Главная страница
qrcode

2.2 Лиштаева. 2 Проектирование и апробирование комплекса учебных занятий по формированию аналитических способностей у младших школьников через средства художественной выразительности


Скачать 24,81 Kb.
Название2 Проектирование и апробирование комплекса учебных занятий по формированию аналитических способностей у младших школьников через средства художественной выразительности
Дата18.06.2020
Размер24,81 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2.2 Лиштаева.docx
ТипУрок
#111977
Каталог

2.2. Проектирование и апробирование комплекса учебных занятий по формированию аналитических способностей у младших школьников через средства художественной выразительности

На основе констатирующей части исследования была определена цель формирующего этапа: активизацияисследовательской деятельности младших школьников, направленной на формированиеаналитических способностей у младших школьников.

Формирующий этап эксперимента включал в себя изучение, организацию и осуществление мероприятий, направленных формированиеаналитических способностей у младших школьников через средства художественной выразительности.

Мероприятия формирующего этапа эксперимента представлены в календарно-тематическом плане:

Таблица 2.6 - Календарно-тематический план исследовательской деятельности младших школьников в учебном процессе
Дата
Тема

урока
Цель урока
Приёмы работы
Формируемые критерии
13. 05. 2020
И. Крылов «Стрекоза и Муравей».

Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи»

Формирование умения сравнивать басни и находить в них средства художественной выразительности (метафоры, олицетворения, сравнение и т.д.)
Прием: «Сравнение

произведений»

Умение сравнивать басни

анализировать структуру басни

находить в басне средства художественной выразительности (метафоры, олицетворение, сравнение и т.д.)
14. 05. 2020
А. Куприн «Сказки

Пушкина»

Формирование умения анализировать художественные произведения находить средства художественной выразительности в произведении (метафоры, олицетворение, сравнение и т.д.)
Прием: «Инсерт».

Умение анализировать, выделять новое, классифицировать информацию;

выбор оснований для сравнения через средства художественной выразительности
15. 05. 2020
Н. Носов «Федина задача»
Формирование умения производить анализ прозаических произведений и выделять в них средства художественной выразительности (олицетворение, сравнение и т.д.)
Прием: «Создай паспорт»
Умение анализировать, выделять существенное,

построение логической цепи рассуждений, выбор оснований для сравнения

находить средства художественной выразительности

18. 03. 2018
И. Крылов «Осёл и Соловей»


Формирование у учащихся умений находить в тексте басни эпитеты и толковать значение эпитетов (образных слов) в художественном произведении
Прием: «Синквейн»
Умение формулировать суждения, представить результат в виде словесного умозаключения

Находить средства художественной выразительности в басне
19.05. 2020
А.С. Пушкин «Зимняя дорога».


Формировать понятие об олицетворении через анализ стихотворения
Прием: «моделирование»
Умение анализировать прочитанное стихотворение

- умение находить средство художественной выразительности (олицетворение)

13.05.2020г. был проведен урок И. Крылов «Стрекоза и Муравей». Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» с применением приема – «Сравнение произведений».

Цель задания: уметь сравнивать две басни между собой; находить сходства и различия.

После прочтения басен учащимся было предложено пять вопросов, которые не вызвали особой сложности у детей.

На вопрос «О чем эти басни?», Д. Андрей, Е. Евгений ответили, что о легкомысленности в поступках людей. Ж. Елизавета, Е Кирилл и К. Данила ответили, что о труде и лени, а К. Дмитрий и К. Алена ответили, что это человек который ездит по странам и что-то новое рассматривает.

На вопрос «Какое отношение авторов к персонажам?» ответили, что автор высмеивает стрекозу за ее лень, и положительно относится к муравью за труд; К. Марина, К. Данила. О. Андрей ответили, что автор отрицательно относится к стрекозе, за ее недальновидность к жизни и не умение делать все вовремя.

«Какие чувства испытываете вы после прочтения басен?» все учащиеся ответили, что «уважение к труду и деятельности муравья и неодобрение к стрекозе за ее лень», другие высказались, что стрекозу все же жаль, но она получила то, что заслужила»

На вопрос «Можете ли вы привести известные вам пословицы и поговорки про лень и труд?» К. Дмитрий и К. Алена и Андрей О. Ответили «Труд человека кормит, а лень — портит». М. Тимофей, К. Данила ответили, «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». 5 учащихся ответили « Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье».

На вопрос «Какие средства художественной выразительности вы нашли в басне Крылова?» ответили «эпитеты: лето красное, чисто поле (постоянный), злой тоской. Метафоры: стрекоза пропела, зима катит. Олицетворения: стрекоза пропела, стрекоза оглянуться не успела, поле помертвело, стол был готов, дом был готов, говорит муравей.»

14.05.2020г. на уроке литературного чтения во время изучения очерка Куприна «Сказки Пушкина» - применялся прием: «инсерт»

Цель задания: Умение анализировать, выделять новое, классифицировать информацию; выбор оснований для сравнения.

Приём «Инсерт» заключался в маркировке текста. На стадии «осмысления»

литературного очерка. При работе с его текстом в данном приёме использовалось

два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Таблица 2.7 – Прием «Инсерт»
V
+

?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.
Отмечается все новое, что стало известно из текста
Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.
Перечисляются непонятные примеры из текста, те, что требуют уточнения, или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.
 

После заполнения таблицы она зачитывалась несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов. Далее проходило повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица пополнялась учениками, либо какие-то тезисы переходили из одной колонки в другую.

15.05.2020 г. был проведен урок на тему Н. Носов «Федина задача» с применением приема: «Создай паспорт». Учащиеся должны были заполнить «паспорт». Сначала вместе с учителем были определены форма паспорта и фиксируемая в нём информация, затем каждый учащийся самостоятельно заполнял паспорт по прочитанному рассказу.

Цель задания: Умение производить анализ произведений и выделять в них средства художественной выразительности (метафоры, олицетворение, сравнение и т.д.).

Этот приём применялся следующим образом: вначале учащиеся познакомились с самим рассказом Н. Носова «Федина задача», далее они анализировали его в таблице. Необходимо было описать героя, его поведение, трудность, с которой он столкнулся, причина неудачи решения проблемы и встречающиеся в тексте средства художественной выразительности. В результате была организована выставка «паспортов», на которой учащиеся сами выбрали самый оригинальный, самый яркий и самый аккуратный паспорт.

По результатам данного урока можно сделать вывод, что все ребята из класса справилась с заданием.

18. 05. 2020г. во время урока литературного чтения на тему «И. Крылов «Осёл и Соловей»» мог бы применяться прием: «Синквейн», в котором учащиеся должны были бы высказать свое мнение от лица другого человека.

Цель задания: умение находить средства художественной выразительности в басне, применяя прием «синквейн».

После прочтения басне каждому учащемуся нужно было бы ответить на предложенные вопросы по схеме.

1 строка – кто? что? – 1 существительное.

2 строка – какой? – 2 прилагательных,

описание темы.

3 строка – что делает? – 3 глагола,

действия относящиеся к теме.

4 строка – что думает автор о теме? –

фраза из 4-5 слов, пословица,

поговорка, крылатое выражение.

5 строка – кто? что? – 1 существительное,

новое осмысление темы –

существительное.

В итоге должно было получится короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

В процессе выполнения данного задания могли бы получится следующие «синквейны»:

Соловей
  • Звонкоголосый, заливистый
  • Поет, свистит, переливается
  • Льется песня, как музыка свирели.
  • Артист.
    Осел

    Глупый, грубый

    Омрачает, удручает, обесценивает

    Не дано созерцать красоту, наслаждаясь!

    Бездарность.


    19.05.2020г. на уроке литературного чтения А.С. Пушкин «Зимняя дорога» мог бы применяться следующий прием: «Моделирование». Ученики при выполнении данного задания должны были найти средства художественной выразительности и выписать «метафоры, олицетворения. сравнения и т.д.

    На уроках литературного чтения учащимся давались задания, направленные на формирование аналитических способностей и нахождения средств художественной выразительности. .

    Таким образом, план по формированию аналитических способностей младших школьников через средства художественной выразительности был реализован в рамках педагогической практики.

    Всё проверила, исправила. Пожалуйста, переделай ту часть, в которой ты описываешь уроки. Если ты их не вела, тогда не надо писать, что сказала Настя, что ответил Кирилл и т.д. Надо вместо этого писать, что могли бы отвечать учащиеся.

  • перейти в каталог файлов


    связь с админом