Главная страница

Аутизми нарушения развития


Скачать 4.37 Mb.
НазваниеАутизми нарушения развития
Анкорautism_2016_n2.pdf
Дата17.04.2018
Размер4.37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаautism_2016_n2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#68956
страница2 из 8
Каталогid67924362

С этим файлом связано 73 файл(ов). Среди них: Kak_nauchit_Vashego_rebenka_pisat_bez_oshibok_-_Shklyarova.pdf, S_Sokolova_Shkola_origami_Applikatsii_i_mozaika.pdf, Diagnostika_universalnykh_uchebnykh_deystviy_1_klass.docx, 1aromshtam_marina_kak_dnevnik_rasskazy_uchitel_nitsy.pdf, pishi_pravilno._5_klass.docx, ?art=170690&format=a4.pdf&lfrom=241867179, Parochki_Derevya_zlaki_tsvety.pdf и ещё 63 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8
г) Потребность в упрощении содержания основной общеобразовательной
программы.
Для детей с РАС и задержкой психического развития или интеллектуальными нарушениями содержание основной общеобразовательной программы упрощается.
Для детей с РАС и ЗПР, обучающихся по 2-му варианту АООП (8.2), упрощение планируемых результатов распространяется только на коммуникативные универсальные учебные действия, которые являются для них недостижимыми.
Для детей с РАС и интеллектуальной недостаточностью, обучающихся по 3-му и 4-му вариантам АООП (8.3, 8.4), упрощаются предметные результаты, а мета- предметные — полностью редуцируются. Вместо универсальных учебных действий
(УУД), составляющих основу метапред- метных результатов, у детей формируют базовые учебные действия (БУД).
3 группа особых образовательных потребностей — потребности, связанные с адаптацией способов подачи учебного материала Потребность в упрощенных способах подачи учебного материала.
Трудности переработки слухоречевой информации, понимания абстрактных понятий, печатных текстов, характерные для детей с РАС, создают для них существенные проблемы при усвоении нового учебного материала. При прохождении новых тем педагогам необходимо адаптировать способы объяснения использовать упрощенную речь и дополнительные наглядные средства.
б) Потребность в упрощении инструк-
ции.
При обучении детей с РАС важно не только упрощать способы представления нового учебного материала, но и инструкций, т.к. обработка и выполнение длинных многоступенчатых инструкций может вызывать серьезные трудности у этих детей.
Наиболее распространенные способы упрощения инструкции — это ее запись на доске, разбивка на части, замена письменных инструкций пиктограммами, наглядная демонстрация действия.
в) Потребность в дополнительной визуальной поддержке.
Поскольку у детей с РАС преобладают наглядные формы мышления, при объяснении нового материала ив процессе выполнения учебных заданий необходимо использовать дополнительную визуальную поддержку, включающую наглядные модели и иллюстрации, опорные схемы, конспекты и т.д.
г) Потребность в устранении двойных требований.
К обучающимся часто предъявляются сложные двойные требования решить задачу и аккуратно записать решение в тетрадь, записать под диктовку слова ивы- делить орфограмму и т.д. Для детей с РАС с ЗПР или интеллектуальными нарушениями выполнение таких двойных требований сложная задача.
В ситуациях, когда ребенок с РАС не справляется с двойными требованиями, учителю необходимо определить приоритеты и снять одно из них. Возможный способ устранения двойных требований — подготовка частично заполненных специальных
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). 2016
А.В. Хаустов. Особые образовательные потребности обучающихся
с расстройствами аутистического спектра. Khaustov. Special educational needs of students with autism spectrum бланков, рабочих листов, использование которых позволяет сфокусироваться на актуальной учебной задаче и минимизировать дополнительное требование.
д) Потребность в дроблении учебных задач на отдельные последовательные
шаги.
Скорость и качество обработки новой информации и, соответственно, темп и продуктивность усвоения новых тем обучающимися с РАС обычно ниже, чему других детей с аналогичным уровнем интеллектуального развития. Поэтому, у многих из них возникают трудности с усвоением нового объемного учебного материала. Преодолеть эти трудности возможно путем его дозированной подачи и деления на более мелкие последовательные шаги группа особых образовательных потребностей — потребности, связанные с преодолением трудностей в развитии, социализации и адаптации:

Детей с РАС характеризуют нарушения в различных областях развития, что приводит к проблемам их социализации, адаптации и трудностям освоения общеобразовательных программ. Для преодоления этих нарушений необходима коррекционная работа сними, осуществляющаяся входе пси- холого-педагогического сопровождения.
Потребности, связанные с преодолением специфических нарушений в развитии, социализации и адаптации включают) Потребность в выработке социально приемлемого поведения и деятельности как альтернативе дезадаптивного

поведения.
У детей с РАС часто не сформированы адаптивные социальные и коммуникативные навыки например, они не умеют адекватно выражать просьбу, отказ, привлекать внимание другого человека. Это приводит к возникновению и закреплению у них дезадаптивных форм поведения. Формирование у ребенка адекватных ком- муникативно-социальных навыков влечет за собой уменьшение дезадаптивного по- ведения.
Часто стереотипные действия при расстройствах аутистического спектра связаны с несформированностью у обучающихся с РАС различных видов деятельности. При тяжелых формах аутизма у детей не формируются способы адекватного использования предметов в соответствии сих функцией. Формирование у обучающихся с РАС функциональных действий с различными предметами и продуктивной деятельности на уроках, внеурочных мероприятиях, коррекционных занятиях расширяет репертуар адаптивных навыков и способствует уменьшению у них стереотипного поведения.
б) Потребность в поддержке и развитии коммуникации
При расстройствах аутистического спектра у детей не формируются коммуникативные навыки. Преодоление этой проблемы возможно путем проведения систематических индивидуальных и групповых коррекционных занятий, направленных на формирование базовых коммуникативных функций и диалоговых навыков. Входе занятий моделируются ситуации, провоцирующие ребенка на выражение просьбы, отказа, согласия, на приветствие, отклик на собственное имя, на комментарий, на вопрос, ответ на вопрос, на привлечение внимания и т.д. Отрабатываются диалоговые навыки — умение инициировать, поддержать разговор на определенную тему различными способами.
в) Потребность в формировании навыков социального взаимодействия.
У большинства детей с РАС отсутствуют навыки социального взаимодействия со взрослыми и другими детьми. Они часто не имитируют действия взрослых и сверстников, не проявляют совместного/разделен- ного внимания. Даже при легких формах аутизма не формируются навыки перехода ходов, умение делиться чем-либо, взаимодействовать на уроках, в общественных местах, играть в игры с правилами и т.д. Это в значительной мере препятствует социализации и адаптации детей с РАС в школе и за ее пределами. Для включения детей в
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). 2016
А.В. Хаустов. Особые образовательные потребности обучающихся

с расстройствами аутистического спектра. Khaustov. Special educational needs of students with autism spectrum среду сверстников необходимо проведение индивидуальных и групповых занятий по формированию навыков социального взаи- модействия.
г) Потребность в формировании со-
циально-бытовых навыков и навыков са-
мообслуживания
У большинства детей с РАС отмечается значительная задержка в развитии навыков самообслуживания и жизнеобеспечения. Для них характерна бытовая беспомощность, медлительность, проблемы с посещением туалета, столовой, избирательность веде, трудности с переодеванием. Данные проблемы преодолеваются входе коррекционной работы, направленной на формирование социально-бытовых навыков.
д) Потребность в накоплении и расширении социального опыта
Формирование социально приемлемых форм поведения, коммуникативных и социальных навыков у обучающихся с РАС осуществляется входе целенаправленного обучения на основе их социального опыта. Поэтому дети с РАС нуждаются в его накоплении, индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства как в школе, таки за ее пределами. Это осуществляется входе проведения уроков и внеурочных мероприятий. Введение ребенка в различные социальные ситуации, контексты позволяет расширить его опыт и способствует его социализации.
е) Потребность в расширении представлений о социальных явлениях, событиях и ситуациях.
Для успешной социализации детей с РАС только лишь накопления опыта недостаточно. Им трудно на основе произошедших событий вычленить важную социальную информацию. Эти дети самостоятельно не усваивают правила социального поведения и взаимодействия с другими людьми. Для формирования у них адекватных способов взаимодействия с окружающими необходимо не только накопление опыта, но и его осмысление и систематизация. Осмысление осуществляется в процессе коррекционной работы, направленной на расширение представлений ребенка о различных социальных явлениях, нормах и правилах, взаимоотношениях с другими людьми на основе имеющегося опыта.
ж) Потребность в формировании адекватных представлений об эмоциях, способах их выражения и их причинах.
Одной из ключевых проблем, характерных для детей с РАС, является нарушение понимания эмоций, их причин, несформи- рованность адекватных способов выражения эмоций. Непонимание эмоциональных состояний, значения мимики, экспрессивных жестов, приводят к отсутствию созвучия эмоций, невозможности делиться эмоциями, сопереживать, устанавливать коммуникацию на основе общих эмоционально значимых событий и т.д. Для преодоления этих нарушений необходима целенаправленная психологическая коррекционная работа, которая будет способствовать осознанию детьми с РАС собственных эмоций и эмоций других людей, адекватному их выражению ив итоге, социальному развитию.
з) Потребность в формировании целостных, систематизированных представлений о себе и о своем окружении.
У многих аутичных детей с интеллектуальными нарушениями не сформированы представления о себе и своем окружении. В этом случае необходима целенаправленная работа по их формированию. У детей с РАС, имеющих относительно высокий уровень интеллектуального развития, представления о себе и окружающем мире формируются, но часто являются фрагментарными и неполными. В такой ситуации с обучающимися проводится специальная работа по упорядочиванию и систематизации имеющихся представлений, личных воспоминаний и жизненного опыта. В результате у детей формируются более целостные представления о себе и окружающем мире.
и) Потребность в постепенном изменении привычного распорядка и расширении стереотипов
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). 2016
А.В. Хаустов. Особые образовательные потребности обучающихся

с расстройствами аутистического спектра. Khaustov. Special educational needs of students with autism spectrum Для людей с РАС характерно выраженное стереотипное поведение, интересы и активность. Стереотипность возникает как защитный механизм в ответ на сенсорную перегрузку ребенка и как следствие недостатка гибкости мышления. В результате при расстройствах аутистического спектра дети стремятся к сохранению существующего порядка в неизменном виде, стереотипным действиям, основанным на их специфических интересах, и стереотипным способам реагирования на различные ситуации. Непредвиденные изменения в привычном распорядке или деятельности часто вызывают у детей с РАС чрезмерный стресс, который часто выражается в виде дезадаптивного поведения. Поэтому необходима целенаправленная коррекционная работа по постепенному изменению существующих шаблонных способов действий. В итоге у детей появляется гибкость в принятии изменений. Они начинают более спокойно и адекватно реагировать на перемены привычного распорядка.
Таким образом, особые образовательные потребности обучающихся с РАС связаны сих многочисленными специфическими нарушениями. Приведенный структурированный перечень особых потребностей детей с РАС не является исчерпывающим. В нем отражены ключевые позиции, учет которых позволяет повысить эффективность обучения детей с РАС.
Выделенные особые образовательные потребности требуют создания специальных образовательных условий, способствующих освоению обучающимися с РАС адаптированной основной общеобразовательной программы и/или адаптированной образовательной программы, их социализации и адаптации. Литература. Коррекционная педагогика и специальная психология Словарь Учеб. пособие / Сост. Н.В. Но- воторцева: е изд, перераб. и доп. СПб.: КАРО. 2006. 144 с. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности Электронный ресурс // Психологическая наука и образование. 2013. № 5.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра / http://fgos-ovz.herzen.spb.
ru/wp-content/uploads/2015/10/08_%D0%9F%D1%80%D0%90%D0%9E%D0%9E%D0%9F_%D
0%A0%D0%90%D0%A1_18.10.2015.pdf
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). 2016
А.В. Хаустов. Особые образовательные потребности обучающихся

с расстройствами аутистического спектра. Khaustov. Special educational needs of students with autism spectrum disorders
Special educational needs of students with autism spectrum disorders
A.V. Khaustov*,
Moscow State University of Psychology and Education,
Moscow, Russia
arch2@mail.ru
Education of children with autism spectrum disorders is possible only if their special educational needs are taken into account. Special educational needs of children form the demand for special educational conditions.
On the basis of the existing primary list of special educational needs in the approximate adapted basic general education program for students with autism spectrum disorders and with consideration of contemporary sci- entific data about particularities of their development the structured list of 4 groups of basic educational needs was made. The first group of educational needs is the special organization of the educational process, the sec- ond — with the adaptation of the content of the educational program, the third — with adaptation of presenta- tion of learning material, the fourth — with overcoming hardships in development, social skills and adaptation.
Keywords: autism spectrum disorders, special educational needs, special educational conditions, individual education plan, socialization, adaptation.
References
1. Korrekcionnaya pedagogika i specialnaya psixologiya: slovar: ucheb. posobie / sost. N.V. Novotorceva:
4-e izd., pererab. i dop. spb.: karo. 2006. 144 s.
2. Lubovskij V.I. Osobye obrazovatelnye potrebnosti [elektronnyj resurs] // psixologicheskaya nauka i obrazovanie. 2013. № 5.
3. Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obshheobrazovatelnaya programma nachalnogo obshhego ob- razovaniya obuchayushhixsya s rasstrojstvami autisticheskogo spektra / http://fgos-ovz.herzen.spb.
ru/wp-content/uploads/2015/10/08_%d0%9f%d1%80%d0%90%d0%9e%d0%9e%d0%9f_%d0%a0
%d0%90%d0%a1_18.10.2015.p
* Khaustov Arthur Valerievich, PhD in Pedagogic, methodologist of the Center for Psychological, Medical and Social Sup- pot to Children and Adolescents of the Moscow State University of Psychology and Education, senior research officer of the Institute of Inclusive Education of the Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia, e-mail: arch2@mail.ru
For citation:
Khaustov A.V. Special educational needs of students with autism spectrum disorders // Autism and Developmental Disor-
ders (Russia). 2016. Vol. 14, No. 2. pp. 3—12. doi:10.17759/autdd.2016140201
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2. С. 13—19
doi: 10.17759/autdd.2016140202
ISSN: 1994-1617 (печатный 2413-4317 (online)
© 2016 ФГБОУ ВО МГППУ
Autism and Developmental disorders
2016. Vol. 14, no. 2, pp. 13—19
doi: 10.17759/autdd.2016140202
ISSN: 1994-1617 (print)
ISSN: 2413-4317 (online)
© 2016 Moscow State University of Psychology & Education
* Соловьева Надежда Валентиновна, врач-психиатр, Генеральный директор ЗАО Научный центр персонализированной психиатрии, Москва, Россия, e-mail: drsnv@yandex.ru
** Кицул Наталья Сергеевна, заведующая Курчатовским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями, мать ребенка с синдромом Фелан-Макдермид, Курчатов, Курская область, Россия, e-mail: Для цитаты
:
Соловьева Н.В., Кицул НС Роль генетических исследований при лечении аутизма. Синдром Фелан-Макдермид: история Саши // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14 № 2. С. 13—19. ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕДИКО- СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ A G O G I C A L ,
M E D I C A L A N D S O C I A L A S S I S T A N C Роль генетических исследований при лечении аутизма. Синдром Фелан-Макдермид: история Саши

Н.В. Соловьева*,
ЗАО Научный центр персонализированной психиатрии, Москва, Россия
drsnv@yandex.ru
Н.С. Кицул**,
Курчатовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями,
Курчатов, Россия
kicul-n@yandex.ru
Под маской аутизма скрываются различные синдромы. Каждый синдром вызван определенной генетической поломкой, нарушающей развитие головного мозга и приводящей к аутистическим проявлениям. Правильно поставленный генетический диагноз аутизма помогает подобрать лечение и избежать ошибок. В статье рассматривается вариант расстройства аутистического спектра — синдром Фелан-Макдермид. Приводится клинический пример (история Саши каким образом изменился подход к его лечению после уточнения диагноза.
Ключевые слова аутизм, расстройства аутистического спектра, синдром Фелан-Макдермид, синдром делеции 22q13.3, генетические исследования
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). 2016
Н.В. Соловьева, НС. Кицул. Роль генетических исследований при лечении аутизма. Solovyeva, N.S. Kizul. The role of genetic research in autism Аутизм представляет собой врожденное расстройство развития головного мозга, характеризующееся дефицитом социального взаимодействия и общения, ограниченными интересами и ритуалами. И хотя аутизм поражает мужчин и женщин разных национальностей, культур, религий и статуса, люди с расстройствами аутистического спектра во многом похожи, и все они нуждаются в специальной корректирующей психосоциальной и педагогической помощи. При этом чем раньше оказывается помощь, тем лучше результаты. Ранняя диагностика позволяет родителям выработать правильную стратегию своего поведения с таким особенным ребенком, помогает определиться с набором корректирующих и психосоциальных вмешательств.
При расстройствах аутистического спектра встречаются самые различные синдромы, и каждый синдром имеет свою генетическую поломку, нарушающую развитие головного мозга и приводящую к проявлениям аутизма. К аутизму могут привести изменения в гене FMR1 на Х-хромосоме (синдром ломкой
Х-хромосомы, или синдром Мартина-Белл), в гене М также на хромосоме (синдром
Ретта), гене TSC на 16 хромосоме (туберозный склероз) и другие генетические нарушения, повреждающие какой-то конкретный механизм развития головного мозга. Максимально ранняя генетическая диагностика аутизма влияет на выбор медицинских вмешательств. Что может помочь ребенку — восстановление фолатного цикла, снижение глутаматной токсичности, применение конкретного недостающего метаболита или влияние на баланс серотонина и катехоламинов? Зная конкретную поломку, можно осознанно подходить к выбору лекарственного препарата, биологически активной добавки, витаминов и продуктов питания. Правильно поставленный генетический диагноз аутизма помогает подобрать лечение и избежать ошибок.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом