Главная страница
qrcode

ТГП. Шпоры. Сжатый вариант под шрифт 4. 1. Понятие и предмет теории государства и права


Название1. Понятие и предмет теории государства и права
АнкорТГП. Шпоры. Сжатый вариант под шрифт 4.doc
Дата24.01.2017
Размер0,52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTGP_Shpory_Szhaty_variant_pod_shrift_4.doc
ТипДокументы
#15930
страница4 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8
Часть норм находит отражение в законодательстве, они носят название технико-правовых: технические, ГОСТы, правила, загрязнение окружающей среды и т.д. за нарушение норм предусматриваются различные виды ответственности.

Соц.нормы-это правила поведения, регул-е отнош-я м/у людьми.

Признаки: 1) носят общий и общеобязательный хар-р; 2) создаются в рез-те сознательно-волевой д-ти людей; 3) яв-ся правилами поведения людей; 4) регул-т общ. Отнош-я; 5) обеспечиваются соответ-ми средствами и объединениями людей; 6) обусловлены уровнем раз-я об-ва.

Виды: 1) По способу формиров-я и обеспеч-я: а) Нормы пр.-это общеобязательное правило поведения, устанавл-е/санкционированное гос-ом и обеспеченное его принудительной силой; б) Нормы морали – правила поведения, кот. устанавливаются в об-ве в соот-е с морал-ми прнедстав-ми людей о добре и зле, справедоивости и несправ-ти, долге, чести, достоинстве и охраняетсясилой общ-го мнения/общ.убеждением. в) Корпоративные нормы – правила поведения, устан-е в общ.орг-ях, исполнение кот. обеспечивается с помощью мер общественного воздействия, предусмот-ми уставами орг-и. г) Религиозные нормы – регул-ют отнош-я м/у чел.и церковью, верующих по отношению др. к др., а также орг-ю и функц-е религиозных учреждений. Д) Обычаи

2) По содержанию: а) Полит.-пр-ла поведения, регул-е отнош-я м/у соц.группами, классами, гражданами и гос.вл., а также отнош-я м/у нациями и народами. б) Эконом.-пр-ла поведения, регул-е отнош-я хоз-щих субъектов, разв-е произ-ва, отнош-я распрд-я и потреб-я на основе функционир-я сис-мы рын.отнош-ий. в) Эстетические-устанавливают пр-ла поведения людей в связи с представлениями о красоте чел. Поступков. г) Орг-ые-закрепляют структуру, порядок образования и д-ти гос.органов и общ.орг-ий. д) Культ-е-пр-ла повед-я людей в целом, в кот. отражается дух-ое разв-е народа.


46. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия

Право – совокупность правил поведения, установленных или санкционированных государством, выступающими регулятором общественных отношений.

Мораль – это система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их отношения друг с другом, а также к обществу, государству и поддерживаемых личным убеждением, воспитанием, силой общественного мнения всего общества.

ЕДИНСТВО 1. П и М яв-ся надстройкой над экном. Базисом; 2) яв-ся регулятором общ.отнош-ий; 3) представляют собой разновидность соц. Норм; 4) имеют единый объект регул-я; 5) в бол.шинстве случаев реализ-ся добровольно; 6) яв-ся показателем соц. И культ. Уровней разв-я об-ва; 7)опред-ют границы должного и возможного поведения субъектов.

РАЗЛИЧИЕ 1. По возрасту: а) НП возникли вместе с гос-ом б) НМ с образованием чел. Об-ва 2. По способу формир-я а)НП устан-ся гос. б)НМ формир-ся в сознании людей 3. По среде дейст-я: а) НП регул-ют только наиб. Важные общ-е отнош-я б)НМ регул-т повед-е, кот.м. дать моральную оценку 4. По форме выражения: а) НП закрепляются в спец. Юр. Актах б) НМ живут в сознании людей и возникают стихийно. 5. По способу обеспечения: а) НП обеспечиваются принудительной силой гос. б) НМ – мерами общ. Воздействия. 6. По времени действия: а) НП прекращают свое действие вместе с отмеранием гос. б) НМ остаются в любом об-ве.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 1) П и М поддерживают др.др в упорядочивании общ-ых отнош-ий;2) П и М создают единую оценку в отношении правонарушений; 3) П и М помогают др.др в достижении общ. Целей; 4) П и М плодотворно сотрудничают в сфере отправления правосудия и в д-ти правоохранительных органов; 5) П и М закрепляют и защищают нравственные устои об-ва.

ПРОТИВОРЕЧИЕ 1) П: разрешенное П осуждается М;2) М:запрещенное П одобряется М.

\
47. Понятие источника и формы права. Виды форм права

Формы права – это система разнообразных юр.источников, способ организации общих правил поведения, регулирующих общественные отношения.

Существует три подхода к понятию формы (источники) права:

1) в материальном смысле (показывает, откуда появляется право, в чем его первооснова и главный правообразующий фактор);

2) идеологический подход (взгляды, идеи, под воздействием которых создается право);

3) формально-юр.подход (внешняя форма выражения права и существование правовых норм).

Формы (источники):

1) НПА – это официальный акт, принятый в результате правотворческой деятельности и содержащий нормы права.

2) договор нормативного содержания – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами отношений, содержащее нормы права.

3) правовой прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юр.делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел в будущем.

4) правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения.

5) юр.науки – это различные научные труды, в которых создаются понятия и конструкции, используемые правотворческим органом.

48. Нормативные акты: понятие и виды

НПА – основная форма права. Содержит юр.нормы; представляет собой официальный письменный документ; является результатом особой деятельности государства.

НПА может приниматься и в порядке правотворческой деятельности и в порядке референдума.

НПА – официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме, либо компетентными органами государства, или в порядке делегированного заседания, либо в порядке референдума.

НПА (задача): хранить определенную информацию и доводить до сведения адресата. В этом плане он наиболее действующий источник и быстрее может отреагировать на обстановку.

Виды: 1. По юр.силе: а)законы б)подзаконные акты. 2. По сфере действия: а) акты внеш. Дейст-я (охватывают все субъекты н/з от их трудовой/служебной д-ти б)акты внутр. Дейст-я (касаются только субъектов, кот. входят в сотав опред-го министерства/ведомств, проживающих на опред-ой террит-и. 3. По субъектам издающим НПА: а) А референдума б) А президента в) А органов гс.вл. г) А должностных лиц д) А органов МСУ е) А гос. и негос. Орг-ий.

Виды законов(З): 1. По юр. Силе: а) К-осн. З гос-ва, определяющий правовую основу гос-ва, принципы, структуру, гл. хар-ки гос-го строя, права и свободы человека и гражданина, форму правления и гос. устройства и сис-му правосудия. б) ФКЗ-З,кот. прямо предусматривают К гос-ва, посвящены прав. Основам гос/гос.строя. в) ФЗ-З, кот. принимается фед. Органама законод.вл по вопросам эк., полит., соц. И дух. Жизни об-ва и распростаняется на всей тер-рии гос-ва. Г) ЗSРФ – принимаются в соответствие с компетенцией s-та и распространяется только на тер-рии данного s-та. 2.По объему и хар-ру действия а) З общего дейст-я(охватывают всю совокупность обществ. Отнош-ий на всей тер-рии гос-ва. б) З ограниченнго дейст-я (распространяютсян6а часть групп/на строго определенный контингент лиц, проживающий на определенной тер-рии. в) З исключающего дейст-я ( принимаются только при наступлении определенных обстоятельств, на кот. рассчитан НПА.

Законы признаки:

  1. принимаются высшими органами гос.власти или в порядке референдума;

  2. присуща высшая юр.сила и верховенство относительно других источников права;

  3. принимается, изменяется и дополняется в особом порядке;

  4. регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные отношения;

  5. выражает волю и интересы общества в целом;

  6. является исключительно нормативным, т.е. содержит только нормы права.

Подзаконные акты обладают меньшей юр.силой, изданы в соотв-е с З на основе З и не должны противоречить закону.

В РФ к подзаконным актам относятся: указы Президента; НА правительства; НА центральных органов исполнительной власти, министерств, ведомств и т.д.; НА органов МСУ; локальные НА, действующие в пределах предприятия, организации.

49. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

1. Действие НПА во времени – это порядок вступления в действие и прекращение дейст-я НПА.

Вступление: 1) о вступлении НПА указано в сопутствующих документах ( в нем м.б. указаны дата/содержание указа, что НПА вступает в силу с момента опубликования/поэтапно/с момента принятия); 2) в НПА срок не указан, а применяется порядок, установленный в ФЗ о порядке опубликования и вступлении в законную силу ФКЗ, ФЗ и актов Фед.Собрания; 3) постепенное вступление в силу.

Прекращение: 1) по истечении срока дейст-я, установленного в самом НПА; 2) на основе прямого указания об отмене НПА, содер-ся в тексте вновь принятого З/специально изданном акте уполномоченным на то органом; 3) в связи с принятием нового НПА, отменившего ранее действ-ий.

Обратная сила З по общему правилу З, устанавливающий наказание/иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. З имеет обратную силу если; 1) устраняет преступность деяния 2) смягчает наказание 3) иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.

Переживае З – это порядок в соот-е с кот., З, утратив юр.силу по специальному указанию нового з-на м. продолжать действовать по отдельным вопросам.

2. Дейст-е НПА в пространстве – этопределы дейст- З на тер-рии суверенного гос-ва.

Территория – все сухопутные и водные пространства внутри гос-ва, границы страны, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море. К.т. к ним относятся: 1) территориальное море, т.е. примыкающая к сухопутной тер-рии/внутр. Морским водам гос-ва морской пояс шириной 12 миль, входящих в состав тер-рии гос-ва и наход-ся под его суверенитетом. 2) исключ. Эк. Зона – приныкающая к тер-му морю 200-х морских миль район от берега суверенного гос-ва и реал-ся в целях разведки и сохранение природных ресурсов.

Экстерриториальность – это порядок, в соответствие с которым З не распространяются на то/иное пространство/на опред-ую группу лиц.

3. Дейст-е НПА по кругу лиц – это порядок дейст-я З в отношении лиц, проживающих/находящихся на тер-рии суверенного гос-ва. По общему правилу НПА общего дейст-я распространяются на граждан гос-ва, иностранных граждан и лиц без гражданства. В соот-е со ст. ФЗ №115 2002г. иностанные граждане имеют право на свободу передвижения в личных и деловых целях в пределах тер-рии РФ на основании док-ов выданных/оформленных в соот-е с дейст-им З, за исключением посещений тер-рий орг-ий и объетов, для въезда на кот. треб-ся спец. Разрешения. Иностранные граждане временно проживающие на тер-рии РФ не в праве по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах тер-рии s-та РФ. Иностранный гражданин – сотрудник дипломатических представительств и сотрудники консульских учреждений имеют право передвижения по всей тер-рии РФ на основе принципов взаимности, за исключением ограничений установленных ФЗ. Главы гос-в и правительств, сотрудники консульских и дипломатических представительств наделены дипломатическим иммунитетом и не м.б. привлечены к ответственности на тер-рии РФ.

Ограничения: иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего по флагом РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ/др. эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты, связанные с обеспечением безопасности РФ.

50. Понятие, принципы и виды правотворчества

Правообразование – это относительно длинный по времени процесс формирования и оформления юр.норм. Оно включает: 1) возникновении потребности в правовом регулировании общ-ых отношений. 2) анализ соц. Ситуации. 3) осознание эк. И соц-пол. Обусловленности регул-я общ-ых отнош-ий. 4) разработка и принятие НПА

Правотворчество – это деятельность гос.органов, должностных лиц, в случае референдума всего народа по изданию, переработке и отмене НПА.

Принципы правотворчества:

1. Законность (в его основу заложено правило, согласно которого вся правотворческая работа должна осуществляться в рамках закона, и, прежде всего, конституции государства, т.е. ФЗ не могут противоречить конституции государства).

2. Демократизм и гласность (суть заключается в процедуре разработки и принятия НПА, т.е. открытость правотворческого процесса, свободном обсуждении проектов НПА).

3. Профессионализм (принцип прямо связан с качеством правотворчества и эффективностью механизма принятия гос.решений).

4. Научный характер (в основе заложено правило, в соответствии с
которым все законопроекты готовятся при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановке в обществе).

Виды правотворчества: референдум; плебисцит (опрос населения о политической судьбе территории, на которой проживает население); ведомственное правотворчество; правотворчество в субъектах РФ; правотворчество органов МСУ; правотворчество должностных лиц.


51. Понятие и основные стадии законотворческого процесса

Стадии:

1. Законодательная инициатива (осуществление определенными лицами права на предложение об указании законов и на внесение законопроектов в законодательный орган, который обязан рассмотреть предложения и законопроекты. Согласно конституции правом законодательной инициативы обладает: президент, СФ, члены СФ, депутаты ГД, правительство РФ, Конституционный суд, верховный суд и высший арб.суд РФ).

2. Решение компетентного органа о необходимости издания закона. Все законопроекты вносятся в ГД, которая поручает комитетам и комиссиям рассмотреть и оценить их. На данной стадии решается вопрос о включении поступившего предложения в план законодательных работ и выработку официального законопроекта.

3. Внесение законопроекта в законодательный орган (или обсуждение законопроекта). Рассмотрение в чтениях. Первое чтение: обсуждение, работа над поправками, вынесение его на второе чтение, в котором: обсуждаются поправки, ставится вопрос о принятии. В третьем чтении посредством голосования законопроект принимается.

4. Принятие законопроекта. В соответствии с конституцией законы принимаются ГД и в течении 5 дней передается на рассмотрение СФ, который в 14-дневный срок рассматривает его и в случае принятия решения об одобрении закона, его текст вместе с постановлением СФ в 5-дневный срок направляется президенту для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится 14-дневный срок.

5. Официальное опубликование (промульгация). Источники: Российская газета, парламентская газета и собрание законодательства РФ.

52. Систематизация нормативных актов: понятие и виды

Это упорядочение действующих НПА, приведение юр.норм в упорядоченную согласованную систему. Виды:

1. Инкорпорация (форма систематизации, в процессе которой НПА подвергаются внешней обработке без изменения содержания и объединяются полностью или частично в различного рода сборники или собрания). Виды: официальная и неофициальная. Официальная – это форма официального опубликования или переопубликования НПА на основе достоверного размещения материала в сборниках, издаваемых компетентными органами и применяемые при решении юр.дел. Неофициальная – это внешняя обработка законодательства, проводимая издательствами, научными и учебными заведениями. Виды официальных инкорпораций: 1) хронологическая (подбор материала по годам и этапам их издания); 2) предметная (по предмету или сфере регулирования общественных отношений независимо от периода их издания); 3) алфавитная.

2. Кодификация (упорядочивание правовых норм в процессе правотворчества, когда создается единый, юр.согласованный акт, т.е. кодекс). Виды: 1) всеобщая (образование сводных кодифицированных актов по всем отраслям права); 2) отраслевая (объединение нормативного материала определенной отрасли); 3) специальная (объединение норм определенного правового института или нескольких правовых институтов).

3. Консолидация (нормативные акты сводятся в единый акт без изменения их содержания).

Результаты кодификации: основы законодательства, кодексы, уставы, положения.

53. Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систематизации нормативных актов.

Это совокупность средств, приемов, правил разработки, оформления, публикации и систематизации НПА, обеспеч-ие их совершенство и эф-ое исп-е.

Юр.техника включает: юр.терминологию; юр.конструкцию; способы конструирования НПА.

Юр.терминология – это обозначение понятий, с их помощью кот. законодатель выражает свою волю в НПА. Различают: общеупотребляемые термины; специальные юр.термины и специальные технические термины.

Требования, которые предъявляют к терминологии: единство (в НПА один и тот же термин должен употребляться в одном и том же значении; общепризнательность (требования употребляются в обиходе, и не должны употребляться разработчиками); стабильность (термины должны быть устойчивыми, а их смысловое значение должно сохраниться и в иных НПА); доступность (они должны давать правильное представление о содержании НПА).

Способы конструирования НПА:

1. Абстрактный (признаки тех или иных явлений излагаются в общем виде, т.е. в виде абстрактного понятия).

2. Казуистический (характеризуются индивидуальные признаки по средствам их перечисления применительно характеристики явления).

54. Понятие, признаки и виды норм права

Норма права – общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное, санкционированное или признанное и охраняемое государством и направленное на регулирование общественных отношений.

Признаки:

  1. Исходит от государства и является официальным выражением гос.воли, всегда представляет собой властное общеобязательное волеизъявление государства.

  2. Правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в установленной государством норме (закон, подзаконный акт, судебный прецедент). Формальная определенность требует письменной или документальной формы, правовая норма одновременно предоставляет субъективные права и налагает юридические обязанности.

  3. Поддерживается в своей реализации и охраняется от нарушений принудительной силой государства.

  4. Является гос.регулятором общественных отношений, т.е. правовая норма охраняется, создается государством, регулирует наиболее важные общественные отношения.

  5. Рассчитана не на конкретное разовое отношение, не на одно лицо, а на всех субъектов права.

  6. Отражает наиб. Важн. Общ. Отнош-я.

Содержание НП-это единство всех составляющих ее элементов, свойств, их взаимодействие м/у собой и регулируемыми общ-ми отношениями.

Виды содержания: 1. логическое – мысли утверждающие/отрицающие ч-л о предметах/явлениях объективнй дейст-ти. 2. соц-юр – регулируемое нормой то/иное общ-е отношение в единстве его объективного/субъективного состава. 3. волевое – стремление гос-ва властвующего класса/соц. Группы определенным образом урегулировать общ-е отношения, при использовании имеющихся у гос-ва возможностей.

Виды НП: 1. По юр.силе а) Закон-НПА высш. Юр. Силы, принятый в особом процедурном порядке высшими представителями органов гос.вл./референдумом и регулирующий наиб. Важн. Общ. Отнош-я. б) Подзаконный акт- акт, принятый в соответствие с З, во исполнение З и не противоречащий З. 2. По предмету прав-го регул-я: а) мат. Нормы – закрепляют права и обязанности s-ов права, их правовое положение и пределы правового регул-я. б) Процессуальные – носят орг-но-процедурный хар-р, регламентирующий порядок и формы, а также методы реализации мат. Н. 3. По методу правового регулирования: а) Императивные – содержат категорические, сторогго обязательные, недопускающие отступлений и иной трактовки предписания. б) Диспозитивные – предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют возможность s-ам урегулировать отношения м/у собой по своему усмотрению в рамках З. в) Поощрительные – Н, кот. гос. органы используют для поощрения за одобряемый гос-ом и об-ом полезный для них вариант поведения s-ов. г) Рекомендательные – устанавливают вариант наиб. Желательного с т.з. гос-ва урегулирования общ-ых отношений. 4 По форме выражения: а) Запрещающие – н, кот. запрещают названное в них поведение. б) Обязывающие – Н закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. в) Управомочиващие – предоставляют s-ам право на совершение предусмотренных положительных действий. 5. По признаку выполняемых функций: а) Охранительные Н – предусматривают меры гос-го, принудительного воздействия за совершение правонарушений б) Регулятивные – устанавливают юр. Права и обязанности участников юр. Отношений, рассчитаны на правомерное поведение s-ов. в) Специализированные – содержат предписание, обеспечивающее дейст-е регулятивных и охранительных норм. Делятся на 1) Н начала – это предписания, закрепляющие устои сущ-го строя, основы соц-эк., полит., гос-ой жизни об-ва. 2) Н-принципы – законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. 3) определенно-установочные Н – это предписания. определяющие цели и задачи отдельных отраслей права, прав. институтов, а также предмет, формы и ср-ва прав. регул-я. 4. Н-дефиниции – содержат определение правовых категорий и понятий. 6 По кругу лиц: а) общие Н - распростаняются на всех лиц, проживающих на тер-рии гос-ва. б) специальные Н – дейс-ют только в отношении опред-ой категории лиц. 7. По способу изложения: а) Н с прямым способом изложения – содержат в себе описание всех существенных признаков поведения. б) Н с отсылочным – правила поведения, но не раскрывают его полностью, а отсылают к др. родственным статьям этого же НПА. в) Н бланкетным – делает отсылку не на конкретную норму закона, а к инструкциям, принципам, тех-им нормам (отсылка на др. ст. З.)


55. Логическая структура нормы права

Структура – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью ее трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Структура: логическая и структура нормы предписания.

Логич. Стр-ра нормв предписания – это выявляемая логическим путем НП, кот. воплощает органические связи м/у нормами предписания и обладает полным набором свойств, раскрывающих их гос.вл., регулятивную природу.

Содержит три основных элемента:

1. Гипотеза – это структурный элемент правовой нормы, указывающий на жизненные обстоятельства при наличие кот. НП действует.

Классификация норм права по их гипотезам: простая (описывает одно обстоятельство, с наличием которого связывается действие нормы права); сложная (действие нормы связано с наличием двух или более обстоятельств одновременно); альтернативная (в которой действие юр.нормы зависят от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств).

2. Диспозиция – это структурный элемент правовой нормы, указывающий на правила поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

Классификация норм права по их диспозициям: простая (называет вариант поведения, но не раскрывает его содержания); описательная (описывает все существующие признаки поведения); ссылочная (не излагает правила поведения, а отсылает к другим нормам закона); бланкетная (отсылает не к норме закона, а к инструкциям, правилам).

3. Санкция - это структурный элемент правовой нормы, указывающий на поощрительные или карательные меры, наступающие в случае соблюдения или нарушения обозначенной в диспозиции Н.

Классификация норм права по их санкциям: 1) по степени отдаленности: абсолютная определенность (указывает размер неблагоприятных последствий); относительная определенность (от min до max указаны границы неблагоприятных последствий); альтернативная (указывает несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает одно).


56. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов.

Соотношение НП и ст. НПА: 1) В 1 ст. 1 НП 2) В 1ст. несколько НП 3) 1 НП в нескольких статьях.

Норма права выражает гос.властное предписание и регулирует общественные отношения.

Признаки:

1. Устанавливаются и санкционируются государством.

2. Отражают взаимные общественные отношения.

3. Обладает общеобязательным характером.

4. Обеспечивается мерами гос.принуждения.

5. Носит общий характер и отражает типичность социальных процессов.

Классификация норм права:

1. По юр.силе: 1) нормы закона. Закон – это НПА высшей юр.силы, регулирующий наиболее важные общественные отношения; 2) подзаконный акт – акт, принятый в соответствии с законом во исполнение закона.

2. По предмету правового регулирования: 1) материальные нормы (закрепляют права и обязанности субъекта, их правовое положение и пределы правового регулирования); 2) процессуальные (регламентируют порядок, формы и методы реализации материальных норм права).

3. По методу правового регулирования: 1) императивные нормы (содержат общеобязательные предписания, недопускающие отступлений и иной трактовки); 2) диспозитивные (предписывают вариант поведения, однако дают возможность субъектам урегулировать отношения между собой по своему усмотрению в рамках закона); 3) поощрительные (нормы, которые гос.органы используют для поощрения полезный для государства и общества вариант поведения субъектов); рекомендательные.

4. По форме выражения: 1) запрещающие; 2) обязывающие (обязанность совершать определенные положительные действия); 3) управомочивающие (право субъектов на совершение предусмотренных положительных действий).

5. По признаку выполняемых функций: 1) охранительные (предусматривающие меры гос.принудительного воздействия за совершение правонарушений); 2) регулятивные (устанавливают юр.права и обязанности общественных отношений, рассчитаны на правомерное поведение субъектов); 3) специализированные (содержат предписания, обеспечивающие действие охранительных норм.

6. По кругу лиц: 1) общие (нормы, которые распространяются на всех лиц, проживающих на территории государства); 2) специальные (только в отношении определенных категорий лиц).

7. По способу изложения: 1) нормы с прямым способом (описание всех существенных признаков поведения); 2) нормы с отсылочным способом изложения (отсылают к другим статьям этого же НПА); 3) нормы с бланкетным способом изложения (отсылка ни к конкретной норме, а к инструкциям, правилам).
57. Понятие и основные элементы системы права. Отрасль и институт права

Система права представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи.

Система права складывается объективно в зависимости от сложившихся общественных отношений. Эти правовые нормы объединяются в институты права  отрасли права. В целом это образование – система права.

Черты СП:

  1. первичным элементом СП являются правовые нормы, которые объединяются в более крупные образования;

  2. элементы СП не противоречивы, внутресогласованны, взаимосвязаны;

  3. имеет объективный характер, т.к. зависит от существующих общественных отношений и не может создаваться по субъективному усмотрению людей.

Структурный элемент СП: норма права; отрасль права; подотрасль права; институт права; субинститут права.

Политическая норма – первичный элемент СП, представляющий собой нисходящее от государства правило поведения.

Отрасль права – обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенный род или сферу общественных отношений. Выделяются отрасли права: уголовное, гражданское и т.д.

В отраслях выделяются:

Подотрасль права – совокупность однородных правовых норм, регулирующих отдельные массивы в рамках больших отраслей права.

Институт права – упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующий определенный вид или группу общественных отношений.

Субинституты – упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права.

Основания деления права на отрасли и институты. Критерии деления на отрасли: предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию. Это не все отношения, а только те, которые отвечают признакам: являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий, действий людей; допускают возможность государственно-правового контроля за ними; существует объективная потребность в их урегулировании.

Метод правового регулирования – совокупность юридических средств, при помощи которых регулируются качественно однородные общественные отношения. Если предмет отвечает на вопрос, что регулируется, то метод – с помощью каких средств и как регулируются общественные отношения.

Виды методов: императивный (метод властных предписаний (субординации), основан на запретах, обязанностях и наказаниях); диспозитивный (метод равноправия сторон (координации), основан на дозволении); поощрительный; рекомендательный.

58. Частное и публичное право

Ульпиан: Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое относится к пользе отдельных лиц.

Публичное право составляют нормы, регулирующие отношения, одним из участников которых является государство. Частное же право, защищает интересы отдельных лиц в их взаимодействии с другими лицами. В этой сфере участники могут самостоятельно регулировать характер и содержание правоотношения. Частное означает, что в сферу действия этого права недопустимо вмешательство государства. Но надо отметить, что между публичным и частным правом есть связь, в современном мире, ни частное, ни публичное право в чистом виде не существует. В публичном праве отражаются частные интересы (если нет, тогда публичное право умирает), и, наоборот, в частном праве заинтересовано государство.

В современных условиях широкое распространение получил институт договоров, в котором возможно максимально свободное волеизъявление сторон.

Публичное право – право, которое имеет целью обеспечение интересов государства и общества, и состоит из норм, регулирующих отношения, одним из участников которых является государство.

Частное право - право, которое имеет целью обеспечение интересов личности, и состоит из норм, защищающих интересы отдельных лиц в их взаимоотношениях в другими лицами.


59. Система права и система законодательства, их соотношение и взаимосвязь

Система права – исторически сложившаяся совокупность юр.норм, образующая институты, отрасли.

Принципы системы права:

1. Единство или целостность (единство принципов построения и функционирования НПА, отсутствие противоречий в правовых требованиях).

2. Системность.

3. Дифференциация (подразделение права на отрасли, подотрасли).

Основные элементы системы права: 1. НП; 2. Правовой институт (группа юр.норм регулирующая качественный однородные отношения); 3. Подотрасль права (совокупность правовых норм и институтов, регулирующих правовые отношения); 4. Отрасль права (совокупность правовых норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих однородные общественные отношения своим особым методом).

Виды отраслей права: по предмету правового регулирования (конституционные, уголовные, гражданские и т.д.); по характеру назначения (материальное и процессуальное).

Ценность системы права:

1. Устанавливает связи между НП, институтами и отраслями права.

2. Средство накопления информации.

3. Выступает в качестве специфической карты права, с помощью которой можно отыскать нужную НП.

4. Не зависит от воли и желания законодателя.

Система законодательства – группировка НПА, принятых законодателем.

Строение системы законодательства:

1. Горизонтальное (разделение законодательства на отдельные, регулирующие определенные отрасли общественных отношений. При этом строении основу составляют конституция РФ, блоки: отрасли регулирующие экономику, социальное развитие, охрану общественного порядка и т.д.).

2. Вертикальное (построение законодательства на основе иерархии НПА. Это строение предусматривает структуру, включающую законы и подзаконные НПА).

3. Федеральное (построение законодательства в соответствии с принципами федерации).

60. Понятие, признаки и структура правоотношения. Виды правоотношений

Правоотношение – это охраняемое государством общественное отношение, возникающее вследствие воздействия норм права на поведение людей и характеризующееся наличием субъективных прав и юр.обязанностей у его участников.

Признаки: 1) правоотношение – это разновидность общественных отношений; 2) возникает на основе НП; 3) оно осуществляется через взаимные права и обязанности; 4) оно возникает на основе норм права; 5) оно охраняется государством.

Виды:

1. В зависимости от количества субъектов: правоотношения двухсторонние и многосторонние.

2. По соотношению прав и обязанностей участников: простые и сложные.

3. По предмету правового регулирования: отрасли, которые есть.

4. По продолжительности: длящиеся и кратковременные.

5. По методу правового регулирования: договорные и управленческие.

6. По характеру поведения сторон: пассивные и активные.

7. По способу регулирования отношений: материальные и процессуальные.

8. По функциям права: регулятивные и охранительные.

9. По определенности s-ов: относительные-обе стороныперсонофицированны и яв-ся одновременно носителями прав и обязанностей по отношению др. к др. и абсолютные – определяется только одна сторона – носитель s-го права, все остальные s-ты обязаны не нарушать этого права.

Предпосылки возникновения правоотношений: НП, правосубъектность, юр. Факты.

Структура правового отношения: 1. Субъект правоотношения – участники, люди и их объединения, выступающие в качестве носителей, предусмотренных З прав и обязанностей. 2. Объект правоотношения – это то, на что направлены права и обязанности s-ов правоотношения. 3. Субъективное право 4. Юр. Обязанность.

61. Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность

Субъект правоотношения – участники, люди и их объединения, выступающие в качестве носителей, предусмотренных З прав и обязанностей.

  1. Индивидуальные (физ.лица) – граждане, лица с двойным гражданством, без гражданства, иностранцы.

  2. Коллективные – государство в целом (когда оно вступает в международные правовые отношения с другими государствами), субъекты федерации, гос.организации, негос.организации.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов


связь с админом