Главная страница
qrcode

Проект. Социально-коммуникативное развитие детей с овз. 2019 Актуальность проекта


Скачать 24,34 Kb.
Название2019 Актуальность проекта
Дата22.05.2020
Размер24,34 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПроект. Социально-коммуникативное развитие детей с овз.docx
ТипДокументы
#111742
Каталог

Дошкольное отделение муниципального автономного образовательного учреждения Образовательный центр «Горностай»


Проект

Социально-коммуникативного развития детей группы «Особый ребенок» «Вместе веселее»

Разработала:

Воспитатель,

Вонда О.А.

Новосибирск

2019


Актуальность проекта

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время остается одним из приоритетных направлений педагогики и психологии. Актуальность проблемы возрастает в связи с увеличением числа таких детей.  Количество детей с отклонениями в развитии, с инвалидностью в России за последние пять лет выросло на 9,2%, по данным Интерфакса.

Дети с нарушениями умственного, опорно-двигательного, поведенческого характера имеют грубые нарушения коммуникативной, игровой деятельности. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь при построении коммуникации с окружающими. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемым способам игрового взаимодействия, выражению своего несогласия по поводу ущемлений его желаний.

Передо мной, как перед воспитателем группы «Особый ребенок», встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный  опыт, включить его  в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляют его социальную значимость, отделяют его от нормального здорового детского сообщества, усугубляют его неравный социальный статус, обрекая на признание ребенком своей ограниченности, недостаточности. Дети с особенностями имеют ряд серьезных проблем, препятствующих их полноценному социально-коммуникативному развитию: нарушение связи между ребенком и окружающим миром, ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступность многих культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Исходя из вышесказанного, свою деятельность я направляю на создание благоприятной социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для социально-коммуникативного эмоционального и познавательного развития.

Цель проекта

Создание условий для социально-коммуникативного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.

Задачи проекта
Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс, организованный совместно с детьми общеразвивающей группы;
  • Вовлечение ребенка с особенностями в развитии в игровую деятельность с детьми общеразвивающей группы;
  • Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья
  • Создание положительного эмоционального отношения ребенка с особенностями в развитии к коммуникации с его социальным окружением.
    Тип проекта: долгосрочный

    Ожидаемые результаты:

    Участники проекта
    Ожидаемый результат
    1.
    Дети с ОВЗ
    Приобретение и усвоение коммуникативных навыков и поведенческих стратегий;

    Повышение потребности к игровой и коммуникативной деятельности с детьми;

    Повышение социальной активности;

    Расширение познавательных интересов;

    Повышение качества обучения.
    2.
    Родители детей с ОВЗ
    Уменьшение социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития.
    3.
    Дети с нормой в развитии
    Формирование навыков игрового и коммуникативного взаимодействия с ребёнком с ОВЗ;

    Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.
    4.
    Педагоги
    Адаптация образовательной программы;

    Разработка методических рекомендаций;

    Разработка и адаптация сценариев мероприятий.

    Показатели результативности и эффективности проекта
    Создание  социально-педагогической  развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство;
  • Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать;
  • Участие детей с ОВЗ  в различных мероприятиях, конкурсах;
  • Повышение познавательной активности ребёнка с ОВЗ;
  • Повышение эмоционально положительного отношения к общению у детей с ОВЗ;
  • Толерантное отношение детей общеразвивающих групп к детям с ограниченными возможностями здоровья.
     Описание основных мероприятий проекта
    Формирование группы участников проекта, направленного на социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ.
  • Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
  • Консультация психолога по адаптационному периоду детей с ОВЗ.
  • Изучение методической литературы по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ.
  • Диагностика уровня коммуникативной деятельности детей с ОВЗ.
  • Диагностика уровня коммуникативной деятельности детей общеразвивающей группы.
  • Прогнозирование результатов.
    Разработка методов реализации проекта
    Составление плана мероприятий  по социально-коммуникативному развитию детей с ОВЗ.
  • Подготовительная беседа с детьми с нормой в развитии о том, как себя вести с «особыми» детьми.
  • Разработка сценариев мероприятий, ролевых игр, направленных на создание коммуникации между детьми с особенностями и детьми с нормой в развитии.
    Календарный план по реализации проекта

  • Направления работы
    Пути реализации, формы работы
    Сроки
    1.
    Сбор информации
    Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей, диагностика
    Сентябрь
     2.
    Организация адаптационного периода
    Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
    Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками
     Сентябрь-октябрь
     3.
    Развитие коммуникативных навыков
    Индивидуальные и групповые фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья»
    Пресечение деструктивного поведения по отношению к детям и взрослых, пресечение самоагрессии и агрессии к детям и взрослым. Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь.

    Обучение  взаимодействию со сверстниками и   взрослыми; 
    формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
    Формирование представлений об окружающем мире и о себе.  Повышение уровня познавательной активности.
    В течение года
    4.
    Развитие игровой деятельности
    Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики», «Давай знакомиться!»
    Дидактические игры «Что правильно - что неправильно»,»гра-ходилка», «Что можно - что нельзя». Сюжетно-ролевые игры: «В гостях», «К нам пришли гости», «Семейный обед», «Поход в магазин», «Мама пришла с работы», «Прогулка», «Укладываем куклу Машу спать», «Готовим обед», «На стройке». Подвижные игры: «Заморожу», «Лазаем по сугробам», «После дождя», «Ой, кажется, дождик начинается», «Прятки»…

    Помощь в  налаживании совместной  игровой деятельности.
    Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»;
    Обучение  делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам. Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п.
     Ноябрь-май


    Участие в конкурсном движении
    Участие в районном фестивале «Творение души и рук моих»

    Участие в международной акции «Урок цифры»

    Участие в международном конкурсе «Человек и природа» (Сказки А. С. Пушкина)

    Участие в международном конкурсе «Человек и природа» (Вода)

    Участие в международной викторине для дошкольников «Моя любимая Россия»

    Участие в международной викторине для дошкольников «Красная книга России»

    Участие в международной викторине для дошкольников «Народы России»
    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    Март

    Март

    Апрель

    Май
    8.
    Участие в социально-значимых проектах и акциях
    Участие в акции «Покорми птиц зимой»

    Участие в раздельном сборе отходов
    Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

    Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
    Декабрь

    Январь
    9.
    Работа с родителями
    Беседы, консультации с родителями по социальному воспитанию ребёнка, показ занятия;  включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий;  подбор сюжетно-ролевых игр.
    В течение года

    Литература.
    Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
  • Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.

  • перейти в каталог файлов


    связь с админом