Главная страница

Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи мл школьников ч.2 Предложение Текст. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи мл школ. Бабина кандидат педагогических наук профессор А. Э. Смирнова учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей начальных классов ноу сош Личность Андреева Н. Г


Скачать 2.18 Mb.
НазваниеБабина кандидат педагогических наук профессор А. Э. Смирнова учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей начальных классов ноу сош Личность Андреева Н. Г
АнкорАндреева Логопедические занятия по развитию связной речи мл школьников ч.2 Предложение Текст.doc
Дата11.05.2018
Размер2.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаАндреева Логопедические занятия по развитию связной речи мл школ
ТипРеферат
#70849
страница1 из 15
Каталогid152286474

С этим файлом связано 57 файл(ов). Среди них: Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи мл школ, Tsukanova_S_P_Betts_L_L_Ya_uchus_govorit_i_chitat_Albom_3.doc, Tsukanova_S_P_Betts_L_L_Ya_uchus_govorit_i_chitat_Albom_1.doc, КВН для педагогов «Театр — это серьёзно».docx и ещё 47 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


СОДЕРЖАНИЕ

УДК 376.1-056.264(07) ББК 74.3я7 А65

Рецензенты:

Г.В. Бабина кандидат педагогических наук профессор; А.Э. Смирнова — учитель-логопед, руководитель методического объединения учителей начальных классов НОУ СОШ «Личность»

Андреева Н.Г.

А65 Логопедические занятия по развитию связной речи млад­ших школьников. В 3-х ч. Ч. 2: Предложение. Текст : пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. — М. : Гуманитар, изд. центр В Л АД ОС, 2008. — 302 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).

978-5-691-01504-5. 978-5-691-01606-6 (4.2). Агентство С1Р РГБ.

Пособие предлагает систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР на треть­ем этапе коррекционной работы. Представленный материал собран и систематизирован на основе практического опыта учителя-логопе­да общеобразовательной школы.

Пособие предназначено логопедам, учителям начальных клас­сов специальных и массовых школ, студентам дефектологических факультетов педагогических вузов.

УДК 376.1-056.264(07) ББК74.3я7

Андреева Н.Г., 2008 ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2008 Оформление. ООО «Гуманитарный из­дательский центр ВЛАДОС», 2008

8-5-691-01504-5 18ВЫ 978-5-691-01606-6 (4.2)

Введение 5

Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Предложение»

Занятие 1. Дифференциация понятий «слово»,

«словосочетание», «предложение».

Признаки предложения 8

Занятия 2—3. Смысловая и интонационная

законченность повествовательных,

восклицательных, вопросительных,

побудительных предложений 14

Занятие 4. Составление предложений из слов,

данных в правильной грамматической форме.. .26 Занятие 5. Составление предложений из слов,

данных в начальной форме.

Грамматическое оформление предложений 32

Занятие 6. Составление предложений —

полных ответов на вопросы по тексту 37

Занятие 7. Составление предложений —

краткий ответов на вопросы по тексту 43

Занятие 8. Составление предложений по картинке

с использованием опорных слов.

Грамматическое оформление предложений 47

Занятие 9. Составление предложений по картинке

с использованием опорных слов, схемы.

Грамматическое оформление предложений 53

Занятие 10. Составление предложений из слов.

Объединение их в связный текст. 64

Занятие 11. Деление сплошного текста на предложения.

Обозначение границ предложений на письме.. .69 Занятие 12. Развитие восприятия и понимания

сложных синтаксических конструкций.

Аналитико-синтаксические упражнения

со сложносочиненными предложениями 75

Занятие 13. Развитие восприятия и понимания

сложных синтаксических конструкций.

Аналитико-синтаксические упражнения

со сложноподчиненными предложениями 82

Занятие 14. Работа с деформированными предложениями.

Грамматическое оформление предложений

с пропущенными словами 88

Содержание

^

Занятие 15. Работа с деформированными

предложениями. Редактирование,

грамматическое оформление предложений

с повторяющимися словами 93

Занятие 16. Работа с деформированными предложениями.
Редактирование, грамматическое оформление
предложений с нарушенным порядком слов 98

Занятие 17. Составление предложений по материалам

наблюдений на данную тему. Грамматическое
оформление предложений. Редактирование,
анализ составленных текстов 103

Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст»

Занятие 1. Выделение признаков связного текста.

Тема текста 107

Занятие 2. Текст. Основная мысль текста 112

Занятие 3. Текст. Опорные слова 118

Занятие 4. Восстановление деформированного текста

по серии картинок 124

Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений.

Определение темы, главной мысли текста 130

Занятие 6. Составление текста по данным вопросам.

Грамматическое оформление.

Анализ составленных текстов 135

Занятия 7—8. Тип текста. Текст-повествование.

Характерные признаки текста-повествования.

Схема построения повествовательного

текста 140

Занятия 9—10. Текст-описание.

Характерные признаки текста-описания.

Схема построения описания 152

Занятия 11—12. Текст-рассуждение.

Характерные признаки текста-рассуждения.

Схема построения рассуждения .163

Занятие 13. Составление плана текста

с обозначенными частями 172

Занятие 14. Деление текста на части.

Работа над планом 177

Занятия 15—16. Редактирование текста 181

Приложение 1 187

Приложение 2 273

Литература 301

«В интересах развития речи учащихся важно,

чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них;

важно также, чтобы ученики уяснили значимость,

иногда незаменимость тех или иных выражений текста

и сами пользовались ими вполне сознательно.

Это потребует в ряде случаев

■внимательного языкового анализа».

В.А. Добромыслов

ВВЕДЕНИЕ

Структура дефекта младших школьников с общим недо­развитием речи определяет необходимость проводить в систе­ме логопедической коррекции специальные занятия по раз­витию связной речи.

Развитие связной речи — это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематичес­кой. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с образцами правильной речи, помогает ана­лизировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. Он также создает условия для «порождения» высказывания учащихся, направ­ляет, стимулирует их речевую активность.

Предлагаемое пособие представляет примерное перспек­тивное тематическое планирование и конспекты логопеди­ческих занятий по формированию связной речи в группах учащихся, имеющих нарущения чтения и письма, обуслов­ленные ОНР (НВОНР). Проверенная практикой система рабо­ты по развитию связной речи обеспечит разнообразную рече­вую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой ком­муникации. Подробный ход занятия содержит большой объ­ем материала, поэтому количество заданий (вопросов, предло­жений, текстов) учитель-логопед может использовать на свое усмотрение, используя полностью или частично, встраивая в собственный план занятия. Занимательный речевой матери­ал, устная и письменная форма выполнения разнообразных упражнений подготовительного характера поможет учителю-логопеду в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений.

Предлагаемая система логопедической работы включает в себя основные темы разделов: «Устная связная речь», «Лекси­ка», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь».

Введение

Введение


Материал пособия — поурочное планирование логопедиче­ских занятий по разделам «Предложение», «Текст». Основ­ной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи — одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В занятия разделов «Предложение», «Текст» (группы 2—3 класса) включен ма­териал по развитию слогового анализа и синтеза слов.

Занятия раздела «Предложение» формируют умения де­тально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развиваются инициативные формы речи: умение самостоя­тельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Огромная роль в формировании умения строить связное вы­сказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с уче­том возрастных и речевых особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи, формирует умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второ­степенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развивают­ся умения передавать содержание текста, объединять в логи­ческой последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необ­ходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказы­вать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных ча­стей, важных фактов, перестановку событий; нарушение по­следовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями.

Пособие содержит материал для закрепления, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные, сюжетные картинки, серии картин, карточки для самостоя­тельной письменной работы. Речевой материал в карточках подобран таким образом, что большинство из них предусмотре­ны для работы с учащимися как первых, так и вторых, третьих классов. Схематичный материал и дидактический материал карточек из приложения, учитель-логопед может использо­вать для индивидуальной и фронтальной работы.

КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

ТЕМА.Дифференциация понятий «слово», «словосочета-

ние», «предложение». Признаки предложения

ЦЕЛИ:• дифференцировать понятия «слово», «словосо-

четание», «предложение»;

  • учить осознавать предложение как минимальную
    единицу речи, представляющую собой граммати­
    чески организованное гоединение слов или сло­
    восочетаний, обладающую известной смысловой
    и интонационной законченностью;

  • формировать умения выделять предложения
    из потока речи, наблюдать за интонацией конца
    предложения, соотносить с правилом обозначе­
    ния границ предложения на письме, выделять су­
    щественные признаки, обобщать;

  • развивать зрительный и слуховой вербальный
    анализ.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с буквами «Найди слова», запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИИ:

1. Организационный момент. Игра «Четвертый лишний»

Слова, слова, слова...

Всему название дано — и зверю и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. . И все, что может видеть глаз — над нами, и под нами, И все, что в памяти у нас, — означено словами.

{А. Шибаев)

— Сядет тот, кто назовет «лишнее» слово и объяснит, по­чему оно «лишнее».

1 занятие

Мак, ромашка, роза, лук ■ ' ■

Помидор, слива, баклажан, перец

Молоко, сметана, каша, сыр

Курица, коза, корова, овца

Портфель, чемодан, кошелек, книга

Часы, очки, весы, термометр

Бабочка, линейка, весы, ножницы

Василий, Федор, Семен, Иванов

  • Назовите гласные звуки в «лишнем» слове. Определите
    количество слогов.

  • Произнесите слово по слогам.

  • Какое задание вы выполняли?




  1. Запись числа, темы занятия

  2. Работа со словосочетаниями.
    «Найди слова»


— В ряду букв найдите «спрятавшиеся» слова.
(Логопед вывешивает таблицу «Найди слова» («спрятав­
шиеся» слова не подчеркнуты)).

ПОТЕРЯЛВДЛОАРНИПСТРЫПЕВАМЧЗАКЛАДКУ

ДУНЕКИРУКЯВЫРОП

ШЛЕОРАТБМЮНОВЫЙПРВИНАПСАВОЬКЮЖТ

УЧЕНИКЖДЛОЕНИСТ

КЕПВЛАОНТЧБЮЫЭЖПДЛСЕГОДНЯПВАЫКВЦМЯ

УТЬБЮЖПОТЕРЯЛ

(Логопед записывает словосочетания на доске)

потерял закладку новый ученик сегодня потерял

«Внимание! Внимание! Вот словосочетание.

В нем ходят парою слова, Но не равны у них права, В нем слово главное всегда С зависимым шагает.

«Предложение»

1 занятие


А кто тут главный — без труда Вопрос определяет. Вопрос от главного идет К зависимому слову, И никогда — наоборот, Запомни как основу».

(Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика»)

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких слов, объединенных по смыслу и грамматически. В словосо­четании одно слово зависит от другого.

— Запишите словосочетания. Найдите главное слово, обо­
значьте его крестиком (х), поставьте вопрос к зависимому сло­
ву.

4. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение»

На доске:

  1. ученик, сегодня, новый, закладка, потерять

  2. потерял закладку, сегодня потерял ■ •

  3. Новый ученик сегодня потерял закладку.

Учитель-логопед обращает внимание учащихся на запись, сделанную на доске.

  • Послушайте. (Учитель-логопед читает.)

  • Прочитайте каждую строчку. (Читают 1—2 ученика.)




  • Прочитайте строчку под номером один. Что записано?
    (Слова.)

  • Выражает ли эта группа слов законченную мысль? Это
    предложение?

—Прочитайте строчку под номером два. Что записано на этой строчке? (Словосочетания.)

  • Это предложение? Почему? (Выражает ли эта группа
    слов законченную мысль?)

  • Прочитайте строчку под номером три. Что записано на
    этой строчке? (Предложение.)

Предложение — это слово или несколько слов, кото­рые связаны по смыслу и выражают законченную мысль. Предложение может состоять из группы слов или одного слова.

  • Повторите предложение. О ком говорится в предложе­
    нии? (Об ученике.)

  • Что говорится об ученике? (Ученик потерял закладку.)

  • Сколько слов в предложении? (5)

  • Назовите первое слово предложения? (Новый.) Почему
    это слово написано с заглавной буквы?

  • Какой знак препинания обозначает конец предложе­
    ния?

5. Физкультминутка. Игра «Узнайте, что я сказала»

— Слушайте внимательно, хлопнете в ладоши, если услышите предложение.

• Ранней осенью. Наступила осень. Цветы увяли. Головки цветов. Кудрявая
травка. Гнезда птиц. Пожелтела трава. Замолкли птицы. Идут дожди.

— Слушайте внимательно, подпрыгните на месте, если услышите словосоче­
тание.

• Совенок громко пищал. Громко пищать. Игра началась. Интересная игра.
Подарить брату. Брат подарил. Темная туча. Повисла темная туча.

— Чем отличается словосочетание от предложения?

Словосочетание называет предмет, а предложение содер­жит сообщение о том, что есть в действительности, характе­ризуется смысловой и интонационной законченностью.

6. Развитие слухового вербального анализа текста. Определение
количества предложений в тексте

— Определите по интонации количество предложений в
тексте. Объясните, как по интонации узнать, закончилось ли
предложение? (Интонация конца предложения, пауза.)

По двору бежал кот. В зубах у кота была мышь. (2)

У утки Тинки утята. Тинка учит их плавать. Утенок Тишка самый храбрый. Он первый бросился в воду. (4)

о

«Предложение»

С

1 занятие


Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Галка стала кидать в кувшин камушки. Вода поднялась. Теперь можно было пить.

(По Л. Толстому) (6)

Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь на полях.

(А. Плещеев) (5)

7. Итог занятия

  • Из чего состоит речь?

  • Что выражает предложение?

  • Из чего строятся предложения?

  • Как связаны в предложении слова?

  • Чем отличается словосочетание от предложения?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Развитие слухового вербального анализа предложения. Определение количества слов в предложении

Сначала учитель-логопед предлагает для анализа предло­жения без предлогов. Логопед зачитывает по одному предло­жению текста, учащиеся определяют количество слов в про­читанном предложении и записывают цифру в тетрадь.

— Послушайте предложение, определите, сколько слов в каждом предложении. Запишите цифру в тетрадь.

  • Москва - столица нашей Родины. (4) Имя нашей столице дала
    река Москва. (6) Так считают некоторые ученые. (4)

  • Таня рисовала простым карандашом. (4) Скучные получились
    картинки. (3) Взяла Таня цветные карандаши. (4) Шиповник расцвел
    алыми цветами (4). Засияла река. (2) Зашумели зеленые камыши. (3)
    Ужи повернули желтые шейки. (4)

  • Наступил вечер. (2) Большая черная туча покрыла небо. (5) На­
    чалась сильная гроза. (3) Страшный громовой удар потряс окрест­
    ность. (5) Буря гнула, качала молодые деревья. (5)

• Наши котята еще очень маленькие. (5) Они еще слепые. (3) Они
постоянно ищут мать. (4) Им хочется кушать. (3) Кошка кормит их
своим молоком (5). Когда они наедятся, они засыпают. (5) Тогда
мать убегает искать себе пищу. (6) Когда котята подрастут, глазки их
откроются. (6) Кошка будет им носить мышей. (5) Она будет приучать
их ловить мышей. (6) Когда они совсем вырастут, они сами будут на­
ходить себе пищу. (10)

Какое задание вы выполняли? Что обозначает цифра,
записанная в тетради?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

перейти в каталог файлов
связь с админом