Главная страница

БуквыЕиИв окончаниях имён существительных


Скачать 68,13 Kb.
НазваниеБуквыЕиИв окончаниях имён существительных
АнкорMelnikova_Bukva_E_i_I_v_okonchaniakh_imyon_susches.docx
Дата20.04.2018
Размер68,13 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMelnikova_Bukva_E_i_I_v_okonchaniakh_imyon_susches.docx
ТипДокументы
#69191
Каталогolga_klubnichka

С этим файлом связано 84 файл(ов). Среди них: R_A_Kiryanova_Diagnosticheskiy_material_dlya_psikhologo-logopedi, Н. Н. Баль, И. А. Захарченя обследование чтения и письма.doc, O_Gomzyak_Ya_budu_pisat_pravilno.pdf, Е.М. Рахманова Графические диктанты для дошкольников.doc, 6-7_let_Vnimanie_Gavrina_S_E__Kutyavina_N_L__Toporkova_I_G__Sche, Оптическая дисграфия.docx, К.В. Шевелев Задачки в клеточках для детей 4-5 лет.doc, 6-7_let_Vnimanie_Gavrina_S_E__Kutyavina_N_L__Toporkova_I_G__Sche и ещё 74 файл(а).
Показать все связанные файлы


КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.С. ПУШКИНА

Факультет дефектологии и социальной работы

Кафедра логопедии

Тема: Буквы Е и И в окончаниях имён существительных.

050700.62 специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: логопедия

Выполнила:

Студентка IV курса

Очной формы обучения

Специальность логопедия

Мельникова Екатерина

Александровна

Санкт-Петербург

2015

Тема: Буквы Е и И в окончаниях имён существительных.

Учебное издание. Серия «Школа России». Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (в 2 частях).

Время освоения орфограммы: IV класс , II четверть.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Е и И в окончаниях имен существительных

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.








Д.п.








П.п.







Методическая рекомендация: В. П. Канакина. Русский язык. Методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 класса начальной школы. Москва «Просвещение» 2005.

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах

Ц е л ь: развивать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных.

1. Проверка домашнего задания: обоснование правильности определения падежа и написания окончания; письмо текста по памяти или под диктовку. (Учитель выбирает форму проверки: либо сам проверяет написанное, либо ученики проверяют написанное друг у друга путем обмена тетрадями, либо проводится самопроверка по учебнику.)

2. Чтение темы и определение задач урока. (Слова учителя: «Сегодня и на последующих уроках вы будете совершенствовать умение проверять написание безударных окончаний имен существительных разного типа склонения».)

Воспроизведение знаний о способах проверки написания (см. учебник,

упр. 209).

* 209. Прочитайте.

К добру и миру тянется мудрец,

К войне и распрям тянется глупец.

_ Обсудите, справедливы ли эти слова. О чем заставляют они нас задуматься?

_ Запишите по памяти. Укажите имена существительные в форме дательного падежа единственного падежа. Выделите ихокончания.

3. Выразительное чтение поэтических строк (учебник, упр. 266).

* 266. Прочитайте.

Зимой не увидишь в лесу медведей, барсуков, ежей, что спят всю зиму. У лесных мышей не хватает зимой лесных запасов. Они бегут из норок от горностаев, ласок, хорьков. В лесу появилась большая полярная сова. Она охотится на птиц, белок и зайцев. Что за чудо? Трескучий мороз, а в гнезде птенчики. Это парочка клестов - еловиков вывела зимой птенцов.

Высказывание мнения о тональности поэтической картины. Выполнение устных заданий учебника (обоснование написания орфограмм в корне и в окончаниях).

Учитель обращает внимание на выделение словосочетаний для определения падежа (плачет (г д е? в ч е м?) в пустыне) и правильное обоснование правописания окончания. В пустыне — это существительное стоит в форме предложного падежа; пустыня — это существительное 1 го склонения, а у существительных 1 го склонения в предложном падеже пишется окончание е; безударное падежное окончание в слове проверяется ударным окончанием существительного того же склонения в предложном падеже: плачет в пустыне (в траве, в росе).)

4. Составление предложений из отдельных слов (учебник, упр. 236). Выполнение заданий учебника. Обоснование правильности написания безударных окончаний существительных.

* 236.

1.Лето, проводит, начало, осень, птичка, хвойном, маленькая, в, королек, лес, и.

2. Она, на, высокой, ель, живет, вершина.

3.Строит, кончик, на, королек, гнездышко, еловой, ветка.

4.Свою, поет, птичка, скромную, круглый, и, тихую, год, песня.

5. Зимой, встретить, парк, в, на, городском, огород, в, королек, можно.

_ Запишите предложения. Составляют ли они текст? Почему? Придумайте к нему заголовок.

_ Укажите падеж выделенных имен существительных, подчеркните окончания.

5. Итоги урока: чему учились на уроке?

6. Домашнее задание: учебник, упр. 266 (письменное

задание). Задания по теме урока в рабочей тетради: упр. 113,114.

Задания и упражнения из учебника: Авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (в 2 частях). Часть 1.

*238. Прочитайте пословицы. Определите главную мысль из них.

1.Лучше жить в теснот…, чем в обид… . 2. При солнышк… тепло, при матер… добро. 3. Кошк… - игрушки, а мышк… - слёзки. 4. Без букваря и грамматики не учатся и математик… . 5. Три вещи проверяются в трёх случаях: стойкость в опасност… , мудрость в гнев… , дружба в нужде. 6. По капельк… - море, по былинк… - стог.

_ Спешите, вставляя окончания имен существительных.

_ Докажите, что вы правильно выполнили задание.

*239. Прочитайте. Составьте из каждой пары слов словосочетания, употребив имена существительные в родительном, дательном или предложном падеже с предлогом.

Смеяться, радость; рисовать, тетрадь; подъехать, деревня; написать, тетя Ира; закричать, боль; побывать, Сибирь; работать, компьютер; приехать, бабушка Соня; идти, тропинка; взять, ладонь; плыть, Волга.

_ Запишите словосочетания. Укажите падеж и склонения имен существительных, выделите окончания.

Образец: Смеяться от радости ( Р.п., 3-е скл.).

*240. Прочитайте. Какие из данных имен существительных и в каких падежах будут иметь одинаковые окончания?

зернышко

сказка

товарищ

грач

скатерть

жизнь

корень

тополь

яблоня

_ Запишите группами имена существительные с одинаковыми окончаниями, ставьте их в нужном падеже, с предлогом или без предлога.

Образец. Р.п.: скатерти , сказки , медали , жизни , яблони .

*241. Прочитайте предложения из стихотворения «Лесной пожар».

1. Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

2. А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

3. И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

В.Шефнер.

_ Объясните написание выделенных в словах букв. Спишите.

_ В первом предложении над каждым именем существительным укажите падеж.

*242. Прочитайте.

1. Белый снег пушистый в воздух… кружится. (И. Суриков) 2. Мартышка к старост… слаба глазами стала. (И. Крылов) 3. Божьей коровк… цветочной головк… ласково кланялся ёж. (Ю. Мориц) 4. Пахнет свежестью сирен… .(И.Бунин) 5. Сколько алых ягод у лесной рябин… . (Е.Трутнева) 6. Таня и мама ушли к дяд… Кост… .У Саш… и Вал…гости. (Ю.Владимиров) 7. Зачем ты держишь кнут в ладон…? Легко в упряжк… скачут кони. (Н.Рубцов)

_ Объясните написание пропущенных падежных окончаний имён существительных.

_ Подготовьтесь записать предложения под диктовку.

Учебное издание. Серия «Начальная школа XXI». Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Часть 1 / С.В.Иванов, Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., – 2-е изд., - М.: Вентана-Граф, 2009.,под ред.И.Н.Баженова.

Время освоения орфограммы: IV класс , I четверть.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

_ Рассмотри внимательно таблицу.

Падежные окончания имён существительных

Падеж

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

И.п.

-а, -я

-о,-е




Р.п.

-ы, -и

-а, -я



Д.п.



-у, -ю



В.п.

-у, -ю

-о, -е




П.п.







Ты помнишь, что наибольшую трудность при письме вызывают безударные окончания –Е и –И, так как произносятся они в безударном положении одинаково. Посмотри на таблицу и расскажи, когда пишется окончание –Е , а когда – окончание –И.

Задания и упражнения:

Упражнение 1. Запиши слова в два столбика. Не забывай объяснять свой выбор.

[и] – е [и] – и

аппликации из бумаг[и], техника акварел[и], выписывать из книг[и], найти в кииг[и], думать о музе[и], мечтать о снег[и], побывать в Япони[и], гулять по алле[и], кружиться вокруг ел[и], собраться у огромной ёлк[и], подойти к нарядной ёлк[и].

Упражнение 2. Прочитай. Устно объясни написание пропущенных окончаний. Спиши первые четыре строчки.

Волшебная шляпа

Волшебная шляпа в цветной упаковк...

Лежала в коробк... , коробка - в кладовк... ,

Волшебник, наверное, шляпу оставил,

Однако в известность жильцов не поставил.

Её обнаружили только вчера,

Но в шляп... волшебной зияла дыра.

На шляпу смотреть невозможно без бол... -

Она пострадала, бедняжка, от мол... .

Её не заштопаешь, не залатаешь,

Желанье заветное не загадаешь.

Хотите в Австралии утром проснуться

И вечером к мам... с подарк... вернуться?

Обшарьте кладовку. Быть может, вас ждёт

Оставленный кем-то ковёр-самолёт.

(Е. Лаврентьева)

Упражнение 3. Спиши. У имён существительных выдели окончания. Запиши о скобках доказательство выбора буквы в безударных окончаниях.

Каждое утро на заре и каждый вечер на закате ( ) выходила она на порог мышиной норки ( ), и. когда ветер раздвигал верхушки колосьев, так что открывалось голубое небо, ей думалось о том, как светло и хорошо там, на воле ( ), и очень хотелось снова увидеть милую ласточку. Но ласточка больше не показывалась - должно быть, летала где-то далеко в зелёном лесу.

(Х.-К.Андерсен)

Упражнение 4. Спиши, стань выделенные слова в нужной форме. Не забывай объяснить правописания безударных падежных окончаний.

Когда солнце появляется в небо, оно всякий раз удивляется: куда делись звёзды? Ведь ночью, когда солнца не было, все небо было усеяно звёзды, куда же они теперь подевались? Это очень интересно. Каждое утро, прежде чем взойти, солнце осторожно выглянет откуда-нибудь из-за леса, из-за горы, чтобы подсмотреть, куда деваются звёзды.

Но стоит ему выглянуть - и звезд уже нет.

И тогда солнце поднимается высоко, чтобы хорошенько все осветить, в надежда обнаружить хоть какую-нибудь зазевавшуюся звездочку. Но ничего обнаружить ему не удается.

(Ф.Кривин)

Образовательная система «Школа 2100». Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2кн. Часть 2. Под ркд. А.А.Леонтьева.-Изд. 3-е.-М.: 2008.

Время освоения орфограммы: V класс , III четверть.

Буквы Е, И в падежных окончаниях имён существительных

Окончания Е и И у имён существительных в единственном числе

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

И.п.

рек а , земл я

стол , конь ,

соловей , окн о ,

режьё

степь

Р.п.

рек и - песн и

земл я - ста и




степ и - памят и

Д.п.

рек е - песн е

земл е - ста е




степ и - памят и

П.п.

в рек е - в песн е

в земл е - в ста е

в стол е

на кон е

о соловь е

о лиц е

в окн е ,в неб е

о ружь е


в степ и

в памят и

- Почему для выбора е - и в безударных окончаниях существительных типа степь, тень, сушь достаточно определить только их склонение?

- Объясни графическое обозначение выбора е - и в окончаниях существительных.

417. Способом подстановки проверь безударные падежные окончания данных существительных. * Графически обозначь условии выбора изучаемой орфограммы.

Образец записи: в июл е 0 2-е скл., П.п. ( на кон е ).

Около деревни, на границе, при встрече, в Подмосковье, у поверхности, в очереди, в инее, к батарее, на затеи, на площади, при помощи, в колесе, на юбилее, на шее, на печке, на побережье.

*Используя любые слова из данных, составь и запиши предложение с однородными членами.

419. Составь и запиши словосочетания, употребив оба существительных в предложном падеже. *Графически обозначь условия выбора изучаемой орфограммы.

Поездка, автобус; встреча, теплоход; кресло, терраса; домик, опушка; юбилей, театр; сквер, скамейка; окошко, комната.

420.Рассмотри таблицу. Какие существительные внесены в неё как исключения? Докажи, что эти существительные составляют исключения из знакомого тебе правила. * Какая буква стоит перед окончанием этих существительных в данных формах?

Буквы е – и в безударных падежных окончаниях имён сущесвительных

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.



- И

- Е



Искл.:



арми и

арми и

в армии и

___

___

- Е

Искл.:

___

___

- И

в созвездии и

о гении и

- И

Орфограмма « Буквы Е и И в безударных падежных окончаниях имён существительных »

Чтобы определить, какой буквой (е или и) обозначается звук в безударном надежном окончании существительном, нужно вместо существительного с безударным окончанием подставить существительное того же склонения с ударным падежным окончанием.

Изображается в басн е (1-е скл., П.п.) - в земл е ;

побывать в жузе е (2-е скл., П.п.) - о соловь е .

Исключения: существительные на - ия, - ие, -ий.

В Р., Д. и в П. падежах существительные 1-ого склонения на – ия и в П. падеже существительные 2-ого склонения на – ие, - ий имеют

окончание – и.

Рассказывать о путешествии и (искл., 2-е скл., на – ие, П.п.), путешествовать по Росси и (искл., 1-е скл., на – ия, Д.п.).

Опознавательный признак орфограммы – безударное положение гласного.

421. Опираясь па правило, составь ход рассуждения по выбору написания букв е – и в безударных падежных окончаниях существительных. * Как ты думаешь, с какого шага правильнее начать рассуждение: с определения склонения существительного или с выяснения того, есть ли перед безударным падежным окончанием буква и? * Сравни свой ход рассуждения с представленным ниже.

1. Выясни, есть ли перед безударным падежным окончанием существительного буква и

нет да, есть.

Вывод: пиши в окончании букву и:

в коллекции и .

2. Определи склонение данного существительного

и падежа.

3. Вместо данного подставь существительное того

же склонения с ударным падежным окончанием.

Сделай вывод: на окн е – на неб е .

422. Используя ход рассуждения, предложенный в упр.421, определи, какую букву надо писать в окончаниях данных существительных. * Спиши, вставляя нужную букву.

На демонсграци__, в ча__, в прибо__, о Каспи__, в планетарии__, о случа__, в лице__, в гимназии__, в заявлении__, о свидании__, по Белорусси__, по Украин_, по Польш_, по Венгри_, в редакци_, в зате_, на роял_, из ткан_, о музык_, на поко_, в пустьн_, в Замоскворечь__.

423. Прочитай пары слов. К каким типам склонения они относятся?

лотерея – фамилия

аллея – лилия

клей – гений

край – комментарий

веселье – веселие

ученье – учение.

*Запиши данные существительные в форме предложного падежа.

424. Спиши, вставляя пропущенные буквы. * Графически обозначь условия выбора изучаемой орфограммы.

1. Спят з_мля в сиянь_ голубом. 2. В ущель_ том б_жал поток. (М.Ю. Лермонтов) 3. Как много, представьте себе, д_броты в молчань_. 4. Но не построит_ся и не устроит_ся счастье твоё на несчасть_ чужом. (Б.Ш. Окуд-жава) 5. Несколько мгновений прошло в молчании_. 6. В сравнени_ с ним его товарищ к_зался стариком. (И.С. Тургенев) 7.Но кто идёт по алле_ - две тени. 8. И жизнь его потонет в забвень_ без сл_да, как звук пустой. (М.Ю.Лермонтов) 9. Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии_ . (А.А.Фет)

425. Запиши данные существительные в форме детального и предложного падежа. * Графически обозначь условия выбора изучаемой орфограммы.

Софья, София, Соня, Сонечка; Марья, Мария, Маша; Наталья, Наталия, Наташа; Юрий, Юра; Григорий, Гриша; Анатолий, Толя; Любовь, Люба, любовь.

Методическая рекомендация: Русский язык: методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 4 кл. нач. шк. / В.П.Канакина.- М.: Просвещение, 2005. – 176 с.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных (19 ч)

Основная задача данного этапа - формирование навыка правописания безударных надежных окончаний имен существительных и развитие осознанного употребления имен существительных в разных падежах. Работа идет одновременно над именами существительными всех трех склонений. Сначала ученики знакомятся с системой падежных окончаний всех трех склонений, сопоставляют их, находят одинаковые окончания в ряде падежей, упражняются в склонении существительных с ударными и безударными окончаниями и еще раз убеждаются, что в одном и том же падеже и в одном и том же склонении ударные и безударные окончания одинаковы. Выполняя задания, школьники задумываются над обозначением буквой безударного гласного в окончании имени существительного: купили Вареньк (е, и), сидела в амбар( и, е), учатся пользоваться способами проверки безударною надежного окончания. Учитель обращает внимание на два способа проверки безударного окончания.

1. Вместо существительного с безударным окончанием ставится существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием (к Вареньке - к сестре, из моркови - из ржи, в небе - в окне, на верблюде - на коне).

2. Используются грамматические знания по заданному алгоритму: ученик ставит вопрос к существительному от того слова, с которым связано существительное в предложении; по вопросу и предлогу определяет падеж; узнает склонение; вспоминает окончание имени существительного этого склонения в данном падеже и записывает его (Купили (кому?) Вареньк (е, и) - это имя существительное, в дательном падеже, 1-го склонения; существительные в дательном падеже 1-го склонения имеют окончание – е, значит, в существительном Вареньке надо писать окончание – е.)

Дальнейшая работа направлена на отработку правописания падежных окончаний имен существительных всех трех склонений в такой последовательности: именительный и винительный падежи, родительный падеж, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных, дательный падеж, творительный падеж, предложный падеж.

Работа по каждому падежу начинается с обобщающей таблицы, позволяющей восстановить в памяти формально-грамматические признаки каждого падежа. Затем проводятся упражнения в нахождении имен существительных разных склонений в данном падеже, в обосновании их окончаний, в образовании данной формы имен существительных от их начальной формы, в правописании имен существительных, в составлении словосочетаний и предложений с данной формой. Проводится постоянное сопоставление по сходству и различию одних форм с другими и их надежных окончаний.

Особо обращается внимание на наиболее «опасные окончания»: окончание - в дательном падеже 1-го склонения, в предложном падеже 1-го и 2-го склонения; окончание – в родительной падеже 1-го склонения, в родительном, дательном и предложном падежах З-го склонения.

Программа «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ) ». Рамзаева Тамара Григорьевна. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1. – М.: Дрофа. 2013.

Время освоения орфограммы: IV класс , II четверть.

Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Можно ли различать падежи по смысловому вопросу где? откуда?

По вопросу где? родительный, дательный и предложный падежи различать нельзя. Добавляй надежный вопрос: где? у чего? - у речки; где? по чему? - по речке; где? на чём? - на речке.

На вопрос откуда? отвечают существительные только в родительном падеже: а откуда? - из столицы, с Камчатки.

Задания и упражнения:

226. Просклоняй существительные река, город, степь. Сравни окончания существительных в родительном, дательном и предложном падежах.

Спеши таблицу.

Падежи

Вопросы

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.

Кого? Чего?

- И




- И

Д.п.

Кому? Чему?








П.п

О ком? О чём?







Сделай вывод: 1) в каких падежах пишется окончание – и; 2) в каких падежах пишутся окончания – е, - и. От чего это зависит?

227. Напиши словосочетания, изменяя падеж существительных.

Прочитал (где? в чём?) в (газета, журнал, книга, календарь), написал (кому?) (Елизавета Петровна, дядя Миша), ехал (где? по чему?) по (дорога, шоссе), прилетел (откуда?) из (Рига, Вологда, Пермь. Ярославль), дошли туда?, до чего?) до (вокзал, роща), привезли (на чём?) на (автомобиль, тележка, грузовик).

228. Прочитай. Объясни, какие окончания пропущены.

БОБРЫ.

Это было летом во время похода. Ребята вышли на берег лесной речи.. и увидели удивительное сооружение.

Оно было сделано из поваленных деревьев, веток и ила. Эту плотину соорудили бобры. Около самой воды у бобров домик-хатка. В нижней част.. домика - вход, внутри - коридор и комнаты. В домик.. бобры чувствуют себя в безопасност... Вход скрыт под водой, и к хатк.. трудно подобраться.

232.Выбери существительные З-го склонения и напиши их в родительном, дательном и предложном падежах.

Картофель, морковь, портфель, тетрадь, помощь, помощник, насыпь, площадка, площадь. прорубь, мышка, мышь.

Образец. Р.п.

насыпи, Д.п. – насыпи, П. п. - насыпи.

236. Прочитай. Из каких сказок взяты эти предложения?

1.Не лежалось на окошк.. покатился по дорожк.. . 2. Краска девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнц.. тяжко, слёзы льёт бедняжка! 3. Нет ни речк... ни пруда, где воды напиться? Очень вкусная вода в ямк.. от копытца!

(А. Шибаев.)

Учебное издание. Серия «Школа России». Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций (в 2 частях). – М.: Просвещение, 2013.

Время освоения орфограммы: IV класс , II четверть.

Существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончания – и, в дательном и предложном падежах – окончание – е.

Существительные 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание – и.

Существительные 2-го склонения в предложном падеже имеют окончание – е.

94. Выполните самостоятельною. Определите окончания существительных в скобках.

Здоровое яблоко не падает с (ветка).

Человек без (Родина) что соловей без (песня).

Кто с (честь) дружит, тот верно (Родина) служит.

99. Выполните самостоятельно.

Ж..л в деревн.. Егор Зарубин, по прозвищу Колдун. Этот уд..вительный человек ловил рыбу и зверя без сет.., без удочк.., без ружья. В подполь.. у Егора жили змеи. Совы дневали в клетк.., а к ночи выл..тали за добыч.. .

* Объясните правописание существительных с безударными окончаниями – е и – и.

Поурочные разработки: Русский язык. Технологические карты уроков. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / И.А.Бубнова, Н.И.Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2014.

УРОК № 70

ТЕМА: Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

ЗАДАЧИ:

  • Развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

  • Учить сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания – е, - и;

  • Учить контролировать правильность выбора безударного падежного окончания имён существительных.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания;

  • Выбирать нужный способ проверки при написании окончания;

  • Обосновывать написание безударного падежного окончания.

Метапредментые:

  • Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • Применять установленные правила в планировании способа решения;

  • Вносить коррективы в действия после проверки.

  • Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Личностные:

  • Понимать личную мотивацию к процессу обучения, осознавать готовность к саморазвитию

Межпредметные связи: чтение.

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя.

  • Создает условия для самостоятельной работы учащихся по заданию в учебнике.

  • Помогает определить тему урока, поставить учебную задачу.

  • Создает условия для самостоятельной деятельности учащихся по заданию в рабочей тетради.

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнить тестовую работу.

1.Прочитай предложение. Укажи имя существительное, в котором окончание является орфограммой.

На доске висел плакат по математике.

  1. доске;

  2. плакат;

  3. математике

2. Укажи стрелочку, в которой перечислены имена существительные 2-го склонения.

  1. победа, семья, папа;

  2. метель, честь, дрожь;

  3. пекарь, совет, мыло.

3. Укажи слово, которое может быть проверочным при написание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го склонения.

  1. стена;

  2. солома;

  3. сумка.

4. Укажи слово, в котором пишется окончание – и.

  1. от речк..;

  2. на стенк..;

  3. к деревн…

5. У имён существительных какого склонения в предложном падеже пишется окончание –и?

  1. 1-го склонения;

  2. 2-го склонения;

  3. 3-го склонения.

6. Прочитай слова. Сколько имён существительных имеют окончание – е?

В повест… , у собак… , от дяд… , в вазочк… , на берёзк…, около деревн… , на плакат… .

  1. 3 имени существительных;

  2. 4 имени существительных;

  3. 5 имён существительных.

Задания и упражнения из учебника: Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. По программе Т.Л.Рамзаевой. М.: ЮНВЕС. 2005 – 320с.

4 класс.

  • Спешите. Определите падежи, вставьте пропущенные буквы.

на пончик.. о коридор.. о маяк..

на цикл.. на союзник.. на пилот..

о хозяин.. о трамплин.. на кубик..

на болот.. о букетик.. о зайчик..

  • Спешите. Определите падежи, вставьте пропущенные буквы.

о чащ.. у сорок..

о гряз.. об упругост..

к послушност.. в справочк..

при утк.. по бляшк..

в мелочност.. в сеялк..

об умелост.. о призёр..

к рисинк.. к горст..

Задания и упражнения из учебника: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч.Часть 2. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2012.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Окончание – е пишется:

У существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах ( кроме существительных на – ия );

У существительных 2-го склонения в предложном падеже ( кроме существительных на – ий, - ие ).

Поется в песне (1-е, П.п.), подошёл к избушке(1-е, Д.п.), в романсе (2-е, П.п.)

Окончание – и (- ы) пишется:

У существительных 1-го склонения в родительном падеже;

У существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах.

Сила воли (1-е, Р.п.), встречаются в жизни (3-е, П.п).

Применяя правило, рассуждать по образцу: из песн.. слова не выкинешь. Из песн.. - песня, 1-е склонение, не выкинешь (из чего?) из песн.. - существительное стоит в родительном падеже. У существительных 1-го склонение в родительном падеже пишется окончание –и. напишу из песни (1-е, род. п).

533.Е или И? Обозначьте орфограмму в окончаниях существительных.

Половина площади... Приблизиться к баскетбольной площадк.. . Подъехать к привокзальной площад.. .

535. Выпишите словосочетания с зависимыми существительными. Укажите их склонение и падеж.

Образец. Плачет (З-е. плачет (от чего?),Р.п.) от зависти.

1. Злой плач..т от завист.., а добрый от жалост.. 2. В лихост.. и завист.. нет ни проку, ни радост.. .3. Хороша рыба на чужом блюд.. . 4. Добрался, как волк до овчарн.. . 5. Собака на сен.. лежит: сама (не) ест и скотин.. (не) даёт.

580. Спишите. Поставьте пропущенную запятую. Укажите в скобках, которые стоят перед существительными, склонение и падеж этих существительных. Обозначьте орфограмму «Буквы е и и в надежных окончаниях существительных».

1. По (- -) дорожк.. снежной зимой в лес (не)пройдешь. 2. Завалило ягоду в (- -) болот.. снегом. 8. Зан..сло в (- -) пол.. зерно. 4. Белка пробилась сквозь снег в мох достала так с (- -) осев.. спрятанные орехи и тут же их с(?)ела. 5. Ну как было (не)поз..видовать беличьей (- -) памят..!

587.Поставьте существительные в родитепьном падеже единственного числа с предлогами от, с, из, после, без (по выбору) и распределите их на две группы: 1) с окончанием – и только в родительном падеже; 2) с окончанием – и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.

Опас(?)ность, песня, книга, молодёжь, жизнь, ночь,стройка, гордость, поездка, гибель, радость, чаща, пыль,разведка, память, колея, дорога. мес(?)ность, речь,помощь, республика.

Задания и упражнения из учебника: Русский язык. 5 класс. Учебник. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А и др.2007.

95. Выпишите имена существительные с недописанными окончаниями.

Образец. Лежит в плетёной корзин.. – лежит (1 скл., П.п) в корзине.

Выйти к лесной опушк.. . 2. Расположились на небольшой полян.. 3. Край берёзовой рощ.. 4. Нигде нет настоящей тен.. . 5. Скрываться в буйной поросл.. трав. 6. Запах горькой полын... 7. Играют в пышной зелен.. деревьев. 8. Купаются в солнечном блеск... 9. Удивительно радостно на сердц.. .

97. Спишите. Обозначьте орфограмму «Буквы е и и в падежных окончаниях имён существительных».

Отдыхали (в) двоём с с..строй в лагер.. «Берёзка», разучивали на лужайу.., подъехали к дач.., пошли по алле.. (в)лево, распол..жились на склон.., собрались на площадк.., выступали по очеред.., вернулись к ноч.., поместили в стенгазету «Турист».

Задания и упражнения из учебника: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3ч. Часть 1 / С.И.Львова, В.В.Львов. – 9-е изд., перераб. – М. : Мнемозина, 2012.

- Е и – И в именах существительных

151. Устное высказывание. Расскажите о правописании безударных окончаний – е и – и в именах существительных. Привадите примеры.

152. Запишите словосочетание в соответствующие графы таблицы. Определяя написание окончаний имён существительных, действуйте по схеме: склонение – падеж – выбор безударного окончания – е или – и.

- е

- и

1-е скл., Д.п, П.п.

2-е скл., П.п.

1-е скл., Р.п.

3- е скл.













Жить на чужбин_, расположиться у речк_, купить в магазин_, работать на компьютер_, пишу в тетрад_, поставить у печк_, у бабушк_ в посёлк_, держать на столик_, размышлять о хокке_, сказать на лошадк_, прятать в сара_, предаваться горест_, не испытывать радост_, думать о наук_, заботиться о Наталь_, на краю крыш_.

154. Как вы думаете, почему слова даны парами? Составьте с каждым словом словосочетание, запишите, объясните написание окончаний.

В ладон_ - в ладошк_, в колыбельк_ - в колыбел_, на тетрад_ - на тетрадк_, на лошадк_ - на лошад_, в постел_ - в постельк_, во взаимосвяз_ - в связк_, по морковк_ - по морков_, на детал_ - на детальк_, в шинельк_ - в шинел_.

Задания и упражнения из учебника: Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Зав.редакцией В.П.Журавлёв.2001.

196. Рассмотрите таблицу и расскажите по ней о правописании гласных и и е в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Приведите свои примеры.

Падежи

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

Р.п.

- и (- ы )

-

- и

Д.п.

- е

-

- и

П.п.



- е

- и

197. Поставьте данные ниже существительные в тех падежах, для которых в таблице (см. упр. 196) указаны окончания.

Аппарат, программа, печенье, станция, рейс, направление, рейка, батарея, область, рельс, ущелье, пр..земление, пр..града, пр..вычка, пр..подаватель, алюминий, платье, резерв, рейд, спортсмен, деталь.

198. Выпишите существительные с пропущенными окончаниями вместе с теми словами, от которых они зависят.

Образец: лежит ( на чем?) на крыше (1-е скл.)

Зима. Снег лежит на каждой тропинк.. и каждой алле.. . На зеленной ёлк.. и пихт.. хвоя покрылась инеем. Спит в бергол.. в своей постел.. косолапый мебель. Белка скачет с ветк.. на ветку. Заяц у белоствольной березк.. попрыгива..т. Брод..т по просёлочной дорог.. возле деревн.. голодный волк.
перейти в каталог файлов
связь с админом