Главная страница

Экстернализирующие расстройстваглаваД. 1


Скачать 0.86 Mb.
НазваниеЭкстернализирующие расстройстваглаваД. 1
АнкорD.1-ADHD_Russian-17.pdf
Дата20.05.2018
Размер0.86 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаD_1-ADHD_Russian-17.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#71311
страница1 из 5
Каталогid21379412

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: Gennadiy_Rozhdestvenskiy_Preambuly.pdf, D_1-ADHD_Russian-17.pdf, Raspevanie_na_urokakh_penia_i_v_detskom_khore_nachalnoy_shkoly.p.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5

1
ADHD D.1
IACAPAP Textbook of Child and Adolescent Mental Health
ЭКСТЕРНАЛИЗИРУЮЩИЕ
РАССТРОЙСТВА
Глава
Д.1
Tais S Moriyama, Aline J M Cho, Rachel E Verin,
Joaquín Fuentes & Guilherme V Polanczyk
РАССТРОЙСТВО ДЕФИЦИТА
ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
This publication is intended for professionals training or practicing in mental health and not for the general public. The opinions expressed are those of the authors and do not necessarily represent the views of the Editor or IACAPAP. This publication seeks to describe the best treatments and practices based on the scientific evidence available at the time of writing as evaluated by the authors and may change as a result of new research. Readers need to apply this knowledge to patients in accordance with the guidelines and laws of their country of practice. Some medications may not be available in some countries and readers should consult the specific drug information since not all dosages and unwanted effects are mentioned. Organizations, publications and websites are cited or linked to illustrate issues or as a source of further information. This does not mean that authors, the Editor or IACAPAP endorse their content or recommendations, which should be critically assessed by the reader. Websites may also change or cease to exist.
©
IACAPAP
2017. This is an open-access publication under the
Creative Commons Attribution Non-commercial License
. Use, distribution and reproduction in any medium are allowed without prior permission provided the original work is properly cited and the use is non-commercial. Send comments about this book or chapter to jmreyATbigpond.net.au
Suggested citation: Moriyama TS, Cho AJM, Verin RE, Fuentes J, Polanczyk GW. Attention deficit hyperactivity disorder (Russian version edited by O Dolenko, D Martsenkovskyi) In Rey JM (ed), IACAPAP e-Textbook of Child and Adolescent Mental Health.
Geneva: International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions 2012.
Tais S Moriyama MSC
Department of Psychiatry,
University of São Paulo,
Brazil; National Institute of
Developmental Psychiatry for
Children and Adolescents,
Brazil
Conflict of interest: has served as speaker for Eli Lilly
Aline J M Cho
Department of Psychiatry,
University of São Paulo,
Brazil; National Institute of
Developmental Psychiatry for
Children and Adolescents,
Brazil
Conflict of interest: none reported
Rachel E Verin MIPH
Department of Psychiatry,
University of São Paulo,
Brazil; National Institute of
Developmental Psychiatry for
Children and Adolescents,
Brazil
Conflict of interest: none reported
Лазанье по дереву
(Vauvau, 2009)
Перевод на русский
Переводчик: Константин Мужановский
Редактор: Доленко Ольга, Марценковский Дмитрий

2
ADHD D.1
IACAPAP Textbook of Child and Adolescent Mental Health
Joaquín Fuentes MD
Head of the Child and
Adolescent Psychiatry Unit,
Policlínica Gipuzkoa. Research
Consultant, Gautena Autism
Society. Donostia/San
Sebastián, Spain
Conflict of interest: has received research support, has served as speaker for, or as a member of the advisory board for Eli Lilly, Janssen and Shire.
Guilherme V Polanczyk PhD
Assistant Professor of Child
& Adolescent Psychiatry,
Department of Psychiatry,
University of São Paulo,
Brazil; National Institute of
Developmental Psychiatry for
Children and Adolescents,
Brazil
Conflict of interest: has served as a speaker and/or consultant for Eli Lilly, Novartis, and Shire.
He has received research support from Novartis and the
National Council for Scientific and Technological Development of Brazil
Н
есмотря на то, что невнимательность, импульсивность и гиперактивность достаточно распространены в общей популяции и могут представлять собой преходящие паттерны нормального развития, у некоторых индивидов отмечается характерное течение и сочетание этих симптомов, которое ассоциируется с функциональными нарушениями, хорошо известными факторами риска, аномальным нейропсихологическим функционированием и нейробиологическими коррелятами. Такие индивиды страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (РДВГ), одним из наиболее распространенных психических расстройств детского и подросткового возраста, при этом в мировом масштабе оно отмечается у 5% детей в возрасте до 18 лет (Polanczyk et al, 2007). Эта глава посвящена описанию того, как идентифицировать и лечить таких детей.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В медицинской литературе описание РДВГ встречается на протяжении довольно длительного периода времени. Первым описал детей, чье поведение отличалось импульсивностью и гиперактивностью, немецкий психиатр Heinrich Hoffmann (1809-1894). Он назвал эту поведенческую проблему «импульсивным умопомешательством» или
«дефектной сдержанностью» (дефект подавления). В 1902 г. в журнале The
Lancet педиатр George Still опубликовал статью, в которой описал детей с двигательным беспокойством, проблемами со вниманием, трудностью контролирования импульсов и потребностью в непосредственной награде
(подкреплении) (Still, 1902; Рисунок D.1.1). В этом статье он объяснил описанные им поведенческие характеристики тем фактом, что у таких детей отсутствовало внимание к окружающим, и назвал расстройство
«дефицитом морального контроля». Это историческое заблуждение способствовало возникновению стигмы, ассоциированной с симптомами
РДВГ: очень часто страдающие этим расстройством дети ошибочно воспринимались, как способные контролировать свое поведение и ответственные за собственные симптомы. В последующие десятилетия синдром связывался с поражением головного мозга, и расстройство получило название минимальное повреждение мозга (англ. minimal brain damage) (Hohman, 1922, Kahn & Cohen, 1934). Благодаря этому ярлыку расстройство приобрело скорее биологический, а не моральный статус, но
Рисунок D.1.1
Отрывок статьи, опубликованной в 1902 г. George
Still, в которой он обозначил детей с РДВГ, как имеющих
«дефицит морального контроля».
Перепечатано с разрешения из
“Some abnormal psychical conditions in children. Still G
(1902). Lancet,
1:1008-1012

3
ADHD D.1
IACAPAP Textbook of Child and Adolescent Mental Health
Рисунок D.1.2
Der Struwwelpeter – иллюстрированная книга, в которой Heinrich Hoffman (1854) описывает нарушение поведения у детей («импульсивное умопомешательство/дефектная сдержанность»).
этот статус основывался на некорректном убеждении, что РДВГ является результатом повреждения головного мозга. Позже было установлено, что не все дети имеют явные патологические физические изменения, и таким образом расстройство получило название минимальной дисфункции головного мозга (англ. minimal brain dysfunction) (Clements & Peters, 1962).
В 1934 г. Kramer-Pollnow описал синдром под названием hyperkinetische
Erkrankung (гиперкинетическое расстройство), который характеризовался беспокойством и патологически повышенной отвлекаемостью. В 1937 г.
Bradley впервые описал эффективный метод лечения РДВГ, сообщив о том, что бензедрин может способствовать снижению гиперактивности, улучшению внимания и академической успеваемости (Bradley, 1937).
Симптом гиперактивности был использован в названии расстройства, которое впервые было включено Всемирной организацией здравоохранения в Международную классификацию болезней 9-го пересмотра (МКБ-9), как «гиперкинетический синдром детского возраста»
(впоследствии в МКБ-10переименованный в «гиперкинетическое расстройство»), а также во второе издание Диагностического и статистического руководства по психическим болезням Американской ассоциации психиатров (DSM-2) (“гиперкинетическая реакция детского возраста»). И только в 1980 г. акцент был сделан также и на невнимательности, и была разработана новая концепция расстройства, в соответствии с которой оно было определено, как «синдром дефицита внимания с и без гиперактивности» (DSM-III) и впоследствии, как

4
ADHD D.1
IACAPAP Textbook of Child and Adolescent Mental Health
«синдром дефицита внимания и гиперактивности» (DSM-III-R и DSM-IV).
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ
Показатели распространенности РДВГ варьируют в зависимости от используемых критериев диагностики. По результатам недавнего систематического обзора, в который были включены данные из 120 исследований со всего мира, этот показатель составил 5% для детей в возрасте до 18 лет, 6% среди детей школьного возраста, и 3% у подростков (Polanczyk et al, 2007). Несмотря на гетерогенность оценок, не было получено убедительных доказательств межкультурных отличий.
Собранные данные подтвердили более высокую распространенность среди мальчиков, по сравнению с девочками (широко признанное клиническое наблюдение).
ЭТИОЛОГИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА
РДВГ семейное заболевание с ярко выраженным генетическим компонентом. Его наследуемость (доля фенотипической изменчивости, обусловленной аддитивными генетическими факторами) оценивается в
76% (Faraone et al, 2005). Это один из наиболее высоких показателей среди психических расстройств. Тем не менее, возникновение расстройства нельзя объяснить одними лишь генетическими факторами. Этиологию
РДВГ принято считать мультифакторной, то есть, в повышении риска возникновения этого заболевания играют роль множественные средовые, генетические и биологические факторы.
Целый ряд генов кандидатов были ассоциированы с РДВГ, в частности гены, связанные с синтезом катехоламинов, однако каждый из этих генов, по всей видимости, ответственен только за незначительное повышение риска развития этого заболевания (Faraone et al, 2005). Более того, исследования, в которых проводилось сканирование всего генома без априорной гипотезы, так называемых исследованиях масштабной ассоциации генома, не добавили полиморфизма к общепринятым данным (Neale et al, 2010). Такое очевидное несоответствие между высокой наследственностью и негативными результатами масштабного сканирования генома побуждает к исследованию альтернативных гипотез этиологии. Существует вероятность, что расстройство возникает в результате взаимодействия между генетическими и средовыми факторами (Nigg et al, 2010). Действительно опубликованы данные, свидетельствующие о взаимодействии ген - окружающая среда, в случае взаимодействия между подверженностью внутриматочному влиянию никотина и изменчивостью генов DAT1 и DAT4 (Nigg et al, 2010).
Целый ряд генов кандидатов были ассоциированы с РДВГ, в частности гены, связанные с синтезом катехоламинов, однако каждый из этих генов, по всей видимости, ответственен только за незначительное повышение риска развития этого заболевания (Faraone et al, 2005). Более того, исследования, в которых проводилось сканирование всего генома без априорной гипотезы, так называемых исследованиях масштабной ассоциации генома, не добавили полиморфизма к общепринятым данным (Neale et al, 2010). Такое очевидное несоответствие между высокой наследуемостью и негативными результатами масштабного сканирования генома побуждает к исследованию альтернативных гипотез этиологии. Существует вероятность, что расстройство возникает в результате взаимодействия между генетическими и средовыми факторами (Nigg et al, 2010). Действительно опубликованы данные, свидетельствующие о взаимодействии ген - окружающая среда, в случае взаимодействия между подверженностью внутриматочному влиянию
К главным установленным факторам риска относятся:
• Изменчивость генов (DAT1,
DRD4, DRD5, 5HTT, HTR1 B,
SNAP25)
• Преждевременные роды
• Подверженность внутриматочному воздействию никотина
• Низкий вес при рождении
Развитию РДВГ могут способствовать многие, как генетические, так и средовые факторы. Тем не менее, каждый из них отдельно взятый объясняет только незначительную долю риска возникновения этого расстройства. Ни одного из выявленных факторов риска не достаточно для развития РДВГ, все они неспецифичны и встречаются также при других психических расстройствах и нарушениях, связанных с неврологическим развитием.

5
ADHD D.1
IACAPAP Textbook of Child and Adolescent Mental Health никотина и изменчивостью генов DAT1 и DAT4 (Nigg et al, 2010).
Нейробиология РДВГ
Растущее число данных связывает РДВГ со специфическими нейробиологическими дефицитами. Однако важно отметить, что нейроанатомические нарушения при РДВГ нельзя интерпретировать как повреждение мозга; они представляют собой небольшие различия средних величин при сравнении выборок пациентов, страдающих
РДВГ с контрольными группами. Более того, ни одно из нарушений, выявленных до настоящего времени, не имеют ключевого значения в развитии расстройства, их нельзя считать причиной РДВГ, и они не могут быть использованы в диагностических целях.
Существуют убедительные доказательства, подтверждающие фронтально-стриарную дисфункцию при РДВГ (Castellanos et al, 2006). В соответствии с этими данными, индивиды с РДВГ испытывают нарушение управляющих функций и контроля торможения, которые автоматически ассоциируются с таламо-кортико-стриарными связями. Активность этих связей опосредована ГАМК и регулируется катехоламинами
(дофамин и норадреналин) (Kieling et al, 2008). На самом деле, на катехоламинергическую дисрегуляцию, ассоциированную с РДВГ, указывают следующие данные (Kieling et al, 2008; Taylor & Sonuga-Barke,
2008; Swanson et al, 2007):
• К ослаблению симптомов РДВГ приводит применение в лечении агонистов дофаминергических и норадренергических рецепторов, таких как метилфенидат, амфетамин и атомоксетин.
Целый ряд генов, ассоциированных с катехоламинергическими системами, повышают риск возникновения расстройства.
• В экспериментах на животных удается имитировать симптомы
РДВГ, снижая катехоламинергические функции.
• Норадреналин и дофамин являются ключевыми нейромедиаторами в участках мозга, ассоциированных с РДВГ.
Большое количество хорошо спланированных проспективных исследований показали, что у детей с РДВГ отмечается задержка созревания коры головного мозга (при измерении ее толщины) по сравнению с контрольной группой (смотри Рисунок D.1.3). Более заметная задержка отмечена в участках, связанных с вниманием, особенно в латеральной префронтальной области.
КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА
РДВГ характеризуется такими симптомами, как невнимательность, гиперактивность и/или импульсивность. По определению, симптомы должны появляться в раннем детстве и отличаться от того, что ожидается при нормальном развитии.
Под невнимательностью подразумевают поведенческий паттерн, при котором индивид испытывает трудности с началом выполнения задачи, сосредоточенностью на ней и ее завершением. Невнимательным детям с трудом удается организовывать выполнение задач или свою деятельность, слушать, когда к ним обращаются, планировать и доводить до конца свои действия. Невнимательность также включает в себя повышенную отвлекаемость, забывчивость, частую потерю предметов, необходимых для выполнения задания. У подростков и взрослых часто
Нажмите на картинку что бы прослушать, как Russell Barkley
PhD
описывает свое понимание исполнительных функций и их значение при РДВГ

6
ADHD D.1
IACAPAP Textbook of Child and Adolescent Mental Health можно наблюдать искаженное восприятие времени; такие пациенты часто недооценивают время, необходимое для выполнения задач и склонны затягивать этот процесс.
Гиперактивность характеризуется:
• Чрезмерной физической активностью
• Постоянным чувством беспокойства, что приводит к тому, что пациенты не могут оставаться неподвижными даже в тех ситуациях, когда от них этого ожидают
• Двигательной активностью, не направленной на достижение цели; то есть, деятельность бесцельна и негативно влияет на окружение (часто встают и бесцельно ходят тогда, когда необходимо сидеть на месте, или совершают движения руками и манипулируют мелкими предметами, когда следует оставаться неподвижным)
• Частыми беспокойными движениями и ерзаньем на стуле
• Неспособностью играть тихо
• Неуместной болтливостью, бесцельной беготней и т.п..
Под импульсивностью подразумевают трудности с откладыванием действия или реакции, даже тогда, когда известно, что это действие будет иметь негативные последствия. Импульсивность ассоциируется с потребностью немедленного получения отложенного вознаграждения, даже если откладывание приведет к лучшему результату. Импульсивное поведение проявляет себя, например, неспособностью дождаться своей очереди в разговоре, во время спортивных состязаний, при игровой активности, или при переходе улицы. Она может проявляться в виде тенденции действовать не раздумывая. Например, давать немедленный ответ, независимо от его точности, отвечать не по существу или выпаливать
Рисунок D.1.3 Кривые Каплана-Мейера, демонстрирующие количественное соотношение
участков коры, которые достигли пиковой толщины для каждой возрастной группы: для
всех участков (слева) и для префронтальной коры (справа).
Shaw P et al. PNAS 2007;104:19649-19654
©2007 Национальная Академия Наук; воспроизведенно с разрешения.
Недооценка
времени
пациентами с РДВГ
Эксперименты показали, что люди, страдающие
РДВГ, недооценивают время, необходимое для завершения задачи. Во время этих экспериментов индивидов с РДВГ и из контрольной группы просили выполнить определенную задачу
(например, отсортировать книги в алфавитном порядке и по году издания); до того, как они приступали к выполнению задачи, их спрашивали, сколько, по их мнению, им понадобится времени для ее завершения. Затем фиксировалось фактическое время, затраченное на выполнение задачи, после чего оно сравнивалось с действительно необходимым временем. По сравнению с контрольной группой, лица, страдающие
РДВГ, недооценивали время, необходимое для выполнения задачи.
Все участки коры
Префронтальная кора
Ко личеств енное с оо тношение участк ов коры, к от орые достиг ли пик ов ой т олщины
Группа:
РДВГ
Нормальное развитие
Возраст (количество лет)
Возраст (количество лет)

7
ADHD D.1
IACAPAP Textbook of Child and Adolescent Mental Health ответы еще до завершения вопроса.
Родители могут сомневаться в правильности диагноза РДВГ, на том основании, что их ребенок способен оставаться сосредоточенным при выполнении определенных задач, например, играя в видеоигры, просматривая телепередачи или в определенных ситуациях. Важно подчеркнуть, что мотивация, значимость и привлекательность задачи для ребенка, а также окружение в значительной степени влияют на проявление симптомов.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом