Главная страница

Баллада Жуковского Светлана


Скачать 26.83 Kb.
НазваниеБаллада Жуковского Светлана
Анкор4_Zhukovskiy.docx
Дата14.02.2018
Размер26.83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла4_Zhukovskiy.docx
ТипДокументы
#64212
Каталогid137429146

С этим файлом связано 64 файл(ов). Среди них: kompleksy_uprazhneniy_napravlennyh_na_razvitie_refleksii.doc, Сценарий на выпускной вечер 32.doc, Sbornik_paronimov.pdf, 171127_Russkiy_yazyk_-_Probny_variant_6_s_resheniem.pdf, Pismo_Rosobrnadzora_ot_22_02_2018__05-56_god.pdf, egoraeva_praktikum_po_paronimam.pdf, 171002_Russkiy_yazyk_-_Probny_variant_2_s_resheniem.pdf, Slovar_paronimov.pdf, 170918_Russkiy_yazyk_-_Probny_variant_1_s_resheniem.pdf, 4_Zhukovskiy.docx и ещё 54 файл(а).
Показать все связанные файлы

Герои и сюжет романтической баллады В.А.Жуковского «Светлана»

 Баллада Жуковского «Светлана» - одно из самых известных произведений в творческом наследии поэта. Произведение Жуковского выполнено в традициях романтической баллады: это четко выраженная сюжетность (выявляются зачин, развитие действия, кульминация и развязка), драматизм действия (ощущаются напряженность, драматизм ситуации), наличие любовной интриги. 
    Первые строфы «Светланы» дают почти этнографическое описание святочных гаданий: 
    Раз в крещенский вечерок 
    Девушки гадали: 
    За ворота башмачок, 
    Сняв с ноги, бросали; 
    Снег пололи; под окном 
    Слушали; кормили 
    Счетным курицу зерном. 
    Характерна поза героини, которая, сидя перед зеркалом, напряженно всматривается в его глубину. В такой именно позе написана девушка с длинной косой, в русском сарафане и кокошнике в известной картине В.П. Брюллова «Гадающая Светлана». 
    Святки, святочные гадания - одна из самых ярких страниц в сокровищнице замечательных традиций и преданий русского народа. В крещенский вечерок девушки собирались у одной из подруг и гадали. Жуковский, будучи хорошо знаком с этими традициями, ярко, красочно рассказал о них о них в своей балладе: это обычай бросать башмачок (в какую сторону будет указывать носок - с той стороны надо и ждать сватов); топить «ярый воск» и по нему угадывать будущее; петь подблюдные песни (наугад, не глядя, брали вещицу - колечко, сережку, платочек и пели; предназначалась песня хозяйке вещицы и предвещала ту или иную судьбу - свадьбу ли, одиночество, разлуку). 
    Далее разворачивается сюжет. Героиня, молодая девушка Светлана, «молчалива и грустна» на этом народном празднике. По сюжету, Светлана ничего не знает о своем женихе, не имеет от него вестей. Она с тревогой думает о будущем, тоскует в разлуке с ним, тяготится мрачными предчувствиями. 
    Итак, ее тревогу может прояснить только гадание. Девушка решается на самое страшное гадание - гадание в бане. Девушка накрывала в бане стол на два прибора, ставила зеркало и свечу. Согласно преданию, должен был явиться жених девушки, показавшись в зеркале. Гадание проводилось в полночь. Светлана нечаянно уснула. 
    Содержанием баллады является описание сна Светланы. Снится девушке, что явился к ней ее жених: 
    Оглянулась…милый к ней 
    Простирает руки… 
    Он зовет Светлану венчаться - сейчас, немедленно: 
    Едем! Поп уж в церкви ждет 
    С дьяконом, дьячками; 
    Хор венчальну песнь поет; 
    Храм блестит свечами. 
    Но эта радость оборачивается кошмаром: они видят похороны в храме, слышат: «Буди взят могилой»; потом Светлана остается одна среди метели, непогоды, набредает на избушку, в которой видит гроб. Мертвец оказывается никем иным, как ее суженым… 
    И тут Светлана проснулась. Тяжело на душе девушки: 
    Ах! Ужасный, грозный сон! 
    Не добро вещает он- 
    Горькую судьбину… 
    Но, к счастью, страшный сон не исполнился. Сразу же после пробуждения зазвенел «колокольчик звонкий»; как на крыльях, примчались сани; «вот статный гость к крыльцу идет…Кто? Жених Светланы». 
    Итак, зачем нужен был поэту мотив сна, который так любили поэты-романтики? Сон обнаруживает, что происходит в глубинах бессознательного; показывает человеческую душу в тот момент, когда она младенчески беспомощна. Все в этом сне характеризует состояние героини, ее психику. Пейзажи: зимняя дорога, тусклый свет луны - перекликаются с внутренним состоянием героини, ее тревогой о любимом. 
    В Светлане Жуковскому удалось создать индивидуальный характер русской девушки, открытой для любви и верной народным религиозным идеалам. 
    Поэт передает очарование молчаливой Светланы, умеющей покориться судьбе, постоянно отмечаются ее застенчивость, робость. Русская девушка не ропщет на свою судьбу, кротко сносит все испытания, надеясь на Бога, верит в его справедливость. Вера девушки помогла ей, она вознаграждена за свою покорность, «тихость»: Бог сохраняет живой ее душу, не дает ей погибнуть, в финале девушку ждет возвращение любимого, страшный сон остается только ночным кошмаром, девушку ждет свадебный пир: 
    Мимо - Бедствия рука; 
    Как приятный ручейка 
    Блеск на лоне луга, 
    Будь вся жизнь ее светла, 
    Будь веселость, как была, 
    Дней ее подруга.

Анализ стихотворения В. Жуковского «Море»


Замечательным образцом элегической поэзии Жуковского может служить стихотворение «Море». Оно было создано в 1822 году, напечатано в сборнике «Северные цветы на 1829 год». 
    Романтический образ моря – тема стихотворения. Перед нами морская стихия с ее красотами, звуками. В романтических картинах моря переданы переход от штиля к шторму, лазурный, небесный оттенок морской поверхности в хорошую погоду, отражение в водах при ночном ясном небе луны и звезд. 
    Море в стихотворении Жуковского одушевлено, наделено таинственной духовной жизнью, родственной чувствам и настроению лирического героя. При этом море для Жуковского – стихия, загадочно-непонятная в своей сущности. Поэт пытается понять «тайну» моря («Открой мне глубокую тайну твою»). Такое романтическое мироощущение лирического героя обусловило жанр стихотворения (элегия).

    Само море не может открыть свою «тайну», ибо оно «безмолвно». Тем не менее, поэт, который видит в непрерывном движении водной стихии признаки внутренней тревоги и смятения, постигает эту «тайну»: источник постоянного движения, изменения моря – небо. Два существа («необъятное» море и столь же безграничное небо), ощущая свою родственность, духовно тяготеют друг к другу. 

    Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, по-своему зависимо от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой. Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом.

    В то же время море, небо и буря – это символические образы. У Жуковского небо – символ безмятежности, покоя, красоты. Когда же море побеждает возникающие враждебные силы, торжествует «сладостный блеск возвращенных небес», тишина (хотя и обманчивая), неподвижность. Но небо – это образ, образ возвышенной души, летящей ввысь. То есть это и обобщенное изображение идеала поэта, его стремление к «неземному» совершенству. На «земле» же жизнь жестокая, несправедливая, полная противоречий. 
    Иначе говоря, неудовлетворенный окружающей действительностью, поэт мечтает об идеале – высоком совершенстве. Но направление его мечты не «земное», а «небесное», далекое от реальности. В свою очередь, море, не теряя черт настоящей водной стихии, одновременно символизирует человеческую душу, ее вечное стремление к идеалу. Поэт наделяет море собственными тревогами, печалями, радостями, стремлениями. В результате перед нами не обыкновенная, а, по словам Белинского, «романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Из этого следует, что идеи элегии заключаются в ее философском смысле, в излюбленной мысли Жуковского об освещении всего живого высоким духовным светом.

    Композиционно стихотворение «Море» можно разделить на три части, которые различаются не только содержанием, но также интонацией, ритмической структурой стиха. Первая часть (1 - 4-е четверостишия) – умиротворенное, спокойное, безмятежное море. В присутствии чистого неба обыкновенно и море бывает чисто. Оно льется лазурью неба, горит его «вечерним и утренним светом», ласкает его облака, блещет его звездами. 
    Эта часть неторопливая, размеренная, ритм здесь плавный, мелодичный, завораживающий. При этом первое и третье четверостишия осложняются характерной для поэзии романтизма вопросительной интонацией, повышающей эмоциональное напряжение. 
    Вторая часть (пятое четверостишие) показывает море в бурю. «Темные тучи» пытаются отнять у него небо. Море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Значит, тучи – не часть неба, они ему не принадлежат, если собираются отторгнуть «ясное небо» у моря. 
    Интонация резко повышается, ритм убыстряется, особенно в двух последних строчках. Поэт показывает характер водной стихии: море грозно, бушует, оно в состоянии разъяренности, непокорности. 
    Третья часть (шестое – седьмое четверостишия) – море после бури. Тучи уходят, но оно долго не может успокоиться от охвативших его чувств. И после непогоды спокойствие моря обманчиво: оно все равно скрывает «смятенье» и, как бы боясь утратить связь с небом, «дрожит» за него. Тональность понижается, хотя в ней ощущаются тревожные ноты, ритм становится более плавным.

    Различное состояние моря передают разнообразные поэтические средства. Важнейшим средством романтизации морской стихии у Жуковского служит развернутая метафора -олицетворение. Море очеловечивается, то есть автор создает и зримый, и одновременно наделенный способностью мыслить и чувствовать облик моря: «Ты живо; ты дышишь…». 
    Немалую роль в представлении о море как об одушевленном существе играют эпитеты, передающие относительно спокойное море: «безмолвное», «лазурное», наполненное «смятенной любовью», «тревожной думой», скрывающее «глубокую тайну», дышащее «напряженной грудью», оно «радостно блещет» (здесь эпитет выражен наречием), полное «таинственной, сладостной» жизни. Следует объяснить, что эпитет «таинственный» (лирический герой очарован таинственной бездной моря) указывает на стремление поэта подчеркнуть сложное, неуловимое переживание, неопределенность, невыразимость впечатлений. Художественные определения неба «далекое, светлое» (море спокойно, когда небо такое) характеризуют не только признаки самой стихии, но обозначают мечту, идеал, отчего вся картина становится символической. Дважды повторяющийся эпитет «чистый» (в первом случае выражен наречием) подчеркивает внешний облик моря, полностью зависящего от состояния, в котором находится небо («Ты чисто в присутствии чистом его…»). 
    Иные эмоции передают эпитеты, когда море неспокойно: оно окутано «враждебной мглой», вздымает «испуганны волны». Для передачи смены состояния моря используются и глаголы: «дышишь», «льешься», «ласкаешь», «блещешь» (когда море безмятежно); глаголы «бьешься», «воешь», «рвешь», «терзаешь», «вздымаешь» (когда на море стихия).

    Мелодичность, музыкальность придают элегии пронизывающие всю стихотворную ткань разнообразные повороты. Прежде всего, это дважды звучащее обращение «море», которое повторяется через несколько строк, чтобы лишний раз подчеркнуть внешнее спокойствие морской стихии.

    Элегию «Море» любили современники Жуковского. Лермонтов помнил ее наизусть, а восхищенный Пушкин в письме П.А. Вяземскому выделил из сборника «Северные цветы» это стихотворение: «Читал «Цветы»? Каково «Море» Жуковского…»

    В. А. Жуковского с уверенностью можно назвать величайшим поэтом начала XIX века. Он, как никто иной, чувствовал природу, окружающий мир, его красоту и совершенство. Его стихи наполнены искренними переживаниями, красотой, мелодичностью, чувством.

Стихотворение В.А. Жуковского «Море» (восприятие, истолкование, оценка).


 Жуковский – один из создателей новой русской поэзии. Его наследие не растворилось в широком потоке поэзии XIX – ХХ вв. Его творчество отличает особая, специфическая тематика и интонация. Это поэт сосредоточенно лирический и, вместе с тем, считавший поэзию средством духовного воспитания человека. Лиризм Жуковского не вступает в противоречие с конкретностью описаний, требует наблюдательности и внимательности от читателя. Этот поэт имел огромное влияние на А. С. Пушкина. Именно поэтому заслуга Жуковского в русской литературе огромна. 

    Темой стихотворения «Море» является одухотворение природных начал жизни через выявление их поэтических свойств. По жанру это элегия, что подразумевает мелодичность и напевность стиха. Начинается произведение с чисто пейзажной зарисовки:

    Безмолвное море, лазурное море,

    Стою, очарован, над бездной твоей.

    Внутренний мир лирического героя созвучен переживаниям природы. Именно она становится причиной душевного трепета героя. Жуковский передает переживания не механические, а глубоко прочувствованные. Море близко поэту, как могут быть близки две стихии: «безмолвное… лазурное море» и «далекое, светлое небо».

    При описании поэт использует эпитеты, передающие полутона, промежуточное настроение: «смятенный», «тревожный», «светозарная лазурь». С помощью них создается атмосфера взволнованности и тревоги. Лирическое «Я» героя находится под воздействием каких-то чар.

    Стихотворение построено на приеме олицетворения. Однако Жуковский не просто одухотворяет природу, но наделяет ее способностью чувствовать. Чувства, переживания здесь предельно обострены, исполнены особым лиризмом. Море символизирует человеческую душу, которая наполнена любовью, тоскою и ожиданием. Небо – символ возлюбленной. В море (как и в душе человека) отражается блеск звезд. Это один из самых ярких образов русской поэзии:

    Ты чисто в присутствии чистом его.

    Поэт говорит о силе нравственного преображения любви. Центром романтического мира Жуковского является душа, она мерило настоящих ценностей. Душа связует два мира, она способна преодолеть ограниченность земного существования.

    До Жуковского море было символом свободы. Поэт по-новому осмысляет этот образ. В его создании участвуют эпитеты «безмолвное», «лазурное»; олицетворения «ты живо, ты дышишь, тревожной душою исполнено ты», «грудь твоя дышит», «ты бьешься», «ты воешь»; лексика возвышенная, иногда устаревшая: «бездна», «любовь смятенная». При соз-дании образа предпочтение отдается глаголам: «дышишь», «движет», «тянет», «ласкаешь», «льешься», что говорит об активном использовании приема одушевления, создания динамичности образа. Даже интонационный рисунок помогает автору передать очень важные моменты взволнованности и тревожности:

    Когда же сбираются темные тучи,

    Чтоб ясное небо отнять у тебя –

    Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

    И мгла исчезает, и тучи уходят.

    Море в стихотворении Жуковского предстает как символ тоски и печали, тотального одиночества человека. Об этом говорит и сам жанр элегии как вид лирики романтического плана, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в этом мире.

    В этом стихотворении Жуковский развивает традиционный романтический мотив двоемирия. Отсюда такая притягательная власть неба над морем. Образ неба создается за счет отражения его в море:

    Таинственной, сладостной, полной жизни,

    Ты чисто в присутствии чистом его;

    Ты льешь его светозарной лазурью,

    Вечерним и утренним светом горишь.

    Символика становится ведущим приемом для выражения многообразных чувств и переживаний лирического героя. В лирике Жуковского начинается формирование традиций русского классического стихосложения, смешения жанров, что найдет дальнейшее выражение в творчестве Пушкина и Тютчева.

    Содержание элегии составляет лирическое переживание при созерцании поэтом природы, которое вызывает меланхолическое воспоминание или раздумье. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, что стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами переживаний.
перейти в каталог файлов
связь с админом