Главная страница

Мисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова. Данное пособие разработано на основании анализа трудно стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб ственно ошибок, сколько их глубинных причин


Скачать 1.17 Mb.
НазваниеДанное пособие разработано на основании анализа трудно стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб ственно ошибок, сколько их глубинных причин
АнкорМисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова.doc
Дата18.04.2018
Размер1.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова.doc
ТипДокументы
#69001
страница1 из 4
Каталогid53458889

С этим файлом связано 58 файл(ов). Среди них: Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей.doc, Lokalova_Prichiny_shkolnoy_neuspevaemosti.pdf, Zanimatelnaya_letnyaya_shkola_1_-_2_klass.pdf, Картинный материал 2 Как научить ребёнка говорить, читать и дума, Картинный материал 1 Как научить ребёнка говорить, читать и дума, Sergeeva_M_V_-_Upryamye_Zhi-Shi_Veselye_podskazki_-_2004.pdf, Условия формирования орфографического навыка.pptx.pptx, Podgotovka_k_VPR_Matematika_4_klass_Tetrad_dlya_obuchayuschikhsy и ещё 48 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4









От автора

Данное пособие разработано на основании анализа трудно­стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб­ственно ошибок, сколько их глубинных причин.

Ошибки многих учеников в поиске корня слова часто бывают обусловлены особенностями восприятия и понимания детьми самого определения этого понятия. Оно состоит из двух призна­ков: во-первых, корень — это общая (одинаковая) часть группы слов, во-вторых, эти слова должны быть родственными (близки­ми по смыслу). Дети с их пока ещё незрелым мышлением часто опираются лишь на один признак—либо на похожесть части сло­ва, либо на смысл. Поэтому при выделении корня одни дети объе­диняют слова желать, пожелтеть, верба, верблюд и т. п. А дру­гие считают родственными слова зима, перезимовать, замёрз-нуть и т. п. Играет свою роль и не слишком обширный словарный запас детей, который не позволяет быстро и правильно соста­вить гнездо родственных по корню слов.

А в основе ошибок правописания корня, как правило, лежит неумение видеть орфограмму, выполнять нужные действия про­верки.

Следовательно, выделяются три задачи коррекционной рабо­ты: 1) помочь детям осмыслить сначала один признак корня (его смысловую сторону), затем — другой (буквенную схо­жесть), после чего соединить их в сознании учеников и научить детей при решении учебных задач направлять внимание то на один, то на другой параметр; 2) расширить и активизировать словарный запас; 3) уточнить и автоматизировать необходи­мые операционные действия.

Для решения первой и третьей задач упражнения в пособии выстроены в определённом технологическом порядке, который отражает пошаговое осмысление каждой операции с одновременным уточнением основных понятий корень, проверочное слово, ударный/безударный гласный и наблюдением буквенного состава корня. Очень важно в работе не нарушать их последовательности.

Для решения второй задачи акцент сделан не на самостоятельный подбор родственных слов, а на работу с готовыми наборами.

3
Технологический план и содержание работы



№ упр.

Задача упражнений ______

стр.




1-5

Активизируют языковое чутьё, вводят ребёнка в смысловую глубину слова

6-10




6-11

Переключают внимание со смысла слова на буквенный состав корня, учат видеть ! его границы

10-17




12-15

Учат отличать однокоренные слова от синонимов

18-21




16-24

Помогают осмыслить чередование соглас­ных и беглость гласных в корне

22-29




25-31

Учат распределять внимание между смыс­ловым значением корня и его буквенным составом

29-37




32-36

Помогают осмыслить способы образова­ния сложных слов и видеть в них исход­ные корни

37-41




37-39

Являются контрольными, показывают, насколько ученик усвоил тему «корень слова»

41-43




40-42

Служат для уточнения понятия ударение и его смыслоразличительной роли. Они учат ребёнка произвольно переносить ударение с одного гласного звука на дру­гой. Это умение необходимо ещё и для устранения трудностей чтения. Очень часто, читая слово, ребёнок ставит в нём неправильное ударение (например, вмес­то ласточка он читает ласточка) и из-за этого никак не может узнать слово, понять его смысл. Трудность заключается в том, что он не знает, как быть в этой ситуации, не подозревает о том, что ударение мож­но и нужно переносить, да и не умеет это делать

44-48

43-44

Формируют умение слышать безударные гласные [а], [и] в слове и реагировать на них как на «опасные» места

49-54

45-48

Уточняют понятие проверочное слово

55-61

49

Помогает осмыслить последовательность действий по выбору буквы гласного звука

61-63


5

1. Как ты думаешь, какой из этих предметов наши предки называли ветрилом?


2. В каждом вопросе найди и подчеркни слово, которое под­сказывает ответ на этот вопрос.
2-1. Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки-

береговушки? Что умеет делать белка-летяга?

Что едят личинки бабочки-крапивницы и бабочки-

капустницы?
2-2. Какого цвета гриб зеленушка? Когда поёт птица зарянка?

Сколько щупалец у осьми­нога? Почему зверька назвали

утконосом?
2-3. С каким деревом «дружит» гриб подберёзо­вик? Чем

кормятся птицееды и муравь­еды? Как передвигается

змея полоз? На что похожа голова у рыбы-молота?
2-4. Чем питаются птичка мухоловка и клёст-рябинник? Как

делает своё гнёздышко гу­сеница-листовёртка? Чем

отличается кури­ца-пеструшка от курицы-белянки?


6
2-5. Что делает землеройка? Чем опасно расте­ние болиголов?

О чём ведает (знает) мед­ведь? Приносит ли ветер-суховей

тучи и дожди?
2-6. Что делает со своей пищей енот-полоскун, прежде чем

съесть её? Как поёт кукушка? Когда появляется на свет

птица зимородок? От кого охраняет овчарка-волкодав?
2-7. Каким становится тетерев-глухарь, когда поёт? Почему

растение назвали шиповни­ком? Что употребляет в пищу

жук-короед? Куда лучше посадить вьюн — на клумбу

или у изгороди?
3. Попытайся догадаться, из какого слова «выросло» каж­дое из выделенных слов. Если будет трудно, тебе помо­гут слова в скобках.
осветить (рассвет, светлячок, Светлана)
садовый (рассада, садовод, посадили)
скаковая (на скаку, скакун, поскакали)
известный (известить, вестник, известие)
поговорить (разговор, говорливый, выговор)
каменный (окаменеть, каменистый, каменщик).

7

4. Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»?
4-1. Грушевый, блинный, разгрузить, дождичек, слоновник,

крабовые.
4-2. Стеклянный, трусоватый, ударить, муравей­ник, луковая.
4-3. Крикнуть, извозчик, вредный, кукурузные, догонять,

кругом.
4-4. Плодовый, лесник, дворовая, зубастый, све­тильник,

разговорчивый.
4-5. Чайник, врунишка, глазной, перелёт, зе­ленеют, мышиная.
4-6. Сиреневый, беззаботно, подковёрный, вечер­ний,

застольный, грибница.
4-7. Багажник, вокзальный, дождевик, насо­рить, компотница,

холодно.
5. Прочитай образец. Попытайся понять, почему в корнях выделенных слов разные буквы гласного звука.
Образец.
Аняновое платье. (Примерка,

обмеривать, мера.)
Судьяспорщиков. (Мировой,

мир, мирный.)

8

Определи по смыслу, какую букву гласного звука нужно вставить в корень слова вместо точек. Для проверки под бери однокоренные слова.


5-1. Бабочки пос.дели минутку на ромашке и упорхнули.

Бабушкины волосы пос.дели.
5-2. Летом Даня прож...вал в деревне.

Саша прож...вал пирожок и убежал.
5-3. Зап...вать песню будет Оля.

Это лекарство нужно зап...вать тёплым мо­локом.
5-4. Ласточка св...ла гнездо под крышей избы. Аня осторожно

св...ла бабушку вниз по сту­пенькам.
5-5. Мальчишкам велели сл...зать с забора. Кот подбирался к

сметане, чтобы сл...зать её.
5-6. Далеко в л...су слышался голос кукушки. Собаки загнали

л...су в нору.
5-7. Ещё один гр...бок, и лодка причалила к бе­регу.

Под листком спрятался ещё один малень­кий гр...бок.


9


Если тебе трудно будет подобрать однокоренные слова,

используй слова для справок.
5-8. Света отправилась пол...екать бельё.

Тане очень захотелось пол...екать котят.
5-9. Щенок потихоньку отв...рил дверь и сбежал.

На ужин Слава отв...рил пельмени.
5-10. Котя-котинька-к...ток, котя, серенький хвосток.

Вечером возьми коньки и приходи на К...ТОК.
Слова для справок: ласковый, затворить, приласкать, полоскание, ласка, гребёт, ка­таться, выполоскать, затворник, полощет, раскатанный, притворить, гребля.

6. Прочитай слова парами. Все ли они однокоренные?

Выпиши пары однокоренных родственных слов и обо­значь в них корень.
Овца — ягнята, тигр — тигрята, коза — козлята, лошадь — жеребята, ворона — во­ронята, курица — цыплята, свинья — по­росята, ласточка — птенцы, кот — котята, слон — слонята, корова — телята, аист — аистята, лиса — лисята, собака — щенки.

10

7. Раздели данные слова на две группы. Расскажи по пла­ну, как ты будешь это делать.
План действий.
1) : Времянка, резной, вовремя, вырезать, время, повременить, резник, резак.
2)по смыслу:

Времянка, вовремя,

Резной, вырезать,

время, повременить

резник, резак


3)
7-1. Набег, повар, отвар, варенье, бегун, забег, наваристый,

убегать.
7-2. Ласковый, пожар, жаровой, поласкать, жара, пожарник,

ласка, обласканный.
7-3. Поясной, стена, подпоясаться, застенок, пояс, опоясаться,

настенный.
7-4. Подряд, светильник, светлячок, рядовой, свет, ряды,

разряды, засветло.
7-5. Заработок, высушить, работа, сушка, сушё­ный, выработка,

сушь, работает.
7-6. Афишка, афишный, бизон, бизоновый, афи­ша, бизоний.

11

8. Внимательно рассмотри план действий. Расскажи кому-нибудь из окружающих или себе, как ты будешь выпол­нять это упражнение.
План действий.
1): Валит снег, вялый листок, завяла тра­ва, книжный развал, цветок увял, огром­ный валун, вяленый лещ, валяться в пыли, образовался завал, вялить рыбу.
2) Устнопо смыслу:

валит снег




вялый листок

книжный развал

завяла трава

огромный валун

цветок увял

валяться в пыли

вяленый лещ

образовался

завал

вялить рыбу


3):







валит




вялый

развал




завяла

валун




увял

валяться




вяленый

завал




вялить




12

8-1. Лесной орех, лисьи повадки, пожилой лес­ник, пойманная

лисица, дальний лесок, редкий перелесок, рассерженные

лисы, лес­ничий дядя Гоша.
8-2. Мера длины, мировая известность, измерять величину,

мирно спать, производить заме­ры дома, примерка

платья, примирить двух врагов, мирная жизнь,

обмерить талию.
8-3. Отнёс книгу, носовой платок, унесла пету­ха, отнести в

школу, носатый пеликан, на­несли грязи, носик чайника,

принесённые ветром, очки на переносице.
8-4. Радоваться солнцу, уродились яблоки, рады гостям,

обрадоваться снегу, родовое имение, радостные встречи,

родительский дом, лю­бимая Родина, неожиданная радость.
8-5. Смотреть печально, горькая печаль, гербо­вая печать,

грустить и печалиться, печа­тать на компьютере,

опечатанная дверь, печальная песня.
8-6. Сидеть на троне, разговаривать сидя, бога­тое седло,

расседлать лошадь, сидячая ра­бота, седельных дел

мастер, небольшое сёд­лышко, вечерние посиделки.

13
8-7. Первый звонок, опередить соперника, уви­деть впервые,

бежать впереди всех, идти вперёд, я у мамы первенец,

передние ряды, первенство мира по боксу.
3-8. Медовое питьё, золотая медаль, медвяный запах, искусный

медальер, липовый медок, медальная лента, памятная

медалька.
9. Раздели данные слова на две группы. Выдели корень. Подчеркни глаголы. Расскажи по плану, как надо выполнять задание.
План действий.
1)
2)по смыслу
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом