Главная страница

«Дней Александровых прекрасное начало». «Дней Александровых прекрасное начало».ppt. Александр и его брат Константин воспитаны не родителями, а Екатериной II. Воспитатель наследника Ф. Ц. Лагарп, швейцарский республиканец


Скачать 1.43 Mb.
НазваниеАлександр и его брат Константин воспитаны не родителями, а Екатериной II. Воспитатель наследника Ф. Ц. Лагарп, швейцарский республиканец
Анкор«Дней Александровых прекрасное начало».ppt
Дата27.09.2017
Размер1.43 Mb.
Формат файлаppt
Имя файла«Дней Александровых прекрасное начало».ppt.ppt
ТипДокументы
#37574
Каталогid60377495

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: kievskaya_rus_test_10_kl.doc, Batyi.ppt.ppt, Тест.№3.docx, Ливонская война 1558.docx, Внешняя политика России в XVII веке.ppt.ppt, Внутренняя политика Александра I в 1815–1825 гг..ppt.ppt, Лекция №1.docx, Переход Руси к раздробленности.ppt.ppt, Тест №4.docx, Казанский и Астраханский походы Ивана Грозного.docx и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы




Александр и его брат Константин воспитаны не родителями, а Екатериной II.


Воспитатель наследника – Ф.-Ц. Лагарп, швейцарский республиканец.


Мягкий и обходительный – полная противоположность Павлу.


В то же время царю свойственны лицемерие и позерство.


Кн. А. Чарторыйский:


«Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление».








Какие политические выводы он должен был сделать?


Избегать конфликтов с дворянством.


Французская писательница Ж. де Сталь:


«Государственный строй России есть самодержавие, ограниченное удавкою».






Какие меры следовало предпринять во исполнение этого обещания?


Восстановлены Жалованные грамоты.


Ликвидирована тайная экспедиция.


Запрещены пытки.


Возвращены на службу уволенные Павлом офицеры и чиновники (12–15 тыс. человек).


Смягчена цензура.






Г.Р. Державин называл членов «Негласного комитета» якобинской шайкой.


Адмирал А.С. Шишков: «Молодые наперсники Александровы, напыщенные самолюбием, не имели ни опытности, ни знаний, стали все прежние постановления, законы и обряды порицать, называть устарелыми, невежественными».




Советы Лагарпа и «молодых друзей» оказались весьма осторожными: избегать «скоропостижных и насильственных реформ» и сохранять «всецело без ущерба» самодержавие.


Чем вызвана такая позиция?






Позднее избирательные права следовало распространить на другие сословия.


В ходе консультаций с «молодыми друзьями» Александр пришел к выводу, что дворянство будет действовать лишь в собственных интересах и не допустит расширения прав других сословий, особенно крестьян.


Поэтому была подготовлена «Жалованная грамота российскому народу», носившая всесословный характер.


Иногда ее рассматривают как введение к будущей конституции Российской империи.






Александр I с облегчением согласился и отказался от издания Жалованной грамоты.


«Почему Негласный комитет отверг Жалованную грамоту российскому народу»?






Первой стала реформа Сената.


П.А. Зубов предлагал дать Сенату законодательные права, составив его из знати и сановников.


Г.Р. Державин предлагал, чтобы Сенат избирали высшие чиновники.


Оба предложения отвергнуты.


Почему были отвергнуты проекты Зубова и Державина?


Потому что в этом случае дворянство смогло бы воспрепятствовать намеченным императором реформам.






Указы Сената надлежало исполнять «как собственные указы государя».


Сенат получил право «представлять государю о таких высочайших указах, которые сопряжены с большими неудобствами при исполнении, либо несогласны с другими законами».


Если царь не вносил изменений, опротестованный указ оставался в силе.


Ограничивал ли Сенат самодержавную власть императора?






В отличие от коллегий, министерства строились на принципе единоначалия.


Министр обладал всей полнотой власти в министерстве и единолично нес ответственность перед царем.


Структура министерства





Министерства:


Министерства:


иностранных дел, военное, военно-морское, внутренних дел, коммерции, финансов, юстиции, народного просвещения.


Сравните состав петровских коллегий и министерств. Объясните причины различий.






Он прекратил практику пожалования государственных крестьян в частные руки.


Совет Лагарпа: крепостное право «не должно быть уничтожено сразу, но освобождения крестьян можно достичь путем медленных и осторожных мер».


1801 г. – проект о запрете продажи крепостных без земли.


Проект провален Непременным советом из опасения «возбудить простой народ, всегда жаждущий свободы».


Осуществлен лишь запрет публиковать объявления о продаже крепостных в газетах.






Дворянство формально лишилось монополии на владение землей.


К крепостному праву это не имело отношения, хотя Мордвинов надеялся, что новые владельцы, не имея крепостных, станут использовать наемный труд, и дворяне, убедившись на их примере в невыгодности крепостного труда, начнут освобождать крепостных.




Помещики получили право отпускать крестьян на свободу, предоставляя им землю в собственность за выкуп.


Вольные хлебопашцы получали право владеть и распоряжаться землей, не раздробляя ее на участки менее 8 десятин.


Выкуп составлял 100 руб. серебром (400 ассигнациями) за ревизскую душу.


За 1803–1825 гг. вольными хлебопашцами стали 47 тыс. крестьян, т.е. менее 0,5% их общего количества, за 1803–1858 гг. – 152 тыс., 1,5%.








Чем были вызваны столь незначительные результаты Указа о вольных хлебопашцах?


1. Нежеланием помещиков освобождать крепостных.


2. Нежеланием помещиков лишаться части земли.


3. Чрезмерной величиной выкупа.


Высокий выкуп и непременное наделение землей были установлены потому, что власть желала предоставить свободу лишь крепким хозяевам.






Крестьяне объявлены наследственными держателями наделов, точно определены повинности.


1808 г. – запрет продавать крестьян на ярмарках поодиночке.


1809 г. – запрет помещикам ссылать крестьян на каторгу.


1811 г. – запрет помещикам ссылать крестьян в Сибирь.






Как вы понимаете эту мысль?


В 1803 г. создана четырехступенчатая система образования





Созданы 4 университета:


Созданы 4 университета:


Дерпт (1802 г.), Вильно (1803 г.), Казано (1803 г.), Харьков (1805 г.)


1804 г. – в Петербурге открыт Педагогический институт (в 1819 г. преобразован в университет).


Созданы 6 учебных округов.


В университетах разрабатывали программы и учебные пособия, готовили учителей.


Учебные округа возглавляли попечители – видные вельможи


(Петербургский – Новосильцев, Виленский – Чарторыйский).








Первый лицей – Демидовский, основан в 1805 г. в Ярославле.


1809 г. – Ришельевский лицей в Одессе (назван в честь основателя Одессы, герцого А.-Э. Ришелье, царского наместника на юге, французского эмигранта).


1811 г. – Царскосельский лицей.






Слайд №3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/74870


Слайд №4. http://www.alexanderpalace.org/jewels/alexander.html


Слайд №5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/972061; http://www.ras.ru/presidents/edbb9364-1f79-4f9f-a9f2-c2f125572194.aspx?hidetoc=1; http://www.portretlavka.ru/images/man/big/308.jpg; http://visualrian.ru/ru/site/gallery/#50276/context[q]=%D0%A7%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Слайд №6. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/74870


Слайд №14. http://www.navy.su/daybyday/april/17/index-photo.htm


Слайд №15–16. http://www.museum.ru/museum/1812/Persons/russ/t_a07i.html


Слайд № 17. http://www.runivers.ru/net/IMG/Blogs/2009/october/ludi_1.jpg


Слайд «19. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82


Слайд №21. http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=692





перейти в каталог файлов
связь с админом