Главная страница

Энгельс Фридрих. Принципы коммунизма - royallib... Фридрих Энгельс Принципы коммунизма Издано к 160-летию первых публикаций


Скачать 54,06 Kb.
НазваниеФридрих Энгельс Принципы коммунизма Издано к 160-летию первых публикаций
АнкорЭнгельс Фридрих. Принципы коммунизма - royallib.
Дата23.09.2017
Размер54,06 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭнгельс Фридрих. Принципы коммунизма - royallib...doc
ТипДокументы
#33406
страница1 из 3
Каталогid36959551

С этим файлом связано 91 файл(ов). Среди них: План городских мероприятий к Дню Победы.doc, Энгельс Фридрих. Принципы коммунизма - royallib...doc, Информация к совещанию 23.11.2015 г..doc, pravdaG_129_15.pdf, 036a09_pravda_informatsionni_bulleten_01_02_2016_2.pdf, Nash_golos_yanvar_2017.pdf и ещё 81 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3


Фридрих Энгельс
Принципы коммунизма
Издано к 160-летию первых публикаций
От издательства
«Принципы коммунизма» написанные Ф. Энгельсом в октябре-ноябре 1847 года по поручению окружного комитета союза коммунистов в Париже как проект программы первого международного союза коммунистов, созданного К. Марксом и Ф. Энгельсом в форме ответов на вопросы, разъясняющие научные положения марксовой теории.

В этой работе Ф. Энгельс обосновал тактические принципы действия пролетарской партии и даже предложил мероприятия позволяющие завоевавшему власть пролетариату осуществить переход от капитализма к социализму. Представляет большой интерес и ответ на вопрос: «Чем отличаются коммунисты от социалистов?»».

Теоретические положения изложенные в «Принципах» вошли в написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом и опубликованный впервые в феврале 1848 года в Лондоне «Манифест коммунистической партии».

«Манифест» явился первым программным документом научного коммунизма. По выражению В.И. Ленина «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектику, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теорию классовой борьбы и всемирно исторической революционной роли пролетариата, творца нового коммунистического общества» (В.И. Ленин, Полн. собр. соч. т. 26 с. 48).

«Манифест» был издан на многих языках и был принят в основу программ социалистических партий различных стран и международных организаций. Первое русское издание было осуществлено в переводе Бакунина в 1869 году, второе издание в переводе Плеханова вышло в 1882 году и положило начало широкому распространению идей «Манифеста» в России.

Гениально изложенные научные положения марксистской теории своей логической обоснованностью имели поистине магическое действие на сознание людей, подводили их к выводам и действиям не только распространения, но и претворения их в жизнь.

Социализм, как новое общественное устройство, стал фактом во многих странах мира, подтверждающим научность марксистской теории.

Издательство осуществило выпуск этой брошюры, в связи с 160-летием первых публикаций названных работ и считает полезным ознакомить с ними современного читателя несмотря на безудержное повторение современными либералами и демократами в России безапелляционного выражения бывшего президента России Ельцина о том, что с коммунизмом в России покончено навсегда.

Граждане нашей страны проявляют все больший интерес к коммунистической идее. О социализме в России заговорили даже те кто его разрушал, в том числе и отдельные руководители высших государственных органов. И это прежде всего потому, что еще живо поколение советских людей которое выросло, выучилось и пользовалось конкретными условиями труда, быта, отдыха и культуры того социализма, который со всеми его плюсами и минусами был реально осуществлен в СССР.

Люди сами на своем жизненном опыте сравнивают, что они имели при том реальном социализме в СССР и что получили при современном капитализме в России. Конечно, незначительная часть населения страны за счет обогащения, часто незаконным путем, получила возможность пользоваться большими благами, и даже сверх нравственной меры. Из этой среды больше всего и раздаются похоронные выражения в адрес коммунизма.

Однако большая часть наших людей труда все чаще вспоминает, а иногда и с ностальгией, жизнь при социализме. И не только с материальной обеспеченностью связаны эти переживания, но с еще большим сожалением утраты духовного образа жизни людей, высоко нравственного отношения друг к другу в сравнении с вошедшими в теперешнюю жизнь проявляющимися индивидуализмом, соперничеством, получением благ за счет других. Возрастающее негодование старшего поколения появившимися «новыми ценностями» поддерживается молодежью.

Даже отдельные западные ученые, политологи высказывают: «Что вы наделали! Разрушили СССР, социализм, советскую власть. В системе общественных отношений и государственного устройства вы были впереди всех цивилизованных стран. Надо было многое поправить и развиваться дальше, а не рушить все.»

Для осмысления всего происходящего в России образованному, трудолюбивому, небезразличному к судьбе отечества гражданину, и особенно молодому, будет интересно узнать, а кому-то и вспомнить принципы коммунизма, которые стали результатом научного вывода из марксистской теории и сравнить их с теми принципами и положениями реально существовавшими при социализме в СССР.

Любознательный, внимательный читатель не только обрадуется но и восхитится научным предвидением и осуществлением на практике той жизни в направлении которой развивалось советское социалистическое государство. И, возможно, придет к выводу, что в цивилизационном развитии общественного устройства жизни народов социализму альтернативы нет.

ПРИНЦИПЫ КОММУНИЗМА
1-й вопрос: Что такое коммунизм?

Ответ: Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата.

2-й вопрос: Что такое пролетариат?

Ответ: Пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путем продажи своего труда, а не живет за счет прибыли с какого-нибудь капитала, – класс, счастье и горе, жизнь и смерть, все существование которого зависит от спроса на труд, т. е. от смены хорошего и плохого состояния дел, от колебаний ничем не сдерживаемой конкуренции. Одним словом, пролетариат, или класс пролетариев, есть трудящийся класс XIX века.

3-й вопрос: Значит, пролетарии существовали не всегда?

Ответ: Нет, не всегда. Бедные и трудящиеся классы существовали всегда, и обычно трудящиеся классы пребывали в бедности. Но такие бедняки, такие рабочие, которые жили бы в только что указанных условиях, т. е. пролетарии, существовали не всегда, так же как не всегда конкуренция была вполне свободной и неограниченной.

4-й вопрос: Как возник пролетариат?

Ответ: Пролетариат возник в результате промышленной революции, которая произошла в Англии во второй половине прошлого века и после этого повторилась во всех цивилизованных странах мира. Эта промышленная революция была вызвана изобретением паровой машины, различных прядильных машин, механического ткацкого станка и целого ряда других механических приспособлений. Эти машины, которые стоили очень дорого и поэтому были доступны только крупным капиталистам, изменили весь существовавший до тех пор способ производства и вытеснили прежних рабочих, ибо машины изготовляли товары дешевле и лучше, чем могли их сделать рабочие с помощью своих несовершенных прялок и ткацких станков. Таким путем эти машины отдали промышленность целиком в руки крупных капиталистов и совершенно обесценили ту ничтожную собственность, которая принадлежала рабочим (инструменты, ткацкие станки и т. д.), так что капиталисты вскоре все захватили в свои руки, а у рабочих не осталось ничего. Тем самым в области изготовления тканей введена была фабричная система. – Как только был дан толчок к введению машин и фабричной системы, последняя быстро распространилась и во всех остальных отраслях промышленности, особенно в области набивки тканей, в книгопечатании, в гончарном производстве и в производстве металлических изделий. Труд стал все больше и больше разделяться между отдельными рабочими, так что рабочий, который раньше выполнял всю работу целиком, теперь стал делать только часть ее. Это разделение труда позволило изготовлять продукты быстрее, а потому и дешевле. Оно свело деятельность каждого рабочего к одному какому-нибудь, весьма простому, постоянно повторяющемуся, механическому приему, который с таким же успехом, и даже значительно лучше, мог выполняться машиной. Таким путем все эти отрасли промышленности, одна за другой, подпали под власть пара, машин и фабричной системы, точно так же, как это имело место в прядильном и ткацком производстве. Но тем самым они целиком переходили в руки крупных капиталистов, и рабочие также и здесь лишались последних остатков своей самостоятельности. Постепенно фабричная система распространила свое господство не только на мануфактуру в собственном смысле этого слова, но стала все более и более завладевать также и ремеслом, так как и в этой области крупные капиталисты все более вытесняли мелких мастеров, устраивая большие мастерские, в которых можно было достигнуть экономии на многих расходах и также ввести детальное разделение труда. В результате, мы пришли теперь к тому, что в цивилизованных странах почти во всех отраслях труда утвердилось фабричное производство и почти во всех этих отраслях ремесло и мануфактура вытеснены крупной промышленностью. – Вследствие этого прежнее среднее сословие, в особенности мелкие ремесленные мастера, все более разоряется, прежнее положение работника совершенно меняется и создаются два новых класса которые постепенно поглощают все прочие. А именно:

I. Класс крупных капиталистов, которые во всех цивилизованных странах уже в настоящее время являются почти единственными владельцами всех жизненных средств, а также сырья и орудий (машин, фабрик и т. п.), необходимых для их производства. Это класс буржуа, или буржуазия.

II. Класс совершенно неимущих, которые вследствие этого вынуждены продавать буржуа свой труд, чтобы взамен получать необходимые для их существования средства к жизни. Этот класс называется классом пролетариев, или пролетариатом.

5-й вопрос: При каких условиях совершается эта продажа труда пролетариев буржуа?

Ответ: Труд – такой же товар, как и всякий другой, и цена его определяется теми же законами, как и цена всякого другого товара. При господстве крупной промышленности или свободной конкуренции, – что, как мы увидим дальше, есть одно и то же, – цена товара в среднем всегда равняется издержкам производства этого товара. Следовательно, цена труда тоже равна издержкам производства труда, а издержки производства труда состоят именно из того количества жизненных средств, которое необходимо, чтобы рабочий был в состоянии сохранять свою трудоспособность и чтобы рабочий класс не вымер. Более, чем нужно для этой цели, рабочий за свой труд не получит; цена труда, или заработная плата, будет, следовательно, самой низкой, составит тот минимум, который необходим для поддержания жизни. Но так как в делах бывают то лучшие, то худшие времена, рабочий будет получать то больше, то меньше, совершенно так же, как фабрикант получает то больше, то меньше за свой товар. И как фабрикант в среднем, если взять хорошие и плохие времена, все-таки получает за свой товар не больше и не меньше, чем издержки производства, так и рабочий в среднем получит не больше и не меньше этого минимума. Этот экономический закон заработной платы будет осуществляться тем строже, чем больше крупная промышленность будет овладевать всеми отраслями труда.

6-й вопрос: Какие трудящиеся классы существовали до промышленной революции?

Ответ: Трудящиеся классы, в зависимости от различных ступеней общественного развития, жили в различных условиях и занимали различное положение по отношению к имущим и господствующим классам. В древности трудящиеся были рабами своих хозяев, подобно тому как они являются рабами еще и теперь во многих отсталых странах и даже в южной части Соединенных Штатов. В средние века они были крепостными дворян-землевладельцев, каковыми остаются и по сей день еще в Венгрии, Польше и России. Кроме того, в городах в средние века, вплоть до промышленной революции, существовали ремесленные подмастерья, работавшие у мелкобуржуазных мастеров, а с развитием мануфактуры стали постепенно появляться мануфактурные рабочие, которых нанимали уже более крупные капиталисты.

7-й вопрос: Чем отличается пролетарий от раба?

Ответ: Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспечено, как бы жалко оно ни было. Отдельный же пролетарий является, так сказать, собственностью всего класса буржуазии. Его труд покупается только тогда, когда кто-нибудь в этом нуждается, и поэтому его существование не обеспечено. Существование это обеспечено только классу пролетариев в целом. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания. Раб считается вещью, а не членом гражданского общества. Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества. Следовательно, раб может иметь более сносное существование, чем пролетарий, но пролетарий принадлежит к обществу, стоящему на более высокой ступени развития, и сам стоит на более высокой ступени, чем раб. Раб освобождает себя тем, что из всех отношений частной собственности уничтожает одно только отношение рабства и благодаря этому тогда только становится пролетарием; пролетарий же может освободить себя, только уничтожив частную собственность вообще.

8-й вопрос: Чем отличается пролетарий от крепостного?

Ответ: Во владении и пользовании крепостного находится орудие производства, клочок земли, и за это он отдает часть своего дохода или выполняет ряд работ. Пролетарий же работает орудиями производства, принадлежащими другому, и производит работу в пользу этого другого, получая взамен часть дохода. Крепостной отдает, пролетарию дают. Существование крепостного обеспечено, существование пролетария не обеспечено. Крепостной стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции. Крепостной освобождает себя либо тем, что убегает в город и становится там ремесленником, либо тем, что доставляет своему помещику вместо работы или продуктов деньги, становясь свободным арендатором, либо тем, что он прогоняет своего феодала, сам становясь собственником. Словом, он освобождает себя тем, что так или иначе входит в ряды класса, владеющего собственностью, и вступает в сферу конкуренции. Пролетарий же освобождает себя тем, что уничтожает конкуренцию, частную собственность и все классовые различия.

9-й вопрос: Чем отличается пролетарий от ремесленника? [Отсутствует в оригинале Ред. ]

10-й вопрос: Чем отличается пролетарий от мануфактурного рабочего?

Ответ: Мануфактурный рабочий ХЛТ-ХУШ веков почти повсюду владел еще орудиями производства: своим ткацким станком, прялкой для своей семьи и маленьким участком земли, который он возделывал в свободные от работы часы. У пролетария ничего этого нет. Мануфактурный рабочий живет почти всегда в деревне и находится в более или менее патриархальных отношениях со своим помещиком или работодателем. Пролетарий большей частью живет в больших городах и с работодателем его связывают чисто денежные отношения. Крупная промышленность вырывает мануфактурного рабочего из его патриархальных условий; он теряет последнее имущество каким еще обладал, и только тогда превращается в силу этого в пролетария.

11-й вопрос: Каковы были ближайшие последствия промышленной революции и разделения общества на буржуа и пролетариев?

Ответ: Во-первых, вследствие того, что машинный труд все более понижал цены на изделия промышленности, во всех странах света прежняя система мануфактуры, или промышленности, основанной на ручном труде, была целиком разрушена. Все полуварварские страны, которые до сих пор оставались более или менее чуждыми историческому развитию и промышленность которых до сих пор покоилась на мануфактуре, были таким путем насильственно вырваны из своего состояния замкнутости. Они стали покупать все более дешевые товары англичан и обрекли на гибель своих собственных мануфактурных рабочих. Таким образом, страны, которые в течение тысячелетий не знали прогресса, как, например, Индия, подверглись полной революции, и даже Китай в настоящее время идет навстречу революции. Дошло до того, что новая машина, которая сегодня изобретается в Англии, за один год лишает хлеба миллионы рабочих в Китае. Таким образом, крупная промышленность связала между собой все народы земли, объединила все маленькие местные рынки во всемирный рынок, подготовила всюду почву для цивилизации и прогресса и привела к тому, что все, что совершается в цивилизованных странах, должно оказывать влияние на все остальные страны; так что, если теперь в Англии или во Франции рабочие себя освободят, то во всех других странах это должно вызвать революции, которые рано или поздно приведут также и там к освобождению рабочих.

  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом