Главная страница

Капская Подарки фей. Развивающая сказкотерапия... А. Ю. Капская т. Л. Мирончик подарки фей развивающая сказкотерапия для детей творческий Центр речь санктПетербург


Скачать 1.37 Mb.
НазваниеА. Ю. Капская т. Л. Мирончик подарки фей развивающая сказкотерапия для детей творческий Центр речь санктПетербург
АнкорКапская Подарки фей. Развивающая сказкотерапия.
Дата04.05.2017
Размер1.37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKapskaya_Podarki_fey_Razvivayuschaya_skazkoterapia.pdf
ТипДокументы
#32360
страница1 из 9

С этим файлом связано 38 файл(ов). Среди них: Sachenko_V_-_Elektronny_zhurnal_Korablik_51-60.pdf, 1148723_A4603_gavrina_s_kutyavina_k_toporkova_i.pdf, Sachenko_V_-_Elektronny_zhurnal_Korablik_41-50.pdf, Uchimsya_reshat_zadachi.pdf, Kapskaya_Podarki_fey_Razvivayuschaya_skazkoterapia.pdf, JuaLCu4TYYc.jpg?extra=dmGlk_0LKszEAarIcwQ2wUyl4qjdKtfGL5i0MpuSoL, Sachenko_V_-_Elektronny_zhurnal_Korablik_31-40.pdf, Uchimsya_schitat.pdf, Sachenko_V_-_Elektronny_zhurnal_Korablik_21-30.pdf и ещё 28 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
А. Ю. КАПСКАЯ Т. Л. МИРОНЧИК ПОДАРКИ ФЕЙ РАЗВИВАЮЩАЯ СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ Творческий Центр РЕЧЬ
Санкт-Петербург
2008
Б Б К 8 8 . 8 К
Капская А. Ю, Мирончик Т. Л. К Подарки фей. Развивающая сказ коте р а пи я для дошкольников. - С П б . : Речь МС ф ера с.
ISBN 5-9268-0444-2 В книге представлена программа развития нравственной сферы дошкольников, описан ряд развивающих упражнений и методик для диагностики и исследования личности дошкольников. Кроме того, приведен ряд рекомендаций для воспитателей по взаимодействию с детьми и по использованию сказ-

котерапевтического подхода. Книга будет полезна для детских психологов и специалистов по дошкольному воспитанию.
ББК 88.8 В оформлении обложки использована работа Анастасии Перваковой Школа искусств На Васильевском», преподаватель С. Д. Медведева)
© А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик, 2006
© Издательство Речь, 2006
© П. В. Борозенец, обложка, 2006
I S B N 5-9268-0444-2 © А. Первакова, рисунок на обложку, 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 5 ПРОГРАММА ПОДАРКИ ФЕЙ. СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ 9 Методические рекомендации 10 Занятие 1. Знакомство 11 Занятие 2. Созвездие 13 Занятие 3. Путешествие на волшебную поляну (песочная терапия) 15 Занятие 4. Путешествие в сказочный лес 17 Занятие 5. Подарки феи 20 Занятие 6. Добрый мир 24 Занятие 7. Доброта 25 Занятие 8. Фея огня 27 Занятие 9. Нежность 29 Занятие 10. Вежливость 32 Занятие 11. Фея правды 35 Занятие 12. Фея чистоты 37 Занятие 13. Окружающий мир 40 Занятие 14. Дружба 44 Занятие 15. Дар любви 47 Занятие 16. Фея сказок 48 Занятие 17. В гостях у сказки 51 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА 55 Диагностика когнитивного компонента нравственного сознания 55 Метод Беседа 55 Методика Закончи историю 57 Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания 58 Методика Сюжетные картинки 58 Методика Цветовой тест отношений (ЦТО) 65 Диагностика поведенческого компонента нравственного сознания 66 Методика Сделаем вместе 66 Методика Подели игрушки 70 Методика «Проигрышнаялотерея» 70 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ 71

4 Оглавление Ритуалы вхождения в сказку 71 Игры для развития нравственной сферы 75
Арт-терапевтические методы в рамках сказкотерапии и дома 77 Игровые упражнения в рамках сказкотерапии 84 РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ 89 Формирование гуманных отношений между воспитателями и детьми 89 Консультация для воспитателей 91
1. Пословицы и поговорки 92 .
2. Игры и упражнения 92
3. Вопросы для дискуссии 94
ВВЕДЕНИЕ В мире много сказок, Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает Зло М. Шаинский Вопрос о том, как детям удается (или не удается) развить у себя ду­
ховно-нравственные чувства, становится все более важным для нашего общества. Рост преступности, различные травмирующие людей социальные события заставляют общественность страны серьезно задуматься над вопросами морали. Каждый индивид подвергается многочисленным влияниями все их невозможно учесть. Эти влияния накладываются на индивидуальную физиологическую основу. Один ребенок от рождения медлителен, основателен, все делает методически. Другой быстр, нетерпелив, вспыльчив — такое поведение принято называть гиперак­
т ив н ы м . Мириады влияний семья, детский сад, школа, средства массовой информации, улица, — воздействуют на ребенка, и невозможно предсказать их результат заранее. Время от времени каждый ребенок говорит матери Ну, все ребята так делают. Один ребенок, сказав это, все жена практике придерживается тех же ценностей, что и его родители другой же, может быть, из той же семьи, отвергнет большинство стандартов взрослых и будет ориентироваться только на сверстников. Ни особенности воспитания ребенка, ни преобладающие поведенческие стандарты общества не могут дать всей информации о нравственном развитии и поведении ребенка. Под нравственным развитием понимается формирование у детей нравственной шкалы отношений, с помощью которой он может измерить свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, э м пат и я , ценность совместной деятельности. Нравственное развитие — одна из центральных линий психического развития дошкольника. Нравственное развитие теснейшим образом
Подарки фей ». Развивающая сказкотерапии для дошкольников связано с развитием эмоциональной сферы ребенка. Оно невозможно, если ребенок не может понять эмоциональное состояние другого человека, неспособен управлять своими эмоциями. Нравственное развитие включает три взаимосвязанные сферы становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств и формирование нравственного поведения. Сначала дети усваивают моральные знания (что такое хорошо и что такое плохо. У них складывается первоначальное понимание нравственных норм, формируются моральные суждения и оценки. Дошкольники могут объяснить, кого можно назвать жадным, злым, добрыми т. д. Поданным психологических исследований, в дошкольном возрасте ребенок оказывается способным проявить симпатию (антипатию, э м пат и ю , сочувствие и сопереживание другому человеку, нежность, любовь к близким, чувство вины и стыда при нарушении нравственных норм поведения. Ребенок учится следовать моральным нормами самостоятельно делать моральный выбор. Нравственное развитие дошкольника имеет, поданным Ж. Пиаже, Л. Кольберга и других исследователей, следующие возрастные особенности Наличие интенции Дети дошкольного возраста оценивают события втер минах их физических последствий, однако дети более старшего возраста принимают во внимание намерение индивида, совершившего то или иное действие.
1) Относительность Дети дошкольного возраста считают, что любое действие может быть однозначно оценено как хорошее или плохое. По мере взросления они оставляют этот категорический подход.
2) Независимость последствий Дети дошкольного возраста обычно судят о тяжести проступка по серьезности наказания за него дети более старшего возраста оценивают проступок потому, насколько важное правило поведения было нарушено, и потому, какой ущерб был нанесен.
3) Готовность дать сдачи Многие дети младше 12 лет не могут поставить себя на место другого. Они действуют только в зависимости от своих чувств и потребностей и неспособны понять, что движет другими. Дети склонны давать сдачи, если их обидели. Однако некоторые достаточно рано проявляют готовность мириться и прощать.
4) Использование наказания для исправления и перевоспитания Маленькие дети склонны считать, что за любой проступок надо стро-
Введение
7 го наказывать. Более старшие дети считают более уместными мягкие наказания, достаточные для восстановления попранных прав жертвы и для исправления преступника.
5) Натуралистические взгляды на неудачу Дети младше 8 лет склонны видеть в своих неудачах наказание сост о ро н ы Бога или другой всемогущей силы [13]. По мере взросления дети обретают способность отличать наказания от несчастного случая. Задачи нравственного развития детей и технологии его реализации специально не прописаны, хотя говорится о том, что самовоспитание в концепции лично ст но- ориентированного подхода должно пониматься как приобщение к миру человеческих ценностей. Необходимость создания разработки и апробирования программы Подарки фей была продиктована тем, что именно в дошкольном возрасте формируются начала нравственного сознания. Рассматривая нравственное воспитание как один изв аж ней ш их компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься оформи ров ан и и детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель нравственного воспитания формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный русский педагог ВАС ухом ли нс кий справедливо считал Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку. Работа с детьми по программе Подарки фей преследует цель постепенного усвоения детьми общественных норм, определяющих, что правильно и что неправильно, а также формирования моральных суждений и социально приемлемого поведения. Это поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, прочувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, возможно, впервые попробует быть смелым, агрессивный — добрым, несобранный — аккуратным. Для изучения в данной программе были выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны детям 6—7 лет. Для реализации данной программы необходимо определить три этапа работы диагностический, формирующий, контрольный. Содержанием диагностического этапа является исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития детей. Для диагностики когнитивного компонента нравственного сознания можно использовать метод Беседа, методику Закончи историю и др. Для диагностики эмоционального компонента нравственного сознания можно использовать следующие методики

8 Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников Сюжетные картинки, Цветовой тесто т ношен и й » и другие. Чтобы изучить поведенческий компонент нравственного сознания используются следующие методики Сделаем вместе, Подели игрушки,
« Проигрышная лотерея и другие. Содержанием формирующего этапа является проведение корр е к ц ионно- развивающих занятий нравственной направленности. Контрольный этап заключается в тестировании. После завершения всех трех этапов проводится итоговое собрание родителей, где обсуждаются результаты работы с детьми и даются рекомендации родителями воспитателям по дальнейшему развитию нравственного сознания детей.
ПРОГРАММА ПОДАРКИ ФЕЙ.
СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЦЕЛИ

1) Формирование нравственного сознания) Развитие нравственных переживаний и чувств.
3) Формирование нравственного поведения. ЗАДАЧИ
1) Активизировать ценно ст нос мыс лов ой компонент сознания или ч нос т и детей, побудить их космы с лени ю общечеловеческих ценностей, косо знанию собственной внутренней позиции, к формированию собственных ценностных ориентации) Научить детей выделению, анализу и оценке поведения сточки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре.
3) Сформировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.
4) Сформировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.
5) Развить умение чувствовать и понимать другого.
6) Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
7) Развить творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.

10 Подарки фей *. Развивающая сказкотерапия для дошкольников МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Курс, состоящий из 17 коррекционных занятий, предназначен для детей 6—7 лет. Численность группы — 6—8 человек. Групповые занятиям о ж но проводить как впервой, таки во второй половине дня. Продолжительность каждого занятия минут. В основе корр е к ц ионно- развивающих занятий лежат такие технологии, как сказкотерапия и песочная терапия. Мир сказок всегда занимателен и разнообразен. Сказки затрагивают много типичных жизненных проблем, полны аллегорий и символов, доступных детскому сознанию. Психологическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать, что такое хорошо и что такое плохо, примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также помогает ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мири близких людей. В процессе песочной терапии, разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Кроме того, песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Занятия данной программы включают в себя игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях психогимнастику (имитационные игры метафорические этюды — релаксации свободное и тематическое рисование беседы, обсуждение рассказов, игр и т. п танцы, ритмику, телесные упражнения. Поведенческие навыки отрабатываются с помощью разнообразных приемов, указанных ранее. Каждый ребенок имеет право высказать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. Психолог может перед началом занятия обсудить с детьми те или иные духовно-нравственные аспекты, касающиеся поведения детей и их взаимоотношений в играх наз ан яти и , например победивший не всегда тот, кто сильнее и быстрее лучше честно проиграть, чем победить с помощью обмана мячом можно сделать больно нужно уступать более слабому и т. д. Необходимо обсуждать с детьми разные конфликтные исп о р н ы е ситуации, возникающие вовремя занятия Программа Подарки фей. Сказкотерапия для формирования нравственной сферы 11 Каждый психолог или педагог по своему усмотрению может использовать игры и упражнения данной программы в процессе духовно-нрав­
ственного воспитания, может постепенно влиять на характер детей, корректировать их поведение. ЗАНЯТИЕ 1. ЗНАКОМСТВО Цели Знакомство с детьми, формирование позитивного отношения ребенка к своему Я, принятие детьми друг друга, отработка позитивного взаимодействия детей друг с другом, снятие психоэмоционального напряжения. Ход занятия

1. Ритуал входа в сказку.
2. Знакомство. Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить Добрый день, Саша (улыбнуться и кивнуть головой, Добрый день, Маша. (называются имена детей по кругу, Добрый день, Татьяна Леонидовна и Алла Юрьевна, Добрый день, солнце (все поднимают руки, затем опускают, Добрый день, небо (аналогичные движения руками, Добрый день всем нам (все разводят руки в стороны, затем опускают
3. Упражнение Мое имя. Психолог задает вопросы дети по кругу отвечают. Тебе нравится твое имя Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее понравившийся ему вариант.
4. Упражнение Угадай, кого не стало. Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.
5. Упражнение Узнай по голосу. Дети встают вкруг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

12 Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников

6. Правила поведения в группе Помни о благодарности — говори волшебные слова. Помогай друзьям делись сними. Умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее. Нес р ы в ай злость на других. Не ссорься по пустякам. Нес м ей с я надо шибка ми других, ты можешь ошибиться сам. При споре договаривайся самостоятельно. Умеешь сам — помоги товарищу.
7. Игра Волшебная звезда. Я хочу вам рассказать одну историю. Она — про те времена, когда звезд на небе еще не было. Эта история про Звездочку, которая жила на Земле. Звездочка очень хотела радовать кого-нибудь своим сиянием. Но как она ни старалась, на Земле ее никто не замечал. Решила тогда Звездочка обратиться к мудрому волшебнику. Пришла она к нему испросила" Почему никто не замечает моего сияния И никто мне не радуется Что яд о л ж на сделать, чтобы другие люди могли заметить мой свет" Вот в е т нас вой вопрос она услышала слова мудрого старца "Сияние твоей звезды меркнет пос равнению с сиянием Солнца. Если ты хочешь, чтобы свет твоей звезды радовал людей, тебе придется жить на небе и появляться только по ночам. Нотам ведь холодно ист р а ш ноты не боишься этого" "Я согласна, — ответила Звездочка. Тогда волшебник в награду за ее смелость, желание дарить людям сияние своего света и радость окружил ее множеством других сверкающих звезд. А чтобы память он ей навсегда сохранилась на Земле, он сохранил ее изображение. Попробуйте отгадать где (Ответ в каждом из нас) Поэтому я хотела бы, чтобы вып од о шли сюда и образовали одну большую звезду. Встаньте вкруг. Сделайте круг таким тесным, чтобы, когда каждый из вас протянет руку к центру круга, получилась звезда. Эта звезда очень теплая, потому что она готова дарить свой свет, согревая сиянием своей доброты всех вокруг. Каждый из вас имеет собственный свет, но каждый из вас также принимает свет других. Все вместе вы составили одну большую звезду, свет которой гораздо ярче, чем свет каждого в отдельности. Почувствуйте рукой, которая направлена в центр круга, тепло этой звезды, а рукой, которая вытянута в другую сторону, — теплый свет, источаемый вашей собственной звездой. А теперь покажите мне, как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу (дети передвигаются очень маленькими шажками под музыку. А еще волшебник спрятал изображение звездочки в яблоке.
Программа Подарки фей, Сказкотерапия для формирования нравственной сферы 13 Психолог разрезает яблоко пополам и просит детей найти звездочку, в виде которой располагаются яблочные зернышки. Детям предлагается принять от Звездочки и Мудрого старца подарок в виде яблока. Звучит музыка.
8. Заключительный этап. Дети передают друг другу клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что чувствует тот, кто держит клубок, какое у него настроение, какое упражнение ему понравилось больше всего.
9. Ритуал выхода из сказки. ЗАНЯТИЕ 2. СОЗВЕЗДИЕ Цели Создание условий для сплочения коллектива предоставление детям возможности вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуацию сотрудничества, взаимоподдержки. Ход занятия
  1   2   3   4   5   6   7   8   9