Главная страница

Аутизми нарушения развития


Скачать 4.37 Mb.
НазваниеАутизми нарушения развития
Анкорautism_2016_n2.pdf
Дата17.04.2018
Размер4.37 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаautism_2016_n2.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#68956
страница6 из 8
Каталогid67924362

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8
For citation:
Vlasova L.I. Using sculpturing during speech therapy sessions in order to involve a child with ASD in joint activities //
Autism and Developmental Disorders (Russia). 2016. Vol. 14. No 2. pp. 39—44. doi:10.17759/autdd.2016140205
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2. С. 45—48
doi: 10.17759/autdd.2016140206
ISSN: 1994-1617 (печатный 2413-4317 (online)
© 2016 ФГБОУ ВО МГППУ
Autism and Developmental disorders
2016. Vol. 14, no. 2, pp. 45—48
doi: 10.17759/autdd.2016140206
ISSN: 1994-1617 (print)
ISSN: 2413-4317 (online)
© 2016 Moscow State University of Psychology & Education
* Билл Нейсон, клинический психолог, специалист по прикладному анализу поведения, Grand Blank, штат Мичиган, США, e-mail: Для цитаты
:
Нейсон Б О ключевых проблемах аутизма. Перевод с английского Л.Г. Бородиной. Продолжение // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14 № 2. С. 45—48. doi:10.17759/autdd.2016140206 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ О ключевых проблемах аутизма Обучая динамическому мышлению

Б. Нейсон*,
клинический психолог, Grand Blank, США,
billnason@yahoo.com
Билл Нейсон — американский клинический психолог, проработавший с людьми аутистического спектра более 30 лет, — проделал собственную эволюцию взглядов от жесткого бихевиоризма до гуманизма. В своих двух книгах Дискуссия об аутизме он последовательно описывает трудности, с которыми приходится сталкиваться людям на спектре. Билл Нейсон как бы говорит от их лица что они чувствуют, переживают, видят, ощущают, когда окружающий мир наваливается на них со всей своей скоростью и хаосом, а самые близкие люди заняты постоянным изменением их поведения, подлаживанием его под общепринятые нормы. В данном отрывке автор предлагает способы помощи аутичным людям, испытывающим проблемы с так называемым динамическим мышлением, требующим быстрой оценки меняющейся ситуации и эффективного действия в ней. Тренируясь таким образом, люди укрепляют слабые нейронные связи. Автор предлагает проговаривать ситуации, имеющие несколько решений, составлять таблицы, вести дневник, — то есть делать все, чтобы наши обычные интуитивные действия ребенку с аутизмом стали понятны как цепочка последовательных мыслительных актов.
Ключевые слова аутизм, аутистический спектр, динамическое мышление, нейронные связи Продолжение. Начало см. в № 3 (48), 2015 г.
«Обучение процессу для укрепления нейронных связей
Многие годы научные исследования фокусировались на обучении выполнению инструкций для формирования поведенческих навыков. Содержание зазубривалось путем многократных повторений отдельного навыка. Детям на спектре это дается легче, т.к. не требует быстроты обработки информации и большой степени умственной вовлеченности. Несмотря на то, что такие навыки очень ценны, их трудно использовать в реальном мире. Чаще наш мир требует от нас приспосабливать наши ответы к уникальным требованиям
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). Б. Нейсон. О ключевых проблемах аутизма. Продолжение. Nason. Core Challenges of Autism. специфических ситуаций. Каждый раз, когда мы реагируем, мы должны подстроить наши действия под требования данной ситуации. Это предполагает умение быстро обрабатывать информацию и одновременно оценивать происходящее, чтобы наши действия были синхронны с динамичными требованиями ситуации. Чтобы нейронная сеть развила способность обрабатывать динамичные ситуации, мы должны изменить стиль обучения.
В последнее время многими исследователями принята точка зрения, что нейронные связи в мозге людей с аутизмом и нейротипичных устроены по-разному. Отсюда появилось множество различных терапевтических техник, направленных на компенсацию этих различий (TEACCH,
PECS и т.д.) или на выработку определенных поведенческих навыков (ABA, Соушл
Скилз и т.д.), которые позволили бы ребенку функционировать и жить более эффективно. Большинство техник принимает как данность тот факт, что мы не можем изменить нейронные связи. Последние исследования нейронных связей показывают, что у людей с аутистическими расстройствами связи между различными центрами мозга более слабые. Из-за этого взаимодействие между мозговыми центрами, необходимое для быстрой и одновременной обработки неоднородной информации, затрудняется. Если это так, то можно предположить, что деятельность, при которой необходима обработка разнородной информации (те. при которой оказываются задействованными одновременно множество мозговых центров, может укрепить межнейронные связи. Это деятельность, которая не обучает статичным поведенческим навыкам через повторение, а требует прокладывания своего пути для ее выполнения. Это аналогично разнице между заучиванием арифметических действий и решением задачи с условием (требующим применения математических навыков в ситуации решения проблемы. Работая таким образом, мозг развивает более эффективные связи между своими областями.
Обучение отдельным (статичным) навыкам путем их многократного повторения дает хороший результату детей на спектре, т.к. не требует активного взаимодействия между центрами мозга. Оно как раз подходит устройству их мозга. Поэтому дискретные тренировки так популярны в прикладном поведенческом анализе
(АВА). Оно считается статичным обучением, подобным заучиванию фактов или овладению одним правильным ответом на одну отдельную ситуацию. Однако чтобы научить динамическому мышлению, нам нужно учить процессу научения — научению через выделение, рассмотрение, обдумывание, предположение и оценку. Учить процессу, а не содержанию. Помещение ребенка в ситуации, в которых не учат наизусть отдельный навыка требуют от ребенка, чтобы он сам его обнаружил, активизирует взаимодействие между мозговыми центрами. Следовательно, требуя большей интеграции различных мозговых центров, мы стремимся сделать нейронные связи прочнее.
Чем больше мы думаем, тем больше мы «растем»
Последние исследования мозга показывают, что мозг более пластичен и гибок, чем ранее предполагалось. Раньше считалось, что по достижении ребенком определенного возраста нейронные связи становятся жесткими, и их трудно изменить. Однако уже описаны множество случаев образования мозгом новых связей для восстановления после повреждений, а также случаев, когда люди вновь обретали утраченные навыки, по мере того как различные области мозга пере- организовывали себя. Ив настоящее время стало гораздо больше оптимизма в отношении способности мозга изменяться и адаптироваться в процессе приобретения нового опыта. Мы уже знаем, что при стимуляции мозг способен к неврологическому росту, и что другие ча-
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). Б. Нейсон. О ключевых проблемах аутизма. Продолжение. Nason. Core Challenges of Autism. Continuation
сти мозга могут брать на себя функции поврежденных частей.
Деятельность, связанная с решением задачи ситуации, требующие продумывания, способствуют выработке до- памина, который потенцирует развитие нейронов в префронтальной коре. Это область мозга, в которой заключена наша способность к вниманию, планированию, организации, самоконтролю, подавлению импульсов и выработке плана действий. Дальнейшие исследования показали, что нейронные связи между центрами, обеспечивающие их одновременную коммуникацию, у людей на спектре слабее. Это ограничивает возможности префронталь- ной коры (думающей части мозга) влиять на остальные его области, что приводит к более медленной обработке информации, плохому контролю импульсов, слабым способностям к планированию и к трудностям с абстрактным мышлением высшего порядка.
Считалось, что такое устройство нейронных связей неизменно, и единственный способ помочь лицам со слабыми исполняющими функциями и ограниченными социальными возможностями — учить их способам компенсации этого. Однако сейчас мы начинаем понимать, что это неправильно. Мозг гораздо пластичнее и обладает способностью развивать новые и более сильные связи для укрепления многих навыков. Эти открытия означают, что мыслительными процессами можно стимулировать развитие нейронных связей. Вместо того чтобы обучать отдельным типам поведения или заучивать один правильный ответ, нам нужно предоставлять опыт, в котором ребенок должен будет искать свой путь оценивать ситуацию, выделять и оценивать возможности, предвидеть последствия и отслеживать эффективность действий. Что это значит для повседневного обучения и взаимодействия с ребенком?
• Подождите и дайте ребенку подумать, прежде чем дать ему ответили сказать, что ему делать. Мы так привыкаем думать за детей, что они просто делают то, что им го- ворят.
• В течение дня выделяйте ситуации, в которых больше одного ответа, больше одного способа действия. Есть много ситуаций, в которых мы действуем каждый день одинаково. Вместо того чтобы действовать автоматически, сделайте паузу и обсудите возможности, а также плюсы и минусы каждой из них. Затем, когда вы выбрали одну из возможностей, остановитесь и оцените, насколько хорошо все получилось.
• Заранее планируйте ситуации и обсуждайте их развитие, а также, что ожидается от ребенка. Пытайтесь обдумать возможные затруднения заранее.
• Думайте вслух. Моделируйте свое собственное мышление, обдумывая, реф- лексируя, определяя и оценивая вслух, так чтобы ребенок мог сам пережить, понять ваши рассуждения.
• Практикуйте решение проблем. Составьте таблицу с категориями (1) определение проблемы, (2) возможные решения) за и против каждого решения и
(4) оценка того, как выбранный вариант сработал. Составьте список наиболее характерных для ребенка и для Вас проблем. Тренируйтесь каждый день, беря одну проблему и используя таблицу, проговаривая все четыре категории. Затем, когда проблема возникнет, используйте таблицу, чтобы помочь ребенку в этой ситуации.
• Смотря телевизор или наблюдая людей в реальной жизни, обсуждайте, с какими проблемами они сталкиваются, и обдумывайте, как бы они могли действовать. Подождите и посмотрите, как они будут действовать на самом деле, и обсудите, насколько это было эффективно.
• Ведите дневник ситуаций вместе с ребенком. Часто просматривайте его и оценивайте, насколько хорошими социальными детективами вы с ним являетесь!
• Читайте детские сказки, в которых ребенок может видеть, как другие обдумывают, определяют, оценивают, проверяют свои возможности
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). Б. Нейсон. О ключевых проблемах аутизма. Продолжение. Nason. Core Challenges of Autism. Играйте в игры на решение проблем, такие как сказки, кроссворды, игры типа А что, если бы…».
• Чем подробнее ребенок может обдумывать возникающие положения, тем увереннее он будет в новых ситуациях. По мере того как он учится определять и оценивать, он начинает более уверенно и чаще использовать свои навыки обдумывания. Выделяйте эти ситуации и часто их повторяйте. Перевод с английского

Л.Г. Бородиной.
Продолжение читайте в следующем номере Challenges in Autism

1
Teaching dynamic thinking
B. с psychologist,
Grand Blank, USA
billnason@yahoo.com
Bill Nason, an American clinical psychologist who has been working with autistic people for more than 30 years has undergone his own evolution from a strict behavioral approach to humanism. In his two books «The Autism
Discussion Page» he successively describes the difficulties people on the spectrum have to face. Bill Nason seems to be speaking on behalf of them: what they feel, experience, see, sense when the external world is pressing them with all its speed and chaos and their loved ones are constantly trying to modify their behavior in accordance to social norms. In the part below Bill Nason offers advice on how to help autistic people who experience problems with so-called dynamic thinking which requires fast evaluation of the changing situation and effective dealing with it. By practicing this technique we strengthen weak neuropathways. The author suggests talking through situations that have different options of resolving, making a worksheet, keeping a journal — doing everything to make our intuitive behavior to become clear as a chain of sequential acts for an autistic child.
Keywords: autism, autistic spectrum, dynamic thinking, neuropathways.
* Nason Bill, с psychologist, specialist in applied behavioral analysis, Grand Blank, USA, e-mail: billnason@yahoo.com
For citation:
Nason В. Core Challenges in Autism. Continuation // Autism and Developmental Disorders (Russia). 2016. Vol. 14. No. 2. pp. 45—48. doi:10.17759/autdd.2016140206 1
Continuation. Beginning in 3 (48), 2015.
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2. С. 49—54
doi: 10.17759/autdd.2016140207
ISSN: 1994-1617 (печатный 2413-4317 (online)
© 2016 ФГБОУ ВО МГППУ
Autism and Developmental disorders
2016. Vol. 14, no. 2, pp. 49—54 doi: 10.17759/autdd.2016140207
ISSN: 1994-1617 (print)
ISSN: 2413-4317 (online)
© 2016 Moscow State University of Psychology & Education
* Демкова Екатерина Ермолаевна, мать девушки с аутизмом, Москва, Россия, e-mail: Для цитаты
:
Демкова ЕЕ Одна жизнь // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 2. С. 49—54 . РОДИТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ ЕЕ. Демкова*,
мать девушки с аутизмом,
Москва, Россия
katya.demkova@inbox.ru
Рядом с особым ребенком жить нелегко. И понятна тревога родителей за будущее выросших детей. Государственному варианту устройства жизни взрослого инвалида очевидно предпочтительнее проживание его в семье или сопровождаемое проживание. Автор — мать девушки с аутизмом размышляет о возможностях самостоятельной жизни взрослого особого человека после ухода родителей, выражая уверенность, что обучать ребенка элементам самостоятельного проживания не менее важно, чем давать ему образование. Автор иллюстрирует размышления реальными примерами поддержки взрослых людей с особенностями в их независимой жизни или жизни в приемной семье в деревне ив городе.
Ключевые слова независимое проживание, сопровождаемое проживание, взрослый особый человек, приемная семья.
Одна жизнь
К
огда-то в далеком теперь уже детстве послешкольных уроков я занималась в кукольном кружке. Тряпочные герои легко справлялись с трудностями за маленькой ширмой. Кукольный театр мне очень нравился, меня даже выбрали старостой этого кружка. Я бежала туда с большим удовольствием. Но большее всего я любила почитать сказки вечером где-нибудь в тихом уголке дома.
Вначале были сказки
Но никогда сказочные герои, наверное, небыли мне так близки, как сейчас. В середине жизни. Три пары железных башмаков должен был истоптать Иван-Царевич, чтобы найти свою любимую. А мне сейчас нужно истоптать пар десять таких башмаков, чтобы мой ребенок выучил хоть пару цифр. Я знаю теперь, что значит толочь воду в ступе, или как наносить воды решетом. Мне нужно научиться выходить сухой из воды и проявлять чудеса изворотливости. Я должна найти выход из заколдованного круга И обнаружить ту самую иглу, похожую на
Кащееву. И запрятать, запрятать ее подаль- ше-подальше. Причем, одной жизни может быть маловато. Мне бы сделать запас живой и мертвой воды, чтобы, как сказочные
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). ЕЕ. Демкова. Одна жизнь. Demkova. One герои, восстать с поля битвы живой и невредимой. Мне нужно многое знать, уметь. Нужно жить, гореть и не угасать И сказку попытаться сделать былью...
Кораблик
А может, мне бы только пустить кораблик по самой большой воде. Самая большая вода — река жизни. И кораблик мой пока все норовит пристать к берегу. Мой чудесный кораблик по имени Маша. Кораблик мой держится показа мою руку. И я не могу, как и многие родители, не думать о том, что будет после ... логичнее написать прямо — после моей смерти. Но пока, влет, не хочется думать о скорбном, поэтому напишу — после моей жизни. Есть ли жизнь после жизни Вариантов устройства самостоятельной жизни взрослого особого человека совсем немного. Вернее, до недавнего времени был всего один железный вариант — устройство в госучреждение. Как еще решить судьбу человека, нуждающегося в сопровождении всю жизнь Но передовых людей своего времени не устраивает только своеобразная камера хранения. Для своих детей как личностей они хотят большего. Луч надежды, как мне кажется, забрезжил.
Детей жить отдельно нужно учить — это гениальная идея!
В самом деле, если мы годами учим детей надевать обувь, завязывать шнурки, пить из кружки, застегивать молнию, а затем также годами учим буквами цифрам, то уйдут десятилетия на то, чтобы научить дочь или сына жить самостоятельно.
Это для нас время течет быстро и незаметно. Наполнено событиями. А для наших деток время как будто остановилось. А, вернее, растянулось в пространстве. Им как будто никуда ненужно спешить. Иногда меня спрашивают Зачем вам это нужно Зачем нужно учить неговорящего ребенка складывать буквы в слова. Он все равно ничего не поймет. А мне всегда хочется развести руками словесные наслоения. Вдруг я дождусь когда-нибудь, что мой ребенок напишет буквами-карточками (если не научится писать рукой Мама, дай кетчуп. Конечно, в моих мечтах фраза — Мама, я тебя люблю. Но пока начнем скетчу- па, который Маша любит едва лине больше мамы. А может быть, напишет Маша Я люблю папу. Когда мы спрашиваем удочери, кого же она больше всех любит, девочка всегда стучит по папиной руке.
Мне говорят, что недостаточность замы- кательной функции коры головного мозга не позволит сформировать устойчивую связь, для того чтобы ребенок смог воспроизвести простую мысль или действие. А я не верю Несмотря на научную логику. Не верю, потому что отбрасывается фактор времени. И очень благодарна руководству
Машиного центра за встречу с теми, кто вопреки обоснованным утверждениям реализуют свои планы. В центре я встретила мамочку, как часто нас называют, которая увлеченно рассказывала о том, как она научила своего ребенка кататься на велосипеде залет И теперь взрослый летний парень свободно катается по дорожкам в дачном товариществе. Ане сидит и смотрит в окно. И никто не спросил у отважной мамочки, зачем ей это нужно. Аудитория не та. Заинтересованная.
Такой подвиг сам по себе достоин быть занесенным в Книгу рекордов Гинесса. Да есть литам вообще такая графа — кто дольше всех учил своего ребенка кататься на велосипеде Но маме такое признание и ненужно. Знаю, в душе нее крепнет надежда, что сыну можно будет научиться лет заходить в магазины покупать себе продукты, звонить друзьям, звать их к себе в гости, выполнять простую работу. Но ведь научить можно, если учить. Ане соглашаться заранее с тяжелым прогнозом. Почему жене учитывается специалистами фактор времени Нет веры Сильно влияние утверждения о необратимости процессов в головном мозге Но человеческий мозг еще таит в себе немало неизведанного. Скорее всего, многие понимают, что далеко не у всех родителей хватит терпения, настойчивости и силы духа
Аутизм и нарушения развития. Т. 14. № 2 (51). 2016
Autism and Developmental Disorders (Russia). Vol. 14. No 2 (51). ЕЕ. Демкова. Одна жизнь. Demkova. One Два десятка лет терпения

В мире существует одна из самых грандиозных теорий, вокруг которой не утихают споры до сих пор, — теория эволюции Чарльза Дарвина. Ученый смело отвел миллионы лет на развитие разных форм жизни. То, что люди не могут наблюдать за сотни обозримых лет, могло произойти за миллионы. Отвлекусь немного. Не так давно я познакомилась с одним удивительным открытием — предположением, что развитие человечества пошло успешнее в тех племенах, где впервые стали оставлять при себе больных людей. Представьте себе первобытные племена люди — кто на охоте, кто мастерит каменные топоры, кто разделывает туши зверей и обрабатывает шкуры заняты все. А вот видят они огонь, от удара молнии возникший. Где взять себе такой же, как получить, как сохранить Вот и стали долго-долго тереть палочки, а кому этим заниматься Посадили человечка не в себе сиди и три палочки, все равно больше ничего делать не умеешь. Вот и не исключено, что искру огня добыл для людей неведомый первобытный аутист!
Так вот, провожу аналогию. Вдруг, скажем, обучить чему-то особых детей все- таки можно, ноне за один десяток лета за
2—3? Кто проверит Смелые люди.
Там же, в Машином центре народи- тельской встрече одна мама рассказывала, что, начиная слет, учила ребенка ездить самостоятельно в метро на занятия в центр, потом в гости к брату ив библиотеку. Лет 5 терпеливая мама следовала за ним по пятам, стараясь остаться незамеченной. Потом делала это она все реже и реже. И к 30 годам ее мальчик освоил все
3 маршрута Только на обратном пути он сам внес разнообразие в свой маршрут — стал заходить в книжный магазин и подолгу листать там книги. Убедившись в его бережном отношении к книгам, персонал магазина отнесся с пониманием и не спешил выставлять любопытного посетителя. Эта женщина очень правильно поняла свою задачу. После моей смерти, говорит она, младшему брату останется минимальный контроль за жизнью старшего.
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов
связь с админом