Главная страница

158 Novichkova O. N


Скачать 195,32 Kb.
Название158 Novichkova O. N
Анкорispolzovanie-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury.pdf
Дата12.11.2017
Размер195,32 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаispolzovanie-zdoroviesberegayuschih-tehnologiy-na-urokah-russkog
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#47520
Каталог


Since 1999
ISSN 2226-7425
Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке» (Серия медицина), 2012, том 14 [1]

158
Novichkova O.N.
School 2009, Moscow
e-mail: onovichkova@sch2009.net
USING HEALTH PRESERVING TECHNIQUES DURING RUSSIAN AND
LITERATURE CLASSES MOSCOW
During Russian classes based on the nervous system of each student different individual approaches are used.
Thus, various assignments which differ in terms of difficulty are given to each individual. In order to prevent students from getting tired, types of assignments are alternated breaks are given and games are played. Also, the method of V.F. Bazarny is used during the lessons.
Key words: health preserving techniques, workability and individual capacity, type of nervous system, sports warming-up, dynamic breaks.
Новичкова О.Н.
ГБОУ СОШ №2009, г. Москва
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
На уроках русского языка применяется индивидуальное дозирование учебной нагрузки, соответствен-
но типам нервной системы даются задания разного объёма и разной сложности, во избежание уста-
лости учащихся чередуются виды работ, проводятся физкультминутки и эмоциональные разгрузки,
используются игровые паузы и применяется методика В. Ф. Базарного.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, работоспособность и индивидуальное дозирова-
ние, тип нервной системы, физкультминутки, динамические позы.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Немалую роль играет обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): темпера- тура и свежесть воздуха; освещение класса и доски. Не менее значимым является применение индиви- дуального дозирования объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени при помощи гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
Н
а своих уроках я предлагаю учащимся с высокой работоспособностью и сильным типом нервной системы сложные и большие по объему задания. Школьникам со средней или низкой ра- ботоспособностью, сильным типом нервной си- стемы даю задания средней сложности, но боль- шие по объему, эти учащиеся хорошо переносят нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях. Обучающимся со средней или низкой работоспособностью и сла- бым типом нервной системы предлагаю задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята быстро устают, им нужно ча- сто менять виды деятельности. Например, пред- лагаю решить кроссворд, лото, домино или вы- полнить задания других тематических игр.
Школьникам с неуравновешенным типом нервной системы, которые не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельно- сти, предлагаю больше разных нетрудных зада- ний, осуществляя систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением. Например, пред- лагаю выполнить задания карточек-загадок, таб- лиц- распределителей, тренажеры по составле- нию слов и т.д.
На уроках литературы, например, предлагаю учащимся тесты трех уровней сложности. Задания первого уровня рассчитаны на знания и воспро- изведение текста (например, найти какой-либо эпизод и пересказать его). Второй уровень слож- ности предполагает какие-либо формальные, фак- тические наблюдения (например, найти стили- стические фигуры и тропы), а задания третьего

Since 1999
ISSN 2226-7425
The journal of scientific articles “Health & education millennium” (series Medicine), 2012, tom 14 [1]
159
уровня сложности - целостное восприятие произ- ведения - в единстве формы и содержания
(например, определить композиционную роль того или иного эпизода).
Во избежание усталости учащихся чередую виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие зада- ния. Периодическая смена поз – один из эффек- тивных способов активизации учебной деятель- ности учащихся. Для этого, например, на уроках русского языка учащиеся “пишут” предложенные учителем слова различными органами тела: ру- кой, глазами, носом и т.д. Возможен другой вари- ант, когда учащиеся по очереди выходят к доске и записывают словарные слова.
На каждом уроке в любом классе в течение урока провожу физкультминутки (2-3 раза), дела- ются игровые паузы, зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональная разгрузка (2-3 минуты).
Сегодня всем известна методика периодически меняющихся динамических поз доктора медицин- ских наук В.Ф. Базарного. Режим динамических поз осуществляется следующим образом: учитель периодически переводит (через 12-15 минут) детей из положения сидя в положение свободного стоя- ния, чередует умственную работу с выполнением физических упражнений (физкультминутки, гим- настика для глаз, упражнения для стимулирова- ния мышления).
Не следует пренебрегать простым правилом: каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

перейти в каталог файлов
связь с админом