Главная страница

2.Занимаемся_вместе_подг_группа. Ббк 74. 102 Н71


Скачать 347,5 Kb.
НазваниеБбк 74. 102 Н71
Анкор2.Занимаемся_вместе_подг_группа.doc
Дата03.11.2017
Размер347,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла2.Занимаемся_вместе_подг_группа.doc
ТипДокументы
#45313
страница1 из 6
Каталогid152286474

С этим файлом связано 67 файл(ов). Среди них: 3. Конспекты занятий.doc, 2. Содержание.doc, 1.МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ-Введение.doc, Памятка родителям - Общее недоразвитие речи (3 ур).doc, Индивидуальный перспективный план коррекционно-развивающей работ, Buzrukikh_ot_bukvy_k___DG_DL_ch_2.pdf, Formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi_A_G_Arushanova.pdf, Bezrukikh_Ot_bukv_k_slogam_i_slovam___kniga_DG_DL_ch_1.pdf, Белавина Н.Н. Логопедические карточки для обследования и развити и ещё 57 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6



ББК 74.102 Н71

Нищева Н. В.

Н71 Занимаемся вместе. Подготовительная к школе логопедическая группа. Домашняя тетрадь. Часть I-II. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.— 64 с\, илл.
Материалы тетради рассчитаны на дошкольников 6-го года жизни с нормальным речевым развитием и детей 7-го года жизни с речевой патологией и соответствуют пла­нированию работы и рекомендациям, изложенным в «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)».

Для родителей дошкольников, посещающих старшую группу детского сада или подготовительную к школе логопедическую группу.


Предисловие

Заканчивается дошкольный период развития вашего сына или вашей дочери. Это очень важный этап в развитии ребенка. Специалисты называют его сензитивным периодом. Никогда уже развитие ребенка не будет идти такими бурными тем­пами, как в дошкольном детстве. Ведь за эти годы ваш малыш из беспомощного существа превратился в сильного мальчика или красивую девочку. Он уже многое делает совершенно самостоятельно, он подвижен и ловок, умен и сообразителен, умеет читать и считать, хорошо владеет карандашом и кистью. Его речь развита. Он правильно произносит все звуки родного языка, умеет строить простые и слож­ные предложения, не допускает грамматических ошибок, может поддержать диа­лог, способен составить рассказ по картинке или рассказать о прочитанной книге, знает наизусть много стихов.

Если это не так и вы видите, что в речевом развитии ребенка наблюдаются про­блемы, у вас осталось совсем немного времени для того, чтобы помочь сыну или дочери. Остался всего один год до поступления в школу. Вам придется серьезно поработать. В этой работе вам поможет наша тетрадь, которая содержит подробные методические рекомендации для родителей. Занятия в тетради построены на основе лексических тем, изучаемых в подготовительной логопедической группе детского сада, и соответствуют календарному планированию, приведенному в «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)*. Тетрадь создавалась в первую очередь для детей, посещающих лого­педическую группу и занимающихся с логопедом. В этом случае она поможет ро­дителям быть в курсе того, что изучает ребенок в детском саду, позволит закрепить и повторить пройденный материал.

Если же вы занимаетесь самостоятельно, старайтесь придерживаться методи­ческих рекомендаций, чтобы избежать ошибок в организации домашних занятий.

Если вашему ребенку пять лет, его речевое развитие соответствует возрастной норме и не вызывает опасений у специалистов, то он легко справится с предложен­ными заданиями.

В тетради 15 занятий. Каждое из них рассчитано на неделю и содержит от пяти до десяти заданий. Одни задания способствуют развитию у ребенка связной речи и обучают пересказу или рассказыванию по картинке, закрепляют навыки состав­ления описательных рассказов или загадок-описаний. Другие учат его поддержи­вать диалог и отвечать на вопросы взрослых. Третьи помогут ребенку поупражнять­ся в звуковом и слоговом анализе слов — что очень важно при подготовке к обуче­нию в школе — и способствуют профилактике нарушений письменной речи (дисграфий). Есть задания, где требуется составить предложения по картинке и оп­ределить количество слов в них, что тоже служит для профилактики дисграфий. Все задания, содержащие потешки, поговорки, стихи и загадки, расширяют сло­варь ребенка в соответствии с изучаемыми лексическими темами, развивают его память. Некоторые задания способствуют устранению в речи дошкольника грам­матических ошибок. Они научат вашего ребенка образовывать и использовать в речи относительные и притяжательные прилагательные, существительные с суф­фиксами -ат/-ят, -онок/-ёнок.

Пальчиковая гимнастика и подвижные упражнения способствуют установле­нию координации речи с движением, помогут поработать над темпом и ритмом речи, разовьют память и воображение, позволят внести в занятия элемент игры. Мы рекомендуем использовать их во время физкультурных пауз.

Старайтесь правильно выбирать время для занятий. Важно, чтобы ребенок не был усталым и хорошо себя чувствовал. Ни в коем случае не принуждайте сына или дочь к занятиям. Это особенно важно в последний год перед школой. Заставляя ребенка заниматься, вы «отобьете» у него желание учиться. Каждое занятие долж­но содержать элемент новизны, сюрприз, загадку. Не позволяйте ребенку рассмат­ривать сразу все картинки. «Следующую картинку мы посмотрим завтра, когда будем говорить о домашних животных. А на сегодня мы закончили, и я уберу тет­радь. Кстати, на завтра у нас есть очень интересная игра»,— скажете вы. И уверяем вас, мальчик и девочка с нетерпением будут ждать следующего занятия.

Подписи ко всем картинкам рассчитаны на то, что ребенок сам прочитает их,— если, конечно, он уже умеет читать. Если же с обучением грамоте возникли слож­ности, мы отсылаем вас к новой обучающей книге для дошкольников «Мой бук­варь» Ч Методические рекомендации, приводимые на каждой странице этой книги, позволят вам вместе с ребенком решить возникшую проблему легко и с удовольст­вием. Учить и учиться читать с «Моим букварем» весело и интересно! Дополнением к букварю служит «Тетрадь №2 для подготовительной логопедической группы дет­ского сада»2. А «Тетрадь №1»3 поможет развить мелкую моторику ребенка, подго­товит его руку к письму. Имея весь комплект пособий, вы подготовите ребенка к обучению в школе, разовьете у него речь, память, мышление, внимание и мотори­ку. Желаем вам в этом нелегком деле удачи и терпения!


1 Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб.; «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2007.

2 Нищева Н. В. Тетрадь №2 для подготовительной логопедической группы детского сада.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС., 2004.

3 Нищева Н. В. Тетрадь №1 для подготовительной логопедической группы детского сада.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС*, 2004.
Занятие 1. «Осень»

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.

• Какое сейчас время года? (Сейчас осень.)

• Почему ты так думаешь? (На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели теплую одежду.)

2.Помогите ребенку запомнить, что осень можно разделить на раннюю и позд­нюю осень.

Расскажите ребенку о том, чем они отличаются друг от друга.

Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. Листья на де­ревьях начинают краснеть и желтеть, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожаи овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клю­кву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и совсем уже не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние лис­тья. Засыхает трава, вянут цветы. Заканчивается отлет птиц на юг.

3. Рассмотрите с сыном или дочерью картинки «Ранняя осень» (рис. 1) и «Позд­няя осень» (рис. 2). Предложите ребенку рассказать по картинкам о ранней и позд­ней осени. Если ему это трудно, задайте ему вопросы, проведите беседу по сравне­нию картин.

  • Какое время года мы видим на первой картинке, какое — на второй? (На первой

картинке — ранняя осень, а на второй —- поздняя.)

  • Какой день изображен на первой картинке и какой — на второй? (На первой

картинке — ясный и солнечный, а на второй — хмурый и дождливый.)

  • Какие листья мы видим на деревьях на первой картинке? А что можно сказать

о деревьях на второй картинке? (На первой картинке на деревьях разноцветные

листья, а на второй — деревья уже голые.)

  • Что делают дети в парке? Сравни первую и вторую картинки. (На первой кар­тинке изображены дети, которые пришли в парк собирать разноцветные лис­тья. Они смотрят на улетающих лебедей. А на второй картинке дети гуляют под дождем и смотрят на одинокую ворону.)

  • Какой кажется вода в пруду на первой и на второй картинках? (На первой картин­ке вода кажется светлой и не очень холодной, а на второй — темной и холодной.)

  • Почему дети на первой и второй картинках одеты по-разному? (На первой кар­тинке — теплый осенний день, поэтому дети одеты довольно легко. На второй картинке — холодный день, идет дождь, дует сильный ветер, поэтому дети одеты тепло.)

4. Выучите с ребенком четверостишие, которое поможет ему запомнить назва­ния месяцев осени:

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождем и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

5. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на части (слоги). Напомните: в слове столько же слогов, сколько гласных звуков (сентябрь, ок­тябрь, ноябрь).

6. На прогулке потренируйте ребенка в умении узнавать клен, дуб, березу, ряби­ну, тополь, осину, ясень по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, лис­тьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, багряные, пунцовые.

Например. Алые листья клена, золотые листья березы, пунцовые листья осины, багряные листья рябины.

7. Поиграйте с сыном или дочерью в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребен­ку мяч и называете дерево, ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например. Береза — желтые березовые листья, клен — алые кленовые лис­тья, осина — пунцовые осиновые листья, рябина — оранжевые рябиновые листья.

8. Поиграйте с ребенком в игру «Подскажи словечко»:

Птицы улетают,

Собралися в стаи.

Листья улетают,

Ветер их уносит.

Все это бывает,

Если с нами... (осень).

9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запо­мнить относительные прилагательные (дубовый, кленовый, рябиновый), пригодит­ся во время минутки отдыха при письме или рисовании. Проверьте, сможет ли ре­бенок сам образовать относительные прилагательные от существительных береза, осина (березовый, осиновый).

Ветер по лесу летал,

Плавные волнообразные движения ладо-

Ветер листики считал:

нями.

Вот дубовый,

Загибаем, пальцы на обеих руках, начиная

Вот кленовый,

с больших.

Вот рябиновый резной,




Вот с березки — золотой.




Вот последний лист с осинки




Ветер бросил на тропинку.

Укладываем ладони на стол.


10. Если ребенок уже умеет читать, пусть прочитает подписи к картинкам. Если он еще не читает, прочитайте подписи сами, а ребенок пусть повторит и покажет знакомые ему буквы.

11. В тетради №1 выполните с ребенком задание на стр. 3.
Занятие 2. «Овощи»

1. Объясните ребенку, что вы хотите проверить его память. Ему нужно вспом­нить как можно больше названий овощей, рассказать вам, где эти овощи растут. Ваш малыш без труда вспомнит, что овощи выращивают в огородах, на полях, в теплицах, и сможет перечислить не менее десяти названий овощей: картофель, морковь, свекла, репа, редис, помидор, огурец, кабачок, баклажан, лук.

2. Предложите ребенку разделить названия овощей на слоги: кар-то-фель, мор-­ковь, свек-ла, ре-па, ре-дис, по-ми-дор, о-гу-рец, ка-ба-чок, бак-ла-жан.

3. А вот слово лук предложите ребенку для звукового анализа. Напомните ему, что звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки произносятся легко, их можно петь, воздушная струя проходит без преград. Согласные звуки петь нельзя, хотя некоторые из них можно растягивать, а некоторые — нет. При произнесении согласных звуков воздушная струя всегда встречает преграду.

Для того чтобы ребенок произвел звуковой анализ слова, задайте ему следую­щие вопросы:

• С какого звука начинается слово лук? (Обязательно произнесите слово, акцен­тируя первый звук [л].)

Какой звук слышится вторым? (Акцентируйте произношение второго звука [у].)

• Каким звуком заканчивается слово? (Выделите при произнесении третий звук [к].}

• Сколько всего звуков в слове? (Три.)

• Сколько в слове согласных звуков? Давай назовем их. (Два согласных звука: [л], [к].)

• Сколько в слове гласных звуков? (Один гласный звук [у].)

• Почему в слове только один слог? (Потому что в нем один гласный звук.)

4. Попробуйте совместно придумать загадки о каждом из овощей. Одну загадку будете придумывать вы, а другую — ребенок.

Например. Длинный, зеленый, хрустящий, пупырчатый. Растет в огороде на грядке. Что это? (Это огурец.)

Круглый, хрустящий, снаружи красный, а внутри белый. Растет на грядке. Что это? (Это редис.)

Продолговатый, фиолетовый, гладкий, блестящий. Растет в теплице или в парнике. Что это? (Это баклажан.)

5. Об одном из овощей можно попробовать составить рассказ-описание по плану: Что это?

  • Это овощ или фрукт?

  • Где он растет?

  • Каков он на вид, на ощупь, на вкус?

  • Что можно из него приготовить?

Например. Это помидор. Помидор — это овощ. Он растет в огороде на грядке. Помидор круглый, красный, гладкий. Сочный, мягкий, кисло-сладкий. Из него можно приготовить салат, сок, томатную пасту, положить его в борщ.

6. Рассмотрите с сыном или дочерью картинку (рис. 3). Пусть ребенок попробует составить рассказ по плану:

  • Кого ты видишь на картинке?

  • Где они находятся и что делают?

  • Что делает мама?

  • Что делает девочка?

  • Что делает папа?

  • Что делает мальчик?

  • Что лежит на столе?

  • Какие овощи лежат в корзинах?

  • Как можно закончить рассказ?

(В кухне на даче семья делает заготовки на зиму. Мама нарезает зелень, дочка укладывает овощи в банки, папа шинкует капусту. На столе лежат красные помидо­ры, зеленые огурцы и капуста. В корзинке на полу — свекла и редис. Хороший уро­жай собрали дачники!)
7. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику.

Тук! Тук! Тук! Тук!

Ритмичные удары ребром ладоней по

Раздается в доме стук.

столу.

Мы капусту нарубили,




Перетерли,

Хватательные движения руками.

Посолили

Указательный и средний пальцы трутся




о большой.

И набили плотно в кадку.

Удары обеими ладонями по столу.

Все теперь у нас в порядке.

Отряхнуть ладони друг о друга.


8. Если ребенок уже умеет читать, пусть прочитает надпись над картинкой. Если он еще не читает, прочитайте надпись сами, а ребенок пусть повторит и пока­жет знакомые ему буквы.

9. В тетради №1 выполните с ребенком задание на стр. 4.
Занятие 3. «Фрукты»

1. Предложите ребенку вспомнить названия фруктов. Для этого можно провес­ти игру-соревнование с мячом. Вы бросаете мяч друг другу и называете при этом фрукты. Побеждает тот, кто последним назовет очередной фрукт. (Яблоко, груша, слива, апельсин, мандарин, лимон, виноград, гранат, киви, манго.)

2. Вспомнят ли ваши дети, что фрукты растут на деревьях в саду? Проверьте это.

3. Предложите сыну или дочери разделить названия фруктов на слоги. Пусть он назовет сначала те фрукты, в названиях которых три слога (яб-ло-ко, а-пель-син, ман-да-рин, ви-но-град).

4. Попросите ребенка вспомнить те фрукты, названия которых начинаются со звука [а] (ананас, абрикос, апельсин, айва); те, которые содержат в названии звук [н] (лимон, гранат, манго, ананас, мандарин, виноград).

5. Потренируйте ребенка в составлении загадок-описаний.

Например. Круглое, румяное, сочное, гладкое, сладкое. Растет в саду на дереве. Что это? (Яблоко.)

Продолговатый, желтый, кислый, сочный. Растет в саду на дереве. Что это? (Лим.он.)

6. Ребенок должен составить описание одного из фруктов по уже известному плану (см. занятие 2).
  1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов
связь с админом