Главная страница

(2003, Хейнонен Ю.) Это и то в повести Старуха Д. Хармса (Slavica Helsngiensia). Даниила хармса


Скачать 1.78 Mb.
НазваниеДаниила хармса
Анкор(2003, Хейнонен Ю.) Это и то в повести Старуха Д. Хармса (Slavica Helsngiensia).pdf
Дата02.02.2018
Размер1.78 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2003_Kheynonen_Yu__Eto_i_to_v_povesti_Starukha_D_Kharmsa_Slavica
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#62770
страница1 из 23
Каталогi.bond

С этим файлом связано 18 файл(ов). Среди них: deleuze_cinema_1.pdf, Filosofia_svobodnogo_dukha_pdf.pdf, Krylov_G_A_Slovar_oshibok_russkogo_yazyka.pdf, vilmont_vospominaniya_o_pasternake_1989_text.pdf, 2000_Epshteyn_M_N__Postmodern_v_Rossii_Literatura_i_teoria.pdf и ещё 8 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

SLAVICA HELSINGIENSIA
22
Юсси Хейнонен
Jussi Heinonen ЭТО И ТОВ ПОВЕСТИ СТАРУХА

ДАНИИЛА ХАРМСА
Helsinki 2003

SLAVICA HELSINGIENSIA 22
E
DITORS
Arto Mustajoki, Pekka Pesonen, Jouko Lindstedt
© by Jussi Heinonen
ISBN 952-10-0880-6 (paperback), ISSN 0780-3281
ISBN 952-10-0881-4 (PDF)
Published by
Department of Slavonic and Baltic Languages and Literatures
P.O. Box 4 (Unioninkatu 40 B)
FIN-00014 University of Helsinki
FINLAND
Printed by
Helsinki University Press
ОТ АВТОРА Мой интерес к Даниилу Хармсу возник еще в студенческие годы, когда, будучи на стажировке в Москве, я купил книжку его рассказов. Благодаря своей краткости они оказались отличным чтением для метро один рассказ можно было прочитать между двумя остановками. Однако важнее этого практического свойства была способность текстов Хармса сразу привлечь интерес читателя своим оригинальным комизмом и неожиданностью сюжетных поворотов. При более серьезном изучении тексты писателя постоянно поражали своей многослойностью, скрывающейся за кажущейся простотой. В этом отношении особенно занимательным оказался самый длинный текст Хармса, повесть Старуха, принадлежащая к числу последних работ писателя. Поэтому я выбрал ее в качестве предмета для дипломной работы. Однако закончив ее, я обнаружил, что интерпретационный потенциал Старухи еще далеко не исчерпан. Поэтому следующим шагом стала настоящая работа, которая отнюдь не претендует быть последним или единственным словом в трактовке изучаемой повести. Наоборот, работа над шедевром Хармса убедила в чрезвычайно богатых возможностях для его понимания и истолкования. Если читатель этой работы придет кто- муже, важнейшая ее цель будет достигнута. Своим существованием это исследование в первую очередь обязано моему научному руководителю, профессору П. Песонену, которого я хочу поблагодарить за поддержку и долготерпение на разных стадиях работы. Для ее финансирования необходима была должность ассистента Отделения славистики и бал- тистики Хельсинкского университета. Его руководителю, профессору А. Мус- тайоки хочу также выразить признательность за возможность опубликоваться в книжной серии Отделения. Всех коллег благодарю за создание вдохновляющей атмосферы, и С.А. Савицкого отдельно за помощь в языке, а Ю. Папинниеми и А. Лааманен за техническую помощь. За важные указания и замечания свою благодарность приношу также А. Хан- сену-Лёве и Н. Корнвеллу, которые были рецензентами работы. В.Н. Сажину я благодарен за возможность участвовать в международном ”Хармс-фестивале” в
Санкт-Петербурге, а также за помощь, оказанную в связи с вопросами по рукописям Хармса. Наконец, мое чувство благодарности за бесценную поддержку – всем друзьями близким, особенно отцу и матери.
Юсси Хейнонен (Jussi Heinonen) Хельсинки, январь 2003 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ. 7 1.1. Объект изучения .......................................................................................... 7 1.2. Теоретическая основа это и то. 8 1.3. Обзор литературы. 12 1.3.1. Введение. 12 1.3.2. Литература о Старухе ....................................................................... 15 2. ЭТО И ТО СТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ ГЕРОЯ .............. 26 2.1. Сон как то. 27 2.1.1. Сони творчество ................................................................................ 28 2.1.2. Сон – бессознательность – смерть. 30 2.1.3. Память и время ................................................................................... 31 2.2. Ненормальные переживания вне сна. 33 2.2.1. Раздвоение сознания и паранойя ...................................................... 33 2.2.2. Фантазии. 35 2.2.3. Просветление ...................................................................................... 36 3. СКРЫТЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ....................................................................................... 40 3.1. Предметы как носители значений ........................................................... 41 3.1.1. Часы, солнце и зеркало ...................................................................... 42 3.1.2. Трубка и труба .................................................................................... 47 3.1.3. Дом, комната, шкаф, окно, дверь, замок и граница. 48 3.2. Сексуальная символика ............................................................................ 55 3.3. Символика и взаимосвязи персонажей ................................................... 58 3.3.1. Старуха ................................................................................................ 58 3.3.2. Милая дама. 61 3.3.3. Сакердон Михайлович ....................................................................... 63 3.3.4. Герой-рассказчик................................................................................ 65 3.3.5. Остальные персонажи. 68 3.4. Сюжет и значимость случайностей ..................................................... 73 4. ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ. 75 4.1. Планы фикции и их отношение к действительности. 77 4.2. Первое лицо. 82 4.3. Время и временные формы. 89 4.4. Проблема всезнающего рассказчика ....................................................... 96 4.5. Старуха и случаи. 102 4.6. Языковая игра .......................................................................................... 111

5. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ (БИБЛИЯ. 123 5.1. Старуха и Христос. 137 5.2. Отношение героя к Христу и христианской традиции ....................... 151 5.2.1. Христоподобие героя ....................................................................... 152 5.2.2. Испытания героя. 154 5.3. Библейские мотивы, связанные с Сакердоном Михайловичем ......... 162 5.4. Милая дама, хлеб и причастие ............................................................... 164 5.5. Старуха в свете исихастской традиции. 168 5.6. Старуха как мистерия ............................................................................ 174 5.7. Старуха как икона .................................................................................. 176 5.8. Старуха как молитва .............................................................................. 178 6. ГРОТЕСК, АБСУРД И ПАРАДОКС. 181 6.1. Гротеск. 181 6.1.1. Отношение героя к действительности ........................................... 182 6.1.2. Созданная текстом действительность и отношение текста к другим текстам. 186 6.1.2.1. Старуха, Библия и тоталитарная система .............................. 187 6.1.2.2. Старуха и Медный всадник ..................................................... 192 6.2. Абсурд ...................................................................................................... 195 6.2.1. Абсурдный комизм действительности героя ................................ 202 6.2.2. Абсурдности советского быта. 206 6.2.3. Метафизический абсурд .................................................................. 207 6.3. От абсурда к парадоксу. 208 6.3.1. Негация.............................................................................................. 209 6.3.2. Парадокс в ядре религии ................................................................. 215 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 219 ЛИТЕРАТУРА ......................................................................................................... 222
ABSTRACT .............................................................................................................. 231

1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Объект изучения Творчество Даниила Хармса (1905–1942) характеризует несоответствие количества и качества хотя по объему оно сравнительно скромно, в нем представлены практически все виды литературы от поэзии и прозы до драмы. Другая его важная черта – совмещение разных видов в рамках одного текста – например, внутри прозаического текста может присутствовать драматический диалог, реплики которого имеют стихотворную форму. Можно утверждать, что это особенность произведений Хармса, создающая сложности для их классификации по традиционным схемам, отражает отвращение, которое испытывал писатель к научной рациональности, стремящейся охватить объект изучения с помощью разных категоризаций. Это качество творчества Хармса позволяет охарактеризовать его как синтетическое. Идею синтетичности или единства, в свою очередь, можно связать стем, как Хармс творил искусство из всей своей жизни. Если искусство Хармса отождествляется с самой жизнью, то, подобно тому, как разделение жизни на отдельные части и явления разрушает ее первоначальную целостность, есть вероятность, что тексты Хармса осуществляют свое аутентичное бытие лишь тогда, когда к ним не пытаются применять традиционные классификации. Следует сразу признаться, что в данной работе этот запрет будет нарушен не разно в тоже время надо подчеркнуть, что, наряду с применением аналитического подхода, мы стремимся достигнуть синтетического и обобщающего взгляда на изучаемый объект. Кроме того, в окончательной интерпретации повести центральную роль играет как раз идея о глубинном единстве всего. Повесть Старуха
(1939), изучению которой посвящена настоящая работа, является одним из последних произведений Хармса. В творчестве писателя она выделяется своим объемом – приблизительно тридцать печатных страниц, тогда как диапазон объема остальных прозаических работ Хармса варьируется от нескольких строк до нескольких страниц. Исключительна также традиционность формы и сравнительно логичного развертывания сюжета повести. Например, в цикле Случаи (1933–1939) – наряду со Старухой одном из наиболее значительных прозаических произведений Хармса, – очевидным образом нарушаются как традиционные правила повествования, таки правила логики. Из-за этих особенностей Старухи А. Введенский, писатель и близкий друг Хармса, упрекал автора в том, что в данном произведении он отказался от столь важной экспериментальности (см. Nakhimovsky 1982: 87). Дело в том, что для раннего творчества Хармса, которое состояло в основном из поэзии и драматургии, была свойственна языковая экспериментальность, однако когда Хармс в е годы начинает писать в первую очередь прозу, язык его произведений становится сравнительно простым. Тем не менее, можно утверждать, что, несмотря на критику Введенского, в Старухе присутствует некая экспериментальность, которая, впрочем, проявляется не на уровне выражения, а на уровне семантики и приемов повествования – речь идет о попытке говорить о том, о чем, собственно, ничего нельзя сказать о действительности за пределами языка и понятийного мышления. Важность Старухи подчеркивает то, что ее можно считать своеобразным художественным завещанием Хармса: помимо того, что после написания повести писатель практически отошел от литературного творчества, в повести встречаются многие элементы, которые можно обнаружить в ранних произведениях
Хармса – например, некоторые конкретные мотивы или абстрактное, но типичное для писателя напряжение фрагментарности и целостности. Кроме того, рас- сказчик-протагонист во многих отношениях напоминает самого автора. Хотя Старуху, по сравнению с многими другими текстами Хармса, можно считать реалистическими легко воспринимаемым произведением, в тоже время она представляет собой некую мистерию, требующую от исследователя и читателя дать ответы на несколько вопросов. Прежде всего они связаны со старухой кто она, откуда и зачем пришла в жизнь героя Можно также спросить, кто на самом деле я повести ив каких отношениях он находится со старухой. Как будет показано в обзоре литературы, Старуху можно рассматривать с самых разных точек зрения. В настоящей работе мы подходим к ней прежде всего как к самостоятельному тексту, не ставя своей целью изучить ее соотношение, например, с современными Хармсу литературными явлениями или даже с остальным творчеством автора. Исключение составляет глава ”Интертексту- альность”, в которой рассматривается отношение повести к Библии и христианской традиции. С учетом названных ограничений Старуха будет изучена с разных сторон, соединяемых, тем не менее, определенным общим философским или метафизическим аспектом. Этот аспект непосредственным образом касается онтологической теории Хармса, служащей исходным пунктом данной работы об этой теории речь пойдет подробнее в следующем разделе. Методом нашего анализа является пристальное чтение (close reading), иначе говоря, мы попытаемся обосновать все приводимые утверждения, касающиеся повести, ссылаясь на конкретный материал самого текста.
1.2. Теоретическая основа это и то
Исходным теоретическим пунктом данной работы является философский текст
Хармса под названием О существовании, о времени, о пространстве (Сбори-
1
Не зря эпиграф повести взят из романа Кнута Гамсуна Мистерии.

9
ще 1998/II: 395–399), датируемым серединой годов. Речь идет об онтологическом тексте, поскольку в нем излагается мнение о том, чтό существует и какой является структура мира. Текст состоит из 60 пронумерованных утверждений или выводов. Центральной постулируемой идеей является утверждение о том, что для того, чтобы мир мог существовать, он должен состоять из частей, поскольку не может быть целого без частей. Таким образом, можно сказать, что
Хармс является идеалистом в том эпистемологическом смысле, что, по его мнению, некое предположение о мире определяет, каким мир должен быть. В модели Хармса основная структура реальности является дуалистической, поскольку основными элементами реальности являются две части, которые абстрактно обозначены местоимениями это и то. На первый взгляд может казаться, что хармсовская модель троична, поскольку помимо этого итогов нее входит препятствие, отделяющее то от этого. Однако препятствие не является независимым элементом, а представляет собой отношение между этими тем. Таким образом, препятствие относится к другому логическому уровню, чем это и то. Поэтому лучше сказать, что данная модель – дуалис- тична. В тоже время надо подчеркнуть, что дуализм данной модели не означает, что реальность резко разделена на две независимые друг от друга части. Наоборот, этого не может быть без того, итого не может быть без этого. Они существуют только совместно сами по себе оба элемента – ничто. Таким образом, негация играет в данной модели решающую роль. Поэтому неудивительно, что ив художественных текстах Хармса негация или не-существование занимает столь важное место. Кроме того, у Хармса есть и другие философские тексты, затрагивающие проблематику негации и не-существования, например, Бесконечное, вот ответ на все вопросы. ” и Нуль и ноль. Помимо негации в модели Хармса важную роль играет концепция целостности части не могут существовать друг без друга, ив конечном счете, без целого. Данная идея отражается уже в семантике выбранных Хармсом терминов мысль об этом непременно порождает мысль о существовании некоего того, отличающегося от этого. Более того, в эти термины встроена определенная точка зрения для воспринимающего субъекта непосредственно наличествующее это всегда ближе, чем то, определяющееся посредством этого. В действительности, то никогда не может быть достигнуто, поскольку, как только переходят от этого к тому, то становится этим. Итак, мы никогда не можем быть там, где то, которое, тем не менее, каким-то образом существует.
Хармс далее показывает, как его модель действует в определенном контексте, дав абстрактным понятиям это и то конкретное истолкование. Первыми объектами применения модели являются такие фундаментальные категории,
2
Один из трактатов близкого друга Хармса, философа и музыковеда Я. Друскина называется Это и то. Его датируют 1933 годом. (См. Сборище
1998/I: 811–814.)
3
Один из наиболее ярких примеров – Голубая тетрадь No 10” (1937), первый текст цикла Случаи (1933–39). Проблеме негации в данном тексте посвящена статья Carrick 1994.

10 как время и пространство. Что касается категории времени, Хармс применяет свою модель, установив, что прошлому соответствует это, а будущему то между тем, как настоящее функционирует в качестве препятствия, отделяющего это оттого. Относительно категории пространства Хармс заявляет, что как этому, таки тому соответствует там, препятствию же соответствует тут. Хармс развивает применение модели в перспективе теории относительности, объяснив, что время и пространство находятся в некоей взаимозависимости. Точнее, время действует как препятствие для пространства – и наоборот. Наконец, Хармс приходит к выводу, что препятствие, которое выражается в точке пересечения времени и пространства, отвечает за существование всей вселенной. Итак, развивая свою онтологическую систему, Хармс исходит из отвлеченных категорий это то и препятствие, выводя из них вещественный мир. В другом трактате, содержащем нумерацию и относящемся к тому же периоду, что и рассмотренный текст (к середине х годов, он дает тем же понятиям дополнительную, религиозную интерпретацию. Подобно трехчленной структуре рассмотренной общей модели, данный трактат разделяется натри части, которые называются О существовании, О ипостаси и О кресте (Сборище
1998/II: 399–401). Первый раздел тождественен 11-ти первым пунктам рассмотренного выше трактата. В разделе О кресте дается истолкование, согласно которому вертикальная линия креста функционирует как препятствие, разделяющее горизонтальную линию на две части, другими словами, на это и то. Далее на основании наблюдений над графикой доказывается, что это является Раем, препятствие является Миром, а то также является Раем. Не вдаваясь в более детальное рассмотрение этого истолкования, можно сказать, что в нем содержится динамический аспект, поскольку здесь есть отсылка к этапам истории человечества. Между тем, в данном эпизоде и трактате в целом для нашей работы важнее всего два момента во-первых, таким образом Хармс сам показывает, как его абстрактная модель эвристически применима к предмету, который не рассматривается в исходных пунктах теории. Во-вторых, применение Хармсом модели именно к религиозной теме имеет для нашей работы особое значение, поскольку изучение религиозного аспекта повести Старуха будет играть в ней существенную роль.
Хармсовские понятия это и тов дальнейшем анализе повести Старуха будут предметом нескольких разных интерпретаций. Иными словами, мы последуем примеру самого Хармса, который вышеуказанным образом наполняет абстрактные понятия конкретным содержанием. Термин препятствие будет применяться прежде всего в значении различие этого итого. То есть он будет сохранять свое абстрактное значение без конкретного истолкования. Од Здесь напрашивается вопрос, не логичнее ли было бы, если бы этому соответствовало тут, атому там.

11 нако его статус именно как выражение соотношения этого итого играет решающую роль. Для нашего понимания данной модели существенна мысль о том, что, исходя из нее, реальность может восприниматься в виде оси, один конец которой представляет нечто знакомое и обыкновенное, тогда как другой конец полностью от него отличается. Но, несмотря на это противостояние, оба конца являются предпосылками существования своего антипода, поскольку, как было сказано выше, это понятийно предполагает возможность того – и наоборот. Подходя к рассматриваемой теме сточки зрения воспринимающего субъекта, можно сказать, что этому соответствует нормальное восприятие мира и нормальное состояние сознания, атому ненормальное восприятие мира и связанные с этим ненормальные состояния сознания. Таким образом, к тому относятся такие опыты или состояния сознания, как сон, фантазия, сумасшествие, сильные религиозные переживания и т. д. Если же рассматривать названные и подобные вещи не как нечто, воспринимаемое субъектом, а как самостоятельные системы, то можно сказать, что в них действуют законы и логика, чуждые обыденной действительности, которая доступна нормальному восприятию. Перечисленные и подобные явления изобилуют в текстах Хармса ив особенности, в Старухе. Кроме того, об интересе Хармса к таким вещам свидетельствуют его дневниковые записи (см. Полет 1991: 550). Выше было сказано, что того нельзя достигнуть, поскольку оно либо продолжает быть тем, то есть недостигнутым, либо, будучи достигнутым, превращается в это. Тогда возникает вопрос о том, чтó в конечном итоге считается тем или этим. Этот вопрос косвенно затрагивается в декларации ОБЭРИУ (см.
ОБЭРИУ 1970: 70–71)
5
, где говорится о том, что логика искусства, отличающаяся коренным образом от житейской логики, является на самом деле более реальной. Иными словами, то, что на первый взгляд кажется тем, оказывается этим. Итак, можно утверждать, что в декларации ОБЭРИУ это и то поменялись местами, если иметь ввиду ту характеристику, которая была дана выше этим понятиям. Что касается Старухи, тов этом случае дело обстоит опять- таки несколько иначе, и это неудивительно, учитывая, что повесть написана на одиннадцать лет позже декларации. Дело в том, что повесть как бы соткана из атмосферы повседневного быта и легко узнаваемых вещей такими элементами служат ленинградская среда названия улиц, ежедневные заботы и хлопоты рассказчика, предметы домашней обстановки – и связанная с этим пошлость. На основе всего этого возникают те события и явления, которые выходят за пределы всего нормального, в особенности появление и поведение старухи. Поэтому повесть можно анализировать, используя понятия это и то, давим указанное выше истолкование.
5
Статья, часто называемая декларацией, вышла в Афишах Дома печати No 2 в январе 1928 года. Она переиздана в ОБЭРИУ 1970.

12 В дальнейшем понятия это и то будут применяться довольно широко, они будут касаться 1) сферы непосредственного опыта и реальности рассказчика, 2) символических значений, включенных в текст, поскольку тогда речь идет именно о том, как что-то указывает вне себя, из этого на то, 3) проблематики, связанной с различными уровнями фикциональности текста или с элементами чужих текстов, включенных в рассматриваемый текст, и, наконец, 4) проблемы отчуждения, которое тесно связано с первостепенными для творчества Хармса вопросами абсурда и гротеска.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

перейти в каталог файлов
связь с админом