Главная страница

Мисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова. Данное пособие разработано на основании анализа трудно стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб ственно ошибок, сколько их глубинных причин


Скачать 1.17 Mb.
НазваниеДанное пособие разработано на основании анализа трудно стей младших школьников в понимании однокоренных слов и ошибок правописания и нацелено на устранение не столько соб ственно ошибок, сколько их глубинных причин
АнкорМисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова.doc
Дата18.04.2018
Размер1.17 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаМисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова.doc
ТипДокументы
#69001
страница4 из 4
Каталогid53458889

С этим файлом связано 63 файл(ов). Среди них: Памятка для родителей Если ваш ребёнок левша.doc, Propisi_dlya_levshey_Nika_Dubroskaya.pdf, Levsha_Osobennosti_razvitia_ili_kak_pomoch_levorukomu_rebenku.pd, mozgvosne_1.pdf, mirv2050_1.pdf, Речь и письмо тесты.doc, Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей.doc, Lokalova_Prichiny_shkolnoy_neuspevaemosti.pdf, Zanimatelnaya_letnyaya_shkola_1_-_2_klass.pdf и ещё 53 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4

многодетная семья, старый огнетушитель,

однодневный поход.

37

32-6. Планетоход на Марсе, водолечебный каби­нет,

продукты с птицефабрики, саблезубый тигр,

самодовольный человек, заниматься

словотворчеством.
33. Попытайся определить, из каких слов образовались вы­деленные слова.
33-1. Бабушкина электромясорубка, посетили

гидроэлектростанцию, проводили аэрофо­тосъёмку.
33-2. Верхнекрасносельская улица, средиземно­морские

курорты, городской телерадио­центр.
34. Подумай, как выделенные слова могут помочь ответить на вопрос. Выпиши эти слова и обозначь корни.
Почему некоторых птиц называют сладко­голосыми, а некоторых — водоплавающи­ми?
Почему одни фильмы называют короткомет­ражными, а другие — многосерийными?
Почему подъёмный кран называют длин­норуким, а движение по улице — односто­ронним?

38

Почему один костюм называют первокласс­ным, а другой — второсортным?
Почему Деда Мороза называют красноно­сым, а Снегурочку — синеглазой?
Почему одни растения называют морозоус­тойчивыми, а другие — теплолюбивыми?
Почему механизм называют лентопротяж­ным, станцию — водонасосной, а маши­ну — камнедробильной?
Почему Серёжу называют добродушным, Игоря — злопамятным, Екатерину Иванов­ну — глубокоуважаемой, а Вадима Петро­вича — глубокомыслящим?
35. Попытайся сложить корни данных слов и образовать но­вое слово.
Образец.

первый, цветы снег, падать
колоть, лёд скоро, ходить
любит, книга скала, лазить
варить, каша косить, сено
вертеть, летать рубить, лес
муха, морить пасти, свиньи


39

Образец.

земля, роет — ............ка
мышь, ловить — ............ка
огонь, тушить — ............тель
плавать, море — ............тель
пыль, собирать — ............ник
вода, проводить — ............чик
36. Прочитай и рассмотри слова. Подумай, во всех ли сло­вах два корня.
36-1. Самолёт, санитар, снегопад, дымоход, без­бородый,

хлеборезка, садовод, рыболов.
36-2. Пароходик, наматрасник, водопад, левобе­режный,

подлёдный, многолетний, белозу­бый, лесоруб.
36-3. Мышеловка, проходной, скалолаз, море­плаватель,

морепродукт, раскраска, водо­воз, добродушный.
36-4. Скорочтение, подмостки, звездолёт, разнос­чик, книголюб,

сенокос, мореход, скоровар­ка.
36-5. Медовар, разводной, подберёзовик, замазан­ный, сталевар,

воздуховод, пылесос, само­кат.
40
36-6. Землекоп, камнепад, путеводитель, криво­рукий,

кисломолочный, переходный, змее­лов, бездорожье.
37. Рассмотри план действий и расскажи, что надо делать, чтобы выделить в словах корень.
План действий.
1): тёпленький
2): тепло, теплота, тёплые, потеплеть
3)
4)
37-1. Серенький, затвердел, пушинка, подорож­ник, капустка,

рыбёшка.
37-2. Городской, книжонка, перелесок, молодец, носище,

безморозный, жучок.
37-3. Ореховый, парной, избёнка, ежонок, ель­ник, норища,

рассмешить, безумец.
37-4. Дождинка, безбилетный, звучание, фигу­рист, затишье,

замочек, расстегнуть, фонар­ный.
37-5. Зверюшка, мучное, кисточка, журавлёнок, солянка,

ивовый, проползти.
37-6. Аппетитный, белозубый, цветник, ягодный, азбучный,

гусёнок, зайчиха.
41

38. Расскажи по плану, как ты будешь выделять корень в сло­вах.
План действий.

Выдели корень в данных словах. Для трудных случаев даны справочные слова.
38-1. Выяснение, наклеено, выкатывание, пере­лесок,

придорожная, завяла.
38-2. Застолбить, ослеплён, похолодало, начер­тано, подлёдный,

прикушенный.
38-3. Помолчать, отдалённый, развешано, при­ставка,

подаренный, похорошела.
38-4. Подпрыгнуть, завязка, затемнённая, пома­шем,

выловленные, растолковать.
38-5. Поступь, задуманные, удвоенная, замёрз­нуть, созревший,

отстирать, зацепить.
38-6. Безлюдный, безопасность, замедление, под­брошенный,

пересоленный, проиграть.
38-7. Переводчик, растрясти, зарубка, расколо­тый, рассвет,

приласкать.
38-8. Заросшие, примороженный, привязка, вы­красить,

перелесок, заточить.
Слова для справок: катить, два, приклею, мерзлота, ясно, зрело, ступать.

42
39. Выдели в словах корень и попытайся образовать новые слова при помощи данных суффиксов.

Расскажи по плану, как надо выполнять задание. План действий.

39-1. Сырок, фигура, поспорить, мебель, защи­та, путевой,

такси.
39-2. Ударить, машина, заработать, гардероб, стекло, гитара,

автомат.
39-3. Подлёдный, вагон, камешек, летать, про­вод, молоко,

велосипед.
39-4. Выдумка, диванный, трактор, загрузить, шутка, баньщик,

распечатать.
39-5. Обуваться, медальный, озадачить, посигна­лить,

дрессировка, шляпа, волшебство.
39-6. Посоветовать, базарный, зубастый, осина, моторка,

обезьяна, сметана, приём, кладов­ка.

43

40. Назови нарисованный предмет. Найди в схеме гласные звуки и обозначь их красным цветом. Произнеси слово два раза так, чтобы сначала долго зву­чал первый гласный, а потом второй. Сравни, как звучит слово в первом и втором случае, и определи ударный гласный. Поставь в схеме ударение.



44



45

41. Назови нарисованный предмет. Найди в схеме гласные звуки и обозначь их красным цветом. Произнеси слово два раза так, чтобы сначала долго зву­чал первый гласный, а потом второй. Определи, в каком случае слово звучит правильно. Поставь в схеме ударение.





46

42. Назови нарисованный предмет. Начерти звуковую схему. Обозначь гласные звуки красным цветом. Произнеси слово три раза так, чтобы сначала долго зву­чал первый гласный, потом второй, потом третий. Опре­дели, в каком случае слово звучит правильно. Поставь в схеме ударение.




47



48

43. Назови нарисованный предмет. Начерти звуковую схему слова.

Поставь ударение. Обозначь значкомбезударные глас­ные [а], [и] там, где они есть. Это опасное место в слове (орфограмма).



49



50




51

44. Назови нарисованный предмет. Составь звуковую схему слова. Обозначь гласные звуки. Поставь ударение. Произнеси слово и внимательно себя послушай. Обо­значь знакомбезударные гласные [а], [и]. Это опасное место в слове (орфограмма).



52



53



54

45. Вспомни (посмотри в учебнике или спроси у кого-нибудь из окружающих), что такое проверочное слово для безу­дарных гласных в корне.

Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь в группе однокоренных слов искать проверочное.
План действий.
1)и: разлетелся, полёт, прилетел, от­летающий, прилёт,

лётчик, летательный.
2)и: разлетелся, полёт, прилетел, от­летающий, прилёт,

лётчик, летательный.
3)и:


45-1. Сварить, варенье, варёный, проваривать, варка, разварить,

повар, отвар, варево.
45-2. Белить, белый, беловатый, белизна, пробел, отбеливать,

побелённый, побелка.
45-3. Бедный, бедняк, прибедняться, бедненький, бедняжка,

бедноватый, бедно.
45-4. Жёлтый, желтуха, пожелтеть, желтоватый, желток,

жёлтенький, желтинка, желтизна.
45-5. Шёлк, шёлковый, шелковица, шелкович­ный, шелковинка,

шелковисто.
55

45-6. Жировой, жирный, жирноватый, зажиреть, ожирение,

обезжиренный, жировой, ожи­релый, жирность, жирок.
45-7. Отцепить, прицепленный, прицеп, зацепка, сцепиться,

вцепиться, расцеплять, уцепить­ся, цепко, сцепление.
45-8. Тянуть, тянучий, натягивать, натянуть, натяжка,

протягивать, притяжение, стяж­ка, тянучка.
45-9. Хватать, подхватывать, хватка, выхватить, расхватали,

хватательный, ухват.
15-10. Цена, прицениться, ценник, ценный, цени­тель,

переоценка, драгоценность.
15-11. Тяжёлый, тяжесть, тяжкий, тяжеленный, тяжело,

тяжеловато, тяжёленький.
46. Из данных частей составь слова. Напиши только те сло­ва, смысл которых ты хорошо понимаешь. Выдели корень, поставь ударение. Подчеркни проверочные слова.


56

47. Прочитай всю группу слов и попробуй догадаться, какая буква пропущена в корне слов.

Рассмотри образец и постарайся понять, как тебе нужно будет списывать однокоренные слова.
Образец
крепость прикрепить
крепкий закреплённый
скрепка укрепление
е, и или я?
47-1. Ст...бель розы, тонкий ст...белёк, стебель­чатый шов,

длинные ст...бли.
47-2. Р...бой, р...бина, р...ба, р...бушка, р...бит, зар...били,

р...бенький, р...боватый.
47-3. Ст...рать бельё, большая ст...рка, выст...рать юбку,

пост...ранный платок.
47-4. Од...нокий пешеход, од...нёшенький дубок, од...н пакет,

одиночный выстрел, тихое одиночество.
47-5. З...ркальная стенка, большое з...ркало, ту­манное

заз...ркалье, умелый з...ркальщик, волшебное з...ркальце.
47-6. В...твистый куст, в...точка сирени, жасмин разв...твился,

толстая в...твь, ответвление в сторону, в...твится плющ.

57
47-7. Громко кр...чать, кр...кливая ворона, кр...кнул в окошко,

маленький кр...кун, из­редка покр...кивал, закр...чать от

радости, резко вскр...кнула.
47-8. Праздничный нар...д, нар...дное пальто, нар...диться в

чужое платье, обр...дить не­весту, нар...жаться на

прогулку, р...женые в масках.
47-9. В...ртеть в руках, нав...ртеть на катушку, трещит

в...ртушка, зав...ртывать в бумагу, удобная отв...ртка,

трудно отв...ртеться.
а или о?
47-10. Раздавать подарки, с под...чи вратаря, по-д...вать чай,

отд...ть учебник, зад...вали за­гадки, трудная зад...ча.
47-11. Пр...стой хлеб, пр...сто повернись, упро­стить выражение,

пр...стенькое колечко, пр...стоватый чудак, запр...сто

прийти в го­сти.
47-12. Резкий ск...чок, ск...чет на лошади, быстро поск...кал,

длинные ск...чки, отличный ск...кун, красная ск...калка,

поск...чем вместе.

58

47-13. Пл...довый сад, душистый пл...д, хорош пл...дится,

крохотный пл...дик, беспл...дна, яблоня, быстро

распл...дились, пл...довитый куст.
47-14. Зап...сать на зиму, делать прип...сы, за п...сливый хомяк,

записаться впрок, запас ной игрок.
47-15. Добрые сл...ва, сл...весное рисование, рас сказал

досл...вно, бессл...весный помощник знакомое сл...во,

пышные сл...веса, сл...вар ная работа.
47-16. Выс.кий клён, небесная выс.та, выс.чен ное здание,

небольшая выс.тка, выс.кс прыгнул, выс.коватый стул,

невыс.кий человек.
47-17. Хв...лить за старательность, расхв...ливать работу,

похв...лить от души, похвальная грамота, расхв...лить

кинофильм, хвалеб­ная песня, похв...льно.
47-18. Зав...лить дровами, разв...ливать на части, огромный

зав...л, обв...лилась стена, сухой в...лежник,

разв...лилось на куски, горный перев...л, выв...лил на

пол, короткий при­вал.

59

48. Подумай, какое из предложенных слов является прове­рочным. Напиши по образцу.
Образец.
Летит по небу — лётный.
Побл...днел от страха — бледноватый, блё­стки, бледность.
Б…ится темноты — больно, бойся, боязнь.
Бр...дить по траве — бродяга, бородка, бро­дит.
Пр...стая задача — простой, просто, пробо­вать.
Большой х...трец — хитрить, похитить, хитрый.
Автобус ост...новился — подставить, оста­новка, встать.
Забр...сал снежками — забрать, подбросил, бросать, забрался.
Ут...щил в норку — тощий, потащил, та­щит, затаскивать.
Нап...лить дров — пилим, петь, напели, перепилить.
Приц...пить крючок — цыпа, ценный, за­цепка, цепляет.

60

Зач...стил в гости — часто, чистый, зачё­сывать, почаще.
Щ...пать за бока — щепка, щиплет, пощи­пать, щепочка.
Рассказать маме — рассказал, скок, козы, рассказ.
Нар...дить куклу — порядок, редкий, на­ряд, народ.
49. Вставь пропущенные буквы.

Расскажи по плану, как надо выполнять задание.
План действий.
1): В трубе р...вёт ветер.
2), и
3) Если трудно, смотри слова для справок.
3)и
4): В трубеветер.

49-1. Летнее солнце подн...малось над полями. Дети поб...жали

в рощу за грибами. На лугу п...стреют душистые цветы.
Слова для справок: поднимаюсь, бегуны, поднимут, бежать,

пёстрый, поднимется, пе­струшка,

пробежка, пестреть.

61

49-2. Синичка зал...тела в избу. Ваня должен был попр...сить

книгу у товарища. За окном раздавалось щ...бетанье птиц.

Слова для справок: просьба, летать, проси­тель, просит,

щебечут, лётный, щебет, по­летела, защебетал.
49-3. Мальчики перекупали все грядки. Котён­ку было уже

т...сновато спать в коробке. У Светы кукла — просто

загл...денье.

Слова для справок: взгляд, закопанный, ко­пался, тесный,

копать, теснота, глядит, по­теснил, поглядим.
49-4. Из-за горизонта надв...галась чёрная туча. Бл...снула яркая

молния. Лена успокоила м...лыша.

Слова для справок: движение, маленький, раздвигать,

блестит, двигать, блёстки, ма­лютка, блестящий.
49-5. Машенька пот...ряла ключи. Бабушка св...зала красивый

свитер. Хозяин заг...нял гусей в сарай.

Слова для справок: завяжем, растеряша, выгоняет, вязка,

вязать, гонит, теряет, про­гонять.

62

49-6. Васятка пом...гал отцу ухаживать за ло шадьми. В

ч...тальном зале было тихо. Вда леке м...гал слабый

огонёк.

Слова для справок: помогать, мигнул, по могаю, читать,

прочитанный, подмигивал читатель, помощник, замигал.
49-7. Вдали на горе чернел с.сновый бор. Зап...х сирени

наполняет воздух. Нет уж больше тр...скучих морозов.

Слова для справок: сосны, пахнет, потрес-канный,

запашок, трещит, пахучий, сосён­ка, затрещали.
49-8. Страницы старой книги пож...лтели от вре­мени. С берега

в море св...лился большой камень. Мокрые л...са и п...ля

засверкали после дождя.

Слова для справок: желток, поле, изжел-та, валун,

развал, жёлтенький, лесной, ва­лился, лес, полевой,

полёвка, лесник.


63

1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом