Главная страница

Конструирование карты урока в соответствии с ФГ... Формирование у обучающихся универсальных учебных действий требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Скачать 0.92 Mb.
НазваниеФормирование у обучающихся универсальных учебных действий требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
АнкорКонструирование карты урока в соответствии с ФГ.
Дата06.12.2016
Размер0.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаKonstruirovanie_karty_uroka_v_sootvetstvii_s_FG.pdf
ТипОбразовательный стандарт
#6470

С этим файлом связано 4 файл(ов). Среди них: Stsenarii_shkolnykh_viktorin_konkursov_igr.pdf, Belukhin_D_A_Kak_voznenavidet_sebya_detey_i_pedagogiku_Uchebnoe_, Sto_sovetov_uchitelyu.pdf, vk_com_sbody47.gif, Konstruirovanie_karty_uroka_v_sootvetstvii_s_FG.pdf.
Показать все связанные файлы
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 1
2
/2 0
1 Новый образовательный стандарт в действии
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий – требование федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Предлагаемая авторами технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии сданным требованием. Она может стать для заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе основой для анализа работы педагога по формированию у детей универсальных учебных действий.
И.М. Логвинова, канд. пед. наук, замдиректора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования,
Г.Л. Копотева, канд. пед. наук, завлабораторией Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования
Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании неслучайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Исходя из определения технологическая карта, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части.
“Это полезно знать”
Термин технологическая карта пришел в педагогику из технических, точных производств.
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся
Новый образовательный стандарт в действии
Необходимость реализации в образовательном процессе системно­
деятельностного и личностно­ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников. Поэтому для того чтобы грамотно отразить в технологической карте урока специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию деятельности.
В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность:
• тщательного планирования каждого этапа деятельности;
• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельна основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями­практиками, мы пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует.
По итогам проведенного анализа были выявлены следующие тенденции в планировании учителями урочной деятельности:
• популярность планирования урочной деятельности в форме технологических карт достаточно высока;
• карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
• разработчики технологических карт урока привносят в их структуру элементы, которые призваны отразить содержательные особенности преподаваемого ими предмета.
Н.Я. Мороз предлагает выделить в структуре карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса*:
• блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
• инструментальный (какими средствами это достижимо);
• организационно­деятельностный (структуризация на действия и опе­
рации).
Однако, по нашему мнению, моноструктурная карта для учителя­прак­
тика является более оптимальной – как повремени, таки по усилиям, необходимым для ее составления Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно­методическое пособие. Витебск, 2006. – Примеч. авт.
Реализация в технологической карте урока специфики педагогической деятельности
Современные тенденции проектирования технологических карт урока
“Это полезно знать”
Технологическая карта урока – обобщен­
но­графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).
Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность
УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 1
2
/2 0
1 Новый образовательный стандарт в действии
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС) каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения. Эта необходимость и определила структуру предлагаемой технологической карты урока, призванной зафиксировать не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и виды вышеназванных предполагаемые образовательные результаты.
Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно­ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.
В таблице представлена примерная форма технологической карты урока.
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые
действия
Формируемые способы
деятельности
Осуществляемые
действия
Формируемые способы
деятельности
Осуществляемые
действия
Формируемые способы
деятельности
1-й этап урока
2-й этап урока

Предлагаемая технологическая карта урока, реализующего цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий, апробирована в процессе деятельности по научно­методическому сопровождению введения ФГОС:
• в рамках информационно­консультационных семинаров в 37 регионах РФ;
• в ходе 18 информационно­консультационных семинаров в Москве на базе Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования (далее – ИСИО РАО);
• в работе проектных площадок ИСИО РАО на базе средних общеобразовательных учреждений, институтов повышения квалификации работников образования, городских и районных методических центров ряда регионов РФ.
Апробация осуществлялась в форме методических практикумов, вовремя которых педагоги, администраторы образования самостоятельно конструировали ход урока на основе предложенной технологической карты. В приложении представлена технологическая карта урока, разработанная на базе проектной площадки ИСИО РАО.
Соответствие структуры технологической карты урока требованиям ФГОС
Апробация технологической карты урока
Новый образовательный стандарт в действии
При лож карта урок

а*
Уч еб ны й предмет литературное чтение Класс класс Автор У
М
К программы учебного курса Р

. Бун ее в Е

. Бун ее ва
. Литературное чтение класс (Капельки солнца. М,
20 Тема урока СЯМ ар ш
ак
Цирк шапито .Ти пурок аи зу че ни е нового материала у

чи
те
ля
Д
ея
те
льнос
ть об
учающих
ся
Познав
ат
ельна
я
Ко
мм
уник
ат
ивна
я
Рег
уля
тивна
я
Ос
ущ
ес
тв
ляемые
дейс
твия
Фор
мир
уемые способы
дея
те
льнос
ти
Ос
ущ
ес
тв
ляемые
дейс
твия
Фор
мир
уемые способы
дея
те
льнос
ти
Ос
ущ
ес
тв
ляемые
дейс
твия
Фор
мир
уемые способы
дея
те
льнос
ти
1
2
3
4
5
6
7
Эт
ап Постановка цели из bbадbbачи урока. Загадывает загадку о цирке. Просит выдвинуть предположение от еме предстоящего урока. Организует беседу, выявляющую представления детей о цирке. Подводит итог беседы. Ставит цель заслушивания текста. Формирует группу экспертов для оценки выразительности чтения по ранее разработанному алгоритм у)
О
тг адываю т заг адк у.
Выдвиг аю т предположения от еме урок а.
Сл ушаю т вопросы учите ля.
О
тве чают на вопросы учителя Выд ел ять существенную информацию из текста заг адки.
Выдвиг ать гипотезу и обосновывать ее.
О
сущ ес тв ля ть актуализацию личного жизненного опыта Взаимодействуют сучите лем вовремя опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
Сл ушат ь собеседник а.
Ст роить понятные для собеседника высказывания Контролируют правильность ответов обучающихся Уме ть слушать в соответствии с целевой ус тановк ой.
Принима ть и сохранять учебную цель и задачу Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания Этап Работа над содержанием т

ек
ст
а”
Орг аниз уе т работу по первичному чтению текста стихотворения СЯМ аршак а
“Цирк
­шапи то”
Трое обучающихся последовательно один за другим вслух читают текст стих от ворени я.
Рабо та осуществляется с целью отработки приемов выразительного чтения понимания обучающимися содержания текста Ана лизирова ть:
• степень выразительности чтения содержание поэтического произведения Весь класс во фронтальном режиме слушает текст стихотворения Понима ть нас лу х текст стихотворения Гр уппа экспертов походу чтения оценивает его выразительность по ранее разработанному алгоритму Принима ть и сохранять учебную цель и задачу Выявлять отклонения от эта лона.
О
сущ ес тв ля ть взаимоконтроль Технологическая карта составлена МВ. Г
ле зд ен ев ой, учителем начальных классов
М
О
У Гимназия, г. Ижевск, Удмуртская Республика Примеч. авт УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 1
2
/2 0
1 Новый образовательный стандарт в действии. Организует обсуждение степени выразительности чтения. При необходимости корректирует результаты работы группы экспертов. Оценивает (выставляет отметки) порезу ль татам выразительного чтения стихотворения Трое обучающихся спикеры) из группы экспертов озвучивают подготовленный анализ степени выразительности чтения каждого из троих школьников, зачитывавших текст Док азыва ть, аргументировать свою точку зрения Все остальные обучающиеся выслушивают спикеров группы экспертов Класс понимать нас лу хо тве ты обучающих ся.
Эк сперты:
• осознанно строить речевое высказывание строить высказывания, понятные для партнеров рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых дейс твий)
В ходе заслушивания выступлений спикеров остальные школьники контролируют правильность и полноту проведенного анализа степени выразительности чтения По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ Принимать и сохранять учебную цель и задачу Обнаруживать отклонения от эта лона.
О
сущ ес тв ля ть взаимок он тро ль.
А
деква тно воспринимать оценку учителя Орг аниз уе т чтение поэтического произведения с фиксацией внимания обучающихся на развитии сюжета выразительности чтения Обучающиеся вслух по ролям сколько героев столько читающих) читают текст стихотворения с фиксацией внимания на развитии сюжета выразительности чтения Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением последовательности развития сюжета Вс е остальные обучающиеся слушают чтение по ролям Выразительно чи та ть.
Понима ть нас лу хот ве ты обучающихся В ходе заслушивания текста поэтического произведения осуществляют самоконтроль икон тро ль развития сюжета текста выразительности чтения Принимать и сохранять учебную цель и задачу Организует обсуждение содержания поэтического произведения, задает вопросы:

Кт от акие жонглеры Акробаты Канатоходцы Может лис лон быть кана то ход цемКог о называют атлетами Какой номер они показывают Чт от ак ое литавры и тарелки Чт о изображают играющие звери?

А кто в этом оркестре пингвин Как оно де т Кто помогает пингвину Как Зачем Участвуют в беседе по сюжету стихотворения Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Учас тв уют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме
Понима ть нас лу хот ве ты обучающих ся.
Уме ть формулировать собственное мнение и позицию.
Уме ть использовать речь для регуляции своего действия Входе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста стихотворения Принима ть и сохранять учебную цель и задачу Осуществлять самоконтроль Новый образовательный стандарт в действии
1
2
3
4
5
6
7
Вариант 1: проводит игру Что зачем (можно провести только для обучающихся, имеющих затруднения в сохранении последовательности развития сюжета при пересказе картинки, раскрывающие сюжет, нужно расположить в правильной после дова те льнос ти.
Вариант 2: проводит работу пос оставлению плана стихотворения Вариант 1: располагают картинки в нужной после дова те льнос ти.
Вариант 2: над оск е ив тетрадях составляют план стихотворения Уме ть:
• структурировать знания выделять существенную информацию из поэтического текста строить рассуждения в форме связи простых суждений о поэтическом произведении, его строении Озвучивают последовательность развития сюжет а:
а) с опорой на рисунки б) с опорой на план пересказывают стихотворение) в парах
Ст роить монологическое выск азывание.
Уме ть в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, с учетом того, что он знает и видит, а что не т.
А
деква тно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах
П
ланирова ть свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.
Обнар ужива ть отклонения от эта лона.
Вноси ть необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок
Орг аниз уе т чтение текста поэтического произведения с целью выделениях уд ож ес твенных приемов, использованных для характеристики его героев полного понимания детьми ролик аж дог о из персонажей формирования у первоклассников правильного типа читательской деятельности развития интереса к чтению и желания читать Обучающиеся просе бя читают текст стихотворения с целью выделения художественных приемов, использованных для характеристики его героев полного понимания роли каждого из персонажей формирования правильного типа читательской деятельности Уметь осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением художественных приемов, использованных для характеристики героев произведения роли и значения каждого из персонажей Чи тают поэтическое произведение просе бя

Самок он тро ль выполнения задания Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане. Организует обсуждение художественных приемов, использованных для характеристики героев поэтического произведения. Оценивает (выставляет отметки) порезу ль татам обсуждения художественных приемов
Учас тв уют в беседе по обсуждению художественных приемов, использованных для характеристики героев поэтического произведения Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
По вызову учителя озвучивают перечень художественных приемов, использованных для характеристики героев поэтического произведения Строить монологическое выск азывание.
А
деква тно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Остальные обучающиеся походу ответов оценивают правильность художественных приемов, использованных для характеристики героев поэтического произведения Принимать и сохранять учебную цель и задачу Обнаруживать отклонения от эта лона.
О
сущ ес тв ля ть взаимок он тро ль.
А
деква тно воспринимать оценку учителя УПРАВЛЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ № 1
2
/2 0
1 Новый образовательный стандарт в действии
1
2
3
4
5
6
7
Эт
ап Работа над смыслом текста. Ставит цельна выявление черт характеров героев с подтверждением из текста произведения роли и значения каждого из персонажей смысла поэтического произведения. Организует деление класса наг руппы почел. (по две парты) для обмена мнениями и уточнения характеров героев поэтического произведения. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания Анализируют поэтическое произведение с целью определения характеров героев роли из на че ни яка ж
до го из персонажей смысла поэтического про из веде ни я.
Со глас уют между собой характеристику героев поэтического произведения мнения о роли и значении каждого из персонажей Делаю т обобщающий вывод о смысле поэтического произведения Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков В группах четверках кооперируют усилия по решению учебной задачи Согласовывать усилия по решению учебной зада чи.
Д
ог оварива тьс я и приходить к общему мнению в совместной де ят ельнос ти.
Учи тыва ть другие мнения Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания Принимать и сохранять учебную цель и задачу Обнаруживать отклонения и отличия от эталона. Организует обсуждение характеров героев поэтического произведения. Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения. Оценивает результаты обсуждения характеров героев поэтического произведения ивы явления смысла поэтического произведения Участвуют в беседе по обсуждению характеров героев поэтического произведения Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Обосновыва ть свое мнение
“С
пи ке ры
” групп озвучивают ответы, подготовленные группой от каждой группы заслушивается сообщение об одном личностном качестве героя поэтического произведения вывод о смысле поэтического произведения с обоснованием
Ст роить высказывания, понятные для пар тнеров.
Ре флексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых д ейс твий).
Понима ть нас лу хот ве ты обучающихся Прос лушиваю тот ве ты спикера группы Осуществлять итоговый и пошаговый контроль порезу ль тату Этап Домашнее задание. Объясняет сущность домашнего задани я:
а) придумать свой рассказ о жизни цирка шапито б) нарисовать сюжет из жизни цирка шапито иллюстрацию к своему рассказу. Предлагает при необходимости найти в словарях значение слов сюжет, иллюстрация