Главная страница

Мисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова. Данное пособие разработано на основании анализа трудно стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб ственно ошибок, сколько их глубинных причин


Скачать 1.17 Mb.
НазваниеДанное пособие разработано на основании анализа трудно стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб ственно ошибок, сколько их глубинных причин
АнкорМисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова.doc
Дата18.04.2018
Размер1.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова.doc
ТипДокументы
#69001
страница3 из 4
Каталогid53458889

С этим файлом связано 57 файл(ов). Среди них: Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей.doc, Lokalova_Prichiny_shkolnoy_neuspevaemosti.pdf, Zanimatelnaya_letnyaya_shkola_1_-_2_klass.pdf, Картинный материал 2 Как научить ребёнка говорить, читать и дума, Картинный материал 1 Как научить ребёнка говорить, читать и дума, Sergeeva_M_V_-_Upryamye_Zhi-Shi_Veselye_podskazki_-_2004.pdf, Условия формирования орфографического навыка.pptx.pptx, Podgotovka_k_VPR_Matematika_4_klass_Tetrad_dlya_obuchayuschikhsy, Локалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_...doc и ещё 47 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4

20. Рассмотри образец и расскажи, как образовалось вто­рое слово каждой пары.

Попытайся понять (посоветуйся с кем-нибудь), почему в словах верхней строчки пишетсяа второй —

Образец.

Образуй новые слова, напиши их по образцу.
горох — ......... орех — .........

камень — ......... монах — .........

запах — ......... верх — .........

лопух — ......... пастух — .........

олень — ......... карман — .........

пух — ......... гребень — .........

24

21. Вставь вместо точек данные слова-корни. Напиши полу­чившиеся слова.




прилагательное

глагол

петух

… … иный

рас… …ился

утюг

от… …енный

за… …ить

смех

… …ной

рас… …ить

век

… … ная

… …овать

итог

… …овая

под… …ить

звук :

… …ащая

о… …ить

круг

о… …енная

за… …ить

знак

… …имая

обо … …ить

рука

… …ные

при… …ить



22. Прочитай. Если все написанные в столбик слова однокоренные, то выдели в них корень.
1 2 3

глухой запрет продукт

глухо запретить продуктовый

глушитель запрещать продукция

глухота запрещение продуктивно

4 5 6

молодость снега бегун

молодые снежная бежит

моложавая снеговик беглец

молодеет снежинка беженцы

25

23. Вместо точек вставь в слова один из данных корней. Вы­пиши столбиками однокоренные слова. Подбери к ним ещё однокоренные слова и обозначь корень.
23-1. звук-/-звуч- бег-/-беж-

В доме ......ала музыка. Девочка ......ала в

парке. Можно послать другу ......овое пись­мо.

Про......ал резкий сигнал. Спортсмены

вышли на ......овую дорожку. Лучик легко

про......ал по стене.
23-2. воздух-/-воздуш- прост-/-прощ-

Ракета летит в без......ном космосе. Витя по­просил у

мамы ......ения. Маленькую ша­лость можно ......ить.

Гости по......ались и ушли. Рабочие чинили ......овод.

Ребята де­лали ......ного змея.
23-3. синиц-/-синич- двиг-/движ-

Маленькая ......ка нахохлилась. По дороге

......ались грузовики.......ение по мосту было

закрыто. Ворона подлетела к ......ьему до­мику.......атель

машины заглох. Это тетрадь Игоря ......ына.
23-4. помощ-/помоч-/помог-

Зимой ребята ......ают птицам. На палубу

вышел ......ник капитана. Олег решил ......ь

Серёже. Капли ......ли вылечить насморк.

26

23-5. груз-/груж- -вес-/-веш-

Мама раз......ила бельё на верёвке. Садовник

вёз ......ёную тележку. В вагон .....или

тюки и коробки. Ребята раз......ивали ш

ёлке шары. Люстру под......сили к потолку.
23-6. горох-/горош- птиц-/птич-

Над полем кружилась......ья стая. В струч­ке сидели

......ины. Мама сварила ......овый

суп. Бианки писал рассказы о лесных......ах.

Прокралась лиса в ......ник.
23-7. улиц-/улич-/улоч-/улок-

Грузовик свернул в узкий пере.......На......е

тепло. В окна влетал......ный шум. Ира жила

на тихой ......ке около парка.
23-8. отец/отц-/отеч-/отч-

Олег обратился за помощью к ......у. Рос­сия — наше

......ество. Назови своё ......ество. Вернулся с работы .......
23-9. -верт-/-верч- -верх/верш-

......ушку ёлки украшала звезда. Я на......у

провод на катушку.......ина дерева скрипе­ла и качалась.

Вовка вконец из......елся.

Электрик вынул от......ку. Ваня сидел......ом на стуле.


27

24. Найди в каждой группе однокоренные слова и выпиши их в столбик. Попытайся выделить корень.
24-1. Читать книгу, хороший чтец, внеклассное чтение,

прочитай написанное.
24-2. Зажечь свет, поджёг дрова, выжигание по дереву, жгу

костёр, чувствую жжение.
24-3. Прийти на зов, называть по имени, воин­ское звание.
24-4. Конец фильма, конечный результат, кон­цовка песни, день

закончился, заканчивать работу.
24-5. Ждать поезда, ожидать на остановке, не­ожиданный

подарок, обождать в коридоре.
24-6. Горячий песок, песочное тесто, горка пес­ка, песчаный

берег.
24-7. Кожаный ремень, узкий ремешок, закре­пил ремнём,

ремённая пряжка.
24-8. Загнать в угол, бросился догонять, изгнать

из города.
24-9. Гордый орёл, накормить орла, орлиный взгляд.
24-10. Посылать за врачом, принёс посыльный, послать письмо,

шлю привет.
24-11. Поднять руку, поднимать ключи, подъём в гору, снял

шляпу, взял в руки.

28
25. Вместо точек вставь данные слова-корни.






какой? какая? какое? какие?

что делать?

даль

… …ний

… …екий

от… …енный

у… …яться

от… …яться

интерес

… …ний

… …ующийся

… …оваться

За… …оваться

бег

… …овая

… …ущая

… …ает

у… …ает

ход

… …овая

в… …ной

за… …ящее

у… …ить

… …ить

перёд

… …овая

… …няя

О… …ить

звон

… …кие

по…ивший

… …ить

раз...или

дар

по......еннный

......ёный

По…ивший

… …ить

пере...ить

о...ивать



29

26. Прочитай столбики слов и попытайся выделить корень.
1 2 3

верёвочка натаскать прогреметь

газеточка нахлопать пролететь

красочка натоптать просидеть

поляночка нащёлкать прозвенеть

минуточка нащупать прохрипеть

трубочка напутать прокипеть

корзиночка наползать проболеть

горочка нападать пропотеть

тропочка нависать провисеть

4 5 б

мастерица обезболить наручник

сестрица обездвижить напильник

горчица обезлесить наконечник

львица обезличить наматрасник

теплица обезоружить наплечник

водица обездолить налобник

лисица обезглавить наголовник

косица обезвредить наличник

27. Вставь вместо точек данные слева корни. Напиши сло­ва, которые у тебя получатся, выдели в них корень.
брос-, гул-, вил-, стрел-, кид-, мах-, трещ-, скуч-, крич-, стращ-
30

-куп-, -мет-, -вёрт-, -маш-, -лив-, -дум-, -коп-, -кол-, -гад-, -вяз
-глин-, вод-, лед-, масл-, багр-,

овс земл, берест-, трав- серебр-,

мест-, кост-, ярост-, чест-,

груст-, лест-, радост-

-кат-, -леч-, -вар-, -шут-, -пар-, -черт-, -дразн-
царап-, баран-, горош-, сед-, волос-, дет-, брюч-,

верш- град-, друж-,
28. Попытайся догадаться по смыслу, какие корни пропуще­ны в словах. Если не получится, воспользуйся корнями в скобках. Выпиши слова со вставленными корнями.
28-1. Саша под......ал к яблоне с стал её ......ти.

С веток по......ались яблоки.

(-тряс-, -беж-, -кат-, -пад-, -сып-)
28-2. На Новый год люди......ают друг другу сча­стья.

На веранде стояло кресло-......алка.

(-верч-, -кач-, -дар-, -жел-)


31

28-3. Наконец чайник за......ел. Ведро медленно на......ялось

водой. Бабушка Удава долго вы......ала из кустов.

(-ворч-, -кип-, -лив-, -полн-, -полз-, -лез-)
28-4. Дождик по......ал нам пойти в лес. Крот жи­вёт под......ей.

Заяц......ал по полю и вдруг о......овился и сел.

(-жел-, -меш-, -земл-, -скак-, -жив-, -стан-)
28-5. Во дворе ребята ......или ......ную бабу. Из икринок

вы......яются ......астики, а потом они превращаются в

лягушек.

(-кат-, -леп-, -страш-, -снеж-, -лупл-, -уж-, -голов-)
28-6. Дорогу нам показал ......ичок-лесовичок с ......ой бородой.

Мы......ели в первом ......у смотрели, как на сцене ......али

артисты.

(-ряд-, -час-, -сид-, -бег-, -игр-, -дед-, -каз-, -стар-, -сед-)
28-7. Мы с Олей по......ли в ......и к Борьке. А ......ка ......ился

.......ать. Его мама стала при......ать нас к ......у. Но мы

......али, что уже по......али.

(-глаш-, -гост-, -ш-, -стол-, -бор-, -обед-, -сад-, -сказ-, -

крич-)

32

28-8. Я вы......л на ......ную поляну. За ......ой - густой ......ый

ельник. Все ели об......аны шишками. Их так много, что

под их......естью с......ились концы ветвей. Возле ши­шек

......ят клесты. Они у......ывают шиш­ки цепкими......ками

и вы......ивают из-под чешуек ......ные семена.

(-полян-, -лес-, -веш-, -круж-, -вес-, -тяж-, -тёмн-, -таек-,

- сид-, -лап-, -вкус-, -беж-, -хват-, -прят-, -спел-)
28-9.......нее солнце о......ало зелёные ......ушки елей. И мне

по......алось, что уже пришла весна. Вот сейчас за......нет

талой землёй, о......ёт лес и за......ут птицы. Но солнце

с......лось за тучей, и снова по......ил снег и за......илась

вьюга.

(-зим-, -каз-, -свещ-, -пах-, -прят-, -круж-, -кры-, -верх-,

- жив-, -крыл-, -вал-, -щебеч-)
29. Подумай, как выделенное слово помогает образовать но­вое. Напиши словосочетания с новым словом.

Камень, который полностью скрыт во­дой — под......ный камень.
Подушечка, которую кладут на жёсткий стул — под......ная подушечка.

33

Стоянка машин, которая находится ниже уровня земли — под......ная стоянка.
Птицы, летающие высоко в небе — под......есные птицы.
Столик около кровати — при......ный сто­лик. Камни, которые годятся для забора —при......ные камни.
Станция недалеко от озера — станция При......ная.
Стрельба по какой-то цели — при......ная стрельба.
Бельё, которое намочили в мыльной воде —за......енное бельё.
Огонь, который потушили — за......енный огонь.
Нож, который остро наточили — за......ен­ный нож.
Книга, которую долго и много читали —за......анная книга.
Листья, которые высушили на солнце — за......енные листья.

34

30. Выдели в данных словах корни. Попробуй догадаться (или посоветуйся с товарищами и реши), в какую группу слов какой корень надо вставить.
холод, горячий, молчать, дарить, хороший, близкий
30-1. На улице ......ная погода.

Сегодня ......но, как на Севере.

Ивановы купили новый ......ильник.

К утру сильно по......ало.

Давай немного посим в ......ке.

30-2. Дети раз......ились от беготни.

Вчера ты по......ился и наговорил много не­приятного.

Люди о чём-то ......о спорили.

У больного началась сильная ......ка.

30-3. Зоя при......ивалась перед зеркалом.

Перед дальней дорогой надо ......енько под­крепиться.

У забора сидел ......енький котёнок.

Наш город день ото дня ......еет.

30-4. Давай немного по......им и подумаем.

Алёша......а сидит в сторонке и что-то мас­терит.

Дедушка ......аливо следил за разговором.

В комнате наступило глубокое ......ание.

35

30-5. Мы отправились покупать по......ок.

Дед Мороз всех о......ил своим вниманием.

Ведь не......ом говорится: дело мастера бо­ится.

На первой странице была......ственная над­пись.
30-6. Незаметно Шура оказался по......ости от школы.

Медведь почувствовал ......ость человека.

Путники с опаской при......ились к забро­шенному дому.

Мальчики были похожи, как ......нецы.
31. В данных словах выдели корень и вставь его вместо то­чек. Напиши слова, которые у тебя получатся, обозначь в них корень.
31-1. Бедный, сладкий, молодой, старуха,

глупый, доброта, новый пожалеет, сухой,.
31-2. Толкнуть, напишем, указка, наблюдение,

держите, показываем, воспитывать.
31-3. Ковры, продукты, дубки,

ёжики, резина, клён, фиалка,

черёмуха, черепаха, итоги.

36
31-4. Катаю, верить, крутить, кладём,

заводишь, сушить, тягач, солим, натирать.
31-5. Сухой, слово, ворота, дикий,

звонить, пахать, виноград, главный, печёт.
32. Попытайся определить, из каких слов образовались вы деленные слова.
32-1. Летний звездопад, знаменитый пчеловод,

трудолюбивый землекоп, новый самосвал. опытный

лесоруб.
32-2. Глубоководный водолаз, знаменитый медо­вар,

потомственный сталевар, группа ска­лолазов, сапоги-

скороходы.
32-3. Отважный мореплаватель, равносторонний

треугольник, головоногий осьминог, голо­пузый

малыш.
32-4. Гребнеобразные горы, удачливый золото­искатель,

коротковолосая девушка, лупо­глазая лягушка,

любознательный ребёнок.
32-5. Малодоходный магазин, новомодный танец,
1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом