Главная страница
qrcode

+++Юшина ВКР. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение


НазваниеГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Дата18.06.2020
Размер0,65 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла+++Юшина ВКР.docx
ТипДокументы
#111976
страница1 из 6
Каталог
  1   2   3   4   5   6



государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
  • Самарской области
  • «Тольяттинский социально – педагогический колледж»



  • выпускная квалифиционная РАБОТА
    Использование творческих заданий на уроках русского языка как средство формирования креативного мышления младших школьников

    Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах
    Форма обучения: очная

    Студентка: Юшина Ирина Александровна Руководитель: Мастерова Л.З.

    __________________

    ___________________
    Допущена к защите:

    «___»____________20____г.

    Заместитель директора по учебной и научно- методической работе Дьякова О.И.__________
    Выпускная квалификационная работа Защищена с оценкой «______________» «_____»______________20___ г. Председатель ГАК________________
    Тольятти, 2019 г.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение…………………………………………………………..…….....................
    3
    1. Психолого-педагогические аспекты формирования креативного мышления младших школьников на уроках русского языка через использование творческих заданий…………….


    8

    1.1
    Формирование креативного мышления младших школьников на уроке русского языка в психолого-педагогической литературе……………

    8


    1.2

    Специфика уроков русского языка на современном этапе образования, включающих творческие задания в педагогической литературе…………...

    15


    1.3

    Комплекс уроков русского языка с использованием творческих заданий, направленных на формирование креативного мышления младших школьников.…………………….


    18
    2. Практико-ориентированное исследование формирования креативного мышления младших школьников через использование творческих заданий на уроках русского языка…………………...


    26


    2.1

    Методика практико-ориентированного исследования по формированию креативного мышления младших школьников с использованием творческих заданий на уроках русского языка…………………………………………………………………………


    26


    2.2
    Проектирование и апробирование комплекса уроков русского языка по формированию креативного мышления у младших школьников посредством использования творческих заданий……………………….



    2.3
    Анализ результатов исследования


    Заключение…………………………………………………….………….…………


    Список литературы……………………………………….…………….………….


    Приложение…………………………………………….………….………………..



    Введение

    Актуальность исследования заключается в том, что творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в, казалось бы, обычных явлениях. Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой, креативной личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Креативность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов, приемов и подходов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела на уроках и во внеклассной работе, способствующие формированию креативности младших школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, креативной личности. Причем наличие творческого мышления не коррелирует с интеллектом – даже если человек умен, это совершенно не значит, что он является такой личностью. Исследования особенностей формирования креативности младшего школьника осуществлялись в трудах (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. [26]. Вследствие этого, овладение креативным мышлением является одним из необходимых качеств человека, так какпроблема формирования креативного мышления младших школьников. Эта проблема составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.

    Объектом исследования является процесс формирования креативного мышления у младших школьников.

    Предметом исследования являются творческие задания на уроках русского языка.

    Целью исследования является формирование креативного мышления младших школьников на уроках русского языка через использование творческих заданий.

    Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
    Осуществить анализ педагогической и методической литературы по проблеме формирования креативного мышления у младших школьников.
  • Изучить особенности использования творческих заданий на уроках русского языка в начальной школе.
  • Выявить уровень сформированности у младших школьников креативного мышления.
  • Апробировать разработанный комплекс уроков по формированию креативного мышления младших школьников на уроке русского языка русского языка с использованием творческих заданий.
  • Обобщить и проанализировать результаты исследования.
    Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование креативного мышления младших школьников на уроках русского языка будет эффективным при следующих условиях:
    выявления специфики формирования креативного мышления у младших школьников;
  • выявления эффективных творческих заданий, направленных на формирование креативного мышления;
  • проектирование и апробация комплекса уроков русского языка по использованию творческих заданий.
    Методологической основой исследования является: исследование о человеке как субъекте отношений; учение об особенностях становления и развития личности младших школьников; индивидуальные и комплексные подходы, позволяющие определить уровень коммуникативности младших школьников; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска.

    Теоретической основой исследования являются: психолого-педагогические труды И.С. Якиманской, Ш.А. Амонашвили, И.А. Гришановой, Л.В. Занкова, Е. Ельниковой, О.И. Пометун, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

    Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, целям и задачам; репрезентативностью выборки и статистической значимостью полученных результатов.

    В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, нормативной, программной и учебно-планируемой документации; моделирование; проектирование; систематизирующий анализ, синтез; практическое внедрение организационных методов обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседа с учителями и наблюдение и постановка педагогического практико-ориентированного исследования; статическая обработка полученных результатов, табличные и графические методы.

    Этапы исследования:

    На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2019г.) осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы, учебно-методической литературы и были сформулированы рабочие гипотеза, цель, задачи.

    На втором этапе (декабрь-февраль 2019 г.) проводилась практико-ориентированное исследование, рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ г. Тольятти; изучались основные показатели и критерии формирования креативного мышления у младших школьников, через использование творческих заданий.

    На третьем этапе (март, 2020г.) опытно-формирующем - проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанного комплекса уроков русского языка, направленных на формирование креативного мышления через использование творческих заданий.

    На четвертом этапе (апрель-май, 2020г.) уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось оформление выпускной квалификационной работы.

    Базой практики явилось
    Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось участием в X научно-практической Интернет- конференции «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования», где была представлена статья на тему: «Использование творческих заданий на уроках русского языка как средство формирования креативного мышления младших школьников», на сайте http://www.tgl.net.ru/wiki. (Приложение 1).

    Научная значимость исследования в процессе изучения проблемы формирования креативного мышления заключается в том, что у младших школьников были уточнены и обоснованы теоретические пути ее решения средствами творческих заданий.

    Научная значимость исследования заключается также в уточнении понятий креативного мышления и описании творческих заданий, связанных со спецификой их применения в начальной школе.

    Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработанный комплекс уроков русского языка с использованием творческих заданий по формированию креативного мышления младших школьников

    может быть использован учителями начальной школы в практической деятельности.

    Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 25 источников, 7 таблиц, 4 рисунка, 6 приложений.

    1.Психолого-педагогические аспекты формирования креативного мышления младших школьников на уроках русского языка через использование творческих заданий

    Формирование креативного мышления младших школьников на уроках русского языка в психолого-педагогической литературе

    В психолого-педагогической литературе появление сведений о креативном мышлении школьников появилось в связи с изменением парадигмы образования. ФГОС нового поколения изменил многое в образовании школьников: от усвоения знаний, умений, навыков к развитию личности учащихся.

    Концепция креативности рассматривалась на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И.А. Володарской О.А. Карабановой, Н, Г Салминой и С.В.Молчановым. Конкретно концепция креативности как феномена творчества была введена в науку Дж. Гилфордом -  американским психологом, первым взявшимся за объективное исследование. В конце 50-х годов прошлого века он сформулировал несколько критериев креативности, которые поддаются оценке в психологических тестах. [23]

    Основные критерии таковы:

    1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей. 

    2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.
             3. Оригинальность  - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием);
             4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям,  восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

    5. Способность к разработке гипотезы -  смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

    6. Удовлетворенность - логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.

    Благодаря работам Д. П. Гилфорда, а затем Э. П. Торранса стало возможным оценивать креативность количественно и статистически. 

    Американский психолог Поль Торранс дал такое определение креативности: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».  Он   придумал первые тесты на креативность и разработал все основные составляющие креативности. [1, с-19]

    Рассмотрим определение креативности разных авторов, занимавшихся изучением обозначенной выше проблемы.

    С.Г. Воровщиков считает, креативность — это способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и не стандартное. Креативность — это способность к неординарному мышлению и применению этого мышления на практике. [5]

    По мнению А. В Федотовой, это смекалка, то есть способность человека в определенных критических ситуациях и, казалось бы, безысходных находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата даже при помощи обычных подручных инструментов. [14]

    А.А. Любинская указывает, что креативность заключается в этом ином видении простого в сложном ракурсе и наоборот, сложного в простом. [4]

    Как отмечает А.В. Петровский, креативность — это смелость при решении задач, то есть способность решить вопрос не штампованным подходом, который может граничить с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих. [6]

    П.Я. Гальперина считает: «Креативность - это не специальная, а общая способность, которая базируется на констелляции общего интеллекта, личностных характеристик и способностей к продуктивному мышлению». Она разделил творческий процесс на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. К перечню Дж. Гилфорда, П.Я. Гальперина добавляет еще три характеристики: «адекватность», «сопротивление замыканию», и «абстрактность». [3]

    Т.А Барышева и Ю.Б. Жиганов понимают креативность как - системное (многоуровневое, многомерное) психическое образование, которое не только включает интеллектуальный потенциал, но и связанно с мотивацией, эмоциями, уровнем эстетического развития, экзистенциальными, коммуникативными параметрами, компетентностью и так далее. [2]

    М.А. Холодная отмечает, что креативность рассматривается в узком и широком значении. Креативность в узком значении - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности, по Дж. Гилфорду), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта.

    Креативность, в широком смысле слова, - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность превносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем (М. Валлах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд). [9]

    Таким образом, все эти определения сводятся к основному определению: это общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом, проявляется в различных сферах активности.

    Необходимо также определиться с понятием мышление.

    Термин «мышление» имеет давнюю историю использования в разных науках, и на протяжении этой истории (она начинается как минимум с XVII в.) разными психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то мышлением называли всю психологию человека и противопоставляли мышление реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIXв. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов, называя его наряду с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфику мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека. По-настоящему предметом не только философских размышлений, но и экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс — настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. [16]

    Как писал В.К. Дьяченко: «Мышление это психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения предметов и явлений объективного мира в их существенных связях и проявлениях». [6, с-96]

    О.А. Карабанова: «Мышление - процесс познания, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности. Мышление помогает нам выстраивать систему умозаключений, получать новые знания». [17, с-106]

    Н.Г. Салмина считает, что мышление тесно связано с действием и речью. Человек изучает действительность с помощью воздействия на нее. Таким образом, действие – это первичная форма существования мышления.[19]

    С точки зрения Э. де Боно: «Креативное мышление можно определить, как такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Творческим может стать любой из основных видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. [11, с.25]

    А.М. Матюшкин относится к креативному мышлению как к способности нестандартно воспринимать окружающий мир и генерировать принципиально новые идеи. [13]

    Я.А. Пономарев считает, что креативное мышление – неотъемлемый компонент интеллектуальной деятельности. У одних оно развито лучше, у других – хуже, но все-равно присутствует, поскольку является частью человеческой природы. Благодаря креативному мышлению мы смогли выделиться среди других живых существ. Зачастую это умение помогает нам обходить конкурентов по работе. Соответственно, развитие креативного мышления – первоочередная задача формирования личности, которая в совокупности с высокими моральными качествами позволяет стать человеком с большой буквы. [18]

    Алан Дж. Роу, выделяет четыре основных стиля креативного мышления:
  •   1   2   3   4   5   6

    перейти в каталог файлов


    связь с админом