Главная страница

Аутизми нарушения развития


Скачать 4.37 Mb.
НазваниеАутизми нарушения развития
Анкорautism_2016_n2.pdf
Дата17.04.2018
Размер4.37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаautism_2016_n2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#68956
страница5 из 8
Каталогid67924362

С этим файлом связано 71 файл(ов). Среди них: S_Sokolova_Shkola_origami_Applikatsii_i_mozaika.pdf, Diagnostika_universalnykh_uchebnykh_deystviy_1_klass.docx, 1aromshtam_marina_kak_dnevnik_rasskazy_uchitel_nitsy.pdf, pishi_pravilno._5_klass.docx, ?art=170690&format=a4.pdf&lfrom=241867179, Parochki_Derevya_zlaki_tsvety.pdf, Poslushny_karandash_2-3.pdf, Golovolomki_Rebusy_Krossvordy_Shkola_Kota_da_Vinchi.pdf и ещё 61 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8
Апрель
Наступил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . второй месяц весны)
На улице стало . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
(как?)
Растаяли на крышах . . . . . . . . . . . . . . . Сугробы почернели.
Малыши шлепают по . . . . . . . . . . . . . . Дети пускают в ручьях . . . . . . . . . . . . . Прилетели птицы . . . . . . . . . . . . . . . . ., . . . . . . . . . . . . . . . . ., . . . . . . . .. . . . . . . . . ., . . . . . . . . . . . . . . . . . Небо стало . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . какого цвета?)
Появились на пригорках проталины
Скоро в лесу расцветут . . . . . . . . . . . . На деревьях набухают . . . . . . . . . . . . . Я люблю весну!
Проталина – место, где растаял снег, и открылась земля
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). 2016
Ю.Б. Павлова, ТЮ. Хотылева. Круглый год. Методика развития и коррекции речи. Продолжение. Pavlova, T.U. а. Year Round. Method of speech development and correction. Continuation
Ю.Б. Павлова*,
Московский государственный психолого-педагогический университет,
Москва, Россия.
pavlovayulia2011@ya.ru
Т.Ю. Хотылева**,
гимназия № 1540, Москва, Россия.
thotyleva@gmail.com
Методическое пособие создано на основе анализа многолетнего опыта работы педагогов с детьми, имеющими нарушения в развитии, и предназначено для подготовки к школе детей или для первоклассников, имеющих речевые проблемы и трудности в общении, что приводит к школьной неуспешности.
Ключевые слова мотивация к обучению, школьная неуспешность, речевые проблемы Round
1
U.B. Pavlova*,
Moscow State University of Psychology and Education
Moscow, Russia
pavlovayulia2011@ya.ru
T.U. Khotyleva**,
Gymnasium № 1540
Moscow, Russia
thotyleva@gmail.com
This methodological manual is created based on analysis of many years of experience of teachers working with children with developmental disorders. The manual is aimed at getting pre-school children or first graders with speech and communication difficulties leading to academic failure ready for school.
Keywords: motivation for learning, academic failure, speech problems.
* Pavlova Ulia Borisovna, Speech therapist of the Center for Psychological, Medical and Social Support to Children and
Adolescents of the Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia, e-mail: pavlovayulia2011@ya.ru
** Khotyleva Tatiana Urievna, PhD in pedagogy, head of the Department of the State Budget Educational Institution
Gymnasium № 1540, Moscow, Russia, e-mail: thotyleva@gmail.com
For citation:
Pavlova U.B., а T.U. Year Round. Method of speech development and correction. Continuation // Autism and
Developmental Disorders (Russia). 2016. Vol. 14. No 2, pp. 29—38. doi:10.17759/autdd.2016140204.
* Павлова Юлия Борисовна, учитель-логопед Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: pavlovayulia2011@ya.ru
** Хотылева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, руководитель структурного подразделения ГБОУ Гимназия № 1540, Москва, Россия, e-mail: Для цитаты:
Павлова Ю.Б., Хотылева ТЮ. Круглый год. Методика развития и коррекции речи. Продолжение // Аутизм и нарушения развития. 2016. ТСС Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2. С. 39—44
doi: 10.17759/autdd.2016140205
ISSN: 1994-1617 (печатный 2413-4317 (online)
© 2016 ФГБОУ ВО МГППУ
Autism and Developmental disorders
2016. Vol. 14, no. 2, pp. 39—44
doi: 10.17759/autdd.2016140205
ISSN: 1994-1617 (print)
ISSN: 2413-4317 (online)
© 2016 Moscow State University of Psychology & Education
* Власова Людмила Игоревна, учитель-логопед Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: Для цитаты:
Власова ЛИ Использование лепки на логопедических занятиях для вовлечения ребенка с РАС в совместную деятельность Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 2. С. 39—44. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЛИ. Власова*, Московский государственный психолого-педагогический университет,
Москва, Россия
vlasova.luda@inbox.ru
Дети с расстройствами аутистического спектра часто имеют выраженные трудности в совместной продуктивной деятельности со взрослыми. Это затрудняет коррекционную работу и делает труднодостижи- мыми ее планируемые результаты. Важной задачей индивидуальных занятий логопеда с большинством детей с аутистическими расстройствами на начальных этапах является не столько развитие речи, сколько формирование у них мотивации к совместной деятельности. Для налаживания взаимодействия педагога и ребенка можно использовать различные нетрадиционные для логопедических занятий приемы, например, как любимую деятельность, — лепку, в основе которой лежат приятные сенсорные ощущения. Описаны приемы установления контакта с детьми, имеющими аутистические расстройства, стратегия работы по вовлечению их на основе лепки в совместную деятельность и по дальнейшему развитию речи.
Ключевые слова расстройства аутистического спектра, мотивация к деятельности, развитие речи, совместная деятельность, продуктивная деятельность, мелкая моторика, лепка.
Использование лепки на логопедических занятиях для вовлечения ребенка с РАС в совместную деятельность
М
ноголетний опыт занятий коррекционной работой с детьми, имеющими аутизм, дает основания выделить в работе логопеда главную проблему часто ребенок даже с развитым интеллектом не идет на контакт с педагогом и не взаимодействует с ним, что делает невозможным логопедическую работу по развитию речи без использования специальных приемов. Соответственно, начиная занятия с ребенком, для
Аутизм и нарушения развития. ТЛИ. Власова. Использование лепки на логопедических занятиях. Vlasova. Using sculpturing during speech therapy установления продуктивного взаимодействия каждый раз приходится искать способы налаживания контакта и вовлечения его в совместную работу.
Для многих детей с РАС лепка является любимым занятием, поскольку вызывает приятные сенсорные ощущени. Дети любят мять, рвать пластилин, размазывать его по поверхности и рукам, катать шарики. Лепка как деятельность дает возможность педагогу не только наладить контакт с ребенком, но и сформировать базовые умения и навыки, необходимые для дальнейшего его обучения умение работать за столом, выполнять задания по образцу, подражать и др.
Лепка на логопедических занятиях предоставляет возможности, которые педагог реализует в зависимости от включенности ребенка. И цель педагога — не научить лепить, а использовать лепку как основу для общения.
Использование лепки на логопедических занятиях формирует мотивацию к совместной деятельности со взрослым. Для привлечения ребенка к совместной деятельности педагог использует различные действия, опираясь на интересы ребенка и уровень его развития. Кому-то из детей больше нравится мять пластилин, кто-то любит придавать ему форму развивает социальное взаимодействие. В своей работе педагог стремится к тому, чтобы фрагментарное включение ребенка переросло в устойчивую совместную деятельность. Если ребенок готов активно обращать внимание на взрослого, участвовать в совместной деятельности, можно перейти клепке объемных фигурок. Опыт показал, что с большим интересом дети включаются в лепку и лепят фигурки животных, птиц, игрушки, посуду. При этом стоит отметить больший интерес к объемным фигурам по сравнению с плоскостными дает возможности для сенсомоторно- го развития, развития зрительно-мотор- ной координации работая над объемными объектами, дети с помощью различных анализаторов изучают сразу несколько их характерных особенностей, уточняя определенные детали, осмысливая основные качества, ведь их не только можно увидеть, но и ощутить тактильно, что закрепляет эффект верного восприятия формирует стереотип учебного поведения на основе интереса ребенка клепке развивает познавательную и продуктивную деятельность развивает творческое мышление и творческую активность, воображение развивает речь ребенка.
Применяемые в работе логопеда манипуляции и действия с пластилином зависят от развития у ребенка способности взаимо- действовать.
Манипуляции и действия с пластилином направленные манипуляции — деление на части откручивание, отщипывание, разрезание нитью, разрезание и надрезание стекой, формование придание формы — раскатка в ладонях и на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание соединение деталей — прижатие, при- мазывание, заглаживание лепка объемных фигурок и плоскостных изображений.
Стратегия работы логопеда по вовлечению ребенка в совместную деятельность на основе занятий лепкой
Построение стратегии работы по вовлечению ребенка в совместную деятельность и по развитию у него речи и других областей основывается на данных об уровне развития ребенка и степени его активности
Аутизм и нарушения развития. ТЛИ. Власова. Использование лепки на логопедических занятиях. Vlasova. Using sculpturing during speech therapy Работа с пассивным ребенком. Установление эмоционального контакта Педагог может начать общение, основываясь на повышенном интересе ребенка к этому занятию. Наблюдение
Сначала ребенок просто смотрит затем, как лепит взрослый. При этом, если может, ребенок принимает минимальное участие, выбирая тему для лепки, пластилин. И наоборот педагог может только наблюдать за манипуляциями ребенка с пластилином. Включение
Постепенно логопед предлагает ребенку все больше участвовать в лепке, присоединяясь к его работе разминать пластилин, скатывать отдельные детали, прикреплять их к фигурке. Ребенок начинает вовлекаться в совместную деятельность. Имитация
Этот прием способствует формированию навыка подражания и дальнейшему обучению ребенка. Занятия у логопеда начинаются слепки, устанавливается контакт с ребенком, он повторяет действия педагога, затем возможна имитация звуков, слови т.д., деятельность усложняется, становится возможным повторение за педагогом упражнений артикуляционной гимнастики ив дальнейшем — занятия по развитию речи.
Если ребенок достаточно активен или имеет опыт самостоятельной деятельности, педагог меняет и усложняет стратегию работы. Такие дети, как правило, неохотно допускают участие взрослого в своей деятельности, и педагогу приходится прибегать к дополнительным приемам.
Работа с активным ребенком. Включение педагога в деятельность ребенка
Самым первым шагом педагога также является наблюдение за ребенком, который занимается пластилином или другим подходящим материалом. Постепенно, очень фрагментарно, педагог присоединяется к его деятельности, возможно, лишь подкладывая или подавая еще кусочек пластилина или сам манипулируя материалом. Перехват педагогом инициативы у ребенка Со временем педагог перехватывает инициативу и получает возможность направлять действия ребенка, поскольку на этом этапе, как правило, он уже с удовольствием фрагментарно взаимодействует со взрослым. Вовлечение ребенка в совместную деятельность Варианты действий педагога всегда выбираются в зависимости от уровня развития у ребенка лепки как деятельности. Ребенок постепенно расширяет репертуар действий, для чего ему необходимо вовлекаться в совместную деятельность, вступая во взаимодействие с педагогом. Это и является основой для дальнейшего развития ребенка при помощи такого приема как занятие лепкой.
Работа по развитию речи
И с активными, и с пассивными детьми работа по развитию речи проводится по одной стратегии на основе закрепленного у детей опыта взаимодействия с педагогом. Расширение словарного запаса
Ребенок получает представление оно- вых понятиях, актуализируется его словарный запас. Лепка какого-либо предмета начинается с рассматривания самого предмета, его фотографии или рисунка. При помощи логопеда ребенок выделяет основные части предмета, педагог рисует простейший эскиз будущей работы — схематичный рисунок. Одновременно обсуждаются или озвучиваются цвет, форма частей предмета. При этом актуализируется имеющийся у ребенка словарный запаси ребенок узнает новые понятия. Формирование умения выполнять инструкции Аутизм и нарушения развития. ТЛИ. Власова. Использование лепки на логопедических занятиях. Vlasova. Using sculpturing during speech therapy Многим детям с аутистическими расстройствами легче вступать в диалог не напрямую с собеседником, а опосредованно через, например, куклу. Эскиз также может выполнять роль посредника. Все инструкции идут как бы через схематический рисунок. Атак как дети с РАС имеют склонность к схематизации, то подобный вид взаимодействия не вызывает у них сопротивления. Не логопеда рисунок говорит, что нужно слепить ив какой последовательности. Развитие диалогической речи у ребенка Далее начинается процесс лепки логопед предлагает обратиться к эскизу. Он просит ребенка выбрать, какую деталь они будут выполнять первой, а также сказать, какой пластилин для этого нужен. Если у ребенка трудности с речью или с установлением контакта, взрослый может сам проговаривать все операции. Развитие связной речи
Когда ребенок с удовольствием включается в деятельность со взрослыми не проявляет признаков негативизма, можно переходить клепке предметов, входящих в изучаемые лексические темы. Это позволит закреплять не только навыки произвольной деятельности вместе со взрослым, но и эффективно развивать речь ребенка.
При достаточном развитии фразовой речи можно составлять с ребенком предложения на тему вылепленной фигурки, а также небольшой рассказ или рассказ- описание.
Использование лепки на занятии логопеда для развития других областей
Параллельно с использованием лепки для развития речи этот прием помогает ив развитии ребенка в других областях. Развитие мелкой моторики ребенка
Начинать лепку предметов и фигурок лучше с крупных частей, постепенно переходя к мелким. Степень участия ребенка в процессе создания фигурки определяется его навыками в лепке. Когда у ребенка серьезные нарушения мелкой моторики, взрослый может сам лепить детали фигурки, а ребенок будет выбирать пластилин, давать взрослому команды лепить ту или иную деталь. Развитие у ребенка умения играть
После выполнения работы обязательным условием является простейшая дра- матизацияс участием вылепленной фигурки или предмета можно покормить животное, слепив для него любимую еду, налить в вылепленную чашку воды и напоить куклу и подвести ее к живот- ному.
Формирование у ребенка и подкрепление мотивации к деятельности
Важнейшим аспектом работы педагога с ребенком, имеющим РАС, по обучению умению взаимодействовать является формирование мотивации к деятельности. Педагог всегда использует положительное подкрепление для хорошего эмоционального настроя ребенка на выполняемую деятельность. Наряду с этим приемом возможно использовать похвалу или поощрение в виде лакомства или любимой игры. Очень важным в формировании мотива для возвращения клепке является поощрение со стороны родных ребенка. После занятия поделки из пластилина демонстрируются маме, папе, приносятся домой, где им отводится почетное место. То есть родные различными способами стараются показать ребенку, что плоды его труда для семьи имеют большое значение. Тем самым ребенок получает положительную обратную связь, и у него появляется желание повторить эту деятельность снова. Также важным для установления контакта и вовлечения в совместную деятельность является возможность для ребенка лепить близкие, знакомые предметы, входящие вкруг его интересов
Аутизм и нарушения развития. ТЛИ. Власова. Использование лепки на логопедических занятиях. Vlasova. Using sculpturing during speech therapy sessions...
Заключение
Цель работы логопеда — развитие речи ребенка. Поскольку дети с РАС плохо включаются в совместную деятельность, можно использовать прием лепки для создания положительного эмоционального фона и установления с ребенком контакта, учитывая интерес большинства детей к манипуляциям с пластилином. В дальнейшем прием лепки помогает логопеду в работе по обучению ребенка базовым умениями навыками по развитию речи. Параллельно совместные занятия лепкой способствуют развитию ребенка в других областях, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему развитию у него речи.
Аутизм и нарушения развития. ТЛИ. Власова. Использование лепки на логопедических занятиях. Vlasova. Using sculpturing during speech therapy sessions...
Using sculpturing during speech therapy sessions in order to involve
a child with ASD in joint activities
L.I. Vlasova*,
Moscow State University of Psychology and Education,
Moskow, Russia
vlasova.luda@inbox.ru
Children with autism spectrum disorders often have particular hardships in participating in joint activities with an adult. This makes interventions more problematic and draws back the achievement of planned educa- tional goals. At the early stages of speech therapy, the important goal of individual sessions with the majority of children with autism spectrum disorders is not speech development in itself but developing motivation for joint activities. To ensure successful interaction between an educator and a child, different techniques can be used, including those that are not typical for speech therapy sessions, for example, sculpturing as a preferred activity with enjoyable sensory input. The article describes tips for developing rapport with children with autistic disorders, and a strategy for involving them in joint activities and further development of their speech.
Keywords: autism spectrum disorders, motivation for activity, speech development, joint activities, produc- tive activities, fine motor functions, sculpturing
* Vlasova Ludmila Igorevna, educator and speech therapist of the Center for Psychological, Medical and Social Suppot to
Children and Adolescents of the Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia, e-mail: vlasova.
luda@inbox.ru
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом