Главная страница
qrcode

А. Володин. Фабричная девчонка Комната в фабричном общежитии. Софиты на треногах


НазваниеА. Володин. Фабричная девчонка Комната в фабричном общежитии. Софиты на треногах
АнкорА.Володин Фабричная девчонка.doc
Дата27.09.2017
Размер148 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаА.Володин_Фабричная девчонка.doc
ТипДокументы
#37548
страница1 из 4
Каталог
  1   2   3   4

А.Володин. Фабричная девчонка


Комната в фабричном общежитии.
Софиты на треногах.
По радио, заглушив песню, грянул текст предпраздничной передачи: "Город Ленина вместе со всей страной готовится к встрече тридцать девятой годовщины Великого Октября. В день всенародного праздника советские люди еще раз продемонстрируют свою верность делу партии, преданность идеям ленинизма..."
Кинооператор, бормоча и напевая, проверяет съемочный аппарат. Бибичев наблюдает, как идет подготовка к съемке. В двери теснятся девушки из других комнат.


Б и б и ч е в. Закройте дверь! Мешаете же, мешаете!.. Дмитрий Семенович, вы готовы? Мы готовы.

Ж е н ь к а. Товарищ оператор, можно я желтую кофточку надену?
Б и б и ч е в. Нечего, нечего.
К и н о о п е р а т о р. Надевайте.

Женька приоткрыла дверцу шкафа, за ней переоделась.


К и н о о п е р а т о р. Хорошо бы книжек на этажерку. Есть книги?
Б и б и ч е в (к тем, кто в двери). Кто-нибудь, принесите книги. Вот ты давай, Оля.

Л е л я. А где я их возьму?
Б и б и ч е в. В красном уголке.
Л е л я. А мне не дадут.
Б и б и ч е в. Дадут. Скажи, Бибичев велел. Под мою ответственность.
К и н о о п е р а т о р. Эта кровать мешает.
Б и б и ч е в. Эта? Девочки, кровать!

Девочки, тяжело грохнув, переставили кровать. Принесли книги.


Б и б и ч е в. Куда их?
К и н о о п е р а т о р. На этажерку.

Надюша, пошептавшись с Бибичевым, тоже скрылась за дверцей шкафа.

Л е л я. Не возись, Надюша.
К и н о о п е р а т о р. Так. Свет дали, ребята. Девочки, за стол. Сели.

Загорелись софиты.

Б и б и ч е в. Девочки, сели, сели.
К и н о о п е р а т о р. Столик на полметра сюда.

Передвинули.


- Хорошо. Так, чтоб я вас никого не перепутал... (Бибичеву.) Отойдите, мешаете, вы в кадре. Так, комсорг кто у вас?
Л е л я (встала). Я.

К и н о о п е р а т о р. Вы комсорг. Садитесь. Я вас перепишу. Так, это комсорг, клетчатое платье. Дальше кто у нас?
Н а д ю ш а. Надежда Лапина. Пришла на фабрику после десятилетки.
Б и б и ч е в. Вообще-то Анну Петровну надо как-то...
К и н о о п е р а т о р. Не надо Анну Петровну. Дальше.
Ж е н ь к а. Шульженко, Евгения. Прядильщица. Желтая кофточка, с клипсами.
К и н о о п е р а т о р. Клипсы снимите, пожалуйста. Дальше.
Ж е н ь к а. Ирина Волкова, тоже прядильщица. Шатенка двадцати лет.
Б и б и ч е в. Шульженко! У нее свой язык есть!
К и н о о п е р а т о р. Клипсы снимите! Я же просил!
Ж е н ь к а (сняла). Это - Бибичев. Освобожденный секретарь.

Кинооператор записал, проверил свет экспонометром.


Н а д ю ш а. Скажите, а разговаривать можно?
Б и б и ч е в. Лапина, не болтай.
К и н о о п е р а т о р. Можно.

Н а д ю ш а. А с вами?
К и н о о п е р а т о р. Пожалуйста. (Помощнику.) Камеру. (Подали ручную камеру.) Сколько там?
П о м о щ н и к. Может не хватить.
Н а д ю ш а. Вы с нами познакомились, а мы с вами нет. Даже не знаем, как вас звать.
К и н о о п е р а т о р. Дмитрий Семенович.
Б и б и ч е в. Закройте дверь, сколько нужно говорить! (Занял место перед камерой среди девушек.)
К и н о о п е р а т о р. Товарищ, вы же в кадре!

Бибичев отошел.

- Так, начинаем со слоника, потом пойдут книжки...

Н а д ю ш а. Дмитрий Семенович, а интересно кинооператором работать?
К и н о о п е р а т о р (проверяя панораму). Очень. Дальше кровать.
Ж е н ь к а. Что-то стала интересоваться. Федору напишу.
Н а д ю ш а. Федю я ни на кого не променяю.
К и н о о п е р а т о р. Панорама, отъезд от койки, ясно. Никто не мешает. Так, девочки, все внимание сюда. Комсорг Леля, тетрадку раскройте, готовитесь к экзамену. Вы...
Ж е н ь к а. Евгения...
К и н о о п е р а т о р. Лист бумаги. Есть лист бумаги? Пишете письмо родным.
Ж е н ь к а. Нет родных, я детдомовская.
К и н о о п е р а т о р. Извините, тогда знакомым. (Ирине.) Волкова. Входите с чашками, разливайте чай. Я скажу, когда входить. (Надюше.) Берете книжечку с этажерки...

Н а д ю ш а. Любую?
К и н о о п е р а т о р. Любую. Присели на кровать, читаете.
А с с и с т е н т. Может не хватить.
Б и б и ч е в. Сервизик бы надо.
К и н о о п е р а т о р. Не надо сервизик. Собрались, девочки. Быстро сделаем, и все свободны. Внимание! Готовы? Дали свет. (Комната озарена.) Волкова, за дверь, я скажу. Все готовы? Каждая занимается своим делом! Мотор! Поехали. (Стрекочет камера.) Слоник... Книжечки... Теперь Надя.

Надюша задумчиво посмотрела в объектив.

К и н о о п е р а т о р (выключил камеру). Надя! Надюша, милая! В чем дело? Девочки, в камеру не смотрит никто! Я же просил!
Н а д ю ш а. Ой, я испортила!
К и н о о п е р а т о р. Ну конечно испортила. Напоминаю. Вы (Леле) занимаетесь экзаменами. Вы (Надюше) читаете книжку. В камеру никто не смотрит. Понимаете? Еще раз! Свет! Внимание! Собрались! Тихо. Еще раз. Мотор! Слоник пошел... Книжки... Надежда, сейчас вы молодец... Комсорг, повыше голову... еще повыше. Задумалась... Теперь Волкова пошла. Пошла, пошла, давно пошла! Разливает чай, разливает... Хорошо. Не торопитесь... Села на свое место. Молодцы! Стоп! Спасибо, девочки. А сейчас все - в сторонку, в угол. А вы, комсорг, сидите. Свет на комсорга. (Леле.) Занимайтесь чем занимались, когда я скажу - посмотрите в камеру.
Л е л я. Вы сказали не смотреть.
К и н о о п е р а т о р. Вам можно. Коля, перевези прибор.

Осветитель перевез софит, осветил Лелю с затылка.

- Наезжаем. (Приближается к Леле.) Наезжаем, наезжаем...
Ж е н ь к а. Леля, улыбнись! Ну, улыбнись, Леля! Улыбнувши лучше!

Леля улыбнулась.

К и н о о п е р а т о р. Стоп! (Выключил камеру.) Не надо улыбаться! Улыбаться не надо!.. Еще раз. Мотор! Начали! (Леле.) Сосредоточилась - глаза в камеру, в камеру! Стоп! Отлично! Съемка окончена, всем спасибо.

Софиты погасли.


Н а д ю ш а (подходит). Дмитрий Семенович! А вы еще придете к нам?
К и н о о п е р а т о р. Внимание! Девочки! У нас с вами еще съемка в парке и подшефном детском саду.
Л е л я. Как в саду? Мы же туда уже два месяца не ходили...
Б и б и ч е в. Ходили, ходили. Надо только предупредить, позвонить.

К и н о о п е р а т о р. В среду после работы могли бы?
Б и б и ч е в. Понадобится - освободим от работы. (Девушкам.) Книжки - в красный уголок!
К и н о о п е р а т о р. Очень хорошо, до среды. (Жмет Бибичеву руку.) До свиданья.

Осветители уложили аппаратуру в ящики, вынесли.

А с с и с т е н т. Камеру менять пора.
К и н о о п е р а т о р. Это в дирекцию, это в местком, я пас, вс╦ пора менять. До свиданья, девушки, до среды.
Н а д ю ш а. До свиданья, заходите.
Ж е н ь к а. Всем спасибо, всем пожалуйста, вот что такое интеллектуал.
Л е л я. Книжки в красный уголок.
Ж е н ь к а. А Надюша, видели? Ну, оторва!
Н а д ю ш а. А что такое, разъясни.

Ж е н ь к а. Скажите, кинооператором интересно работать?
Н а д ю ш а. На себя лучше обрати внимание.
Ж е н ь к а. Если у него что-нибудь получится - представляете? Приходишь в кино с молодым человеком, и вдруг он видит тебя на экране. Скромное обаяние, простая на первый взгляд девушка.

Н а д ю ш а. А кровати кто обратно поставит?
Л е л я. Бибичев обещал ребят прислать.
Ж е н ь к а. Как им нужно - пожалуйста, а как нам - никого. Ир, помоги!

И р и н а (она разговаривает медленно. Мысли ее не здесь). А эти киножурналы только у нас показывают?
Ж е н ь к а. Может, и в заграницу пошлют. Ты напиши своему. Супругу.
И р и н а. Сегодня выхожу из проходной, думаю: там ничего этого не будет. Ничего. Все чужое. И на всю жизнь...
Ж е н ь к а. Кого посылаем?.. Вот я бы поехала! И сготовлю и спляшу, и варежки свяжу.
Л е л я. Тебя там не хватало! Стыда не оберешься на всю Европу.

И р и н а. Леля, скажи, ты бы поехала?
Л е л я. Я бы не поехала. А ты поедешь.

И р и н а. Почему?
Л е л я. Потому что ты ненормальная.
Н а д ю ш а. Где мои "Крокодилы"? Восемь штук было...
И р и н а. Если бы я была уверена. А я знаю, что он меня все равно разлюбит.

Ж е н ь к а. Псих! Ты поможешь или нет?
И р и н а. Встречались мы с ним в нашем клубе. Гуляли в нашем саду. Он иностранный студент. Я русская девушка. Я ему казалась чем-то таким... А там буду совсем другая.

Л е л я. Если ты ему не веришь, как же ты можешь ехать?
И р и н а. Вот я и говорю...
Л е л я. Книжки - в красный уголок. Давайте.
Ж е н ь к а. Можно подумать - здесь умные люди живут. Полбиблиотеки собрали.

Девушки стали выносить книги. Вошел Бибичев.

Б и б и ч е в. Комелькова, задержись.

Леля осталась.

Б и б и ч е в. Чего же бледная такая... Погуляла бы немного. Кислород необходим.
Л е л я. Ладно, Юра. Если по делу - говори.
Б и б и ч е в. По делу, по делу... В общем, так. Звонили из "Комсомольской правды". Просили, чтобы кто-нибудь написал в газету статью, под названием "Нам стыдно за подругу". О девушке, которая относится легкомысленно, в общем, о моральном облике.

Л е л я. А я тут при чем?
Б и б и ч е в. Ты лучший комсогрупорг. Кому же писать, так не тебе.
Л е л я. Нашел фельетониста. Я и писать-то не умею.
Б и б и ч е в. Кандидатуру нужно подобрать. Чего греха таить, что, нет у нас таких, что ли? Лель! Навалом! Эта вот (показывает на Надюшину койку.) Подарок... Да? Нет? Эта вот... замуж в заграницу собралась... Здесь никого себе не нашла.

Л е л я. А почему обязательно из нашей группы?
Б и б и ч е в. Давай из другой. Из какой? Тогда почему не из вашей? Потому что для киножурнала снялись? Наоборот, хорошо. Не боимся критиковать авторитеты.
Л е л я. Я писать не буду.
Б и б и ч е в. Леля! Там просили. Там очень просили. Чтобы в результате статьи каждый оглянулся на себя... Спросил бы себя честно, по-комсомольски: а правильно ли он живет сам?.. А нет ли подобных среди подруг, друзей?.. Кто-нибудь все равно напишет. Какой-нибудь корреспондент. Лучше уж мы сами.

Леля молчала.

- А насчет кандидатуры подумай, Леля. Серьезно подумай. Хорошенько приглядись.

Вошли Надюша, Женька, Ирина.


Н а д ю ш а. А кровати кто обратно поставит?
Ж е н ь к а. А Бибичев ребят обещал прислать - молодых, стройных, высоких...
Б и б и ч е в. А ну! (Помогает поставить кровати. Лихо, весело.) Ну, я пошел.
Л е л я. Подожди, подожди.

Б и б и ч е в. Леля! Леля, ты что?
Л е л я. А с детским садом как быть?
Б и б и ч е в. Я же говорил - позвоните.
Л е л я. Я звонить не буду.
Б и б и ч е в (вздохнул). Так надо, Леля. Понимаешь? Надо! У меня все. (Уходит.)
Ж е н ь к а. Подруга! По правде не проживешь. Учись у Надюшки.

Н а д ю ш а. Что это - у меня?
Ж е н ь к а. Иди-иди, расскажи Феденькиной матери, как ты к оператору подъезжала.
И р и н а. Сказали бы по-честному: в садик не ходим, сниматься не будем.
Л е л я. Только что на бюро отчитывалась.
Ж е н ь к а. Вот, не надо врать вам, комсоргам.

Взяла зеркало, принялась наводить красоту.

Л е л я. Шла бы ты... мазаться в умывальную.
Ж е н ь к а (раскинув руки). Повторяем танец. Па-де-зефир. Движение ветерка. (Напевая мелодию, танцует.)
Л е л я. Почему вчера на комсомольском собрании не была? Стали проверять - тебя нет.
Ж е н ь к а. Я была. Прения начались, я ушла.

Л е л я. Почему?
Ж е н ь к а. Скучно стало, подруга.
Л е л я. А от кого это зависит? От нас же самих.
Ж е н ь к а. Что от нас зависит? Позовут - мы проголосуем.
Н а д ю ш а. Чья бы корова... Только и делаешь - всех критикуешь.

Ж е н ь к а. А если у меня критическое направление ума?
Н а д ю ш а. Критиковать легче, чем делать.
Ж е н ь к а. Хватит! Надоело. Счастливо оставаться!

Л е л я. Куда?
Ж е н ь к а. В клуб "Первое мая".
Л е л я. Смотри, Женя, смотри.

Ж е н ь к а. Чего это мне смотреть?
Л е л я. Каждый раз попадаешь в какую-нибудь историю.

Ж е н ь к а. А я виновата, что ко мне пристают?
Л е л я. Ко мне что-то никто не пристает.
Ж е н ь к а. Нашла чем хвалиться.
Л е л я. Потому что я знаю им цену.
Ж е н ь к а. Я тоже знаю, не волнуйся.
И р и н а. Девки! Да что вы такое говорите! Слушать страшно. Люди всем жертвовали ради любви, сколько таких примеров! Я даже предание такое читала: в мире разбросаны половинки. И эти половинки всю жизнь ищут друг друга. И только когда они встретятся...
Ж е н ь к а. Дочиталась. Салют, девы! (Ушла.)


В клубных небесах заливался эстрадный оркестрик тех лет. Скрещивались, вспыхивали лучи клубных прожекторов.
А в общежитии уже полутемно. Светится переплет стеклянного окошка, выходящего в коридор. Девушки спят. Только Женькина койка пуста.


И р и н а (поднимается на постели). Девочки!.. (Ей не отвечают.) Девочки!

Л е л я (не сразу). Что?
И р и н а. Я еду.
Н а д ю ш а. Черт, только заснула...
И р и н а. Надюша! Я решила. Еду!
Н а д ю ш а. Счастливая...
И р и н а. Не знаю.
Н а д ю ш а. Господи! Мне бы уехать куда-нибудь... Закатиться. Другой дом, другие люди. А какие - неизвестно. Хуже нет, когда заранее все известно. (Поднялась в сорочке, пошла к шкафу.) Целая банка варенья была. Все съели. (Присела за стол, доскребает.) Вот - Федя. Он меня любит. И я его люблю. И мама его, Анна Петровна, меня тоже любит. И я знаю, как мы будем жить. Вот так - шкаф, так - тумбочка... А могло быть по-другому? Открывается дверь, и заходит какой-то человек...
Л е л я. Мужчина.
Н а д ю ш а. И говорит: "Надежда! Идем". Не стану спрашивать куда. Пойду.

Л е л я. Иждивенческие настроения. Кто-то придет, кто-то позовет. А сама ты что, уж не человек?
И р и н а. Смотри, Надька. Что имеем - не храним, потерявши - плачем.
Н а д ю ш а. Феденька - мой!
И р и н а. Как ты странно говоришь - "мой". Если по-настоящему любишь - всегда, наверно, кажется, что ты недостойна его.
Н а д ю ш а. Глупо.

И р и н а. Ведь если ты его любишь, то считаешь самым лучшим человеком. Так?
Н а д ю ш а. Ну?
И р и н а. А он почему-то вдруг любит тебя!
Н а д ю ш а. Значит, он тоже считает тебя самым лучшим человеком. Только не разубеждай его в этом.
И р и н а. По-моему, есть два вида любви. Одни думают только о том, что они могут получить от любимого, а другие - что они могут дать любимому человеку.
Н а д ю ш а. Сколько людей - столько родов любви.

Л е л я. Мы будем спать?

Замолкли.

И р и н а. Леля...

Л е л я. Что?
Н а д ю ш а. Ну, начинается. На всю ночь. Скорей бы уж уехала.

И р и н а. Я хочу тебя спросить... Можно?
Л е л я (не сразу). Можно.
И р и н а. Ты любила кого-нибудь? Ты понимаешь, в каком смысле я спрашиваю? В буквальном.

Леля молчала.

- Если не хочешь - не отвечай.

Леля молчала.

- Ты скрытная...

Хлопнув дверью, входит Женька. Зажгла свет, швырнула сумочку на кровать, села за стол.

Ж е н ь к а. Гады!

Л е л я. Кто?
Ж е н ь к а. Все. Какой-то чижик пристал, а меня из клуба.

Л е л я. Так! Сколько раз предупреждала, - горох об стенку! Достукалась?
Н а д ю ш а. Теперь начнется веселая жизнь. Пятно на всю группу.
Ж е н ь к а. А эта только за себя дрожит!
Н а д ю ш а. Не за себя, а за группу.
И р и н а. Действительно, Женя. Лучшая группа.
Ж е н ь к а. Хватит! Лучшая, лучшая, - надоело! Переведите меня в худшую!

Л е л я. Тебе не стыдно?
Ж е н ь к а. К черту! До двадцати пяти лет молодость, а потом можно и воспоминания писать!

Л е л я. А сейчас ты не живешь?
Ж е н ь к а. Прозябаю!
Л е л я. Ясно. Ну так вот, дорогая. Мне поручили написать статью в "Комсомольскую правду" о моральном облике. И если ты до того докатилась, что тебя из клуба выгнали, да еще эти твои рассуждения... Как хочешь, Женя, я напишу о тебе!
Ж е н ь к а. Вот везуха! В газету попасть! Давай, Леля, строчи!
И р и н а. Бессовестная ты, Женька. Пиши, Леля, я тебе помогу!
Л е л я. И напишем! От всей комсогруппы напишем!
Н а д ю ш а. Да вы что, девки, с ума сошли? Сор из избы выносить...

Л е л я. А ты хочешь со всеми хорошей быть?
Н а д ю ш а. Если у тебя плохое настроение, не срывай его на других!
Л е л я. Со всеми хорошей быть нельзя. Как конфетку оближут!
Н а д ю ш а. Кидаться на всех тоже не буду!

Л е л я. Я кидаюсь, да? Кидаюсь? Кидаюсь?
Ж е н ь к а. Вот сейчас бы вас для кино снять!
Л е л я. Пошла ты!..
Ж е н ь к а. Да еще со всем лексиконом!


Кинооператор сидел перед просмотровым экраном. В зале Надюша. На экране - кадры из киножурнала.

Г о л о с  д и к т о р а. "Наш корреспондент побывал в общежитии, где живут девушки лучшей комсомольской группы фабрики. Это - Надежда Лапина, Евгения Шульженко, Ирина Волкова, а это - комсорг Елена Комелькова".

На экране Женька, Леля, Надюша. Крупно - Леля. Она оторвались от конспектов, улыбнулась.

К и н о о п е р а т о р. Стоп! Я же просил не печатать этот кадр! В чем дело? (На экране замелькали треугольники и зигзаги. В зале загорелся свет.) Коля, перемотай и отнеси в монтажную. (Надюше.) Ну как?
Н а д ю ш а. Все очень хорошо получились. Я одна плохо. Хуже всех.
К и н о о п е р а т о р. Секундочку. Подождите.

Н а д ю ш а. Вы мне?
К и н о о п е р а т о р. Да, сейчас...
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов


связь с админом