Главная страница

Готовимся к олимпиаде по русскому языку 3-4 класс Готовимся к олимпиаде (1)


Скачать 41,51 Kb.
НазваниеГотовимся к олимпиаде по русскому языку 3-4 класс Готовимся к олимпиаде (1)
Анкорolimpiada_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx
Дата13.02.2018
Размер41,51 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаolimpiada_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx
ТипДокументы
#64161
Каталогid79472221

С этим файлом связано 58 файл(ов). Среди них: Povyshenie_skorosti_chtenia.pdf, Kosinova_E_M_Grammaticheskaya_tetrad_3.pdf, Kosinova_E_M_Grammaticheskaya_tetrad_2.pdf, OBSLEDOVANIE-1.pdf, Korrektsionnaya_rabota.doc, Konspekty_zanyatiy_ONR.docx, Express-diagnostika_k_shkole.pdf, Pravilno_pishem_i_proiznosim_Tverdye_i_myagkie.pdf, kompleksnye_kontr_raboty_4_klass.pdf, Хочу в школу Система упр. Ястребова Лазаренко.doc и ещё 48 файл(а).
Показать все связанные файлы

Готовимся к олимпиаде по русскому языку 3-4 класс

Готовимся к олимпиаде (1)

1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).

Развесить уши - _______________________

Пускать пыль в глаза - __________________

Рвать на себе волосы - _________________

2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.

Я сегодня не помню, что было ..., ___________

По утрам забываю свои ..., _________________

В белый день забываю огни,

По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок)

Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:

Риф + ель + кадки = фрикадельки

Ель + сад + рак = ________________________

Рис + кепи = ____________________________

Рыба + соки = ___________________________

Нива + реки = ___________________________

Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.

______________________________________________

______________________________________________

Готовимся к олимпиаде (2)

4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь…____________________

___________________да зуб неймёт._________

Когда в товарищах согласья нет,

__________________________________

___________________________________________


не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

_____________________________________________

Так поди же попляши!

5. По данному началу допишите пословицы.

Правой рукой строит… _____________________________________

Ученье – свет… ___________________________________________

Кто хочет много знать… ____________________________________

Корень ученья горек… ______________________________________

Готовимся к олимпиаде (3)

1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика - иголка

Ракета - ___________________

Каприз - ___________________

Мольба - ___________________

Каратист - __________________

2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).

Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:

Лик + рок = _________________

Поле + дар = ________________

Шаль + до = _________________

Лов + буй = __________________

Готовимся к олимпиаде (4)

5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

_____________ выпал жаркий-жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

________________ пропал у пони,

________________ вянут на газоне,

А мартышка не страдает -

________________ уплетает.

6. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

Больно прикусил язык. _____________________________________

Язык до Киева доведёт. ____________________________________

Разведчики взяли языка. ___________________________________

Без языка и колокол нем. ___________________________________

Прикуси язычок! ___________________________________________

Язык под чесночным соусом. ________________________________

Готовимся к олимпиаде (5)

1. «Расшифруйте» слова:

по2л ___________________

2рь ____________________

с3 _____________________

ви3на __________________

1очество________________

Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.

_____________________________________________________________

2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой). Напишите автора и название каждого произведения.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Семь румяных усачей.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Автор: ________________________________

Название: ______________________________

Автор: ________________________________

Название: _____________________________

Готовимся к олимпиаде (6)

3. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:

Диво + пони + сок = ______________________

Воз + бедро + пике = _____________________

Хор + ум + ом = _________________________

Лён + ас + ком = ________________________

4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

_________________________________________________________________

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

_____________________________________________________

5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.

Кот наплакал- __________________

Бить баклуши- __________________

Спустя рукава- __________________

Зарубить на носу- ________________

Готовимся к олимпиаде (7)


1. Какие слова так произносятся?

[ Г Р У С’ Т’] ______________

[ Л’ Э С’ Т’] ______________

2. Составь слово, если в нем

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский. __________

3. Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.


4. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы


5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

Невежа – невежда.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Готовимся к олимпиаде (8)

7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:

мороз -_____________________________________________________________________

8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

_____________________________________________________________________________

10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

11. Поставьте слова в множественное число:

Человек - Лист (бумаги) -

Лист (дерева) -

Зуб (волка) - Зуб (пилы) -

Готовимся к олимпиаде (9)

1. Вставь буквы и поставь ударение.

Алф...вит, др...мота, кр...пива, щ...вель, кр...сивее, р...мень, к...л...метр, к...мбайнё

2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.

Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;

молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;

дождь, снег, осадки, иней, град;

футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.

Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.

Яркий желтый ___________________________

Прозрачный голубой _______________________

5. Замени выражения одним глаголом.

Клевать носом____________________

Зарубить на носу__________________

Чесать языки______________________

Выходить из себя____________________

Дать стрекача______________________

Бить баклуши _______________________

Ломать голову________________________

Готовимся к олимпиаде (10)

6. Вставь вместо * предлоги.

Я * утра * лесу гуляю,

* росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю * березку и * мох,

* малину, ежевику,

* ежа и * ежиху,

* которой * ежат

Все иголочки дрожат.


7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?

Вилка однажды споткнулась (о) крошку,

Падая, стукнулась вилка (об) ложку.

Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,

Брызги на книжную сели (об) ложку.

8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.

И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.

Пе ( . .) ол те ( ... ) л

Готовимся к олимпиаде (11)

1. "Составь пословицы":

дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье

2."Загадки-шутки"

1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________

2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________

3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________

4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

3. Расшифруй название сказки.

ЛОБОКОК - МОРЕКЕТ - ТОК И СИЛА -

КВОЛ И ЗАОК - КОРОМОЗ - КАШУЗОЛ -

4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.

Прим...рять друзей зал...зать раны

Разв...вается флаг отв...рить дверь

Зап...вать в хоре ув...дать издали

Готовимся к олимпиаде (12)

1.Подбери синонимы:

страж -.............. грядущее - ..................

кладезь - ................ вопиять - ...................

врата - ................ зерцало - ...................

2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.

Красивая ............. острый......

чёрный................ золотая...........

колючий ................ ночная............

3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди, туда - не знаю куда,____________

Скоро сказка сказывается,_________________

Это всё присказка,__________________________

4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:

Щ __

Щ __ __

Щ __ __ __

Щ __ __ __ __

Щ __ __ __ __ __

Олимпиада по русскому языку и чтению для 3-4 классов.

Сделать фонетический разбор слов: пошел, сбегать, разъезд, якорь.

(4 балла)

Подобрать по два слова к каждой схеме:

( 6 баллов)

Замени словосочетание близким по значению глаголом:

А) задирать нос; б) бить баклуши;

В) высасывать из пальца; г) повесить нос. (4 балла)

4. Найди в каждой строке лишнее слово и объясни почему:

А) Берег, огород, обед, красивый;

Б) деревня, лошадь, девочка, лиса;

В) я, мы, друг, он;

Г) тополь, дождь, дверь, олень;

Д) быстрый, скорый, проворный, тихий. (10 баллов)

5. Какими частями речи могут быть слова: дали, пила (4 балла)

6. Вставь пропущенные буквы:

Г..лерея, ап..льсин, фи..летовый, иску…тво, медл..нно, пут..ш..ствие. (7 баллов)

7. Определи части речи в предложении:

Радуют сердце яркие краски весенней земли. (6 баллов)


8. В каких названиях животных встречается орфограмма «парные согласные»?

9. Назови сказочные приметы. (по 1 баллу)


10. Чьи сказки были написаны в стихотворной форме?

А) А.С.Пушкин; б) Ершов П.П. ;

В) Одоевский В.Ф.; г) Бажов П.П. (2 балла)

11. Собери скороговорку: Корабль, карамель, мель, вез, наскочил, на корабль. (2 балла)

12. Подбери к устаревшим словам пару:

а) пуще; б) уста; в) молвить; г) стольный град; д) прекословить.

( слова для справок: возражать, говорить, сильнее, губы, столица.)

13. Собери имена животных героев сказок:

Курочка Пик

Муха Артемон

Мышонок Базилио

Пудель Тортилла

Черепаха Цокотуха

Кот Ряба (3 балла)

14. Выпиши имена русских богатырей:

Илья Муромец, Иван Петрович, Кощей бессмертный, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Соловей-Разбойник. (3 балла)

15. Краткое изложение содержания книги – это…

А) зачин; б) аннотация;

В) эпилог; г) цитата.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

1. Запишите как можно больше изменений данного слова, меняя каждый раз только одну букву.

Бок - ______________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Кочка - ____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Вы уже умеете превращать одно слово в другое, изменяя в каждом последующем слове только одну букву. Попробуйте «превратить» тесто в булку. Количество пропусков и начальные буквы некоторых слов, возможно, подскажут вам всю цепочку слов.

тесто м______ _________ __________ п_________ ___________

к_________ ___________ ___________ п___________ ___________

б________ ___________

3. Отгадайте метаграммы.

Я с [у] далёкая планета,

А с [и] – я в Азии страна.

______________________

С буквой д – вас в дом пускает,

С буквой з – рычит, кусает.

_________________________

С буквой ш – он над цветком жужжит,

А без ш – на енй корабль сидит.

______________________________

С буквой г – я большой магазин,

Ярко сияю стеклом всех витрин,

Если же г у меня отобрать –

Буду я звёзды тогда изучать.

_________________________________

4. Найдите лишние слова в каждой строчке.

Честный, честь, чесночный, чествование.

Седло, седловина, седина, седлать.

Смешной, смешать, смех, смешить.

Левша, левый, лев, налево.

Диво, удивляться, диван, дивный.

5. Запишите предложение одним сложным словом с соединительной гласной.

Человек, который любит трудиться - ___________________________________________

Ферма, на которой разводят птицу - ___________________________________________

Лесные насаждения, защищающие поля - ______________________________________

Судно с паровым двигателем - ________________________________________________

Человек, который любит принимать гостей - ____________________________________

Лекарственное средство против боли - _________________________________________

6. Вставьте пропущенные буквы.

Шарик рану зал…зал, с костью в будку зал…зал.

Я ружьишко зар…дил о морковку прор…дил, в огороде ув…дал, как кустарник ув…дал.

Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру…

Кот под снегом пос…дел и мгновенно пос…дел.

7. Укажите, какой частью речи является каждое слово. Пофантазируйте, что значит эта фраза.

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит юокрёнка.

________________________________________________________________________

8. Перед вами список существительных. Разделите его на две группы.

Брюки, башмаки, расспросы, вопросы, хлопоты, грабли, косы, вилы, весы, гири,

посевы, дебри, споры, встречи, проводы, шахматы, игры, щипцы, заботы, дверцы.

__________ ___________

__________ ___________

__________ ___________

__________ ___________

__________ __________

__________ ___________

__________ ____________

__________ ____________

__________ _____________

__________ ______________

9. Замените каждый фразеологизм глаголом-синонимом.

Перемывать косточки - ______________________________

Сбить с толку - ______________________________________

Лететь сломя голову - ________________________________

Держать язык за зубами - ______________________________

Возносить до небес - ___________________________________

Намять бока - ________________________________________

10. Поставьте знаки препинания так, чтобы всё встало на свои места:

кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

обложки там из чугуна

там варят сталь из полотна

кроят рубахи из пластмассы

посуду делают из мяса

котлеты стряпают из сажи

там ваксу делают из пряжи

прядут там нитки из сукна

костюмы шьют…

11. Отгадайте загадки и допишите отгадки.

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток;

Пока начнётся новый акт,

Мы называем всё _____________________

На время что-то прекратив,

Мы объявляем ______________________

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим ____________________

После уроков непременно

Нужна ребятам ______________________

12. Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.

Больше думай, _______________________ говори.

Большому уму и в _____________________ голове не тесно.

Век долог, да час _______________________.

Кривому глазу и _______________ криво.

Горькая правда лучше ___________________лжи.

Добро помни, а зло __________________.

Дождик вымочит, а красное солнышко _______________________.

Новых друзей наживай, а ________________ не теряй.

13. Расставьте знаки ударения в каждом слове.

Косит косец, а зайчишка косит.

Трусит трусишка, а ослик трусит.


14. Как изменится смысл предложения, если в начале поставить слово У?

Берега заросли.

______________________________________________________________

15. Составьте четыре слова из трёх слогов, каждый слог можно использовать

только один раз.

Беж, бу, по, ро, лок, кА, три, сто, на, про, сё, на.

_____________________________________________________

16. Напишите 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя

дней недели.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

Олимпиадные задания по русскому языку для III класса

1. Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречается звуки [а] и [о].

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (______________________________ )

Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.

2. Назови одним словом.

Жидкое косметическое средство для мытья волос - ____________________________

Резиновая соска для младенца - ____________________________________________

Вьющаяся или завитая прядь волос - ________________________________________

Мера длины, равная десяти сантиметрам - ___________________________________

Непосещение школы без уважительной причины - ____________________________

Устройство для замораживания продуктов - __________________________________

Подземный транспорт - ___________________________________________________

Детская игрушка волчок - _________________________________________________

Сумка туриста - _________________________________________________________

Сахар в кусочках - _______________________________________________________

3. Разгадай ребусы.

а) о5, а б) за1ка г) 1вилка

Напиши ответы:

а) ____________________________

б) ____________________________

в) ____________________________

Б) Найди и напиши не менее трех общих признаков у данных слов - понятий:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Найди ошибки в тексте, напиши его безошибочно.

Я шол полестной дарошке в диревну. Месносьть была мене знакома В чяше леса слышался галасок малинофки.

У апушки милкали голубые колоколчики и белые рамашки на высокой ношке. Ат апушки к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька Около речьки паслос стадо.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Соедини фразеологические сочетания в левой части с его объяснением в правой:

Не ударить в грязь лицом.

Держать себя в руках.

Мелькнуть, как молния.

Игра не стоит свеч.

Стрелять без промаха.

Во что бы то ни стало.

Вешать голову.

Не находить себе места.

Занятие, которое себя не оправдывает.

Обязательно.

Очень быстро.

Точно в цель.

Сохранять самообладание.

Показать себя с лучшей

стороны.

Огорчаться.

Быть в состоянии большого волнения.

5. Выбери из скобок нужную форму существительного.

В деревне все дома покрыты ________________________ (толью, толем)

Щенок утащил _________________________ (дедушкин, дедушкину) ________________________ (туфлю, туфель), и мы долго искали _____________________ (её, его).

Надя любит мыть волосы _____________________ (шампунью, шампунем).

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Ответы

Конкурсные задания по русскому языку для III класса

Рекомендуемое время для выполнения работы – 50 минут.

Максимальное количество баллов – 42 балла.

1. Всего - 3 балла.

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (Аквариум) [а] – 16 раз; [о] - 8 раз.

2.

Шампунь

Пустышка

Локон

Дециметр

Прогул

Морозильник

Метро

Юла

Рюкзак

Рафинад

Всего – 10 баллов (каждое правильно названное слово – 1 балл).

За орфографическую ошибку в слове – минус 0,5 балла.

3. Опята, заколка, развилка.

Всего - 3 балла (если отгаданы все 3 слова и написаны без ошибок). За каждое неправильно расшифрованное слово – минус 1 балл; за орфографическую ошибку – минус 0, 5 балла.

Б) Одинаковое к-во слогов, ударение приходится на один слог, кол-во звуков и букв одинаковое, одна часть речи, наличие одинаковой орфограммы можно изобразить на бумаге (вылепить и т.п.), и т.д.

За найденные три признака – 3 балла, за каждый дополнительный самостоятельно найденный признак – плюс 0,5 балла.

4. Я шёл по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки.

У опушки мелькали голубые колокольчики и белые ромашки на высокой ножке. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка. Около реки паслось стадо.

Всего – 10 баллов. За каждую не найденную или вновь допущенную, уже учеником, ошибку – 0,5 балла (соответствие с программой обучения).

5. Не ударить в грязь лицом. - Показать себя с лучшей стороны.

Игра не стоит свеч. - Занятие, которое себя не оправдывает.

Держать себя в руках. - Сохранить самообладание.

Мелькнуть, как молния. - Очень быстро.

Стрелять без промаха. - Точно в цель.

Во что бы то ни стало. - Обязательно.

Вешать голову. - Огорчаться.

Не находить себе места. - Быть в состоянии большого волнения.

Всего – 8 баллов (Оцениваем правильно составленные пары).

5. В деревне все дома покрыты толем.

Щенок утащил дедушкину туфлю, и мы долго искали её.

Надя любит мыть волосы шампунем.

Всего – 3 балла. За каждое ошибочное предложение – минус 1 балл.

Олимпиадные задания по русскому языку для III класса. Школьный уровень

Ф.И. ученика класс

1.Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в ней встречается звуки [а] и [о]. Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (______________________________ )

Ответ: [а] - __________ раз; [о] - __________ раз.

2. Разгадай ребусы.

а) о5, а б) за1ка г) 1вилка

Напиши ответы:

а) ____________________________

б) ____________________________

в) ____________________________

3.Запишите в скобках количество букв и звуков в словах

ясень ( ), олень ( ), льёт ( ), смотреть ( )

4.Вставьте вместо пропуска мягкий знак там, где это необходимо:

Мал…чик, ноч…ка, пал…чик, спор…щик, плат…е, птен…чик, руч…и, убор…щица.

5. Соедини фразеологические сочетания в левой части с его объяснением в правой:

Не ударить в грязь лицом.

Держать себя в руках.

Мелькнуть, как молния.

Игра не стоит свеч.

Стрелять без промаха.

Во что бы то ни стало.

Вешать голову.

Не находить себе места. Занятие, которое себя не оправдывает.

Обязательно.

Очень быстро.

Точно в цель.

Сохранять самообладание.

Показать себя с лучшей стороны.

Огорчаться.

Быть в состоянии большого волнения.

6.Поставить в словах верно ударение:

Столяр, ремень, форзац, танцовщица, звонит, портфель, свекла, квартал.

7.Подчеркни слова, в которых количество букв и звуков совпадает.

Ель, юла, сеешь, поют, соловьём.

8. Теле по-гречески означает «далеко». Подбери слова, произошедшие от этого корня.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………

9.Выбери проверочное слово, вставь пропущенную букву, запиши слова парами.

1) Уд…вительно (дева, диво),

2) М…нять (мина, обмен),

3) Л…пить (липкий, лепка),

4) Скр…пучий (скрипка, скрепка, скрип),

5) Л…нивый (линька, лень).

10.Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Найди ошибки в тексте, напиши его безошибочно.

Я шол полестной дарошке в диревну. Месносьть была мене знакома В чяше леса слышался галасок малинофки.

У апушки милкали голубые колоколчики и белые рамашки на высокой ношке. Ат апушки к диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька Около речьки паслос стадо.

……………………………………………………………………………………………………………….

.………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Ответы на олимпиадные задания по русскому языку 3 класс.

Рекомендуемое время для выполнения работы – 50 минут.

1. Всего - 3 балла.

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит.

Без окошек, но не мрачный

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все прекрасные пловцы. (Аквариум) [а] – 16 раз; [о] - 8 раз.

2.Ребусы.

Опята, заколка, развилка.

3.Количество букв и звуков в словах

ясень ( 5 б., 5зв., ) олень ( 5б.,4зв.,), льёт ( 4б., 4зв.,), смотреть ( 8б.,7зв.,)

4.За каждый правильный ответ – 1 балл.

Мальчик, ночка, пальчик, спорщик, платье, птенчик, ручьи, уборщица.

5. (Оцениваем правильно составленные пары).

Не ударить в грязь лицом. - Показать себя с лучшей стороны.

Игра не стоит свеч. - Занятие, которое себя не оправдывает.

Держать себя в руках. - Сохранить самообладание.

Мелькнуть, как молния. - Очень быстро.

Стрелять без промаха. - Точно в цель.

Во что бы то ни стало. - Обязательно.

Вешать голову. - Огорчаться.

Не находить себе места. - Быть в состоянии большого волнения.

6. Поставить в словах верно ударение.

Столяр, ремень, форзац, танцовщица, звонит, портфель, свекла, квартал.

7.Подчеркни слова, в которых количество букв и звуков совпадает. За правильный ответ – 1 балл. Ель3б.,3зв., юла, сеешь, поют, соловьём8б.,8 зв..

8. (По кол-ву слов) Теле по-гречески означает «далеко». Подбери слова, произошедшие от этого корня. Телевизор, телемастер, телефон, телепрограмма, телевидение, телеведущий…

9.Выбери проверочное слово, вставь пропущенную букву, запиши слова парами. Всего – 5 баллов. Удивительно ( диво), менять ( обмен),лепить (, лепка),скрипучий ( скрип),ленивый ( лень).

10.Диктант.Я шёл по лесной дорожке в деревню. Местность была мне знакома. В чаще леса слышался голосок малиновки. У опушки мелькали голубые колокольчики и белые ромашки на высокой ножке. От опушки к деревне тянулась поляна. За поляной синела речка. Около реки паслось стадо.

3 класс 1 тур


1. Какими частями речи являются выделенные слова?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

2. Подбери синонимы к прилагательным:

Тихая езда -

Тихая ночь -

Тихий голос -

Верный друг-

Верный ответ-

Крепкая веревка-

Крепкий чай-

Крепкий организм-

3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

Кот наплакал-

Бить баклуши-

Спустя рукава-

Зарубить на носу-


5. Какие слова так произносятся?

[ Г РУ С’ Т’ ]

[ Л’ Э С’ Т’ ]

6. Составь слово, если в нем

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский

7. Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.

3 класс 2 тур

1. Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.


2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

3. Определи части речи.

Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.

“Переведи” это предложение на русский язык.

4. Разбери слова по составу.

Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка

5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.


6. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

7. Подбери прилагательные к данным существительным:

…. какаду

… шимпанзе

… шампунь

…тюль

8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Рукой подать-

Выйти из себя-

Повесить нос-

Готовимся к олимпиаде (1)

1. Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову - погибнуть).

Развесить уши - _______________________

Пускать пыль в глаза - __________________

Рвать на себе волосы - _________________

2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг - враг). Не забывайте, что это стихи.

Я сегодня не помню, что было ..., ___________

По утрам забываю свои ..., _________________

В белый день забываю огни,

По ... забываю дни. _______________________(А.А. Блок)

Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:

Риф + ель + кадки = фрикадельки

Ель + сад + рак = ________________________

Рис + кепи = ____________________________

Рыба + соки = ___________________________

Нива + реки = ___________________________

Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.

______________________________________________

______________________________________________

Готовимся к олимпиаде (2)

1. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь…____________________

___________________да зуб неймёт._________

Когда в товарищах согласья нет,

__________________________________

___________________________________________


не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

_____________________________________________

Так поди же попляши!

2. По данному началу допишите пословицы.

Правой рукой строит… _____________________________________

Ученье – свет… ___________________________________________

Кто хочет много знать… ____________________________________

Корень ученья горек… ______________________________________

Готовимся к олимпиаде (3)

1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика - иголка

Ракета - ___________________

Каприз - ___________________

Мольба - ___________________

Каратист - __________________

2. Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).

Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:

Лик + рок = _________________

Поле + дар = ________________

Шаль + до = _________________

Лов + буй = __________________

Олимпиадные задания.

по русскому языку для 3 класса.

Задачи,оцениваемые в 3 балла.


1. Чей нос называется так же , как мелкая монетка?

(А) коровы; (Б) медведя; (В) мыши;

(Г) свиньи; (Д) дельфина.

2.Когда человеку тяжело живётся, говорят, что жизнь у него не …

(А) виноград; (Б) масло; (В) сахар; (Г) торт; (Д) пепси-кола.


3.Какое из этих слов по смыслу сильно отличается от всех остальных?

(А) хлебница; (Б) яичница; (В) супница;

(Г) сахарница; (Д) салатница.

4. В предложении Зима кончается «спрятано» слово мак . В четырёх из этих пяти предложений «спрятаны» названия птиц, а в одном -название цветка. В каком?

(А) Сестрица пляшет. (Б) Лилипут кашляет. (В) Врачи ждут.

(Г) Метро закрыто. (Д) Книга истрёпана.

Задачи, оцениваемые в 4 балла.

5.Объясните, как понимаете эти выражения:

(А) Это тебе не по зубам--

(Б) Положил зубы на полку-

(В) Имеет зуб против меня -

(Г)Зуб на зуб не попадает –

6.Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.

(А) Делить шкуру неубитого……………… .

(Б) Купить …………….. в мешке.

(В) Беречь как ……………….. ока.

(Г) Согнуть в …………….… рог.

(Д) Толочь …………….в ступе.

(Е) Выйти…………….из воды.

7.Подберите слова с противоположным значением. Антонимы.

мощный – правда – счастье -

мрак - здоровье - друг –

Задачи, оцениваемые в 5 баллов.


8.Что приносит сорока на хвосте?

(А) осень; (Б) дожди; (В) сказку; (Г) сплетню; (Д) письмо.

9.Во французском языке часто дают прозвища и шутливые наименования, составленные из двух слов. Вот три таких наименования, переведённые на русский язык дословно: храни- дурака, храни –платье, думай-дурак. Что они означают?

(А) узелок на память, гардероб, перила;

(Б) гардероб, узелок на память, перила;

(В) узелок на память, перила, гардероб;

(Г) перила, гардероб, узелок на память.

3 класс

1 тур


1. Какими частями речи являются выделенные слова?

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

2. Подбери синонимы к прилагательным:

Тихая езда -

Тихая ночь -

Тихий голос -

Верный друг-

Верный ответ-

Крепкая веревка-

Крепкий чай-

Крепкий организм-

3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.

Кот наплакал-

Бить баклуши-

Спустя рукава-

Зарубить на носу-


5. Какие слова так произносятся?

[ Г РУ С’ Т’ ]

[ Л’ Э С’ Т’ ]

6. Составь слово, если в нем

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский

7. Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.

3 класс

2 тур

1. Расставь ударение в словах.

Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.


2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?

Рой, мой, закрой, простой, печь

Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

3. Определи части речи.

Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.

«Переведи» это предложение на русский язык.

4. Разбери слова по составу.

Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка

5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.

Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.


6. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

7. Подбери прилагательные к данным существительным:

…. какаду

… шимпанзе

… шампунь

…тюль

8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.

Рукой подать-

Выйти из себя-

Повесить нос-

Олимпиадные задания для 3 класса русский язык . 20.08.2012, 20:43

Ф.И._____________________________________ класс __________________

1. Подчеркни слова, в которых только твёрдые согласные звуки:

Малыш, пальцы, подъезд, лужицы, таблица, оркестр.

2. Найди и подчеркни существительные мужского рода:

Кофе, мороженое, повидло, метель, буран, теплынь, кино, тюль, такси, огонь, пюре.

3. Замени выражение одним глаголом:

Клевать носом- _______________

Зарубить на носу - ____________

Чесать языком -_______________

Дать стрекача - _______________

Ломать голову - ______________

4.В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи :

Ножницы, клещи, полевой, молоток

Говорить, вещать, молчать, рассказчик

Мать, тетрадь, бежать, кровать

Зелёный, багровый, краска, золотой

5. Выбери и отметь знаком «+» предложения с однородными членами:

а) В кабинете у доктора по-прежнему жили ёжики, зайцы и белки.

б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.

в) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.

г) Ветер весело шумит, судно весело бежит.

6. Подбери синонимы к словам:

Работа -__________________________

Дремучий (лес) - __________________

Печаль - _________________________

Кричать___________________________

7. Поставь ударение в словах:

Магазин, призывник, ненавидеть, инструмент, щавель, цемент, одобрить, положить, красивее.

8. Вставь нужную букву (З или С) в начале слова.

…дание, …жать, …давать, …делать, …десь, …гиб, …дешний, …бить, …говориться, …беречь.

9. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова:

Прим..рять друзей ____________

зал..зать раны _________________

Зап..вать в хоре ____________

ув..дает трава _________________

10. Выпиши слова, в которых есть звук [й]:

И вскользь мне бросила змея:

« У каждого судьба своя!»

Но я то знал, что так нельзя –

Жить, извиваясь и скользя.

__________________________________________________

11. Вставить в тексте пропущенные буквы:

В су….оту наш класс х..дил в похо… . Ст..яла ч..десная п...года. Ярко св…тило со…це. Тихо наб…гал лё…кий ветерок.

Впереди овра… . Там трудный спуск. Группа ребят пошла в обхо… . Все встретились на опушке леса.

Ни…кие тучи закрыли небо. Пол…тели первые сн..жинки. Но вот хлоп..ями пошел сне.. . Быстро заметало доро…ки и тр…пинки. Мы посп…шили д..мой.
перейти в каталог файлов
связь с админом