Главная страница
qrcode

Г.П.Шалаева - Учимся рисовать - 2009. 1. С чего нужно начинать учиться рисовать


Скачать 19,79 Mb.
Название1. С чего нужно начинать учиться рисовать
АнкорГ.П.Шалаева - Учимся рисовать - 2009.pdf
Дата11.11.2017
Размер19,79 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаG_P_Shalaeva_-_Uchimsya_risovat_-_2009.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#47040
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

1.С чего нужно начинать учиться рисовать?
Учиться рисованию нужно начиная с простейших предметов, постепенно приобретая навыки и опыт и переходя далее к рисованию более сложных предметов. Важно помнить, что для того, чтобы изобразить какой-нибудь предмет, нужно как следует рассмотреть его со всех сторон, то есть спереди, сбоку и сверху — это называется «в трѐх измерениях». Расстояние до рассматриваемого предмета должно равняться его высоте, умноженной на три.
Такое расположение позволит легче определить пропорции изображаемого предмета, а также увидеть форму в целом.
Лист бумаги, на котором будут рисовать, нужно расположить на расстоянии вытянутой руки рисующего.
Предмет (он у художников называется «модель») нужно сначала хорошенько рассмотреть и определить его общие формы.
Рисунок является основой всех видов изобразительного искусства. И художник, и скульптор, и архитектор, и даже модельер и дизайнер начинают свою работу с рисунка.

Чтобы создать правильный и красивый рисунок, нужно знать четыре этапа его построения:
1. Правильное размещение всех предметов или частей предмета на листе
бумаги (композициярисунка).
2. Пространственные изменения предметов (дальний и ближний планы).
3. Определение пропорций, соответствующих натуре (отношение частей
к целому).
4. Передача светотени средствами тональной штриховки.

Композиция
Прежде чем начать рисунок, нужно знать, что такое композиция.
Композиция — это способ расположения предметов на листе бумаги.
Нужно расположить рисунок так, чтобы не оставалось много пустого места на листе. Для этого нужно изучить расположение сторон листа.
Знание композиции учит ребѐнка правильно определять размеры изображаемого предмета относительно листа.
Чтобы рисунок не получился слишком больпгим или слишком маленьким по сравнению с листом, на котором его изображают, нужно найти его
правильное расположение, то есть установить соотношение размеров листа с изображаемым предметом.
Рисовать нужно стараться посередине, чтобы всѐ за-
думанное уместилось на листочке целиком, чтобы сверху,
снизу и по бокам осталось совсем немного пустого места.


Графический рисунок
Для получения контура нужно взять простой карандаш. Простым карандашом делают и графический рисунок. Для того чтобы он получился естественным, нужно заполнить его различными элементами. Наиболее простые элементы изображения в рисунке — линия и штрих,
Штрих — это короткая линия. Большее или меньшее количество штрихов в одном месте создаѐт разнообразный тон в рисунке, воплощая объѐм и форму изображения предметов.

Штрихи могут быть узкими и широкими, редкими и частыми, тѐмными и светлыми. Горизонтальные, вертикальные и наклонные штрихи дают более светлый тон, а перекрѐстный штрих даѐт тѐмный тон. Кроме того, перекрещивая штрихи двух цветов, можно получить третий. Например, перекрещивая красный и жѐлтый, получаем оранжевый.
Для усиления цвета совсем не обязательно сильно нажимать карандашом на бумагу, а то можно прорвать еѐ. Лучше повторить штриховку, но только в противоположном направлении, нанося штрихи плотно один к другому. Чтобы получить светлый тон, нужно ставить штрихи пореже.
Как передать объем предмета
Все предметы объѐмны. Чтобы точнее передать этот объѐм, нужно уметь различать освещенную часть, то есть ту часть предмета, куда падает свет,
собственную тень предмета, то есть затемнѐнную часть, и падающую тень,
то есть ту тень, которая ложится от самого предмета, расположенного на какой-либо поверхности.

Светотень
Мы видим предмет благодаря тому, что он освещен. Но свет неодинаково освещает предмет: где-то светлее, где-то темнее. Эта степень освещѐнности предмета называется светотенью. Светотень зависит от предмета: она может быть круглой, прямоугольной и т.д. Объѐм предмету придаѐт тон, который наносится на предмет в виде штриховки. А штриховка, в свою очередь, также зависит от формы предмета: предмет круглой формы штрихуется по кругу, а предмет прямоугольной формы выполняют штриховкой под углом. Лучи света на более выпуклых и блестящих поверхностях как бы собираются в одной точке, образуя блики
света. Они особенно заметны на стеклянных и полированных поверхностях.
То есть блики — это светлые пятна с чѐткими границами. Блик — самое светлое пятно на поверхности предмета.
Как сделать тоновые переходы в цветном рисунке
Как уже было сказано, чтобы сделать предмет объѐмным, нужно сделать тоновые переходы. Для этого краску, по цвету соответствующую самому тѐмному месту изображаемого предмета, наносят на рисунок начиная с самого тѐмного тона — это будет тень. Далее, не дав краске высохнуть, границу тени размывают водой (об- макнув кисточку в чистую воду) — это бу- дет полутень. Затем таким же способом
(то есть размыв границу полутени водой) получают светлый участок предмета. Используя этот метод, который у художников называется размывным, можно получить изоб- ражение более объѐмной фигуры, а пере- ходы от света к тени получаются очень мягкие.
Этот рисунок выполнен размывным методом. Художник использовал только чѐрную краску.
Попробуем, используя этот метод, нарисовать цветочный горшок с цветами. Сначала определяем высоту и ширину растения и горшка.
Замечаем, как относится высота горшка к растению.


2. Рисование с натуры
Рисование с натуры развивает наблюдательность и вырабатывает у ребѐнка навыки рисунка. Ведь, рисуя с натуры различные по размеру, цвету и форме предметы, ребѐнок упражняется в построении композиций. Рисовать с натуры можно карандашом, фломастером и красками.
Первым этапом рисования с натуры является постановка предмета для рисования.
Для того чтобы было удобнее рисовать, предмет нужно расположить перед собой на расстоянии трѐх его размеров.
Вторым этапом является зарисовка этих общих форм предмета на листе бумаги, то есть их правильное размещение.
Третий этап — теневая штриховка изображѐнного предмета. У художников этот этап называется проработкой. Покрывая фон ипредмет цветом, не забывай о тени.
Рисование с натуры нужно начинать с простых предметов. Попробуем нарисовать с натуры коробку. Возьмѐм прямоугольную коробку и поставим еѐ на стол прямо перед собой.

Посмотрим, сколько еѐ сторон мы видим — одну боковую или ещѐ и крышку? Нарисуем коробку так, как мы еѐ видим со своего места.
А теперь закончим рисунок, «перевязав» коробку лентой.
При рисовании с натуры время от времени необходимо проверять правильность изображения, отходя от рисунка на 2-3 метра.

3. Цветоведение
Всем известно, что предметы бывают разных цветов и оттенков.
Например, лимон жѐлтый, а тыква оранжевая, огурец зелѐный, а вишня
— красная. Но чистых цветов всего три. Остальные цвета называются производными, или составными.
Наука об изучении цвета называется цветоведением. Цветове-дение должен знать каждый художник, иначе он не сможет нарисовать хорошую картину.
Основные цвета: жѐлтый, красный и синий.
Смешивая основные цвета, мы получаем новые, которые называются
составными.
То есть, смешав жѐлтый с синим, мы получим зелѐный цвет, а красный с жѐлтым — оранжевый.

Этот способ перекрывания одного цвета другим называется лессировкой.
Лессировка нужна для того, чтобы усилить яркость цвета или получить другой цвет.
Посмотрим на таблицу и узнаем, как получить другие цвета.

А можно ли получить красный, синий и жѐлтый, смешивая другие цвета?
Красный, синий и жѐлтый цвет нельзя получить, смешивая другие, потому их и называют основными цветами. Без них никак нельзя обойтись; а все остальные цвета, которые можно составить из основных, смешивая один с другим, называются составными.
Если разбавлять краски водой, то тон их будет бледнее, то есть из красного получится бледно-красный, то есть розовый, из синего — бледно-синий, то есть голубой, а из жѐлтого — бледно-жѐлтый, то есть лимонный цвет. Чем больше воды добавить в краску, тем светлее будет тон. Эти светлые тона красок называются оттенками, или полутонами.

Получить различные оттенки можно и другим путѐм — добавляя в краски, белила (т.е. белую краску).

Очень много оттенков можно получить и другим способом — например, если количество одной краски увеличить, а другой уменьшить.

Кроме того, существуют ещѐ три нейтральных цвета: белый, серый и чѐрный.
Эти нейтральные цвета усиливают основные, то есть белый лебедь на чѐрном фоне будет ещѐ белее.

Есть ещѐ цвета, которые называются контрастными. Это три пары цветов.
Эти цвета придают яркость друг другу, и сочетание этих пар считается гармоничным.
Обратим внимание, как ярко смотрится жѐлтый треугольник на
фиолетовом кружочке, красный кружок в зелѐном квадрате, а синий
овал на оранжевом прямоугольнике.

Посмотрим на рисунки кленового листа. Какой фон для него будет
наиболее удачным и почему?
Для того чтобы передать глубину цвета в рисунке и объѐм нарисованного предмета, художники пользуются приѐмом «близкий — дальний цвета».
Близкими к зрителю всегда кажутся более яркие (насыщенные) и светлые цвета, и, наоборот, тѐмные цвета кажутся более удалѐнными (дальними).
Например, ярко-красный цвет будет казаться ближе коричневого цвета.

Если в зелѐном будет преобладать жѐлтый цвет, то он будет при- ближаться к тѐплым тонам.
Кроме того, известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Они могут вызывать радость, печаль, тревогу.


4. Форма изображаемого предмета
Все предметы, которые мы рисуем, разные по форме, но условно эти формы можно разделить на 5 видов. Предметы, имеющие одинаковую форму, отличаются друг от друга только размерами (например, ягода
маленькая, а мяч большой).
У круга и овала углов нет. У треугольника всегда три угла.
Фигуры, которые имеют 4 угла, называются прямоугольником и квадратом. У квадрата равны все четыре стороны, а у прямоугольника — только две параллельные. Фигуры, имеющие больше четырѐх углов, называются многоугольниками. Важно хорошо усвоить элементы всех форм, чтобы в дальнейшем только при взгляде на какую-нибудь фигуру можно было точно определить, какой она формы или из каких форм состоит.


5. Учимся рисовать цветы.
Одуванчик
Нарисовать цветы очень просто, но для этого нужно уметь различать в них стебель, листья и головку. Попробуем нарисовать те цветы, которые мы встречаем в природе, например одуванчики.

Ромашка
Летом в саду и на поле можно увидеть много ромашек.

Подснежники
А это подснежники, они первыми вылезают из-под снега, поэтому их так и называют.

Василёк
Васильки растут на лугу. Лепестки у васильков по краю зигзагообразные.

Мимоза
А веточки мимозы будут выглядеть особенно красиво, если их нарисовать на синей бумаге. Так можно оформить поздравительную открытку к 8 Марта.

Тюльпан
Тюльпаны бывают самых разных цветов: жѐлтые, красные, белые, розовые и даже зеленоватые и голубоватые.

Нарцисс
Нарциссы — белые с жѐлтой серединой или наоборот.

6. Учимся рисовать грибы
Внимательно рассмотрим мухомор. Какую форму имеет шляпка гриба?
Она дугообразная. Какую форму имеет ножка гриба? Она похожа на маленький ствол дерева, и у неѐ есть маленькая «юбочка».
Попробуем нарисовать гриб, внимательно следя за последовательностью его зарисовки.

А теперь попробуем нарисовать грибную «семью».

7.Учимся рисовать овощи и фрукты
Арбуз
Арбуз имеет форму шара. На одном конце этого шара расположен зелѐный хвостик. Этот хвостик — конец стебля, на котором растѐт арбуз.
Раскрашивая арбуз, не забудьте, что он полосатый, как зебра.

Морковь
Морковь имеет удлинѐнную форму: один конец толще, а другой тоньше.
Тонкий кончик моркови заострѐн, а толстый — закруглѐн. Морковь оранжевого цвета.

Огурец
Рассмотрим огурец, обратив внимание на его толщину и длину. Есть ли разница между толщиной одного конца огурца и другого? Гладкая ли поверхность у огурца? Нарисуем его.

Клубника
Рассмотрим внимательно ягоду клубники. Какая у неѐ форма? Где у неѐ широкая часть, а где узкая? Нарисуем контуром общую форму клубники.
Рассмотрим, сколько листочков у ягодки. Нарисуем клубнику.

Земляника
А вот так можно нарисовать землянику. Земляника похожа на клубнику, но отличается только размером: она гораздо меньше.

Слива
Нарисуем сливу. Обратим внимание на еѐ форму: такая ли она круглая, как у яблока, или больше похожа на яйцо? Чем форма сливы отличается от формы яблока?

Яблоко
Яблоко знают все. А теперь внимательно посмотрим на его форму. Яблоко ведь не совсем круглое. Обратим внимание на выемку вверху плода и хвостик. Этим хвостиком яблоко крепится к ветке.

Груша
Грушу можно нарисовать при помощи двух кругов.

Вишня
Внимательно рассмотрим ягоды вишни. Какого они цвета, какой формы?
Обратим внимание на веточку, на которой висят ягоды. Как она идѐт — прямо или в сторону, влево или вправо? Попробуем нарисовать такие же ягоды вишни.

Смородина
Внимательно рассмотрим веточку чѐрной смородины (черенок). Ягоды похожи на маленькие кружочки и висят гроздьями. Каждая ягода крепится тоненькой веточкой к основной ветке. Когда будем раскрашивать ягоды, обратим внимание на светлые блики. Эти места нужно высветлить смоченным в воде концом чистой кисточки и промокнуть мягкой салфеткой.

8. Учимся рисовать инструменты
Лопата
Для того чтобы в саду выросли деревья, цветы, овощи и фрукты, нужно потрудиться: выкопать ямки, посадить растения, разрыхлить почву и полить еѐ. Для этого нужны садовые инструменты: лопата, грабли, тележка, лейка и ведро.
Сначала научимся рисовать лопату. Она состоит из палочки и четырѐхугольника, закруглѐнного на конце.

Молоток

Пила

Метла
Можно также нарисовать метѐлку. Она состоит из палочки и линий
(прутьев), выходящих из одной точки.

Грабли
Затем поэтапно научимся рисовать грабли.

Тележка
Теперь попробуем нарисовать тележку. Для этого нарисуем сначала прямоугольник, затем чуть сузим его дно, дополним рисунок необходимыми элементами (колѐсами и ручкой). Затем раскрасим тележку и украсим еѐ узором. Под тележкой можно нарисовать дорожку или траву.

Лейка
Для садово-огородных работ понадобятся ещѐ лейка и ведро.

Ведро
Посмотрим внимательно на ведро. Какое у него дно? Какой верх — плоский или выгнутый? Одинакова ли ширина ведра вверху и внизу? А теперь потренируемся рисовать ведро.

9. Учимся рисовать листья
На деревьях весной появляются маленькие, ещѐ липкие светло-зелѐного цвета листочки. Как их нарисовать?
При рисовании листьев обращаем внимание на то, что если некоторые листочки сложить пополам по средней жилке, то обе их половины будут одинаковыми. Обратим внимание, что жилка переходит в черенок.
Постараемся так и рисовать. Нарисуем овал. Проведѐм среднюю жилку и слегка наметим обе половинки. Проверим, и тогда только нарисуем более чѐтко.
Затем сделаем по краям зубчики.
А теперь обведѐм листочек по контуру кончиком кисточки подходящим цветом краски, а затем плавными мазками раскрасим листок. Помним при этом, что жилки светлее самого листа. Для того чтобы высветлить жилку, нужно мокрым концом чистой кисти нарисовать водой эту светлую полоску.
Чтобы сделать тонкие водяные линии, кисть нужно держать вертикально.
Затем наложи на рисунок кусок чистой мягкой салфетки и промокни. Краску со смоченных мест вместе с водой впитает бумага, и на рисунке получатся светлые полоски.

Дубовый лист
Дубовый лист напоминает слегка зауженный книзу овал. Посередине этого овала проходит главная жилка, которая переходит в черенок. От неѐ в стороны отходят мелкие жилки. Правая и левая сторона листа одинаковые. А края похожи на волны.

Кленовый лист
Кленовые листья бывают разного цвета. Летом они зелѐные, а осенью становятся жѐлтыми и красными. Рассмотрим кленовый лист. В отличие от других листьев, у клѐна пять жилок, расходящихся от основания в стороны.
Вокруг каждой такой жилки расположен как бы отдельный листок. По краям листа расположены острые зубчики, а верх напоминает царскую корону. Сам же лист похож на многоугольник. Рисование кленового листа нужно начи- нать с общей его формы. Затем нужно найти узел всех жилок листа и наметить их направление. Затем начать прорисовывать зубчатые края.

Земляничный лист
А теперь попробуем нарисовать лист земляники и клубники. Сначала определим на глаз общее отношение ширины листа к его высоте, затем наметим горизонтальную жилку листа и обозначим его ширину. Дальше нарисуем овальные листочки с зубчатыми краями.

Ветка с листьями
А теперь попробуем нарисовать ветку с листьями. Сначала рассмотри всю ветку и зарисуй карандашом.
Сколько листьев на ветке? Все ли листья на ветке одинакового размера?
Видим ли мы все листья целиком или некоторые из них закрывают другие?
Какая форма у листьев? Все ли листья одинакового цвета? Какие кажутся темнее, а какие светлее?

10. Учимся рисовать деревья
Что общего у всех деревьев? Конечно, ствол и ветки. Ствол — это самая толстая часть дерева. Ветки расположены вдоль ствола и направлены вверх.
Самая толстая часть ствола около земли, а самая тонкая — на верхушке.
Самые короткие ветки расположены ближе к верхушке, а самые длинные — ближе к основанию ствола.

  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом