Главная страница
qrcode

Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. Это когда тебя понимают!


НазваниеЭто когда тебя понимают!
АнкорШтягинова Е.А. Альтернативная коммуникация. Методический сборник
Дата04.12.2017
Размер0,61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаShtyaginova_E_A_Alternativnaya_kommunikatsia_Metodicheskiy_sborn
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#51713
Каталог

3
Введение
Счастье —
это когда тебя понимают!
Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое общение? Какую роль оно играет в нашей жизни? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка?
Так что же такое общение? На ум сразу приходит следующая картина: два человека сидят рядом и беседуют.
Однако общение — это не просто беседа, а обмен информацией. Это воз- можность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. В нашем привычном представлении обмен информацией происходит при помощи слов. Например, в детстве мы просим понравившуюся игрушку или говорим маме, что очень хотим послушать любимую сказку. А что делать, если способ- ность выражать свои чувства и желания при помощи слов недоступна? Если ваш ребёнок не совсем обычный, если он имеет особенности в развитии, как помочь ему сказать всё, что ему так хочется выразить?
Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много до- полнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуника- ции затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символи- ческим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пикто- граммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряже- ние «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.
Цель создания данного пособия — попытка дать детям с ограниченными речевыми способностями возможность выражать свои желания, быть услы- шанными своими близкими и обществом, а их родителям — ключик к лучше- му пониманию потребностей своих детей.
В 1 главе методического пособия даётся общая информация о том, что такое коммуникация, и происходит знакомство с понятием альтернативная
(дополнительная) коммуникация.

Введение
4
5
Во 2 главе рассказывается более подробно о нескольких системах альтер- нативной (дополнительной) коммуникации, таких как система жестов, систе- ма символов, система PECS и обучение глобальному чтению.
В 3 главе рассказано о том, какие игры и занятия способствуют развитию навыков, необходимых для обучения и освоения систем альтернативной (до- полнительной) коммуникации, а также представлены игры и занятия для раз- вития навыков альтернативной (дополнительной) коммуникации.
Ведь на самом деле именно процесс общения гораздо важнее, чем та
форма, в которой он осуществляется. Пусть это даже что-то новое и
непривычное. Но это — общение!
Глава 1.
Коммуникация.
Альтернативная коммуникация
1.1.
Коммуникация
— процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятель- ности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным вос- приятием и попытками влияния друг на друга.
Коммуникация нужна, чтобы:
• кому-то что-то сообщить,
• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),
• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).
Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно пом- нить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. До- полнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают комму- никацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
1.2.
Альтернативная коммуникация
— это все способы комму- никации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться. Альтерна- тивная коммуникация также носит название дополнительная, тотальная.
Иногда можно встретить английскую аббревиатуру AAC — аугментативная
(augmentative — увеличивающий) и альтернативная коммуникация.
Альтернативная коммуникация может:
• быть необходима постоянно;
• применяться как временная помощь;
• рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом спо- собствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.
1.3.
Цели использования альтернативной коммуникации:
• построение функционирующей системы коммуникации;
• развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слу- шателя новую для него информацию;

Глава 1. Коммуникация. Альтернативная коммуникация
6
7
Глава 1. Коммуникация. Альтернативная коммуникация
• развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.
1.4.
Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:
• Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использова- лась в среде глухих — это язык жестов).
Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).
• Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вер- бальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, аб- страктного мышления (умственная отсталость).
• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничи- вающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.
• Специфические органические проблемы артикуляционных органов
(при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).
• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, мно- жественный склероз).
• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).
• Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).
Все эти нарушения приводят к тому, что способность использовать звуко- вую речь для общения, а иногда и понимать её резко ограничивается. В слу- чаях, когда у человека есть потребность и возможность выразить свои идеи, но не хватает средств, используются способы поддерживающей, дополни- тельной, или аугментативной, коммуникации. Необходимо помнить, что ком- муникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, кото- рые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен: они прибега- ют к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (кар- тинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам симво- лов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ре- бёнка инструмент, позволяющий выразить ему свои желания, потребности, чувства. Эти системы помогают обеспечить достаточно эффективную ком- муникацию на всех уровнях жизнедеятельности ребёнка (домашняя среда с её «рутинами», обучение, общение со сверстниками, общение за пределами дома и дошкольного учреждения, школы, взаимодействие с персоналом при посещении магазинов, кинотеатров, кафе). Кроме того, системы альтерна- тивной и аугментативной коммуникации служат «мостиком», который в пер- спективе позволяет «неговорящим» детям перейти к коммуникации с помо- щью речи. Ещё раз подчеркнём, что использование дополнительных знаков
помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом способствуя развитию понимания и вербальной (звуковой) речи. Очень важно помнить, что когда мы имеем дело с человеком с функ- циональными проблемами или ограничениями, мы рискуем поддаться лож- ному впечатлению, что он не хочет и не способен вступать в коммуникацию.
Но важно не терять надежду на успех, ведь человек может начать понимать смысл коммуникации, только вступив в процесс коммуникации.
Обеспечение детей, у которых в силу нарушений ограничена способность к общению, средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить само- уважение и дать возможность почувствовать себя полноценной личностью.
1.5.
Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации.
При подборе средств дополнительной коммуникации необходимо учиты- вать сильные стороны ребёнка и особенности его развития. У некоторых лю- дей в силу особенностей развития и специфики диагноза понимание смысла коммуникации и отклика на неё занимает долгое время. Например, у детей с синдромом Дауна трудности в коммуникации могут быть связаны с замед- ленной обработкой информации и нарушениями речевого развития. Такому ребёнку нужно гораздо больше времени, чтобы отозваться на предложенное общение. Но при этом у детей с синдромом Дауна очень высока способность к восприятию зрительной (визуальной) информации и к имитации действий.
Поэтому оптимальными системами дополнительной коммуникации для дан- ной категории детей могут стать жестовая система, система обучения гло- бальному чтению, использование системы карточек (пиктограмм) как допол- нительная поддержка на этапе формирования активной речи.
Для выбора подходящей системы дополнительной коммуникации роди- телям совместно со специалистами необходимо оценить уровень коммуни- кативного развития, коммуникативные особенности и возможности ребёнка.
Для этого на индивидуальных встречах со специалистом выясняется, есть ли у ребёнка желание вступать в коммуникацию, как выражается это намерение, в каких ситуациях инициируется взаимодействие, умеет ли ребёнок слушать

Глава 1. Коммуникация. Альтернативная коммуникация
8
9
Глава 1. Коммуникация. Альтернативная коммуникация
и поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками. Обсуждается, какие средства общения доступны для ребёнка в данный момент.
Для оценки уровня коммуникации и выбора средства ААС выполняются следующие действия:
• Проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома, на занятиях, на индивидуальных встречах.
• Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми и сверстниками.
• Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или по- требностям ребёнка.
• Обсуждается, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы.
• Проводится обучение ребёнка тем или иным коммуникативным действия.
• Рассматриваются варианты использования помощи ребёнку со стороны взрослого, необходимость использования различных приспособлений (шле- мы с указками, коммуникативные жилеты, альбомы, записывающие устрой- ства, компьютерные программы).
1.6.
Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации:
Принцип «от более реального к более абстрактному».
При обучении использованию графической системы символов ребёнку сначала необходимо предъявлять фотографии реального объекта (к приме- ру, собаки), потом — рисунок с объектом, и затем — пиктограмму.
Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова).
Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление и символическую де- ятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной
(звуковой) речи.
1. Показываем
картинку «дом»
и игрушку «дом»
2. Используем
напечатанное
слово «дом»
3. Показываем
жест «дом»
Принцип постоянной поддержки мотивации.
Обучение использованию любой системы дополнительной коммуника- ции — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует по- стоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоян- ной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.
Принцип функционального использования в коммуникации.
Особенно трудно вывести использование системы дополнительной ком- муникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в по- вседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью при- менения системы дополнительной коммуникации.
1.
2.
3.

Глава 1. Коммуникация. Альтернативная коммуникация
10
11
1.7.
Требования к символам системы дополнительной коммуникации:
• Жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возмож- ности можно было догадаться об их значении.
• Картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик — доставать из ящика).
• Лица и предметы, изображённые на фотографиях, должны быть знако- мы ребёнку.
• Предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку.
• Слово должно быть написано специальным простым шрифтом.
• Поза для жестов: напротив, на уровне глаз, дающая возможность асси- стенту помочь сзади сделать жест.
Глава 2.
Системы альтернативной
(дополнительной) коммуникации
2.1.
Система жестов.
Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движе- ние человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации:
• они делают слово «видимым»;
• они помогают создать «мостик» к устной речи;
• они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова;
• они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести;
• они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива.
Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализиро- вать образ того или иного слова, действия. Многие родители испытывают страх перед использованием системы жестов: «А вдруг мой ребёнок переста- нет испытывать потребность говорить, используя жесты вместо слов?» Здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используют- ся совместно со словом, которое проговаривается вслух.
Группы жестов:
1. Символические социальные жесты и движения.
Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-де- лового общения:
• Указательный жест.
• Да.
• Нет.
• Нельзя.
• Дай.
• На.
• Иди сюда.
• Иди на ручки.
• Дай ручку.
• Уходи.
• Сядь.
• Встань, поднимись.
• Привет.
• До свидания
(пока-пока).
• Спасибо.
• Мой.
• Хорошо.

Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
12
13
Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
2. Дополнительные социальные жесты:
• Смотри (указательный палец к глазу).
• Слушай (указательный палец к уху).
• Говори (указательный палец ко рту).
• Другие варианты использования указательного жеста.
3. Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных дейс­
твий.
С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их по- степенно, по мере формирования предметной деятельности:
• Корова — жест «рога», «забодаю».
• Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома.
• Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга.
• Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны.
• Высоко — поднять руки вверх.
• Большой — развести руки в стороны.
• Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки.
• Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой.
Групповое занятие по развитию дополнительной коммуникации.
Жест «кошка»
Для изучения и запоминания жестов можно использовать на занятии альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими же- стами. Альбомы можно включать в сю- жетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запомина- ния жестов используются разнообраз- ные пальчиковые игры и стихи.
Фотография из альбома для изу чения
жестов на групповом занятии
• Ложка, кушать.
• Каша, варить кашу.
• Чашка, пить.
• Зубная щётка, чи- стить зубы.
• Умываться.
• Мыть руки.
• Причёсываться.
• Телефон, звонить по телефону.
• Машина, ехать на машине.
• Барабан, играть на барабане.
• Гармошка, играть на гармошке.
• Дудочка, играть на дудочке.
• Колокольчик, звенеть в колокольчик.
• Спать.
• Плакать.
• Поцеловать.
• Упасть.
• Идти.
• Холодно, замёрз.
4. Жесты описательного характера.
Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъ- екту:
• Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки».
• Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы.
• Курочка — жест «клюёт».
• Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки.
• Медведь — показать, как мишка ходит.
• Петушок — изобразить гребешок.
• Птичка — жест «полетели».
• Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает.
• Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем поте- реть нос.
• Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы.

Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
14
15
Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
Роль помощника при освоении системы символов.
При освоении системы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребёнку, указывая на объект его рукой. Однако существует опасность, что у помощника может не хватить терпения и чуткости, чтобы ждать и улавливать слабые сигналы ребёнка, и тогда он невольно начнёт на- вязывать ему свои желания. Поэтому нужно быть очень внимательным к ма- лейшим сигналам ребёнка (взгляд, движение головы) и научиться их читать, а потом уже помогать ему обозначать их на картинке указательным жестом.
Важно, чтобы ребёнок понял, что картинка может изображать нахо­
дящийся на расстоянии предмет или планирующуюся деятельность, что с
помощью картинки можно потребовать, ответить на вопрос, расска­
зать о себе и своих желаниях, а также выразить эмоции.
Пособия, которые можно использовать:
• Календарь активности — расписание, которое помога- ет структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы.
• Коммуникативная доска — специальная доска, раз- битая на квадраты, к которым прикрепляются графические символы.
• Тематические книги.
• Альбомы с картинками и фотографиями.
• Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.
• Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две кар- тинки, обозначающие согласие и несогласие ).
Предварительная оценка навыков ребёнка, необходимых для освое-
ния системы символов:
1. Коммуникативные навыки ребёнка.
На какие вопросы важно попытаться ответить:
• Проявлено ли желание (намерение) вступать в коммуникацию?
• Стремится ли ребёнок участвовать в диалоге?
• Какими средствами (вокализации, жесты, отдельные слова)?
• Каких знаков не хватает ребёнку?
Преимущества и недостатки системы жестов.
Преимущества:
• Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений.
• Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь.
• Язык жестов часто наглядeн.
• Ребёнку можно помочь своими руками.
• Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт.
Недостатки:
• Некоторые жесты понятны только «посвящённым».
• Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций.
• Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли».
• Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.
2.2.
Использование системы символов.
Использование систем графических символов — трудная задача. Она тре- бует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, по- стоянной поддержки мотивации, так как не всегда система воспринимается легко и быстро. Особенно трудно вывести использование системы за преде- лы занятий и суметь использовать её в интерактивном режиме — это и яв- ляется основной задачей обучения системе дополнительной коммуникации.
Чаще всего это ребёнку важно использовать знаки-символы, когда он:
• просит что-то,
• комментирует, делится эмоциями.
Как технически происходит общение с помощью графических символов
(варианты):
• Человек берёт картинку в руки и передаёт её собеседнику.
• Указывает на неё рукой или дотрагивается пальцем.
• Нажимает на соответствующую кнопку.
• При серьёзных двигательных ограничениях: показывает с помощью указки, прикреплённой к шлему на голове, направлением взгляда.

Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
16
17
Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
2. Способность к восприятию графических изображений, к их сравнению и анализу:
• Воспринимает ли ребёнок картинку?
• Понимает ли связь картинки и слова, её обозначающего?
• Понимает ли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объ- ект (например, разные мячи или собаки)?
• Может ли сравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «та- кой же» мяч, «такая же» кукла?)?
• Может ли ребёнок понять, что картинка может обозначать отсутствую- щий объект или часть объекта, представлять весь объект?
Это выявить непросто, так как в обычной жизни таких навыков не тре- буется, однако часто наблюдается в ассоциациях. Даже если такой опыт у ребёнка есть, это не значит, что он сразу поймет, что этот путь возможен для постоянного процесса коммуникации.
Обучение способности соотнесения
картинки и реального предмета
Оценка навыка умения выбирать
из двух предложенных картинок
В первый период использования средств дополнительной коммуникации с детьми с нарушениями есть риск появления желания отказаться от неё из- за ошибочного вывода, что ребёнок ещё не созрел. Но! Способность к комму- никации формируется в процессе самой коммуникации. Поэтому от ведущих этого процесса (взрослых) зависит многое. Прежде всего — от их уверенно- сти в том, что этот ребёнок может понимать смысл коммуникации или бу- дет способен на это в будущем. Для этого необходимо подкреплять даже те сигналы, которые, возможно, ещё не являются коммуникативными в полном смысле слова, и обязательно давать на них ответ.
2.3.
Обучение глобальному чтению.
С точки зрения психологии чтение представляет собой воспринимаемую форму общения и складывается из двух взаимосвязанных процессов: техники чтения и понимания читаемого текста. При этом следует подчеркнуть, что восприятие написанного само по себе не является чтением. Ребёнок должен понимать смысл написанного слова или текста. Поэтому чтение с точки зре- ния психологии является ещё и своеобразным мыслительным процессом.
Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Глобальное чтение являет- ся одной из ведущих методик дополнительной коммуникации для стимуля- ции речевого развития у детей с синдромом Дауна, так как сильной стороной данных детей является зрительное и образное восприятие.
Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использо- вать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров.
При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепен- ность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ре- бёнка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления.
Подготовка к обучению глобальному чтению.
Для формирования глобального чтения требуется проведение подготови- тельной работы — это разнообразные игры и упражнения на развитие:
• зрительного восприятия;
• внимания;
• зрительной памяти;
• понимания обращённой речи;
• выполнения простых инструкций;
• умения подбирать парные предметы и картинки;
• умения соотносить предмет и его изображение;
• понимания содержания читаемого.
Вводить обучение глобальному чтению можно не раньше, чем у ребёнка будут сформированы вышеперечисленные умения.

Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
18
19
Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
Групповое занятие по формированию
подготовительных навыков к обуче­
нию глобальному чтению
Формирование навыка соотнесения
предмета и его изображения
Целесообразно использовать дидактические игры, целью которых явля- ется прослеживание дорожек, выкладывание узоров из мозаики по образцу, декоративное рисование. Важно также обеспечить мотивацию использова- ния табличек с напечатанными словами и фразами, что можно достичь в про- цессе проведения игр с куклами и игрушками-животными. Это такие игры, как:
• «Лабиринты»,
• «Кто где живёт?»,
• «Лото»,
• «Найди по контуру»,
• «Что пропало?»,
• «Найди по силуэту»,
• «Найди место куклам»,
• «Парные картинки».
Виды работ при обучении глобальному чтению:
1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребёнка, имена его близ- ких, клички домашних животных).
Для обучение глобальному чтению можно использовать самодельные книжки или так называемые простые коммуникативные альбомы с картин- ками и подписями к ним. Сначала они составляются без учёта определённой темы и содержат тот материал, который чаще всего встречается ребёнку в жизненной ситуации. Удобно использовать семейный фотоальбом как ди- дактический материал, снабдив его соответствующими печатными надпися- ми. Надписи дублируются на отдельных карточках, и ребёнок учится подби- рать одинаковые слова. Затем подписи к фотографиям или рисункам в аль- боме закрываются, и от ребёнка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить её к рисунку. Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью. По мере накопления словаря к картинкам да- ются двух-трёхсловные подписи (например: «Вот мама Ира», «Это папа Юра»).
Работа на групповом занятии по обучению глобальному чтению
При работе с книжками-самоделками используется несколько вариантов работы:
• Поручения: дай, покажи, найди, соотнеси.
• Демонстрация действия, изображённого на картинке, посредством ис- пользования жеста.
• Закрепление речевого материала дома.
Таким образом, ребёнок сопряжённо проговаривает и накапливает пас- сивный словарь в форме глобального чтения, который позже перейдёт в ак- тивный.
2. Чтение слов.
Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.
Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берём две таблички с различ- ными по написанию словами (например, «кукла» и «мяч»). Нельзя брать сло- ва, похожие по написанию (например, «мишка», «машина»).

Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
20
21
Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребёнку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно. После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения но- вых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребёнка.
Групповое занятие по обучению чтению слов
3. Чтение письменных инструкций.
Составляются предложения, в которых используются разные существи- тельные и один и тот же глагол.
Тематика предложений:
• Схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и так да- лее — здесь удобно работать перед зеркалом).
• План комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и так далее).
Предъявляя карточки, обращаем внимание ребёнка на различное написа- ние вторых слов в предложениях.
4. Чтение предложений.
Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит.
Кошка бежит. Кошка ест.).
Материал для обучения чтению предложений
Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении ве- личины, количества.
Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребё- нок понимает обращённую речь, позволяет ему преодолеть негативное от- ношение к занятиям, даёт уверенность в себе, стимулирует накопление пас- сивного словаря и переход его в активную речь.
2.4.
Система коммуникации при помощи карточек PECS.
PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общать- ся при помощи карточек.
Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.
Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании полу- чить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
Подготовка к обучению использованию системы карточек PECS.
Перед началом обучения ребёнка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ребёнок выражает свои просьбы, желательно определить круг его

Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
22
23
Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит.
Это можно сделать несколькими способами:
1. Наблюдение за ребёнком и запись данных в таблицу. Можно понаблю- дать, чем любит заниматься ребёнок в свободное время, что он любит есть
(как во время обычных трапез, так и когда получает что-нибудь вкусненькое), что любит пить, с кем любит проводить время, куда любит ходить, а также чего особенно не любит.
2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов. Мож- но собрать все любимые предметы ребёнка вместе и дать ему выбрать один либо из всего комплекта, либо из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребёнок выбирает чаще, какие — реже, с какими ему сложно расставаться, а какие он отдаёт без со- жаления.
Определение системы мотивационных стимулов
После того как мотивационные стимулы определены, следует подгото- вить материалы:
• Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий (пред- почтительный размер 5 х 5 см).
• Липучки.
• Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут располагаться в папке, как листы в книге.
• Для будущего использования: картонную полоску с липучкой, на кото- рую можно прикреплять несколько карточек в определённом порядке — для построения предложений.
Следует помнить, что по мере возраста- ния коммуникативных инициатив ребёнка и расширения словарного запаса началь- ного комплекта фотокарточек будет недо- статочно, и в процессе обучения нужно бу- дет готовить дополнительные карточки.
Альбом с карточками
(мотивационные стимулы)
Этапы обучения использования системы карточек РЕСS:
1. Первый этап обучения — формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке.
Первый этап обучения
На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрос- лых — коммуникативный партнёр — сидит напротив ребёнка и держит в руках предмет, который ребёнок хочет получить. Второй взрослый — помощник — сидит позади ребёнка и физически (своей рукой) направляет руку ребёнка к картинке, помогает ему взять её и протянуть коммуникативному партнёру.
Чтобы не подавить инициативу ребёнка, ни один из взрослых не должен обращаться к ребёнку с вопросом: «Что ты хочешь?» или с инструкциями:
«Если хочешь конфетку, то дай картинку!» Важно, чтобы оба взрослых мол-

Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
24
25
Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
чали. Коммуникативный партнёр может приблизить желаемый предмет к ре- бёнку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрос- лый (помощник) должен внимательно следить за движениями ребёнка, и как только ребёнок начинает тянуть руку к предмету — направить его руку к кар- точке и помочь ему её взять и протянуть коммуникативному партнёру — и всё это тоже молча.
Когда ребёнок кладёт карточку в руку коммуникативного партнёра, толь- ко тогда тот произносит наименование данного предмета и даёт его ребёнку.
Данным действием коммуникативный партнёр озвучивает просьбу ребёнка, и в дальнейшем тот, если научится имитировать слова, сможет сопровождать ими просьбу.
На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не вы- бор предметов и не разнообразие просьб. Поэтому используется только один предмет и только одна карточка.
2. Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, получен- ного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет.
Ко второму этапу можно перейти, если ребёнок научился подавать от 10 до 24 карточек и делает это самостоятельно, без физической подсказки по- мощника.
На втором этапе, как и на первом, отсутствует выбор. То есть перед ре- бёнком всего одна карточка и всего один предмет. И так же, как и на первом этапе, не используются словесные подсказки.
Но если на первом этапе от ребёнка требовалось всего лишь подать кар- точку, то на втором этапе от ребёнка требуется более сложная реакция. На- пример: взять карточку, встать из-за стола и, подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или: ребёнок играет в комнате, а не за столом. Он уви- дел, что взрослый держит в руках желаемый предмет, идёт к столу, берёт карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Или ещё вариант в этой же ситуации: ребёнок подходит к доске, на которой на липучке висит карточка, снимает карточку, и подходит с ней к коммуникативному партнёру.
Задачи помощника здесь — физически направлять ребёнка к карточке или к партнёру, если ребёнок теряет сосредоточенность и не может сделать это самостоятельно.
После того как ребёнок выучил, что использование карточек имеет вли- яние на окружающих и что с помощью карточек он может получить то, что он хочет, пришло время научить ребёнка различать те символы, которые он использует для коммуникации.
3. Третий этап обучения — обучение различию карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже за- крепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуника- тивной книге или на доске.
Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек: карточки желаемого предмета и карточки предмета, который ребёнок не хо- чет получить. Если ребёнок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если же он выбирает вторую карточку, то он получает соответ- ствующий ей предмет, то есть тот, который не хотел получить.
Как и при обучении на предыдущих этапах, важно не использовать сло- весных подсказок и не подсказывать ребёнку, какую карточку он должен вы- брать: «Нет, это неправильно, дай конфету!» На данном этапе обучение про- исходит с помощью натуральных последствий: выбрал правильно — получил то, что хотел. Выбрал неправильно — получил то, чего не хотел.
Во время обучения важно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребёнок был более внимательным и не привык подавать только левую или только правую карточку.
После того как ребёнок научился отличать карточку желаемого предмета от карточки предмета, который он не заинтересован получить, обучение дис- криминации стимулов переходит на следующий этап.
4. Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми пред- метами. В данной процедуре применяется пошаговое обучение:
1. Перед ребёнком поднос с двумя предметами, для получения которых у него высокая мотивация. И рядом с ребёнком расположена коммуникацион- ная книга, на которой две соответствующие карточки.
2. Когда ребёнок протягивает карточку одного из предметов, следует протянуть ему поднос и дать выбрать соответствующий предмет.
3. Новая реакция, изучаемая на этом этапе, — это выбор предмета, соот- ветствующего картинке. Как только ребёнок дотрагивается до правильного предмета, следует сразу же его похвалить и позволить взять этот предмет.
То, что ребёнок выбирает предмет, о котором он попросил, является индика- цией того, что ребёнок использует карточку правильно.
4. Если ребёнок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию (остановить руку ребёнка) и применить процедуру коррекции ошибки (положить карточку обратно в альбом, с уча-

Глава 2. Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
26
27
стием помощника взять рукой ребёнка карточку с изображением желаемого предмета, вложить её рукой ребёнка в руку коммуникативного партнёра и получить соответствующий предмет с подноса).
Когда ребёнок научился правильно различать две карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности и до- бавлять дополнительные карточки. То есть научить ребёнка выбирать из трёх, четырёх, пяти предметов и так далее.
5. Пятый этап обучения. Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги. Для этого следует снять все карточки с обложки книги и поместить одну или две карточки высокомотивационных стимулов на первую страницу, а потом книгу закрыть. После этого следует показать ребёнку один из предметов. Ребёнок должен открыть книгу, достать соответ- ствующую карточку и протянуть. Если он этого не делает, можно помогать ему с помощью физического направления и постепенно убрать физическую подсказку.
Глава 3.
Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации
Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтерна- тивной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остано- виться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс об- учения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой мо- торики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обра- щённую речь.
Занятиями, развивающими данные способности, могут стать:
Совместное составление расписания с использованием символов.
Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление. В начале занятия на панель прикрепляются карточки с изображением заплани- рованной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откла- дываются в сторону, либо в специально приготовленный для этой цели ящичек. Визу- альное расписание помогает ребёнку увидеть и оценить объём проделанной и остав- шейся работы.
Образец визуального
расписания занятия

28
29
Глава 3. Игры и занятия, способствующие развитию необходимых навыков
Глава 3. Игры и занятия, способствующие развитию необходимых навыков
Манипулирование игрушками с жес­
товым сопровождением.
Данный вид деятельности чудесно можно использовать в игре-театрализа- ции. Например «Теремок». При появлении сказочных героев ребёнку необходимо бу- дет вспомнить жест, которым они обозна- чаются (закрепление категории жестов, обозначающих принадлежность). А так же повторить за героями различные действия
(«спать», «идти», «плакать», «здоровать- ся», «прощаться»).
Пальчиковый кукольный театр
Совместное рассматривание картинок с обязательными комментари- ями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).
Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).
Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с на- писанным словом.
Соотнесение картинок с написанным словом
Прикрепление картинок, графических изображений в самых распро­
странённых местах, введение в рутину.
При введении обучения альтернативной (дополнительной) коммуникации в повседневную деятельность необходимо организовать домашнюю среду таким образом, чтобы окружающее ребёнка пространство способствова- ло как можно более разнообразному усвоению различных систем комму- никации. Например, при обучении глобальному чтению на предметы обстановки можно прикрепить кар- точки с напечатанными названиями предметов: «стол», «стул», «шкаф»,
«зеркало». В ванной можно прикре- пить визуальное расписание с указа- нием последовательности действий при умывании или посещении туалета.
Рассматривание коммуникативных книг.
Составление фотоальбома про себя.
Составление ритмических стихов с жестами. Стихи, жестовые и пальчиковые игры можно использовать ежедневно в занятии с ребёнком.
Взрослый читает стихотворение, а ребёнок заканчивает последнюю строчку, применяя либо известный ему жест, либо указывая на картинку с изображе- нием данного предмета.
Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин … (дом)
Бежит … (курица) с ведром, заливает кошкин … (дом)
Играем в «Кошкин дом»
Организация домашней среды

30
Список литературы
1. Жиянова П. Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна — Москва, 2006 г.
2. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эври- чайлд» (Великобритания), 2010 г.
3. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.
Интернет-ресурс: http://autism-aba.blogspot.com
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1.
Коммуникация. Альтернативная (дополнительная) коммуникация . . . . . . . . .5 1.1. Коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 1.2. Альтернативная (дополнительная) коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 1.3. Цели использования альтернативной (дополнительной) коммуникации . . .5 1.4. Случаи , в которых используется альтернативная (дополнительная) коммуникация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 1.5. Выбор подходящих средств альтернативной (дополнительной) коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.6. Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 1.7. Требования к символам системы дополнительной коммуникации . . . . .10
Глава 2.
Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации . . . . . . . . . . . . . . 11 2.1. Система жестов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 2.2. Система символов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 2.3. Обучение глобальному чтению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 2.4. Система коммуникации при помощи карточек PECS . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Глава 3.
Игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации . . . .27
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

Для заметок

перейти в каталог файлов


связь с админом