Главная страница
qrcode

Чтение слов со стечением двух согласных на конце слова


НазваниеЧтение слов со стечением двух согласных на конце слова
Анкорkonspekty urokov v korrektsionnoy shkole.docx
Дата07.11.2017
Размер1,65 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаkonspekty_urokov_v_korrektsionnoy_shkole.docx
ТипУрок
#46224
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

Часть I.

Общеобразовательные курсы и коррекционная подготовка


  1. Конспекты уроков 1-4 классов




    1. Общеобразовательные курсы




      1. Чтение и развитие речи



Урок обучения чтения в 1 классе
Тема: Чтение слов со стечением двух согласных на конце слова.

Цель: Научить читать слова со стечением двух согласных на конце слова.

Задачи:

  1. Образовательные: учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; анализировать слова по звуковому составу, составлять из букв и слогов разрезной азбуки; составлять схемы предложений.

  2. Коррекционно-развивающие: уточнять, обогащать, активизировать словарь детей; развивать мышление, внимание, восприятие.

  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

Оборудование: Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007; логопедический альбом «Веселый язычок»; индивиуальные зеркала для учащихся; набор букв, слогов и схем по обучению грамоте; набор картинок ягод (вишни, сливы и др.); набор картинок животных (слон, тигр, мартышка, волк, морж, попугай); трафареты животных (слон, тигр, морж); офтальмотренажер; аудиозапись песни «В Африке живут слоны».

Ход урока


I. Организационный момент

Артикуляционная гимнастика – сказка «Веселый язычок» (рис. 1 «Язычок»)

Жил язычок в своем домике. Проснулся, осмотрелся. Выглянул за калитку (язычок высовывается из открытого рта), посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх), потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице, пошел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Вдруг увидел язычок перед собой заборчик из зубов. Улыбнись – забор готов (улыбнуться с напряжением, обнажив сомкнутые зубы). Язычок попал в сад. А в саду яблочки жили, рот пошире мы открыли (улыбнуться, широко открыть рот; удерживать в таком положении 10 сек.). Увидел язычок цветочек за кустом; носом вдох, а выдох – ртом(представить цветок; «понюхать» его, сделав глубокий вдох носом, выдохнуть ртом, свернув губы «трубочкой»). Устал язычок и пошел в свой домик спать.

II. Проверка домашнего задания


1. Работа по «Букварю»

- Где гулял язычок? (Язычок гулял в саду.)

- Мы тоже вчера на уроке чтения ходили в сад и читали текст. Кто скажет, как он называется? («В саду»)

- Итак, мы переходим к проверке домашнего задания. Открываем «Буквари» на стр. 104.

- Скажите, где находились дети? (Дети были в саду.)

- Как звали детей? (Слава, Гриша, Клава, Маша)

Индивидуальные задания: 2 ученика у доски составляют имена детей.

- Что дети делали в саду? (дети рвали сливы и вишни.)

- А теперь покажите, что они рвали.

Предлагаются картинки ягод, нужно выбрать сливу и вишню (рис. 2 «Ягоды»).

- Что еще изображено на картинках? Назови.

- Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Ягоды.)

  • А теперь прочитаем текст по цепочке.

2. Работа со схемой

- Найдите предложение, подходящее к схеме
∟ _____ ______ _____ __ _____ .

Физкультминутка (гимнастика для глаз) – офтальмотренажер.

III. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать трудные слова, где несколько согласных в конце слова стоят рядышком.

1.Чтение слов с подготовкой

а о о и

па во мо ти

пар вол мор тиг

парк волк морж тигр

- Названия, каких животных, мы прочитали? (Волк, морж, тигр.)

-Посмотрите на рисунки животных в «Букваре». Покажите тигра, моржа, волка.

- Какое животное из нарисованных здесь мы не показали? (Мартышка.). Давайте прочитаем его название.

- Сколько всего животных изображено? (4)

2.Чтение слов из «Букваря»

Сначала совместное чтение с учителем, затем – отдельно.

- Кому принадлежит хобот? (Хобот принадлежит слону.)

- Кому принадлежат клыки? (Клыки принадлежат моржу.)

- Про кого из животных можно сказать «большой», «красивый»?

- Кто из животных может прыгать? плавать?

Музыкальная физкультминутка «В Африке живут слоны»


3. Чтение текста и работа над содержанием

- Как вы думаете, как называется парк, где живут звери? (Зоопарк.)

- Сейчас я прочитаю текст «Зоопарк».

- Куда ходили дети? (Дети ходили в зоопарк.)

-Кого они там видели? (Они видели слона, тигра, мартышку, волка, попугая, моржа.)

- Кто большой? (Слон большой.)

- У кого хобот? (У слона хобот.)

- Кто прыгал? (Мартышки прыгали.)

- Что делал волк? (Волк ходил.)

- Где плавал морж? (Морж плавал в пруду.)

- Что есть у моржа? (У моржа клыки.)

Чтение хором, по цепочке.

IV. Закрепление материала


1. Задание на внимание

- Посмотрите на ряд картинок. Все ли животные, о которых говорится в тексте, здесь изображены? Кого не хватает? (не хватает волка.)

- Да. У нас пропал волк. Давайте его вернем. Для этого составим схему этого слова.

1 ученик составляет у доски, остальные – на партах.

2. Задание на восприятие

- Силуэты каких животных здесь изображены? (слон, тигр, морж)

3. Работа с трафаретами (возможно как задание на дом)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия


- Что нового узнали?

- Что было интересным? Почему?

  • Что вызвало затруднения? Почему?



Приложение к уроку обучения чтению и развитию речи в 1 классе


Рис. 1. «Язычок»




Рис 2. «Ягоды»







Урок чтения и развития речи во 2 классе
Тема: Я. Тайц «Поезд»

Цель: Познакомить детей с рассказом Я. Тайца «Поезд».

Задачи:

1) Образовательные: развивать навык беглого и правильного выразительного чтения; учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; учить правильному согласованию слов в предложении; совершенствовать дикцию; уточнить и расширить представления детей о зимних забавах;

2) Коррекционно-развивающие: уточнять, обогащать, активизировать словарь детей; развивать мышление, внимание;

3) Воспитательные: воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей.

Оборудование: Барская Н. М., Ильина С. Ю. Книга для чтения. Учебник для 2 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 1999; Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Развитие речи. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М.: Просвещение, 2006; сюжетная картина «Зима»; предметные картинки (санки, лыжи, коньки); офтальмотренажер; граммзапись песен «Дилижанс», «Новогодняя».

Ход урока


I. Организационный момент

Игра «Твердый – мягкий»

- Сядет тот, кто прочитает слог и подберет мягкий вариант. Например, са - ся

На доске: са - … со - … су - … сэ - … сы - …

за - … зо - … зу - … зэ - … зы - …

Артикуляционная гимнастика

- Прочитайте предложение, записанное на доске.

На доске: Было весело на горке Сане, Соне и Егорке. (Дети читают хором)

- Как называется это предложение? (Скороговорка)

- Какой звук повторяется чаще? (Звук [с])

II. Проверка домашнего задания

Составление «осколочной картинки» (детям на парты раздают конверты с «осколочными картинками» времени года – зима)

- Какое время года изображено на картинках? (Зима.)

Рассказ по сюжетной картине «Зима»

Чтение наизусть стихотворения Г. Ладонщикова «Солнце землю греет слабо…»

III. Чтение и работа над содержанием рассказа

- Ребята, вы рассказали о многих зимних забавах. Сейчас я прочитаю еще об одной. Внимательно слушаем рассказ Я. Тайца «Поезд».

Первичное восприятие текста - чтение учителем рассказа Я. Тайца «Поезд».

- Какое время года описано в рассказе? (Зима.)

- О какой же забаве написано в рассказе? (О катании на санках.)

Словарная работа

- Чтобы было легче читать текст, мы должны научиться читать трудные слова и разобрать их смысл.

На доске:

ма па ко

маши пар кон

машина паровоз кондук

машинист кондуктор

- Какое слово машинист, паровоз или кондуктор лишнее? (паровоз)

- Почему? (Паровоз – это машина, движущаяся по рельсам, а кондуктор и машинист - это профессии.)

На доске: при-го-ва-ри-ва-ет

- Что значит слово приговаривает? (Говорить, делая что-нибудь.)

Дидактическая игра «Чьи санки?»

На доске: Галя -галины

Толя -…


Зина -…

Миша -…

Маша -…

- Сейчас мы вместе будем читать текст и подумаем, какое имя не встречается в рассказе?

Сопряженное чтение

- Какое имя из перечисленных в игре не встретилось при чтении? (Зина)

Гимнастика для глаз - офтальмотренажер


Чтение по цепочке

- Кто оказался без санок? (Папа оказался без санок.)

- Что он сделал? (Он сделал поезд.)

- Кем был Миша? (Миша был машинистом.)

- Кем была Маша? (Маша была кондуктором.)

- Кто оказался паровозом? (Папа оказался паровозом.)

Выборочное чтение

- Прочитай, как папа сделал поезд из санок?

Музыкальная физкультминутка (песня гр. «Дилижанс» «Новогодняя»)

IV. Закрепление


Отгадывание загадок(картинки с отгадками выставляют на доску)

Два деревянных брата

Побежали по лыжне куда-то. (Лыжи)

Я сажусь на них

И качусь с горы…

Ветер в ушах,

Блеск в глазах. (Санки)

Два коня есть у меня,

По воде везут меня.

Железные, блестящие –

Словно настоящие. (Коньки)

- Вы видите на доске картинки. Зачем эти предметы нужны?

- В какое время года их можно использовать?

- Кто катается на лыжах, коньках?

- На чем вам нравится кататься?

Работа по учебнику

V. Домашнее задание

- Выразительное чтение рассказа Я. Тайца «Поезд». Раскрашивание в тетрадях картинки «Катание на санках».

VI. Итог урока

- Как называется рассказ, с которым мы познакомились на уроке?

- Кто его автор?

  • Что интересного вы сегодня узнали?



      1. Письмо и развитие речи


Уроки письма и развития речи в 3 классе

по теме «Правописание гласных после шипящих»
Конспект № 1
Тема: Гласные после шипящих. Правописание жи-ши.

Цель: Закрепить навык правописания слов с сочетанием жи-ши.

Задачи:

1) Образовательные: практическое овладение правописанием орфограммы жи-ши; обучение каллиграфическому письму; обучение связанной речи в форме монолога и диалога.

2) коррекционно-развивающие: развитие психических процессов, необходимых для формирования письменной речи; развитие речи и обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики с использованием точечного массажа, пальчиковой гимнастики;

3) воспитательные: формирование положительной мотивации к урокам письма и развития речи; воспитание аккуратности при выполнении записей на доске и в тетради; воспитание положительного отношения к животному миру.

Оборудование: правила, картинки с изображением животных, картинки «один-много», иллюстрация зимнего леса, мяч; офтальмотренажер, музыка для релаксации; - карточки для индивидуальной работы, карточки со словарными словами; цветовые опоры для самооценки.

Ход урока:

I. Организационный момент

- проверка готовности к уроку;

-настрой на работу.

II. Проверка домашнего задания

(страница 90 упражнение 3)

-объясните значение пословиц

-вспомните орфограммы, которые подчеркивали в тексте.

III. Упражнения для подготовки руки к письму

-точечный массаж;

-гимнастика для рук;

-изображение животных.

IV. Минутка чистописания

-запись числа и классной работы;

-прописывание строчных, прописных букв, росчерков:

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ж ;

-скороговорка:

Жили дружно, жили тихо

Еж, ежата и ежиха.

Примечание: читает учитель; читаем хором с ускорением; ищем орфограммы.

V. Сообщение темы урока

- Сегодня мы будем продолжать работу с шипящими согласными и гласными после них, а также будем практиковаться в правильном написание сочетаний жи-ши.

- Давайте вспомним, какие согласные мы называем шипящими?

- Как пишутся сочетания жи-ши?

VI. Фронтальная работа по теме

- игра «Один-много»

еж-….. ерш-…..

уж-….. груша-…..

нож-….. малыш-…..

лужа-….. камыш-…..

- работа у доски «Один – много»

еж

нож

уж

груша

малыш

(дети вместо картинок вписывают слова, обозначающие их, а также подчеркивают орфограмму жи-ши).

VII. Минутка здоровья

(проводится стоя у парт)

-тренажер для глаз;

-массаж активных точек;

-гимнастика для глаз.

VIII. Работа с учебником

(страница 90 упражнение 5)

Кто как зиму проводит?

Первыми на юг улетели (стриж). Зарылись в сухие листья (еж). Спрятались в норки (мышь). Заползли под корни (уж).

- читаем задание;

- читаем текст;

- изменяем слова в скобках;

- запись в тетради;

- работа по индивидуальным программам;

- беседа по теме;

- практическое задание по иллюстрации «Зима»

IX. Психогимнастический комплекс

( Физкультпауза « В зимнем лесу»)

Мы идем в красивый лес,

Сколько здесь вокруг чудес:

Справа - березка в шубке стоит,

Слева - елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю тихо ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал,

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас.

А в лесу тишина и покой,

А нам пора идти домой.

X. Словарный диктант

- отгадывают загадку;

  • записывают слово в тетрадь;

- сверяют с правильным написанием на доске.

Загадки «Подскажи словечко»:

Не поедет без бензина

Наша быстрая ………….машина

Захотели малыши

Поточить ……………карандаши

Наша Мурка спит и слышит

Как в углу скребутся ………..мыши

Собирают ребятишки

В парке желуди и …………шишки

Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в …………кувшин

XI. Домашнее задание

( страница 91 упражнение 6)

-списать

-подчеркнуть орфограмму жи-ши

-приготовиться писать в классе по памяти

XII. Итоги урока

- Какую орфограмму учились правильно писать?

- Вспомним правило.

- О чем еще говорили на уроке?

- Оценивание работы детей на уроке.

  • самооценка учащихся.



Конспект № 2



Тема урока: «Гласные после шипящих. Сочетание ча-ща».

Цель урока: Учить детей правописанию слов с сочетанием ча - ща.

Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетанием жи - ши; практическое овладение правописанием орфограммы ча - ща; обучение связанной речи

2) Корркционно-развивающие: развитие психических процессов, необходимых для формирования письменной речи; развитие фонематического слуха; обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики.

3)Воспитательные: формирование положительной мотивации к урокам письма и развития речи; воспитание трудолюбия и аккуратности при выполнении заданий; воспитание активности.

Оборудование: правила по изучаемой теме; карточки для индивидуальной работы; словарики; табличка со словарным словом; схемы с изображением активных точек; офтальмотренажер.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Упражнения для подготовки руки к письму.

III. Минутка чистописания.

IV. Повторение пройденного.

V. Обозначение темы урока.

VI. Изучение новой темы.

VII. Психогимнастический комплекс.

VIII. Работа с учебником.

IX. Работа в тетради.

X.Минутка здоровья.

XI. Словарная работа.

XII. Подведение итогов урока.

I. Организационный момент.

- приветствие учащихся;

- проверка готовности к уроку.

II. Подготовка руки к письму.

- Как обычно урок письма мы с вами начинаем с подготовки руки к письму, для этого выполним ряд знакомых нам упражнений:

- «Добываем огонь» (карандаш между ладошек);

- «Фокусники»

- «Точечный массаж пальцев»

- «Две сестрицы»

Две сестрицы, две руки - левая и правая-

Воду моря и реки загребают плавая.

Две сестрицы, две руки

Рубят, режут, роют,

Дружно полют сорняки

И друг друга моют.

III. Минутка чистописания.

- А сейчас мы откроем тетради (дети хором с выполнением действий):

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою, ручку правильно держу

Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Давайте запишем число, классная работа. На минутке чистописания у нас сегодня прописная и строчная буква «Ч».

Ч ч Ч ч Ч ч Ч ч Ч ч Ч ч Ч ч

- Из каких элементов она состоит?

- А сейчас мы с вами прочитаем скороговорку, в которой встречается буква с минутки чистописания:

Я ручку куплю у волшебника лично -

Такую, что пишет диктант на «отлично».

- читает учитель;

- понимание смысла;

- читают хором;

  • наизусть в быстром темпе сильные учащиеся.

  • Мы с вами тоже сейчас напишем словарный диктант, но сначала давайте вспомним, какое правило мы вчера выучили? (жи - ши пиши с буквой «и»).

  • Верно, именно с сочетанием жи -ши мы и будем писать слова.

IV. Повторение пройденного.

Учащиеся пишут слова под диктовку учителя, после проверяют и оценивают сами себя. Дети, занимающиеся по индивидуальной программе, списывают эти же слова с карточек.

Машина, ежи, кувшин, мыши, лыжи, ужи, камыши, стрижи, ножи.

- Молодцы, я вижу вы все очень хорошо запомнили правило, поэтому мы двигаемся дальше, к новым знаниям.

V. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжаем работать с темой «Гласные после шипящих» и будем учится правильно писать сочетания ча - ща. Но давайте вспомним какие звуки мы называем шипящими? (учитель выслушивает ответы детей).

VI. Изучение новой темы.

  • Давайте посмотрим на картинки, которые вывешены на доске, что на них изображено? (зайчата, чайка, роща) Верно, давайте откроем таблички под каждой картинкой. Теперь прочитаем слова еще раз, прочитаем выделенные слоги, какая гласная пишется после шипящих «ч» и «щ». Давайте запишем эти слова в тетради и подчеркнем выделенные слоги.

  • Пока дети записывают слова, на доске появляется табличка с правилом.

Ча и ща пишутся с буквой а.

Дети читают правило хором, записывают его в тетради и обводят его в рамку.

- Итак, как же пишутся слова с сочетанием ча и ща? (хором правило). Молодцы, а сейчас мы немного отдохнем.

VII. Психогимнастический комплекс (проводится под музыку)

“На дворе мороз и ветер»

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают

Ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки,

Мы похлопаем в ладошки.

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко.

Нам мороз теперь не страшен

Все мы весело попляшем.

VIII. Работа с учебником.

  • Ну, вот мы и готовы дальше продолжать нашу работу. Давайте откроем учебники на странице 92 и выполним упражнение 11.

  • Прочитаем задание к упражнению (читает сильный учащийся). Нам нужно прочитать предложения, изменив слова в скобках.

  1. У реки густая (рощи). 2) Там наша (дачи). 3) Нависла свинцовая (тучи). 4) Решена трудная (задачи).

- Правильно ли записаны предложения? (нет, они не складные).

  • Верно, а почему? (Слова в скобках обозначают несколько предметов, а нам нужно изменить на один). Далее дети зачитывают предложения с измененными словами и записывают это упражнение в тетради.

Слабые учащиеся, списывают эти предложения с индивидуальных карточек.

- А теперь давайте еще раз прочитаем слова, которые вы изменяли и объясним написание гласной после шипящих.

- Вы все очень хорошо справились с заданием, устали, поэтому мы немного с вами отдохнем.

IX. Минутка здоровья (комплекс для коррекции зрения проводится стоя у парт, когда взгляд каждого ребенка устремлен в окно).

Дети берут снежинку в руку, вытягивают ее перед собой, сфокусировав на ней взгляд

Мы снежинку увидали,-

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Ветер вверх их поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись

X. Словарная работа

- Ну вот, мы и готовы продолжать работу. Сегодня на уроке у нас с вами новое словарное слово: товарищ

  • Давайте прочитаем слово в рамке (читают хором), а теперь произнесем его по слогам (хором).

  • Назовите гласные и согласные буквы (3гл., 4согл.), теперь прочитаем его с ударением и придумаем с этим словом предложение (учитель выслушивает ответы детей, учащиеся записывают словарное слово в словарик и тетрадь, записывают предложение и составляют схему).

XI. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, какую темы мы сегодня изучали? (гласные после шипящих).

- Какие правила повторяли и изучали? (жи -ши пиши с буквой «и», ча - ща пиши буквой «а»).

- Еще чем занимались на уроке? (писали словарный диктант, познакомились с новым словарным словом, составляли предложения, играли).

Домашнее задание. На самоподготовке выполнить упражнение 12 на странице 93, оно похоже на то, что мы делали в классе. Вам будет нужно изменить слова в скобках, записать получившиеся предложения, подчеркнуть гласные после шипящих.

  • Вы сегодня очень активно работали на уроке, много узнали и заработали хорошие оценки (учитель оценивает работу каждого учащегося).


Конспект № 3
Тема урока: «Гласные после шипящих. Сочетание «чу-щу».

Цели урока: правописание слов с сочетанием чу -щу.

Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща; практическое овладение правописанием орфограммы чу -щу; обучение связной речи.

  1. Коррекционно-развивающие: развитие психических процессов для формирования письменной речи; развитие орфографической зоркости; развитие речи и обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики.

3) Воспитывающие: формирование положительной мотивации к урокам письма и развитию речи; воспитание аккуратности и трудолюбия; воспитание активности на уроке.

Оборудование: правила в виде схем; карточки для индивидуальной работы; карточки с загадками; схемы для дидактической игры; офтальмотренажер; музыка для релаксации; предметные картинки на изученные правила.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

III. Подготовка руки к письму.

IV. Минутка чистописания.

V. Сообщение темы урока.

VI. Фронтальная работа (дидактическая игра).

VII. Психогимнастический комплекс.

VIII. Работа с учебником.

IX. Минутка здоровья.

X. Словарный диктант.

XI. Подведение итогов урока.

I. Организационный момент

- приветствие учащихся;

- проверка готовности к уроку.

II. Повторение пройденного.

  • В начале урока я бы хотела проверить то, как вы внимательно слушали меня на прошлом занятии. У каждого из вас на столе лежат картинки с изображением различных предметов, выберите из них только те, которые подходят к теме наших нескольких уроков «Правописание гласных после согласных», но прежде вспомним эти правила (дети хором произносят изученные на прошлых уроках правила).

  • Давайте проверим, какие же картинки вы выбрали (машина, часы, кувшин, перчатка, свеча). А теперь давайте устно составим с этими словами предложения.

  • Молодцы, теперь я вижу, что на сегодняшнем уроке мы замечательно поработаем.

III. Подготовка руки к письму.

  • Как обычно урок письма и развития речи мы с вами начинаем с подготовки руки к письму, для этого выполним ряд знакомых нам упражнений:

  • Точечный массаж пальцев.

  • Энергетические точки.

  • Фигурки животных.

  • Упражнение «Вот лягушка…»

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара

И сказала: «Ква, ква, ква».

Больше есть ей неохота,

Прыг опять в свое болото.

IV. Минутка чистописания.

- А сейчас мы откроем тетради и запишем число, классная работа. На минутке чистописания у нас сегодня прописная и строчная буква «Щ».

Щ Щ Щ Щ Щ щщщщщщщ

  • Из каких элементов она состоит? (из трех наклонных с закруглением внизу и петли).

  • А сейчас мы с вами прочитаем скороговорку, в которой встречается буква с минутки чистописания:

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не отпущу.

  • читает учитель;

  • читают дети хором;

  • в быстром темпе произносят сильные дети.

V. Сообщение темы урока.

  • Сегодня мы продолжаем работать с темой «Гласные после шипящих» и будем учится правильно писать сочетания чу - щу. Но сначала давайте вспомним, какие звуки мы называем шипящими? ( ш, ж, ч, щ - шипящие согласные).

  • А почему их так называют? (они издают шуршащие, жужжащие, стучащие и щелкающие звуки).

  • А какие правила правописания гласных после шипящих мы уже знаем? (учащиеся работают с опорами на схемы - см. приложение).

  • Давайте еще раз обратимся к скороговорке, какое сочетание в ней встречается чаще всего? ( щу). Правильно, а какая гласная написана после шипящей «щ»? («у»). Давайте подчеркнем сочетания «щу». На доске появляется новое правило:

Чу и щу пиши с буквой у.

Далее дети читают правило хором и заучивают его.

  • А сейчас мы с вами немного поиграем и проверим ваши знания.

VI. Фронтальная работа (дидактическая игра).

  • Я предлагаю проверить ваши знания и немного поиграть.

Дидактическая игра «Пруд».

Цель: закрепление правописания шипящих в сочетании с гласными, умение объяснять орфограммы.

  • О ком была скороговорка на чистописании? (о щуке).

  • Правильно. А каких рыб вы еще знаете? (учащиеся перечисляют).

  • Сейчас мы с вами немного поиграем в рыбалку: на магнитной доске прикреплены рыбки, на обратной стороне которых написано слово с пропуском гласных после шипящих (смотри приложение).

  • Мы с вами должны поймать этих рыбок, рыбка останется у вас, если вы правильно вставите гласную и объясните ее правописание.

  • А как вы думаете, кто еще водится в пруду? (лягушки). Сейчас мы попробуем их изобразить.

VII. Психогимнастический комплекс

Лягушата дружно встали,

Свои лапки показали.

Спинки прогибаются, лягушки улыбаются.

Лапками похлопали,

Лапками пошлепали.

Шлеп по грудке, по руке,

По бокам и по спине.

По другой руке стучали

И нисколько не устали.

Застучали по ногам -

Шлеп-шлеп-шлеп, тарам-пам-пам!

А потом, потом, потом

Кулачком все разотрем.

Ладошками себя погладим

И спиночку распрямим.

VIII. Работа с учебником.

Сильный ученик читает задание.

  • Итак, нам необходимо вставить пропущенные буквы в слова и объяснить их написание (ч..мазый, ч..ткий, ч..десная). А теперь вставим эти слова в предложения вместо выделенных слова.

  • 1) Грязный, неумытый ребенок боится воды и мыла. 2) Витя хоть и Маленький, но заботливый и добрый мальчик. 3) Стояла тихая и солнечная погода.

-Грязный и неумытый ребенок, он………чумазый.

-Заботливый и добрый мальчик, он……чуткий.

-Тихая и солнечная погода, она ……………чудесная.

Далее учащиеся записывают предложения в тетради и подчеркивают сочетание «чу».

IX. Минутка здоровья

  • тренажер для глаз;

  • массаж активных точек (см. приложение).

X. Словарный диктант.

  • А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила написания слов с гласными после шипящих. Но у нас будет необычный словарный диктант: я буду читать загадку, а вы будете должны досказать словечко (дети хором проговаривают ответ и записывают слово в тетрадь).

1. Рыболову, вот так штука,

На крючок попалась…щука.

2. Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая …туча.

3.Ты к обеду положи

Ложки, вилки и …ножи.

4. Я от досады чуть не плачу -

Ведь не решается…задача.

5. Белокрылые хозяйки,

Над волной летают…чайки.

6. За лесом в болотной глуши

От ветра шуршат…камыши.

- Молодцы, я думаю, что вы все справились с заданием и за работу в тетради получите хорошие оценки.

XI. Подведение итогов урока.

  • Давайте вспомним чем мы занимались сегодня на уроке? (писали, отгадывали загадки, играли, учили правила, запоминали как пишутся слова…)

  • Верно, а какие же правила правописания гласных после шипящих мы теперь знаем? (дети хором повторяют правила).

Домашнее задание. Выполнить упражнение 18 на странице 95: нужно записать ответы на вопросы, используя слова для справок, и подчеркнуть гласные после шипящих.

  • На следующем уроке мы продолжим работ с правописанием гласных после шипящих, а сейчас я поставлю вам оценки (учитель оценивает каждого ученика).


Приложение к урокам письма и развития речи в 3 классе.

Тема «Правописание гласных после шипящих»


Ш, Ж, Ч, Щ

шипящие согласные



ЖИ и ШИ

пиши с буквой И



      1. Математика



Конспекты уроков математики

в 1 классе по теме «Число 6».


Конспект № 1




  1   2   3

перейти в каталог файлов


связь с админом