Главная страница

Мисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова. Данное пособие разработано на основании анализа трудно стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб ственно ошибок, сколько их глубинных причин


Скачать 1.17 Mb.
НазваниеДанное пособие разработано на основании анализа трудно стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб ственно ошибок, сколько их глубинных причин
АнкорМисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова.doc
Дата18.04.2018
Размер1.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова.doc
ТипДокументы
#69001
страница2 из 4
Каталогid53458889

С этим файлом связано 63 файл(ов). Среди них: mozgvosne_1.pdf, mirv2050_1.pdf, Речь и письмо тесты.doc, Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей.doc, Lokalova_Prichiny_shkolnoy_neuspevaemosti.pdf, Zanimatelnaya_letnyaya_shkola_1_-_2_klass.pdf и ещё 53 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4

3)
4)
5): чем отличаются корни двух групп?
6)
9-1. Летает, ледяной, лётчик, лётный, ледыш­ка, полёт, лёд,

подлёдный, обледенелый.
9-2. Чернота, чертёж, начертить, чернила, чер­тёжник, чёрный,

чернявый, зачернить, на­чертано, причертить.


14

9-3. Кость, гостья, костяной, угостить, костяш­ка, гостевой,

костный, загоститься, гость.
9-4. Долина, дом, домашний, раздольный, на­домный, подол,

домище, дол, домовой.
9-5. Холопская, холода, холодильник, холоп, холодок, холодец,

холопка, похолодало, холопы.
9-6. Ослеплён, следовать, следом, слепящий, следить, следы,

слепо, ослепнуть, слепец.
10. Внимательно рассмотри данные слова и попытайся оп­ределить, из одного или из двух разных корней они «вы­росли». Выбери по смыслу корень и вставь вместо точек.
10-1. Болеть, болтать, заболел, болтун.
Игорь Михайлович работает в ......нице.

Люба — ужасная ......ушка, она может вы......ать все

секреты. Врач делал записи в истории ......езни.

Бабушка тяжело ......на.
10-2. Настольная, застолбить, столбняк, застолье.

......ешница была сделана из мрамора.

Моск­ва — ......ица России.

По ......овой дороге мчится тройка.

Веня о......енел от неожи­данности.

На......е стоял красивый......овый сервиз.

15

10-3. Ворчун, ворюга, ворчливый, воровство.

Котяра......овато оглянулся вокруг.

Сороки любят ......овать блестящие предметы.

Из-за двери послышалось глухое ......ание.

Внутри машины что-то за......ало.

Мышонок-......ишка шмыгнул в норку.
10-4. Гористая, нагорный, горло, горластый.

Уральские ......ы очень красивы.

По скло­нам прыгали......ные козы.

Парень......анил какую-то песню.

Раздалось унылое......овое пение.

У бутылки было слишком узкое ......ышко.
10-5. Курсировать, курятник, куриный, курс.

Автобус ......ирует между вокзалами.

По экрану бегал чёрненький ......ор.

Пёстрая ......ица важно закудахтала.

Корабль шёл прежним ......ом.

Молодые ......очки броди­ли по двору.
10-6. Старики, стартовать, старичок, стартовая.

Судья поднял......овый пистолет.

Иван гос­тил у своих пре......елых родителей.

Прока­тился гром......ующей ракеты.

В музее хра­нились предметы......ины.

Бегуна охватило пред......овое волнение.

16

11. Прочитай столбики парами. Скажи, в левом или правом столбике каждой пары ты бы стал (стала) искать одноко-ренные слова?

Найди однокоренные слова, подчеркни их и обозначь ко­рень.

Выбери для работы одну пару столбиков и составь сло­восочетания. Напиши их.


весло

клоун

весенний

танцуют

весёлый

дети

весело

пришёл

весовщик

день

веселятся

длинное






горит

спелый




горизонт

фонарь




горелый

туманный




горло

костёр




горох

пирожок




горящий

болит












тщательно

запад




богатые

запасной




нужно

запах




выход

запасы




далёкий

запасаться




приятный

запаять





17

12. Прочитай слова. Скажи, пожалуйста, близки ли они по смыслу? А являются ли они однокоренными?
12-1. Название, имя, кличка, прозвище, наиме­нование.
12-2. Неуклюжий, неловкий, неповоротливый, нескладный,

угловатый.
12-3. Вежливый, учтивый, любезный, деликат­ный,

обходительный.
12-4. Маленький, небольшой, крошечный, кро­хотный.
12-5. Горластый, крикливый, орущий, крича­щий, шумный.
12-6. Счастье, радость, восторг, ликованье, тор­жество.
13. Как ты думаешь, почему слова каждой группы разделе­ны на два столбика? В словах какого столбика можно легко выделить корень?
13-1. безграничный низкий

беспредельный низина

необозримый низенький

бесконечный понизить

необъятный низковатый

бескрайний снизиться

безбрежный низший

18

13-2.

неправильный

улов







неверный

ловить







ошибочный

выловленные







ложный

ловля







неточный

ловец















13-3.

ясно

объяснить

обидный

колкий




уяснил

резкий




пояснил

грубый




разъяснить

оскорбительный









13-4.

ездить

простой







поезд

рядовой







поездка

заурядный







выезд

обыкновенный







приезд

обыденный







въезд

обычный






13-5.

единое объединились

выгода толк







единство

прок







разъединение

польза







единожды

корысть















13-6.

зажимать

странник




отжим

путник




пожимаю

турист




выжимки

путешественник


19

14. Внимательно прочитай столбики слов. Подумай: может быть, какие-то слова из каждого столбика нужно убрать?
1 2 3

поступь звонкий смотр

идти звонит смотреть

ступать звук видеть

ступня звонок осмотреть

4 5 6

лобовой решать ясность

лобный решение объяснил

лобзик решето разъяснил

лоб решить втолковал

15. Вставь в слова корни, которые даны слева. Догадайся, почему слева написаны два похожих корня, а не один.
-бел- Крутой ......ок, ......ить стены,

-бел- проворная......ка, ......ила в банке,

сияющая ......изна, ......ое платье
-мал- Радостный ......ыш, ......евать на

-мал- стене, раз......ёванный клоун, он

ещё ......явка, ......ютка в колыбе­ли,

......юет на листе бумаги.
-шип- За......ел в кустах, созревший

-шип- ......овник, колючие ......ы, спор­тивные ......овки,

......учий напи­ток, тихое ......ение.
20
-гор- ......юет у окошка, ......ный воздух,

-гор- отдохнуть на при......ке,

Алёнушка при......юнилась,

за рощицей ......ушка, работает......няком.
-жал- По......ели бабушку, у......ила в плечо,

-жал- ......кий котёнок, у......енный пчелой,

осиное ......ьце, по­чувствовать ......ость.
-голуб- ......енькая панамка; здравствуй, ......чик;

-голуб- ......еет высокое небо; ......оватое свечение;

прилетел......ок; воркует ......ка.
-год- Большая вы......а, ......овщина свадьбы,

-год- ......ится для игры, вот уж у......ил,

......овалый ребёнок, при......ный для жилья.
-реч- Развитие ......и, за......ная деревушка,

-реч- ......ные просторы, ......ис­тый человек,

......енька журчит.
-нос- Любопытные ......ы, за......ит сне гом,

-нос- при......им из магазина,......овые платки,

пере......ная лампа, ......атый пеликан.

21
16. Как ты думаешь, почему защитная рубаха русского вои­на называлась кольчугой?


17. Вставь по смыслу пропущенные слова. Попытайся объяс­нить, почему надо вставить именно эти слова. Спиши. Найди однокоренные слова и подчеркни их.
В синичниках живут..........В галочниках

живут..........В крольчатниках живут..........

Всё ясно и просто.

А я знал скворечник, из которого то шиш­ка выглянет, то берёзовый листик. Оказа­лось, что там поселились мыши.

Так скворечник превратился в ..........

(По Н. Сладкову.)

18. Сравни пары слов. Что ты можешь сказать об их корнях? Расскажи, как второе слово образовалось от первого? Подумай, почему слова написаны в два столбика?


22

Образуй от данных ниже слов имена прилагательные,

сначала — как в первом столбике:, потом__как

во втором:

Выбери правильный вариант. Подумай, в какой столбик его надо написать.

18-1. Кролик, мужик, пиджак, цветок.
18-2. Праздник, волк, пустяк, урок, сурок.
18-3. Фартук, хомяк, кулак, замок, паук.
18-4. Чердак, чеснок, месяц, рыбак, чулок.
18-5. Язык, заяц, рак, пряник, восток.
18-6. Песок, барсук, человек, табак, смак.
19. Рассмотри образец. Попытайся догадаться, что нужно вставлять в слова вместо точек.
Образец:

19-1. Бумага — ......ный пакет. Пирог — ......ная начинка.

Снег — ......ная баба. Жемчуг —......ное кольцо.
19-2. Круг — о......ные поля. Супруг — ......еская пара.

Бульдог — ......ий нос. Овраг —......ный склон.

23
19-3. Вьюга — ......ная погода. Радуга — ......ный

свет. Рычаг — ......ный механизм. Юг —

......ный ветер.
19-4. Носорог — ......ий след. Влага — ......ный

песок. Сапог — ......ная щётка. Книга —

......ная полка.
19-5. Тревога — ......ный сигнал. Нога — ......ные

ванны. Предлог — ......ный падеж. Слуга —

......ивый человек.
1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом