Главная страница
qrcode

ТГП. Шпоры. Сжатый вариант под шрифт 4. 1. Понятие и предмет теории государства и права


Название1. Понятие и предмет теории государства и права
АнкорТГП. Шпоры. Сжатый вариант под шрифт 4.doc
Дата24.01.2017
Размер0,52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаTGP_Shpory_Szhaty_variant_pod_shrift_4.doc
ТипДокументы
#15930
страница7 из 8
Каталог
1   2   3   4   5   6   7   8

75. Понятие, признаки и основания юридической ответственности

Сущность социальной ответственности – обязанность индивида выполнять соответствующие социальные нормы: политические, юридические, моральные требования, которые предъявляют к нему государство, общество. Таким образом, человек должен выбрать определенные социальные ориентиры.

Правовая ответственность (юридическая) – особая разновидность социальной ответственности. ЮО – это обязанность лица претерпевать определенные лишения гос.-властного характера, предусмотренные законом за совершенное правонарушение.

Виды: 1) Позитивная/проспективная – это требования к будущей активной, инициативной, сознательной правомерной д-ти. Заключается в добросовестном воплощении юр. Обяз-ей. 2) Негативная/ретроспективная – харак-ся наступлением неблагоприятных последствий за прошлое, т.е. совершенное преступление.

Признаки ЮО:

  1. Всегда связана с гос.принуждением. Под гос.принуждением понимается возможность государства обязать субъекта помимо его воли и желания совершить определенные действия.

  2. Характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Особенность лишений – дополнительные неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение. Лицо не несло их, если бы не совершило преступление.

Неблагоприятные последствия:

  • личного характера: лишение свободы, права занимать определенную должность, исправительные работы (УК) и т.д.;

  • имущественного характера: конфискация, штраф, материальная ответственность (трудовая ответственность) и т.д.;

  • организационного характера: увольнение, перевод на нижеоплачиваемую работу и т.д.

  1. Применяется уполномоченными гос.органами, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушении: суд, милиция и т.д.

  2. Возлагается в процессуальной форме, установленной законом.

  3. Наступает только за совершенное правонарушение.

Фактическим основанием ЮО выступает правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав.

Юридическое основание – норма права, ей соответствующий ППА, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер.

76. Цели, функции и принципы юридической ответственности

Цель – обеспечение прав и свобод субъектов, охрана и защита общественного правопорядка и воспитание граждан в духе уважения к праву.

Эта цель конкретизируется в функциях ЮО: штрафная; предупредительно-воспитательная; право-восстановительная.

Штрафная. ЮО – средство, предупреждающее новое правонарушение.

Предупредительно-воспитательная или превентивная: ЮО направлена на обеспечение формирования у субъектов мотивов, побуждающих соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц.

Право-восстановительная или компенсационная: характерна для имущественной ответственности: взыскание причиненного вреда с правонарушителя, который компенсирует потери потерпевшей стороны, то есть восстанавливает его имущественные права.

Принципы ЮО:

  1. Справедливости: ЮО призвана соразмерно наказывать виновного, не допускать установление уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона, возлагать на виновного за одно нарушение одно наказание.

  2. Гуманизма: запрет устанавливать и применять меры наказания, которые унижают человеческое достоинство.

  3. Законности: ЮО возлагается на виновное лицо строго по закону и за деяния, установленные законом, применяются в строгом соотношении с процессуальными нормами.

  4. Неотвратимости: неизбежность наступления юр.ответственности, качественное и полное исследование (раскрытие) правонарушений, не одно правонарушение не должно оставаться нераскрытым и безоценочным со стороны государства и общества.

  5. Целесообразности: соотношение наказания избираемого применительно к правонарушителю с целями ЮО, позволяет индивидуализировать санкции, учесть обстоятельства совершенного деяния (смягчающие, отягчающие).

  6. Презумпция невиновности.


77. Классификация юридической ответственности

Виды:

По форме осуществления: ответственность, осуществляемая в судебном порядке; ответственность, осуществляемая в административном или ином порядке.

По органам государства, которые возлагают ЮО: законодательными органами государства; возлагаемая исполнительно-распорядительными (административными) органами; судебными и иными юрисдикционными органами.

Традиционно в ТПГ рассматриваются ответственность: уголовно-правовая; административно-правовая; гражданско-правовая; дисциплинарная; материальная ответственность работников.

ЮО – часть государственного принуждения. Есть и другие виды.

ГП – меры принудительного воздействия; меры пресечения противоправного поведения; меры защиты; принудительные меры воспитательного воздействия; принудительные меры медицинского характера; реквизиция.

Меры предупредительного воздействия – применяемые для предупреждения возможных правонарушений, и используемых с целью обеспечения общественной безопасности при стихийных бедствиях, крупных промышленных авариях (проверка документов, таможенный осмотр).

Меры пресечения – применяемые для прекращения правонарушений или предотвращения их вредных последствий. Применяется только при наличии правонарушения (привод или официальное предостережение лиц, допускающих антиобщественное поведение, не повлекшее юр.ответственности).

Меры защиты (восстановительные меры) – применяемые для восстановления нормального состояния правоотношений путем побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязательств (взыскание долга, возмещение вреда и т.д.). Особенность: лицо, принуждается к исполнению той обязанности, которую оно должно было исполнить, но не исполнило.

Предупредительные меры воспитательного характера применяемы к несовершеннолетним, недееспособным лицам за общественно-опасные деяния.

Принудительные меры медицинского характера применяются к душевнобольным.

Реквизиция – принудительное изъятие имущества у собственников в гос-ных или общественных интересах с выплатой его стоимости, применяемая в исключительно-экстренных ситуациях, в случае стихийных бедствий, аварий в соответствии с ГК.

Виды ЮО: 1). УГОЛОВНАЯ: 1.штраф 2.конфискация им-ва 3.ограничение свободы 4.арест 5.лишение права занимать опред.долж-ть 6.лишение спец.воинского звания, классного чина/гос.наград 7.ограничения по воинской службе 8.сод-е в дисциплинарной воинской части 9.обяз.работы 10.исправ.работы. 11.лишение свободы на негранич.срок 12.пожизненное лишение свободы 13. смерт. Казнь. 2). АДМИНИСТР.: 1.предупреждение 2.штраф 3.конфискация предмета,яв-ся орудием совершения/непосредственным объектом админ.правонаруш-я 4.лишение спец.права 5.админ. выдворение за пределы РФ инстр.гражд/лица без гражданства 6.админ.арест 3) ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ: 1.принудительное исполнение обяз-ей 2.возмещение убытков 3.взыскание неустойки 4.лишение род.прав 5. принудительное возвращение/изъятие неправомерно-приобретенного им-ва. 4) ДИСЦИПЛИНАРНАЯ: а) Общая: 1. предупреждение 2.выговор 3.строгий выговор 4. лишение мат.поощрения 5. смещение с долж-ти/перевод на нижеоплачиваемую работу 6.отстранение от долж-ти

7.увольнение б) Специальные: 1. выговор 2. строгий выговор 3. лишение очередного увольнения 4.назначение вне очереди в наряд 5. арест с содержанием на гоуп вахте 6.дишение нагрудного знака отличника 7.перевод на нижнюю должность 8.досрочное увольнение в запас 9.предупреждение о неполном служебном соотв-и 10.увольнение.

78. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Человек – это представитель живого мира, обладающий определенными физиологическими свойствами. Понятие «человек» - биологическое понятие.

Личность – это человек, осознающий себя, свое место и роль в обществе и ответственность перед ним.

Гражданин – личность в ее взаимодействии с государством, характеризующийся системой прав, обязанностей, ответственности.

Согласно Конституции государство должно охранять достоинство личности.

Гражданство – это юр.состояние личности в его отношениях с государством, имеющее свой набор взаимных прав и обязанностей, возникающих с самого рождения.

Права человека – охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Правовой статус – это признанное Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочия органов государства и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции.

Структура правового статуса (элементы): права и обязанности; законные интересы; правосубъектнось; гражданство; юр.ответственность; правовые принципы и т.д.

Выделяют виды: ПС граждан; ПС иностранцев; ПС лиц без гражданства; ПС лиц, которым предоставлено убежище.

- общий; специальный; индивидуальный.

Общий – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он одинаковый для граждан данного государства.

Специальный – это правовой статус, который фиксирует особенности правового положения определенной категории граждан, обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

Индивидуальный – выражает особенности положения отдельного лица, представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Правовое положение – это сумма правового статуса и иного положения.

79. Понятие, структура и виды правосознания

Правосознание – понимание права, совокупность представлений, взглядов, убеждений, оценок, настроений и чувств, выражающих отношение людей, их социальных обязанностей к действующему и желаемому праву и практике его реализации.

Правосознание – это внутренний личностный регулятор понимания и значимости своего (общественного) поведения.

ПС представляет собой форму или вид общественного сознания, с другой стороны – важный элемент правовой системы.

Сначала возникают правовые взгляды на то или иное явление, потом они оформляются в правосознании.

Структура правосознания:

  1. Правовая идеология – идея, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отношение людей к действующему и желаемому праву.

  2. Правовая психология – чувства, эмоции, которые испытывают люди по поводу тех или иных применения права. Таким образом, правовая психология – это чувства права и законности.

Некоторые авторы в структуре правосознания выделяют уровни правосознания:

  1. Обыденный (личный жизненный опыт и правовое образование населения).

  2. Профессиональный (правосознание юристов-практиков и иных работников гос.аппарата, для которых правовая подготовленность имеет определяющее значение).

  3. Научный (формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений и знаний, закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности).

Функции правосознания: познавательная; оценочная; регулятивная: (воспитательная, прогностическая).

Познавательная (определенная сумма юр.знаний, идей, взглядов, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии правовая подготовка).

Оценочная (вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики).

Виды право­сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Индивидуальное правосознание характеризует правосознание каждой отдельной личности. Чаще всего, оно несет в себе родовые черты общественного правосознания, но может и существенным об­разом отличаться от него (правосознание Сократа и правосознание афинского общества). Проблема формирования нормального, здоро­вого правосознания личности является насущной необходимостью, прежде всего, для нашего общества. Групповое правосознание представляет собой представления, оценки и установки тех или иных социальных групп, слоев, классов общества. Такое правосознание наряду с элементами общественного правосознания включает в себя и специфические элементы, опреде­ляемые особенностями социального статуса соответствующей об­щественной группы. Например, правосознание юристов (как прави­ло) существенно отличается от правосознания криминальных сообществ. Общественное правосознание характеризует правосознание общества в целом и именно в нем "живет" право. Оно отличается стабильностью, формируется в течение длительного времени и име­ет сложную структуру.


80. Правовая культура: понятие, структура, виды

Правовая культура - это качество правовой жизни общества и степень, гарантированное государством и обществом прав и свобод челове­ка, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдель­ным членом общества.

Правовую культуру определяют:

  • степень развитости правосознания населения;

  • уровень развития правовой деятельности;

  • степень совершенства всей системы правовых актов.

Высокая степень развитости правосознания характеризуется:

  • признанием обществом и государством человека высшей ценностью,
    признание, соблюдение и защита его прав и свобод;

  • осознанием гражданами своих прав и свобод, механизма их правовой
    защиты, уважение к правам и свободам других людей;

  • правовой установкой граждан на правомерное поведение;

  • знанием гражданами норм конституции, положений важнейших зако­
    нов и иных нормативно-правовых актов;

  • позитивным отношением к суду.

Совершенство системы правовых актов достигается благодаря:

  • наличию в государстве демократичной, отвечающей высоким правовым стандартам и интересам общества, эффективной конституции;

  • соответствию конституции законов, а всех иных нормативно-правовых
    (подзаконных) актов - законам;

  • четкой иерархии нормативно-правовых актов;

  • высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и под­
    законных актов, актов применения права.

81. Понятие, формы и методы правового воспитания

Правовое воспитание – это формирование у граждан и в обществе правосознания и правовой культуры. Данный процесс осуществляется гос.органами, долж­ностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Основными направлениями правового воспитания являются: формирование правосознания и правовой культуры в семье; обучение основам права и воспитания правовой культуры в школе; профессиональная правовая подготовка в высших учебных заведениях юридического (и родственного) профиля; самовоспитание; распространение правовых знаний СМИ; выпуск и распространение через торговлю разнообразной юр.литературы; создание компьютерных баз данных ("Гарант", "Консультант-плюс",
"Кодекс"), распространение правовой информации через Интернет.

Правовые знания включают в себя: знание норм Конституции РФ; знание содержания наиболее важных федеральных законов; понимание сущности правовых учений; иную информацию.

Основными способами правового воспитания являются: убеждение; предупреждение; поощрение; принуждение; наказание.

82. Понятие, сущность, содержание и принципы законности

Законность – это такой порядок, при кот. участники общ. Отношений д. строго соблюдать и использовать нормативные предписания.

Элементы: 1. Предметный - указывает на то, что д. содействовать прав.треб-ям. 2. Субъектнвый – способствует определению состава субъектов на кот. распространяется обяз-ть соблюдать предписания и право требовать такого соблюдения от др. 3. Нормативный – определяет круг правовых предписаний, обязательных для исполнения.

S-ты законности: 1.Гос. 2.Гос.органы. 3.Общ.объединия. 4.Граждане.

Структурные Эл-ты закон-ти: 1.Цель-достиж-е строгого и неуклонительного соблюдения и исполнения всеми участниками общест.отнош. НП. 2. Сис-ма средств, приемов и усл-ий-спосбствует осуществ-ю принципов закон-ти. 3. Принципы закон-ти – это теоретико-мировоззренческая основа закон-ти. 4.Деят-ть чел-ка – это связующий Эл-т закон-ти, опред-ий ее соц. Природу. 5.Юр.основа закон-ти – право и правомерное поведение участников отношений.

Критерии закон-ти: 1) Норматив.-состояние закон-ти, как катализатор в реализации опред-ый норм отраслей и институтов права. 2) Субъективный критерий опред-ет закон-ть в деят-ти различных s-ов общ.отнош-ий. 3) Территориальный и временной критерий – означает закон-ть в конкретном регионе в опред-ый период.

Принципы закон-ти – осн.идеал, начало, выражение содержания закон-ти, дейст-е во всех ее сферах, относящихся ко всем видам деят-ти: 1) Верховенство З – подчиненность З всех НПА, всех актов реализации НП и всех s-ов правоотношений. 2) Всеобщность з-ти – з-ть обращена ко всем н/з от пола, расы и нац.происхождения. 3) Единство з-ти – распространяется и понимается единообразно на всей территории страны. 4) П-п целесообразности – необходимость строго в рамках З наиб. оптимального, отвечающего целям и задачам об-ва варианта осущ-я правотворч. И правоприменит. Деят-ти, недостижимость противопоставления закон-т и целесообразности. 5) Реальность з-ти – достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах д-ти и неотвратимости ответ-ти за любое их нарушение.

Требование з-ти – формир-е в общем виде прав.предписния, соблюдение и исполнение кот. делает явление законным, связанным с отдельными видами д-ти опред-ых s-ов.: 1. Соблюдение иерархии 2. Непререкаемость З 3. Точное и неуклонное соблюдение З всеми адресатами.

83. Понятие и виды правопорядка, его соотношение с общественным порядком.

Правопорядок - это качественное выражение законности.

Основными признаками правопорядка являются: 1.гос.-прав. явление 2. форма орг-и общ.жизни. 3. выраж-ся в НПА, прав.принципах, институтах и д-ти органов вл. 4. связан с образованием правомерного повед-я s-ов правоотн-ий 5. отражает реальность гос-ва 6.формир-ся при решающем участии нас-я 7. связан с сознанием и прав. культурой.. 8. седцевина-чел., его интересы, стремления и жизненные потреб-ти.

Виды:1.федерал., 2фед.округа. 3.s-ты фед-и. 4.в рамках региона. 5.города. 6 района .

К главным принципам: 1.Законность - реальное действие права в государстве, соответствие консти­туции, законов правовым идеалам, их правовой характер, соблюдение кон­ституции, законов, подзаконных актов всеми субъектами права, в первую очередь гос.органами и должностными лицами.2. Конституционность - подчинение правопорядка конституции, факти­ческая урегулированность конституционными нормами жизни общества.3. Целостность правопорядка обозначает его единство в масштабах всей стра­ны, отсутствие какого-либо иного правопорядка, который противопостав­лялся бы общему правопорядку.

4. Структурность характеризует правопорядок как сложное явление, в составе которого имеется множество элементов и внутренних связей.5. Иерархичность обозначает строгое подчинение элементов правопоряд­ка, наличие системы данных элементов, основанной на принципе субор­динации.

6. Субординация может выражаться как соподчинение неравных субъектов по вертикали и неравных - по горизонтали. 7. Нормативность - упорядочение общественных отношений путем их рег­ламентации правовыми нормами. 8. Справедливость - соответствие правопорядка представлениям общества о доб­ре, зле, чести, достоинстве, одобряемым с общественной точки зрения, и неодобряемым вариантам поведения, построение правового порядка на началах гуманизма и нравственности.

Первоочередную роль в осуществлении контроля за соблюдением правопорядка должны осуществлять правоохра­нительные органы государства - милиция, суды, прокуратура и др.

Общ. Порядок – сложившаяся сис-ма отношений м/у членеами об-ва, утвердивш-ся как образжизни в результате воздействия всей сис-мы норматив.регул-я, отражающей идеи соц. Справед-ти.

Соотнош-е правопорядка и общ.порядка: ЕДИНСТВО: 1.Оба обусловлены единой соц природой 2. Взаимообусловлены закономерностями и целямт общ. Раз-я 3. Оба охран-ся гос-ом. РАЗЛИЧИЯ: 1) По соц-норм. Основе: общ.порядок основан на совок-ти сущест-их в об-ве правил и институтов, а правопорядок – на праве и закно-ти 2) Попроисхождению: общ.порядок вместе с образ-ем гос-ва, правопорядок – с гос. и пр.

Задачи общ.порядка: 1) обеспеч-е соц.мира и справедливости. 2) защита всех от негативных последствий 3) гарантирование условий жизни нас-я 4) обеспеч-е благополучия нас-я 5) гуманизация все сфер жизни д-ти об-ва.

Гаранитии закон-ти и правопорядка – совок-ть усл-ий и способов, позвол-их беспрепятственно реализовывать НП, пользоваться s-ми правами и юр. Обяз-ми.

Виды: 1.Общие – сис-ма усл-ий и факторов и иных отношений, состав-их мат.базу испол-я спец.мер по охране закон-ти и правопорядка. (эк., соц., полит., идеолог.) 2. Спец-е – сис-ма усл-ий и средств, обусловленных особ-ми эк. И общ. Раз-я, закрепленных в дейст-ем закон-ве и непосредст-но напрвл-ых на обеспечение закон-ти и правопорядка (соверш-е закон-ва, меры защиты, меры ответ-ти, контрольно-надзорные мероприятия:президентский контроль, конотроль органов З и И вл., суд.контроль, прокурорский, ведомственный, общий контроль).

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8

    перейти в каталог файлов


связь с админом