Главная страница

Евангельское злато.святитель Лука Войно-Ясенецк... Евангельское злато Проповеди на евангельские темы


Скачать 1.44 Mb.
НазваниеЕвангельское злато Проповеди на евангельские темы
АнкорЕвангельское злато.святитель Лука Войно-Ясенецк.
Дата12.02.2017
Размер1.44 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаEvangelskoe_zlato_svyatitel_Luka_Voyno-Yasenetsk.pdf
ТипДокументы
#21084
страница1 из 24

С этим файлом связано 3 файл(ов). Среди них: Evangelskoe_zlato_svyatitel_Luka_Voyno-Yasenetsk.pdf, Ya_polyubil_stradanie_Arkhiepiskop_Luka_Voyno-Yase.pdf.
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Евангельское злато
Проповеди на евангельские темы
И воссиял над миром свет Христов
Блаженны плачущие, ибо они утешатся
Будем всей душой тянуться к свету Христову
Легко идти за Господом по тернистому пути
Стать чистой пшеницей Божией
Бог отвергает все, что связано с насилием
За своих детей дадите ответ перед Богом
«Какие грехи видим в людях, те есть и в нас»
Потоками слез омывайте нечистоту сердца своего
Слезами покаяния поливайте семена Божии
Необходимо избавляться от слепоты духовной
О богатых и богатстве
Кто избавит нас от тела смерти?
Помни о конце твоем
Вера есть глава и корень
Вселенная — Церковь, которую утверждает Христос
Будем пить ненасытно новое вино Христово
Отвечайте любовью на зло
Зачем Господь воскрешал мертвых?
Противоядие от беснования — Священное Писание
Не знаете, какого вы духа
Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!
Не имеющий милосердия перестает быть человеком
Будем молиться всегда и везде
Будьте детьми Божиими, и не будет тщетной молитва ваша
Страх Божий выше всего
О временах и сроках
Кому много дано, с того много и взыщется
Жизнь коротка — Господь ожидает вашего покаяния
Мы обязаны обличать согрешающих перед Богом
Станем достойными участниками вечери Христовой
За гробом поздно обретать веру
С благодарностью принимай все, что посылает Господь
Старайтесь жить по воле Божией
Горе тем, кто не творит заповеданное Господом
Бойтесь лукавства и притворства
В мире скорбны будете
Тщеславие — тонкий и опасный порок
Проповеди на темы Апостольских посланий
Как редки ныне люди, умеющие слушать
Избегайте мирской скверны
Спасительна лишь действенная вера

Ищите мудрости у святых
Страдайте о том, что в мире так много зла
О предопределении
О рабах греха и рабах праведности
О дарах духовных
Будьте живыми камнями здания своей жизни
Бойтесь принять час смертный без покаяния
Только смирение может избавить от сетей диавола
Древний мир жаждал Откровения свыше
Будем делать добро
Исполниться всею полнотою Божией
Гроб открытый — гортань их
И будете светом среди тьмы
Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте
И будут двое одна плоть
Облекитесь во всеоружие Божие
Внемлите призыву Господа — смиряйтесь
Помогайте малодушным в слабости их
Жизнь наша — время терпения
Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего
Всегда благодарите Бога за наказания
Объяснение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина
1. Праздность — мать греха
2. Лют дух уныния
3. Страсть властолюбия
4. Способность хранить уста
5. Запретный плод
6. Смирение — корень всего
7. Спасение — в терпении
8. Бог есть любовь
9. Узри свое сердце
Примечания
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13

14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Введение
Беседы на Евангелие
Содержание

Евангельское злато

Проповеди на евангельские темы

И воссиял над миром свет Христов
Слово на Евангелие от Матфея, гл. 4, стих 16
Пришел
Иисус Христос к жителям страны Заиорданской, к жителям земли Невфалимовой и
Завулоновой, бывшим в то время язычниками, и «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий,
и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (
Мф.
4:16). Эти слова относятся и к вам, ибо много лет были вы лишены богослужения, Таинств Христовых, не слышали проповеди
Евангелия, церковного пения и молитв. Выросло уже новое поколение молодых людей, которые совсем не знают Христа, и которым никто не проповедовал веры христианской, Его учения. И
эти несчастные дети подобны народу, населявшему страну Завулонову и сидевшему во «тьме и тени смертной». И воссиял над ними свет Его, когда милостью Божией открылись храмы, ибо
Господь наш
Иисус Христос есть единственный и истинный свет. Так говорит о Нем святой
Иоанн Богослов в первой главе своего великого Евангелия, которую читают один раз в году на
Пасхальной утрене: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (
Ин.
1:4—5).
Ныне к вам, как к древним христианам, можно обратиться словами апостола Павла: «Вы были некогда тьма, а теперь» — «свет в Господе; поступайте, как чада света» (
Еф.
5:8). Только в свете Христовом можем мы пройти наш земной путь.
Источники света бывают разные — яркие, как солнце, луна и звезды; слабые, как коптящая свеча или лампа; малые искры, светящиеся слабым светом. Но все же это свет, все же это благословение от Бога. Всякий малый свет угоден Богу, и таким малым светом может светить каждый из вас в окружающей тьме. Своей добротой, своей лаской и приветливостью, своим милосердием, святой любовью своей и благочестием вы можете и должны светить в этом мире,
ибо вы — «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (
1 Пет.
2:9). Так высоко ценит вас святой апостол Петр.
Не нужно быть ученым проповедником, обладающим красноречием, нужно иметь сердце,
озаренное светом Христовым. Всякая простая старушка, ничему не учившаяся, может быть ярким светильником Божиим, если в ее сердце горит свет кротости, любви и смирения, если она любит всех окружающих и старается всем, чем может, помочь.
Ко многим людям, которые считают себя носителями просвещения, света ума, обращены слова Христовы: «Смотри, свет, который в тебе, не есть ли тьма» (
Лк.
11:35)? Господь призывает человека посмотреть, есть ли в сердце свет Христов.
После того как Иисус Христос осветил Своим Божественным светом людей земли
Завулоновой и Невфалимовой, Он тотчас же начал призывать их: «Покайтесь, ибо приблизилось царствие небесное» (
Мф.
3:2). И нам нужно помнить, что светить сердцем мы будем только тогда, когда освободимся от тьмы греховной, ибо свет с тьмой несоединим. Пусть каждый отнесет к себе призыв Господень о покаянии! Близится уже время, предназначенное Святой
Церковь ю для сугубого покаяния — время Великого поста.
К сожалению, стал весьма распространенным в высшей степени тяжкий грех, значение которого многие из вас недостаточно сознают,— грех отречения от Христа, отречения от веры в
Бога. Вы знаете, как велико было множество малодушных людей, которые в былые годы безбожия при всеобщей переписи населения в графе об отношении к религии довольно легко писали, что они неверующие. А ведь это есть совершенно очевидное, несомненное отречение от
Христа. Это к ним относится грозное предупреждение Христа: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным»(
Мф.
10:33). И этого стоит
ужаснуться.
В первые века христианства были жестокие гонения на верующих; из истории Церкви известно, сколько мучеников пролило свою кровь за имя Христово, за исповедание Его. Но наряду с этим сонмом святых мучеников было много малодушных людей, отрекшихся от
Христа из страха мучений. Когда гонения закончились, многие возвращались в
Церковь со слезным покаянием, но Вселенские и поместные Соборы чрезвычайно сурово осудили всех отступников от веры; было время, когда их совсем не принимали в Церковь. В дальнейшем их стали принимать, но после долгого покаяния,— их на десятки лет отлучали от причастия!
Этим отступникам уподобились те из вас, кто отрекался от Христа в наши времена,
которые никак не могут сравниться с временами гонения на первых христиан. Никого из вас не убивали, не мучили,— не было прямого гонения, и, тем не менее, нашлось множество малодушных, которым даже одного опасения пострадать за веру достаточно было, чтобы объявить себя неверующими. Я не знаю, какое церковное наказание будем мы налагать на этих новых отступников от веры. Это очень сложный вопрос, который подлежит обсуждению
Собора.
Нужно, чтобы каждый из вас вник в свою совесть, и тот, кто отрекался от Христа, не смел бы подходить к Святой Чаше, ибо постановления Вселенских Соборов в отношении отступников не отменены.
Да Сохранит вас всех Господь
Бог от страха там, где его нет, ибо многие преувеличивали этот страх. Да не будет ни с кем из вас этого страшного бедствия. Да сияет всегда в сердцах ваших свет Христов. Аминь.
21 января 1945 года»

Блаженны плачущие, ибо они утешатся
Слово на Евангелие от Матфея, гл. 5, стих 4
Вторая заповедь блаженства: «блаженны плачущие, ибо они утешатся» (
Мф.
5:4),—
говорит о слезах.
Испокон века вся земля залита слезами печали и горя. И доныне всюду горе, всюду страдание, печаль, тоска и всюду слезы. Если бы можно было собрать все слезы, которые пролило человечество за многие тысячи лет своего существования, и вылить их на землю, то был бы второй всемирный потоп. А сколько слез пролито всеми народами в эту страшную дьявольскую войну!
Но хотя мы, христиане, смотрим на жизнь как на непрерывное страдание, нас никак нельзя назвать пессимистами, ибо эти люди мрачно смотрят на жизнь, не видят преобладания добра и радости над злом и в таком безнадежном настроении доходят до проклятия жизни, даже до самоубийства. А разве что-нибудь похожее являем мы в нашем христианском убеждении в том,
что вся жизнь человека есть тяжелый крестный путь страданий и скорбей? Совсем нет.
Пессимизм оскопляет душу, а наша печаль, наш плач и слезы оплодотворяют жизнь очищением нашей души.
Но всякие ли слезы благословляются Богом, всяким ли слезам обетовано утешение? Нет,
далеко не всем. Есть слезы злобы, ненависти, слезы униженной гордости. Много слез проливается оттого, что остаются неудовлетворенными человеческие стремления к мирским благам, что остаются посрамленными наши заветные желания, что рушится тот план жизни,
который мы начертали себе сами, а не Господь начертал. Эти слезы Богу противны.
Больше всего и чаще всего плачут люди от страданий телесных и душевных: плачут тяжелобольные подчас от невыносимой боли, плачут люди и от тяжкой душевной скорби.
Плачут обездоленные и слабые, плачут сироты и вдовы, плачут немощные, попранные сильными. Как примет Господь эти слезы? Господь милосерд, Он всех любит, всем сострадает.
Эти слезы Он примет и осушит. Это слезы тех, кому Господь обещал утешение во второй заповеди блаженства.
А есть слезы совсем иного рода — слезы людей чистых, с глубоко чувствительной совестью, слезы о самих себе, о том, что творят они, слезы от сознания своей греховности,
своего глубокого недостоинства перед Богом, слезы раскаяния и покаяния. Эти слезы — самые угодные Богу, и к ним также относятся слова: «блаженны плачущии, ибо они утешатся».
Бывают слезы еще более высокие. Это слезы святых, которые льются беспрестанно и составляют сущность всей их жизни, ибо основа святости есть нищета духовная. Что такое духовная нищета? Это глубокое сознание своей полной несостоятельности перед Богом,
сознание того, что мы лишены всего, что составляет подлинное богатство духа,— богатства любви, богатства милосердия и чистоты сердечной.
Может показаться странным, что святые, у которых как будто нет никаких грехов, плачут.
Однако это так, и никто так много не плачет, как подлинно святые. Из их духовной нищеты истекает сначала малый ручеек слез, который расширяется по мере углубления их в созерцание своего сердца, ибо перед ними стоит недосягаемый идеал — Солнце Правды, Христос Бог наш.
Сравнивая с этим сверкающим Светом мерцающий свет своей души, они плачут искренними слезами от сознания своего недостоинства перед Богом, сознания далекого отстояния от того,
чем должны быть люди, ибо Господь сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш
Небесный» (
Мф.
5:48). И те святые, которые глубоко в сердце приняли эти слова, не могут не плакать непрестанно, не могут не томиться печалью о том, что так бесконечно далеко нужно
идти до совершенства, равного совершенству Бога.
Они плачут, и поток их слез превращается в конце концов в реку, омывающую не только их грехи, но грехи всех людей. Святые печальники молятся о всех людях. Они страдают, мучаются в своей святой душе, видя то, что творится в мире, они плачут над тем злом, которым полон весь мир, ибо «мир во зле лежит» (
1 Ин.
5:19).
Святые, которым Господь даровал великий дар покаянных слез,— а этот дар у всех подвижников считается одним из самых высоких,— день и ночь плакали так, что у многих из них от непрерывно струившихся по щекам слез образовывались красные полосы и даже изъязвления кожи от постоянного раздражения.
Святой Климент, ученик апостола Петра, написал, что видел, как каждую ночь, когда раздавался крик петухов, святой апостол, точно кем-то разбуженный, вскакивал с постели,
повергался на землю и плакал часами, омывая своими слезами тяжкий грех троекратного отречения от Христа.
Это касается не только древних святых, то же самое мы знаем об основательнице
Дивеевского монастыря Агафии Семеновне Мельгуновой (матушке Александре), Преподобный
Серафим всегда чтил ее как святую. Тело ее сохранилось нетленным. До нас дошло неложное предание о том, что глаза этой великой жены непрестанно источали потоки слез,— она получила от Бога великий дар слез. Такие слезы смывают всякий грех, это драгоценнейшее средство очищения души.
Надо достигнуть духовного совершенства, горячей любви ко всем, чтобы плакать как святой апостол Павел. Когда на пути своем в Иерусалим, на страдания, остановился он в Ефесе и призвал пресвитеров для прощания, то признался: Я «три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (
Деян.
20:31). Легко ли плакать день и ночь в течение трех лет, и не о себе, не о своем горе, а о людях, которых нужно было наставлять и учить всем великим евангельским истинам?
Такие слезы — слезы великой любви к людям, слезы глубокого покаяния, слезы печали и горя о своем недостоинстве, о своей греховности, слезы о зле всего мира, о том, что творится вокруг нас, о грешниках, которые нас окружают,— самые драгоценные перед Богом.
Много в сердцах человеческих тоски. Но тоскуют люди не всегда о высшем. Тоскуют от разлуки с ближними; тоскуют и плачут, погребая своих родных, навеки разлучаясь с ними;
тоскуют о потере имущества, здоровья; тоскуют о неудачах в жизни.
Кроме того, есть еще особая, трудно распознаваемая, безотчетная тоска по высшему, по святому, по чистому, тоска, которая гложет сердце людей среди веселья, радости, тоска смутная и мучительная. Что это за тоска? Это тоска души по раю, по потерянному достоинству.
Эту тоску по Богу, по райскому блаженству, удивительно глубоко изобразил поэт
Лермонтов в стихотворении «Ангел». Послушайте его, оно войдет в ваши сердца.
По небу полуночи Ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов.
О Боге великом он пел и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой

Остался — без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
В раю люди не плакали. В царствии Божием люди плакать не будут, о чем можно догадаться из Откровения святого Иоанна Богослова: «И увидел я новое небо и новую землю,
ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я», «Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет,
ибо прежнее прошло» (
Откр.
21:1—4). Придет царство Божие, в котором Бог утрет всякую слезу, и не будет там места нашему горю.
К этому вечному и безмерному счастью должны мы идти путем печали и слез, ибо христианская жизнь есть тяжелый крестный путь, полный страданий, орошаемый потоками слез. Если достойно пойдем этим путем, если будем омывать наши грехи наше недостоинство,
то придем туда, где сияет вечный свет, где царит вечная радость, где нет никакого горя, никаких слез и тоски.
Да сподобит всех нас Господь и Бог наш Иисус Христос вечного обитания в беспечальном мире радости. Аминь.
16 сентября 1945 года»

Будем всей душой тянуться к свету Христову
Слово на Евангелие от Матфея, гл. 6, стихи 22—23
«Светильник для тела есть око» (
Мф.
6:22). Через глаза познаем мы свет, это все знают и понимают. Наукой точно изучено все, что происходит в глазах и в мозгу, когда на глаз действует свет. Но наука совсем не может объяснить, что означает сказанное далее: «Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма» (
Мф.
6:22—23)? Мы же не видим, что наши тела излучают свет. А Иисус Христос говорит, что все тело наше может быть светлым,— этого наука не понимает. Бог открывает нам тайну бытия, ведомую Ему одному, Творцу мира. И нам надлежит вникнуть в смысл этих удивительных слов Господа.
Вы видели радугу на небе. Вы знаете, что она блещет различными цветами: зеленым,
желтым, красным, фиолетовым. Радуга возникает вследствие преломления солнечного света в облаках. Проходя через облака, солнечный свет, который кажется нам однородным, распадается на составные части. Так мы узнаем, что он содержит в себе дивные цвета, которые видим в радуге. Значит, в состав солнечного света входят все эти различные лучи. Белым же солнечный свет представляется нам вследствие того, что они смешиваются.
Но все, кто изучал физику, знают, что не только небесные облака могут преломлять солнечный свет. Известно, что если луч солнца пропустить через стеклянную призму, он тоже распадается на многие цвета. Мы увидим полосу, состоящую из различных цветов, которая называется солнечным спектром, но в ней содержатся не только те видимые лучи, которые мы знаем по цвету, а и многие невидимые. Известно, что те лучи, которых мы не видим, но которые содержатся в солнечном свете, имеют необыкновенные, таинственные свойства, совсем непохожие на свойства солнечного света в его совокупности. Мы не знаем, как невидимые лучи влияют на наше тело. Только Господу известно действие всех лучей, входящих в состав солнечного света.
Все живое тянется к солнцу. Вы знаете, как светло и радостно чувствуем мы себя в ясный,
солнечный день. Какая благость, бодрость, энергия, какое радостное настроение овладевают нами! Все наше тело как будто светится от энергии света. Это то, о чем говорит Иисус Христос,
но сущность чего мы не понимаем. О свете обычном, солнечном, Господь сказал нам для того,
чтобы показать разницу между этим светом и светом духовным,— тем светом, которым сияют не только души, но и тела святых. Таким духовным светом сияло лицо великого пророка
Моисея, когда сходил он с горы Синайской, держа скрижали с заповедями, начертанными на них перстом Божиим.
Это тот свет, который по Божию произволению показал преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский горячо любимому своему другу, помещику Мотовилову. Беседуя с ним, батюшка Серафим вдруг сказал: «Посмотри на меня». Мотовилов устрашился, увидев как лицо его засияло Божественным светом. «Смотри, никому не говори об этом, тебе одному я показал»,— предупредил преподобный.
Светом души, светом чистого ума пронизано все существо добрых людей. Для многих слепых их тяжкое несчастье оказывается великим благодеянием Божиим, ибо они, ничем не развлекаемые, ничего суетного не видящие, глубоко сосредоточенные, смотрят в свое собственное сердце, отмечают каждое его движение, и такое наблюдение дает им свет духовный. Святые всегда были погружены в созерцание своего сердца, и великим Духовным светом сияло все их существо.
Сумеречный свет присущ душам людей, всецело преданных заботам и страстям века сего,
мирской суете. Они живут в духовном полумраке. Нет света истины и любви в душах их. И
только изредка, когда Господь посетит их милостью Своей, послав им несчастье и страдание,
чтобы остановить их на суетном пути, заставить задуматься и оценить свою жизнь,— тогда свет их душ на время ярко вспыхивает.
Есть люди, совсем лишенные духовного света. Их сердца всегда исполнены вечного мрака.
Это все ожесточенные, пребывающие в гордыне враги Божии, восставшие против Христа.
Многие из них думают, будто несут свет, поскольку имеют хорошее образование. Но они глубоко ошибаются: все тело и все их помыслы, которые они считают глубокими, темны и лишены истины, ибо истина только в Боге, сказавшем: «Я... Путь, и Истина, и Жизнь» (
Ин.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24