Главная страница

17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно. 17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно


Название17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно
Анкор17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно.docx
Дата02.02.2017
Размер
Формат файлаdocx
Имя файла17_sposobov_sluchaynogo_delenia_uchenikov_na_gruppy_Kak_sgruppir
ТипДокументы
#13033

С этим файлом связано 61 файл(ов). Среди них: 1_polugodie_4_a.pptx, Bear_Rug_Pattern_1.pdf, irregverbs_paint.pdf, Body_-_exercise_abc.pdf, Back-to-school-I-Spy.pdf, Prilozhenie_-_Schitalki_na_angliyskom_yazyke_s_perevodom.docx, Roll-a-Silly-Sentence.pdf, Kak_prinyat_uchastie_v_blagotvoritelnom_proekte.pdf, Beach-I-Spy.pdf и ещё 51 файл(а).
Показать все связанные файлы

17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно











Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например, по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности; группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня; группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют группы, объединенные по темпераменту членов; и т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

 Как разделить учеников на группы на уроке?

- по ряду парт в классе;

по номеру варианта (I и II вариант);

соседи по парте;

по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);

по половому признаку — мальчики, девочки;

по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);

по дате рождения (четное, нечетное число);

по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);

расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);

по считалочке (см. считалки на английском языке в приложении к документу);

по жребию. В корзине могут находиться:

листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;

предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);

геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);

изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);

изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);

названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);

а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.

Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.

Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.

Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).

Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.

Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).

Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).

И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.
Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема:  в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;

следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло; ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);

уделять особое внимание детям-изгоям, детям с ОВЗ, новеньким и "трудным" детям.

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.