Главная страница

Горчакова Надежда Ивановна 2011 2012 учебный год пояснительная записка в основу рабочей программы по русскому языку для 1 класса моку Тюкалинский лицей положена авторская программа


Скачать 287.5 Kb.
НазваниеГорчакова Надежда Ивановна 2011 2012 учебный год пояснительная записка в основу рабочей программы по русскому языку для 1 класса моку Тюкалинский лицей положена авторская программа
Анкор30022_vmi.doc
Дата11.12.2016
Размер287.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла30022_vmi.doc
ТипПрограмма
#7133
страница1 из 3
Каталогid1695296

С этим файлом связано 67 файл(ов). Среди них: Konspekt_uroka.docx, Shkola_semi_gnomov_5-6_Vremya_prostranstvo.pdf, 2-3_Poslushnyy_karandash_Razvivaem_melkuyu_moto.pdf, rechevye_uprazhnenia.djvu, malenkiy_khudozhnik_Kroshki_i_goroshki.djvu, Shkola_semi_gnomov_3-4_Kakie_byvayut_mashiny.pdf, 2-3_Naydi_otlichie_Razvivaem_vnimanie.pdf, razvivaem_pamyat.djvu и ещё 57 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

«Тюкалинский лицей»


«Рассмотрено» «Согласовано» Утверждаю»

на заседании методического Заместитель директора по УВР Директор МОКУ Лицей

совета лицея

___________________ __________________
от_________________2011года от________________2011года о т________________2011года

Рабочая программа

по

ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

по системе Л.В.Занкова
9 часов в неделю (всего 207 часов)

Составитель:

учитель начальных

классов МОКУ «Тюкалинский лицей»

Горчакова Надежда Ивановна


2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка
В основу рабочей программы по русскому языку для 1 класса МОКУ «Тюкалинский лицей» положена авторская программа, разработанная Н.В. Нечаевой, которая обеспечена учебником (Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2010; Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! Тетради к Азбуке. Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2011; Нечаева и др. Тетради по письму. 4 части: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2011); методическими рекомендациями (Нечаева Н. В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, тетрадям по чтению и тетрадям по письму. – Самара: Корпорация «Федоров», 2011).

Программа «Обучение грамоте» основывается на следующих программно-методических материалах:

  1. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.

  2. ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009

Цель курса - освоение учащимися коммуникативной функции языка.

Задачи периода обучения грамоте:

  • активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;

  • научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

  • расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

  • развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

  • развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.

Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте. Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико - синтетическом звукобуквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом мен их звуков. Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков - основу способа чтения и письма. Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные. В этот период дети на коротких, простых по составу словах осваивают способ чтения и письма, наблюдают букву и как показатель мягкости согласных. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости, и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения и фонетического анализа слов, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные согласные, мягкий и твердый знаки. Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения; вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч и щ с другими согласными, кроме л, и проч., т.е. вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

Основной метод обучения письму: анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия. Способ написания наклонный, безотрывный и отрывный.

Существенно ускоряет навык качественного чтения и письма включение в программу позиций по смысловому анализу текста, смысловому и грамматическому анализу предложений и слов, что обеспечивает естественное многократное возвращение ребенка к прочитанному, а также введение опосредованного чтения и работы по развитию психофизиологических функций, которые лежат в основе процедур чтения и письма.

Реализация программы на ступени начального образования в лицее имеет следующие особенности:

  • при выборе форм изучения нового, закрепления, а также контроля используются УМК «Кирилл и Мефодий» через ИКТ и Интернет – ресурсо, позволяющие развивать учебно-познавательную, коммуникативную и информационную компетентности лицеистов;

  • использование на уроках знакомство со спецификой этимологии русского слова подробного изучения заимствование слов русского языка из других языков мира используется для формирования толерантного отношения обучающихся к другим народам, адекватного восприятия поликультурной картины мира;

  • национально- региональный компонент в изучении русского языка реализуется через включение в содержание учебного материала текстов диктантов с тематикой родного края, написание сочинений с описанием природы родного края.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения грамоте.

Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях:

- между целью, адресатом, местом общения и формой общения;

- между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными);

- между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов);

- о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;

- о родственных словах и корне слов;

-владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- группировать языковой материал по заданным основаниям;

-подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук _ гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);

- соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

- адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

- слушать и отвечать на заданный вопрос;

- пользоваться учебными книгами;

Знать/понимать:

- признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);

- оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ?!;

- звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

- признаки гласных и согласных звуков;

- признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;

- написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ;

- алфавит;

Уметь:

- голосом показывать различия в цели высказывания (правильно интонировать несложные предложения);

- читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;

- отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного;

- разграничивать реальные предметы окружающего мира и слова, их обозначающие;

- различать на слух границы слов и предложений;

- списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;

- писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы (оформление предложения, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, обозначение

мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с й, большая буква в именах собственных);

- соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме;

- различать на слух звуки речи;

- различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

- определять место ударения в двусложных словах;

- делить слова на слоги;

- находить в ряду слов родственные слова;

- применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ?!).

Данныйучебный предмет «Обучение грамоте» изучается в 1 классе МОКУ «Лицей» и рассчитан на 207 учебных часов в год, в том числе:

- обучение грамоте (чтение) – 92 часа;

- обучение грамоте (письмо) –115 часов.

Количество часов в неделю – 9.

Календарно — тематическое планирование уроков обучения грамоте (чтение)


Календарные сроки


Страница в учебнике


№№ уроков.

Тема (раздел),

кол-во часов


Планируемые результаты обучения



Возможные виды деятельности

учащихся

(варианты)


Освоение предметных знаний

Универсальные учебные

действия

1 этап (подготовительный)-13ч.




с.3-5

Тема 1.1. История обучения. Знакомство с учебником.

Общие сведения о речи

Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями:

речь устная и письменная; разные функции речи: общение, сообщение, воздействие; речь разговорная, книжная (научная, деловая,

художественная). История возникновения речи.

Понимание устной

речи.

Различие устной и письменной речи

Наблюдение взаимосвязи между содержанием и формой речи. Особенности общения в школе, на улице и дома.

Театр, правила поведения в театре. Представление о своей родине, о столице, о родном городе.

Речевые ситуации:

сообщение, беседа,

обращение, убеждение,

призыв, вопрос, просьба,

спор и проч.

Речевые средства:

мелодика речи, логическое ударение, паузы, сила,

тембр голоса, темп речи,

мимика, жесты, движения, интонационная выразительность. Составление предложений

в форме схемы и пиктограммы. Знакомство с многозначностью слов

(без введения понятий)

Письменная речь

Ориентировка в азбуке: обложка, форзацы, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные; художественные, научные, научно - популярные.

Сказки. Их возникновение, способы сохранения, особенности

рассказывания и чтения. Русские народные сказки и сказки других

народов мира. Авторские сказки.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков

буквами.


Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно

воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить

необходимые коррективы

и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации в учебнике,

пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез

(целое из частей), проводить

сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному

признаку).

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

принимать другое мнение

и позицию, формулировать

собственное мнение и позицию.

Анализировать предлагаемые

серии сюжетных картинок:

определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки.

Реконструировать события и

объяснять ошибки художника;

составлять рассказы после

внесения изменений в последовательность картинок.

Сочинять небольшие рассказы

повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания)

Определять предметы по их числу.

Различать устную и письменную речь звук и букву.

Знать признаки предложения, гласных и согласных звуков, мягких и твёрдых согласных звуков.

Оформлять предложения (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков .?!

Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова).





с.6-7

Тема 1.2. История речи. Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России.




с.8-9

Тема 1.3. Мир, Россия. Родина, семья. Малая Родина




с.10-11

Тема 1.4. Звук и его письменный знак. Разведение понятий «слово», «предмет». Звуки гласные и согласные.




с.12-13

Тема 1.5. Знаки звуков - буквы. Звуки (а), (у), буквы А,а, У,у.




с.14

Тема 1.6. Путешествие в мир знаков. Предложение и слово.




с.15

Тема 1.7. Фестиваль сказочных героев




с.16-17

Тема 1.8. Звуки (о), (э), буквы О,о; Э,э. Театр.




с.18-19

Тема 1.9. Предложение и слово.




с.20

Тема 1.10. Звуки (ы), (и), буквы ы, И,и. Твердые и мягкие согласные звуки.




с.21

Тема 1.11. Единственное и множественное число названий предметов.







«Я читаю»-2ч.

мир знаков; чтение схем предложений и схем слов, сопровождаемых рисунками; чтение пиктограмм, расшифровка ребусов; состав рассказа «Книга о лесе».


2 этап-16ч.




с.22

Тема 2.1. Позиционные особенности букв в словах. Имена собственные.

Звуки - буквы.

Смыслоразличительная

роль звуков речи в слове. Наблюдение связи

звуковой структуры слова

и его значения. Звуки

гласные, согласные, слог,

согласные звуки мягкие,

твердые, звонкие, глухие.

Вывод об отсутствии

специальных букв для

обозначения мягких

и твердых согласных.

Освоение позиционного (с ориентацией на следующую букву) способа письма. Ударение в слове. Его смыслоразличительная роль. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Безударные гласные. Твердые и мягкие парные звуки.

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам без стечения согласных.

Предложение. Соотношение нарисованного предложения (пиктограммы) с его схемой. Членение речи на предложения и слова.

Наблюдение смысловой и интонационной законченности различных по структуре предложений (односоставных и двусоставных - без введения понятий) при сопоставлении со словом.

Общее представление о словообразовании.

Систематизация слов, обозначающих наименования предметов,

созданных человеком и природой. Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов.

Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Чтение вслух, жужжащее чтение.


Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть основами смыслового чтения

текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинноследственные связи, строить рассуждения

об объекте.

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

учитывать разные мнения,

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу,

контролировать действия

партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической

и диалогической формой речи.


Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения

звука в слове.

Классифицировать звуки

по заданному основанию

(твердые - мягкие согласные

звуки).

Определять наличие заданного звука в слове.

Группировать слова по первому (последнему) звуку.

Различать звуки: гласные

и согласные, согласные

твердые и мягкие.

Характеризовать особенности

гласных, согласных звуков.

Моделировать звуковой

состав слова (с использованием фишек разного цвета).

Анализировать

предложенную модель

звукового состава слова,

подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Соотносить заданное слово

с соответствующей ему

моделью, выбирая ее из ряда

предложенных.

Сравнивать модели звукового

состава слов: находить

сходства и различия.

Пользоваться монологической и диалогической формой речи

Соотносить звук

и соответствующую ему букву.

Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные

звуки в открытом слоге: буквы

гласных как показатель

твердости - мягкости

предшествующих согласных

звуков.




с.23

Тема 2.2. Твердые и мягкие звуки (л), (л), (м), (м). Определение места звуков в словах.




с.24

Тема 2.3. Понятие об ударении. Ударные и безударные гласные.




с.25-27

Тема 2.4. Предмет. Его признаки и действия. Ударение.




с.28-29

Тема 2.5. Звуки (н), (н), (р), (р). Буквы Н, н, Р, р. Понятие рода и числа.




с.30

Тема 2.6. Твердые и мягкие согласные звуки

(н), (р)




с.31

Тема 2.7. Предложения по цели высказывания и интонации.




с.32-33

Тема 2.8. Диалог. Особенности сказочных героев.




с.34

Тема 2.9. Звук (й), буква Й, й.




с.35-36

Тема 2.10. Звук (й), буква Й, й. Нахождение предложения по схеме. Многозначность слова.




с.37

Тема 2.11. Звуковой анализ слов. Сильная и слабая позиция фонем.




с.38

Тема 2.12. Понятие «слог». Деление слов на слоги.




с.38

Тема 2.13. Правило переноса слов.







«Я читаю»-3ч.

буквы Л,л, М,м, Н,н, Р,р; театральная страница, язык жестов, решение ребусов;

логическое ударение, многозначность слов, единственное и множественное число.

3 этап-31ч.




с.39

Тема 3.1. Звуки (б), (б), (в), (в). Буквы Б,б, В,в.

Общие сведения о речи

Речевой этикет: слова приветствия, прощания, благодарности,

обращения; особенности общения со знакомыми и незнакомыми,

с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими

детьми. Особенности общения в школе, на уроке. Обсуждение, о чем можно просить и о чем нельзя.

Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, частушка, скороговорка, чистоговорка, поговорка, считалка, дразнилка, закличка и проч. Доказательства вы_

бора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов.

Звуки речи. Осознание единства звукового

состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, согласных твёрдых и мягких.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Чтение вслух, жужжащее чтение.

Графика. Техника письма

Списывание слов, записанных письменным и печатным шрифтом с доски и тетради для письма.

Письмо под диктовку слов.

Слово.

Наблюдение внутреннего единства лексического, грамматического значения и звукового (буквенного) состава слова. Наблюдение за изменением семантического значения слова или его формы

при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка в слове, замене одной фонемы, при перемещении ударения.

Общее представление о словообразовании.

Различение одушевленных (человек, животные) и неодушевленных (все остальные) предметов.

Имена собственные. Дифференциация вопросов кто? что? Непарные твердые

согласные (ж, ш, ц).

Звуки - буквы.

Сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков.

Алфавит и его значение. Нахождение случаев расхождения

звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при

записи слова.

Предложение.

Наблюдения смысловой зависимости содержания предложений

от изменения форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации (логического ударения, мелодики,

пауз), порядка слов.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе,

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе,

проявлять интерес к новому

учебному материалу, развивать

способность к самооценке.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную

задачу, учитывать выделенные

учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия на уровне ретрооценки, вносить

коррективы в действия,

выполнять учебные действия

в материале, речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной

и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно -следственные связи,

строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять

класс объектов по какому-либо

признаку).

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

учитывать разные мнения,

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу,

контролировать действия

партнера, использовать речь для регуляции своего действия,

владеть монологической

и диалогической формой речи.


Объяснять случаи

употребления заглавной

буквы.

Оформлять начало

и конец предложения.

Применять изученные правила

при списывании и записи под

диктовку.

Различать слово

и обозначаемый им предмет.

Объяснять значение слов

с опорой на контекст.

Различать слова с точки

зрения их грамматического

значения.

Анализировать текст: находить

в нем слова

с буквосочетаниями, жи - ши,

выписывать слова с данными

буквосочетаниями.

Соблюдать пробелы между

словами.

Применять изученные правила

при списывании и записи под

диктовку.

Дифференцировать буквы,

имеющие графическое

сходство о_а, и_у, п_т, л_м,

х_ж, ш_т, в_д и т.д.

Дифференцировать буквы,

обозначающие близкие по

акустико - артикуляционным

признакам согласные звуки

(с_з, ш_ж, с_ш, з_ж, р_л,

ц_ч и т.д.)

Контролировать этапы своей

работы, оценивать процесс и

результат выполнения задания.

В совместной работе

обосновывать свою точку

зрения, выслушивать

одноклассников.

Моделировать звуковой

состав слова (с использованием схемы слова).

Чтение

Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии

со знаками препинания.

Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль.

  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом