Главная страница

3 класс деление сплошного текста на отдельные предложения


Скачать 44.41 Kb.
Название3 класс деление сплошного текста на отдельные предложения
Анкор3_klass_deformirovannyy_tekst.docx
Дата28.12.2017
Размер44.41 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла3_klass_deformirovannyy_tekst.docx
ТипДокументы
#56516
Каталогid70884599

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: posled_matem.doc, 3_klass_deformirovannyy_tekst.docx, 2_klass_deformirovannyy_tekst.doc.
Показать все связанные файлы

3 КЛАСС

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения

Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.

1

Улетают наши птицы

Давно улетели на юг ласточки и быстрые стрижи в осенние дни слышали ребята, как курлыкали в небе пролётные журавли тихо пролетели на тёплый юг гуси.

И всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко скоро начнутся по утрам первые морозы до самой весны застынет земля выпадет первый снег. (47)

(По И. Соколову-Микитову)

2

Береза

У самой дороги росла развесистая береза усталый путник останавливался отдыхать под старым деревом местные жители прозвали березу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только береза ее тонкие ветки покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево береза казалась нежно-розовой. (48)

3

Осенью

Быстро пролетело короткое северное лето незаметно подкралась осень в октябре пошли холодные дожди ночью уныло завывал ветер он нагонял тяжёлые тучи.

Густой туман стоит над деревней к полудню он осядет выглянет тогда неяркое солнышко в небе ты увидишь журавлей летят они острым клином сверху доносится их тоскливое курлыканье. (48)

4

В ноябре

На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки. (51)

(По И. Соколову-Микитову)
5

Весна

Вот и зиме пришёл конец как-то сразу всё изменилось ветер пригнал низкие тучи укрыли они всё небо вдруг на землю полился первый дождь а потом тучи разошлись показалось солнце и пригрело землю.

Раньше других отметили начало весны синицы они бойко перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червячков. (52)

(По Г. Скребицкому)

6

Весенний дождь

Три дня дул мокрый ветер он съедал снег на буграх оголилась пашня в воздухе пахло талым снегом ночью хлынул ливень чудесен шум ночного дождя он барабанил по стеклам ветер в темноте порывами рвал тополя к утру дождь перестал небо было в серых тучах Никита выглянул в окно и ахнул от снега не осталось и следа. (55)

(По А. Толстому

7

Петька

В заповеднике жил Петька это была большая черная серьезная птица однажды я дал ворону печенье он взял печенье и спрятал в подклювный мешок я вынул маленькую монетку и показал Петьке эту монетку он тоже спрятал потом Петька слетел на дорогу сделал клювом круглую ямку запрятал в песок подарки ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (57)

8

Заботливая мама

У крыльца Алеша увидел ежика мальчик взял ежика в руки погладил по мягким иголкам ежик не испугался не свернулся клубком бабушка угостила зверька молоком вечером Алеша увидел ежиху с маленькими ежиками она принюхивалась тревожно водила мордочкой по сторонам мать искала малыша Алеша принес ежика бережно опустил на землю мать обнюхала малыша и устремилась в кусты за ежихой покатились ежата.(59)

9

Зайчонок

Зайчик родился летом, с открытыми глазами шерстка у зайчика была серая и пушистая зайчиха приказала зайчонку лежать тихо и никуда не бегать малыша кормила родная мать и другие зайчихи скоро зайчик окреп вырос начал есть сочную траву и бегать по лесу он познакомился с птицами и лесными зверьками в густой траве и кустах зайчик прятался от врагов так зайчишка жил и не тужил. (63)

10

Март

Ещё вчера снежный ковёр был белым и пушистым только слепящие лучи мартовского солнца напоминали о весне а сегодня снег потемнел, стал тяжёлым от воды размякла лесная дорога побежали ручейки они не журчат пока по-весеннему, громко по ночам морозу иногда удаётся остановить их весёлый бег посветлел лес он стал каким-то воздушным и прозрачным прилетели грачи важно расхаживают по проталинам не сегодня-завтра запоют за окном синицы властно будит весна природу. (70)
2. Деление сплошного текста на абзацы

Поделить текст на абзацы.

1

Орленок

Сенька подобрал в степи больного орлёнка и принёс его в посёлок. Мальчик смастерил ему хорошую клетку. Он кормил и поил птенца с ладони. К осени орлёнок окреп и подрос. Он свободно разгуливал по комнатам. Сенька вынес любимца в степь и отпустил на волю. Орлёнок покружил над мальчиком, взмахнул крыльями и поднялся высоко в небо. (53)

(По Я. Костырю)

2

Ловкий зверёк

На берегу лесной речки на пне сидела белка. В лапках она держала еловую шишку и грызла её. Вдруг из леса выскочила большая собака. Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке. По реке плыли брёвна. Ловкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно — и на тот берег! (56)

(По В. Бианки)

3

Редкая гостья

Однажды на птичьей кормушке появилась белка. Дети очень обрадовались ей. Белка села на задние лапки и взяла в передние лапки кисточку сухой рябины. Она начала ловко объедать ягоды. Потом зверёк схватил в зубы другую гроздь, прыгнул на сук ели и исчез в густых ветвях. С тех пор белка каждый день стала навещать птичью столовую. (56)

(По Г. Скребицкому)

4

Вьюга

Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Мальчик испугался и стал под берёзой. Он решил не ходить в школу. Страшно ему было на улице. Тут он увидел Сашу. Он стоял у крыльца. И Саша боялся вьюги. Толя подбежал к другу. Они взялись за руки и пошли. Злилась вьюга. Но ребятам было весело. Они шагали в школу. (61)

(По В. Сухомлинскому)

5

Рыбаки

Кот Епифан и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу, а Епифан рядом сидел. Маленькую рыбку старик отдавал коту. Однажды он выдернул из воды ерша и протянул коту. Епифана рядом не оказалось. Кот был далеко на плотах. Подошел старик и удивился. Епифан лежит на бревне, опустил лапу в воду. Вот плывут стайкой рыбешки. Кот подцепил одну рыбку и съел. Теперь Епифан сам рыбу ловит. (64)

6

Белка и зайчик

Летом подружилась белка с зайкой. Белка была рыженькая, а зайка серенький. Они приходили на поляну и угощали друг друга. Белочка приносила грибы, шишки, орехи. У зайца была морковь и капуста. Но вот пришла зима. Кругом лежал пушистый снег. Холодно в лесу. Белочка ночевала в дупле. Зайка прятался под елью. Раз зимой они встретились. Шубка у зайца стала белой, у белки — серой. Не узнали зверьки друг друга. (69)

7

Хлеб

Давно это было. Ребята ходили в юннатский кружок. Под руководством ученых они выводили новый сорт пшеницы. Началась война. Фронт приближался к поселку. Взрослые ушли на фронт. Ребятам поручили сохранить ценные сорта зерна. Трудное было время. Голод заставлял думать о пшенице. Из нее можно сварить кашу, а можно съесть и так. Но ребята отгоняли эту мысль. Они берегли зерно. Прошла тяжелая пора. Прогнали врагов с нашей земли. В попе заколосилась спасенная пшеница.(73)

8

Отдых у реки

Приходишь к реке ранним утром. Только начинает светать. Забрасываешь удочки и ждёшь клёва. Внимательно следишь за поплавками. Вдруг один заколебался, немного пошёл в сторону, снова остановился. Ты не спешишь подсекать. Это испытывает твоё рыбацкое терпение золотистый линёк. С радостью вытаскиваешь линя. Бросаешься к другой удочке. Зазеваешься — заглотнёт окунь наживу, и крючка не вытащишь! Но вот клёв прекратился. Ложишься на песчаный берег, загораешь или катаешься на лодке. Нет лучше отдыха, чем у реки! (75)

9

Что человеку нужно

На островке стояла высокая, прямая, мачтовая сосна. На её верхушке надувалась зелёным парусом хвоя. Началась буря. Сосна рухнула. Толстые корни вывернулись наружу. А сотни и тысячи тонких корешков-волосков оборвались. Не только толстыми корнями была связана сосна с землёй. Иной думает, что ему от земли ничего не нужно. Только хлеб да вода его кормят. Нет, человека связывает с землёй не только хлеб, вода, а и капля росы, птичья песня, листочек подорожника и многие незаметные малости. (78)

(По А. Митяеву)
10

Птица-секретарь

Вам знакома эта птица? Почему птицу зовут секретарь? Ее оперенье напоминает одежду секретаря в старое время. Секретарем звали писца, переписчика. В старину писец носил за ухом гусиные перья. У птицы косицы, словно перья за ушами. У нее старая куртка и короткие штанишки. Секретарь — отличный охотник на змей. Змея шипит, раздувает шею. Но птица закрывает ноги широким крылом. Другим крылом секретарь бьет змею по голове. Змея оглушена. Птица рвет ее на части и съедает по кускам. (79)

(По Н. Коростелеву)
3. Составление связного текста из данных абзацев

Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ.

1

Доброта

Коля накормил олениху, устроил постель из веток. Паренёк приносил зверю соль, еду. Олениха робко шагала и лизала соль. Она осталась жива.

Мальчик отогнал лисицу. Олениха сидела в сугробе и тянула голову. Глаза были грустные.

Коля побежал в лес насыпать зерна в кормушку. Он увидал на снегу слабую олениху. Рядом лисица ждала близкую добычу. (54)

2

Синичье гнездо

Искала синица место для гнезда. Заглянула птичка в щель почтового ящика. Понравилось.

Вывелись птенчики. Стала кошка вокруг ящика похаживать. Хозяйка оплела ящик ветками шиповника.

Синички расширили носиками щель. Натаскали мха, шерсти. Травинок.

Осенью в саду летала стайка синиц. А почтальон опять кладет письма в ящик.

Увидел хозяин их работу. Что делать? Попросил почтальона класть газеты прямо на крыльцо.

(По И. Недоле)

3

Радость в луковице

Вот выглянул бутончик. Я перенесла цветок на окно. Перед Новым годом раскрылись синие душистые цветы. Это был гиациант.

Осенью папа привез мне большую луковицу. Он сказал, что в луковице спрятана радость.

Гиациант украсил нам праздничный стол. Вот какая радость была в серой луковице.

Горшочек с луковицей мама отнесла в подвал. Через месяц показался росток. Я поставила горшок в ванной. Накрыла горшочек бумажным колпачком. Ему нужна была прохлада. (65)

(По Н. Павловой)

4

Медвежонок

Хозяин налил в блюдечко молока. Ходит малыш кругом, скулит, а не пьет

Выследили охотники медведицу с медвежонком. Медведицу убили, а медвежонка принесли в село.

Ночью всех разбудил плач. Это Мишка озяб и заплакал. Положил его охотник с собой, укрыл полушубком. Малыш забрал палец охотника в рот и засосал, как соску. Так и заснул.

Охотник намочил молоком палец и дал лизнуть медвежонку. Малыш стал сосать палец и заодно тянул молочко. (68)

(По Г. Скребицкому)

5

Кукушка

А кукушка решила положить сюда свое яйцо.

Мальчик запомнил это местечко. Скоро он придет сюда, проверит гнездышко и выбросит кукушечье яйцо.

Осмотрел мальчик гнездо. На пушистом дне лежат два зеленых яичка. Их положила славка. Шаги мальчика ее спугнули.

Кукушка слетела с вершины дерева. Сидит на ветке и оглядывается. Все тихо. Кукушка юрк в чужое гнездо. Заглянула и улетела.

Прилетела славка. Увидела человека и запищала. А мальчик говорит: «Не бойся меня, бойся кукушки». (70)

(По И. Недоле)

6

Отважный пингвиненок

Малыш закрыл глаза и бросился вниз. Потом он выпрыгнул, закружился на месте и быстро вскарабкался на камни. Это был отважный пингвиненок. Он первым искупался в холодной воде.

Долго стоял пингвиненок. Страшно ему прыгать в море. Наконец маленький пингвиненок подошёл к краю высокой скалы.

На скале стоял маленький пингвиненок. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как купались взрослые пингвины. (71)

(По Г. Снегереву)
7

Дюймовочка

Так прошло лето. Прошла и осень. Приближалась холодная зима. Все птицы улетели. Цветы завяли, пожелтели. Дюймовочка дрожала от холода.

Прошёл снег. Каждая снежинка была для Дюймовочки то же, что для нас целая лопата снега. Дюймовочка накрылась сухим листом. Лист не грел.

Всё лето прожила Дюймовочка в лесу. Она ела сладкий цветочный мёд и пила росу. Из травы малышка сплела себе колыбельку.

Дюймовочка решила уйти из леса. Она стала искать себе жильё. (72 )

(По Х.К. Андерсену)
8

В лесу

Вдруг я провалился в глубокую яму, распорол себе бок и разорвал кожу на затылке. Сидел на пне.

Однако я позвал ее. Она живо вытащила меня и повела к ручью, вымыла, перевязала раны и отвела в железнодорожную будку. До дома я не мог дойти, сильно ослабел.

Мы с бабушкой уходим все дальше в лес. Скрипят клесты. Смеется кукушка. Свистит иволга. Лягушки прыгают между корней. Под ногами пышным ковром лежит мох. Грибы дразнят своим запахом. (73)

(По М. Горькому)

9

Карлуха

Растерялся Карлуха. Так пуговицу может любая сорока украсть. А сороки уже близко. Они шумят, стрекочут.

Раз Карлуха пуговицу нашёл. Сунул её в траву и стал прикрывать. Пригнул колосок, а он распрямился.

Разозлился воронёнок, стал ромашками и колокольчиками закрывать пуговицу. А цветы поднимаются

Карлуха — воронёнок. Живёт он во дворе. Он прячет всё, что в клюв попадёт. Положит в укромное местечко и травкой прикроет.

Воронёнок скорей пуговицу под кирпич спрятал. Пусть сороки попробуют украсть! (73)

(По Н. Сладкову)

10

Жабий король

Откуда это непонятное украшение?

Король прыгал, и белое перо мелькало в сумеречной траве. А когда голый король шагал на своих кривых лапках, перо виляло из стороны в сторону, словно ветер. Перо было явно ему к лицу.

Однажды я повстречал удивительную жабу. На голове у нее было белое пушистое перо. Настоящий жабий король!

Рядом был курятник. Из него-то жаба и выползла. Там-то и прилипло к ее голове пушистое куриное перышко. (74)

(По Н. Сладкову)
4. Составление связного текста из данных предложений

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

1

Осенью

Весь день стоит ненастная погода.

Наступила поздняя осень.

Он ломает сучья и срывает листья с деревьев.

Яростный ветер гонит над землей клочья туч.

Грустный стоит лес.

С утра густой туман окутал окрестность. (32

2

Зайцы

Его следы прямые.

Заяц ходит по полям и лесам без страха. Но утром он начинает метаться и путать следы. Они удивляются хитрости зайца.

Охотники сами путаются по двойным следам и далеким прыжкам.

Он всего боится.

А заяц не думал хитрить. (40)

(По Л. Толстому)

3

Зима

И пруд уже замерз.

С каждым днем все холоднее.

Запасите осенью побольше ягод рябины.

Облетели с деревьев листья.

На деревьях рябинки видны красные гроздья ягод.

Хохлатые птицы клюют их.

Лужи на улицах покрыты тонким ледком.

Зимой кладите ягоды в птичью корзину. (41)

(По Г. Скребицкому)

4

Ученые птицы

Был у него в «Уголке» говорящий ворон.

Они смышленые птицы.

Дуров любил обучать ворон.

Он важно произносил свое имя: «Вор-ро-нок! Вор-ро-нушка!»

В квартире у Дурова жила ручная ворона.

Нашли за шкафом ложку, наперсток и яркие пуговицы.

Однажды прибегает соседка.

Ищут в комнате.

Ворона украла у нее ложку. (46)
5

Новый город

На берегу построена красивая пристань.

Теперь здесь вырос город.

На этом месте раньше была дремучая тайга.

В городе есть библиотеки, музеи, театры.

На перекрестках улиц разбиты скверы.

В центре площади бьет фонтан.

Широкие проспекты залиты асфальтом.

Всюду цветочные клумбы.

К пристани подходят пароходы. (43)

6

Случай с барсуком

На голове у него стеклянная банка надета, как скафандр.

Лесник аккуратно разбил банку.

К избе лесника из чащи прибежал барсук.

Что-то вкусное было в банке, вот зверёк и попался.

За помощью он прибежал к человеку.

Счастливый барсук скрылся в тайге.

Смотрит барсук сквозь банку, а снять её не может. (49)

7

Друзья

Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору.

Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.

Вот и стали лисёнок и щенок расти вместе.

А у этого лесника уже жил дома щенок.

Он раскопал нору и нашел там одного маленького лисёнка.

Тоже ещё совсем маленький.

И спят они рядышком, и играют вместе.

Щенку был от роду один месяц. (61)

(По Е. Чарушину)

8

Самое страшное

Бабушка не поднимала глаз на внука. Вова был сильнее своих товарищей. Даже Пушок убежал на улицу.

Мальчик побил друга, наступил на хвост собаке, нагрубил бабушке.

Наступил тяжёлый день.

Ребята не захотели дружить с Вовой.

Девочки не стали с ним играть.

Она сидела и вязала чулок.

Вова остался один.

Ничего не говорила, только плакала.

Он никого не боялся.

Это было самое страшное. (63)

(По Е. Пермяку)

Слова для справок: собаке, бабушке, никого, ничего, с ним.

9

В это время погас свет, рухнул потолок.

Отец сердито закричал на собаку.

Родителей мальчика откопали и отвезли в больницу.

Ночью вся семья проснулась от лая собаки.

Но она схватила мальчика за край рубашки и выволокла его за порог.

Отец мальчика бросился к ружью.

Началось землетрясение.

Собака сердито ворчала на чужих.

Сейчас семья поселилась в новом доме.

Она с визгом старалась стащить одеяло с мальчика.

Собака живет в комнате сына

Утром спасательный отряд заметил мальчика. (74)

(По М. Звереву)

Озаглавьте текст.

10

Мурзик

На шерсти налип мусор.

Мурзик — белый щенок с черными ушами.

Мурзик лег около палатки и уснул.

Глаза покраснели от трудной дороги.

Вдруг среди ночи при свете костра мы увидали морду Мурзика.

Он тяжело вздыхал от усталости.

На Глухом озере мы пробыли четыре дня.

Мурзик визжал от радости.

Мурзика оставили на веревке у забора.

Однажды мы ушли на Глухое озеро.

Собака дрожала.

На шее болтался обрывок веревки.

Мы дали собаке мяса из банки. (74) (По К. Паустовскому)

5. Составление связного текста из деформированных предложений

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

1

в, встает, туман, зимнем, солнце, холодное

изредка, от, деревья, мороз, потрескивают

солнце, лес, утреннее, осветило, спящий

в, послышалось, воздух, щебетание, птиц (21)

Подберите к тексту название.

2

свете, жила, на, коза

хозяйка, нее, у, злая, была

клок, давала, день, в, сена, только

козы, трудная, у, жизнь, была

она, козе, листики, давала, вкусны (25)

Подберите к тексту название.

3

Бурундуки

живут, в, бурундуки, лесу

они, деревьев, почки, разных, едят

любит, бурундук, и, ягоды, плоды, шиповника

зверек, гнездо, этот, разорить, может

крепко, в, спят, норе, зимой, бурундуки (26)

4

проснулся, в, стрижонок, норке, темной

стало, холодно, ему

скрип, писк, услышал

него, запищали, вокруг, стрижата, голенькие

рядом, было, мамы, не

тут, света, далекое, погасло, пятнышко

притихли, стрижата (27)

Подберите к тексту название.

5

Старшие друзья

рядом, сад, со, открылся, школой, детский

ребята, для, подарки, малышей, готовили

шили, кукол, девочки

игрушечную, мальчики, мебель, делали

и, картинками, нашлись, с, книжки

малыши, рады, подаркам, и, были, гостям (29)

6

На лесной вырубке

лесную, осветило, теплое, вырубку, солнышко

ночная, обсохла, роса

спелой, пахнет, земляникой, душистой

шустрые, по, глухарята, маленькие, лесной, бегают, вырубке

землянику, клюют, ловят, мошек, сладкую, они, траве, в

сторожит, зорко, глухарка, осторожная, выводок, свой (33)

(По И. Соколову-Микитову)

7

Еж и волк

еж, ягод, набрал

серый, повстречался, ему, волк

с, вежливо, ежик, ним, поздоровался

бросился, ежа, на, волк

отнять, ягоды, хотел, он

еж, в, быстро, нос, свернулся, волка, и, уколол

от, волк, и, взвыл, землю, на, упал, боли

убежал, а, ежик (39)

8

Цыплята и капуста

огороде, капусту, на, гусеницы, в, напали

стала, банку, мама, в, собирать, вредителей

вдруг она видит: Виталик, корзину, и, идет, несет

корзине, а, цыплята, в

их, на, выпустил, грядки, мальчик

молодые, начали, и, петушки, гусениц, курочки, клевать

очистили, от, быстро, цыплята, гусениц, капусту (41)

(По В. Чаплиной)
9

Вот так гусь!

девушка, в, бросала, озеро, хлеба, кусочки

гусь, к, подплывал, и, хлебу, глотал, быстро, его

вышел, гусь, утром, берег, на

погладила, и, птицу, девушка, и, направилась, геологов, палатки

гусь, вслед, заковылял

его, в, накормили, палатке

дождик, пошёл, и, остался, гусь, геологами, с

Гошей, назвали, его (44)

(По В. Емельянову)

10

Слоны

в, слонах, по, ездят, на, Индии, улицам

мальчика, маленького, даже, слоны, слушают

с, ребята, речку, хворостинкой, купаться, гонят, на, их.

саду, слоны, в, работают

они, складывают, деревья, перетаскивают, в, валят, осторожно, и, бревна, кучу

помогают, в, слонов, домашние, ловить, слоны, диких, джунглях

слон, мудрый

людям, не, зла, он, причиняет (49)

(По Г. Снегиреву)
6. Составление связного текста из неполных предложений

Дополните предложения подходящими по смыслу словами так, чтобы получился связный рассказ. Подберите к тексту название.
1

Ели надели белые _________ ,

Спрятали в ________ колкие ________ .

Скачет под елками белый зайчишка,

Белый зайчишка в _________ пальтишке.

Ни рукавиц у косого, ни _________ ,

Греют его только быстрые __________ .

(И. Пивоварова)

Слова для справок: ша...ки, варе...ки, ла...ки, ле...кое, ша...ка, ла...ки.
2

Маша ________ на берегу реки в мячик. Вдруг мячик _______ и _______ в воду. Маша ________ по берегу, а мячик _________ по воде. __________ он, __________ да и _________ к рыбакам в сеть.

Слова для справок: играла, покатился, упал, побежала, поплыл, плыл, попал.
3

Скоро зима

Ночью ударил сильный _________ . Он сковал лужи на _____ и ______ . ______ ветер гулял по лесу. Холодно стало _____ . _______ спрятались в гнёздышки. Там птичкам тепло. ______ стали готовить ________ для птиц.

Слова для справок: мороз, дорожка, тропинка, холодный, птицы, они, ребята, кормушки.
4

Было ________ утро. В ________ овраге журчал ________ ручей. В кустах заливался _______ соловей. В поле чуть-чуть колыхалась _________ рожь. В воздухе слышалась ________ песенка жаворонка. _______ солнышко всё выше и выше поднималось по __________ небу.

Слова для справок: тёплое, лазурному, весёлая, голосистый, летнее, глубоком, звонкая, студёный, яркое.

5

Тихо в _________ лесу. Снегопад замёл ________ следы. Вот из сосняка раздался __________ перестук. Это _________ дятел трудится над __________ шишкой. _________ умелец загнал шишку в расщелину ________ сосны. Дятел __________ разбивал шишку клювом и доставал _______ семена.

Слова для справок: зимнем, лесные, знакомый, пёстрый, сосновой, красногрудый, сухой, старательно, вкусные.

6

Осень ________ в лес. Цветы _______ и _______ . Часто ________ дожди. Сердитый ветер ________ листья с деревьев. Он ________ их над лесом. Осенью _________ из ульев пчёлы. Под высокой елью ________ ёжик. ________ муравьи. В лесу _________ голоса птиц. Скоро ________ зима.

Слова для справок: играла, покатился, упал, побежала, поплыл, попал.

7

Ночью грянул _________ мороз. На снегу образовалась_______ ______корка. Ребята бегут на лыжах по_________ дорожке. На каждом шагу тут загадки. Под деревьями________шишки, скорлупки. Это работа________белочки. А вот________зверек в _________шубке сидит у______куста. Это заяц!

Слова для справок: сильный, крепкая, ледяная, лесной, пустые, пушистой, робкий, белой, заснеженного.
8

Кончилось ________лето. Пришла _________ осень. Небо затянули _______ тучи. Дуют ________ ветры. Закружились в воздухе ________ листья. Они покрыли землю ________ ковром.

В _________ аллеях сада тихо. Не слышно в саду _________ песен птиц. Скоро наступит ______ зима. Запорошит она ________ снегом поля.

Слова для справок: хмурая, дождливая, низкие, свинцовые, сухие, золотые, разноцветным, липовых, холодная, суровая, звонких, белым, пушистым, теплое, радостное.

9

Весной дёд на реке _______ . Мы ________ на высокий берег. По реке ________ льдины. По краям реки они _________ в кучу. Вода _________ . Она _________ остров. ________ под водой кусты ив. Скоро вода _________ из берегов. Она _________ низкие места лугов.

(По П. Тетюреву)

Слова для справок: раскололся, вышли, плывут, собираются, разливается, заливает, оказались, выйдет, зальёт.

10

Пришла осень. Берёзы, ______ , ________ стали разноцветными. Только ______ и _______ не сменили свой тёмно-зелёный наряд. Землю устилают багряные, _______, ________,______ листья. Пёстрый ковёр рябит в глазах. Вот подул ветерок. Зашуршали, _________ , _________ в воздухе осенние листья.
7. Составление связного текста по вопросам

Составьте текст по вопросам.

(Ответить 2-3 предложениями на каждый вопрос)

1

Моя мама

1. Как зовут твою маму? Какая она?

2. Где мама работает? (Что выпускает, делает?)

3. Чем вы любите заниматься с мамой в свободное время?

4. Как ты помогаешь маме?

2

Мой друг

1. Как зовут твоего друга?

2. Давно ли ты с ним дружишь?

3. Что нравиться тебе в твоем друге?

4. В чем бы ты хотел походить на него?

3

Прогулка в лес

1. Куда пошли ребята с корзинами?

2. Что они делали в лесу?

3. Где ребята отдыхали?

4. Когда и с чем они вернулись домой?

4

Осень

1. Какое время года наступило?

2. Как изменился воздух?

3. Где потемнела вода?

4. Какая листва облетает с деревьев?

5. Что делают птицы?

5

Мой будильник

1. Для чего нужен будильник?

2. Какой у тебя будильник? (его форма, размер, цвет)

3. Какой твой будильник на ощупь?

4. Как он звенит?

5. Как заводится будильник?

6

Самая интересная книга

1. Как называется самая интересная книга, которую ты прочитал?

2. О чем эта книга?

3. Чем эта книга тебе понравилась?

7

Снегирь

1. Когда прилетает снегирь?

2. Какая у снегиря грудка?

3. Какая спинка?

4. Какая головка?

5. Какие крылышки?

8

Мои интересы

1. С кем ты дружишь?

2. К кому ты ходишь в гости?

3. Нравится ли тебе ходить в библиотеку?

4. О чем ты мечтаешь?

9

Правила пешехода

1. Где нужно переходить улицу?

2. При каком свете светофора можно переходить улицу?

3. Где нельзя играть?

4. Каким надо быть на улице?

10

В саду

1. Какие деревья растут в саду?

2. Когда особенно красив сад? Почему?

3. Когда снимают с деревьев плоды?

4. Кто охраняет сад от вредных насекомых?

5. Как надо заботиться о птицах?
8. Составление рассказа по данному началу

Допишите рассказ несколькими предложениями.
1

Спас друга

Алеша и Саша шли домой из школы. Они спустились к реке. Саша побежал вперед. И вдруг хрупкий лед треснул...

2

В лесу

Дети идут по тропинке. Вот с дерева спрыгнула белка. Дятел стучит по коре сосны. В дупле дуба гнездо совы...

3

После грозы

Ночью бушевала гроза. Неслись бурные потоки. Вода вырывала с корнем могучие деревья, сдвигала тяжелые камни...

4

Нарядная елочка

Вечером большую, красивую, пушистую елку внесли в комнату. Мама принесла коробку с игрушками.

5

Летний дождь

Деревья под дождем трепетали свежими листочками. Трава поглощала влагу. Птицы пели...

Допишите рассказ несколькими предложениями. Озаглавьте текст.

1

Наступила поздняя осень. На улице ненастная погода. Грустно осыпаются листья с деревьев. Завяли прекрасные цветы...

2

Тихо стало в лесу. Многие птицы улетают на юг. Голодно и холодно зимой птицам в городе...

3

Володя готовил уроки и забыл убрать со стола тетрадь, книги, ручки, карандаши.

В доме жили котята Васька и Пушок. Пушок прыгнул на стол. За Пушком полез и Васька...

4

Наступила весна. Появилась травка. Дятел прилетел к березке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок...

5

Шли по улице два друга — Витя и Саша. Они остановились у витрины магазина игрушек. Мальчики засмотрелись...
9. Письменные ответы на вопросы

Записать ответы на вопросы.

1

Сторож

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку Альму водить к реке утят. Вот Альма важно идет к реке. Утята спешат за ней. Птенчики ныряют в воде. Потом они гуляют на лугу. Собака сидит и зорко охраняет утят. (42)

Вопросы:

1. Что случилось с уткой?

2. Кто заменил утятам маму?

3. Куда повела Альма утят?

4. Как охраняла собака утят?

2

Колокольчики

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.

.По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.

А выше всех, всех веселее — лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего ветерка. Это они радостно приветствуют меня.

Все лето цветут эти милые цветы наших лугов. (51)

(По И. Соколову-Микитову)

Вопросы:

1. Что увидел писатель на лугу?

2. Почему луг был похож на хоровод?

3. Как писатель описывает колокольчики?

4. Как колокольчики приветствуют гостя?

3

Случай в лесу

Мы нашли в лесу крохотного птенца. Посадили его в большую коробку и затянули коробку марлей. Коробку поставили под куст и ушли.

Вдруг налетела стая щеглов. С яростным писком бросились они освобождать пленника. Марля сразу была проклевана. Птенец помогал. Он пробивал марлю, как скорлупку яйца.

Скоро птенец выбрался наружу и поковылял в кусты. (52)

Вопросы:

1. Куда положили найденного птенца ребята?

2. Как стая щеглов освобождала птенца?

3. Как птенец помогал стае?

4

Подъемный кран

Большая стройка идет в городе. Строить дома помогает подъемный кран.

Кран очень высок. В будочке сидит работница. Нажала она кнопку. И кран-великан стал поднимать ящики. В ящиках аккуратно уложены кирпичи.

Дошел ящик до верхнего этажа. А там рабочий ждет. Он выгрузил кирпичи.

Тяжело было бы носить кирпичи по лестнице. А машина помогает строить дом легко и быстро.

(По М. Ильину и Е. Сегал)

Вопросы:

1. Зачем нужен подъемный кран?

2. Кто и как управляет краном?

3. Как кирпичи попадают к строителям?

4. Какая польза от крана?

5

Грачонок

Однажды поздним звездным вечером ребята услышали странный писк на огороде. Они добрались до грядок и под капустным листом нашли прелестного маленького птенца.

Дети принесли птенчика домой. Грачонок быстро привык к ним. Он любил сидеть у оконного стекла и ловить вкусных мух. А как смешно он прыгал по лестнице!

Скоро все местные жители услышали интересные рассказы ребят о забавной птичке. (59)

Вопросы:

1. Что произошло однажды вечером?

2. Где дети нашли птенца?

3. Что любил делать грачонок?

4. Что услышали жители о забавной птичке?

6

Кот и собака

Друзья были разные: кот настоящий, а собака игрушечная. Игрушка была старая. Правое ухо оторвали дикие звери. От хвоста осталось одно проволочное колечко. Шерсть на спине съела моль. Лежала собака на полке.

Агапычу жилось скучно. На улицу его не пускали. Животных в квартире не было. А от человека какое коту веселье?

Однажды игрушечная собака упала с полки. Кот Агапыч испугался. Хозяин покрутил проволоку. ,Собака завертела головой. Агапыч обрадовался. Он отнес собаку на кухню.

Там стояло молоко для кота. Агапыч решил накормить собаку. Он держал игрушку за шиворот и тыкал в блюдечко носом. Молоко текло по усам, только в рот собаке не попадало.

Но Агапыч был доволен. Он свое дело сделал — товарища накормил. (60 )

(По Б. Емельянову)

Вопросы:

1. Как Агапыч познакомился с собакой?

2. Когда Агапыч обрадовался?

3. Как Агапыч кормил кота?

4. Чем был доволен Агапыч?

7

Котенок

В подъезде я увидел прелестного взъерошенного котенка. Он съежился от страха под лестницей, а над ним стоял огромный разъяренный пес.

Я принес котенка домой. У него оказался чудесный веселый характер.

Но слишком поздно я заметил, что мой маленький питомец считает колбасу очень вкусной едой.

Я собирался съесть бутерброд. Оставил его на столе и пошел налить себе чаю. Через минуту от бутерброда остались одни объедки. (64)

Вопросы:

1. Почему котенок съежился от страха?

2. Какой характер был у котенка?

3. Почему котенок съел бутерброд?

8

Высотный теремок

Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая береза. В ней семь дупел, одно выше другого.

Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, которые вьют гнезда в дуплах.

Во втором этаже поселился черный дятел. А в третьем жил дятел пестрый.

Выше еще четыре этажа. В каждом квартира. А в квартирах живут стрижи.

Прямо сказочный теремок, только высотный. (64)

(По Н. Сладкову)

Вопросы:

1. О чем вспомнил писатель, когда увидел эту удивительную березу?

2. Кто жил на первом этаже?'

3. Назовите жильцов второго и третьего этажей.

4. Кто жил на четырех верхних этажах?

5. Почему этот «теремок» ему захотелось назвать высотным?

9

Чужая пятерка

Счастливый Сережа радостно сбегает по лестнице. У мальчика сегодня праздник. В его тетрадке по русскому языку стоит пятерка. Теперь его не будут ругать дома за то, что получает только тройки.

Дома Сережа сообщил папе про пятерку. Папа радостно улыбнулся, но удивился этой пятерке.

Мальчик рассказал, что он сидит с Ниной, она пишет без ошибок. Папа грустно посмотрел на сына и сказал, что тот принес домой чужую пятерку. (66)

(По В. Росину)

Вопросы:

1. Почему у мальчика радостное настроение?

2. С кем поделился радостью Сережа?

3. Почему папа удивился?

4. Как назвал папа Серёжкину пятёрку?

10

Сказка в лесу

Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много грибов.

Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь — пряник, там — яблоко.

Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его, наверное, унесла ворона.

Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки спрятали гномы. (75)

(По К. Паустовскому)

Вопросы:

1. Кого привел в лес сказочник Андерсен?

2. Сколько лет было девочке?

3. Что находила девочка на поляне?

4. Что сделал Андерсен для девочки?

5. Чему поверила девочка?
перейти в каталог файлов
связь с админом