеньи, Гуго. Право – это историческое явление, это правовые обычаи. Представители этой теории отрицали права человека, т.к. в обычаях той или иной эпохи не могли найти отражения естественные права человека. Подчеркивалась естественность развития права, т.е. что законодатель не может творить право по своему усмотрению; было подмечено преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения. (+ обратили внимание на култ-истор и национ особ-ти права, подчеркивали естест-ть развития права, преимущ-во правов обычаев как провер временем правил поведения) (- идеология феодолизма, переоценивали роль правов обычаев)

Нормативистская теория (20 век) Штамлер, Новгородцев и другие. Иерархия правов актов, от вышестоящ к нижестоящ «чистое право» Согласно теории, подчеркивается определяющее свойство права – нормативность и доказывается соподчинение юридически правовых норм по степени их юридической силы. Подчеркивается и формальная определенность права, т.е. право выражается в форме нормативных актов, принимаемых государством. Подчеркивается возможность государства влиять на общественные отношения, т.к. только государство может согласно теории устанавливать и обеспечивать правовые номы. (+обозначило ключ признаки как регулятора – норматив-ть, систем-ть- прослежив широкие возм-ти гос-ва влиять на общ развитие) (- формальной стороне основ внимание – содерж-е не учитывается – не оценивают связь с дух, полит, псих, нац факторами, преувелич роль гос-ва в установл-и эффект юр норм)

Марксистская теория (20 век) Маркс, Энгельс, Ленин. Право – возведенная в закон воля господствующего класса. Содержание воли, выраженной в праве, определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых являются классы собственников. Право – социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Подмечена зависимость права от социально-экономических факторов. Обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. (+право как закон, четко выделялись критерии правомерн и противоправн, показана зависим-ть права от соц-экон фактов, наиб влияющих на него, обратимо внимание на тесн связь права с гос-вом) (- слишком преувеличена роль классов начал в ущерб общесоц, жестко связывали с материал экон фактором)

Психологическая теория (20 век) Рейснер, Петрожицкий и другие. Психика людей – это фактор, определяющий развитие общества, морали, права и государства. Понятие и сущность права выводится не через деятельность законодателя, а через психологические законности, правовые эмоции, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. право – переживание чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувство обязательности сделать что-то (императивная норма). (+ теория обратила внимание на псих процессы, кот также влиятельны наравне с экон, эколог и тд, отмечает повышен роль правосознания в прав регулир-и, источник выводится не из законодат-ва, а из человека) (- слишком большой уклон в сторону псих факторов, интуитив право отрвано от гос-ва и не имеет формально определ хар-ра, нет четк критериев правомер и неправомерного)

Социальная теория (20 век) Эрлих, Муромцев и другие. Разделяют право и закон. Под правом понимаются юр.действия, юр.практика, правопорядок. Судьи наполняют законы правом и субъектами правотворчества. Согласно теории такое понимание ориентирует на реализацию права, на практическое его осуществление; отмечается приоритет общественных отношений над правовой формой; подчеркивается ограничение гос.вмешательства, т.к. именно судьи творят право. (+понимание права ориентир на реал-цию права, обосновано отмечается приоритет общ отнош-й, ограниче-е влияния гос-ва на экон) ( - теряются четкие критерии правомер и неправомер, тк реализ-я м б закон и незакон, перенос правотворч-ва на судей м повлиять на некомпетент произвол со стороны долж лиц)


43. Принципы права: понятие и виды

Принципы права – это основополагающие идеи начала, выражающие сущность права и вытекающие из идей справедливости и свободы.

Выделяют общие и межотраслев и отраслев принципы права.

Общие: 1) гуманизм права (правовое признание ценности человека как личности, его прав и свобод, утверждение блага чел., как критерия оценки общ. Отнош.); 2) принцип справедливости (требование соответствия между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием); 3) равноправие (равенство всех перед законом и судом, = прав свободы чел. И граджд., м и ж); 4) принцип законности (только строгое неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права действующих на территории государства НПА); 5) принцип демократизма (принадлежность всей полноты власти народу); 6) принцип взаимной ответственности государства и личности (ответственность должна нести не только личность, но и государство в случаях нарушения своих обязанностей перед личностью); 7) Единство прав и обязанностей сторон (предоставленные субъектам права сочетаются с их обяз-ми др. п/д др. и п/д об-ов в целом).

Межотраслев – на 2 и более отраслей права, м б смежными (прин-п состязат-ти и гласности, уголов и гражд права)

Отраслев – к конкрет отрасли


44. Функции права: понятие и виды

Это основные направления его воздействия на общественные отношения и поведение людей.

Признаки Ф пр: 1) ф пр возникают из егосущ-ти и опред-ся его назнач-ем в об-ве; 2) пр порождает необ-ть своего существ-я как соц-го явления в воздействии на общ-е отнош-я; 3) ф пр выражают самые гл черты пр и направлены на осуществление коренных задач стоящих п/д прав-ом; 4) ф пр представляют направление активного воздействия пр., упорядочивающего опред. Вид общ-ых отношений; 5) ф пр отличаются постоянством, состоящем в непрерывности и длительности дейст-я пр.

Сис-ма ф пр.: 1. общеправовая 2. межотраслевая 3. отраслевая 4. ф прав. Институтов 5. ф норм пр.

Виды функций права: общесоциальные и собственноюридические.

Виды общесоциальных: культурно-историческая; воспитательная; информационно-ориентационная; функция социального контроля.

Виды собственноюридических функций: регулятивные; охранительные.

Регулятивная функция – это направление правового воздействия, которое призвано обеспечить организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общества. Она выступает в качестве правового воздействия, выражающимся в установлении правил поведения, предоставление субъективных прав и возложение юр.обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений соответствующих интересам личности, общества, государства. Она подразделяется на: регулятивн-динамическую (воздействие права на общественные отношения путем формирования их в движении) и регулятивно-статистическую (воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах).

Охранительная функция – это такое правовое воздействие, которое направлено на охрану общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для человека, его жизни и здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия.


45. Социальные и технические нормы, их особенности и взаимосвязь

Право – совокупность правил поведения, установленных или санкционированных государством, выступающими регулятором общественных отношений.

Норма – это определенные стандарты, образцы, модели, эталоны поведения участников общественных отношений. Без норм нет существование общества. Нормы: политические, религиозные, корпоративные, обычаи, традиции, привычки и т.д.

Система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридическо-правовой надстройкой, она выступает в качестве совокупности правовых явлений. Система правовых норм – часть нормативного регулирования. В обществе два вида норм:

  • Социально-технические.

  • Собственно социальные.

Система нормативного регулирования – совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, их отношения между собой в рамках объединений и коллективов и социально-технических, регламентирующих их взаимоотношения с природой и техникой.

Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие природы.

Нет однозначного решения относить ли к чисто техническим или социально-техническим.

К техническим относят: биологические; санитарно-гигиенические; эпидемиологические; технологические; научно-технические; экологические и т.д.

1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом