Главная страница

Доклад Мир глазами особого ребёнка с фото. Доклад Мир глазами особого ребёнка


Скачать 18,75 Mb.
НазваниеДоклад Мир глазами особого ребёнка
АнкорДоклад Мир глазами особого ребёнка с фото.doc
Дата14.02.2018
Размер18,75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДоклад Мир глазами особого ребёнка с фото.doc
ТипДоклад
#64257
страница1 из 3
Каталог
  1   2   3

Доклад « Мир глазами особого ребёнка»

Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Каким видит мир особый ребёнок? Попробуйте сами ответить на этот вопрос, попробуйте попасть во внутренний мир ребёнка, и изнутри, взглянуть на мир его глазами. Не уверенна, что это у Вас получится. Попробуем разобраться.

В сентябре 2010 года в нашем детском саду открыли группу « Особый ребёнок». 12 детей в возрасте от 4-х до 7лет. Все дети с разными диагнозами: УО, ЗПР, ЗПМР, ЗФР. Среди детей-инвалиды по сердцу, по неврологии, дети с СДВГ, дети с аутичным синдромом, дети с ДЦП, с нарушением зрения и слуха. Логопедический диагноз: системное недоразвитие речи, ОНР 2 уровня, сенсомоторная алалия и др. У 4-х детей речь отсутствовала.

Попробуем разобраться, каким видели мир эти дети до поступления в детский сад, и каким они увидели этот новый для них мир – наш детский сад.

Многие дети посещали массовые детские сады, где чувствовали себя дискомфортно. Другие дети с ними не играли. На занятиях детям был непонятен материал. Им было скучно, одиноко и неинтересно. Каждый из них чувствовал себя непонятым, неуслышанным, даже неуместным и лишним. Все они получили направление в коррекционный детский сад. Два ребёнка пришли из детского дома, имеют опекунов. Остальные дети пришли из дома. Их миром были родные люди: мамы, папы, бабушки, дедушки. Ещё одним миром, объединяющим всех детей, был мир врачей, поликлиник, больниц и комиссий.

И вот, наступил момент, когда все эти дети, практически в полном составе, пришли в новую группу. Пришли они очень осторожно, конечно были напуганы. Нашей задачей на тот момент было создание эмоционального комфорта. Нам нужно было для начала влюбить в себя наших, таких разных детей. Удивительным образом первыми освоились дети, ранее посещавшие другие детские сады. Они очутились в мире, таких же, как они сами, и даже почувствовали некоторое превосходство, перед другими детьми, ведь они уже что-то умели делать, к тому же были окружены заботой, вниманием и любовью взрослых. Они почувствовали себя нужными и главными помощниками нам, взрослым. Саша и Вася, (самые старшие) – домашние дети, осваивались дольше, присматривались, но, тем не менее, достаточно быстро адаптировались в группе, хотя контакты со взрослыми, ещё долгое время оставались избирательными. Саша боялся прикосновений рук, боялся заходить в спальню (некоторое время, Саша посещал другой детский сад, и был чем-то напуган в спальне), а ведь именно там находился кабинет дефектолога, и нужно было, как-то убрать этот страх, чтобы Саша не боялся заниматься. В конце концов, страх прикосновений рук и боязнь заходить в кабинет, исчез, но в тихий час, Саша так в спальню и не заходил. (Имена детей изменены)

Достаточно быстро адаптировались и наши малыши (Петя, Даша и Федя). Федя сразу был в полном восторге от всего нового: детей, игрушек. Другой вопрос, как они себя вели. Каждый сам по себе, каждый в своём маленьком мирке, но, главное, что приходили в детский сад спокойно, без слёз.

Труднее всех адаптировались дети с аутичным синдромом (Коля, Гриша и Олег). Им было очень сложно устанавливать связь с окружающим миром привычным для нас способом. И только, постоянная игрушка, которую они приносили с собой (Гриша - хомячка, Олег - машинку, Коля - черепашку-ниндзя), помогала им адаптироваться в этом новом для них мире. Благодаря специально проведённой коррекционной работе, удалось научить Колю жить в этом мире и без любимой игрушки, и синдром аутизма психиатром с Коли был снят.

И вот, наконец, когда все дети адаптировались, я попыталась ответить на вопрос: «Какими глазами видят мир наши дети?» К сожалению, я могла только наблюдать за детьми, так как ответить на этот вопрос сами они не могли, нарисовать мир тоже не могли, так как многие дети познакомились с карандашом только в детском саду и предметный рисунок, естественно был не сформирован.

Чтобы разобраться в этом вопросе, я, для начала, обратилась к ребёнку без нарушения интеллекта – своему шестилетнему внуку, и задала ему вопрос: «Какими глазами ты видишь мир?», на что он ответил: «Серыми, а ты, бабушка карими». И тут я поняла, что и вопросы то надо продумывать. Мы очень часто учимся у детей. Тогда я спросила: «Тёма, расскажи, каким ты видишь мир?»

Мой внук стал рассказывать о том, что непосредственно было у него перед глазами, во всех деталях, цветах, что он видит спереди, сзади, справа, слева, и его было не остановить, и закончил он словами: «Бабушка, чтобы мне рассказать, какой мир, мне нужно сесть в космический корабль, посмотреть сверху на Англию, Францию, Турцию, и тогда я тебе расскажу, какой мир».

Тогда я спросила внука: «Как видит мир ребёнок, который или очень плохо видит, или совсем ничего не видит?» Внук ответил мне: « Он видит его носиком (вдыхает запах), ручками, и даже, может быть ножкой»

Вот так мой внук помог мне разобраться в этом сложном вопросе, он дал мне начало.

Дети без нарушения интеллекта, зрения, слуха и т.д. видят мир таким, какой он есть на самом деле – реальным, и могут рассказать о нём, нарисовать его, каждый на своём уровне, соответственно возрасту, и это им интересно. То же самое, в принципе, происходит и с детьми, имеющими нарушение зрения, слуха, если на данный момент у них есть помощники: очки и слуховые аппараты, и при этом сохранен интеллект.

Каким может видеть мир умственно отсталый ребёнок, если у него нарушены все звенья анализаторов? А каждый анализатор состоит, как известно, из трех частей: периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т д), нерва-проводника и центра в коре головного мозга.

Для того чтобы понять внутренний мир ребёнка, любой педагог должен знать не только индивидуальные, но и психологические особенности детей, с которыми он работает. Поэтому, прежде всего, я постараюсь описать психологические особенности дошкольников с умственной отсталостью.

Ощущения и восприятия - это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы. Каждый анализатор состоит, как известно, из трех частей: периферического рецептора (глаза, уха, кожи и т д), нерва-проводника и центра в коре головного мозга. Исследования академика И. П. Павлова и его школы обнаружили корковый характер процессов ощущений и восприятий и коренным образом изменили наши представления о сущности и развитии этих процессов. Если раньше зрительные восприятия рассматривали как зеркальное, аналогичное фотографии отражение объекта на сетчатке глаза, то теперь мы рассматриваем зрительный образ как комплекс условных связей, как некоторый динамический стереотип, возникающий в результате анализа и синтеза многократно повторяющихся изменчивых раздражителей.

Ребенок учится смотреть и видеть. То, что он умеет своими глазами увидеть, это результат определенного жизненного опыта. Точно так же и слуховые восприятия ребенка являются следствием ранее выработанных условных связей: ребенок приучается различать и синтезировать звуки речи, музыки и т. д. Ухо ребенка-это не лента магнитофона, записывающая все звуки подряд. Заостряя мысль, можно сказать, что ребенок вообще слышит не ухом, а височной областью коры мозга, и то, что он слышит, зависит от качества условных связей, сформировавшихся до данного момента в этой височной области коры. Это очень важное положение общей психологии нужно хорошо осознать, так как повседневный опыт взрослого человека создает у него иллюзию противоположного характера.

Открыв глаза, мы сразу все видим, а обладая нормальным слухом, все можем услышать. Создается впечатление, что так было всегда. Это происходит потому, что забываются, не поддаются осознанию периоды обучения видению, слышанию, вообще всем видам восприятия. Так, взрослый человек, глядя на глаза младенца, испытывает иллюзию того, будто малыш тоже видит. Между тем это не так. Новорожденный ребенок не видит и не слышит. Его реакции на яркий свет и звук носят оборонительный, безусловно, рефлекторный характер. Часто говорят - видит, но не понимает. Это тоже неверно. Именно не видит и не слышит, пока не научится различать формы, цвета, размеры, контуры, сочетания пятен и тонов, пока не научится различать звуки. Для того чтобы младенец научился из отражающихся в его глазах туманных пятен выделять лицо матери, а в дальнейшем лица своих близких, в затылочной коре его головного мозга должны выработаться дифференцированные условные связи, а затем динамические стереотипы, т. е. системы таких связей. То же самое должно стать основой различения убаюкивающего голоса матери, а также иных звуков, запахов, прикосновений и т. д. Ощущения и восприятия - это деятельность первой сигнальной системы (в дальнейшем также и второй), в основе которой лежит система условных рефлексов.

Детская психология располагает большим количеством экспериментальных данных, относящихся к тому, как ребенок в первые годы жизни учится смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностями. Так, например, восприятие пространства происходит благодаря совокупной деятельности зрительного, двигательного и кожного анализатора. В восприятии времени принимают участие слуховой, двигательный и интероцептивный анализаторы.

У ребенка лишь постепенно формируется глазомер, увеличивается острота зрения и т. д.

И. М. Сеченов уже давно сформулировал эту мысль, сказав, что в каждом восприятии содержится узнавание. Это значит, что восприятие лица как лица, яблока как яблока, песни как песни предполагает наличие предшествующего опыта.

Накопление фонда условных рефлексов лежит в основе восприятия. У нормального ребенка этот процесс носит стремительный, бурный характер. У детей же с пораженной нервной системной ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Значение этого ядерного симптома олигофрении трудно переоценить. Ощущения и восприятия - первая ступень познания окружающего мира. Эта ступень остается важной на протяжении всех лет жизни. Замедленная, ограниченная восприимчивость, характерная - для умственно отсталых детей, оказывает огромное влияние на последующий ход их психического развития.

Темп зрительных восприятий у умственно отсталых детей замедлен. Для того, чтобы узнать знакомый предмет на картинке, им требуется гораздо больше времени, чем нормальному ребёнку.

Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого. В одном и том же видимом через окно городском пейзаже умственно отсталые дети "усматривают" меньше предметов, чем нормальные дети. Это дает основание говорить о том, что многопредметный участок действительности оказывается для наших малоприметным.

Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, Дети с нарушением интеллекта – последовательно. Умственно отсталый ребенок, осматривая окрестности или улицу, по которой идет, меньше замечает, меньше видит, чем его сверстник - нормальный ребенок. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. При обозрении действительности дети плохо усматривают связи и отношения между объектами.

Умственно отсталые дети не различают выражения лиц людей, изображенных на картинках. Вообще, понимание сюжетных картин и пейзажей, или, как говорят, "чтение" картин, представляет значительную трудность для умственно отсталых детей: они не понимают перспективы, не различают светотени, частичных перекрытий и т. д. Эти факты подводят нас ко второй существенной особенности ощущений и восприятий умственно отсталых детей, а именно к их выраженной недифференцированности.

Дети плохо различают сходные предметы при их узнавании. Так, например, принимают белку за кошку, компас-за часы и т. п.

При узнавании предметов умственно отсталые дети считали одинаковыми такие предметы, которые фактически были неодинаковыми. Они не подмечали тех мелких различий, распознавание которых было доступно их нормальным сверстникам. Дети испытывают выраженные затруднения при необходимости осуществить специфическое узнавание. Это значит, что при узнавании им легче отнести воспринятый предмет категории рода, чем к категории вида. Им, например, легче увидеть в вошедшем во двор человеке просто дядю, а не соседа, почтальона или садовника. Эти дети относят к квадратам и треугольники, и прямоугольники, и ромбы, так как это фигуры с углами, объединяют в одну группу такие геометрические фигуры, как квадрат и прямоугольник.

Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других своеобразий строения. Отмечается также более частое, чем при нормальном развитии, снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности.

Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Так, например, когда умственно отсталому ребенку показывают карандаш и спрашивают: "Что это такое?" - он может ответить, что это карандаш, и отвернуться от него, сочтя вопрос исчерпанным; в ответ на тот же вопрос его сверстник из массовой группы охотно расскажет, что это красный, граненый, толстый, заточенный карандаш.

Недостаточная активность восприятия умственно отсталых детей особенно отчетливо обнаруживается, когда детям предлагают узнать знакомые картинки в перевёрнутом виде. Дети, либо не могут узнать эти изображения, либо ошибочно принимают их не за то, чем они были в действительности. Умственно отсталым детям не хватает той активности восприятия, которая необходима для мысленного распознавания положения предмета в пространстве, для его мысленного "переворачивания". Они очень часто узнают в картинке, показанной им "вниз головой", какой-либо иной предмет, находящийся якобы в обычном, правильном положении в пространстве. Эти факты свидетельствуют о недостаточной активности восприятия умственно отсталых детей. Недостаточно умеют приспосабливать свое зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Так, блюдце с чашкой узнается как гриб. При этом дети не замечают такой существенной детали, как ручка у чашки, и не делают попыток проверить свое решение.

Умственно отсталые дети недостаточно воспринимают глубину изображений на картинках.

Понимание сюжетных картинок представляет значительные трудности для детей с нарушением интеллекта. Они, в частности, обусловлены тем, что дети неправильно понимают перспективные соотношения, плохо понимают мимику изображенных на картинках людей, медленно обозревают картинку в целом. Они склонны к перечислению всех изображенных на картинке предметов и деталей.

Об инактивном характере восприятия свидетельствует и неумение умственно отсталых всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент яркую и привлекательных сторон воспринимаемого.

Своеобразие зрительного восприятия умственно отсталых дошкольников отчетливо проявляется при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается неполным, поверхностным, а в ряде случаев — и неадекватным. Рассматривая сюжетную картинку, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у них с трудом. При обучении чтению у детей часто возникает дурная привычка угадывать замысел слова по нескольким буквам.

У всех детей с неполноценной нервной системой способность различать звуки природы, бытовые шумы и звуки речи возникает с затруднением и опозданием. Если весь этот сложный мир звуков остается малодоступным для умственно отсталых детей, не удивительно, что они плохо ориентируются в окружающей обстановке.

Очертания внешнего мира предстают перед ребенком размытыми, расплывчатыми, фрагментарными и лишь немногое пробивается внутрь и фиксируется в его представлениях.

Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а присущая им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе для них не интересен. «Заторможенные» дети, как бы не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Привлекаемые яркой окраской или новизной, они берут предмет в руки, некоторое время смотрят на него, однако настоящего интереса к объекту не проявляют. Они редко задают взрослым вопросы, не пытаются самостоятельно узнать о предмете что-то новое. Их действия с предметом состоят в том, что они пытаются засунуть его в рот или стучат им по столу или полу. Нередко дошкольники безжалостно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их.

Многие умственно отсталые дошкольники произносят первые слова в 2—3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные — названия предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выполняемые действия. Фонетический строй речи почти у всех детей к началу школьного обучения оказывается сформированным далеко не полностью.

К этому времени дошкольники хоть и с трудом, но пользуются речевым общением. Их затрудняет участие в беседе. Тем более сложными оказываются рассказ по картинке, пересказ услышанного простого текста или словесная передача увиденного или пережитого события. Мало разговаривая, дети любят слушать читаемые им детские рассказы и с еще большим удовольствием смотрят любимые телевизионные программы. Хотя они мало что понимают, им нравятся движущиеся на экране фигуры и музыкальное сопровождение.
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом