Главная страница
qrcode

Горелов Н


НазваниеГорелов Н
Дата08.08.2019
Размер3,1 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГорелов Н. - Кухня ведьм - Полезные тайны.doc
ТипДокументы
#107776
страница1 из 25
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Горелов Н. - Кухня ведьм: Полезные тайны














К














































































Тайное знание было всегда предметом вожделения любопытных. В Средние века — в особенности, хотя первый приходящий на память пример — это пара францисканских монахов, Вильгельм Баскер- вильский и юный Адсон Мелькский, слоняющихся ночью по монастырской библиотеке в поисках загадок и разгадок.


Под обложкой «Кухни ведьм» собраны «потаенные», но отнюдь не самые страшные книги Средневековья: гербарий, или травник, лапидарий — для тех, кто хочет разбираться в камнях и их свойствах, сонник, наставления по физиогномике и хиромантии — словом, весь набор, необходимый в повседневной жизни. План этого сборника придуман отнюдь не составителями, его прообразом стали знаменитые руководства по «эзотерическим» наукам: «Тайная тайных», приписывавшаяся самому Аристотелю, и «Книга тайн», автором которой якобы был ученый- доминиканец Альберт Великий. Еще одно важное отличие этого сборника состоит в том, что по большей части здесь представлены сочинения, опираю



















По словам средневекового автора «Тайная тайных»: «Из многих древних наибольшего совершенства достиг в ней, как считают, Филомен, великий ученый и магистр физиогномики. И действительно, он исследовал, исходя из сложения человека, качества и природные свойства его души. И прочее в этой истории прекрасно и удивительно. Примени ее к себе, дабы понять. Ученики мудреца Гиппократа нарисовали его портрет на пергаменте, отнесли Филомену и сказали: „Оцени это лицо и укажи нам его качества и черты". Тот осмотрел лицо и расположение его черт, сравнил одни части с другими и сказал: „Это человек распущенный, обманщик, охотник до любовных утех...“ На этом месте они перебили его, сказав: „Глупец, это изображение лучшего и благороднейшего человека, какой только есть в мире“. Филомен же успокоил их и поправился: „Это изображение мудреца Гиппократа, а что до того, что вы требовали у меня от


моего знания, так я вам показал, что я здесь наблюдаю согласно ему“. Когда они вернулись к Гиппократу и рассказали ему, что они сделали, что им ответил Филомен и каково было его суждение, Гиппократ им сказал: „Филомен сказал совершенную правду и не пропустил ни одной черты, однако из того, что я сам в себе разглядел, я заключил, что безобразное



Физиогномика в любую пору истории была доступна западному человеку. Трактат Латинского Анонима, как и гербарий, долгое время приписывали Апулею, которого благодаря «Золотому ослу» и «Апологии», где автор пытался очиститься от обвинений в занятиях магией, считали весьма сведущим в любых оккультных науках, как практического, так и теоретического плана. Однако любой, кому довелось читать «Метаморфозы», может прийти к однозначному выводу: Апулей так (!) писать не мог. Общее впечатление подтверждается выводами специалистов. Другое дело, что для большей убедительности в Средние века существовала традиция приписывать естественнонаучные трактаты знаменитостям. Из знаменитых авторов, на произведения которых ссылается аноним, до нас полностью дошла «Физиогномика», приписываемая Аристотелю. О Локсе ничего не известно, но Ориген ссылается на него в книге «Против Цельса» (I, 53) наряду с По- лемоном. Сам Антоний Полемон (88—145), знаменитый ритор, родился в Лаодикее, изучал риторику в Смирне, пользовался покровительством императора Адриана. Его сочинение утрачено, однако со


хранились фрагменты, переведенные на арабский, а затем переложенные и на латынь. Полемона, в отличие от физиогномиста Аристотеля, в особенности

интересовал этногра-



Прежде всего надлежит рассмотреть, является ли это искус


торые говорят, что в летнее время правая рука мужчины больше показывает себя, а в зимнее время левая рука женщины не обманывает. Также говорят некоторые, что правая рука мужчины на самом деле говорит о будущем, а правая рука женщины отражает настоящий момент» (пер. Д. Захаровой). Автора нисколько не смущает тот факт, что от имени Аристотеля он сам на себя ссылается. Самое примечательное в трактатах о предсказаниях по руке заключается в том, что, кому бы они ни приписывались, мы всегда сможем обнаружить отсылки на Аристотеля в трудах «самого Аристотеля» или в книге Альгазеля (1085— 1111) на сочинения философа аль-Газали, еще парадоксальнее выглядит ссылка Аристотеля на Альберта Великого, жившего на 1500 лет позже. Однако авторство и авторские права были весьма относительным понятием. -



Интерпретация или экзегетика снов была хорошо известна еще со времен античности, «Онейро- критика» Артемидора (вторая пол. II в. н. э.) — подробное и обстоятельное рассмотрение всех ужасов, какие только могут присниться человеку, — лучший тому пример. Сонники Средних веков были куда скромнее. Самый пространный из них, поздняя рукопись (XV—XVI вв.) которого публикуется в книге, всего 716 строк, и некоторые толкования повторяются дважды, а иные и вовсе противоречат друг другу (!). Для средневекового человека главным специалистом в области снов оказался пророк Даниил (хотя на эту же роль с успехом мог бы претендовать и Иосиф Прекрасный). Как говорится во вступлении: «Пророк Даниил, когда правители Вавилона попросили, чтобы он истолковал то, что явилось


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

перейти в каталог файлов


связь с админом