Главная страница

Комякова Г. Исправление речевых недостатков. Г. В. Комякова Исправление речевых недостатков введение


Скачать 173.5 Kb.
НазваниеГ. В. Комякова Исправление речевых недостатков введение
АнкорКомякова Г. Исправление речевых недостатков.doc
Дата26.01.2017
Размер173.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKomyakova_G_Ispravlenie_rechevykh_nedostatkov.doc
ТипДокументы
#16182
страница1 из 4

С этим файлом связано 39 файл(ов). Среди них: Polozhenie-2017.pdf, ANKETA_ZAYaVKA_SOBYTIE-2017.docx, KinematicShorts-festival_regulations-2017_ru_eng.pdf, Корогодский З.Я._Первый год . Продолжение.doc, Заявочный лист.doc, booktrailer.pdf и ещё 29 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

Г.В. Комякова

Исправление речевых недостатков

ВВЕДЕНИЕ

Речевые дефекты в калейдоскопе всевозможных речевых отклонений обращают на себя особое внимание. Это один из наиболее серьезных изъянов, искажающих красоту звучащего слова. Для наглядности приведем один пример.

На городском конкурсе школьников-чтецов в Ленинграде было прослушано 118 учащихся. Участники конкурса предварительно проходили внутришкольные и районные отборочные прослушивания, таким образом на городской конкурс попали лучшие представители занимающихся художественным словом. Из прослушанных участников конкурса:

58 человек - имели дефектные звуки "ш" и "ж";
47 человек - имели дефектные "с" и "з";
32 человека - "цвякающие" и "звякающие" "ть" и "дь";
29 человек - дефектное "ч".
Некоторые из учащихся имели по нескольку дефектных звуков одновременно.

Поистине - налицо "массовая речевая инвалидность"! - по меткому выражению проф. М.Е.Хватцева.

Дефектное произношение звуков имеет также широкое распространение и в речи взрослых. Большим количеством речевых дефектов насыщена речь многих абитуриентов, поступающих в институты, университеты. Искажению подвергаются в наибольшей степени звуки "с", "з", "ш", "ж", "ч", "щ". Об этом говорит повседневная практика.

К наиболее распространенным недостаткам следует отнести и произнесение смягченных "т" и "д". Именно эта группа согласных искажается не случайно.

Перечисленные звуки наиболее сложны по своей организации, в их произношении принимает участие наибольшее количество мышечных групп, нервов, совместная работа которых трудно налаживается.
Кроме того, их акустические признаки наиболее тонкие, и поэтому трудно различаются и опознаются органом слуха.

Итак, острота слухового восприятия и отточенность артикуляционных движений, являющиеся необходимыми условиями чистоты произнесения перечисленных звуков речи, - нередко в жизни не достигает должного совершенства, это ведет к возникновению дефектного звучания указанных согласных. Недостаточное внимание к фонетической организации живой речи со стороны школы и семьи, анатомо-физиологические особенности речевого аппарата, несовершенная речь окружающих является той почвой, на которой произрастает и процветает во всех формах косноязычие.

В работе предлагается:

1. Анализ и характеристика наиболее распространенных речевых недостатков.
2. Методика воспитания верных речевых навыков.
3. Теоретическое обоснование основных методических принципов, базирующихся на современных научных данных.

Функционирование речевого аппарата осуществляется посредством синхронной работы трех теснейшим образом связанных, "сплетенных" между собой систем: дыхательной, артикулярной и голосообразующей.
В процессе воспитания речевых навыков возникают своеобразные трудности, обусловленные следующими обстоятельствами:

1. Множество мышц и нервных волокон включаются в работу при произнесении любого звука.
2. В большинстве эти мышцы и мышечные группы невелики по размеру.
3. Перемещение их в процессе речеобразования чаще незначительны.
4. Функционируют мышцы комплексно, и бывает трудно дифференцировать их деятельность и осознать работу каждой мышцы в отдельности.
5. Многие мышцы речевого анализатора непроизвольные, то есть не поддаются непосредственному воздействию. Однако часто именно их-то и необходимо подключить к работе речевого аппарата.
6. Возникновение мышечного зажима или нарушение функции какой-либо из мышечных групп способствует мгновенному закрепощению всего аппарата к расстройству его деятельности.
7. Сеченов, отводя мышечным ощущениям в осуществлении речедвижений огромную роль, одновременно подчеркивает, "что мышечное ощущение вообще, то есть ощущение сокращающейся мышцы, само по себе до чрезвычайной степени неопределенно и слабо; по выразительности оно далеко уступает даже любому обонятельному и вкусовому". ("Рефлексы головного мозга")

Тем не менее расплывчатые, туманные, зыбкие ощущения, сопровождающие мышечную деятельность, поддаются конкретизации, прояснению, воспитанию. "... Боли из массы мышц, действовавших до настоящего момента разом, то есть совокупно, выделяется деятельность одной, и эта одинокая мышца часто упражняется в одном и том же направлении, тогда и ощущение, вызываемое сокращением ее, должно необходимо представляться сознанию с более и более определенным характером". (Сеченов. "Рефлексы головного мозга",) В этой закономерности - путь к сознательному управлению речевым аппаратом.
Особое значение данная закономерность приобретает при работе по устранению речевых недостатков.

Работа по исправлению дефектных звуков может идти двумя путями:

1. Студент слышит дефектность своего произношения. Воспроизводя "больной звук" вслед за преподавателем, студент верно настраивает работу артикуляторных органов при помощи слухового контроля. Единый вариант - наиболее благоприятный для исправления произношения.
2. Студент не слышит своего дефекта, хотя преподаватель его обнаружил, и на него обращено внимание. В этом случае требуется значительно больше времени для нормализации речи.

Отправным моментом становится не слуховой контроль, а воспитание необходимой артикуляционной установки. В подобных случаях у студента нет неполноценного слуха. Мы здесь имеем дело со слухом, неправильно воспитанным под воздействием речи окружающих.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАБОТЫ НАД ДЕФЕКТНЫМ ЗВУКОМ

Студенту, имеющему недостатки произношения, следует прежде всего:

А. Тщательно разобраться в том, каким образом работает его речевой аппарат при произнесении "больных" звуков. Поначалу полезно улавливаемые и осознаваемые движения органов артикуляции и их положение записывать. Каждое последующее воспроизведение дефектного звука будет прояснять мышечно-двигательные ощущения, а их письменная фиксация поможет этот процесс ускорить.
Б. Разобравшись в деятельности своих артикуляционных мышц, нужно сравнить ее с работой органов артикуляции, характерной для правильного произнесения и выявить отклонение, вызывающее дефектное звучание согласного.

Всю дальнейшую работу надо направить на перевоспитание неправильного навыка, на усвоение верного произнесения "больного"согласного в изолированном виде.

Начальный процесс работы над дефектным звуком состоит из следующих разделов:

I. Артикуляционная гимнастика
Достичь изощренности артикуляционных .движений, которая необходима для точного произнесения наиболее сложных звуков речи - "с", "з", "ш", "ж", "щ", "р", "л" и мягких "т" и "д" - можно только в том случае, если учащийся; сумеет преодолеть пассивность, инертность артикуляционного аппарата.
II. Затем начинается освоение правильной артикуляционной установки, характерной для данного согласного (без произнесения звука).
III. Когда верная артикуляционная установка усвоена, следует приступить к произнесению звука в изолированном виде. Причем, желательно механическое произнесение звука, без ассоциации его со звуком речи.

После того как студент научится верно произносить исправляемый звук в изолированном виде, наступает следующий этап работы - включение исправляемого звука в речь.
Этот процесс работы будет освещен позднее, в специальном разделе.

ВЕРНОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ ИСПРАВЛЯЕМОГО ЗВУКА В ИЗОЛИРОВАННОМ ВИДЕ

"Прежде всего надо было понять, при каком положении рта, губ, языка создаются правильные звуки согласных".
К.С.Станиславский

Приступим к рассмотрению работы по исправлению наиболее часто искажаемых звуков, подробно останавливаясь на каждом из них в отдельности.

РАБОТА НАД ПРОИЗНЕНИЕМ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ "С". "3".

Звук "С" - правильная артикуляция:
При верном произнесении звука "с" органы артикуляции работают следующим образом:
Губы полураскрыты, уголки рта слегка растянуты в стороны.
Нижняя челюсть слегка опущена, расстояние между верхними и нижними резцами 1-1,5 мм. Язык распластан, имеет лопатообразную форму, слегка выгибается вверх по направлению к твердому небу.
Бока языка прилегают изнутри к верхним боковым зубам и одновременно касаются нижних зубов. По средней продольной линии передней части спинки языка образуется небольшое углубление. У верхних боковых резцов контакт между боковыми краями языка и зубами прекращается. Передняя часть спинки языка выгнута вверх и как бы стремится к альвеолам верхних зубов. Между языком и альвеолами образуется щель.
Кончик языка заткут вниз и касается нижних резцов и частично альвеол.
Воздушная струя проходит через щелевое сужение по созданному языком легкому продольному углублению, и между резцами образуется звук "с".
При произнесении мягкого "с" больше приподнимается вверх средняя часть спинки языка.
Звук "з" образуется при таком же положении органов артикуляции, как и "с", только язык менее напряжен и в работу включаются голосовые связки. Кончик языка слегка вибрирует.

Варианты искажения звука "с".

В живой речи варианты произнесения этого звука крайне разнообразны, но при воспитании навыков сценической речи обычно приходится устранять недочеты, которые условно можно разделить на четыре группы:
1. Встречаются резко искалеченный "ТУПОЙ ЗВУК "С", оттенки искажения бывают всевозможного характера.
2. Шипящее "С".
3. Свистящее "С". Звук "с" подсвистывает, этот призвук раздражающе действует на слушателя, "с" как бы смешивается с "ц", в большинстве случаев это "с" бывает немощным, "жиденьким".
4. Неслышное, пропадающее "с". Рассмотрим, при каких условиях возникают искаженные свистящие и каким способом они нормализуются.

Тупое "с"

Тупое "с" возникает, если будет иметь место один из перечисленных ниже случаев.
1. Кончик языка будет попадать между передними зубами, слегка выдвигаясь наружу, язык при атом плоский.
2. Кончик языка упирается изнутри в сомкнутые зубы, язык также пластообразный, ровный.
В обоих случаях неверное положение занимает и тело языка, и кончик. Инертно все тело языка.
3. Боковые края языка недостаточно плотно прилегают к боковым зубам, так как язык значительно смещен вниз по сравнению с необходимым: лежит на дне ротовой полости и не выгибается вверх. Кончик же языка может быть загнут вниз. Таким образом кончик языка занимает верное положение, но пассивны средний и задний отрезки краев языка.
4. Язык несколько выше приподнят, чем в предыдущем случае, и его средние и задние бока касаются коренных зубов. Кончик языка лежит у нижних зубов. Однако отсутствует или недостаточен подъем передней части спинки языка к альвеолам, т.е. пассивна передняя часть спинки языка. Получающийся звук воспринимается как "беззубое" "с".
5. Верхняя или нижняя губа, или обе вместе "прилипают" к зубам, перекрывают путь выходящей воздушной струе, я своей массой как бы - доедают, поглощают остроту, звонкость этого звука: "с" становится темным, глухим, тупым, (иногда инертные губы способствуют возникновению "пришептывания").

Исправление тупого "с".

1. При тупом "с" обычно крайне пассивен язык, поэтому, осваивая правильное произнесение, следует заняться гимнастикой языка.
Полезно, подготавливая аппарат для произнесения правильного "с", использовать "жевание" языка. Боковые зубы слегка сжимают широкий упругий язык, а он препятствует давлению, как бы пружиня. Кончик языка при этом находится у передних резцов, а бока выходят за пределы зубов; расстояние между зубами во время максимального - но не болезненного - нажима на язык 1,2 см. Затем "раздвигайте" языком сомкнутые боковые зубы в стороны (язык пружинит уже в горизонтальном направлении). Этими упражнениями тренируется чувствительность боковых краев языка и управляемость их движениями.

2. Подготовив таким образом мышцы языка, осваиваем описанную выше артикуляционную установку, характерную для правильного произнесения звука "с".
Следим, чтобы нижняя челюсть была слегка выдвинута вперед по сравнению с положением покоя: нижние резцы должны находиться под верхними, на одной с ними вертикальной прямой.

3. Установив должным образом органы артикуляции, осторожно продуваем воздух по небольшому углублению, расположенному по средней продольной линии языка.
Губы не должны встретиться на пути следования проходящей между резцами воздушной струи. Они слегка расходятся вверх и вниз, будто "распахиваются", освобождая ей дорогу. При выполнении описанных условий образуется звук, обладающий обязательными признаками, характерными для правильного согласного «С».

В этот период образование данного звука должно быть чисто механическим: создается определенная артикуляционная конструкция, по которой продувается выдыхаемая воздушная струя. Если, используя новую артикуляционную установку, начать стараться произнести правильный речевой звук "с", то вновь осваиваемое положение органов артикуляции будет разрушено старыми неверными навыками произнесения этого согласного.
В первый период работы по исправлению дефектного звукопроизношения мышечные ощущения, сопровождающие работу нашего артикуляционного аппарата, часто обманывают нас: действительное положение органов артикуляции не соответствует кажущемуся, представляемому. Мышечные ощущения только со временем будут нами анализироваться безошибочно. В связи со сказанным артикуляционный тренаж и последующая работа по освоению верной артикуляционной установки должны обязательно проводиться с зеркалом, т.е. руководящая роль в этой работе должна отводиться зрительному контролеру.

«Зрение является одним из важнейших естественных привычных регуляторов в нашей деятельности. Вследствие анатомо-физической связанности зрительных систем мозга со слуходвигательными, оно является прекрасным контролером, содействующим выработке правильного кожно-мышечного чувства в артикулярных аппаратах. Зрительный контролер не только уточняет, но и усиливает движение» - читаем мы в "Логопедии" М.Е.Хватцева. ("Логопедия", 1951, с.93). Таким образом в работе по перевоспитанию речевых навыков нашим помощником должно стать зрение, особенно поначалу.
Если верное произнесение звука "с' в изолированном виде будет усвоено, учащийся может приступить к следующему этапу работы - включению исправляемого звука в речь.

Трудности исправления тупого "с" и способы их преодоления

Иногда при исправлении тупого "с" студенту довольно долго не удается "нащупать"нужное положение языка. Он не может заставить приподняться вверх тело языка, не может наладить контакт между задней частью спинки языка и коренными зубами, ют у него недостаточно приподнимается к альвеолам передняя часть спинки языка. Добиться верного положения ему мешает вялость мышц языка.
Кроме того, нередко студенту бывает трудно расценивать произносимый "по-новому" звук "с" как механический, не связанный с речью.
Сознательно приподнятая и слегка выгнутая вверх спинка языка при продувании воздуха по желобку языка и при намерении верно произнести дефектный звук "с" не удерживается в нужном положении. Она выравнивается, возвращаясь в привычное, пластообразное состояние. В этих случаях необходимо заняться специфическими упражнениями. В практике работы со студентами мы используем взаимосвязь речи с моторикой всего тела. Определенные .движения рук, ног и туловища помогают активизировать речевой аппарат и влиять на работу его органов.
Облегчить нормализацию тупого "с" могут следующие специальные упражнения (все упражнения выполняются с воображаемыми предметами).

Если инертно все тело языка

Упражнение I. "НА ФУТБОЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКЕ"

А. Вы - футболист, присутствуете на футбольной тренировке. Удар по мячу делается таким образом, чтобы .движение право! ноги осуществлялось в передне-верхне-левом направлении. Пятна правой ноги проходит над носком левой ступни. Во время удара по мячу произносится звук "с". Левая нога работает в передне- верхне-правом направлении. Упражнение может делаться как одной ногой, так и обеими ногами попеременно (следить, в каком случае лучше звучит "с").
Удар по мячу надо делать не носком ступни, а по линии ее внутреннего изгиба, стараясь, чтобы основная тяжесть "удара" приходилась на отрезок ступни центром этой линии и пяткой. Поначалу "удар по мячу" делается о полной силой. По мере усвоения правильного произнесения звука "с" "удар по мячу" становится слабее, футбольный мяч "заменяется" маленьким резиновым мячиком. Затрата мышечной энергии при выполнении упражнения резко уменьшается, а чистота произнесения звука должна остаться неизменной. Перед "ударом" по мячу вдох, а в момент удара - выдох.

Б. Поддаем футбольный мяч ногой в вертикальном направлении. Как и в предыдущем упражнении, работает не носок ступни, удар делается ее внутренней боковой поверхностью. Во время удара на выдохе произносится "с". Перед каждым ударом - вдох. Чем чаще делаются удары, тем быстрее и короче становится вдох, тем короче становится выдох и произносимый звук.

Упражнение 2. - "БРОШУ КАМЕНЬ"

Приблизив подбородок к грудной клетке, бросаем из-за головы камень по дугообразной линии, произнося при этом звук "с". Перед броском кисть сжата в кулак и находится у затылка. Сжатые в кулак пальцы максимально развернуты вверх, по направлению броска. Камень бросается почти себе под ноги. Кисть во время броска движется на близком расстоянии от головы и фактически описывает линию, повторяющую форму головы.

Во время выполнения описанных упражнений активен весь двигательный аппарат человека. Это вызывает активизацию и связанного с ним речевого аппарата - энергичнее становится дыхательный процесс, более точно и оперативно начинают работать обычно вялые артикуляционные мышцы.

Предложенные упражнения помогают студенту получить нужную артикуляционную установку: направленность выполняемых движений вверх; это вызывает устремленность вверх и у артикуляционных мышц. В результате язык при произнесении звука "с" занимает приподнятое, слегка выгнутое вверх положение. Звук "с" становится чище, так как вследствие приподнятости языка улучшается контакт и краев языка с боковыми зубами и приподнявшейся передней части спинки языка с альвеолами верхних зубов.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов