Главная страница
qrcode

Доклад из опыта работы Использование дидактических игр с математическим содержанием для развития памяти детей младшего дошкольного возраста


НазваниеДоклад из опыта работы Использование дидактических игр с математическим содержанием для развития памяти детей младшего дошкольного возраста
Дата07.10.2019
Размер22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад из опыта работы.docx
ТипДоклад
#108769
Каталог

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №69 Открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Доклад из опыта работы

«Использование дидактических игр с математическим содержанием для развития памяти детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель:

Погуляева Елена Васильевна
Брянск 2018

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

В.А. Сухомлинский.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и всестороннего развития и воспитания.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Их назначение - упражнять детей в различении, выделении, названии множеств предметов, геометрических фигур.

Для детей четвертого года жизни характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, я подбираю такой дидактический материал (игрушки), который все дети могли обследовать и активно действовать ими. В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты: прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал "мишку"; доставать предметы из "чудесного мешочка" и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами: катать, собирать, складывать.

Работу с малышами я начала с заданий на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку («Отбери все синие кубики» и т п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств). Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей, и т. п.).

При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста я объясняю правила по ходу игры. При объяснении правил игры обращаю свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

Чтобы игра проходила успешнее, я готовлю детей к игре: обязательно до игры знакомлю их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

Если в игре используется стихотворение, потешка, я знаю их наизусть, читаю их выразительно

Большое внимание в младшей группе уделяю упражнениям в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, объему. Малыши получают первоначальное представление о величинах и их свойствах. Дети продолжают знакомиться с геометрическими фигурами, учатся различать и называть круг, квадрат, треугольник, узнавать модели этих фигур, несмотря на различия в их окраске или размерах. Дети учатся ориентироваться в пространственных направлениях (впереди, сзади, слева, справа), а также во времени (правильно употреблять слова утро, день, вечер, ночь).

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Геометрическая мозаика», «Лего», пазловые мозаики, счетные палочки. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками: «Назови фигуру», «Узнай на ощупь», «Веселый счет», «Собери картинку», «Сложи фигуру», «Найди лишнюю фигуру», «Куда пойдёшь и что найдёшь?». Универсальность этих игр в том, что они имеют различные степени сложности, многие из них можно предложить ребенку уже с 2–3-летнего возраста. Тем не менее, эти игры не теряют актуальности для детей постарше, ведь сюжет игры постепенно усложняется.

С целью развития у  детей памяти и  мышления,  я  использую  различные  игры  и упражнения.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды  фигур, знаков, на поиск фигур. Знакомство с таким заданиями начала  с  элементарных заданий  на развитие памяти и логическое  мышление  –  цепочки   закономерностей.   В   таких упражнениях идет  чередование  предметов  или  геометрических  фигур.  Детям предлагала продолжить ряд  или  найти  пропущенный  элемент.  

Кроме  того  давала  задания  такого  характера:  продолжить  цепочку, чередуя в определенной  последовательности  квадраты,  большие  и  маленькие круги желтого и красного цвета. После того,  как  дети  научились  выполнять такие упражнения, задания для них усложняю. Предлагаю выполнить  задания,  в котором  необходимо  чередовать  предметы,  учитывать  одновременно  цвет  и величину. Такие  игры  помогают  развивать  у  детей память, умение мыслить   логически,   сравнивать   сопоставлять    и    высказывать    свои умозаключения.

В работе с детьми я  использую дидактические игры с народными игрушками — вкладышами (матрешки, кубы), пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учета величины.

На этот принцип обращаю особое внимание детей: в большую матрешку можно поставить маленькую; в большой куб — маленький; чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое. С  помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей; приобретают практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учатся обозначать эти качества словом.

 Дидактические игры я использую как для закрепления, так и для сообщения новых знаний («Одевание кукол», «Покажи, что больше, а что меньше», «Чудесный мешочек», «Три медведя», «Что изменилось?», «Палочки в ряд», «Наоборот», «Сломанная лестница», «Чего не стало?», «Узнай по описанию»

Кроме этого, я провожу с детьми сюжетно-дидактические игры математического содержания, отражающие бытовые явления («Магазин», «Детский сад», «Путешествие», «Поликлиника» и др., общественные события и традиции («Встреча гостей», «Праздник пришел» и др.).

Игровые задачи решаются непосредственно — на основе усвоения математических знаний — и предлагаются детям в виде несложных игровых правил. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей я  провожу подвижные игры математического содержания («Медведь и пчелы», «Воробушки и автомобиль», «Ручейки», «Найди свой домик». При отработке предметных действий с величинами (сравнение путем наложения и приложения, раскладывание по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) широко использую разнообразные упражнения. На начальных этапах обучения я чаще практикую репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает  возможные ошибки. Например, угощая зайцев морковкой (сравнение двух групп предметов путем наложения), дети точно копируют действия воспитателя, который угощает кукол конфетами. Несколько позже применяю продуктивные упражнения, в которых дети сами находят способ действия для решения поставленной задачи, используя имеющиеся знания. Например, каждому ребенку даю елочку и предлагаю найти на столе воспитателя елочку такой же высоты. Имея опыт сравнения величины предметов путем наложения и приложения, дети путем примеривания находили елочку такой же высоты, как у них.

C целью предупреждения и снятия усталости и повышения продуктивности умственной деятельности на занятиях по математике учебный материал сочетаю с движениями. Например, детям предлагаю похлопать в ладоши столько раз, сколько будет показано предметов, прыгнуть на месте на один раз меньше количества показанных игрушек и т.д.

Физкультминутки я подбираю с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из- за стола.

Еще на занятиях внедряю в свою работу пальчиковые упражнения. Пальчиковые игры и гимнастика обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным дидактическим и развивающим материалом.

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

При выборе игры, надо учитываю индивидуальные особенности ребенка, иду от легкого к сложному.

Провожу дидактические игры на развитие памяти часто индивидуально в первой половине дня перед занятиями.

Дидактические игры на развитие памяти даются детям тяжело, поэтому даю их чаще, каждый раз обыгрываю новую ситуацию, чтобы детям было всегда интересно.
Учение должно быть радостным!

Поэтому я рекомендую воспитателям использовать интеллектуальные игры в процессе обучения детей.
перейти в каталог файлов


связь с админом