Главная страница

Правовая культура к теме 6. 7. Проблемы стабильности


Скачать 35,99 Kb.
Название7. Проблемы стабильности
АнкорПравовая культура к теме 6.docx
Дата07.01.2018
Размер35,99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПравовая культура к теме 6.docx
ТипДокументы
#58865
Каталогid26875287

С этим файлом связано 61 файл(ов). Среди них: Материал.docx, Правовая культура к 4 теме.docx, Римское право к 1 теме.docx, Pravovaya_kultura_k_teme_2.docx, Земельное право к теме 2.docx, Pravovaya_kultura 1.docx, Вопросы к зачету по дисциплине Правовая культура.docx, Uchebnoe_posobie_Pravovaya_kultura.pdf, Правовая культура.docx, 2-е ИНФОРМ ПИСЬМО СФ МПГУ ФОРУМ (2).docx и ещё 51 файл(а).
Показать все связанные файлы

Одним из направлений формирования правовой культуры общества является государственная социальная и правовая политика в области поддержки семьи.

Все множество проблем, связанные с современной семьей, можно разделить на следующие группы:

1. Социально-экономические включают в себя низкий уровень дохода, неспособность удовлетворить необходимые потребности членов семьи.

2. Группа проблемы стабильности – меняющееся законодательство, отсутствие последовательности и законных гарантий в социальной политике.

3. Социально-психологические проблемы характеризуются повышенной конфликтностью семейных отношений, категоричностью членов семьи, сексуальной неграмотностью.

4. Социально-бытовые – это проблемы обеспеченности жильем, недоступность покупки жилья, а также низкое качество жилищных услуг.

5. Проблемы семей «группы риска»: антисоциальное поведение, отсутствие мониторинга, «равнодушие» общества.

6. Проблемы семейного воспитания выражаются в потере авторитета старшего поколения, росте детского суицида.

7. Проблемы стабильности.

Основные направления государственной семейной политики включают:

а) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций бедности и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

б) обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

в) кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

г) усиление помощи семье в воспитании детей.

В Российской Федерации основными принципами государственной семейной политики провозглашены:

а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;

б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;

в) приоритет интересов каждого ребенка;

г) равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;

д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;

е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

ж) принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;

з) осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;

и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.

Приоритеты деятельности для повышения рождаемости:

а) повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

б) повышение воспитательного потенциала семьи;

в) создание социально – экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью жилищными условиями;

г) обеспечение работникам, имеющим детей условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей.

Основные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи:

- совершенствование системы государственных социальных гарантий поддержки благосостояния семей с детьми;

- государственное стимулирование малого, в том числе семейного, предпринимательства, различных форм самозанятости. Введение долгосрочного льготного потребительского кредитования молодых семей и семей, имеющих несовершеннолетних детей;

- развитие новых форм социальных технологий поддержки семьи, детей и молодежи, расширение перечня оказываемых ими социальных, в том числе консультативных и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;

- стимулирование развития видов добровольного страхования, особенно детей и молодежи, направленных на создание дополнительных возможностей поддержки семьи на ответственных этапах ее жизненного цикла; реализация мер по обеспечению устойчивости и надежности страховых систем в выполнении страховых обязательств;

- увеличение в федеральном бюджете целевых расходов на мероприятия по социальной поддержке семьи, женщин и детей, обеспечение защищенности финансирования важнейших мероприятий;

- повышение эффективности использования выделяемых средств, в том числе за счет объединения ранее принятых программ в этой сфере, концентрации усилий на наиболее важных и приоритетных направлений этих программ;

- создание внебюджетного фонда поддержки материнства и детства, определение источников его финансового пополнения и основных направлений расходования;

- создание благоприятных условий для более полного использования возможностей негосударственного сектора для решения проблем улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи;

- закрепление норм по обеспечению жизненно важных социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи в законодательных актах, регулирующих распределение полномочий органов государственной власти и взаимоотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

- совершенствование законодательства в области защиты прав и интересов семьи, женщин, детей и молодежи.

Семья представляет собой своеобразный слепок общества, только уменьшенный по своим размерам. Семья – это ячейка государства и она осуществляет ряд важных функций:1) Репродуктивная функция (рождение детей). 2) Экономическая функция (производство и потребление материальны благ). 3) Защитная (забота о здоровье, содержание и защита семьи). 4) Воспитательная и образовательная функция. 5) Эмоциональная (любовь супругов). 6) Функция социализации (передача детям социального опыта).

В юридическом смысле, семья представляет собой группу лиц, связанных между собой взаимными правами и обязанностями, которые возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Взаимные права супругов, родственников, детей регулируются и охраняются нормами семейного права – совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные отношения и связанные с ними имущественные отношения, которые возникают из брака, родства, усыновлением (удочерением). Отношения между членами семьи, урегулированные нормами семейного права, представляют собой семейные правоотношения.

Семейные правоотношения могут быть имущественными и личными неимущественными (право супругов на свободный выбор фамилий).

Основными принципами семейного права являются добровольность брачных отношений, единобрачие, равенство прав супругов, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение безусловной защищенности их интересов и прав, а также интересов и прав нетрудоспособных членов семьи.

Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

Основным методом регулирования семейно-правовых отношений является диспозитивный (дозволительный) метод.

Системой семейного права является его внутренняя структура, т.е. совокупность правовых институтов и норм права.

Условия и порядок заключения брака:

1. Наличия взаимного добровольного желания мужчины и женщины.

2. Достижения ими брачного возраста.

3. Отсутствие брачных отношений у будущих супругов.

4. Дееспособность лиц, вступивших в брак.

Порядок заключения брака:

1. Подача заявления в органы ЗАГСа не менее, чем за месяц до регистрации. В особых случаях (беременность, рождение ребенка непосредственная угроза жизни одной из сторон) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Свидетели регистрации брака законом не предусмотрены.

3. Отказ в регистрации брака может быть обжалован в судебном порядке.

Согласно закону, брак может быть расторгнут по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанным недееспособным.

Закон запрещает мужу возбуждать бракоразводный процесс во время беременности жены и в течение 1 года после рождения ребенка.

1. Брак расторгается при взаимном согласии супругов, если они не имеют несовершеннолетних детей.

2. Если один из супругов безвестно отсутствует.

Вопросы при разводе: о разделе имущества супругов, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети, с кого и в каком размере удерживать алименты.

Брак считается прекращенным со дня регистрации (о прекращении брака) в ЗАГСе.

Выдается свидетельство о расторжении брака.

Брак признается действительным лишь при наличии гражданской дееспособности лиц, вступающих в брак. Вот почему душевнобольные, признанные таковыми по суду, не имеют права вступать в брак. Кроме того, закон разрешает бесплатно пройти добровольное медицинское освидетельствование лицам, вступающим в брак. В соответствии с п. 3 ст. 15 СК РФ основанием для обращения одного из супругов в суд с требованием о признании брака недействительным является только факт сокрытия другим супругом наличия у последнего ВИЧ-инфекции (СПИД) или венерического заболевания, передающихся половым путем. Кроме того, не допускаются законом браки между прямыми родственниками — братьями и сестрами, матерью и сыном, отцом и дочерью, а также между усыновителями и усыновленными. В России запрещено многоженство и не допускается вступление в брак, если жених (невеста) уже состоит в браке. Сокрытие этого факта также является основанием для признания брака недействительным.

Однако признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в браке.

Развод прекращает правоотношения между супругами на будущее после расторжения брака время: если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, то при отсутствии у них обоих несовершеннолетних детей развод производится в органах ЗАГС независимо от наличия у них имущественных споров, если же имеются дети — то вопрос решается в суде. В этом случае суд, убедившись в добровольном согласии сторон, расторгает брак без выяснения причин. Суд вправе попытаться примирить супругов, но только в том случае, когда кто-то из супругов не соглашается на развод. Если же примирительная процедура в течение 3-х месяцев не дала положительных результатов, суд расторгает брак. В соответствии с новым Семейным кодексом бывшие супруги не вправе вступить в новый брак, пока не получат в органе ЗАГС свидетельства о расторжении предыдущего брака.


Личные права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов

СК РФ вводит в соответствии с Гражданским кодексом существенные изменения в имущественные правоотношения супругов. Эти отношения складываются из владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим членам семьи. Во всех имущественных отношениях права и обязанности имеют только отдельные члены семьи.

Причем, дети не имеют права собственности на имущество, принадлежащее родителям.

Закон различает добрачное имущество, принадлежавшее мужу (жене) до вступления в брак, и имущество, приобретенное во время брака.

СК РФ различает законный и договорный режимы имущества супругов.

Права и обязанности родителей и детей

Правовое положение ребенка в семье определяется не с точки зрения прав и обязанностей родителей, а с точки зрения интересов самого ребенка и включает следующие основные права ребенка:

— жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей, получать от них (а при их отсутствии от ответственных за это лиц) заботу и надлежащее воспитание;

— ребенок вправе рассчитывать на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства, на общение с обоими родителями и другими родственниками, на защиту своих прав и законных интересов, в т.ч. путем самостоятельного обращения в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста—в суд. Дети имеют по закону право выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся их жизни; имеют право на фамилию, на получение содержания и право собственности на принадлежащее им имущество.

Алиментные обязательства

Семейный кодекс РФ содержит большой специальный раздел, нормы которого регулируют алиментные обязательства членов семьи. Алименты — в переводе с латинского — содержание, пища.

Как правило, алиментные обязательства возникают при разводах родителей. Алиментные обязательства обеспечивают получение средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других членов. Эти обязательства носят строго личный характер и существуют, пока живы оба их участника — плательщик и получатель алиментов, лишь со смертью одного из них обязательства прекращаются.

Обязанность доставлять средства на содержание нуждающимся членам семьи имеют: оба родителя в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся детей; взрослые дети в отношении родителей; супруги (в установленном законом случаях — бывшие супруги) в отношении друг друга, при наличии определенных условий — братья и сестры, дедушка и бабушка в отношении внуков и внуки в отношении бабушки и дедушки; воспитанники в отношении фактических родителей, пасынки (падчерицы) в отношении отчима и матери. Этот перечень является исчерпывающим.

Алименты могут выплачиваться обязанным лицом лично или пересылаться по почте, переводиться на личный счет получателя в банке, могут уплачиваться и иным путем. Без обращения в суд возможно нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов, которое заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты и их получателем, равно как и законными представителями этих лиц. В одностороннем порядке изменение такого соглашения не допускается и дело должно рассматриваться в суде.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыскиваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несовершеннолетних детей установлен законом в процентном отношении к заработку и/или иному доходу родителя: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей — одной трети, на трех и более детей — половины. Суд вправе также определять размер алиментов одновременно в долях к заработку (доходу) родителя и в твердой денежной сумме.

СК РФ представляет широкие возможности сторонам самостоятельно определять способы и порядок уплаты алиментов. В качестве уплаты алиментов допускается и предоставление определенного имущества (квартиры, жилого дома, земельного участка и т.п.).

Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алиментов, исполнительный лист передается судебному' исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждениях, или из его средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям. Взыскание может быть обращено и на любое иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Особый раздел СК РФ посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Защита их прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Законодатель отдает приоритет семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья.

С целью более полного обеспечения прав родителей при усыновлении предусматривается судебный порядок установления усыновления, повышаются требования к будущим усыновителям.

Обязательным условием усыновления ребенка является получение согласия на усыновление от его родителей, если они живы, не признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными и не лишены родительских прав. Если родители усыновляемого не достигли возраста 16 лет, то необходимо получить не только их согласие, но необходимо согласие их родителей, т.е. бабушки и дедушки усыновляемого, или опекунов (попечителей), а при отсутствии опекунов или родителей — согласие органа опеки и попечительства.

Усыновление возможно и без согласия родителей усыновляемого, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком, уклоняются от его содержания и воспитания, а суд признал причины их отсутствия неуважительными.

СК РФ ввел новый институт: воспитание детей в приемной семье. Закон признает приемной семью, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка. Труд приемных родителей по воспитанию детей (в отличие от опекуна, попечителя) является оплачиваемым. Размер оплаты, объем льгот, формы помощи и контроля приемной семьи разрабатываются и должны быть определены

Главная идея социального обеспечения – идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).

Отношения по социальному обеспечению есть часть распределительных отношений по поводу распределения предметов потребления пропорционально потребностям, признаваемым обществом, и под влиянием действия целого ряда экономических факторов. По-разному решается вопрос о том, какие отношения охватываются понятием «социальное обеспечение».

Можно говорить о трех основных концепциях:

1. сторонники первой рассматривают данное понятие в узком смысле – как обеспечение за счет общественных фондов потребления только нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых имеются несовершеннолетние дети;

2. авторы, придерживающиеся второй точки зрения, которую можно назвать традиционной, так как она является преобладающей, понимают под социальным обеспечением материальное обеспечение граждан в старости, при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществление охраны материнства и детства, медицинское обслуживание;

3. наиболее предпочтительной является третья концепция, которая основывается на наиболее широком понимании социального обеспечения как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого бесплатно на началах равного доступа к ним каждого гражданина. При таком подходе содержанием социального обеспечения будет не только собственно обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и предоставление лекарственных средств, обеспечение жильем, право на получение образования и на пользование достижениями культуры.

Таким образом, социальное обеспечение – это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны. Или необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.

Вид социального обеспечения это способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

Пенсия это государственная выплата, производимая из пенсионного фонда с целью материального обеспечения нетрудоспособных граждан в связи сих прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в размерах, как правило, соизмеримых с размером прошлого заработка.

Следующим видом социального обеспечения, имеющим большое распространение, являются пособия это ряд видов социального обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Первый вид данной группы составляют так называемые трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т. д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования. Наличие трудовых связей между субъектом обеспечения пособием и страхователем, в роли которого выступает предприятие или иной аналогичный объект, обязательно. Цель трудовых пособий – полное или частичное возмещение утраченного заработка, с которым их размер соизмерим, т.е. в период нетрудоспособности лицо, не совершая никаких действий в пользу предприятия, получает от него денежное содержание.

К числу трудовых пособий относятся, например, пособия по беременности и родам.

Вторая группа социальные пособия. Они отличаются от первой группы тем, что не связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель – предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудится (инвалиды 1-ой группы, инвалиды 1-ой и 2-ой групп), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии. Для других лиц их размер таков, чтобы обеспечить удовлетворение лишь незначительного круга жизненно-необходимых потребностей. Социальные пособия являются выразителем заботы общества о лицах, оставшихся в силу тех или иных причин без средств к существованию. Их установление следует рассматривать как проявление гуманизма общества. Источник выплаты данных пособий – государственный бюджет.

Таким образом, социальные пособия это ежемесячные денежные выплаты из специальных государственных фондов в установленных законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения (кроме семейных пособий).

К их числу относятся социальные пенсии. Отнесение в законодательстве социальных пособий к пенсиям вызвано сложившейся мировой законной практикой.

Третья группа семейные пособия. Субъектом их получения является семья. Основное социальное назначение семейных пособий оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях. Они выплачиваются в качестве дополнительной помощи независимо от других доходов семьи из государственного бюджета в размерах, определяемых исходя из суммы минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством.

К ним относятся пенсии на детей-инвалидов, пособия по уходу за малолетними детьми, одиноким матерям, на детей малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, на погребение и т.д.

Следующий вид обеспечения предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т.д.

Еще одним видом обеспечения является натуральное обеспечение, т.е. передача некоторым категориям граждан в собственность или в пользование материальных ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения, лекарственными препаратами некоторых групп инвалидов, о предоставлении жилья за счет государственного жилого фонда.

Распределение данных видов социальной защиты должно идти в широком соответствии с нормативно правовыми актами, принятыми как на уровне РФ, так и на уровне субъектов федерации.

Социальная защита это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений социально-приемлемого уровня жизни. Она включает в себя:

- предоставление государственных социальных гарантий всем категориям граждан, т.е. минимальные размеры заработной платы и социальных выплат, прожиточный минимум и индексация личных доходов;

- организацию социальной помощи малоимущим и слабо защищенным группам населения.

Новая система социальной защиты должна формироваться на следующих основных принципах:

1. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности, адресность и целенаправленность.

Для нетрудоспособных – престарелых, детей, инвалидов, акцент должен быть сделан на поддержание достойного уровня жизни этой категории, обеспечение доступа к потреблению важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов.

2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий. Система не должна быть подобием «скорой помощи».

3. Система социальной защиты должна действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, областном, местном, даже на уровне предприятия или организации.

4. Гуманность и милосердие, готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию.

5. Гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного бюджета прожиточного уровня.

6. Комплексность - предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи.

7. Динамичность - оперативный пересмотр социальных нормативов социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного уровня.

8. Самостоятельность органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих социальных программ.
перейти в каталог файлов
связь с админом