Главная страница
qrcode

8 Модели коммуникации агентов


Название8 Модели коммуникации агентов
Дата20.11.2020
Размер28 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла3.doc
ТипДокументы
#113254
Каталог

8.5. Модели коммуникации агентов

Существует немало различных моделей коммуникации. В каждой из них рассматривается какая-либо сторона коммуникации. Так в классической модели Шеннона—Уивера коммуникация понимается как информационный процесс. В свою очередь, Г. Бейтсон трактует коммуникацию как социальный процесс. Коммуникация агентов неразрывно связана с их интенциональными характе­ристиками и часто служит для построения когнитивных моделей Гдруг друга. В контексте формирования и функционирования MAC коммуникация может рас­сматриваться как преднамеренное воздействие одного агента на другого (когда первый агент стремится что-то получить от второго). Здесь интенциональная коммуникация выражает волю или решимость агента действовать и связана с его выбором. В то же время случайная коммуникация характеризуется тем, что у агента-источника нет четких намерений относительно других агентов. По­этому при случайной коммуникации у сообщения имеется семантика, но нет собственной "прагматики (множественный выбор поведения у агента-приемни­ка). Ниже подробнее рассмотрим 8.7. Теория и средства коммуникации, базирующиеся на речевых актах

Одной из наиболее популярных теорий коммуникации агентов в MAC являет­ся теория речевых актов. Эта теория позволяет строить протоколы коммуникации между агентами. Подобный протокол предполагает описание ограничений для каждого коммуникативного акта. Эти ограничения зависят от рассуждений взаи­модействующих агентов.

8.7.1. Теория речевых актов

Теория коммуникативных (речевых) актов была предложена Дж. Остином [Aus­tin, Г962] и Дж. Серлом [Searle, 1961], а впоследствии формализована Т. Вино­градом и Ф. Флоресом [Winograd and Flores, 1986]. Она рассматривает общение как одну из форм целенаправленного поведения, подчиняющегося определенным/' правилам. Коммуникативный акт — это двусторонний процесс взаимодействия, например, говорение/слушание, чтение/запись, и пр. Применительно к MAC «говорящим» считается агент, который передает информацию, а «слушающим» — агент, который ее интерпретирует.

Исходная идея теории речевых актов очень проста и опирается на обыденную практику взаимодействий в ходе разговоров между людьми. Как правило, любой разговор преследует определенную цель, ради достижения которой он и разво­рачивается. Так типичной целью «говорящего» может быть изменение позиции «слушающего», «заражение» его определенными идеями, интересами и задачами. В свою очередь, характерная цель «слушающего» состоит в получении некоторой важной для него информации, усвоении круга понятий, обучении некоторым действиям, и пр. Поэтому речевые акты можно рассматривать как намеренные действия, выполняемые в процессе коммуникации.

Как известно, единицей речи является высказывание, а единицей языка — предложение. В то же время минимальной и базисной единицей коммуникации выступает двусторонний коммуникативный (речевой) акт. Анализ всех возможных в данной коммуникативной ситуации речевых актов и определение соответству­ющих ограничений, зависящих от рассуждений агентов, позволяет составить протокол коммуникации.
8.7.4. Теория диалоговых сетей

Теория диалоговых сетей есть расширение теории речевых актов, которое опирается на определение протоколов коммуникации. Всякий речевой акт пред­ставляет собой цепочку фраз (высказываний), в результате которых происходят изменения ментальных состояний у собеседников.

Главные свойства коммуникативных структур типа диалогов (по Т. Винограду и Ф. Флоресу) таковы:
Диалоги начинаются с исходного речевого акта (ассертивного, промиссив-ного, экзерситивного декларативного или экспрессивного) и характеризуют намерения одного агента по отношению к другому.
  • На каждом шаге диалога существует ограниченный набор возможных дей­ствий (принять, отклонить, сделать контрпредложение и т.п.).
  • Существуют терминальные состояния, определяющие завершение диалога. Когда достигается одно из этих состояний, диалог считается законченным.
  • Речевые акты меняют не только состояние диалога, но и состояния агентов (убеждения, желания, намерения), которые всегда зависят от диалога и его результатов.
    Итак, диалог можно рассматривать как последовательность состояний, свя­зываемых переходами, и описывать с помощью конечного автомата.
    перейти в каталог файлов


  • связь с админом